Содержание к диссертации
Введение
Глава 1.Теоретические основы проблемы исследования
1.1. Сущность понятия "милосердие" 12
1.2. Развитие проблемы воспитания милосердия в научной литературе 27
1.3. Роль деятельности в нравственном воспитании детей 55
1.4 Преемственность в воспитании нравственных качеств у детей 6-7 лет 67
Глава 2- Опытно-экспериментальная работа по воспитанию милосердия у младших школьников
2.1. Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике
2.2. Педагогические условия эффективного воспитания милосердия у детей 111
2.3 .Результаты исследования 150
Заключение 160
Список литературы 165
Приложения 182
- Развитие проблемы воспитания милосердия в научной литературе
- Преемственность в воспитании нравственных качеств у детей 6-7 лет
- Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике
- Педагогические условия эффективного воспитания милосердия у детей
Введение к работе
Актуальность исследования, В многовековой культуре человечества среди духовных ценностей милосердие занимает одно из ведущих мест, является важнейшей добродетелью. Особенно значимой проблема воспитания милосердия является сегодня, в период политических и социально-экономических преобразований, когда в духовной жизни общества проявляются равнодушие и грубость, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. Возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития личности, опасной по своим последствиям социальной ситуации, выдвигает проблему воспитания нравственной, творческой личности, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять милосердие к окружающим.
Резко усилившаяся имущественная дифференциация, необходимость выживания и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на грубом прагматизме, эгоизме и индивидуализме. Поэтому не случайно будущее русского образования связывают с направленностью на нравственное развитие личности, опираясь на истинные общечеловеческие ценности.
Традиции воспитания подлинно гуманной личности в России из-начально были связаны с духовностью и постижением основ христианской этики и морали. Милосердие, душевность отношений, безоглядное проявление благородства, самопожертвования всегда характеризовали широту русской души. Не случайно, восприняв 10 заповедей Ветхого Завета, христианство дополнило их прежде всего учением о любви к ближнему, последовательно изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой - в этом проявляется суть хри-
стианской любви к окружающим как общечеловеческой ценности.
Особо важным считалось пробуждение в детях светлых нравственных начал, развитие чувства любви и милосердия, желания жертвовать своими удобствами и интересами во имя защиты добра и справедливости. Поэтому так остро сегодня встает вопрос об обеспечении преемственности в присвоении нравственных ценностей современным поколением, опираясь на духовные традиции русского народа.
Взаимоотношения, основанные на милосердии и сострадании к окружающим, являются важным условием создания в обществе атмосферы уважения и доверия к человеку, заботы о нем. Отчуждение людей друг от друга, проявления жестокости и равнодушия вызывают необходимость развития способности сопереживать, ощущать чужое страдание как собственное, прощать обиды и боль, нанесенные другими. Потребность совершенствования реальных взаимоотношений между взрослыми в обществе подчеркивает важность воспитания у детей с ранних лет милосердия у- внимания к людям, стремления оказывать помощь нуждающимся. Существующее противоречие между объективной потребностью нашего общества в воспитании милосердной личности и недостаточным уровнем присвоения милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста обусловило необходимость разработки путей и средств решения проблемы воспитания милосердия у детей.
Научно-теоретические представления о воспитании данного качества складывались на протяжении многих веков. Большое место в учениях древнегреческих философов (Аристотель, Сократ, Платон и др.); Б работах классиков педагогики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) занимали вопросы воспитания и развития таких качеств, как великодушие, любовь к людям, заботливое и вни-
мательное к ним отношение, доброта и сострадание как необходимые качества духовного развития каждой личности.
В философских концепциях В.В.Розанова, Н.О.Лосского, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, В.В.Зеньковского и др. милосердие рассматривается как характерная черта духовно здоровой личности. Большое влияние на рассмотрение исследуемой проблемы оказали положения христианского учения, в котором огромное значение приобретают умения прощать обиды и боль, нанесенные другими, способность радоваться благополучию окружающих и сопереживать их несчастьям.
