Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Калашникова Ирина Витальевна

Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века
<
Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калашникова Ирина Витальевна. Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века : академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 Москва, 2006 177 с. РГБ ОД, 61:06-17/147

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Музыка и телевидение: аспекты диалога

2. Особенности взаимодействия музыки и телевидения 23

3. 80-90-е годы XX века на отечественном телевидении:

особенности «стиля времени» 36

ГЛАВА 2. Факторы телевизионной интерпретации музыкального произведения

ГЛАВА 3. Телевизионно-музыкальный текст

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143

БИБЛИОГРАФИЯ 148

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 2. Список телепрограмм, подготовленных автором 163

Приложение 3. Сценарий музыкального видеофильма

«Летний вечер в Кускове» 165

Введение к работе

Настоящее исследование явилось итогом многолетней работы автора на телевидении в качестве редактора Главной редакции музыкальных программ ЦТ (впоследствии — Студии музыкальных и развлекательных программ ТВ Российской государственной телерадиокомпании «Останкино»),

Помимо подготовки специальных музыкальных программ - таких, как «Музыка в эфире», «Открытый рояль», «Фестиваль русской музыки в Кускове», помимо записи по трансляции оперных и балетных спектаклей, симфонических и камерных концертов, автор принимал участие в музыкальном оформлении различных новостных, информационных и общественно- политических программ: «Время», «Международная панорама», «Окно в Европу», «Формула красоты», «Проект Россия». Во всех этих программах в 90- е годы XX века разрабатывались различные подходы к интерпретации произведений академической музыки в условиях телевещания. Накопленный за годы телевизионной работы большой практический опыт музыканта-редактора потребовал своего теоретического осмысления, результатом которого стало данное исследование. Его появление представляется особенно своевременным сегодня, когда «средой обитания» академической музыки все чаще становится телеэкран, когда, соответственно, происходит формирование новых, специфических форм музицирования, значительная часть которых обусловлена средствами телевизионного воздействия на музыкальное произведение.

Действительно, академическая музыка давно вышла из родного филармонического контекста и прочно закрепилась в телевизионном эфире. На этот феномен обращают внимание исследователи современной культурной ситуации, которые считают правомерной в настоящее время постановку вопроса о «роли искусства экрана в качестве культурного контекста... по отношению к другим видам искусств» — в первую очередь к музыке. Ведь очевидно: когда музыкальное произведение попадает в новую среду звучания, оно неизбежно меняется. Обращаясь к произведениям академического музыкального искусства, телевидение интерпретирует их с той или иной степенью достоверности и, по существу, преобразует в произведения телевизи- онно-музыкальные.

Актуальность настоящего исследования обусловлена спецификой феномена «музыка на телевидении». Изучение его связано с необходимостью анализа одной из центральных форм сегодняшнего бытования академической музыки, вышедшей за пределы филармонических залов в иную среду. С одной стороны, этот феномен относится к области «новых проблем» современного искусствознания. Особенности современной культуры — например, ее «синематичность» — способствуют укреплению преимущественно «эфирного» статуса такого бытования. Соответственно, феномен получает развитие: возникают новые формы телевизионно-музыкальных взаимодействий и, как следствие, — необходимость научного осмысления этих форм. С другой стороны, данная проблема предполагает в известной степени и «традиционный» взгляд. Он обусловлен причастностью к той неизменно актуальной проблематике музыковедения, которая связана с интерпретацией музыкального произведения и в данном исследовании представляет ее специфическую разновидность.

Главная проблема исследования — выявление различных форм интерпретации произведения академической музыки в условиях телевизионной среды. Для этого необходимо решить следующие задачи: воссоздать панораму музыкальных явлений (произведений), представленных в телевизионной практике 80-90-х годов XX века; выявить основные тенденции и подходы в работе с музыкальным материалом;

выделить факторы, определяющие специфику телевизионных средств интерпретации музыкального произведения;

выработать методы и приемы их описания;

охарактеризовать «новый смысл» телевизионно-музыкальных высказываний.

Материалом исследования стали произведения, прозвучавшие в рамках конкретных телевизионных передач 80-90 годов XX века (список музыкальных произведений помещен в Приложении к диссертации). Соответственно, в поле нашего зрения попадают произведения самых разных жанров и стилей: опера, балет, хоровая, симфоническая, камерная вокальная и инструментальная музыка. Такое многообразие обусловлено объективным присутствием исследуемых произведений в телевизионной практике указанного периода.

Учитывая существенные различия в телевизионных «взглядах» на музыкальное произведение, мы условно разделяем все рассматриваемые программы на две основные группы: музыкальные и немузыкальные.

В программах первой группы музыка представлена визуально, а литературно-содержательная сторона всегда обусловлена исполняемым музыкальным произведением. Это телепередачи, посвященные тем или иным образцам музыкального искусства, а также композиторам, исполнителям, музыкально- историческим событиям. Такие передачи имеют концертную, публицистическую, информационную, просветительскую или развлекательную направленность. Рамки программы могут быть ограничены музыкальным текстом или включать дополнительную информацию: словесный комментарий, интервью, репортаж или вступительное слово.

В эту обширную группу телепрограмм входят оперные и балетные спектакли, концерты, записанные по трансляции из театров и концертных залов или созданные в телестудиях, а также музыкально-публицистические программы. Заметим, что музыкальное произведение в программах этого типа, каким бы изменениям оно ни подвергалось, всегда является целью и показа, и комментария — если таковой имеется. Иными словами, для всех программ этой группы характерно использование музыки ради самой музыки, а не для поддержания визуальных образов, хотя в одних случаях музыка является, так сказать, предметом, а в других — темой программы, то есть поводом для разговора. Эти программы можно дифференцировать: по принципам монтажа — как постановочные и трансляционные, по структуре — как простые и сложнокомпозиционные, по условиям телевещания — как выходящие в эфир в записи или напрямую. Каждый из этих типов в той или иной мере влияет на особенности интерпретации музыкального произведения.

Вторую группу составляют далекие от музыкальной тематики программы, в которых музыка выполняет те или иные функции и звучит, как правило, за кадром. Хотя система телевизионных жанров не достаточно изучена (что затрудняет определение и жанровую характеристику «частных случаев» закадровой музыки), все же по функциям и местоположению в программе будем различать музыкальную заставку (как начальную, так и конечную) и клип (рекламный или анонсирующий продукцию телеканала). Музыкальные произведения, использованные в телепрограммах данного типа, становятся компонентами некоего нового единства, также имеющего свои исторические прототипы и свои традиции бытования.

Ограничения. В соответствии с задачами исследования телевизионный материал ограничен, прежде всего, временными рамками 80-90-х годов XX века. Это обусловлено наибольшей репрезентативностью данного периода с точки зрения рассматриваемой нами проблемы. Укажем несколько главных причин, подтверждающих это обстоятельство. Грандиозные социальные потрясения и, как следствие, изменение функций телевидения, борьба за рейтинги телеканалов, поиск новых форм воздействия на аудиторию, компьютеризация и расширение технических возможностей монтажа — все это и многое другое выделяет обозначенный период как кульминационный в развитии отечественного телевидения. Именно в этот период завершаются одни процессы и начинаются другие, открываются перспективы для дальнейших творческих экспериментов.

В то же время по мере необходимости мы обращаемся к телевизионным программам как более раннего, так и позднейшего периодов времени. Анализ этих программ позволяет объемнее исследовать сущность творческих процессов, поставить их в контекст общей телевизионно-музыкальной практики.

Необходимо также отметить, что преимущественное место в работе занимают программы ведущих отечественных телеканалов - в отличие от продукции зарубежных телекомпаний, которая в исследуемый период была почти не известна в России и не оказала сколько-нибудь серьезного влияния на принципы работы российского телевидения. Однако, сосредоточив свое внимание на программах российских телеканалов, мы все же учитывали богатейший опыт западного телевидения — прежде всего в области создания программ развлекательного и коммерческого направления, так как «законы жанра» универсальны и действуют в условиях любого материала.

За пределами исследования остается музыка, специально написанная для телевидения, которая, как и киномузыка, составляет отдельную группу жанров экранной музыки. (Рассмотрение этой разновидности музыкальной продукции может стать темой специального исследования.)

Гипотеза исследования. Музыкальное произведение в условиях телевидения неизбежно вовлекается в процесс системных преобразований. Эти преобразования затрагивают все параметры произведения: оно меняется и приобретает новое значение и на уровне содержания, и на уровне структуры. Более того, в условиях телевидения музыка, по сути дела, преобразуется в компонент чужого языка. В итоге возникает принципиально новая целостность, которую мы определяем как «телевизионно-музыкальный текст».

Методологическая основа исследования имеет многосоставный характер. В работе использованы положения из области музыковедения, литературоведения и ряда искусствоведческих наук. Среди музыковедческих meo- рий, имеющих первостепенное значение для нашего исследования, назовем теории музыкального стиля, музыкального жанра, музыкальной композиции, музыкального текста, музыкальной интерпретации, разработанные в трудах Л. Акопяна, М. Арановского, Н. Гуляницкой, Л. Дьячковой, М. Лобановой, А. Малинковской, М. Михайлова, Е. Назайкинского, Т. Науменко, И. Рома- щук, С. Савенко, О. Соколова, Т. Цареградской и других ученых.

Важно было также учесть, что на телевидении отражаются процессы, которые характерны не только для современного музыкального искусства, но и для художественной культуры в целом : интерес к экспериментам, поиск синтезов, множественность стилевых и жанровых решений. Соответственно, изучение этих процессов потребовало расширения круга методологических подходов, среди которых укажем различные аспекты текстового анализа, вы- работаные в недрах литературоведения (Ю. Борев, Р. Барт, Ю. Лотман, Вяч. Вс. Иванов).

