Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-эстетическое воспитание школьников в условиях Тувынского села Монгуш, Кара-Кыс Кожай-ооловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Монгуш, Кара-Кыс Кожай-ооловна. Художественно-эстетическое воспитание школьников в условиях Тувынского села : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.06 / Рос. акад. образования.- Москва, 1997.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-3/815-7

Введение к работе

Переход России к рыночным отношениям обострил многие социальные проблемы личности и общества. Современная социальная ситуация характеризуется налгчием глобального противоречия между направленностью социально-экономического курса на будущее страны и отсутствием должного внимания к тем, кто будет жить в этом будущем, - детям, подросткам, молодежи.

Разрушающее влияние современной социальной среды (падение производства, рост преступности, коррупции, безра-бопщы, резкая дифферегщиация населения по уровню доходов) проявляется в росте детской беспризорности, социальном сиротстве, ухудшении нравственного и физического здоровья детей.

Следствием социальной нестабильности общественной жизни, разрушения духовных идеалов прошлого стало падение нравственности и духовности в подростковой и молодежной среде, культ денег, личного благополучия; отчуждение от духовных ценностей старшего поколения, от искусства, народно-национальных традиций.

Коммерциализация отдельных структур социальной сферы значительно ограничивает доступ детей к внешкольному дополнительному образованию, культуре, искусству, физическому развитию, полноценному досугу и отдыху. Мизерное государственное финансирование социального сектора вызывает отток квалифицированных кадров из учреждений образования, культуры. Низкие доходы семьи ведут к отказу от удовлетворения ее культурных потребностей и интересов, отчего в большей степени страдают дети.

В тяжелых социально-экономических условиях живет сегодня население Ресго'блиюї Тьгоа, 36 процентов которого составляют дети. Проводившаяся в бывшем СССР экономическая политика в области размещения производства, формирования по отраслевому признаку, без учета интересов территорий инвестиционных программ привела к низкой эффективности хозяйства республики, его сырьевой направленности, дотационности бюджета. В республике сохраняется высокая материнская и младенческая смертность, растет число детей с умственными и физическими недостатками, увеличивается число разводов и неполных семей. В

регионе, где общая численность населения составляет 310 тыс.человек - 2617 детей-сирот, 1633 ребенка лишены родительского попечения, 618 матерей-одиночек.

Социальные перемены в процессе исторического развития Тывы, обусловленные закономерными сдвигами в развитии общества в целом, привели к разрушению основ традиционного кочевого хозяйства и быта, созданию многочисленных оседлых центров, что в условиях выживания создает определенные трудности для населения.

Быстрое приобщение тывынцев к европейскому образу жизни, с одной стороны, способствовало интеграции малочисленного народа в мировую культуру, с другой, вызвало изменение традиционного хозяйства и сопровождалось резким пересмотром этнических ценностей, отходом от истоков самобытной культуры тывынцев. Ломка традиций, обычаев, обрядов, ослабление связи с природой, кровнородственных уз, развитие алкоголизма и наркомании представляют реальную угрозу генофонду нации.

Улучшение положения детей в обществе, их надлежащая социальная защита, создание благоприятных условий для жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития - ключевая цель Республиканской комплексной программы "Дети Тывы", Государственной программы по укреплению семьи, охране материнства и детства в Республике Тыва до 2000 года.

В условиях неуправляемого перехода к рыночным отношениям одним из важнейших средств решения социальных проблем детства, семьи, преодоления духовно-нравственного кризиса общества становится художественно-эстетическое воспитание и развитие личности. Обращение к искусству, народной художественной культуре, их воспитательной силе может способствовать гуманизации социальных отношений в обществе, передаче новым поколениям высших человечесыгх ценностей, социализации личности, формированию ее нравственных качеств (трудолюбие, милосердие, творческое отношение к работе, дисшшлинированность, ответственность), ее духовному развитию и совершенствованию.

Проблема художественно-эстетического воспитания школьников особенно актуальна для сельской местности, где ограничены возможности культурно-эстетического развития и

художественного образования школьников, мало

юшмфицированных специалистов-педагогов по предметам художественно-эстетического цикла, слабо развита инфраструктура досуга и сеть учреждений культуры, дефицит кадров организаторов художественно-творческой, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой деятельности в микросоциуме.

Обозначенные противоречия позволили определить основную проблему исследования, суть которой в поисках такой модели художественно-эстетического воспитания школьников, которая была бы адекватна социальному формированию личности в новых условиях жизни современного общества, отвечала бы целям, задачам, потребностям динамично меняющегося социума.

Вместе с тем в отечественной педагогике не было специального исследования, посвященного рассмотрению системы художественно-эстетического воспитания школьников в микросоциальной среде тывынского села с позиций современного этапа развития общества.