Представители русской передовой мысли (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н,И,Пирогов, П.Ф.Каптерев, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.) отмечали, что гуманной личности свойственны сердечность, доброта, милосердие и терпение, причем милосердие рассматривалось в качестве средства восприятия бытия другого, в основе которого лежит любовь к людям.
Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме воспитания милосердия заняли труды психологов Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Г.Ковалева, Я.Л.Коломинского, А.Н-Леонтьева, В.С.Мухиной, С,Л-Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, П.М.Якобсона и др., в которых расширяются представления о человеке как высшей ценности и утверждаются права личности на уникальность и собственный нравственный выбор.
Важное значение для нас имели работы, посвященные вопросам эмоциональной отзывчивости как форме проявления нравственного чувства в ответ на эмоциональное состояние другого человека (Т.П.Гаврилова, К.В.Гавриловец, С.М.Каргапольцев, В.К.Котырло, Л.М.Лузина, Л.П.Стрелкова, Е.А.Шовкомуд и др.).
В определении средств совершенствования воспитательной работы с детьми важную роль имеют педагогические и психологические
исследования, посвященные поиску путей повышения эффективности воспитания и обучения (А.В.Асмолов, Р.С.Буре, Т.С.Комарова, А.Д.Кошелева, С.А.Козлова, Г.Г.Кравцов, Р.Б.Стеркина, Т.В.Тару-нтаева и др.),
В разработке теоретических аспектов проблемы мы опирались на работы Ш.А.Амонашвшш, ОХ.Богдановой, Н.И.Болдырева, Е.В.Бондаревской, Н.С.Дежниковой, Л.В.Занкова, В.А.Караковского, С,А.Козловой, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Б.С.Мерлина, Б.И.Монахова, Р.А.Островской, В.И.Петровой/ Л.И.Рувин-ского, Г.Н.Филонова, И.Ф.Харламова, EL Е.Щурковой и др., в которых подчеркивается значимость гуманистической направленности педагогического процесса, отмечается необходимость актуализации позитивного потенциала личности, наполнения его нравственным и духовным содержанием.
Ценными являются исследования по проблеме присвоения ребенком нравственной культуры общества и развития духовного начала (Г.П.Гаврилычева, И.А.Княжева, В.А.Ситаров, Т.В.Черник), зависимости нравственной ориентации детей от стиля общения семьи (Н.В,Анненкова, Т.А.Маркова, Т.А.Репина и др.), преемственности гуманного развития детей в дошкольном и начальном образовании (В.Я.Лыкова, Н.К.Мушенок, О.З.Ткаченко и др.).
В младшем школьном возрасте происходят изменения в эмоциональной сфере, расширяются возможности самоконтроля и самовоспитания, развивается рефлексия, произвольность поведения, возникают "внутренняя позиция11 и качественно новые формы общения, уровень психического и нравственного развития младшего школьника дает возможность интенсивно накапливать опыт социально обусловленного поведения, создаются предпосылки для воспитания милосердия на данном возрастном этапе как сензитивном для целенаправленной работы педагогов и родителей в этом направлении.
Актуальность и важность проблемы, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста".
Объект исследования - милосердие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - процесс воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - определить и обосновать педагогические условия повьшіения эффективности процесса воспитания милосердия у младших школьников.
Гипотеза исследования. Воспитание милосердия у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если:
-используется ориентация на способность младших школьников к эмпатическим переживаниям, чувственным проявления милосердия;
-целеполагание педагогического процесса направлено на реализацию аксиологического, эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия в организации жизнедеятельности детей с учетом рационального использования воспитательного потенциала учебного материала и индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания милосердия;
-осуществляется взаимодействие педагогов и родителей на основе сотрудничества и преемственности воспитания милосердия.
Задачи исследования:
Определить сущность понятия "милосердие1', изучить теоретические основы и состояние процесса воспитания милосердия в современных условиях работы начальной школы.
Зыявить и обосновать педагогические условия эффективного воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста.
Разработать научно-методические рекомендации для педаго-
гов и родителей по воспитанию милосердия у младших школьников.
Методологической основой исследования явились положения о диалектическом единстзе общего и особенного в развитии личности, ее изменений под воздействием обучения и воспитания, единстве теории и практики, положения классической психологии и педагогики о единстве сознания, поведения, деятельности, о ведущей роли общечеловеческих ценностей в воспитании личности.
Кетоди исследования: изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, анализ личного опыта работы автора в системе дошкольного воспитания и начальной школе, педагогическое наблюдение, опрос, беседы, интервьюирование, анкетирование, изучение педагогической документации, анализ результатов творческой деятельности детей, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Базой исследования по сбору первичной информации послужили средние школы г. Смоленска, Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в начальных классах средней школы № 33 г. Смоленска.
Этапы исследования: на первом этапе /1994-1995 гг./ изучалась литература по проблеме исследования, определялись исходные теоретические позиции, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, анализировался и обобщался массовый и передовой педагогический опыт по вопросам воспитания милосердия у младших школьников, проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе /1995-1997 гг./ осуществлялась опытно-экспериментальная работа, проверялись педагогические условия эффективного воспитания милосердия у младших школьников.
На третьем этапе /1997-1999 гг./ анализировался, систематизировался, обобщался опытно-экспериментальный материал, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации- Разраба-
тывались и внедрялись в педагогическую практику научно-методические рекомендации для учителей и воспитателей образовательных
учреждений.
Научная новизна исследования: впервые воспитание милосердия у младших школьников рассматривается как самостоятельная педагогическая проблема; уточняется и конкретизируется содержание понятия "милосердие" применительно к младшему школьному возрасту как сензитивному периоду для воспитания данного качества; выявлены и научно обоснованы педагогические условия эффективного воспитания милосердия у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении критериев, показателей уровней проявления и развития милосердия у младших школьников, научном обосновании содержания воспитания милосердия у детей на основе реализации аксиологического, эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов данного нравственного качества.
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных научно-методических рекомендаций для педагогов и родителей по воспитанию милосердия у детей младшего школьного возраста, создании факультативного курса для учащихся. Результаты исследования могут быть использованы в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе при проведении как учебных, так и внеклассных занятий, в консультационной работе с родителями, в оказании им помощи в семейном воспитании, в ходе профессиональной подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации.
Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической к теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его цели и задачам, личным участием автора в опытной работе, качественным и количественным
анализом полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения;
1- Воспитание милосердия у младших школьников является од
ним из путей знакомства ребенка с истинными началами духовности,
Щ определяющими его ориентацию в мире общечеловеческих ценностей.
2, Младший школьный возраст в силу присущих ему психических
новообразований, особенностей социального развития и потребности
в гуманизации отношении со взрослыми и сверстниками является
сензитивным для воспитания милосердия у детей.
3. Педагогическими условиями эффективного воспитания мило
сердия у детей младшего школьного возраста являются: ориентация
* на способность младших школьников к эмпатическим переживаниям,
чувственным проявлениям милосердия; направленность целеполагания
педагогического процесса на реализацию аксиологического, позна
вательного, эмоционального и поведенческого компонентов милосео-
^ дия в организации жизнедеятельности детей с учетом рационального использования воспитательного потенциала учебного материала и индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания милосердия; осуществление взаимодействия педагогов и родителей на основе сотрудничества и преемственности воспитания милосердия.
Апробация и внедрение в практику. Материалы исследования
были представлены на педагогических советах, заседаниях методи
ческих объединений школ г. Смоленска; заседаниях кафедр педаго
гики, дошкольной педагогики Смоленского государственного педаго
гического университета; на курсах повышения квалификации Смолен
ского областного института усовершенствования учителей; на меж-
^ дународных научно-практических конференциях (Смоленск, ноябрь
1995г.; Смоленск, май 1996г.; Санкт-Петербург, апрель 1998г.), на Всероссийских конференциях (Смоленск, декабрь 1997г.; Смоленск, апрель 1998г.; Смоленск, ноябрь 1998г.; Орел, апрель
1998г.); на Всесоюзном семинаре учителей "Личностно - ориентированное взаимодействие педагога и учащихся в начальной школе" (Смоленск, октябрь 1997г.), международной конференции молодых ученых "Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности" (Смоленск, апрель 1999г.).
