Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье Карташев Николай Васильевич

Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье
<
Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Карташев Николай Васильевич. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.06 : Москва, 1997 412 c. РГБ ОД, 71:99-13/3-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. МУЗЫКАЛЬНАЯ СРДДА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

І. Сущность и специфика музыкальной среды 22

2. Музыкальная среда как фактор развития личности 54

3. Теоретические основы педагогизации музыкальной

среди 78

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

I. Социальные основы музыкальных традиций русского народа 103

2. Музыка как фактор социализации ребенка в семье до 1917 года 126

3. Социальная детерминированность музыкального воспитания в советское время 154

ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

I. Современные интеграционные подходы к музыкальному воспитанию в семье 177

2. Педагогический потенциал музыки в условиях семейного воспитания 199

3. Педагогическая перспектива развития музыкальной потребности ребенка ... 224

ГЛАВА ІV. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1. Взаимовлияние семьи и социокультурной среды в музыкальном воспитании детей 240

2. Организация и управление музикальними занятиями ребенка 259

3. Формирование педагогической готовности родителей к музыкальному воспитанию детей 288

ЗАКЛЮЧЕНА 318

СПИСОК ИСПОЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 329

ПРИЛОЖЕНИЕ 353

Сущность и специфика музыкальной среды

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает воздействие самых различных факторов, которые вместе взятые составляют его социальную среду. Понятие было введено в философию Й социологию ТЭяом и имело исключительно важное значение для развития науки и практики.

Сегодня, наряду с экономическими, правовыми» экологическими проблемами, большого внимания требует развитие общей культуры человека, значительную часть которой составляет музыкальная культура. Наличие ее у человека открывает широкие перспективы для целостного формирования личности, ее разностороннего развития. В связи с этим целесообразно выделить некоторые аспекты существования здузыкалькой культуры, для полного представления о последней принципиальное значение имеет конкретизация такого понятия как " музыкальная среда

Проблема музыкальной среды в современных условиях становится все более возрастащей. В работах отечественных музыкальных социо I логов определяется предмет, структура и методы социологии музыки, разрабатываются ПОНЯТИЯ " музыкальная культура общества ", " музыкальная жизнь п, предпринимаются попытки создания ТИПОЛОГИИ публики и типологии слушателя» Однако прямого ответа на вопрос, что такое музыкальная среда, какова ее сущность, каким образом она влияет на человека, пока нет. Поэтому нами была поставлена задача дэть определение музыкальной среды, показать ее сущность и специфику В основе понятия " музыкальная среда в лежат такие более широкие понятия как н среда ", " социальная среда ", " социально-культурная среда и. Данные понятия нашли подробное освещение в научной литературе » знакомство с которой позволило нам определить сущность и специфику п музыкальной среды ".

Одна аз трактовой, данных С.Й Ожеговым в Словаре современного русского языка, называет среду окружением, совокуішостью природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Углубляя представление о среде, проанализируем это по-нягие, остановившись на описании такого концептуальаого понятия среды как стихия. Такой подход обусловлен предметом нашего исследования, местоположением музыки в среде обитания человека.

В уже упомянутом Словаре СИ. Ожегова стихия трактуется как " окружающая привычная среда, обстановка и, а вместе с тем и как " неорганизованное явление общественной жизни или социальная среда ". Последнее в наибольшей степени дает характеристику интересующего нас объекта.

Социальные основы музыкальных традиций русского народа

Музыкальные традиции / от лат. ir ac/i lo передача; предание / представляют собой совокупность элементов музыкального наследия, передаваемого из поколения в поколение и сохраняемого в обществе, классах, социальных группах народа на протяжении длительного времени. Музыкальные традиции являются составной частью жизни русского народа, формируя его духовные ценности. Известный русский историк Н.И.Костомаров сформулировал свое главное требование к истории следу ющим образом: " Жизнь народная заключается в движении его духовно-нравственного бытия: в его понятиях» верованиях, чувствованиях, страданиях " / 149,68 /. Главное, что выделяет историк - это необходимость исследования развития духовной народной жизни.

Одной из устойчивых и длительных традиций русского народа было культовое использование музыки. При этом Н.Й.Костомаров выделял то обстоятельство, что у высших классов общества порывы всякой веселости были подчинены правилам церковного порядка. У тех, кто хотел быть благочестивым, церковное пение было единственным развлечением. Для развития церковного хорового пения в России существовали церковные школы, в которых мальчики учились у церковных дьячков и составляли певческие хоры. Нищие, прося милостыню, и колодники, которых выводили из тюрьмы собирать подаяние, с жалобными причетами, педи песни нравственного и религиозного содержания и приводили в чувство тогдашнюю публику / 149,232-233 /.

