Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Ганеев Виталий Ринатович

Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса
<
Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ганеев Виталий Ринатович. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса : к проблеме академического статуса : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 Саратов, 2006 185 с. РГБ ОД, 61:07-17/49

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Классическая гитара: история создания, совершенствования и функционирования 12

1. История западноевропейского гитарного искусства 12

2. История исполнительства на классической гитаре в России 29

3. Классическая гитара в российской провинции 47

Глава II. Академическое искусство игры на классической гитаре: сущность, структура, функции 64

1. Сущность, структура и функции академического исполнительского искусства 64

2. Профессиональное исполнительство как первый компонент академического искусства 77

3. Система профессионального образования как второй компонент академического искусства 91

4. Структура репертуара для классической гитары как третий компонент академического искусства 98

Глава III. Классическая гитара в системе отечественного профессионального музыкального образования 110

1. Современная система профессионального обучения игре на классической гитаре в России 110

2. Образовательная модель как средство формирования профессионального исполнителя на классической гитаре 128

3. Информационно-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования 136

Заключение 150

Библиография 152

Приложение 169

Введение к работе

Российское гитарное исполнительство является существенной частью мирового музыкального искусства. Развитие искусства классической гитары в России в целом отличается от западноевропейского и имеет свои особенности.

В современном отечественном инструментальном исполнительстве особенно остро по отношению к классической гитаре стоит проблема противопоставления народного и академического. Традиционное представление о классической гитаре как инструменте народном сложилось в связи с бытованием на российской территории нескольких разновидностей гитар (в частности, так называемой русской семиструнной), а также длительным общественно-политическим периодом, сопровождавшимся идеологическим диктатом и изолированностью России от мирового сообщества.

В соответствии со статусом народного инструмента в России сложилась образовательная система, в которой преподавание классической гитары до настоящего времени осуществляется в рамках кафедр (отделений) народных инструментов всех уровней профессионального музыкального образования (начального, среднего, высшего). Данное положение не соответствует академической сущности классической гитары, требует принципиального изменения взгляда на ее истинную природу и предполагает модернизацию существующей образовательной системы.

Особенности развития классической гитары в контексте музыкального исполнительства (как европейского, так и российского) сходны с историей других академических инструментов (фортепиано, скрипка и др.). Профессиональное гитарное искусство обладает обширным оригинальным репертуаром, включающим произведения различных эпох и стилей, а система профессионального обучения - основами методики преподавания игры на инструменте.

Обозначенная проблема проявляет себя во всех сферах творческой деятельности: профессиональном исполнительстве, обучении в рамках российской системы высшего профессионального музыкального образования, в трактовке сущности инструмента, в отношении к оригинальному репертуару. Именно се-

годня в связи с изменением общественно-политической ситуации в России указанная проблема обретает особую остроту, злободневность и возможность ее решения. Отсюда - актуальность данного исследования. Степень научной разработанности проблемы.

Развернутых исследований, в том числе диссертационного плана, и научных монографий, посвященных проблеме академического статуса классической гитары, в отечественной музыкальной науке и музыкальной педагогике до настоящего времени не было. Вместе с тем имели место многочисленные дискуссии, затрагивающие тему целесообразности преподавания классической гитары в рамках кафедры народных инструментов.

К вопросу академизации народных инструментов в современном профессиональном исполнительстве и преподавании обращаются Д.И. Варламов, А.А. Горбачев, О.И. Спешилова и др.

Большинство работ, посвященных гитарному искусству, представляют собой в одних случаях описание интересных событий и личных переживаний, не предполагающее научного анализа явлений, в других - содержат сконцентрированную информацию историко-биографического характера (имена, события, биографические очерки, письма, воспоминания и т.д.).

Различным аспектам российского гитарного искусства посвящали свои работы отечественные авторы, среди которых представители как XIX в. - А.С. Фаминцын, В.А. Русанов, так и XX в. - М. Иванов, Б. Вольман, А. Ширялин, Н.А. Иванова-Крамская и др. Одним из крупнейших исследователей истории гитары в России, В.П. Машкевичем, собрано и систематизировано значительное количество информации о деятелях гитарного искусства. Составленная во многом на основе его материалов энциклопедия М.С. Яблокова «Классическая гитара в России и СССР»1 -труд, значение которого для истории развития гитары невозможно переоценить.