Методические рекомендации, разработанные в ходе исследования, внедрены в практику работы школ и дошкольных образовательных учреждений г. Смоленска. Материалы исследования используются в процессе чтения педагогических дисциплин в педагогическом университете. Основное содержание исследования отражено з опубликованных работах автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений-
Развитие проблемы воспитания милосердия в научной литературе
Проблема воспитания милосердия имеет богатую многовековую историю- Как духовные, так и светские воспитатели считали необходимым воспитызать это качество, предлагал различные воспитательные средства, методы и приемы.
Вопросы этики и морального воспитания, развития таких нравственных качеств, как любовь, милосердие, сострадание занимали большое место в учениях древнегреческих философоз. По мнению Сократа, высшим идеалом нравственности является добродетель, которую оя отождествлял со знанием. Человек становится добродетельным благодаря усвоению понятий о доблести и благе и проникновению в сущность своего характера. Всякое нарушение установленных правил и дурные поступки он объяснял этической неграмотностью или моральными заблуждениями /"зло совершается по незнанию"/, ибо, как утверждал Сократ, нет такого человека, который, имея четкие понятия о добродетельных действиях, стал бы умышленно поступать хуже (ПО, с - 210) .
Представляется интересной мысль Аристотеля о том, что добродетель не дается нам от природы. Камень, имеющий от природы движение вниз, не может приобрести свойство двигаться вверх, а огонь гореть пламенем вниз. Человек же не имеет природной добро-детели, но он обладает возможностью совершенствоваться в ней (9, с.117). Данное высказывание Аристотеля подтверждает важность и необходимость воспитания и развития милосердия у детей. По мнению философа, определяющее значение имеют три важных компонента нравственного поведения: знание моральных норм и правил; повиновение законам; выработанные в процессе тренировки привычные действия, поступки, которые делают человека нравственным и способным к состраданию, гуманным поступкам.
Философы древности выделяли следующие дидактические условия воспитания любви к людям и милосердия: методы воздействия /Сократ - беседу, Аристотель - пример взрослых, упражнения в гу-манных поступках/; содержание образования /Платон - содержание литературных произведений, сказок, преданий/; средства формирования /Платон - игру, музыку, литературные произведения, сказки/ (ПО) ,
Творчество ряда мыслителей средневекового периода подтверждает интерес к проблемам нравственного совершенствования личности, воспитания и развития милосердия у детей. Основы религиозно-нравственного воспитания изложены в трудах христианского философа Августина. В качестве средства духовного развития человека, считал онг выступает божественная сущность независимой от тела души и внутренний нравственный опыт, основывающийся на самодеятельности души (200, с.176), Эта идея говорит о важности приобретения опыта милосердного поведения для ребенка и преодолении эгоистической замкнутости в результате сложной духовной работы.
В течение всего средневековья были очень популярны сочинения Иоанна Кассиана, который считал важным в воспитании достижение "чистоты сердца" детей, включающей в себя не только свободу от всяких дурных мыслей, но и любовь к людям, опирающуюся на исполнение христианских заповедей (60, с.32) . По его мнению, сострадание является начальной ступенью духовного совершенствования, которое нужно развивать наряду с терпением и великодушием.
Интересные мысли о милосердии содержатся в морально-дидактическом трактате Филиппа Новарского "Четыре возраста человека" (148, с.225-250) . Автор, заботясь о нравственном воспитании детей, обращается прежде всего к христианским добродетелям, примером для подражания выбирает Иисуса Христа- Среди наиболее важных достоинств и качеств выделяет щедрость, способность одаривать других людей, причем милостыня рассматиивается как возможный вид щедрости, а проявления милосердия обосновываются необходимостью соблюдения детьми заповеди "Возлюби ближнего своего". Филипп Новарский подчеркивал, что подобное воспитывается подобным, а любовь и уважение к людям - это лучшие качества человеческой природы.
