Введение к работе
Актуальность исследования. Социально-культурная ситуация в российском обществе начала XXI века характеризуется интенсивным процессом обновления системы дошкольного образования, который обусловлен реализацией новой педагогической парадигмы, ориентированной на развитие ребенка как индивидуального, саморазвивающегося субъекта, способного получать и применять знания в разных формах деятельности, полноценно раскрывая свой личностный потенциал.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется важностью периода дошкольного детства, являющегося наиболее важным, ключевым периодом, формирующим дальнейший путь развития личностных качеств человека, его способности к самореализации и творческому самовыражению. Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают результативность социально- экономической поддержки, инвестиционных вложений в раннее детское развитие и дошкольное образование с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Дошкольный этап образовательной системы отмечен особым вниманием. Так, в проекте современной модели образования на период до 2020 года выделена задача - создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей. Решение этой задачи связано с реализацией стратегической цели государственной политики в области образования - повышения качества образования, соответствующего современным потребностям общества. Стержневым системным обновлением в модернизации системы дошкольного образования, согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ), является содержание образовательного процесса в ДОУ, которое должно быть ориентировано не только на освоение ребенком определенного объема специальных знаний и умений, но, прежде всего, на развитие интегративных личностных качеств детей, поддержание у них специфической познавательной мотивации, обязательным условием которой является возможность использовать, применять полученные знания в активной практической деятельности. Среди выделенных в ФГТ основных видов деятельности особую значимость в раннем возрасте приобретает музыкально-художественная деятельность. Ее специфика
помогает проявить ребенку такие качества, как повышенная эмоциональность, образность, двигательная и слухомоторная активность, креативность, которые заложены в природе малышей. Это позволяет определить музыкальную деятельность как наиболее естественную и доступную для детей, начиная с самого раннего возраста. При этом музыка как своеобразная форма взаимодействия ребенка с внешним миром является одним из способов познания окружающего мира и самого себя, средством, расширяющим и углубляющим возможности ориентировки и успешных действий детей в многообразных условиях внешней среды.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме музыкально-интонационного развития детей раннего возраста продиктована тем, что, несмотря на ряд исследований, посвященных музыкальному развитию в первые годы жизни ребенка, выявлению потенциальных возможностей развития детей раннего возраста в области музыки (Н.А. Ветлугина, Е.В. Горшкова, Р.В. Огаджанян, К.В. Тарасова, Т.К. Мухина, Т.В. Ендовицкая, Т.А. Репина, О.П. Радынова, Б.М. Теплов и др.), вопросы теоретического обоснования раннего музыкально-интонационного развития детей еще недостаточно разработаны. В современных исследованиях в области психологии и педагогики раннего развития (Р.В. Огаджанян, К.В. Тарасова, Л. Арисменди, Т.Б. Юдовина-Гальперина, Б. Соломонссон, Х. Leng, G. Shaw, E. Gordon, L. Davidson, M. Greenberg, М. Kalmar и др.) отмечается сензитивность детей раннего возраста к интонационным характеристикам музыкальных звуков, являющихся информационными компонентами коммуникативной системы более древнего происхождения, чем речь. Музыкальные интонации без усилий распознаются двух и трех летними детьми, вызывая у них эмоциональную реакцию, которая может проявляться в простейших вокальных, пластических, двигательно-ритмических импровизациях. Музыкально-интонационное развитие в раннем возрасте позволяет ребенку воспринимать музыку как живое, выразительное, «говорящее» искусство, обогащает детей новым художественным опытом, способами взаимодействий с образами, дает возможность активно участвовать в музыкальной деятельности продуктивного характера, проявлять свою индивидуальность, реализуя свой творческий потенциал.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью создания научно обоснованного методического сопровождения процесса музыкально-интонационного развития детей раннего возраста посредством разработки методики, основанной на использовании музыкально-интонационных моделей, выступающих в качестве интонационных единиц музыкального языка.
В ходе анализа состояния изученности проблем музыкально - интонационного развития детей раннего возраста выявлены следующие противоречия:
между объективной потребностью современного общества в воспитании творчески активной личности ребенка с раннего детства и ограниченным использованием в образовательной практике потенциальных возможностей музыкального искусства как универсального средства, позволяющего пробудить творческие силы ребёнка;
между общепризнанной эффективностью процесса музыкально- интонационного развития детей раннего возраста и недостаточностью обоснованных научно-теоретических изысканий, касающихся механизмов его осуществления в продуктивных видах деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей раннего возраста;
между необходимостью организации музыкального воспитания в раннем возрасте как процесса музыкально-интонационного развития и отсутствием методического обеспечения данного процесса на основе использования музыкально-интонационных моделей.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики музыкально- интонационного развития детей раннего возраста.
Объектом исследования является процесс музыкального развития детей раннего возраста.
