Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Колмогорова Ирина Владимировна

Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников
<
Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Колмогорова Ирина Владимировна. Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 Шадринск, 2000 193 с. РГБ ОД, 61:00-13/1381-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников как педагогическая проблема 12

1.1. Историко-логический анализ проблемы 12-33

1.2. Сущность, содержание, структура культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников 33-53

1.3. Педагогические условия реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников 53-79

1.4. Показатели нравственной воспитанности младших школьников..79-91

Глава 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников 92

2.1. Технологическое обеспечение реализации культурологического подхода в нравственном воспитания младших школьников 92-121

2.2. Технологическая характеристика организации опытно-эксперимен тальной работы 121-161

2.3. Определение эффективности опытно-экспериментальной работы 161-168

Заключение 169-174

Литература 175-187

Приложения 188-193

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Кардинальные изменения в политической, социальной, экономической жизни общества выдвигают принципиально новые задачи перед системой образования. Изменяются целевые установки учебно-воспитательного процесса, переструктурируется система приоритетов. Важнейшим становится вопрос о направлении дальнейшего развития российского образования. Дезориентация нравственных идеалов привела к ситуации, когда прежние нравственные ориентиры воспитания перестали соответствовать целям преобразующейся системы образования, а новые еще не утвердились. Именно поэтому сейчас важнейшей задачей становится поворот к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, представление о которой, ее сущности, структуре дает возможность обнаружить и обосновать внутреннее строение воспитательной деятельности, ее содержание, условия осуществления. Йа основании закона об образовании Российской Федерации современная модель воспитательного процесса должна ориентироваться на нравственные ценности, свободные от каких бы то ни было классовых, политических, идеологических интересов. Одними из ее основных критериев должны стать суверенность и достоинство каждого человека. Одной из ее основных задач должно стать формирование у школьников культуры, т.к. культура-это определенный уровень развития общества, характеризующий формы человеческих сил и отношений, самого человека как общественного субъекта деятельности; в основе культуры лежит нравственное начало, и именно поэтому она является источником нравственного воспитания подрастающих поколений.

Нравственное воспитание определяется как процесс становления личности в природо-социо-культурной среде, сфере духовной деятельности и институциональной системе, как универсальный способ самосохранения и развития общества на основе воссоздания нравственного опыта поколений в лич-

ностном мире ребенка. Нравственному воспитанию школьников посвящены работы Л.А. Байковой, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, И.П. Подласого, Н.Д. Соколовой, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, В.М. Шепёля, Н.Е. Щурковой.

Культурологический подход предполагает приобщение школьника к общечеловеческой культуре, его самореализацию в ней; он помогает решить главную задачу учебно-воспитательного процесса-способствовать становлению личности, развивать индивидуальность, способствовать саморегуляции. Проблеме культурологического подхода в нравственном воспитании уделялось внимание в педагогических учениях Сократа и Платона, в работах классиков педагогики ФА. Дистервега, Г.В. Гегеля, К.Д. Ушинского, И.Г. Песталоцци. Данной проблеме посвящены работы современных педагогов: педагогическая деятельность рассматривается ими как процесс воспроизводства человека, средством этой деятельности служит культура (Л.А. Беляева, Н.И. Кия-

«s щенко, К.В. Кулаев, СЮ. Курганов, АА. Марголис); человек рассматривается как высшая духовная ценность культуры (НА. Бердяев, И.Ф. Кефели, П.Ф.

, Флоренский); культура приобретает роль цели современного воспитательного процесса (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская); высказываются идеи об использовании культурологического подхода в учебном процессе как компонента его содержания (И.И. Зарецкая, Н.Б. Крылова, Х.Г. Тхагапсоев); культурологической подход рассматривается как основа гуманистического личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса (Е.В. Бондаревская, B.C. Библер, MB Богуславский, А.П. Валицкая, И.И. Зарецкая, А.Н. Ростовцев).