Как видим, средневековая европейская школа трактовала милосердие как одну из важных христианских добродетелей в воспитании детей, являющуюся результатом нравственного очищения души и приближения ее к Богу, при этом милосердие связывалось с активной деятельностью для блага других людей.
Средневековый период в Древней Руси характеризуется особым вниманием к проблеме воспитания милосердной личности. Памятники искусства слова подчеркивают важность такой нравственной добродетели, как милосердие. Древнерусские писатели гордились величием Руси, смелостью русских людей, их высокими моральными качествами. Произведения пленяют целомудренной чистотой, авторы не задерживаются на описаниях жестокостей, не лелеют мечту о возмездии врагам- Произведения Древней Руси призывают к возвышенному, хорошему. В них мы находим благородные идеалы, которые так живо отвечают нашему времени и возросшей потребности в сострадав нии, милосердии. Темой произведений является смысл человеческой жизни, а героями - лица, совершающие подвиги нравственного совершенствования (Борис и Глеб, Феодосии Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др).
Преемственность в воспитании нравственных качеств у детей 6-7 лет
В работах педагогов и психологов (А.Г.Асмолов, 0.С.Богданова, А, В, Запорожец, В.Я-Лыкова, А. А. Люблинская, А.Юышкало, Т.ВЛарунтаева и др.) подчеркивается важная роль преемственности детского сада и школы, необходимость взаимодействия и установления тесных деловых контактов в работе воспитателей и учителей в формировании личности ребенка и создании эффективных педагогических условий для его взросления. Работы Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.В.Эльконина и др. дают возможность осознать и оценить резервы, которые имеются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Сензитивность данных возрастных периодов, восприимчивость детей к гуманным воздействиям, таким образом, позволяют увидеть преемственность в организации и управлении процессом воспитания милосердия.
Изучение научной литературы позволяет утверждать, что младший школьный возраст можно рассматривать как сензитивный для воспитания и развития милосердия у детей. Так, Л.И.Божович (24) отмечает, что в младшем школьном возрасте моральные представления тесно сплетены с нравственными чувствами. Они возникают з процессе общения детей со взрослыми. Ученый приходит к выводу о том, что нравственные качества личности есть результат усвоения ребенком социально принятых форм поведения. На данном возрастном этапе формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка позволяет ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами (23, с,291) „
Младший школьник при помощи взрослого способен осознать нравственную сторону своего поведения, качество переживаемых чувств и их причину. У него появляется рефлексия в соблюдении ролевых правил, способность правильно воспринять социальные нормы, подчинить им свои желания, благодаря доминирующей потребности в социальном соответствии (26, с.35), Эмоциональная жизнь ребенка этого возраста отличается чрезмерной насыщенностью. Эмоции бесконечно сменяют друг друга, легко возникают, кратковременная и поверхностны. В связи с достаточной пластичностью мозга образовавшиеся "аффективно-гностические модели" неустойчивы и поддаются изменению в процессе целенаправленного воспитания, происходит открытие ребенком своих переживаний, возникает активное, действенное отношение к собственным эмоциям (Л.С.Выготский) - Д.Б.Эльконин в своей возрастной периодизации называет младший школьный возраст "вторым детством" (219, с.60-78), что связано с доминированием эмоциональной сферы в восприятии мира и окружающих людей. Учащиеся начальных классов не только готовы к осознанию своих эмоций, но в некоторой степени нуждаются в этом, что обусловлено их биопсихическими свойствами, раскрытыми в физиологических исследованиях- Электроэнцефалограмма покоя учащегося начальных классов ГОВОРИТ О высокой чувствительности его нервной системы, доминировании эмоциональной сферы в восприятии мира и окружающих людей, легкости возникновения эмоциональной отзывчивости индивида, которая в десятилетнем возрасте интериоризируется и приводит в будущем к неадекватным эмоциональным проявлениям, если при воспитании младших школьников не были созданы условия для осознания непосредственно возникших эмоций (23; 37; 101 и др-).
