Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Раннее разностороннее духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема . 22 - 77
1.1. Исходные понятия исследования и их теоретико-методологическая функция. 22
1.2. Особенности раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста . 41
1.3. Содержание раннего духовно-нравственного развития дошкольников в структуре региональной концепции. 49
1.4. Компоненты педагогической технологии, стимулирующие духовно-нравственное развитие дошкольников . 60
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста в комплексе "начальная школа - детский сад" 78-138
2.1. Испытуемые в начале исследования 78
2.2. Авторская программа экспериментальной работы воспитательной системы. 92.
2.3. Реализация педагогических условий духовно-нравствен ного развития детей старшего дошкольного возраста в технологии формирующего эксперимента . 102.
2.4. Педагогический мониторинг и качественно-количественные характеристики результатов воспитания . 127.
Заключение 139
Список литературы 151
Приложение 166
- Особенности раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
- Компоненты педагогической технологии, стимулирующие духовно-нравственное развитие дошкольников
- Реализация педагогических условий духовно-нравствен ного развития детей старшего дошкольного возраста в технологии формирующего эксперимента
- Педагогический мониторинг и качественно-количественные характеристики результатов воспитания
Введение к работе
Постановка проблемы и обоснование ее актуальности. Приближается знаменательная дата - 2000-летие христианства. Сейчас, в период, когда постепенно утрачивается цельность души и цельность жизни, пришло понимание необходимости объединения усилий светской и православной педагогики для поиска общих путей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. "Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот" (Евангелие Марка 3, 24-25). Дезориентированная в массовом потоке разноязычных культур, вероисповеданий душа человека неспособна защитить себя от экспансий всякого рода. По данным статистики, на территории Костромской области функционирует более полутора десятков представительств зарубежных религиозных организаций. Явно спекулируя на тезисе о свободном выборе вероисповедания, зарубежные проповедники отрабатывают механизм практической подмены отеческих идей православия, национальности, патриотизма, ставят под сомнение институт семьи. Предпринимается активная попытка изменить сложившуюся веками систему морально-этических ценностей на зарубежную эрзацкультуру, в которой нет понятий о милосердии, доброте и правде. Под угрозой поглощения находится славянская и, в частности, русская культура. Разрушение идеалов, семейных устоев влечет серьезные проблемы и в организации воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Перечислим их:
А. Внешние проблемы по отношению к дошкольным учреждениям. Социально-политические проблемы: утрата понятий - Отечество, Отчий дом (по данным за 1998-999 учебный год костромского миссионерско-обра-зовательного отдела Костромской епархии более 70 % детей до 12 лет мечтают жить за рубежом); утрата традиций русской культуры, разрушение духовно-нравственных ориентиров в условиях плюрализма разноязычных культур, вероисповеданий; пропаганда молодежной западной культуры в условиях разрушения отечественной семейной культуры (по данным опроса костромской молодежи 87 % считают жизнь своих роди-
телей неудавшейся, и как образец принимают жизнь западной молодежи "Костромские ведомости" № 24 (445) от 16.06.99); серьезной проблемой является нередкие случаи нарушение прав ребенка. Социально-экономические проблемы: разрушение системы дошкольных образовательных учреждений - за последние 5 лет в Костромской области количество мест в дошкольных учреждениях уменьшилось на 3000. Дошкольными учреждениями охвачено около 60 % детей в возрасте 1-6 лет. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, в большинстве случает, становятся педагогически запущенными - "Новыми Мауглями". Ухудшение материального положения семей ведет к снижению уровня рождаемости; неполноценное питание, плохие жилищные условия ведут к наследственным и хроническим заболеваниям. За последние пять лет, по данным нашего образовательного учреждения, здоровые дети составляют всего 24-27 % от общего количества воспитанников, и это количество ежегодно уменьшается на 1-2 %. Безработица, задержка выплат заработной платы приводит к тому, что детей включают в поиски любого заработка - так происходит вовлечение несовершеннолетних в преступные группировки, приобщение к безнравственным поступкам.
Б. Внутренние проблемы дошкольных образовательных учреждений ежегодно усиливаются. Одной из проблем организации воспитательно-образовательного процесса является разрушение типовой программы воспитания детей в дошкольных учреждениях, отсутствие четких критериев подбора содержания образовательной работы с дошкольниками. Несмотря на провозглашенный "гармонический" подход к организации дошкольного воспитания, приоритетным направлением остается интеллектуальное развитие детей 3-7 лет, что продиктовано желанием "вырастить детей с большой головой и маленьким сердцем"(А.Г. Асмолов). Наблюдается недооценка высокой внушаемости детей, которые воспринимают окружающий мир таким, каким мы его сами представляем.
Все эти проблемы ведут к нарушениям системы взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми, с окружающим миром и, как следствие, к опустошению, ожесточению души маленького человека. Вернуть ребенка к полноценной жизни может только погружение в мир духовной
культуры, которая неразрывно связана с этическими ценностями христианства. Понятия долга и чести, ответственности за судьбу своего рода и
g) отечества, логично вытекают из учения православной веры.
Большой вклад в обоснование системы православного воспитания маленьких детей внесли беседы святого Иоанна Златоуста, священника Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, С.А. Рачинского, прот. В. Зеньковского и др. Необходимо вспомнить таких святых, как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, Оптинские, Глинские старцы, которые оставили нам богатое духовное
>\ наследие, имеющее непреходящую ценность для педагогической науки.
В силу сложившихся исторических условий, система православного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста оставалась невостребованной. В наши дни открывается возможность в полной мере реализовать богатые традиции русской светской и православной педагогики в воспитании детей. Сейчас уже многие дошкольные образовательные учреждения готовы пойти по пути духовно - нравственного воспитания детей, но не знают с чего начать, как защитить свои права имен-
| но так учить и воспитывать детей. По данным секционных заседаний
Геннадьевских образовательных чтений (23-25.03.99), организованных для педагогов Костромской области, выделены три проблемы реализации задач духовно-нравственного воспитания детей: первая - методологическая. Ощущается острая необходимость разработки концепции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая вбе-
у. рет в себя святые идеи Православия и подлинный патриотизм отеческой
гражданственности. Вторая - методическая. Наряду с большим количеством программ дошкольного воспитания по разным направлениям интеллектуального, эстетического, физического развития детей наблюдается дефицит программ по духовно-нравственному воспитанию. Третья - проблема преемственности духовно-нравственного воспитания детей образовательного учреждения с семьями воспитанников. Идея раннего духовно-
ш го воспитания через культуру и образование является выраженным соци-
альным заказом семей, которые уже определили принадлежность ребенка православной церкви, окрестив его, осознав острую необходимость тако-
го воспитания с целью защитить своего ребенка от возрастающей агрессии вестернизированной культуры.