Попытку исследовать историю развития гитары наиболее объективно, не вступая в полемику о главенствующей роли какого-либо из инструментов (име-

' Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. - Тюмень-Екатеринбург, 1992. [98].

ется ввиду шестиструнная и семиструнная гитары), предпринимает Б. Вольман в работах «Гитара и гитаристы» и «Гитара в России»1.

Определение периодов развития гитарного искусства в России содержится в многочисленных статьях и заметках В.М. Мусатова, однако предметом его изучения является не классическая гитара, а российское гитарное искусство в целом.

Наибольший интерес представляют диссертации К.В. Ильгина «Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство»2 и Н.Н. Дмитриевой «Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары»3. Первая работа посвящена в основном особенностям сосуществования двух видов гитары - русской семиструнной и шестиструнной - на территории России, а также их влиянию на русское гитарное исполнительство в целом; вторая - сконцентрирована на методике преподавания в среднем звене профессионального музыкального образования. В этом ряду находится и исследование А.А. Петропавловского «Гитара в камерном ансамбле»4, посвященное традициям камерно-ансамблевого музицирования с гитарой, особенностям репертуара, практической связи гитарного исполнительства с исполнительским искусством в области других инструментов, а также музыкально-выразительным возможностям гитары в данном амплуа.

Активизации научных исследований в области искусства классической гитары способствовала первая в истории российской гитаристики научно-практическая конференция «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание»5, однако обсуждаемые проблемы не затрагивали вопросов комплексного изучения искусства классической гитары как искусства академического.

1 Вольман Б. Гитара в России: очерки истории гитарного искусства. -Л.: Музгиз, 1961; Вольман Б. Гитара и
гитаристы. -Л.: Музыка, 1968. [44,45].

2 Ильгин К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дис.... канд.
искусствоведения: 17.00.02 / К.В. Ильгин. - СПб, 2003. [87].

3 Дмитриева Н.Н. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной клас
сической гитары: дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Н. Дмитриева. - М., 2004. [70].

4 Петропавловский А.А. Гитара в камерном ансамбле: дис.... канд. искусствоведения: / А.А. Петропавлов
ский. - H. Новгород, 2006. [155].

5 Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. междунар. науч.-практ. конф. 12-
13 апр. 2005 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. СВ. Рахманинова. - Тамбов, 2005. [99].

Таким образом, российские историки гитары рассматривали, как правило, «гитарное явление» вообще, не разделяя искусство российской гитары на «классическое» и «неклассическое», и поэтому не ставили вопрос об академической природе классической гитары. Работы современных исследователей, посвященные в большинстве своем отдельным вопросам, таким как формирование репертуара, методика преподавания и т.п., не затрагивают проблемы, связанные с сущностью понятия «классическая гитара», комплексным изучением истории исполнительства на данном инструменте, систематизацией и периодизацией искусства классической гитары, а также с особенностями преподавания в системе профессионального музыкального образования России.

Объект исследования - гитарное исполнительское искусство в отечественной музыкальной практике.

Предмет исследования - исполнительские и педагогические условия, обеспечивающие академический статус классической гитары в системе высшего профессионального музыкального образования России.

Цель исследования - обоснование академической природы классической гитары с целью формирования образовательной модели обучения исполнителя-гитариста, соответствующей академическому статусу классической гитары в российской системе высшего профессионального музыкального образования.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть российскую историю развития гитары в контексте общеевропейского искусства, провести комплексный анализ ее основных периодов с позиций развития конструкции инструмента, репертуара, сложившихся национальных традиций, исполнительства и обучения;

  2. обосновать особенности конструкции классической гитары, определяющие ее академическую природу в контексте современного музыкального инструментария;

  1. определить основные виды профессионального исполнительства на классической гитаре, сформированные в соответствии с историческими этапами развития музыкального искусства и формами слушательского восприятия;

  1. охарактеризовать современные условия обучения исполнителя на классической гитаре в рамках российской системы высшего профессионального музыкального образования;

  2. сформировать образовательную модель профессиональной подготовки исполнителя, соответствующую академической природе классической гитары.