Согласно социально-нормативной концепции развития личности Д.К.Фельдштейна, младший школьный возраст рассматривается как "промежуточный рубеж развития" (205, с,146), Учащийся добивается признания своих возросших возможностей, стремится к определенному положению среди сверстников. Именно этот ряд ведущих потребностей (осознанных и неосознанных), характерных для данного возраста, влияет на процесс воспитания милосердия.
Младший школьник очень чуток и восприимчив к воздействию окружающей среды, многое в его поведении определяется подражательностью (96, с.150). Для отношений младших школьников характерна высокая степень подвижности, ситуативное, избирательности (17, с.9), расширение круга оценочных нравственных суждений (46, сЛ12), наличие определенной внутренней позиции личности, что способствует формированию системных личностных образований (24, с.29), Младший школьник начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции окружающих и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата своего действия (Я.З.Неверович, Б.Г.Нечаева, Т.Н.Овчинникова, Т.А.Репина и др). К концу дошкольного возраста дети выходят за пределы непосредственно воспринимаемого мира и направлены на особенности другого человека, его характерные черты, действия (Н.Г.Морозова, С.Рахмонов, П.Сирбиладзе и др.), исключительно важными оказываются эмоции сочувствия и сопереживания другому, ребенок освобождается от власти эмоций, овладевает собственными переживаниями, привносит в них интеллектуальные моменты (Г.Г.Кравцов, Е.Е-Кравцова). Учебно-воспитательный процесс влияет на развитие личности младшего школьника, ее ориентацию в богатстве человеческих ценностей и отношений. С учебной деятельностью связано новое положение ребенка в обществе. расширяющийся круг его социальных контактов, возникающие новые потребности, которые обусловлены дальнейшим углублением взаимоотношений с окружающими людьми (24; 26; 28; 136; 194; 216; 219; и др-)- Таким образом, изменения, происходящие в мотивационной, поведенческой, эмоционально - волевой сферах у младших школьников создают предпосылки для эффективного воспитания милосердия.
При этом следует учитывать отличия шестилетних детей от семилетних. Социально-нравственный и познавательный опыт семилетнего ребенка богаче и разностороннее шестилетнего на целый год жизни. Это накладывает отпечаток на процесс воспитания гуманных качеств, в том числе на процесс воспитания милосердия у шестилеток, поэтому их терпеливо и настойчиво следует обучать таким представлениям, как отзывчивость, чуткость, сострадание. Необходимо учитывать преобладание актуальных потребностей, импульсивной активности детей шести лет.
Анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике
Приведенные ответы достаточно убедительно свидетельствуют о том, что проблема формирования гуманных чувств и нравственных качеств, в том числе начал милосердия, определяется педагогами как приоритетная. Однако смысл милосердия сводится, в основном, к доброте и сочувствию. Таким образом, необходимо теоретическое осмысление педагогами рассматриваемой проблемы и ее практическое воплощение.
В анкетах педагоги отмечали, что работа по воспитанию милосердия носит эпизодический характер, осуществляется не систематически. При воспитании данного качества используется достаточно узкий спектр методов и приемов работы, сводящийся к чтению книг с последующим обсуждением /37%/, к беседам /26%/, обращению к собственному примеру поведения /21%/, к сюжетно-ролевым игоам /9%/, к посильному труду /7%/. Педагоги не используют все многообразие средств и методов, стимулирующих в детях развитие эмпа-тийных процессов, что сказывается на уровне знаний о милосердии у детей, формировании их эмоционального опыта и умении проявлять эти знания so взаимодействии с окружающими.