Сложно решается вопрос реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников, т.к. если знаниям можно научить, то смыслу жизни, духовности научить нельзя, их необходимо взрастить в каждой индивидуальности. В процессе решения этого вопроса возникает ряд других. Один из них состоит в сочетании необходимости обеспечения Воспроизведения ядра культуры, его стабильности, устойчивости с необ-

ходимостью сохранения механизмов, обеспечивающих инновации в культуре, творчество. Второй вопрос состоит в сочетании национального и общечеловеческого в социальном наследовании. Следующий вопрос заключается в определении содержания нравственного воспитания, педагогических условий, необходимых для его реализации, разработке технологического обеспечения, способствующего достижению желаемого результата. Сложность решения вопроса реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников связана также с необходимостью учета специфики нравственного воспитания младших школьников, т.к. оно в значительной мере отличается от нравственного воспитания более старших детей в силу своеобразия нравственного облика младшего школьника, что определяет как особые возможности нравственного воспитания в этот период, так и его опасности. Младший школьный возраст-чрезвычайно важный период для осуществления нравственного воспитания, неэффективность которого на данном этапе в конечном итоге может привести к серьезным проблемам в дальнейшей жизни, т.к. то, что легко могло бы сформироваться в младшем школьном возрасте, с большим напряжением дается на последующих этапах жизни.

На основании вышеизложенного можно полагать, что вопросы, связанные с востребованием культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников изучены недостаточно. Не исследована возможность использования культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников, не показано его влияние на формирование личности младшего школьника, не определена его роль в нравственном воспитании младших школьников.

Анализ научных работ позволил выделить противоречие между потребностью использования культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников и недостаточной разработанностью содержания и путей его реализации. Выделенное противоречие обозначило проблему ис-

VP следования, которую можно сформулировать следующим образом: "Каковы

педагогические возможности культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников?"

Анализ противоречия и проблемы исследования позволили сформулировать тему: "Культурологический подход в нравственном воспитании млад-

ших школьников".

Объект исследования-процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования-педагогические возможности реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников.

Цель исследования - выявить, определить и обосновать возможность использования культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников.

#

#

Гипотеза исследования: культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников будет реализован, если: S осуществить историко-логический анализ проблемы использования культурных ценностей в нравственном воспитании школьников, определить сущность, содержание, структуру культурологического подхода S на основе результатов историко-логического анализа нравственного воспитания осуществить анализ педагогических возможностей применения культурных ценностей в нравственном воспитании младших школьников S разработать комплекс педагогических условий, включающий:

- наличие профессиональной готовности учителя к осуществлению нравст
венного воспитания младших школьников на основе использования культуро
логического подхода;

создание культурологического воспитательного пространства

учет специфики нравственного воспитания младших школьников

учет индивидуально-личностных особенностей младших школьников

способность младших школьников к культурной самоидентификации

Щ - актуализация жизненного (витагенного) опыта младших школьников

- создание ситуации успеха в процессе нравственного воспитания младших школьников

S технологическое обеспечение нравственного воспитания предусматривает сочетание следующих методов и приемов:

информационно-просветительские методы (беседа, метод индукции)

метод игрового моделирования - метод имиджирования

метод дополнительности

метод коллективно-перспективного ожидания

метод нравственного закаливания.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  1. На основе историко-логического анализа психолого-педагогической литературы определить сущность, содержание, структуру культурологического подхода и выснить педагогические возможности его использования в нравственном воспитании.

  2. Выявить педагогические условия и разработать технологическое обеспечение, способствующие реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников.

*

3. Разработать и экспериментально проверить программу нравственного
воспитания младших школьников на основе культурологического подхода.

Методологической основой исследования явились: философская концепция человека (Н.А. Бердяев, П.Ф. Флоренский); основные положения о соотношении духовного и нравственного (Г.Э. Бурбулис, В.И. Ксенофонтов, И.В. Силуянова, В.Г. Федотова); основные положения учений о культуре (Ф.М. Вольтер, В. Гердер, М.С. Каган, Ж.А. Кондорсе, Э.С. Маркарян, А.Р. Тюрго, П.Ф. Флоренский); идея о культурологическом измерении педагогической деятельности (Л.А. Беляева).