Предметом исследования является методика музыкально- интонационного развития детей раннего возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой методика музыкально-интонационного развития детей раннего возраста будет эффективной, если:
теоретико-методологическую основу процесса музыкально- интонационного развития детей раннего возраста составят: деятельностный подход, предполагающий опору на принципы продуктивности музыкального развития и деятельностного отражения музыкальных образов; интегративный подход, опирающийся на принципы синкретичности и полимодальности;
интонационный подход, предполагающий опору на принципы архетипичности и интонационно-образной коммуникации;
методика музыкально-интонационного развития детей раннего возраста будет осуществляться на основе интеграции образовательных областей «Музыка», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»;
основной содержательный компонент методики музыкально - интонационного развития детей раннего возраста составят музыкально- интонационные модели, выступающие в качестве интонационных единиц музыкального языка, опирающихся на образно-смысловые, символические коммуникативные архетипы;
методика музыкально-интонационного развития детей раннего возраста будет реализовываться в последовательности ознакомительного, ориентировочно-деятельностного и импровизационно-продуктивного этапов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
-
-
изучить состояние проблемы музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, выявить теоретико-методологические подходы к ее исследованию;
-
теоретически и экспериментально обосновать возможность и значимость музыкально-интонационного развития детей раннего возраста;
-
определить показатели, критерии и уровни оценки музыкально- интонационного развития детей раннего возраста;
-
разработать методику музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, реализуемую на основе интеграции образовательных областей «Музыка», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Методологическую основу исследования составляют: теории деятельности и развития (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); идеи интеграции в системе дошкольного образования (Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.К. Новикова, Л.В. Трубайчук, О.С. Ушакова); теория музыкальной интонации (Б.В. Асафьев, М.Г. Арановский, М.Ш. Бонфельд, А.Л. Готсдинер, В.В. Медушевский); теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, И.Г. Галянт, Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, З. Кодай, К. Орф, О.П. Радынова); концепции продуктивной деятельности детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьяков, Б.В. Хозиев, А.В. Хуторской); теории музыкального восприятия (Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский В.Д. Остроменский, Г.А. Орлов, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов).
Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993г.); Закон «Об образовании» в Российской Федерации (от 10.07.1992 г. № 3266-1) Статья 18. "Дошкольное образование», Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция дошкольного воспитания, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО РФ от 23.11.2009г. № 655), «Приказ об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ МО РФ от 20.07. 2011г. № 2151).
Методы исследования: теоретические (анализ нормативно-правовых документов; историко-педагогический, теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ; анализ и обобщение результатов эксперимента), эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование), методы математической статистики.
Экспериментальная база. Эксперимент проводился на базе муниципальных детских образовательных учреждений № 304, 84, 93 г. Челябинска. В экспериментальной работе были задействованы 103 ребенка в возрасте 2-3-х лет, 63 родителя.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2012 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе - констатирующем (2009-2010 гг.) - была организована работа в трех направлениях: во-первых, проанализирована психолого- педагогическая, научно-методическая, философско-эстетическая,
музыковедческая литература по исследуемой проблеме; определены ведущие позиции и методологические положения исследования; сформулированы цель, объект, предмет, рабочая гипотеза, задачи и методы исследования; во-вторых, разработана программа и инструментарий для проведения констатирующего и формирующего этапа эксперимента; в третьих, определен исходный уровень музыкально-интонационного развития детей раннего возраста в ДОУ № 304, 84, 93.
На втором этапе - формирующем (2010-2011 гг.) - проводилась апробация разработанной методики музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, основанной на использовании музыкально- интонационных моделей и включающей ознакомительный, ориентировочно- деятельностный и импровизационно-продуктивный этапы.
На третьем этапе - обобщающем (2011-2012 гг.) - определялась эффективность методики музыкально-интонационного развития детей раннего возраста; проводилась обработка, анализ, обобщение результатов экспериментальной работы с использованием методов математической статистики, осуществлялась их теоретическая интерпретация; формулировались выводы по итогам результатов исследования, оформлялся материал диссертационного исследования; разрабатывался методический материал.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
-
-
-
Разработана и апробирована методика музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, включающая:
ознакомительный этап, направленный на обогащение музыкального опыта ребенка посредством введения в музыкально-развивающий процесс музыкально-интонационных моделей;
ориентировочно-деятельностный этап, направленный на деятельностное освоение малышами музыкальных образов;
импровизационно-продуктивный этап, направленный на развитие у детей раннего возраста творческих способностей в различных видах музыкально-художественной и продуктивной деятельности.
Разработаны музыкально-интонационные модели, выступающие в качестве интонационных единиц музыкального языка, опирающихся на образно-смысловые, символические коммуникативные архетипы, позволяющие малышам не только воспринимать, но и воссоздавать музыкальные образы как воплощение своих музыкально-слуховых представлений и переживаний.