Гипотеза исследования.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения:

  1. Российское гитарное искусство характеризуется особым статусом классической гитары как народного инструмента, несоответствующего его академической природе.

  2. Академическая сущность искусства игры на классической гитаре обусловлена авторской конструкцией инструмента, выходом за рамки национальной культуры и наличием компонентов академического искусства: профессионального исполнительства, обучения в рамках системы профессионального образования и оригинального репертуара.

3. Возрождение академического статуса классической гитары в системе

профессионального музыкального образования, утерянного в процессе исторического развития отечественного гитарного искусства, обеспечивается созданием образовательной модели, направленной на комплексное обучение профессиональных исполнителей.

Методологическую основу исследования составили основные положения отечественного и зарубежного музыкознания: теория музыкального образования (А.С. Базиков [14], В.И. Горлинский [62], Т.Г. Мариупольская [121], Б.Л. Яворский [212]), история гитарного искусства (К.В. Ильгин [87], В.П. Машкевич [98, 172], А.А. Петропавловский [155], Э. Шарнассе [206], А.В. Ширялин [207]), методика преподавания классической гитары

(П.С.Агафошин [1,2,3], А.Гитман [60], А.М.Иванов-Крамской [81,82], Э. Пухоль [159, 235]), методика преподавания игры на других инструментах (А.Д. Алексеев [6], Л.С. Ауэр [11, 12] Л.А. Баренбойм [15], СЕ. Фейнберг [192], Г.М. Цыпин [200, 201], И.М. Ямпольский [215]), проблема академизации народных инструментов (Д.И. Варламов [32,33,34], А.А.Горбачев [61], М.И. Имханицкий [88, 89], О.И. Спешилова [182]), теория стиля и жанра (М.К. Михайлов [136], Е.В. Назайкинский [147], С.С. Скребков [178], А.Н. Сохор [180, 181]), психология музыкальных способностей (Д.К. Кирнарская [97], Б.М. Теплов [188], Г.М. Цыпин [202, 203]), проблемы отечественной музыкальной культуры начала XX века (Б.В. Асафьев [8, 9, 10], А.И.Демченко [67,68,69]), музыкальная коммуникация (В.В. Медушевский [130, 131], Е.В. Назайкинский [147], Ю.Н. Холопов [196], А.Н.Якупов [213, 214]), отечественная фольклористика (И.И. Земцовский [77, 78, 79]), методика применения информационно-компьютерных технологий в системе профессионального музыкального образования (Г.Р. Тараева [187], А.И. Марков [122]), теория любительского музицирования (В.Н. Сыров [185,186], И.А. Хвостова [194,195]).

Важным компонентом методологической основы диссертации явились труды философов Э. Гуссерля [64,65], И. Канта [90,91], А.Ф. Лосева [111,112].

Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы включали в себя анализ, синтез, обобщение положений философской, исторической, педагогической и методической литературы, учебных планов и программ, диссертационных исследований; структурно-функциональное моделирование. Эмпирические методы исследования включали наблюдение, анализ различных видов деятельности, обобщение личного педагогического опыта.

Положения, выдвигаемые на защиту: 1. Российское искусство игры на классической гитаре находится в русле основных тенденций мирового инструментального исполнительства, однако при всем академическом сходстве с исполнительскими школами других стран обладает национальным своеобразием: дискретностью развития, связанной с изоли-

рованностью России от мирового сообщества, зависимостью на начальном этапе от испанского влияния и статусом народного инструмента в российской системе профессионального музыкального образования.

  1. Академическое гитарное искусство суть профессиональная деятельность публичного характера в сфере преподносимой музыки. Структура академического исполнительского искусства предусматривает выход за рамки национальной культуры, наличие инструмента авторской конструкции и включает в себя следующие компоненты: профессиональное исполнительство, обучение в рамках системы профессионального образования и оригинальный репертуар различных эпох и стилей. Искусство игры на классической гитаре отвечает всем вышеназванным требованиям и, следовательно, является академическим искусством.