Теоретической основой исследования явились: психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория развития личности (ЛИ. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); теория возрастной педагогики (А.С. Белкин); концепция личностного подхода в образовании (АС. Белкин, И.С. Кон, B.C. Мерлин, А.В. Петровский); теория витаге-нного обучения (А.С. Белкин); концепция нравственного воспитания (Л.А. Байкова, Е.В. Бондаревская, Н.И. Болдырев, В. Караковский, Б.Т. Лиха-чев, А.А. Люблинская, И.П. Подласый, А.М. Прихожан, Н.Д. Соколова, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Н.М. Трофимова, В.М. Шепель, Н.Е. Щуркова).

Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; моделирование; педагогическая опытно-экспериментальная работа; наблюдение; беседа; изучение результатов деятельности; анкетирование; социометрические методы; количественный и качественный анализ результатов исследования; методики М. Рокича, Ю.А. Полуянова.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в начальных классах школы-лицея №1 г. Шадринска, в ней приняли участие 120 учащихся начальных классов.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе - (1996-1997 гг.) - на основе теоретических методов изучалось состояние литературы по проблеме использования культурологического подхода в нравственном воспитании школьников, были сформулированы проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи и план работы.

На втором этапе - (1997-1999 гг.) - на основе анализа, синтеза, сравнения была разработана воспитательная программа, подготовлено ее технологическое обеспечение, проведена опытно-экспериментальная работа и обработаны результаты.

На третьем этапе - (1999-2000 гг.) - при помощи методов математической статистики была осуществлена проверка выводов и результатов

исследования в ходе формирующей части опытно-экспериментальной работы, было проведено осмысление, обобщение и описание ее результатов, осуществлено оформление диссертационного исследования и проведено внедрение результатов исследования в практику школ г. Шадринска Курганской области. Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Раскрыта сущность культурологического подхода, проявляющаяся в его
возможности выступать на разных этапах воспитательного процесса как прин
цип, как условие, как средство.

2. Определено содержание культурологического подхода, которое включает ряд
культурологических источников: фольклор; география, история; обряды,
ритуалы, обычаи, традиции; искусство (живопись, архитектура, скульптура,
музыка, театр, кино и т.д.); художественная литература; средства массовой
информации.

  1. Определена структура культурологического подхода, которую составляют практически-деятельностный, познавательно-информационный, ценностно-ор-иентирующий компоненты.

  2. Предложена культурологическая модель нравственного воспитания, характеризующая данный процесс по трем направлениям: приобретенные знания, освоенная деятельность, сформированные качества.

Теоретическая значимость исследования. Уточнены, дополнены, обоснованы сущность и содержание понятия культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников.

Практическая значимость исследования. На материалах диссертации разработана культуроориентированная воспитательная программа "К Родному Дому", включающая работу по следующим направлениям: "национально-ориентирующее", "социально-ориентирующее", "эстетически-ориентирующее", "экологически-ориентирующее", "мир праздника".

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных теоретических

положений, применением технологии, которая соответствовала целям и задачам исследования на различных этапах опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в школе-лицее №1 г. Шадринска, на областной научно-практической конференции (г. Курган, 1997 г.); на научно-методической конференции "Образовательная область "Технология: поиски и решения" (г. Шадринск, 1998 г.); на всероссийских научно-практических конференциях "Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов ВУЗов" (г. Челябинск, 1998 г., 1999г.); "Традиции православной педагогики и гуманизация образования" (г. Новокузнецк, 1999 г.), "Педагогический мониторинг образовательного процесса" (г. Шадринск, 2000г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. На основе теоретического анализа и определения сущности, содер
жания, структуры культурологического подхода удалось обосновать резуль
тативность и эффективность его использования в нравственном воспитании
младших школьников.

2. Использование культурологического подхода в нравственном
воспитании младших школьников предполагает реализацию следующих
педагогических условий:

- наличие профессиональной готовности учителя к осуществлению нравственного воспитания младших школьников на основе использования культурологического подхода;

создание культурологического воспитательного пространства;

учет специфики нравственного воспитания младших школьников;

учет индивидуально-личностных особенностей младших школьников;

способность младших школьников к культурной самоидентификации;

актуализация жизненного (витагенного) опыта младших школьников;

- создание ситуаций успеха в процессе нравственного воспитания младших
школьников.