Исторический выбор православного вероисповедания, сделанный 1000 лет назад святым равноапостольным князем Владимиром, ответил на духовные запросы наших предков, гармонически отозвался на присущее им художественно эмоциональное восприятие мира. И сейчас в России, по данным статистики, 80 % населения - русские, крещенные в Православной церкви. Поэтому и в возрождении духовных традиций России главная роль отводится культурообразующей религии - Православию.
Все русские люди говорят друг другу "спасибо", что значит "Спаси Бог", но не многие знают, в чем именно состоит спасение души человеческой. Спаситель перечисляет в заповедях блаженств качества, добродетели, которые необходимо приобрести человеку: смиренномудрие, сожаление о своих грехах, исправление личных ошибок, милосердие и другие. Раннее "стяжание" добродетелей облагораживает душу человека, истребляет ростки ненависти, вражды, жестокосердия.
Идея духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время является социальным заказом государственной политики в области образования. Начиная с 1992 года, когда в МО РФ стали впервые обсуждаться вопросы духовного образования детей совместно с Русской православной церковью, и в продолжении последующих лет, происходит формирование единого образовательного пространства, определяются сферы влияния, конкретизируются цели и задачи духовно-нравственного воспитания маленьких детей. Разработка концепций "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества" объединила вокруг ЦРО РАО ученых, практических работников от детских садов до вузов, военных училищ до духовных школ. Данная тема подчинена идее пробуждения личности ребенка, побуждения ее к нравственным поступкам, определяющим поведение ребенка, определения круга наиболее актуальных на рубеже столетий проблем отечественного образования, проблем его духовно-нравственного, историко-культурного и гражданского самоопределения, что закреплено в ряде нормативных документов (см. Приложение № 1).
В Костроме, начиная с 1996 года, проводятся ежегодные Игнатьев-ские образовательные чтения, на которых обсуждаются основные поло-
ф жения духовно-нравственного воспитания детей разного возраста, кото-
рые лежат в основе Соглашений о сотрудничестве с Костромским департаментом образования и управлением образования администрации города Костромы с Костромской епархией в сфере образования и возрождения духовной культуры г. Костромы (2-3 апреля 1996 г).
Опираясь на соглашение образовательных учреждений и костромской епархии в направлении духовно-нравственного воспитания детей,
ф целесообразно сформулировать следующие концептуальные положения:
на основе восстановления системы духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения нашего региона осуществить совместную раз
работку концепции духовно-нравственного воспитания дошкольников;
обновить содержание духовно-нравственного воспитания детей с уче
том изменившихся социально-экономических условий, возросшим уров
нем государственного естественно - научного образования;
обновить методические основы педагогики; разработку системы игро-
*Т вых занятий с детьми, знакомство со святоотечественной литературой,
обогащение вербальных технологий - суггестопедических занятий, риторики, "задушевных" бесед, введение анализа и решения проблемных нравственных ситуаций и других форм активного сотрудничества детей и взрослых, стимулирующих духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста;
W- обосновать основы преемственности нравственных начал религиозно-
го, семейного, государственного воспитания детей, направленного на обретение личностью нравственно востребованного духовного опыта.
Данные концептуальные положения возможно реализовать при учете следующих важных закономерностей развития личности ребенка:
1. Развитие ребенка осуществляется в процессе совместной деятельности со взрослыми в ходе усвоения наиболее простых форм обществен-
^ ного опыта (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонть-
ев).
2. Развитие личности представляет собой сложный процесс, осуществляемый одновременно по ряду взаимосвязанных линий: повышение
ті уровня самоорганизации, саморегуляции, возникновении иерархических
структур действий, соподчинения основной и вспомогательной цели и др.(Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
Педагогические условия духовно-нравственного развития ребенка должны соответствовать основным методологическим положениям, разработанным Л.С. Выготским, в том числе следующим: развитие личности ребенка осуществляется в процессе его активной социальной деятель-
$ ности; направленность педагогических воздействий, начиная с первых лет
жизни ребенка, должна быть нацелена на формирование его социальной активности; построение педагогического процесса должно быть основано на активном взаимодействии и гуманных взаимоотношениях детей и взрослых; обеспечение преемственности в организации учебно-воспитательного процесса должно осуществляться на всех возрастных ступенях образовательного учреждения.
Все перечисленные условия направлены, в первую очередь, на стиму-
Щ лирование раннего разностороннего развития способностей детей как
основного фактора реализации потенциальных возможностей при формировании ведущей деятельности. Данная проблема являлась темой многих исследований педагогов и психологов. Перечислим их:
Развитие и воспитание детей раннего возраста (М.О. Кистяковская,
Н.М. Аксарина, Г. Лямина, Е. И. Радина, A.M. Фонарев, С. Теплюк, Л.
#< Павлова, Н. Терехова).
Религиозное воспитание детей (В.В. Зеньковский, схиархимандрит
Иоанн (Маслов), Б.П. Ничипоров, С.А. Рачинский, К.Д. Ушинский, Е.
Шестун); а также беседы святого Иоанна Златоуста, Василия Великого,
преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровско
го и др.
Разностороннее развитие способностей детей дошкольного и школьно-
~ го возраста (Л.С. Выгодский, Э.Д. Эльконин, В.В. Давыдов, Л. А. Венгер,
М.И. Лисина, B.C. Мухина, Т. Доронова, С. Якобсон, О. Дьяченко.); с
учетом: этапности, периодизации развития (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин, Э. Эриксон и др.); движущих сил развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.П. Блонский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, B.C. Мухина, Р.С. Немов); педагогических условий, стимулирующих самоактивность личности (В. Макдугалл, Д.С. Мак-Клелланд, Г.А. Маррей, Дж. Аткин-сон, Н. Физер); эмоционального обеспечения познавательной деятельности (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Лу-тошкин, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, Н.П. Фетискин и др.).
