Введение к работе
Актуальность исследования заключена в осознании и корректировании музыкально-теоретических идей, понятий и композиционных методов с позиций лингвистики. Основанием для параллельного изучения музыки и лингвистики служит общность проблематики, терминологических корней, близкое раополоаение в системе наук. Глубинное родство двух наук приводит их к плодотворному контакту, хотя подобное взаимодейотвие может быть и неосознанным. Смысл и стремление данной работы - вывести эти процессы из области "бессознательного".
Предметом исследования отали теоретические работы и произведения музыкантов, испытавших влияние идей, аналитических и композиционных методов, которые сложились в серийной традиции. Другой объект изучения - труды по фонологии, общей лингвистике и лин-гвиотике текста.
Метод исследования теоретических документов и произведений, примененный в диссертации, сложился под влиянием работ М.Аранов-ского, Б.Гаспарова, В.Недуневского о музыкальной терминологии, о лингвистических методах анализа музыки. Особую роль сыграли труды К.Дальхауза, Х.Эггебрехта, З.Лиссы и других авторов об эволюции музыкальных понятий.
Научная новизна работы заключается в установлении общих для двух наук проблем и объектов исследования,'в привлечении цикла : лингвистических работ в круг наиболее острых вопросов теории музыки IX в. Музыкальные понятия и идеи, которые ранее казались случайными, незаметными, приобретают при таком освещении новый смыол и обнаруживают возможности интенсивного развития. Одно из таких'понятий, выводящих музыкантов к лингвистическим учениям, -понятие материала. В нем соединились три вопроса, из которых наиболее острый - интерпретация звуна в музыке XX в. За последние сто лет музыканты приобрели широкий слуховой опыт, но не сумели классифицировать новый акустический материал и отождествили струнтурные элементы музыки с физическими характеристиками звуна. Фонологические исследования корректируют это направление шсли и заставляют музыкантов анализировать 8вук как физический объект и как воплощение определенного элемента ввуковой системы. Второй вопрос, в котором сконцентрированы тайные сомнения музыкантов, создавших "серийную доктрину", - общественное происхождение музыки, предопределяющее существование определенного олоя звуковых закономерностей, заданных самой музыкальной традицией.
- г -
Лингвистические "учения о социальной природе языка, об отношении человека и всего языкового сообщества к языку позволяюї увидеть скрытую глубину этой проблемы. И, наконец, стремление музыкантов рассмотреть элементы предкомпоаиционного материала и целостного результата индивидуальной композиторской работы в одних терминах' заставляет обратиться к более позднему направление в языкознании - в лингвистике їексіа. Три эти вопроса предопределяют проблематику и структуру работа.
Практическая ценность работы. Материалы дисоергавии могут быть использованы в училищных и вузовских курсах истории вуаики, гармонии, анализа форм. В заключительной разделе работы paccuos-рены возмоености ее применения в педагогике.
Алробагош работы. Диссертация была обсуждена и рекоцандова-па в защите на заседании кафедры истории отечественной иузыкаяь-ноЯ культури 27Л. 1992 г.; в обсувдешш работы принимали учасгие такав педагоги кафедры теории ыувыни.
Структура работы. Диссертация состоит из введения; ірех глаї двух приложений, самка литература к нотных примеров. Приложения вполне uosho рассматривать как саиостоятолькыс главы о особый стилем изложения: это комментирование развернутых фрагментов музі коведчеейих я лингвистических работ„