Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации Демченко Ольга Александровна

Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации
<
Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демченко Ольга Александровна. Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Демченко Ольга Александровна; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова].- Саратов, 2009.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/34

Введение к работе

Тема данного исследования возникла на волне пристальною исполните ноского и слушательского интереса к старинной музыке, который наблюдается в нашей стране в последние годы Охватывая постепенно все более широкое репертуарное поле, отечественные исполнители-аутентиеты не так давно стали обращаться к музыке, созданной в XVIII столетии в России Именно созданной в России, поскольку музыкальное пространство той эпохи складывалось в первую очередь из произведений иностранных авторов, пребывавших в России, и лишь затем, к последней четверти века, к ним добавились первые опусы отечественных композиторов Сосуществование европейского и русского элементов в репертуаре рассматриваемого периода находит отражение в практике современных музыкантов, открывающих этот культурный пласт

Когда речь заходит об исполнительском возрождении русской музыки XVIII века, складывается не совсем обычная ситуация Вместо привычного исполнения произведений композиторов какого-табо исторического периода или национальной школы возникает явление нескочько иного порядка - попытка воссоздания звуковою образа эпохи, в котором нашли пересечение самые различные национальные традиции и где подчас оказывается сложно выявить конкретные черты той или иной культуры, настолько органичным оказался этот синтез к концу XVIII века

Сказанное является лишь одним из подтверждений актуальности избранной темы Другие из них связаны с множеством «белых пятен» в изучении картины музыкального искусства рассматриваемой эпохи и с тем, что далее па самый поверхностный взгтяд оно несомненно представляє! собой интереснейшую страницу истории отечественной культуры Кроме того, ряд явлений и тенденций музыкальной старины в совершенно ином историческом контексте и после долгого перерыва получил продолжение в современной художественной

практике (имеется в виду главным образом вторая половина XX столетия), что порождает массу новых аспектов в подходе к рассматриваемой теме

Процессы, которые происходили в отсчссівснной инструментальной культуре XVIII века, живо отзывающейся на европейские традиции, непосредственно отражаются в одной из частных ее областей - клавесинном музицировании Клавесин выполнял многообразные функции он был незаменим в качестве инструмента, исполняющего партию basso continuo в оркесгре или ансамбле, в качестве аккомпанемента для исполнения арии или даже русской народной песни и, разумеется, как сольный инструмент с широкими виртуозными возможностями Из эгого следует, что тембр клавесина занимал далеко не последнее место в инструментальной разноголосице рассматриваемой эпохи Более того, данный инструмент выступал как мощный носитель европейского начала, тесно сопряженный в смысловом плане с характерными особенностями западного музыкального мышления Поэтом) представляется закономерным рассмотрение избранной темы с точки зрения процесса национальной идентификации клавесина и связанного с ним культурного пласта в России

В ходе ассимиляции клавесинной культуры, имеющей сугубо западноевропейское происхождение, наблюдалась се постепенная адаптация к условиям характерной для России национальной жизни и ментальності! «Чужое» все более становилось «своим», и неизбежно происходило преобразование заимствованною в формы, соответствующие художесгвенным склонностям и запросам иной слушательской среды

С точки зрения мотивации предлагаемого в работе ракурса рассмотрения необходимо остановиться на только что отмеченных терминологических моментах

Первый из них — ассимиляция (ог лат уподобление, сходство, слияние) В отношении клавесинной культуры на российской почве это, разумеется, имело место На различных, особенно первоначальных этапах Россия впитывала большую традицию данной культуры, сложившуюся на Западе Тем не менее, понятие ассимиляция испотьзуется в диссертации с некоторой осторожностью,

так как, к примеру, в этнологии оно подразумевает слияние одного народа (или его часги) с другим путем усвоения языка, обычаев и т и , что может приводить к утрате своего языка, культуры и национального самосознания Нечто подобное можно частично ) смотреть и в отдельных произведениях дтя клавесина, принадлежащих русским композиторам XVIII века (скажем, в сонатах Д Борт-нянскою) В таком значении понятие ассимиляция кардинально не совпадает с понятием идентификация И если это имело место в русском клавесинном искусстве, то, как правило, галько на его исходной фазе.