3. Технологическое обеспечение реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников предусматривает сочетание следующих методов и приемов:

їшформационно-просветительские методы;

метод игрового моделирования;

метод топографического подхода;

метод имиджирования;

метод дополнительности;

метод коллективно-перспективного ожидания;

метод нравственного закаливания.

Диссертация изложена на 193 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 189 наименований и приложения.

Сущность, содержание, структура культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников

Главная задача современной системы образования в России-восстанов-ление нравственного потенциала личности и страны в целом. Именно для этого необходимо, чтобы школа обеспечивала не утилитарно-прагматическое, но нравственное, культурологическое в своей основе образование, т.к. именно культура как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению; культура позволяет человеку развивать внутренний мир, творчески реагируя на социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстети ческий смысл, принимать решения и делать нравственный выбор [92, с. 111]. Роль культуры как нравственного начала долгое время игнорировалась. Именно поэтому в настоящий период остро чувствуется необходимость включения в воспитательный процесс культуры как целостного развивающего воспитывающего явления, как системы накопленных знаний, социального опыта, культурных достижений и как деятельности, направленной на овладение опытом и достижениями культуры [140, с. 173]. Утверждение, что человек есть продукт воспитания, а не продукт природы, опирается на идею учета социальных отношений как фактора развития культуры и человека, что значительно расширяет понимание сущности культуры, ее ценностных и воспитательных функций. Через эти отношения идет обращение к человеку и выяснение смысла его существования, отношения к другому человеку, к обществу, к природе [73, с. 73]. Осознание взаимосвязи воспитания и культуры, необходимости куль турного императива в воспитательном процессе дает основание говорить о культурологическом подходе в воспитании, именно подходе, а не методе, чтобы подчеркнуть широту его возможного применения, т.к. исходя из концепции профессора А.С. Белкина, подход - это направление деятельности, основанное на реализации определенных принципов. При культурологическом подходе культура и искусство пронизывают все содержание воспитательного процесса.

Главная задача такого подхода - воспитание нравственной личности через приближение ее к достижениям мировой и отечественной культуры [140, с. 173], через формирование национального самосознания, опирающегося на нравственные традиции народа [162]. Выяснение сущности, содержания, структуры культурологического подхода в нравственном воспитании невозможно без определения в отношении такой проблемы как: какое из многочисленных определений понятия "культу pa" наиболее четко отражает ее сущность как явления педагогического, явле ния развивающего и воспитывающего. Уже в античности возникла традиция связывать культуру с развитием, совершенствованием человека. В основе ее лежит отношение к человеку не как продукту природы, а как продукту воспитания. Первоначально смысл понятия "культура" состоял в том, что под ней понималось все то, что подвергнуто обработке человеческим трудом. Если в процессе обработки природы создается культура вещей, то в процессе воспитания формируется культура людей, человек как культурное существо. Тем самым происходит возвращение к античной традиции понимать культуру в связи с развитием и совершенствованием человека - его души, тела, интеллекта, нравственности. Вопрос о сущности культуры, ее месте в обществе не имеет однозначного решения. В философской, исторической, культурологической литературе можно встретить несколько десятков (некоторые исследователи насчи тывают до полутора сотен) разнообразных определений культуры. Сам термин "культура" стал регулярно употребляться со второй половины XVIII века.