Анализ анкет показал, что актуальной в исследуемом вопросе является проблема единстза семейного и общественного воспитания. Затруднения в работе с родителями создают отсутствие общих требований семьи и педагога (62%), доверительных отношений родителей с ребенком (4%), низкий культурный уровень родителей (34%)-Многие педагоги видят решение проблемы воспитания милосердия у детей в налаживании сотрудничества с дошкольными учреждениями, 97% опрошенных учителей начальных классов отмечают отсутствие преемственных связей между детским садом и школой, подчеркивают важность такой совместной работы. Приведем примеры некоторых пожеланий учителей в адрес воспитателей:
-"Необходимо сотрудничество двух сторон, уже в детском саду должна проводиться работа с детьми по воспитанию милосердия- Воспитатель должен снабжать родителей педагогическими советами и рекомендациями по данной проблеме,"; -"Учителям и воспитателям необходимо проводить совместный анализ педагогического процесса, строить работу в форме диалога и равноправных партнерских отношений". Эти пожелания свидетельствуют о необходимости установления тесного сотрудничества школьных и дошкольных учреждений, использовании их воспитательных возможностей в работе с родителями по формированию милосердия у детей. Анкетирование педагогов показало, что милосердие определяется ими как одно из важных личностных качеств, которое однако целенаправленно не формируется в учебном процессе, В работе с детьми учителя Б основном опираются на такие методы, как рассказ, беседа, чтение художественных произведений, используя вопросы репродуктивного характера, не пробуждающие интерес к поступкам и мотивам милосердной личности, их внутреннему миру. Недостаточное внимание уделяется анализу ситуаций в поведении детей, методам, способствующим переводу знаний о милосердии в деятельность- Не всегда реализуется тесный контакт и планирование согласованных действий учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, актуальной является проблема оказания методической помощи родителям по воспитанию милосердия- Для того, чтобы выяснить, какое внимание воспитанию начал милосердия уделяется в семье было проведено анкетирование родителей младших школьников- Нас интересовало: - какие нравственные качества они хотели бы воспитать у своих детей; - каковы, на их взгляд, причины антигуманных поступков детей; - что они вкладывают в понятие "милосердие", и возможно ли воспитать это качество у детей 6 лет, что способствует этому; - знакома ли литература по проблеме воспитания милосердия; - какие затруднения испытывают родители в воспитании детей. Анкетирование помогло выявить у родителей рейтинг желаемых нравственных качеств, который включает: доброту /661/, честность /63%/, заботу о ближнем /58%/, порядочность /57%/, отзывчивость /51%/, ответственность /46%/, справедливость /38%/, трудолюбие /361/, аккуратность /37%/г смелость /32%/, упорство в достижении цели /29%/, исполнительность /25%/, вежливость /23%/, любовь к Родине /20%/, чувство собственного достоинства /16%/, искренность /7%// взаимопонимание /3%/, юмор /1%Л Как видно из приведенных данных, среди качеств, которые бы родители хотели воспитать у своего ребенка, милосердие названо не было. То забвение, которому предавалось это понятие в нашей стране, не могло не отразиться на результатах анкетирования. Все опрошенные родители понимают необходимость и важность воспитания милосердия у детей, 43 из них высказали мнение, что воспитание милосердия надо начинать с раннего возрастного периода, поскольку сегодня в обществе остро ощущается дефицит бережного и чуткого отношения друг к другу Анализируя причины проявления детской жестокости, черствости и других антигуманных проявлений, 25% родителей считают причиной этого обстановку в семье, 72 - жестокость и грубость окружающих, 2 - отсутствие единства требований взрослых. Также были названы и другие причины такой ситуации: нестабильность экономического положения страны, девальвация духовных ценностей, влияние телевизионных передач на антигуманные проявления детей /IV.