  2. Образовательная модель, соответствующая академическому статусу инструмента, утерянного в процессе исторической эволюции отечественного гитарного искусства, обеспечивает необходимые педагогические условия для комплексного обучения профессиональных исполнителей на классической гитаре в системе профессионального музыкального образования России.

Научная новизна исследования. Теоретическая новизна исследования определяется постановкой проблемы и избранной позицией и заключается в следующем:

  1. установлены закономерности исторического развития западноевропейского и отечественного профессионального гитарного исполнительства;

  2. уточнены и сформулированы признаки народного инструмента, необходимые для дифференциации понятий народного и академического;

  3. дана дефиниция академического гитарного исполнительского искусства, определены компоненты его структуры;

  4. раскрыта академическая сущность классической гитары как инструмента, обладающего всеми необходимыми признаками данной категории музыкальных инструментов;

5. выявлена взаимозависимость академического исполнительского искусства и обусловленной его особенностями структуры профессионального музыкального образования.

Практическая новизна исследования заключается в создании образовательной модели, ориентированной на практическую деятельность по подготовке исполнителей-гитаристов, включающей в себя использование информационно-компьютерных технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированы и обоснованы структура и сущность академического исполнительского искусства; уточнены связи и различия народного и академического инструментов; проанализированы закономерности исторического развития исполнительского искусства игры на классической гитаре; выдвинута и решена на теоретическом уровне проблема академического статуса классической гитары в системе отечественного профессионального музыкального образования.

Практическая значимость. Аналитический материал диссертации, его основные научные положения и выводы могут быть использованы в формировании курсов специального инструмента, камерного ансамбля, концертмейстерского класса, истории исполнительства и методики обучения на классической гитаре, в разработке принципиально новых образовательных стандартов комплексной подготовки профессиональных исполнителей-гитаристов.

Достоверность исследования определяется применением системного подхода, обеспечившего комплексное и всестороннее рассмотрение исследуемого явления, обращением к широкому кругу научно-литературных источников, документально-фактологического материала и теоретических наблюдений, соответствием методов исследования его задачам и специфике академического гитарного искусства, подтверждением правомерности выводов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры народных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. СВ. Рахманинова; в докладах на международных и региональных научно-

практических конференциях (Тамбов, 2002, 2004, 2005, 2006); в ходе чтения лекций в рамках Областных педагогических чтений (Тамбов, 2005), курсов повышения квалификации преподавателей классов классической гитары (Тамбов, 2002; Саратов, 2006); посредством публикации статей по теме исследования. Элементы сформированной в исследовании образовательной модели в настоящее время используются в процессе обучения студентов класса классической гитары ТГМПИ им. СВ. Рахманинова. Кафедрой народных инструментов осуществлено изменение учебного плана, в который введены предметы: камерный ансамбль, концертмейстерский класс, оркестр гитаристов.

История западноевропейского гитарного искусства

Классическая гитара, переживающая со второй половины XX века очередной подъем своей популярности и поэтому считающаяся одним из самых «молодых» музыкальных инструментов, в действительности имеет корни в глубокой древности. По одной из версий слово «гитара» происходит от санскритского «кутур» (четырехструнная), по другой - гитара возникла от древнегреческой кифары - инструмента бога солнца Аполлона. Кроме того, изображения гитароподобных инструментов можно найти в древнейших памятниках изобразительного искусства (например, на древнеегипетских гробницах). В источниках, посвященных истории инструментов данного вида, приводится различное время их возникновения. Так, например, Э. Шарнассе в своем исследовании «Шестиструнная гитара» говорит о скульптурных изображениях в Месопотамии, датированных II тыс. до н.э., которые содержат «инструменты с небольшим корпусом, сделанным наподобие лиры, из панциря черепахи или из тыквы (обтянутой, по всей вероятности, кожей)» [206, с. 8]. Прародителем современных струнных инструментов многие исследователи считают «музыкальный» лук. Инструменты, имеющие форму лука с присоединенным резонатором и одной или несколькими струнами, существуют в течение многих веков, их можно встретить и в настоящее время у некоторых народов Африки, Передней Азии и Евразии. В дальнейшем в конструкции древних музыкальных инструментов используется шейка, первоначально игравшая роль «усилителя прочности». Результатом развития этого вида щипковых стали такие инструменты, как арфа, псалтериум, гусли и т.п. Одним из свидетельств древнейшего происхождения подобного рода инструментов является табличка с поэтическим фрагментом на шумерском и ассирийском языках и клиновидной нотописью - уникальный памятник шумерской эпохи, относящийся к III тысячелетию до н.э. По предположению известного немецкого музыковеда Курта Закса, текст на табличке является записью арфового аккомпанемента вокальной мелодии пентатонного строя.