На первый взгляд, резонно предположить, чго в отношении рассматриваемых в данной работе процессов вместо дефиниции идентификация вполне адекватным может оказаться термин адаптация (от лат приспосабливаться, приспособление) Чаще всего этим словом характеризуют приспособление организма к изменяющимся внешним условиям В предлагаемой диссертации данное понятие используется достаточно широко, но оно определяет только часть исследуемого процесса

В необходимой полноте этот процесс удастся раскрыть только па основе понятия идентификация, что в конечном счете означает утверждение идентичности, когда заимствованное, приобретенное в результате его активной переработки и творческого переосмысления становится органически присущим, необходимой принадлежностью собственного существования, тождественным своей природе, своему менталитету И, таким образом, при внешнем сходстве форм и проявлений прежнее «чужое» становится неотъемлемо «своим»

На этапе XVIII века в отношении той области музыкальной кутьт>ры, которая была связана с клавесином, можно говорить тотько о частичной идентификации Сам по себе этот инструмент был безусловно идентифицирован -он прочно и широко вошел в музыкальный обиход России, стал такой же естественной принадлежностью, как и другие распространенные тогда инструменты, в том числе сугубо национальные Что же касается композиторского творчества, связанного с использованием данного инструмента, то здесь процесс идентификации только начинался, и уже возникали элементы «самоотождеств-

ления» клавесина с проявлениями национальною духа Однако этот процесс был прерван на эмбриональной стадии вследствие замены клавесина различными видами фортепиано

После более чем полуторастолетнего забвения клавесина (в России эта пауза длилась значительно дольше, чем на Западе), произошло его возрождение в принципиально иных исторических и общехудожественпых условиях, Теперь клавесин функционировал на фоне высочайшей композиторской, исполнитель* ской и слушательской культуры - той культуры, которая уже давно перешла из «ученической» сгадии времен Екатерины II в качество одной из лидирующих, признанных по всем мире Возродившись, как «феникс из пепла», клавесин обрел во многом иное назначение, истолкование и функциональное предназначение, что как раз и является сутью рассмотрения завершающей главы центральной части работы

Итак, можно с достаточными основаниями утверждать, что проблема национальной идентификации на всем протяжении русской истории была всепроникающей и, можно сказать, глобальной В историко-практическом плане она со всей остротой была поднята в процессе реформирования национальной жизни, предпринятого во времена Петра Великої о В идеологическом и теоретическом отношении эта проблема впервые со всей отчетливостью обсуждалась в ходе разгоревшейся в середине XIX века дискуссии так называемых западников и славянофилов («почвенников»)

Рассматриваемое в предлагаемой работе клавесинное искусство является, конечно же, сугубо частным аспектом проблематики, столь важной для российскою уклада, мировосприятия и менталитета Тем не менее, оно дает возможность проанализировать эту проблематику под заданным углом зрения и отследить ее различные линии, пусть в достаточно специфических, однако по-своему существенных ракурсах рассмотрения

Объект исследования обозначен в заголовке диссертации следующим образом «Клавесин б России» Данная формулировка включает в себя целый ряд направлений общеисторический и художественный контекст, связанный с

процессами национальной идентификации, бытование клавесина на почве отечественной культуры, ею появление, распространение и основные функции, любительское музицирование и профессиональное исполнительство па >том инструменте, композиторское творчество и теоретическое осмысление различных граней функционирования клавесина в России, особенности, различия и специфика развертывания клавесинной культуры на стадиях XVIII века и, затем, второй половины XX столетия Все это составляет материал исследования

Предмет изучения заявлен в подзаголовке диссертации - «К провієш национальной идентификации» Несомненно, российская музыкальная культура, связанная с клавесином, является сравнитетьно небольшим участком архипелага отечественного музыкального искусства и тем бо чес отечественной культуры в целом И все же, изучая закономерности внутри избранного раздела художественного наследия страны можно с достаточной отчетливостью выявить некоторые сущностные черты проблемы национальной идентификации как в ее специфических, так и в общезначимых качествах