В процессе развития ребенок меняет формы взаимодействия и взаимоотношений с окружающими людьми. Противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов, к овладению новыми видами деятельности, являются движущими силами развития личности. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения, наличием сензитивных периодов. Природные свойства ребенка, не порождая высших психических качеств, создают необходимые условия для их образования. Сами эти качества возникают в результате самоактивности ребенка в условиях насыщенной в объективном и субъективном плане среды, которая должна отвечать принципам, четко выделенным Б. П. Никитиным. Раннее начало. Любой контакт ребенка с окружающим миром уже является для него новым опытом, а значит прямо влияет на его личностное развитие, духовное становление. Создание среды, стимулирующей развитие деятельности ребенка. Необходимо, насколько возможно, рано окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно и должно развиваться. Стимуляция собственной активности ребенка. Духовно-нравственное становление детей должно происходить на пути свободного развития. Оно не может жестко регулироваться взрослыми. Обязательное участие взрослого в деятельности ребенка. Для ребенка взрослый выступает в качестве помощника и равноправного партнера, хотя на самом деле именно взрослому принадлежит активная регулирующая и направляющая роль в общении с ребенком. Именно оценка взрослого является мощным регулятором поведения детей, пози-
- II -
тивных или негативных взаимоотношений детей со сверстниками или взрослыми.
Ш Тема воспитания в светской и православной педагогике имеет раз-
личное обоснование. В светской педагогике воспитание связано с развитием личности, в православной - с обожением. Светская педагогика, веря в творческие силы ребенка, занимается его разносторонним развитием, православная педагогика считает, что физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от возможности глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека.
^ Однако, обе педагогики придерживаются мнения о неисчерпаемых воз-
можностях человека, природной позитивной направленности развития личности, о наличии глубокого духовного мира, который ребенок может открыть в себе с помощью мира людей и мира природы. Именно ориентация на открытие духовной жизни в ребенке, оказание педагогической помощи в его духовном становлении является общей идеей светской и православной педагогики.
В педагогической науке актуализируется необходимость духовного
Щ' воспитания в светском его понимании (К.А. Альбуханова-Славская, Е.П.
Белозерцев, И.Ф. Исаев, И.Б. Котова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Принципиальное значение для решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста имеют труды российских философов, педагогов и психологов прошлых лет: А.С. Аскольдова, А.И. Введенского, СИ. Гессена, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, А.А.
(ці Козлова, С.А. Куломзиной, Н.О. Лосского, Н.И. Пирогова, К.П. Побе-
доносцева, В.В. Розанова, К.Д. Ушинского, Г.И. Челпанова и др. Но в чем состоит сущность духовного воспитания и его осуществления, еще не получила надежного определения. В.Ю. Троицкий представляет задачу образовательного учреждения как задачу возрождения и утверждения русского национального и одновременно российского самосознания. Е.П. Белозерцев, обращаясь к идеям отечественных ученых прошлого и
Щ- настоящего, выделяет то общее, что объединяет их суждения: образова-
ние - это историко-культурный феномен, процесс, результат и условие развития духовных начал конкретного народа и каждого человека, а его
смысл - в развивающемся человеке, его духовном становлении. Он подчеркивает, что образование должно быть национальным по содержанию
ф> и православным по духу. Еще в 1972 году академиком Г.Н. Волковым
был введен термин "этнопедагогика" (часть педагогической науки, исследующая закономерности и особенности народного воспитания) и обоснован путь духовного развития личности ребенка через присвоение им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности в условиях норм социально-этических отношений и общечеловеческих гуманистических взаимоотношений в це-
$ лом. Эти нормы зафиксированы в народных традициях, нравственных
проповедях религиозной культуры и выступают как образцы, где в концентрированном виду сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны принятые с обществе. В исследованиях М.Г. Тай-чинова, Л.П. Ашихминой обосновываются основные принципы духовно-нравственного воспитания детей - глубокая индивидуализация воспитания и обучения; развитие самостоятельности, позитивной мотивационно-направленности личности, формирование творческой "Я-концепции"
Ц растущей личности. В исследованиях С.Ф. Ивановой, научного сотруд-
ника прогимназии "Пересвет" (образовательного учреждения "Начальная школа/детский сад - лаборатория"), обосновывается выбор содержания воспитатель но-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, которые заложены в концепции прогимназии - ЭКРУСКО (этнокультурный русский компонент), который обусловливает углублен-
ф ное изучение русского языка, русской истории, культуры, корнями свои-
ми уходящая в глубины православия. Главной целью воспитания детей дошкольного возраста является пробуждение и воспитание совести в каждом ребенке, развитие добрых чувств по отношению к своим близким и ко всем людям, окружающим, к своей школе и земле, на которой она стоит, к Москве, Родине и ко всей нашей планете Земля. (71).
Проблема раннего разностороннего духовно-нравственного разви-
Щ. тия дошкольников не только не снимается в настоящей практической дея-
тельности, но и имеет тенденцию к возрастанию. Кроме того, ни в одном из указанных исследованиях (возможно, нам не встретились другие), нет
рассмотрения проблемы раннего начала стимулирования духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста и недостаточно
Л полно раскрыт подход разностороннего развития детей в процессе их ду-
ховно-нравственного воспитания. Остро выявляются неразрешенные противоречия между ранним разносторонним духовно-нравственным становлением детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью концепции такого развития в теоретико-технологическом плане. Это противоречие определяет постановку проблемы: как теоретически обосновать и осуществить в педагогической системе дошкольного образо-
л нательного учреждения совершенствование ряда содержательных и техно-
логических компонентов, которые бы эффективно, с учетом современных условий и требований, в комплексе стимулировали бы раннее разностороннее духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста? Цель исследования: внести вклад в разработку теории и технологии педагогического стимулирования раннего разностороннего духовно-нравственного развития старших дошкольников (5-7 лет) через обоснование ряда существенных условий работы педагогической системы комплекса
Щ' "Начальная школа - детский сад".