Выявлена взаимосвязь ряда показателей субъективного благополучия детей раннего возраста и различных компонентов их музыкально- интонационного развития, позволяющая рассматривать раннее музыкально- интонационное развитие как универсальный личностно-развивающий процесс.
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом результатов исследования в теорию образования в области музыкального развития детей раннего возраста и состоит в следующем:
Дано аналитическое представление историографии музыкального развития дошкольников, позволяющее теоретически обосновать процесс музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
Обосновано понятие «раннее музыкально-интонационное развитие», позволяющее расширить представление о музыкально- интонационном развитии детей раннего возраста как процессе активного освоения коммуникативного, архетипического интонационно-образного слоя музыки в музыкально-художественных и продуктивных видах деятельности.
Выделены теоретико-методологические основания раннего музыкально-интонационного развития (деятельностный, интегративный и интонационный подходы и соответствующие им принципы и методы), позволяющие обосновать теоретические положения методики музыкально- интонационного развития детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
разработана критериально-уровневая шкала, позволяющая проверить эффективность методики музыкально-интонационного развития детей раннего возраста;
создана и внедрена в образовательный процесс ДОУ методика раннего музыкально-интонационного развития детей, реализующая теоретические положения данного процесса в раннем возрасте.
Материалы исследования могут использоваться в практической деятельности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогических кадров в условиях вариативности дошкольного образования, в практике работы воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных учреждений, преподавателей дополнительного образования, родителями.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; опорой на фундаментальные положения общей, дошкольной и музыкальной педагогики; практическим подтверждением ведущих положений исследования и научной обработкой данных, полученных с помощью методов математической статистики в ходе осуществления экспериментальной работы; реализацией материалов исследования в педагогической практике и их положительной оценкой.
Апробация и внедрение полученных результатов исследования осуществлялись посредством:
участия в работе международных научно-практических (Челябинск 2010-2011), всероссийской (Москва-Челябинск 2010), региональной (Тобольск 2010)конференций;
выступлений на заседании кафедры педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета (2010 - 2012 гг.);
публикаций основных результатов исследования в педагогических журналах, научных вестниках, сборниках («Начальная школа плюс До и После». - 2010. - №10. - С. 36-40. (в соавт.), «В мире научных открытий» - 2010. - №62 (12). - С.148-150, 2012. - №5 (29). - С. 39-54 (в соавт.), «Искусство и образование». - 2011. - №5. - С. 49-54. (в соавт.), «Дошкольное воспитание». - 2012. - №4. - С. 115-119. (в соавт.), сборник трудов молодых ученых «Научные проблемы образования третьего тысячелетия». - Вып.4, 5);
участия в конкурсе педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» Международного Института Развития «ЭкоПро», факультета «Реформа образования»; в I Всероссийском открытом конкурсе авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи по теме: «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования»; в конкурсе на лучшую научную публикацию в ЧГПУ за 2011 год;
участия в конкурсе грантов ЧГПУ для аспирантов и соискателей (2010 г. лауреат, 2012г.);
участия в областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений, расположенных на территории Челябинской области (2011г., 2012г.);
работы в качестве музыкального руководителя в ДОУ № 93, 84 г.Челябинска.
На защиту выносятся следующие положения:
Раннее музыкально-интонационное развитие представляет собой процесс активного освоения детьми раннего возраста коммуникативного, архетипического интонационно-образного слоя музыки в музыкально- художественных и продуктивных видах деятельности.
Музыкально-интонационное развитие в раннем возрасте является полифункциональным, интегративным процессом, теоретико-методологическую основу которого составляют: деятельностный подход, предполагающий опору на принципы продуктивности музыкального развития дошкольников и деятельностного отражения музыкальных образов; интегративный подход, опирающийся на принципы синкретичности и полимодальности; интонационный подход, предполагающий опору на принципы архитепичности и интонационно-образной коммуникации.
Методика раннего музыкально-интонационного развития основывается на использовании музыкально-интонационных моделей и реализуется в последовательности ознакомительного, ориентировочно-деятельностного и импровизационно-продуктивного этапов.
Эффективность методики музыкально-интонационного развития детей раннего возраста определяется на основе критериально-уровневой шкалы, включающей следующие критерии: музыкально-интонационный слух, интонационно-образное восприятие, музыкально-художественная и продуктивная деятельность.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Текст иллюстрирован 18 таблицами, 3 рисунками, отражающими положения и результаты исследования. Библиографический список содержит 277 источников. В приложении представлены авторские методические материалы («Программа раннего музыкально-интонационного развития», вокальный репертуар).
Похожие диссертации на Музыкально-интонационное развитие детей раннего возраста
-
-
-