Іаким образом, цель исследования состоит в воссоздании целостной панорамы бытования клавесина в России с охватом всего комплекса составляющих этого бытования и в установ тении основных параметров национальной идентификации, предстающей сквозь призму развертывания клавесинной куть-туры на отечественной почве

Поставленная цель исследования обустовливает решение следующих научных задач

изучение истории появления и распространения клавесина в России,

выяснение специфических условий «гибридизации» клавесинного искусства и его произрастания,

выявление особенностей взаимодействия иностранных мастеров и р>с-ских музыкантов на уровне материально-технического обеспечения, педагогики, исполнитечьства, композиторского творчества и теоретической мысли,

анализ начальных этапов национальной идентификации инструмента как такового и его истолкования в композиторском творчестве конца XVIII века,

определение причин уіасания клавесинной кутьтуры в начале XIX столетия и ее возрождения во второй половине XX века,

воссоздание картины качественно иного состояния клавесинной культуры во второй половине XX столетия и новых методов использования возможностей изучаемого инструмента в композиторском творчестве,

осмысление реалий отечественной музыкальной культуры второй половины XX века как этапа безусловной идентификации клавесина и опирающегося на него исполнительскою и композиторского искусства

В качестве гипотезы выдвигается следующее положение в ходе длительного процесса ассимиляции и адаптации клавесина на почве отечественного музыкального искусства произошла его частичная идентификация на этапе второй половины XVIII века и полнокровное вживление в структуру национального художественного сознания во второй половине XX столетия Динамика и направленность процессов характерного для клавесинной культуры взаимодействия западноевропейского и отечественного компонентов были вполне адекватны и синхронны тому, что происходило в эволюции множества других явлении социальной, художественной и собственно музыкальной жизни изучаемых исторических периодов

Источниковедческую базу исследования составили всевозможные архивные материалы, почерпнутые главным образом в хранилищах Петербурга и Москвы, старинные и современные нотные издания, а также изографические документы Существенную помощь в работе оказали имеющиеся на нынешний день научные публикации, принадлежащие главным образом отечественным исследователям

Относительная немногочисленность источников, представленных в диссертационном Списке литературы (сто с лишним наименований), обусловлена действительным состоянием публикаций, касающихся темы исследования При

этом некоторые из существующих публикации могут приниматься в расчет только с известными допущениями и критическими комментариями В цетом, данный свод литературы пока что далек то того, чтобы дать полноценное освещение заявтеннои научной проблематики Следовательно, степень изученности проблемы оказывается пока что явно недостаточной Сказанное лишний раз подтверждает актуальность избранной темы и необходимость исследования в данном направлении

В силу многоликости рассматриваемых в предпринятом исследовании вопросов ею методологическая база потребовала обращения к различным инструментальным принципам и подходам

Рассмотрение яв тений, располагающихся в двух столь разных хронологических зонах (конец XVI - XVIII век и вторая половина XX столетия), вызвало необходимость применения метода дискретного исследования Для изучения клавесина, как объекта, внутри каждого из эгих исторических периодов оказалось естественным привлечение контрастных методолопіческих подходов Характер исходного материала Главы первой и Главы второй предопределил выбор индуктивного метода, когда постановка общеисторических аспектов, куль-іурологических ракурсов даст возможность выйти к рассмотрению конкретных примеров первых русских сочинении для клавесина И, напротив, содержание Главы третьей повлекло за собой востребованность дедуктивного подхода, при котором на основании аналитических обзоров отдельных произведений с участием клавесина де іаются обобщения по поводу маїисгральньїх направлений отечественной композиторской мысли в связях с этим инструментом Соответственно, основу методологии для Главы первой и Главы второй составляет исторический и культурологический метод, а для Главы третьей - музыкально-аналитический

