Введение к работе
Латі.'шокоо фортепиянноо искусство, являясь частью музыкальной культури Латвии, обладает ндвйно-хулояествеїшоїі самоценность»; вместо с тем латышская музыкальная культура есть оосгавнал часть советской многонациональной культури, в условиях дальнейшего развития которой бообоз значение приобретает изучение становления музикального "скусотва каждого иарода натай отранн.
В музнковэдчэских трудах Е.Я. Витолнньиа, Н.Э. i'panjeльда, Л.З. КрасинскоН, А.Э. Клотиньиа а других автороп раскрд;тн основино закономерности развития латышской музикально!! культури. Однако полостной картини в данной области оцо по сложилось. Поэтому дкт^алыюегь настоящего доследования связана с изучением круга попроооп, которые до оого времени но 'рассматривались в -дх целостней полнота. Такоэ ясолодопанио продотав-ллотсп топ болоо лздшгм, что наїло премл трзбуот пороомотра отношения it истории в целом и і: истории ісультурн кахдого народа, подлинного л' полного зо воссоздания. Составной частью культуры является музыка, достаточно полно отраза-пцая духовные стремла-ния и особенности народа. Для Латвии, как и для всей Прибалтики, актуальность 'данного нсслодопапил значительна такло в связи о историка-политическш/л условиями развития.
В музыковедческих исследованиях о латышской музыке по оу-соствуот оїїо работ обобказдего характера, посвященных фортепианному искусству, что тзкт.е подчеркивает актуальность избранной темы. Преимущественное внимание к хоровой н симфонической музыке, оргашому искусству на время незаслуженно отодвинуло за рамки внимания исследователей фортепианное искусстве. Но в ноелел,ни>? гопы кнтєгйо к інму возрождается, О Чі'М
свидетельствует появление ряда работ, посвященных, например, проблемам индивидуального фортепианного стиля /И. Иванов/, интерпретации /Н. Лусе/. В этом плане данная работа впервые представляет латышское фортепианное искусство в историческом ракурсе как единство образования, исполнительства и композиторского творчества.
Главная цель работы - исследование фортепианной культуры Латвии 20-80-х годов XX века, основных этапов и направлений ее развития. Исходя из этой цели, поставлены следующие задали J
построение целостной панорамы стг ювления профессионального пианистического образования и исполнительства в Латвии с 1919 года;
исследование фортепианного творчества латышских композиторов;
выявление наиболее существенных тенденций в эволюшш латышской фортепианной культуры.
Научную новизну исследования определяет то, что
фортепианное искусство Латвии представлено как система исполнительских, педагогических и творческих принципов;
каждый из элементов этой системы рассмотрен в исторической перспективе, процессе развития;
фортепианное творчество композиторов Латвии впервые представлено в полном объеме, ч*о позволило выявить определенные закономерности исторического, стилистического, ханрового характера и др.;
многие произведения оказались рассмотрены впервые;
включены в практику архивные и другие материалы, имеющие большую культурологическую ценность, но до сих пор не использованные и на время преданные забвению.
?(етопололтчвская основа и теоретические предпосылки освещения рассматриваемых в диссертации вопросов исходят из положений диалектико-материалистической и историко-материа-листической философии s эстетики. Вместе с тем работа опирается на достижения советского музыкознания. Ведущим методом стал историко-аиалитический, позволивший, с одной стороны, обобщить многочисленные материалы архивов, периодики и публицистика, а с другой, дать раг>вернуту» панораму фортепианного творчества латышских авторов.
Практическая ценность исследования. Содержание диссертации расширяет соЕркупность знаний о музыкальной культуре Латвии , является дальнейшим развитием музыкально-исторической науки. Материалы настоящей работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, педагогике, лекторской работе, а также могут способствовать исполнительскому интересу к латышской фортепианной музыке.
Апгобаиия материалов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре истории музыки ШЛИ им. Гнесикых, а такте в Литовской консерватории. 'Датариалы исследования были представлены на научных конференциях Латвийской государственной консерватории им. Яз. Еитола и ІЇДШ им. Гнесиных, на ХХШ конференции музыковедов Прибалтики, отражены в публикациях.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, содержался 14? наименований, комментариев и двух приложений. Основное содержание диссертации изложено на 188 страницах кааинопис-ного текста.