Педагогические условия эффективного воспитания милосердия у детей
Особое внимание было уделено изучению семейной микросреды ребенка. Мы исходили из важности усвоения ребенком определенной системы ценностей благодаря эмоциональной и духовной функциям семьи. Существенными оказываются формы и способы взаимодействия взрослых и детей в семье, наличие братьев и сестер, экономический и культурный уровень семьи. Важнейшим этапом в воспитании милосердия в семье является, на наш взгляд, ролевая идентификация детей с родителями. Она возникает как результат взаимодействия ребенка с матерью и отцом, где тесно переплетаются между собой познавательные, эмоциональные, поведенческие сфеоы ребенка. Для нас важно было определить престижность и компетентность родителей в восприятии детей, а следовательно, их возможности при воспитании милосердия. Нами использовался опросник, разработанный А.И. Захаровым /126/. 1. Если бы ты играл в игру "Семья", то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал - мамой, папой или собой? 2. С кем ты живешь дома? 3- Кто в семье, по-твоему, главный из родителей, или в семье нет главного? 4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама) на работе, или другое? 5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет ребенок, ты будешь так же его воспитывать, как тебя сейчас воспитывает папа (мама), или по-другому? 6. Если бы дома никого не было, то кого бы ты хотел видеть в первую очередь из родителей? 7- Если бы с тобой случилась беда, ты бы рассказал об этом папе (маме) или нет? 3. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама) или нет? Результаты опроса показали, что 91% испытуемых детей определяют авторитет родителей, как достатсчно высокий, особенно пап, а более доверительные и тесные отношения складываются с мамами. Приведем примеры некоторых высказываний детей: "С мамой я всегда делюсь секретами и тайнами, а папа много работает, поэтому не всегда у него есть время поговорить со мной" (Ира И,), "Домашнее задание чаще всего проверяет мама, а за плохие отметки и поведение больше всего ругает папа. Когда я вырасту, то буду больше играть со своим ребенком" (Максим А.).
Результаты опроса детей позволяют говорить о необходимости совместной и согласованной деятельности семьи и школы, направленной на успешное воспитание милосердия, опираясь на близкий контакт воспитанников с родителями. Однако 9 опрошенных испытуемых отметили негативный эмоциональный фон в семье, недостаточный уровень компетентности и престижности родителей и доверительных отношений с ними, что, безусловно, снижает эффективность воспитания милосердия.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента помогли определить возможности и резервы в воспитании милосердия у младших школьников, выявить устойчивость их нравственных проявлений, осознанность знаний и представлений о милосердии. Примененные методики показали значимость работы по обогащению эмоционального опыта детей, необходимость осмысления ими сущности милосердия как общечеловеческой ценности.
Анализ теоретических источников и современной педагогической практики позволили нам сопоставить, взаимно уточнить полученные данные, систематизировать наиболее характерные признаки проявления милосердия и выявить критерии сформированности рассматриваемого нравственного качества, которыми явились: -ориентация на приоритет гуманных взаимоотношений с окружающими и осмысление сущности милосердия как общечеловеческой ценности; - сформированность представлений о ценности другого человека и знаний о способах проявления милосердия; - восприимчивость к чувствам других людей, потребность и целенаправленное выражение чувств сострадания, жалости, человеколюбия, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления; -бескорыстная забота о близких и далеких людях, умение сопереживать их несчастьям и радоваться благополучию. При выделении критериев учитывались аксиологический, познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты проявления милосердия Аксиологический компонент характеризовался усвоением ребенком сущности милосердия как общечеловеческой ценности и стремлением проявления милосердия в различных видах деятельности. Познавательный компонент определялся наличием знаний и представлений о милосердии, способах его проявления, пониманием сущности данного понятия, умением пользоваться нравственными оценочными суждениями при характеристике милосердных (не милосердных) проявлений, анализировать, давать им адекватную оценку. Эмоциональный компонент фиксировался нами в реакции детей на боль и беду окружающих, умении целенаправленно выражать свои чувства в ответ на различные внутренние состояния других людей, осознавать чужие эмоции и откликаться на них. Позеденческий компонент раскрывался в реальном содействии и заботе в отношениях к окружающим, наличии собственного опыта милосердных проявлений и бескорыстной помощи. Рассмотрим содержание познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов выделенных критериев проявления МИЛО" сердил, учет которых становится особенно актуальным для эффективного применения методов и средств воспитания милосердия, обоснования педагогических действий по воспитанию исследуемого качества на рассматриваемом возрастном этапе.