Неизвестно также точное время появления ладов на грифе. А. Ширялин приводит еще более ранний памятник истории - барельеф с гробницы царя Фив (3762 - 3703 гг. до н.э.), изображающий музыкальный инструмент с корпусом, грифом и ладами [207, с.4]. Одним из наиболее вероятных предков гитары был древнеегипетский инструмент нефер, представляющий собой разновидность лютни, который, вероятно, явился прообразом щипковых инструментов, использовавшихся в Европе раннего средневековья. Существенную роль в формировании гитарного искусства, по мнению некоторых исследователей, сыграла музыкальная культура Индии, повлиявшая впоследствии на возникновение стиля фламенко. Возникнув в глубокой древности, музыка Индии под влиянием религии и мифологии была органично связана с поэзией и танцем. Наибольшего подъема она достигла в периоды общего расцвета индийской культуры: в правление царя Ашоки (III в. до н.э.) после победы Индии над войсками Александра Македонского и во времена династии Гупта (IV-V в. н.э.). Индийский щипковый инструмент, переживший тысячелетия и упоминаемый еще в Ведах - вина. Отличительной особенностью его конструкции является наличие двух резонаторов (обычный -у основания, второй - у грифа, изготовленный из выдолбленной тыквы).

Одна из версий возникновения гитары называет прародителями данного инструмента наблу, известную в Египте приблизительно вів. н.э., и древний арабский музыкальный инструмент уд, имеющий внешнее сходство с мандолиной (средней длины гриф, шесть или восемь струн) и популярный в арабских странах по настоящее время. Результатом «слияния» данных инструментов принято считать «китар», завезенный в Испанию в период раннего средневековья и получивший в XIV-XV вв. широкое распространение в Европе. Впоследствии появилось несколько разновидностей этого инструмента, самыми популярными среди которых были гитерн, гитара-лира, ки тарра батента. Последняя, оснащенная пятью парными или тройными струнами, была популярна в Италии.

Необходимо упомянуть также струнные щипковые инструменты древнегреческой цивилизации - форминга, лира, кифара, которые использовались в основном для аккомпанемента пению; а также Древнего Китая - юань и юкин (III - IV вв. н.э.), с возникновением которых Э. Шарнассе связывает появление нового резонаторного корпуса, состоящего из верхней, нижней дек и обечайки, сыгравших исключительную роль в последующем формировании конструкции гитары.

Таким образом, достоверно определить время появления предшественников гитары затруднительно, «гитароподобные музыкальные инструменты существуют столь давно, что проследить их возникновение невозможно, не затерявшись во времени» [207, с.З]. В процессе своего развития инструменты этого семейства у различных народов настолько глубоко воздействовали друг на друга (как в конструкции, так и исполнительской технике), что говорить о существовании в древности собственно гитары, а главное - о точном месте и времени ее возникновения, не представляется возможным. Некоторые из древних щипковых инструментов сохранились в своем первоначальном виде: ситар (Индия), саз (Турция), бузуки (Греция), тар (Азербайджан) и пр.