Объект исследования: процесс раннего разностороннего духовно-нравственного развития старших дошкольников в педагогической системе "Начальная школа - детский сад".
Предмет исследования: педагогические условия, стимулирующие ранее разностороннее духовно-нравственное развитие старших дошкольников.
(to Гипотеза исследования: воспитательная система "Начальная школа - дет-
ский сад" вероятно будет стимулировать раннее разностороннее духовно-
нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста при усло
виях, если: j
раннее разностороннее духовно-нравственное развитие займет место
важной целевой функции данной системы;
воспитательная работа с детьми будет базироваться на идеях светской
Щ и православной педагогики в области духовно-нравственного воспита
ния;
содержательные и технологические компоненты системы будут строиться на основе культурно-исторической и этнопедагогических ценностей народа, населяющего регион (для Костромской области православие является культурообразующей религией);
суггестопедия (педагогика внушения) будет являться одним из ведущих компонентов технологии воспитательной работы с дошкольниками;
обеспечивается создание развивающей среды, помогающей развернуть специфические детские формы игровой и практической деятельности, а также общения друг с другом и со взрослыми;
обеспечивается ранняя разносторонняя самоактивность ребенка;
проводится оперативная и постоперативная диагностика детей, позволяющая получать информацию для корректировки решаемых воспитательных задач;
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Продвинуть разработку понятийного аппарата теории стимулирования раннего разностороннего духовно-нравственного развития дошкольников.
Определить педагогические условия процесса РРДНР в возрастной динамике с учетом возможностей воспитательно-образовательной системы "Начальная школа- детский сад".
Разработать отдельные технологические аспекты процесса РРДНР и проверить их эффективность.
Проанализировать соответствие теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы, сделать обобщающие выводы.
Методологической основой исследования явились: философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира; учение о биологической, психической, духовной и социальной сущности человека; учение о творческой сущности личности, выступающей субъектом саморазвития, о человеке как субъекте общественных отношений. Частнометодологическую базу исследования составляли теории:
системного подхода к изучению социальных явлений и, в частности, педагогических (В.П. Беспалько, Б.З. Вульфов, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев, Н.Д. Никандров, Ю.П. Сокольников, Л.Ф. Спирин);
педагогической деятельности (Г.С. Батищев, JLC. Выгодский, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков);
саморазвития и развития личности на основе активного взаимодействия и взаимоотношения с внешней средой (Б.С. Братусь, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Д.И. Фельдштейн);
игры как ведущей деятельности дошкольников(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин);
развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, С.Н. Лысенкова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, П.М. Эрдниев); а также:
психолого-педагогические концепции программно-целевого управления педагогической системой (В.А. Караковский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, А.Н. Тубельский);
идеи православной педагогики (Авва Дорофей, Игнатий Брянчанинов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн (Маслов), Иоанн Лествеч-ник, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, А.А. Козлов, С.А. Куломзина, Н.О. Лосский, Б.П. Ничипоров, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский, Г.И. Челпанов и др.)
Ведущими методологическими ориентирами избраны: культурологический подход, вскрывающий общее, особенное и единичное в системе духовно-нравственного воспитания в отечественной дошкольной светской и православной педагогике; аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества, а воспитание как процесс инте-риоризаыии общечеловеческих ценностей; личностно-деятельностныи подход духовно-нравственного воспитания в дошкольной светской и православной педагогике.
Использование совокупностей положений общей и конкретной методологии потребовало разработки и обоснования категориального аппарата исследования, определения ведущих идей и методов их теоретиче-
ского обоснования, научного описания изучаемого опыта духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, анализа, обобщения, синтеза, экспериментальной проверки и оценки результативности разработанных педагогических систем и условий их внедрения в педагогическую реальность. В наших теоретических разработках учтены идеи:
общей теории культуры (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, В.В. Зеньков-ский, Э.В. Ильенков, И.А. Ильин, В.И. Несмелое, В.М. Розин и др.)
положения психологической теории личности (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.И. Исаев, И.А. Зимняя И.Б., Котова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г.И. Челпанов и др.)
идеи психолого-педагогической культуры (К.А. Альбуханова-Славская, Белозерцев, Б.З. Вульфов, И.А. Ильин, Климов, Н.В. Кузьмина, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, П.И. Пидкасистый, М.И. Рожков, В.А. Сластенин, С.Г. Спасибенко, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов и др.)
идеи об индивидуальности и самореализации личности (А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.В. Столин, К.Д. Ушинский и др.)
идеи о педагогических ценностях и ценностных ориентациях (Е.П. Белозерцев, СМ. Годник, И.А. Ильин, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов, А.Н. Ходусов и др.)
идеи о целостности и технологии пед. процесса (Ю.К. Бабанский, В.Б. Беспалъко, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, Н.Е. Щуркова и др.)
идеи о педагогических технологиях (Г.С. Альтшуллер, Л.В. Байборо-дова, Т1.Я. Гальперин, П.В. Конаныхин, Г.К. Лозанов, М. Монтессори, Б.П. Никитин, Г.К. Селевко, Е.А. Ямбург и др.)
идеи о моделировании исследуемых объектов (В.В. Краевский, Ф.И. Лазурский, Л.И. Уманский и др.)
Методы исследования. Эмпирические: пролонгированные включенные наблюдения за дошкольниками, изучение детских творческих работ, тестирование, собеседование, диагностический и формирующий экспе-
римент. Теоретические: анализ фактов, в частности, собранных за 25 лет практической работы с дошкольниками, их систематизация и классификация, сравнения и сопоставления, моделирование, статистика, генерирование информации и получение обобщающих выводов. Применяя метод моделирования, мы исходили из того, что модель сама по себе не является самоцелью, а является лишь средством исследования объекта, который она представляет, находясь с ним в отношении некоторого подобия. При этом мы основывались на важном методологическом выводе В.В. Краев-ского, что в основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью.
Источники исследования: труды ученых-гуманистов: философов, психологов, психотерапевтов, педагогов, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; Библия, "Закон Божий"; труды православных святителей, подвижников; массовая практика работы дошкольных учреждений, собственный 25-летний опыт работы в дошкольном учреждении.