К общим для всей работы методологическим принципам можно отнести контекстуальное изучение с привлечением всех необходимых культуро логических, общехудожественных и музыкально-аналитических данных, а также ком-

тексный анализ, позволяющий изучить явления по нескольким параметрам -от социально-исторических моментов до чисто музыкальных

Кроме тоїх), используются приемы социологического, системного и стилевого анализа И во всех случаях приоритетным остается компаративистский подход, позволяющий с помощью сравнения выявлять общее и особенное, сходство и различия в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития, а также рассматривать интернациональные связи, отношения и взаимовлияния

Научная новизна работы определяется следующими позициями

смысловым стержнем проведенного исследования стала проблема национальной идентификации, впервые вводимая в обиход отечественного искусствоведения,

впервые реконструирована целостная панорама развертывания клавесинной культуры в России,

в системно-комплексном охвате рассмотрены все составляющие клавесинного искусства (от материально-технических до образно-смысловых),

сравнительному анализу подвергнуты творческие характеристики двух эпох развития клавесинного искусства (вторая половина XVIII века с его предысторией, начиная с XVI столетия, и вторая половина XX века)

Практическая значимость данного труда состоит в том, что его результаты могут использоваться в курсах истории отечественной музыки, истории исполнительства и методики обучения на клавишных инструментах, а также в курсе мировой художественной культуры Научные положения диссертации могут послужить отправным пунктом для дальнейших исследований в области отечественного музыкального искусства, прежде всего в той его сфере, которая связана с использованием клавесина Рассмотренный па материале клавесишю-ю искусства процесс национальной идентификации в общенаучном плане открывает перспективу дальнейших исследовании в данном направлении

Положении, выносимые на защиту:

специфика каждого из двух исторических зіапов развертывания клавесинной к> 1ьт\ры в России (вторая половина XVIII и вторая половина XX века),

степень совместимости клавесина как характерного представителя западноевропейское инструментария с типом русской ментальиости,

эмбриональный характер национальной идентификации клавесинного искусства во второй половине XVIII века и ее откристаллизовавшиеся формы во второй половине XX столетия

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории (академии) им Л В Собинова и рекомендована к защите Концепция исследования и его отдельные положения послужили основой ряда докладов, представленных на Международных и Всероссийских конференциях Научный музыковедческий симпози>м в рамках V Международного музыкального фестиваля «Харьковские ассамблеи» (Харьков, 1995), II Международный научный конгресс «Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия» (Волгоград, 2000), Международная научная конференция «Фортепианный ансамбль композиция, исполнительство, педагогика» (Санкт-Петербург, 2001), II Международная научно-практическая конференция «Диалог культур XXI век» (Балашов, 2001), Международная научная сессия «Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002» (Санкт-Петербург, 2002), Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкальное содержание наука и педагогика» (Астрахань 2002), Международный симпозиум «Орган в XXI веке» (Москва, 2006), V Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи преемственность и новаторство» (Саратов, 2006), Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы науки и образования» (Москва, 2007), Международная научная конференция «Проблемы музыкального исполнительства» (Уральск, 2008), Международная научно-практическая конференция «Клавесинное искусство от истоков до наших дней» (Москва, 2009), VII Всс-

российская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания человек - текст - культура» (Саратов, 2009), Огкрыгая научно-практическая конференция, посвященная 125-летию со дня рождения Ь Асафьева (Саратов, 2009), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного искусствознания» (Оренбург, 2009) Научные результаты исследования отражены в публикациях автора общим объемом 4,5 печатных листа Авгор диссертации является лауреатом V Всероссийского фестиваля-коикурса музыкально-просветительских программ (творческий проект «Музыка русской усадьбы конца XVIII века» - Москва, 2009)

Структура работы Диссертация состоит из Введения, трех глав центральной части, Заключения, Списка литературы и нескольких приложений (Нотные примеры, Схемы, Перечень отечественных произведений для клавесина, Изография) Общий объем текста - 188 страниц

Похожие диссертации на Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации