Введение к работе
Актуальность темы. Органная культура России — важная, неотъемлемая часть отечественной и мировой музыкальной культуры. Феномен российского органа нашел некоторое отражение в трудах В.В. Стасова, Ж. Гандшина, Б.Л. Сабанеева, Б.В. Асафьева, более подробно — в течение последних десятилетий в работах И.А. Браудо, Л.И. Ройзмана, В.Л. Рубахи, П.Н. Кравчука, В.А. Шляпникова, О.П. Минкиной, Д.Б. Протока, Л. Фсльбнка, В. Линднера и других исследователей. При всей их ценности, главный акцент сделан на историческом аспекте российского органа, а также на тех или иных общих закономерностях органного исполнительства и органного композиторского творчества с ограничением применения их к конкретному временнбму периоду и определенной стране. Вопросы отечественной органной культуры и, в особенности, современного органного творчества, несмотря на пополнившийся за последние годы перечень литературных источников по данной теме, по-прежнему остаются мало изученными.
В настоящей работе поднимаются проблемы научного осмысления достижений современного отечественного и, в частности, ленин-градско-петербургского органного творчества в период 60-х — 90-х годов XX века, предпринята попытка всестороннего научного обоснования и систематизации тех или иных процессов, тенденций и явлений в этом твор- честве.
Избранный хронологический период продиктован тем, что именно 60-е годы явились временем новых открытий, свершений, начавшегося раскрепощения от тоталитарного идеологического зажима, временем «оттепели». Хрущевская «либерализация» вызвала надежды на возможность опытов, новых стремлений. И в этом смысле период 60»х годов, раздвинувший в значительной мере горизонты композиторского творчества, не замедлил сказаться и на органной музыке. Подъем органа был частью общего подъема, вызвавшего в эту пору такие сочинения, как Тринадцатая симфония Д.Д. Шостаковича, «Виринея» СМ. Слонимского, Реквием Б.И. Тищенко и другие. Именно с 60-х годов отечественная органная музыка вступает в свой современный этап.
Актуальность темы определяется и интересом широкой публики к органному исполнительству, к новинкам современной музыки, к появлению на музыкальном горизонте новых композиторских и исполнительских имен. Заметно возросшее за последнюю половину века место органа в музыкальной жизни страны,' его значение в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений также определяют важность и своевремен-
ность темы. Проблемы преемственности культур, эпох и поколений, необходимости сохранения отечественного органного наследия, исполнения и пропаганды произведений композиторов-современников с особенной силой были затронуты на Международном органном фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения И.А. Браудо, проходившем в Петербурге в июне 1996 года. Фестиваль убедил в целесообразности и необходимости специального, основательного анализа нового, недавнего органного творчества, в частности, Петербурга, специфики применения органа в разных сферах музыкального искусства,
Цель исследования. Его основной целью, таким образом, является возможно более исчерпывающий анализ петербургского органного композиторского творчества данного периода, отражение существенных явлений этого творчества, понимаемого как единое целое, его роли и места в общей картине российского музыкального — композиторского и исполнительского — процесса последних десятилетий уходящего века. В раскрытии темы ставится задача выявления основных вех исторического развития российского органного искусства на материале ленинградско-петербурского творчества. Значение пстсрбургско-лсшшградской органной школы для отечественной органной культуры в целом невозможно вне общего рассмотрения органного творчества 60-х — 90-х годов как отражения этой эпохи; выделения наиболее ценных 'факторов, которые бы способствовали дальнейшему развитию отечественной органной культуры. Задачам систематизации различных тенденций в многообразном спектре петербурского органного творчества 60-х—90-х годов служит анализ конкретных примеров из литературы для органа соло или с участием органа.
Как методологическая база использованы некоторые положения, разрабатываемые в важнейших трудах по вопросам органного исполнительства и органного творчества, принадлежащих видным отечественным и зарубежным органистам, музыковедам, композиторам ( И.А. Браудо, Л.И. Ройзману, О.П. Минкиной, П.Н. Кравчуну, В.А. Шляпникову, В.Л. Рубахе, Б.В. Асафьеву, И.И. Земцовскому, В. Линднеру и др.).
Научная новизна работы определяется тем, что впервые в отечественном органоведении предпринята попытка системного исследования органного творчества современных российских, и, в частности, ленинград-ско-петербургских композиторов применительно к данному отрезку времени (60-е—90-е годы), с точки зрения и композиторской, и исполнительской. Автор диссертации, опираясь также на собственный опыт композитора-практика и концертирующего органиста, проводит самостоятельное исследование аспектов органного творчества вышеозначенного периода, применительно не только к конкретной врсменнбй эпохе, но и к общей картине истории российского органа, обозначив наиболее типовые, характерные, важные моменты в развитии органной композиторской мысли Ле-
нинграда — Петербурга, стремится выделить черты преемственности эпох и стилей. В результате исследования под данным углом зрения впервые освещаются некоторые существенные черты органного музыкального мышления в последние четыре десятилетия XX века, в частности — поворот к «фольклористическому» мышлению на качественно новом уровне, начиная с 60-х годов. По-новому освещаются личности и эстетические принципы ряда композиторов-современников, пишущих для органа, в особенности тех, чье творчество еще не получило должного освещения и критического анализа в современном музыковедении (А.А. Агабабов, А.Д. Мнацаканян, Г.Г. Белов, А.А. Королев, Н.В. Волкова и др.).
Ряд материалов, на основе которых построено данное исследование, вводятся, по существу, впервые, в частности многочисленные примеры неизвестной исследователям симфонической, кино- и театральной, кантат-но-ораториальной, камерной музыки с применением органа; автор также опирается и на собственные беседы с рядом ведущих петербургских органистов, композиторов и музыковедов применительно к проблематике данного исследования, на материалы из личных архивов.
Нпучно-прлктическпя ценность работы заключается в том, что выводы и материалы ее' могут быть использованы в исполнительской, композиторской и исследовательской практике, в особенности, в интерпретации современной органной музыки, содействовать пополнению исполнительского репертуара, появлению новых исполнительских имен, специализирующихся на интерпретации произведений композиторов-современников, стимулировать композиторов к написанию органных сочинений, войти в курсы истории и теории органного исполнительства, в преподавательскую практику.
Апробацию работа получила на кафедре специального фортепиано и органа Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, где обсуждалась с участием музыковедов и композиторов. Основные положения диссертации зачитывались и обсуждались на семинарах по истории и теории современного фортепианного исполнительства и педагогики для ассистентов-стажеров Петербургской консерватории. По материалам диссертации имеются два реферативных исследования. С небольшими сокращениями диссертация опубликована в виде книги и исследовательского этюда.
Ряд положений диссертации использованы автором в формировании своего концертно-исполнительского репертуара, в своей композиторской работе.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Приложения. Вторая и третья главы разделены на более мелкие разделы-параграфы: во второй главе их четыре, в третьей — три. Приложение включает в себя диспозиции ряда наиболее интересных с ис-
полнительской и исторической точки зрения органов Петербурга. Работа снабжена списком литературы и источников, включающим 122 наименования, из них 52 — нотные. Из приведенных в списке источников 22 являются рукописными, один — фонографическим (запись с радиопередачи). Общий объем диссертации—165 страниц.