Эпоха Просвещения связывала культуру с прогрессом наук, просвещением, развитием способностей человеческого ума (Ф.М. Вольтер, А.Р. Тюрго, Ж.А. Кондорсе, В. Гердер). Несколько позже культура рассматривалась как духовное существование личности в сфере морального - у Канта, эстетического - у П. Шиллера, романтиков, философского-у Г.В. Гегеля. В русской философии культура понималась как культ разумения (Г. Шлет), как среда, растящая и питающая личность, язык, объединяющий человечество (П.Ф. Флоренский) [15]. В последней трети XIX века на Западе в рамках философской антропологии возникла особая ее ветвь - культурная антропология, которая стала рассматривать культуру как средство передачи наследия от поколения к поколению. Это течение уделяет большое внимание изучению языка культуры, ее коммуникативных функций. Развивается также и психологический подход к культуре, опирающийся на концепции 3. Фрейда и неофрейдизма, рассматривающих ее как закрепление психических переживаний личности в знаковой форме, "культурных образцах", посредством которых индивид вырабатывает навыки, необходимые для жизни в обществе. Близкая к ней символическая теория культуры была создана Кассирером и Юнгом [15]. В России философская литература, посвященная анализу проблем культуры, также содержит разнообразные ее определения. Культура определяется и как совокупность материальных и духовных ценностей, достижения общества, и как специфический способ человеческой деятельности, и как творческая деятельность людей по освоению мира и др [15]. На основе различных трактовок культуры выделяют несколько наиболее важных подходов к ее изучению: аксиологический (культура как ценность); деятельностный (культура как технология и продукт деятельности); гуманистический (культура как человекотворчество). Все эти подходы указывают на тесную связь культуры и деятельности, поэтому не случайно целый ряд исследователей определяет ее через деятельность, выделяя технико-технологическую и продуктивную грани культуры (М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.) [15]. Признание деятельностной природы культуры выводит на идею изоморфизма структуры человеческой деятельности и структуры культуры. На этой идее основано представление о внутреннем строении культуры как "тройной спирали" у М.С. Кагана. Содержанием первой спирали, по его мнению, является культура, порожденнная предметной деятельностью, второй-культура общения, третьей-художественная культура [64].

Педагогические условия реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников

По определению педагогической энциклопедии условия воспитания определяют содержание, организационные формы и методы воспитательной работы в соответствии с общими целями воспитания [121, с. 732].

Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует, что на всех исторических этапах развития российского образования проблемам воспитания придавалось значение "вопросов жизни". Значительное внимание уделялось разработке условий нравственного воспитния, которые соответствовали общим целям воспитания, определяемым общественно-политической ситуацией в стране, экономическим, социо-культурным положением го сударства, что влияет в значительной степени на определение запросов общества к воспитанию и образованию молодого поколения. В процессе анализа различных групп условий нравственного воспитания в их хронологической последовательности, в соответствии с выделенными нами периодами истории развития нравственного воспитания в отечественной педагогике, мы выделили условия наиболее адекватные нашему исследованию (Л.Н. Толстой [177], В.А. Сухомлинский [51 ], Н.И. Болдырев [21]).

Период 90-х гг. XX в. отличается от других этапов развития отечественной педагогической мысли тенденцией к плюралистичности, индивидуализации ценностных предпочтений, к созданию новой модели воспитания и образования. В контексте новых идей и принципов, выдвигаемых в процессе обновления общественных институтов и структур, приветствуется разнообразие мнений, взглядов на процесс воспитания, но при этом не отрицается существование совокупного представления о педагогических условиях нравственного воспитания. Наблюдается разнообразие теорий воспитания и соответствующих им условий, многие из которых представляют собой совершенно новый взгляд на этот аспект педагогики. Примером могут служить группы педагогических условий нравственного воспитания, выделяемые Е.В. Бондаревской [23], М.В. Богуславским [19], К.В. Гавриловен, И.И. Казимирской [39], Н.Б. Крыловой [88], В.М. Шепелем [181]. Анализ их научных работ позволил отобрать условия нравственного воспитания адекватные нашему исследованию и на их основе разработать педагогические условия реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников. Анализ работ позволил также выделить следующие общие позиции: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место; воспитание понимается как главный труд души ребенка, направленный на интериоризацию общечеловеческих ценностей; в современной социокультурной ситуации речь должна идти о переосмыслении ценностных оснований воспитания.

Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек как мера всех вещей; человек-это и цель, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание должно быть ориентировано на соблюдение реальных прав и свобод ребенка, воспитание должно проходить в контексте жизненных проблем, что означает его осуществление в контексте культуры, ибо основная функция воспитания состоит в воспроизводстве культуры через человека, точнее - в человеке [17, с. 45]. К.Н. Вентцель говорил, что культура предполагает культ человека. Он указывал, что будущее несомненно явится культом ребенка, этого носителя и источника новой жизни, этой неиссякаемой надежды на беспредельное обновление всех сторон человеческого существования [31, с. 56].