Появление в семействе щипковых прототипа современной классической гитары можно отнести к VII в. н.э. Один из гитароподобных инструментов был завезен в Испанию римскими легионерами, он назывался фидокула и явился «родителем» так называемой латинской гитары. Позже (VII—VIII вв.) завоеватели Испании - арабы - знакомят народ этой страны с особенностями своей культуры, привнося своеобразный сплав культуры Востока и Запада. С этого времени в Испании сосуществуют две разновидности гитары - мавританская и латинская. Отличались они не только особенностями конструкции, но и способом игры. На мавританской гитаре было три «хора» (хор - две струны, настроенные в унисон или октаву), и играли на ней способом rasgueado, т. е. ударом по всем струнам (хорам) одновременно. Латинская же гитара имела четыре хора струн, и при игре на этом инструменте использовался прием puanteado, т.е. игра подушечками пальцев «нота за нотой». Если первая еще относительно долго занимала прочное место в испанском народном творчестве, то вторая была окончательно вытеснена лютней уже к XV-XVI вв.

Лютня, завезенная ранее сарацинами и маврами на остров Сицилию и в Испанию, к этому времени получила широкое распространение во всей Европе. Инструмент имел короткий гриф и отогнутую назад головку с колками, верхнюю деку, украшенную резной резонаторной розеткой, до десяти «хоров» струн. По тембру лютня напоминала арфу, клавесин, мандолину и гитару. Впервые она упоминалась в «Большом трактате о музыке» среднеазиатского ученого Фараби (X в.). Лютня заняла прочное место в области светского музицирования эпохи Возрождения. Искусство исполнителей на этом инструменте во многом повлияло на развитие инструментальной музыки и сольного инструментального исполнительства, в частности, на возникновение нотной системы и темперации строя (известно также, что первые клавирные и смычковые инструменты появились значительно позже лютневых).

Сущность, структура и функции академического исполнительского искусства

Обобщение наблюдений над природой классической гитары в западноевропейском и отечественном музыкальном искусстве XX века ставит перед необходимостью более подробного анализа понятий «классический», «любительский», «профессиональный», «народный» и «академический». Особая актуальность разъяснения сущности этих понятий возникает в связи с их «пересечением», иногда отсутствием четкой границы между категориями.

Историками гитары приводятся разные толкования термина «классическая гитара». Например, у Б. Вольмана читаем «...термин "классическая гитара" воспринимается у нас некоторыми, даже просвещенными музыкантами, не как современная шестиструнная гитара, противопоставляемая джазовой [курсив мой - ВТ.], а как инструмент, связанный только с давней "классической" музыкальной литературой» [45, с. 186].

Существует две версии возникновения самого термина «классическая гитара»: классическая, как принадлежащая к эпохе классицизма; классическая, как образцовая «высшего достоинства», совершенной конструкции и т.д.

Рассмотрим каждую из них. «Гитарой эпохи классицизма» были инструменты, совершенно не похожие на современную классическую гитару. Гитары Панормо, Лакота, Штауфера, Шерцера и других мастеров венской школы имели «истинно классический характер», соответствовали музыке эпохи венских классиков и раннего романтизма. Блестящие соло, легкость в левой руке при исполнении гаммаобразных пассажей, отсутствие перегрузок и зажимов, связанных с применением баррэ и с растяжкой пальцев - все это было возможно благодаря пропорциям конструкции инструмента. Ф. Сор и Ф. Карулли играли на гитарах Рене Лакота с мензурой 630 мм (т.е. на 20 мм меньше современной). На гитарах Д. Регонди, И. Мертца, Л. Леньяни, Ф. Шуберта (работы Штауфера) - мензура 610 мм. Этим инструментам был присущ и ряд недостатков - непродолжительность звучания и недостаточная громкость. И если в виртуозной музыке они имели определенные преимущества, то в кантилене эти инструменты, безусловно, проигрывали.