База исследования: образовательное учреждение "Начальная школа -детский сад" № 63 г. Костромы.
Этапы исследования: на первом этапе (1994-1995) изучалась теория и история вопроса, а также современные проблемы дошкольного воспитания, изменение его специфики в новых социально-экономических условиях; на втором этапе (1995) была составлена программа опытно-экспериментальной работы и проведен диагностический эксперимент; на третьем этапе (1995-1998) были проведены серии формирующего эксперимента; на заключительном этапе (1999) обобщены полученные результаты и оформлен текст диссертации. На всех этапах осуществлялась апробация материалов, делались соответствующие сообщения на научно-методических конференциях, на педсоветах; осуществлялись публикации. Научная новизна исследования, по мнению автора, состоит в том, что впервые произведен сравнительный анализ ценностей одновременно светской и православной педагогики, связанных с осуществлением РРДНР дошкольников.
Обоснована идея в том, что разностороннее духовно-нравственное развитие детей невозможно добиться без использования в единстве нравственных общечеловеческих ценностей и основ культурообразующей религии, для Костромского края - Православия.
Обоснованы принципы РРДНР детей: а) бытие человека составляет единую и неделимую жизнь природы и личности; б) основное начало личности заключено в его духовной жизни; в) духовное развитие ребенка должно быть проникнуто духом соборности; г) необходимо раннее приобщение детей к православным нравственным ценностям.
Осуществлено расширение научного понятийного аппарата педагогики при рассмотрении понятий: раннее разностороннее духовно-нравственное развитие детей и другого.
Теоретическая значимость исследования, по мнению автора, заключается в том, что теоретически обоснованы: а) комплекс педагогических условий процесса РРДНР; б) структура процесса РРДНР в образовательном учреждении "Начальная школа - детский сад" через собранный массив эмпирического материала; в) модели, пригодные для теоретического анализа и обоснования педагогических условий, стимулирующих РРДНР; г) в технологическом плане обоснован ряд новых приемов педагогической технологии РРДНР (вербальных, визуальных, деятельност-ных, ролевых); д) критерии педагогического мониторинга, позволяющих оценивать динамику РРДНР.
Практическая значимость исследования состоит в разработке экспериментальных авторских программ РРДНР детей старшего дошкольного возраста; обосновании эффективных методов и форм работы с детьми, основанных на педагогике внушения - суггестопедии, которые были успешно реализованы в образовательном учреждении "Начальная школа-детский сад" № 63, детских садах № 14, 69, в дошкольных православных учреждениях Ставропольского края и пригодны для массовой воспитательской практики.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались: методологической обоснованностью исходных позиций, междисциплинарным подходом к решению поставленной проблемы; единством
общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; соотнесением теоретического материала с данными принятых научных концепций и материалами передового педагогического опыта; длительным характером изучения педагогической практики и организацией работы в эксперименте; сочетанием количественного и качественного анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось последовательно в практической работе в д/саду № 14, 69, в ходе экспериментальной работы на базе я/с № 63 г. Костромы, а также в выступлениях на педагогических советах в я/с № 63, д/с № 14, д/с № 69, методических объединениях города Костромы и области, научно-практических семинарах и конференциях, в работе августовских секций по развивающей работе с дошкольниками (1996, 1998), на семинарах для воспитателей и учителей начальных классов города Костромы и Костромской области, на секционном заседании У1 Международных Рождественских образовательных чтениях в г. Москве (1998 г.), Игнатьевских образовательных чтениях в Костроме (1998,1999), на секционных заседаниях православных образовательных чтений в Макарьеве, Нерехте (1998), Геннадьевских образовательных чтениях в Костромской области (23-25,03.1999), на выездном заседании городской Думы (1998). Кроме того, опыт работы распространялся в детских учреждениях Ставропольского края. На защиту выносятся: 1. Дефиниция раннее разностороннее духовно-нравственное развитие
(РРДНР) определяется: =>как процесс образования такого состояния личности, которое характеризуется появлением потребностей, побуждающих к добротолюбию, проявлению альтруизма, патриотических чувств, законопослушанию, возникновению стремления приобщиться к православным ценностям. =>как раннее проявление на этапе дошкольного детства общительности, дружелюбия, исполнительности, целеустремленности, любознательности в разных сферах личностного развития: в когнитивной сфере - проявление любопытства к истории своего рождения, к историям, связан-
ным с семьей; любознательности к истории русского народа, к ее традициям; знания основных добродетелей, памятных дат семьи; в эмоционально-волевой сфере - заинтересованное отношение к произведениям искусства; проявление способности к художественно-творческой деятельности; желание выполнять поручения старших, оказывать помощь младшим. Эти качества характеризуются нравственной направленностью в структуре поведения личности, отношения к людям, природе, рукотворному миру и формируют основы "Я-концепции". Это явление - целостный процесс духовного созревания, становления, укрепления духовных, душевных, телесных сил, причем основным стержнем развития ребенка является его духовный рост, вокруг которого растут и крепнут силы душевные и телесные. Основой становления и способами реализации духовности являются душевные способности, которые характеризуются добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью придти на помощь, разделить горе и радость. Это отношение является основой нравственности человека - важнейшего регулятора социальных отношений между людьми. В связи с этим духовность трактуется как вектор-данравленности личности;_нравственность - как границы личностного проявления человека в разных ситуациях. Уровень РРДНР определяется как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, присущих для каждого возрастного этапа развития личности и характеризуются субъективным бескорыстием, где наградой служит удовольствие от выполненного долга перед собой и окружающими; наказанием являются угрызения совести и чувство вины. Эта относительная независимость духовно-нравственной деятельности от прагматических целей, а альтруистических деяний - от немедленного социального одобрения делает духовную организацию человека важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования. Данное РРДНР - продукт воспитательной системы и воздействий природной и социальной среды. Этапы РРДНР характеризуются разным содержани-
ем, объемом, степенью проявления на разных возрастных ступенях дошкольного детства.
2. Результаты сравнительного анализа ценностей светской и православ
ной педагогики, показавшего возможность и необходимость их ком
плексного использования в процессе РРДНР дошкольников.