Воспитание в человеческом измерении - это гуманистический, личност-но ориентированный процесс. Сущностью такого воспитания является превращение человека природного в человека социального посредством накопления им культурного слоя, т.е. культуры, которая помогает разрешить противоречия между природными и социальными началами в человеке, только через культуру происходит естественное вхождение человека в социальную жизнь [24].

В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается человек культуры. Это означает такой тип личности, "ядром" которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества [24], т.е. главной целью воспитания является воспитание культуроориентированной нравственной личности. В нашем исследовании нравственное воспитание младших школьников осуществляется посредством реализации культурологического подхода для чего необходимо соблюдение ряда педагогических условий, в качестве которых предлагаются следующие.

Технологическая характеристика организации опытно-эксперимен тальной работы

Цель данного этапа заключалась во всесторонней подготовке опытно-экспериментальной работы. Задачи данного этапа включали: 1. Изучение возможности использования культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников. Решение этой задачи вылилось в выяснение сущности, содержания, структуры культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников и его роли в воспитательном процессе. Для этого было дано определение культурологического подхода, через выявление его сущности, содержания, структуры. 2. Разработка программы нравственного воспитания младших школьников на основе использования культурологического подхода. Основу данной программы составила парадигма культуросообразности и культуротворчества, ориентированная на осознание и реализацию в нравственном воспитании культурных ценностей. Принципом конструирования воспитательной программы выступило сопряжение трех проекций: социальной, культурной и личностной. Цель данной программы заключалась не в предъявлении младшим школьникам готовой модели культуроориентированного нравственного человека, не в требовании строгого соответствия этому образу, но в предоставлении школьникам возможности участия в его формировании и создание им условий для осознания ее необходимости и принятия ее как цели своего личностного развития. В соответствии с целью программа строится как система воспитывающих ситуаций, базирующихся на культурологических источниках, обеспечивающих деятельность в различных формах. 3. Психолого-педагогическое обеспечение опытно-экспериментальной работы вылилось в разработку технологического обеспечения реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников, которое бы по своему характеру соответствовало основным чертам цели современного воспитания - человеку культуры, т.е. обеспечивало деятельность, в которой развивался бы Свободный, духовный, гуманный, творческий человек. При разработке технологического обеспечения, включающего в себя методы и приемы нравственного воспитания младших школьников на основе использования культурологического подхода учитывалась идея о зависимости развития, социализации, интеллигентности личности от степени приобщения ее к культуре и степени присвоения ее каждой личностью.

Предпочтение отдавалось методам и приемам опосредованного, косвенного, ненавязчивого воздействия, к которым были отнесены: информационно - просветительские методы, метод игрового моделирования, метод голографического подхода, метод имиджирования, метод дополнительности, метод коллективно- переспективного ожидания, метод нравственного закаливания. 4. Культурологическое обеспечение опытно-экспериментальной работы заключалось в тщательном анализе существующих учебных пособий на предмет содержания в них культурологического компонента, в поиске дополнительного вербального, предметного, изобразительного, графического, аудиального, визуального материала, несущего в себе информацию культурологического плана. Главным критерием отбора культурологических источников явилось наличие в них выраженности в яркой эмоциональной форме воспитательной значимости. В группу текстового материала вошли произведения художественной литературы, хрестоматийно-сказочный материал, обзор художественно-публицистической литературы, статейный материал и т.д. Группа иллюстративного материала включала картины классиков, иллюстрирующие сказки, предпочтение отдавалось пейзажам, портретам, картинам, несушим культурно-историческую информацию; в данную группу также вошли фотографии, рекламные туристические проспекты и т.д. Был осуществлен подбор аудиозаписей и видеоматериала (оперы, балеты по сказкам; фильмы, отражающие культурно - исторические события, жизнь и деятельность персоналий, которые могут служить образцом культуроориентированного нравственного человека и т.д.). Группа вербального материала включала различные формы фольклора (сказания, песни, игры и т.д.). В группу предметного материала вошли предметы быта, несущие историческую и культурную ценность, предполагалось знакомство (очное или заочное) со скульптурой, архитектурой и пр.