Классической гитарой сейчас называют совсем иной инструмент, нежели тот, на котором играли классики первой половины XIX века - Ф. Сор, Ф. Карулли, М. Джулиани, Л. Леньяни и пр. В основе современной модели инструмента, который ныне называют классической гитарой, лежит вариант конструкции испанского мастера Аитопио де Торреса (1817-1892), считающегося по праву ключевой фигурой в формировании модели современной гитары. Его творчество оказало серьезное влияние не только на современников, но и на последующие поколения изготовителей гитар. В течение всей жизни он постепенно увеличивал размеры гитары, совершенствуя пропорции инструмента. Например, за 1854-1883 годы длина корпуса в его инструментах увеличивается на 20 мм. Вероятно «классической» гитара первоначально была названа в Испании для того, чтобы отличить ее от традиционно существовавшей там другой гитары - гитары фламенко. Название указывало на тип инструмента, но совершенно не содержала в себе указания на принадлежность к эпохе классицизма. В начале XX века этот термин получил распространение в Европе, когда, благодаря триумфальным концертам А. Сеговии, М. Льобета, Э. Пухоля и других испанцев, европейские мастера из других стран начали работать по испанским моделям.

Большое значение для становления конструкции классической гитары имела деятельность австрийского мастера Германа Хаузера (1882-1952). Будучи тонким знатоком истории изготовления музыкальных инструментов, Г. Хаузер попытался объединить в своих гитарах ценные достижения европейских (венских) и испанских мастеров. Чаще всего его гитары - это кленовые, реже палисандровые инструменты среднего размера с мензурой 640 мм (А. Сеговия называл Г. Хаузера самым выдающимся мастером XX века и приблизительно с 1937 по 1957 годы играл на изготовленном им инстру менте). Другой мастер - Игнацио Флета (1897-1977), представитель испанской школы, изготавливал инструменты с большим корпусом, мензурой 650 мм, чаще всего из палисандра. В 1957 году И. Флета изготовил последнюю из трех знаменитых гитар, на которых играл А. Сеговия. Значительный вклад в развитие конструкции гитары внес также испанский мастер Мануэль Рами-рес, мензура его инструментов была 655 мм. Многие известные испанские мастера, среди которых - Фернандес, Эстесо, Кантрерас, работали в мастерской Рамиресов, которая впоследствии приобрела черты крупной фабрики, что мешало обеспечить «индивидуальный подход» к каждому инструменту.

Принимая вышесказанное во внимание, термин «классический» в названии инструмента следует трактовать как «образцовый», «первоклассный» от латинского «classicus». Классическая гитара, прежде чем стать таковой, прошла эволюционный путь поиска рационального в конструкции, технике игры, репертуаре и т.д.

Современная система профессионального обучения игре на классической гитаре в России

Система профессионального музыкального образования в России имеет свои ярко выраженные особенности и уходящие глубоко в историю традиции. Авторитет и популярность отечественных музыкантов (исполнителей и педагогов), не вызывающие сомнения, во многом способствуют тому, что молодые исполнители из других стран приезжают постигать секреты мастерства в консерваториях Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Некоторые российские преподаватели, являясь также профессорами зарубежных музыкальных учебных заведений, заметно влияют на формирование исполнительских традиций в этих странах. Существенную роль в международном признании российской музыкально-исполнительской школы сыграла сложившаяся в России система профессионального музыкального образования, «русская исполнительская школа характеризуется отнюдь не только технологическим совершенством, технологическими умениями, техническими способностями и т.д.; она характеризуется, прежде всего, глубиной интерпретации и художественного осмысления музыкального произведения... вот в чем основное достижение нашей многоуровневой системы, которая "сдвинута" к более раннему возрасту» [73, с. 16].

Периодом становления современной системы профессионального музыкального образования в России являются 20-е годы XX столетия. Однако основные ее предпосылки в значительной степени были сформированы в предыдущем столетии. Система музыкального образования, единственная в своем роде, служившая «предметом зависти» [14, с.97] не возникла на пустом месте, почва для ее реализации была подготовлена предыдущими поколениями музыкальных деятелей России XIX в. Как отмечает Г.М. Цыпин: «Фортепианная педагогика в России "доконсерваторских времен" не претендует в целом на постановки и решение специфических профессионально-исполнительских задач» [200, с. 18]. Это положение можно в полной мере отнести к преподаванию классической гитары в России, с той лишь разницей, что «доконсерваторские времена» для нее продлились значительно дольше, чем для фортепиано. И если «наряду с частным преподаванием в России конца - начала столетия заметно активизируется обучение на клавишных инструментах в государственных учебных заведениях различных типов и видов» [200, с. 17], то преподавание гитары (в том числе классической) вплоть до конца 1920-х годов XX столетия довольствовалось в основном лишь «частной практикой» и с этой точки зрения было повсеместно любительским.