3. РРДНР как продукт воспитательной системы, образуется тогда, когда:
=>целевая функция духовно-нравственного воспитания дошкольников
опирается на ценности культурообразующей религии-Православия;
=>в воспитательную работу вводятся содержательные компоненты, стимулирующие РРДНР в соответствии с принципами светской и православной педагогики, не противоречащими правам ребенка и человека;
^осуществляется стимулирование разносторонней деятельности и общения детей с целью раскрытия их способностей и духовно-нравственной направленности личности;
=>происходит создание развивающей среды для реализации работы по развитию "Добротолюбия" и зоны релаксации (успокоения) для "утишения" детей.
4. Данные педагогического мониторинга динамики раннего духовно-
нравственного развития "детейТТШлученные в^ходе-зкепериментальной
работы.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы из 210 наименований и приложения. В диссертацию включены; 14 моделей; 17 схем; 5 таблиц.
Особенности раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
В связи с этим, необходимо остановиться на проблемах взаимозависимостей обучения и развития детей. Л.С. Выготскому писал: "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни и те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития"(42, с. 251). Им было введено понятие "зоны ближайшего разви-тия"(ЗБР), выражающее внутреннюю связь обучения и развития.
Наличие ЗБР обеспечивает возможность формирования у ребенка еще отсутствующих у него психических способностей, знаний, умений. Главным условием успешного раскрытия задатков является совместная деятельность со взрослым при решении круга жизненных задач в процессе обучения.
Одним из наиболее активных исследователей в области развивающей педагогики был Д.Б. Эльконин. Его многочисленные исследования позволили углубить теорию психического саморазвития и развития ребенка, дать характеристику структуры и содержания этого процесса. Созданная им теория, по определению В.В. Давыдова, существенно конкретизировала и уточняла идеи, сложившиеся в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца; четко различала и охарак-теризовывала внешние условия, источники, форму и движущие силы развития. На этой основе им была построена система возрастной периодизации.
Он раскрывал диалектические представления о процессе развития на базе детерминантов (внешних обстоятельств и внутренних противоречий), в котором наблюдаются "плавные" эволюционные периоды и "скачкообразные". Чередуясь со стабильными, критические периоды являются поворотными пунктами в развитии.
Исследования многих психологов (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн и др.), показали, что особенности деятельности и воспитания детей существенно различаются на отдельных возрастных этапах их жизни, каждому из которых свойственны определенная ведущая деятельность, определенное ведущее на данном этапе отношение к окружающим людям, к действительности.
Внутри системы ведущей деятельности Д.Б. Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операционно-техническим (стимулирующий развитие подсистемы "ребенок-вещь), и эмоционально-мотивационным, (стимулирующий развитие подсистемы "ребенок-взрослый"). Однако, следует заметить, что данный подход обосновывает усредненные данные. Ребенок развивается по собственным законам, обусловленными внешними и внутренними условиями. Данное положение раскрыто в работах Л.С. Выготского, который рассматривает его в ряде "законов детского развития": закон распределения детского развития по времени - развитие имеет свой темп и ритм, которые имеют разные показатели в разные возрастные периоды; закон метаморфозы детского развития, который раскрывает этапы качественных изменений психических функций; закон неравномерности детского развития указывает на необходимость учета сензитивных периодов в жизни ребенка; закон саморазвития и развития высших психических функций, как формы коллективного поведения, сотрудничества, которые в результате интериоризации присваиваются ребенком, переходя во внутренний план.
Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основе духовно-нравственной личности, являются активность, самореализация, убеждения, потребности.
Рост круга потребностей определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности ребенка. К таким чертам, которые формируются в процессе воспитания и обучения относятся: ответственность и чувство внутренней свободы; самоуважение и уважения к другим; доброта и строгость, смелость и осторожность и другие. Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Каждый человек в процессе деятельности стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств, которые взаимосвязаны и интегрированы в единой личности.
Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с ее субъективным бескорыстием, где наградой служит удовлетворение от выполненного долга перед собой и окружающими; наказанием являются угрызения совести и чувство вины. Эта относительная независимость познавательной деятельности от прагматических целей, а альтруистических деяний - от немедленного социального одобрения делает духовную организацию человека важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования. Л.Н. Толстой считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами. Формирование духовных потребностей подрастающей личности является важнейшей задачей воспитания будущего поколния.
Таким образом, рассмотренные нами категории научной педагогики и психологии, а также теоретические и методологические позиции и положения определяют основу нашего исследования раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста в педагогической системе "Начальная школа - детский сад". На данной теоретической базе строится наше понимание организации воспитательного процесса в педагогической системе с целевой функ цией РРДНР детей дошкольного возраста, что позволило: а) определить тенденции и основные потребности к осуществлению задач РРДНР в новых социально-экономических условиях; б) исследовать содержание педагогических условий РРДНР на основе педагогического мониторинга; в) использовать общие подходы светской и православной педагогики для раннего формирования морального опыта, раскрытия духовно-нравственных понятий, воспитания на основе региональных культурно-исторических традиций; г) осуществить комплексный подход к организа ции детской деятельности, общения, базирующихся на основе позиций культурообразующей религии
Компоненты педагогической технологии, стимулирующие духовно-нравственное развитие дошкольников
В нашем исследовании развитие способностей рассматривалось в контексте важнейшей характеристики личности - ее направленности, определяющей цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Данные категории обусловливали разработку технологии воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, стимулирующей их РРДНР, в частности, развития в детях добротолюбия.
Воспитательная цель отражает генеральное направление развивающей работы с детьми и раскрывает структуру "механизма" данной работы. Так как стимулирование предполагает комплекс педагогических воздействий на ребенка, то сам "механизм" стимулирующей технологии можно представить на стр. 61.
Некоторые из перечисленных компонентов, в ряде случаев, могут выступать как внешние условия (которые создаются педагогом) и как внутренние (качества состояния ребенка). Чтобы определить эти соотношения в процессе воспитательно-образовательной работы, следует уточнить само понятие - "педагогическая технология" (ПТ). Оно имеет несколько трактовок (22, 57): систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействие между ними для достижения более эффективной формы образования; трансформация абстрактных теоретических постановок и обобщений дидактики и методики воспитания в практическую деятельность, перед которой обязательно ставится определенная задача; область исследований теории и практики и др.