Этим и определяется выбор темы нашего исследования:
"ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЫВЫНСКОГО СЕЛА".

Объект исследования: художественно-эстетическая деятельность школьников в микросоциальной среде.

Предмет исследования: процесс художественно-эстетического воспитания школьников.

Цель исследования: обоснование целостной модели художественно-эстетического воспитания школьников в условиях тывынского села.

Гипотеза исследования исходит из теоретических посылок о том, что оздоровление микросоциума, его духовно-нравственное возрождение возможно путем художественно-эстетического воспитания школьников, приближенного к традициям народной художественной культуры, органично сочетающего художественное образование школьников с культурно-эстетической деятельностью в открытой социальной среде, урочные и внешкольные формы работы.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы определены основные задачи исследования.

  1. Раскрыть историко -педагогические аспекты художественно-эстетического воспитания школьников.

  2. Обосновать концептуальные основы художественно-эстетического воспитания школьников в микросоциальной среде и экспериментально апробировать на практике целостную модель художественно-эстетической деятельности детей и взрослых в условиях тывинского села.

  1. Изучить опыт народной художественно-педагогической культуры тывынцев и разработать методические рекомендации по его использованию в современной практике художественно-эстетического воспитания сельских школьников.

  2. Обобщить опыт практической деятельности сельских социальных педагогов по художественно-эстетическому воспитанию и развитию личности в открытой социальной среде.

Методолопгческой основой исследования являются системный, деятельностный, культурологический подходы, философские идеи о формировании активной творческой личности, преобразующей мир по законам красоты, о деятельностнои сущности человека и социальной детерминированности его личности, о диалектике общечеловеческого, интернационального и национального, концепция национальной школы Республики Тыва, законы Российской Федерации и Республики Тыва "Об образовании".

Исследование данной проблемы потребовало обращения к работам специалистов различных наук, изучающих проблемы искусства, художественного и эстетического воспитания -философов, культурологов, педагогов, психологов, искусствоведов, социологов, этнографов, историков, литературоведов.

Ценные идеи о развитии эстетики мы находим в учении Сократа, трудах философов античной культуры Аристотеля и Платона, представителей русской эстетической мысли XVIII в. -В.Н.Татищева, Г.Н.Теплова, М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина, опираемся на теоретические положения марксистско-ленинской эстетики, важнейшие современные идеи философов-культурологов.

Труды Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, В.А.Сухомлинско-го, С.Т.Шацкого, а также современных ученых И.Ф.Гончарова, А.Я.Зися, М.С.Кагана, Е.В.Квятковского, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова, Б.Т.Лихачева, М.Ф.Овсянникова, С.Х.Раппо-

порта, В.А.Разумного, Ю.У.Фохт-Бабушкина и других имеют методологическое значение для постановки и решения изучаемой нами проблемы, ибо в них определена сущность художественного и эстетического воспитания школьников.

Значительный интерес для нашей работы представляют идеи
известных деятелей литературы, искусства, науки:
А.ГАпексина, С.А. Герасимова, Л.Кассиля, Д.Б.Кабалевского,
Д.СЛихачева, С.В.Михалкова, Б.М.Неменского,

Т.Н.Хренникова, С.В.Образцова, а также известных тувинских деятелей: композитора Р.Кенденбиля, писателей С.Тока, С.Са-рыг-оола, С.Пурбю, исследователей народной педагогики Тывы К.Б.Салчак, Л.П.Салчак и других.

В исследовании проблем социальной педагогики и
социальной работы мы опираемся на труды современных
ученых-педагогов, культурологов, социологов, психологов:
В.Г.Бочаровой, А.И.Арнольдова, Б.П.Битинаса, Б.З.Вулъфо-
ва, С.А.Беличевой, С.И.Григорьева, Р.Г.Гуровой, М.П.Гурья
новой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д.Красильникова, М.Б.Коваль,
В.Д.Семенова, Е.И.Холостовой, Г.Н.Филонова,

Т.Ф.Яркиной. Изучая современные подходы к воспитанию, рассматриваем также работы Г.М.Иващенко, ВА.Караков-ского, М.Е.Кулъпединовой, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, А.П.Оконешниковой, Н.Л.Селивановой и других.

Этнокультурные и этнопедагогические аспекты исследования мы рассматриваем на основе изучения научных работ В.К.Бацына, М.М. Берлянчика, Л.И.Боровикова, К.И.Бузаро-вой, Г.Н.Волкова, Е.П.Жиркова, М.Н.Кузьмина, Т.Г.Филипчу-ка, 3.Я.Якубова и других.

