Введение к работе
Актуальность исследования определяете.! давно назревшей не обходик ос ты) научного осиыслешя феномена караев-ского стиля. Понять и раскрыть механизм синтеза традиций на примере такого художественно самостоятельного явления, как караевская музика - одна из насущных задач для отечественного музыковедения. Музыка К.Караева - одна из вершин азербайджанской культуры. Влияни:: творчі.сі'ва Караева на молодое поколение композиторов неоспоримо. Изучение музыка Караева г контексте музыкального классицизма XX века актуально своей возможностью нового видения стиля самого Бараева, его учеников и последователей.
Творчество Караева, начиная с первых успешных шагов композитора в 1938 году, неизменно привлекало внимание музыковедов* Но при всей броской самобытности, популярности и общительности музыки К.Караева, теоретически она исследована не достаточно глубоко и всесторонне.
Целью диссертации является выявление такой концепции стиля, которая была бы отражением особенностей художественного мировоззрения композитора, покрывала бы внешний стилевой разнобой и вооружила ключом к пониманию органичности караевсксго феномена. В качестве такого интегрирующего иачала з работа выступает ориентация' композитора на классицизм - направление, занимающее одно из важных мест в музыке XX века. В о вязи с исследованием этого явления в диссертации ставятся и решатся сле.^ующио задачи :
прослеживаются исторические пути становления клаосицист-окого стиля в зарубежной, русской, советской музыке і
определяются исторические предпосылки возникновения классицизма в азербайджанской музыке ; *
выявляется закономерность и органичность вызревания классицизма в музыке Караева ;
исследуются особенности претвоі'зния в творчестве K,"v раева полифонических жанров и форм ;
выявляются аспекты преломления доклассических и классических жанров и фори у Караева ;
выявляется роль и значение классицистского метода в интеграции стиля Кара Караева.
Методологической основой исследования явились положения и выводы, содержащиеся в трудах классиков иарк-сигиа-ленинигма, советской эстетики и музыковедения ; в освещении общетеоретических вопросов автор опирался на исследования Б.Асафьева, В .Протопопова, С.Скребкова, Л .Mas е ля, М. Тараканова, М.Михайлова, И.Земцовского, Е.На-гайкинского, В.Бобровского, Г.Алфеевской и др.
Концепция диссертации слоаалась под воздействием трудов советских музыковедов М.Тараканова, Г.Ордаопикид-ве, И.Абезгауз, М.Арановского, С.Шейн, В.Варунца, Л.Бере-аовчука. По ряду исторических и теоретических проблей истории азербайджанской музыки автор обращался к работай азербайджанских музыковедов Л.Карагачевой, З.Абасовой, Н.Мехтиезой, Юсмайлова, Д.Данилова и др.
Объектом данного исследования явились произведения Караева *0-70-х годов, предиетой же - особенности строения сочинений и те языковые средства, которые породили отчетливо вырахенный классицистский облик стиля этой музыки.
Научная новизна исследования заклвчается в тон,что вперг*е в азербайдванском музыковедении проведен анализ композиторского творчества с точки зрения его стилевой направленности. Данная работа впервые в азербайджанской музыковедении поднимает вопрос художественной состоятельности и scire і' лческой значимости классидастского стиля К.Катаева. Комплексный подхо' к проблеме стиля позволил осуществить анализ формообразующих средств в неразрывной свгзи с историческим процессом развития национальной музыки,где проолема синтеза общеглассического и националь-
но-їрадиционного всегда стоит особенно остп- Впервые в работа сделана попытка рассмотреть данный объект е. точки зрения трактовки классических норм, воспринятых К.Караевым. Выделяя в его творчестве- классицистские элементы или подмечая их намеренную модернизацию и трансформацию ( неоклассический элемент ), автор тем самым находит тот новый угол зрения благодаря тоторому конкретизируется и углубляется понимание "деи синтеза национального и общеклассического.
Научно-пргтстическая ценность диссертации заключается в том,что она позволяет расширить и углубить общепринятые представления об ис тори чес rS« развитии азербайджанской композиторской школы и о творчестве ее выдающегося представителя - Кара Караева.
Результаты диссертации логут быть испсльзованы и развиты в музыковедческих исследованиях. Более цельная характеристика творчества Кара Караева иожет быть использована для усовершеяствсвания курсов йсторил азербайджанской музыки ", читаемого в азербайджанской консерватории и " История советской музыки ", читаемого во всех консерваториях страны.
Апробация исследования. Отдельные положения и некоторые результаты исследования докладывались на республиканских конференциях аспирантов.ВУЗов Азербайджана, вузовских конференциях,- были опубликованы-в ряде статей.
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории музики Азгосконсерватории имени Узеира Гаджибе-кова.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введзния, трех глаз, заключьгая, библиографии и нотного приложения.