Мы в своей работе придерживались следующего определения ПТ как комплекса знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия. Данный подход использовался нами при организации воспитательной работы с детьми в следующих направлениях педагогической деятельности (23),(42). (66), (98), (115), (116), (155), (200):
Направление первое - организация игровой деятельности. Ребенок вносит в игры то же моральное умонастроение, ту же моральную установку, как и в реальную активность. Процесс рождения новых чувств приходит из вживания в роль путем "открытия самого себя".
Если традиционно в отечественной педагогике игры подразделяются на две большие группы - игры с правилами и творческие игры - то наиболее интересной, на наш взгляд, является классификация детских игр К. Гросса в зависимости от того, какие мотивы и потребности выступают в них: мотивы "первого порядка" - развитие сил организма ребенка, активизация его биологического существования в индивидуальных играх, своеобразном игровом экспериментировании. К ним относятся моторные игры, конструкторские, сенсорные, дидактические. Мотивы "высшего порядка" побуждают ребенка к ролевым играм, готовят к социальному существованию. Здесь выделяются 4 группы игр: игры в борьбу, игры в любовь, игры подражания и чисто социальные игры. Эти игры возникают из потребности детей "завоевать физическое и социальное пространство". Ценность игры в дошкольном возрасте заключается в том, что в игре зарождается "программа" будущей жизни ребенка.
Направление второе - организация полноценного общения. Общение - это прежде всего обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией, в результате которого формируются взаимодействия и взаимоотношения (форма проявлений и существования общения). Социальные чувства рождаются вместе с социальным опытом, так как всякий социально-психологический опыт выражается прежде всего в чувствах. Расцвет социальных чувств начинается с проявления социальной симпатии, развитием языка, с отходом от материнской опеки, с пробой самостоятельных движений. К семи-девяти годам происходит "психологический уход из семьи в общество сверстников". Взаимное понимание на уровне семейных взаимоотношений не может быть добыто ни образованием, ни путем размышления. Только социальный опыт общения в семье поможет ребенку развить способность к социальному ориентированию.
Направление третье - формирование разумных потребностей. В самом общем виде можно сказать, что разумно то, что необходимо. В первую очередь, взрослых интересуют потребности, которые являются движущими силами развития ребенка. Причем, следует учитывать, что от ситуации к ситуации изменяется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения. Кроме этого, с возрастом происходят существенные личностные изменения детей, и на первое место выходят потребности, которые более соответствуют возрастным интересам ребенка. Наконец, существуют и индивидуальные интересы, в силу которых то, что значимо для одного, может не быть значимым для другого.
Сказанное позволяет сформулировать следующие способы решения задач данного направления: необходимо систематически изучать и учитывать индивидуальные интересы и потребности ребенка; актуализировать те потребности и интересы, которые соответствуют имеющимся в распоряжении педагога стимулам; взрослый должен обладать авторитетом для ребенка, располагать к общению и совместной деятельности.
Направление четвертое - осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Хотя у детей, воспитывающихся в условиях одной и той же культуры, имеются известные сроки возникновения новообразований, возрастных кризисов развития, перехода от одного ведущего вида деятельности к другому, но у каждого ребенка темп развития индивидуален. Это в значительной мере зависит от степени различия индивидуально-психологических качеств: интересов, черт характера, способностей. Учитывать данные факторы - значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия для достижения каждым ребенком достаточного высокого уровня раннего разностороннего развития, но и активно вмешиваться в развитие детей, поддерживая намечающиеся положительные качества и перестраивая отрицательные.
Реализация педагогических условий духовно-нравствен ного развития детей старшего дошкольного возраста в технологии формирующего эксперимента
Диагностика как процесс постановки диагноза является важной составной частью любой практической и особенно научно-исследовательской работы. От глубины и достоверности его зависит правильность определение цели, условий, проблемы действий, выбор способов педагогических воздействий и их осуществления. Диагностика включена в практическую деятельность любой педагогической системы и служит целям изменения воспитанников и управления их деятельностью в процессе педагогического сотрудничества, которые реализуются в определенной организации жизни и деятельности детей в системе средств, методов и приемов совместной деятельности детей и взрослых.
Одним из наиболее приемлемых методов научного познания процесса РРДНР детей дошкольного возраста является эмпирическое (опытное) исследование, в основу которого положены реальные достоверные факты.
Такое исследование проводилось в муниципальном образовательном учреждении "Начальная школа - детский сад" № 63 г. Костромы, которое функционирует как педагогическая система в двух режимах. Режим общего функционирования позволяет решать образовательные задачи двух модулей - "детского сада", который включает 2 группы раннего возраста, 5 дошкольных групп; и "начальной школы", который включает 4 класса, работающих по системе 1-3 и 1-4. Режим развития позволяет вести в образовательном учреждении инновационную деятельность, которая направлена на разработку экспериментальной комплексной преемственной программы раннего разностороннего развития детей 2-Ю лет "Здоровье, Мораль, Культура и Интеллект". Воспитательно - 79-образовательные блоки тесно связаны между собой и представляют целостную модель, схема которой и подробное описание дано в 1 главе, 1.3.
Всего за период экспериментальной работы было обследовано 930 детей: из них 10 % составляли дети раннего возраста; 30 % - дети младшего дошкольного возраста; 40 % - дети старшего дошкольного возраста; 20 % учащихся начальных классов.
Полученные данные позволили уточнить возрастные психолого-педагогические характеристики детей разного возраста, а также выявить существенные особенности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста, их типичные поведенческие реакции в определенных условиях, что позволило разработать целостный портрет современного воспитанника старшего дошкольного возраста и, вместе с тем, уточнить ряд типологических отличий в сфере моральных представлений, поведения, направленности проявления темперамента и характера, формирующиеся жизненные позиции.