Существенное значение имели работы, анализирующие особенности сельской среды, национальной школы, специфику воспитательной работы на селе, использование народных традиций в работе с сельскими школьниками, рассматривающие отдельные аспекты эстетического воспитания средствами искусства (К.САбишев, А.З.Андрейко, А.А.Арутюнян, М.С.Кравченко, А.В.Кондратенков, А.А. Нугманова, Р.М.Па-шаева, Я.И.Ханбиков и другие).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс разнообразных методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической, художествен-

ной литературы, раскрывающий различные аспекты художественно-эстетического воспитания школьников; опытно-экспериментальная работа, в процессе которой применялись такие методы, как наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, социологическое обследование, анализ дневников наблюдения учащихся, сочинений школьников, выставочных экспонатов, диспутов, отзывов; опытно-поисковая работа (анализ результатов художественно-эстетической деятельности, собственного іридцатипятилетнего педагогического опыта).

Этапы исследования. Исследование включало три основных этапа.

На первом этапе (1976-1989) диссертант, являясь директором Межегейской сельской школы, знакомился с опытом лучших коллективов и отдельных школ своей Республики по художественно-эстетическому воспитанию школьников, изучал отечественный и зарубежный опыт воспитания, философскую, психолого-педагогическую, художественную литературу по проблеме художественно-эстетического воспитания. Совместно с сектором культуры Тывынского НИИ языка, литературы, искусства, Министерством культуры началась опытно-экспериментальная работа по созданию системы музыкального воспитания учащихся начальных классов в аспекте взаимодействия общеобразовательной школы и детской школы искусств.

На втором этапе (1989-1991) диссертант как руководитель территориального исследовательского проекта включился во всесоюзный эксперимент, организованный ВНИКом "Школа-микрорайон" Гособразования СССР и АПН СССР. Было проведено социолопгческое исследование по определению художественных интересов, потребностей детей, подростков, молодежи; изучены воспитательные возможности социальных институтов села, сельской семьи, мастеров народного творчества: организована проверка концепции социального воспитания в условиях села Межегей. Теоретическое осмысление предмета исследования совмещалось с опытно-экспериментальной работой по апробации модели художественно-эстетического, социокультурного воспитания по месту жительства, внедрению института сельских социальных педагогов. Были определены объект, предмет, задачи диссертационного исследования.

Третий этап (1992-1997) - систематизация, обобщение результатов исследовании. Разработка и реализация исследовательского проекта "Социальная работа на селе средствами художественно-эстетической деятельности" и рамках комплексной программы Центра социальной педагогики РАО "Педагогика социальной работы". Обследование семей, нуждающихся в социальной помощи, разработка и апробация форм социально-культурной работы с сельским населением. Завершение работы по подготовке диссертации.

Экспериментальная база исследования - территория сельской муниципальной межегейской администрации, включающая общеобразовательную школу, пришкольный интернат, детскую школу искусств, сельский Дом культуры, сельскую библиотеку, ясли-сады, аратско-фермерское хозяйство "Меж-егей", участковую больницу, местную администрацию, а также сельские районы Республики Тыва - Тандинский, Эрзинский, Тес-Хемский, Кызылский, Овюрский, Чаа-Холский, Чеди-Холский, Улуг-Хемский, Бай-Тайпшский, Монгун-Тайгинский, Тоджинский.

В нашем исследовании принимали участие главы сельских и поселковых администраций, школьные учителя, социальные педагоги, социальные работники, работники культуры, родители, учащиеся, преподаватели СПТУ и ПТУ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались диалектическо - культурологическим подходом к анализу социальных процессов, рассматривающихся в динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, к определению роли искусства, народной художественной культуры в жизни человека; соответствием использованных методов предмету и задачам исследования. Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендацігіі диссертационного исследования подтверждается позитивными результатами художественно-эстетического воспитания школьников, выразившимися в нравственных качествах учащихся, их творческих умениях, общей культуре поведения, а также высокой востребованностью результатов исследования в республике.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически разработана концепция-модель, принципы художественно-эстетического воспитания

школьников в микросоциальной среде в новых социально-экономических условиях развития общества; исследован социально-воспитательный потенциал народной художественной культуры тывынцев, определены механизмы его использования в современной практике художественно-творческой деятельности школы, семьи, других институтов села; дан теоретический анализ основных этапов развития региональной модели художественно-эстетического воспитания школьников национальной республики; определены содержание и виды приобщения учащихся к искусству, народной художественной культуре в школе, семье, микросоциальной среде; выявлены приоритетные направления деятельности сельских социальных педагогов по организации художественно-творческой, социально-культурной работы среди населения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что диссертантом и возглавляемым им исследовательским коллективом разработаны, апробированы и предложены для массовой практики села: модели художественно-эстетического воспитания сельских школьников в условиях большого села национальной республики, сельского социально-педагогического центра как комплексной социальной службы села. Обобщен опыт практической работы сельских социальных педагогов по педагогическому управлению процессом художественно-эстетического воспитания школьников в открытой среде, раскрыты ведущие формы и виды художественно-эстетического воспитания школьников во внеурочной и внешкольной работе, методика организации деятельности разновозрастных "групп содружеств" детей и взрослых, методика воспитания и обучения школьников, ориентированная на использование народных приемов воспитания. Проанализированы результаты художественно-эстетического воспитания школьников в условиях тывынского села.