Таким образом, результатом данного этапа стало построение концептуальной модели нравственного воспитания, на базе которой была осуществлена разработка культуроориентированной воспитательной программы, а также был обеспечен содержательный компонент опытно-экспериментальной работы, нацеленной на реализацию культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников. II этап. Исходно-диагностический. К задачам данного этапа относились: 1) определение исходного уровня нравственной воспитанности младших школьников; 2) выяснение представлений младших школьников о культуроориентированном нравственном человеке. 1. В основу диагностирования исходного уровня нравственной воспитанности младших школьников была положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества, т.к. личность - это целостное образование, и изучать ее необходимо в комплексе всех ее качеств и черт [136, с. 459]. Определение исходного уровня нравственной воспитанности младших школьников представляло собой наблюдение, объектом которого служило практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств. Особеностью данного этапа была необходимость отбора методов выявления нравственной воспитанности школьников в зависимости от их возрастных особенностей и в зависимости от доступности и эффективности определенного метода в конкретной обстановке.

Определение эффективности опытно-экспериментальной работы

Выводы об эффекгивности опытно-экспериментальной работы были сделаны на основе сравнительного анализа обобщенных данных, полученных в экспериментальном и контрольном классах за время проведения эксперимента по реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников; на основе отслеживания динамики и качества изменений уровня нравственной воспитанности младших школьников.

В процессе определения эффективности опытно-экспериментальной работы использовалась особая методология исследования уровня нравственной воспитанности, исходные обснования которой заключаются в следующем [3]: 1. Ориентация на культуру позволяет изучать уровень нравственной воспитанности школьников в более широком контексте, включая в его характеристики не только то, что уже ими усвоено, но и то, что составляет "фон" их культурной жизнедеятельности, влияет на него ("потенциальная воспитанность среды"), но "проявит" себя в реальном поведении учащихся не сразу. 2. Стержнем этого подхода является представление о том, что формирование нравственной воспитанности школьника зависит от "культурного поля" школы, уровня профессионализма учителей, уровня развития классных коллективов, личного комфорта (адаптированности) ученика в школе. Именно эти факторы в принципе обеспечивают становление личности, ее "Я", способствуют ее самоопределению и развитию.

Способом выявления эффективности опытно-экспериментальной работы по реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников служили: длительный мониторинг; составление карт нравственной воспитанности; анкетирование; сочинения - размышления; оценочные суждения. Анализ результатов, полученных посредством данных способов выявления эффективности опытно-экспериментальной работы, позволил дать характеристику младшим школьникам, включенным в эксперимент. Качественный и количественный анализ опытно-экспериментальной работы проводился на основе сравнетельного анализа нравственной воспитанности экспериментального и контрольного классов. Результаты нашли отражение в количественной и качественной оценке данных. В графиках и схемах представлена динамика изменения нравственной воспитанности младших школьников в общем, по уровням нравственной воспитанности и по каждому отдельно взятому показателю.

Исходная диагностика нравственной воспитанности в соотвествии с выделенными показателям показала, что ее уровень и в контрольном, и в экспериментальном классах приблизительно одинаков (Кк-30%, Кэ-33%), что уравняло шансы и традиционного воспитательного процесса, и воспитательного процесса на основе использования культурологического подхода, т.к. отправная точка в обоих случях - это приблизительно одинаковый уровень нравственной воспитанности младших школьников. СП-слабо проявляется Итоговое диагностирование нравственной воспитанности показало, что реализация культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников влияет на его эффективность (Кк-55%, Кэ-76%) и позволяет формировать качества, которые практически остаются без изменений при осуществлении традиционного воспитательного процесса нравственного воспитания (так например, в контрольном классе отдельные качества показателей эстетической культуры и осознание национальной принадлежности либо практически остались без изменений, либо изменились, но несущественно по сравнению с экспериментальным классом).

Таким образом, анализ результатов изменения уровня нравственной воспитанности учащихся в экспериментальном и контрольном классах показал значительный рост уровня нравственной воспитанности в экспериментальном классе с 33% до 76% (т.е. 43%), в то время как в контрольном классе рост уровня воспитанности составил только 25% (с 30% до 55%).

Динамика изменения оценки уровня нравственной воспитанности младших школьников по уровням нравственной воспитанности в экспериментальном и контрольном классах выглядела следующим образом.

Похожие диссертации на Культурологический подход в нравственном воспитании младших школьников