Экспериментальная серия проводилась в течение двух лет - время пребывания детей в старшей и подготовительной к школе группах. В период с 1995-1999г. были проведены 3 серии исследования: В первой серии (1995-1996; 1996-1997) был сделан упор на отработку типологических характеристик, критериев и основных показателей раннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. В ней участвовали 10 воспитателей и 54 ребенка 5-6 лет. Во 2 серии (1996-1997; 1997-1998) участвовали 12 педагогов и, на первом этапе, 43 ребенка пятилетнего возраста. В 3 серии (1997-1998; 1998-1999) участвовали 14 педагогов и 43 ребенка 5-6 лет. Всего, за указанный срок, в эксперименте участвовали 22 педагога, было изучено 139 детей пятилетнего и шестилетнего возраста. В связи с проведением научного исследования, одной из проблем стала разработка системы педагогического мониторинга, которая позволяла анализировать, обобщать и корректировать воспитательный процесс на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям по следующим направлениям. Перечислим их. - 80-А. На первом этапе констатирующего эксперимента - осуществление педагогической диагностики личностного развития детей 5 лет (развитие личностных качеств, становление самооценки, "Я-концепции"). Систему диагностики составлял комплекс методик: а/ "Какой Я?" - модифицированный вариант методики для определения самооценки ребенка-дошкольника. Ребенок, как он себя воспринимает и оценивает, определяет степень наличия у себя десяти положительных качеств личности (хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, честный) словами -да, нет, иногда, не знаю. б/ Модифицированный вариант методики "Шкала Дембо" (автор А.Л. Венгер) предназначен для оценки уровня сформированности образа"Я", в отличие от методики Дембо-Рубинштейн, с помощью которых определялся уровень и адекватность самооценки. Отличие заключалось в том, что помимо стандартного набора антиномий (хороший-плохой, добрый-злой и др.), дети должны были самостоятельно назвать привлекательные и непривлекательные (с их точки зрения) индивидуально-психологические качества и по ним оценивать себя.
Педагогический мониторинг и качественно-количественные характеристики результатов воспитания
Цель формирующего эксперимента заключалась в проверке гипотезы в области духовно-нравственного воспитания и обучения детей, оценке педагогических условий, стимулирующих РРДНР детей старшего дошкольного возраста. Она включала ряд задач: а/ создание условий для разностороннего развития нравственно-этических и культурно-исторических представлений через организацию разнообразных видов и форм совместной деятельности, общения со взрослыми, сверстниками, знакомство с историческим наследием Костромского края, общественной жизнью родного города, его традициями; б/ формирование эмоционально-эстетических чувств через знакомство с общечеловеческими ценностями, культурным наследием нашего Отечества, родного края, при восприятии красоты родной природы, предметов народного декоративного искусства; через знакомство с народными праздниками, костромским фольклором, музыкой, архитектурой, художественной литературой; через приобщение детей к истокам православной христианской культуры и этики; в/ включение детей в художественно-творческую деятельность для активизации проявлений эмоционального отношения к окружающему миру и другим людям, а также для формирования познавательного интереса к усвоению содержания данной программы; г/ стимулирование самоконтроля и самооценки детьми нравственно-этического поведения при решении проблемных жизненных ситуаций как в процессе общения с близкими людьми, так и в других ситуациях. Особенностью нашей воспитательной программы являлось то, что:
Программа духовно-нравственного развития являлась составной ча стью программы раннего разностороннего развития детей старшего до школьного возраста "Здоровье, Мораль, Культура, Интеллект" (см. Приложение № 2). Насыщение программного содержания региональными компонентами позволяли вести образовательную работу максимально наглядно. Насыщение программного содержания материалами по ознакомлению детей с основами христианской православной культуры и этики позволяли детям получить историко-библиографические сведения из истории христианства; культурологические сведения о развитии христианской православной культуры; познакомиться с основами христианской православной этики и морали.
Реализация содержания осуществлялась в процессе разносторонней художественно-творческой и познавательной деятельности. Блок "Здоровье" побуждал детей к развитию волевых качеств, дисциплинированности, ответственного отношения к своему здоровью и охране окружающей среды. Блок "Мораль" предусматривал знакомство с культурно-историческим наследием православия; проведение этических "задушевных" бесед, экскурсий, посещение храмов, музеев, выставок; анализ проблемных ситуаций. Блок "Культура" включал реализацию совместных творческих проектов детей в Изо-деятельности, музыке, риторике. Блок "Интеллект" стимулировал познавательный интерес к окружающему миру в процессе создания календаря исторических дат, карты памятных мест Костромы, наблюдений и экскурсий в природу и других форм работы.
В процессе реализации комплексной программы решался ряд задач, направленных на совершенствование художественно-творческого восприятия у детей посредством "погружения" в мир сказки, фантазии, игры, творчества; обогащение художественных впечатлений детей через организацию музыкально-творческой деятельности; совершенствование музыкального слуха, познавательных способностей детей через организацию интеллектуальных игр с музыкальным, художественным содержанием; активизация творческих способностей детей при организации музыкальных вечеров, придумывании песенных и танцевальных импровизаций, составлении сценариев праздников, поздравлений, "сочинении сказок".
Основной принцип подбора содержания заключался в его целостности (включения в общую систему понятий и представлений) и комплексности (активизации разнообразных способностей). В связи с этим следует заметить, что православная педагогика, как и светская, выделяет три способности - ум, сердце и волю, что соответствует трем личностным сферам - когнитивной, эмоциональной, волевой, которые должны в процессе воспитания приобретать духовно-нравственную направленность.
В задачи нашего исследования входило создание такого воспитательного комплекса (модель которого представлена на стр. 56), который бы, в первую очередь, позволял формировать духовно-нравственные ориентации и воспитывать положительные качества личности в системе отношений: к себе (Я и Я) пробуждало бы совестливость, требовательность к себе, скромность, простоту в общении, дисциплинированность; в отношении к другим (Я и МЫ) позволяло бы воспитывать честность, правдивость, вежливость, уважительность, тактичность, организованность; отношение к миру природы побуждало бы проявлять заботливость, ответственность, внимательность, предусмотрительность, добросовестность; отношение к миру вещей воспитывало бы трудолюбие, активность, аккуратность, старательность, целеустремленность, бережливость и другое. Проиллюстрируем данную позицию в следующей модели, раскрывающей процесс развития устойчивых нравственно-ценностных мотивов. Степень устойчивости проявления того или иного качества личности определяется в ходе педагогического мониторинга высоким, средним или низким уровнем развития моральных представлений, нравственного поведения, духовной направленности отношений к природе, к людям, к рукотворному миру.