Что касается профессионально-образовательного аспекта, то следует констатировать наличие в XIX в. попыток организовать профессиональное обучение на гитаре, однако они носили преимущественно единичный характер. Так, например, в 1821 году «классический учитель музыки» нижегородской гимназии И.А. Рако открыл в Нижнем Новгороде Музыкальную академию, в которую принимались юноши для обучения «на всех инструментах», в частности, на гитаре [139], а аналогичное учебное заведение в Москве в 1823 году проводило набор юношей и девушек для обучения «на гитаре разного звания», то есть шестиструнной и семиструнной [140]. Вместе с тем, в это время были заложены прочные основы профессионального обучения на гитаре в рамках широко распространенной частной педагогической практики преподавателей-гитаристов.

Пожалуй, единственной, заслуживающей внимания попыткой ввести преподавание гитары в государственных учебных заведениях в конце XIX в. является санкционированное А.Г. Рубинштейном открытие класса гитары при Музыкальных классах Курского отделения Российского Музыкального Общества в 1883 г. Заметим, однако, что «занятия проводил, и притом безвозмездно, преподаватель немецкого языка курской гимназии Ю.М. Штокман, гитарист-любитель, пропагандист семиструнной гитары» [44, с.131]. Обучение гитаристов в начале XX в. проходило в некоторых и московских частных школах, в различного рода обществах и объединениях, но в основном это было частное обучение, не всегда в должной степени квалифицированное.

В консерваториях, открывшихся в Москве и Петербурге, в Музыкальных классах Российского Императорского Музыкального Общества, которые начинают работу в провинциальных городах, таких как Саратов и Тамбов, в этот период формируются не только технические особенности российской исполнительской школы в таких областях, как фортепианное или скрипичное искусство, но и весь комплекс дисциплин, необходимых для подготовки квалифицированного музыканта-исполнителя, музыканта-педагога. Так, например, говоря о содержании образования в своем исследовании «Музыкальное образование в современной России» А.С. Базиков пишет: «...уже со второй половины XIX в. содержание образования в российских музыкальных учебных заведениях складывалось из трех основных блоков - общеобразовательного, общепрофессионального и специального. Это свидетельствует о том, что существующая на сегодняшний день структура и содержательное пространство среднего и высшего профессионального образования, представленные в виде единства трех основных блоков учебных дисциплин, имеют, во-первых, далеко идущие исторические корни, и, во-вторых, что они выдержали испытание временем» [14, с.76].

Основной отличительной особенностью утвердившейся в СССР системы является непрерывность профессионального музыкального образования -от начальных классов до окончания высшего учебного заведения. Идея создания такого «музыкального университета» принадлежит А.В. Луначарскому. Сегодня это многоуровневая система профессионального музыкального образования, состоящая из трех ступеней: начальное музыкальное образование, обеспечиваемое системой детских музыкальных школ и детских школ искусств; среднее музыкальное образование, представленное системой музыкальных училищ, колледжей искусств и специальных музыкальных школ-одиннадцатилеток; и высшее музыкальное образование, осуществляемое в консерваториях, академиях, музыкально-педагогических институтах и институтах искусств.

Особенности советской системы профессионального музыкального образования обусловлены политическими преобразованиями в советской России. Радикальные перемены в форме и организации музыкального образования были связаны с государственной финансовой поддержкой музыкальных учебных заведений, способствующей широкому распространению общего музыкального образования (декрет Совета Народных Комиссаров о передаче всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата просвещения от 5 июля 1918 г.) Наступает эпоха политического регулирования всех сфер общественной жизни, в том числе и профессиональной музыкальной деятельности.

Похожие диссертации на Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса