Введение к работе
Актуальность диссертации связана с тем, что космос становится одним из главных объектов творческой интерпретации в современном искусстве, где формируется направление «художественного космизма» — поистине неисчерпаемое для научных трудов самой различной ориентации. Фундаментальными исследованиями художественного воплощения космоса являются диссертации Ю.Линника «Эстетика космоса» и А.Бандуры «Творческая Вселенная А.Н.Скрябина», статьи С.Савенко, И.Степановой, М.Сторожко, американского автора С.Маклина.
Акт художественной интерпретации, с одной стороны, является средством адаптации композитора к окружающему миру, с другой — становится стимулом к активному участию его творческих сил в создании произведения — индивидуальной творческой вселенной, где осуществляется моделирование первообразов, определяемо s нами понятием «художественный космос». Его важнейшая составляющая — «музыкальный космос» — моделирует явления, объекты, пространство и время, формы космической энергии, что, нередко, отражено в названиях произведений: «Атмосферы» Д.Лигети, «От каньонов к звездам» О.Мессиана, «Мера времени и тишины» К.Пендерецкого, «Метаморфозы» ДжКейджа, «Вспышка» П.Булеза. Представления композиторов об эволюции мира воплощены в симфонии «Вселенная» Ч.Айвза, в «Макрокосмосе» Дж.Крама. Каковы же средства выражения, художественной интерпретации кос-моструктурных идей в музыке XX века?
Основная проблема диссертации состоит в выявлении особенностей творческой интерпретации космоса в современной музыке, позволяющих говорить о художественном воссоздании форм космической реальности, а также в раскрытии феномена «музыкального космоса». Цель работы — это, одновременно, поиск новых методов исследования, позволяющих осуществлять аппликацию космос-труктурных идей на музыкальный объект. Для достижении этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) Декодировать художественные смыслы, образы и символы современных произведений, воплощающих как явления земного космоса — здешнего, видимого мира, так и явления небесного космоса — невидимого, пребывающего в вечности.
-
В процессе дешифровки приблизить слушателя к восприятию космической реальности.
-
В ходе интерпретации музыкальных текстов, выявить коннотации смыслов.
Материалом исследования служит творчество А. Веберна, впервые применившего технику пуантилистического письма, несущую в себе идею биологического космоса, а также произведения поставангарда, преимущественно 70-х годов, посвященные не только космической тематике, но и нейтральные к ней. Новую семантическую интерпретацию получают в диссертации какдостаточно известные в музыко-
ведении произведения — Симфония ор.21, песня «Звезды» ор.25, Вариации ор. 30 А.Веберна, «Космогония» К.Пендерецкого, Виолончельный концерт В.Лютославского, так и практически малоизученные, сложные и масштабные сочинения — «Пространства сна» В.Лютославского, «Макрокосмос» (I-IVtt.) и «Звезда-дитя» Дж.Крама, «Илем» и «Мантра» К.Штокхаузена. Выбор данных произведений связан с нашей гипотезой о том, что музыкальное искусство этого времени осознало и воплотило качественно новыми средствами выражения саму космическую реальность. Это предположение основано на следующем наблюдении: некоторые эпизоды звучания физического космоса (записи геомагнитных волн, сделанной американскими учеными), рождают прямые аналогии с музыкой авангарда. Тем самым, в какой-то мере развенчивается миф об ее абстрактности.
Сложность предмета исследования ставит проблему поиска методологии его анализа. Мы пытаемся выстроить корпус знания, включающего как гуманитарную, так и естественно-научную области, используя метод междисциплинарного синтеза, а также метод аналогий, который позволяет переносить знания об одном предмете на другой, устанавливая их сходство по существенным признакам. Синтез знаний в нашем исследовании является результатом привлечения философско-религиозных символов, а также понятий, заимствованных из области точных наук. Он расширяет возможности семантической интерпретации произведений, раскрытия их художественных смыслов, рождает новый ракурс понимания современной музыки, дает возможность представить целостную картину не только музыкального искусства XX века, но и культуры столетия в целом. При этом возникает проблема стилистической целостности языка изложения, проблема выбора, сочетания разных терминов и их адаптации к музыковедческому анализу.
Основная гипотеза диссертации: «музыкальный космос», выраженный преимущественно в художественных пространственно-временных моделях, в специфических символах и образах, в структуре и отдельных элементах, воссоздает формы проявления космической реальности, а именно: энергетическую информацию, время и вечность, единство макро- и микрокосмоса.
Научная новизна диссертации заключается в следующем. Впервые ставится проблема космоса как объекта творческой интерпретации в музыке XX века; составлен каталог произведений, воплощающих ко"смоструктурные идеи; раскрывается синергийная, целокуп-ная, многомерная природа современного творческого сознания; музыкальное время анализируется в контексте вечности сквозь призму разных представлений о мире, сложившихся в истории; исследуется проблема связи музыкального времени и вечности с реальным, физическим временем и вневременностью; вводится и обосновывается понятие «музыкальный вакуум»; дается осмысление идеи единства макро- и микрокосмоса в музыке. Обновлены и f методы анализа, предоставляющие возможность включить музыкознание в круг наук о взаимодействии человека и мироздания.
Диссертация состоит из трех глав, введения и заключения. Она іключает Библиографию (358 наименований, сгруппированных в гетыре рубрики: философско-религиозную, философско-научную, ;стественно-научную и искусствоведческую), нотные примеры, При-южение, которое содержит каталог из 85 произведений, а также -аблицы, схемы.
Диссертация имеет как когнитивное, так и практическое значе-ше. С одной стороны, она может быть полезной для музыковедения, музыкальной герменевтики и других областей гуманитарного зна-шя: философии, психологии, с другой — служить материалом для сурсов гармонии, анализа, истории музыки.
Апробация работы состояла в следующем. Диссертация обсуждена и рекомендована к зашите на кафедре гармонии и сольфеджио 3оссийской академии музыки им.Гнесиных. Основные положения заботы отражены в ряде публикаций, а также прозвучали в более чем і0 докладах, прочитанных автором в течение 1993-1995 гг. в Москве, Калуге и Обнинске. Их можно дифференцировать на:
-
доклады на научных конференциях («Веберн: путь к новой музыке», «Музыка как конструкция» в РАМ им.Гнесиных, междуна-юдная конференция «Историческое (внеисторическое) сознание в Зосточной и Европейской культуре» в институте Востоковедения, «Космофилософские модели в музыкальной культуре народов мира» } музее А.Н.Скрябина, XXIX и XXX Чтения К.Э.Циолковского в Калуге, «Палеокосмонавтика и проблемы современности» в куль-урно-просветительском центре «Космопоиск» (Дэникен-Центр»), КІ Международная конференция «Логика, методология, философия тауки» в Обнинске).
-
доклады на научных семинарах («Междисциплинарный диа-юг>- — культурно-экологическая акция «Возрождение России», ;еминар по космической философии в астрофизическом институте ш.Штенберга, семинар «Бог. Человек. Вселенная. Соборные воз-ложности человечества перед лицом глобальной катастрофы» в Московском физико-техническом институте).
-
лекции в рамках курса гармонии для студентов-исполнителей РАМ им.Гнесиных).