Апробация результатов исследования. С обоснованием теоретических положений исследования диссертант выступал на республиканских научно-практических конференциях по проблемам сельской школы в г. Кызыле (1992, 1993, 1994); на коллегиях Министерства образования Республики Тыва (1994, 1995), сессиях ВНИКа "Школа-микрорайон" в Москве, Бобруйске, Йошкар-Оле, Альметьевске, Каунасе, Одессе (1989-

1991), на слете учителей-новаторов в г. Иркутске, на сессии Верховного Хурала Республики Тыва (1996), на международных конференциях и семинарах: "Школа и среда: современные проблемы социального воспитания" в г.Ярославле (1990); "Исторические корни, современные проблемы и перспективы развития социальной работы в России" в г.Коломне (1993); "Социальная работа в сельских регионах и образование в области социальной работы" в г.Барнауле (1995).

В 1991 г. диссертант принимал участие во Всесоюзной тематической выставке "Сельская школа: сегодня и завтра" на ВДНХ СССР, где выступал с докладом "Межегейская средняя общеобразовательная школа и школа искусств в системе социального воспитания". В 1995-1996 гг.участвовал в российско-американском проекте "Поддержка российских неправительственных организаций в социальной сфере". В 1994 г. Межегейская школа, директором которой является диссертант, стала победителем республиканского конкурса "Школа года" (г.Кызыл); в 1997 г. - лауреатом всероссийского конкурса "Школа года" (Москва).

В рамках созданного на базе Межегейской школы Тывын-ского республиканского центра социальной педагогики и социальной работы под руководством диссертанта в течение трех лет действует школа социальной работы, где проходят обучение работники социальной сферы из 13 районов республики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях нестабильного общества возрастает роль и
социальная значимость духовных факторов, способных
активизировать жизненные силы личности, повысить ее
жизнеспособность, обеспечить социальную защиту ее духов
ности. В числе таких факторов сегодня выступает искусство,
художественно-творческая деятельность, созидательный
потенциал которой при умелом педагогическом управлении мо
жет стать стержнеобразующим компонентом всей системы
социального воспитания школьников, важным средством
социализации личности.

2. Процесс художественно-эстетического воспитания
школьников может быть эффективным, если на практике будет
реализована целостная модель художественного образования,
эстетического воспитания, художественно-таорческой деятель-

ности учащихся в микросоциальной среде, оптимальная для сельского социума национальной республики, ориентированная на сохранение родного языка, самобытной национальной культуры, восстановление народно-художественных традиций, охватывающая своим влиянием все группы населения, нацеленная на раннее выявление и развитие природных задатков и дарований детей, включение всех жителей села в художественно-культурную, преобразующую деятельность, объединение всех имеющихся на местах сил и средств.

  1. Целенаправленное приобщение детей к различным видам академического искусства (музыка, изобразительное искусство, танец, литература, хореография) и народной художественной культуры (фольклор, народная музыка, хореография, игра, декоративно-прикладное искусство, народные традиции, обычаи, праздники), с одной стороны, должно опираться на более углубленное изучение учащимися с I по IV класс дисциплин художественно-эстетического профиля, с другой стороны, каждому школьнику с IV по XI класс необходимо дать возможность выбора наиболее приемлемого и интересного для него вида искусства и формы художественно-творческой деятельности, обеспечивая взаимосвязь подходов, методов, эстетических критериев, используемых на уроках искусства, в семье, внешкольном детском творчестве.

  2. В условиях сельской местности системно поддерживать и развивать культурно-художественную традицию может только школа как опорная база для построения интегративной модели культурно-возрожденческой работы на селе, создавая посредством социальных педагогов и социальных работников совместно со всеми институтами села условия для разностороннего художественно-творческого развития различных этносоциальных групп населения, духовного общения детей и старшего поколения, укрепления преемственной связи национально-культурных традиций прошлого и современного, роста и расцвета национально-характерных отношений между людьми, традиционных норм национальной жизни.

5. В дидактико-образователыюм и культурно-преобразова
тельном плане длительную жизнеспособность модели художе
ственно-эстетического воспитания школьников в микро
социальной среде может обеспечить сельский ко-

ординационный центр социальной педагогики и социальной работы, созданный на базе школы, в деятельности которого доминируют внешкольные формы художественно-творческой работы детей и взрослых, а также художественно ориентированные виды социальной работы.

Похожие диссертации на Художественно-эстетическое воспитание школьников в условиях Тувынского села