Наконец, в работе естественно использование положений из области теории средств массовой коммуникации и теории худоэ/сественных форм телевидения. К ним относятся истолкования природы художественного телевидения и телеискусства, высказанные в трудах таких исследователей, как Ю. Богомолов, О. Дворниченко, Т. Егорова, Р. Копылова, М. Кузнецова, О. Нечай, Е. Петрушанская. Для решения ряда частных задач, обусловленных субпроблематикой нашего исследования, также привлечены некоторые положения теории киномонтажа (С. Эйзенштейн, П. П. Пазолини и др.).

Так как сама проблема нашего исследования носит синтетический характер, мы обращались к некоторым аспектам междисциплинарного подхода и к тем идеям комплексного подхода, которые имеют отношение к проблематике взаимодействия искусств.

Помимо этого в поисках подходов, наиболее адекватных поставленным задачам, мы использовали ряд положений, выработанных в западной науке, в частности в таких ее областях, как media studies и film studies, а также некоторые идеи дисциплины cultural studies, особенно в ее структуралистском направлении (Ж. Бодрийяр, К. Горман, Ж.-Ф. Лиотар, Дж. Фиск и др.).

Терминологический аппарат и язык описания обусловлены характером предмета. С одной стороны, исследование включает понятия и термины, принятые как в традиционном музыковедении, так и в специальных областях знания. С другой — учитывая специфику изучаемого предмета, то есть его коммуникативность, а также особые традиции описания, принятые в литературе соответствующих областей, в работе мы сознательно прибегали к использованию в некоторых случаях так называемого «журналистского стиля».

Научная новизна состоит в том, что анализируется особый тип интерпретации музыкального произведения, а, соответственно, особый тип музыкально-художественных взаимодействий, еще не бывший предметом специального музыковедческого рассмотрения. В научный обиход вводится понятие «телевизионно-музыкального текста», получающее многоуровневое обоснование. С этой целью впервые рассматривается ряд телевизионных передач, ранее не изучавшихся в научной литературе, вырабатывается новая методология и методика специального комплексного анализа и описания нетрадиционного вида художественного «текста».

Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов «Музыкальная тележурналистика» и «Музыкальная критика» по специальностям «Музыковедение» и «Звукорежиссура», а также при создании учебных пособий для музыкальных работников телевидения: режиссеров и редакторов.

Апробация. Работа неоднократно обсуждалась на кафедре теории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных. Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций. По теме диссертации прочитаны доклады на Научных конференциях: «Христианская культура: прошлое и настоящее» (Российская академия музыки им. Гнесиных, 2000); «Массовая культура на рубеже столетий» (Государственный институт искусствознания, 2002). Кроме того, проблематика исследования была представлена и обсуждена в ходе работы «круглого стола» в рамках VI Фулбрайтовской гуманитарной летней школы «Reading Everyday Life in American and in Russian: Semiotics of Culture and Intercultural Communication», которая состоялась в Ясной Поляне в 2003 году.

Структура диссертации определяется ее задачами. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и Приложения.

Во Введении получает обоснование проблематика исследования, определяются его основные аспекты. В связи с этим обосновываются методология исследования и его понятийно-терминологический аппарат, дается описание материала, формулировка гипотезы, ограничений, научной новизны и возможностей практического применения.

Первая глава — «Музыка и телевидение: аспекты диалога» — носит предварительный характер и содержит формулировки основных подходов исследования. В этом разделе дается обзор научного знания, сгруппированного вокруг наиболее значимых проблем диссертации. В 1 — «Музыка в телевизионной интерпретации» — ставится проблема музыкального произведения как объекта телевизионной интерпретации, характеризуется «контекст», т. е. аудиовизуальная культура, в недрах которой возник новый тип интерпретации музыкального произведения. В 2 — «Особенности взаимодействия музыки и телевидения» — даются предпосылки последующего исследования, сообщаются основные установки работы. В 3 — «80-90-е годы XX века на отечественном телевидении: особенности «стиля времени» — дается краткая характеристика изучаемого исторического периода.

Вторая глава — «Факторы телевизионной интерпретации музыкального произведения» — посвящена исследованию трех специфических факторов телевизионного воздействия на музыкальное произведение — таких, как видеоизображение ( 1), словесный текст ( 2), монтаж и монтажные спе-

цэффекты ( 3). Особое внимание уделяется их влиянию на истолкование музыкального произведения в условиях телеэфира.

В Третьей главе — «Телевизионно-музыкальный текст» — рассматриваются различные отношения внутри телевизионно-музыкального текста на уровне содержания ( 1), структуры ( 2) и языка ( 3).

Заключение подводит итоги исследования, суммирует выводы и обозначает направления для дальнейшего изучения проблемы интерпретации музыкального произведения, в том числе ее новых разновидностей.

В Приложениях представлены следующие материалы: список музыкальных произведений, рассмотренных в диссертации; список телепрограмм, подготовленных автором в период его работы на телевидении; сценарий музыкального видеофильма «Летний вечер в Кускове».

Похожие диссертации на Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века