Однако при этом христианство на Руси не имело тесных связей с традициями предшествующей музыкальной культурой славян. Народная музыка преследовалась церковью. Поэтому вполне естественно в этом случае произошло размежевание музыкалъных культур - культовой и светской, народной музыкальной культуры и государственной религии-русской правоедавиой церкви. В связи с етим В.Каленов отмечает, что русская православная церковь, преследуя народную музику, тем не менее не отвергала сложившихся духовно-материальных связей восточно-славянских народов и яри необходимости трансформировала структуру календарно-тематической обрядности, приближая ее к специфическим условиям традиционного календарного цикла русского народа. В самой процедуре христианского богослужения, как известно, традиционно использовался комплекс средств эмоционально-чувственного, художественного воздействия. Наряду с синтезом основных видов искусства / архитектуру, живопись, религиозная литература, эстетическое оформление одежды, храмов и т.д./, музика в данном процессе всегда играла устойчивую колоссальную роль, расширяя сферу эмоционально-чувственного воздействия / 3u5,I67 /.

Современные интеграционные подходы к музыкальному воспитанию в семье

Семья представляет собой малую группу общества, основанную на браде или кровном родстве а являющуюся институтом первичной социализации человека. При этом ее члены связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, особыми духовными отношениями. Однако взгляды на семью в советское и постсоветское время менялись.

Первая позиция состояла в том, что государство - это все, а человек - ничто. Поэтому вся существующая система воспитания была направлена на воспитание не личности, но "винтика" государственной машины.На приоритет государственного воспитания были направлены усилия всех государственных образовательных учреждений.От семьи требовалось не мешать воспитанию государственного человека,специалиста.Поэтому и функции семейного воспитания время от времени передавались государственным и общественным организациям,занимающимся воспитанием.

Вторая позиция рождалась и утверждалась в ходе стремительного распада тоталитарной государственности, что обусловило переакцентировку взглядов на человека как на личность, изменило цель социальной политики государства. В связи с этим а изменился статус семьи. При этом общество обнаружило потребность э усилении основных функций семьи и, в первую очередь» воспитательной, рекреативной / физической, моральной, психологической взаимопомощи, организации досуга /, коммуникативной / общении и через него - социализавди /, регулятивной и фелицитодогичеокой / ощущении счастья в семье /. Данное обстоятельство предполагает рездое повышение внимания к семье со сторона всех социальных институтов / 388,310-311/. -Путь к современной модели семейного воспитания лежит через переосмысление роли родителей, цели их деятельности, задач, содержания» методов» Традиционный подход подразумевал в качестве результата воспроизводство соответствующих форм социального бытия, формирование внешней стороны жизнедеятельности ребенка, человека» В ситуации, когда в общестзе происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, неэффективными оказываются многие стереотипы, к которым привыкли родители и их дета. Имитация воспитанности в том понимании, которое закладывалось ранее социумом, стала ненужной» Вместо этого произошла переакцентировка на внутреннюю суть человека, его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой - т.е. то, что обычно не входило в круг педагогических целей к ценностей, развивалось стихийно / 143, 4 /.

Взаимовлияние семьи и социокультурной среды в музыкальном воспитании детей

Известно, что семья в современных условиях несет в себе как черты локальности закрытости своего существования, так и всеобщности открытости, являясь частью социума. Поэтому права В.Г.Бочарова, когда говорит, что социальная среда, различные сферы микросреды личности в разные возрастные периоды, в процессе всей жизни оказывают на человека соответствующее влияние, охватывая все фазы его онтогенеза. Воспитательные институты проводят в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить и работать / 288,34 /.

Среда в совокупности с генетически унаследованными образованиями и конкретно-историческими социокультурными условиями воспитания имеет принципиальное значение для музыкального развития ребенка. Как совокупность составляющих ее параметров среда выступает фактором музыкального развития человека, она рассматривается нами как система, не только непосредственно влияющая на развитие ребенка, но и сама активно создающая механизмы своего опосредованного влияния, к которым относится форма семейного воспитания. Поэтому, можно сказать, что музыкальная среда выступает в качестве фактора взаимодействия социума и семьи в музыкальном воспитании ребенка.

Очевидним является тот факт, что в конкретных исторических условиях одновременно существуют несколько тенденций практики организация музыкального воспитания в семье. Яри этом разные элементы музыкальной среды на макро- и микроуровнях ее организации приводят к актуализации различных направлений в музыкальном воспитании детей.

Музыкальная социализация ребенка тесно связана с национальными музыкальными традициями, культурой общества, уровнем музыкальной образованности родителей. Чтобы последним эффективно действовать в быстро изменяющемся музыкальном мире, образованный человек должен обладать как минимум определенной психологической гибкостью, способностью добывать, познавать, вырабатывать и избирательно усваивать новую музыкальную информацию; быть готовым адаптироваться к. изменяющимся социальным реалиям, событиям в музыкальной жизни как в обществе, государстве, так и в ближайшем окружении, семье. При этом значительной представляется проблема идеала домашнего музыкального воспитания. Родители плохо представляют себе, к чему нужно стремиться - к каким " нормам " музыкальности, какому уровню музыкальных потребностей детей, каковы их критерии.

Похожие диссертации на Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье