Содержание к диссертации
Введение
Глава I Изобразительная деятельность дошкольника как социально-педагогическая проблема 13
1. Изобразительная деятельность как форма развития художественной культуры дошкольника 13
2. Системный подход к процессу развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 29
3. Анализ исторических тенденций и опыта приобщения детей к творческой изобразительной деятельности 45
Глава II Личностно-ориентированная направленность творческой деятельности детей в социуме 63
1. Организация и содержание опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении 63
2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении 79
3 Разработка методических рекомендаций к использованию программы развития изобразительного творчества дошкольников 97
Заключение 117
Библиография 123
Приложение 142
- Системный подход к процессу развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
- Анализ исторических тенденций и опыта приобщения детей к творческой изобразительной деятельности
- Организация и содержание опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
- Разработка методических рекомендаций к использованию программы развития изобразительного творчества дошкольников
Введение к работе
Актуальность проблемы
В настоящее время возросла роль социальной среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в освоении им социального опыта через общение со взрослыми и сверстниками в процессе приобщения к искусству и художественному творчеству.
Возникает необходимость в расширении контактов дошкольников с окружающим миром, в выявлении средств, методов и приемов воздействия, направленных на гуманизацию педагогического процесса. Для педагогов, родителей важным становится понимание психического состояния ребенка, создание положительного эмоционального климата.
Благоприятное положение дошкольника в системе социальных отношений будет способствовать возможностям его самовыражения и самоутверждения. Важная роль при этом отводится искусству, художественно-эстетическому воспитанию, традициям народной педагогики, которые являются основой социализации личности ребенка.
Долгие годы существовал узкопрагматический подход к изобразительной деятельности, ознакомлению с искусством. Занятия не связывались с разносторонним социальным развитием, воспитанием у детей самоидентичности, то есть выяснению того, что такое "Я сам", "Моя группа", "Моя семья". Переход к развивающей модели образования, использование индивидуально-ориентированного обучения помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, критически мыслящей личностью, умеющей находить свое место в большом или малом коллективе. Пространственное и временное сосуществование различных видов деятельности предоставляет возможность детям объединяться по интересам, быть активными в планировании предстоящей работы и свободными в выборе. Это создает также разнообразную мотивацию творческой изобразительной деятельности ребенка, расширяет возможности
использования результатов его творчества, позволяет строить обучение и воспитание на интегративной основе, развивать эмоциональную сферу.
В этих условиях проблема изобразительной деятельности, связанная с освоением ребенком социального опыта, приобретает особую значимость.
В качестве основной теоретической базы исследования взяты философские идеи А. Камю, П. Наторпа, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого о влиянии окружающей среды на развитие человека, формирование его творческих способностей. Они развили идеи Аристотеля, Демокрита, Эпикура и других о природных задатках людей, которые могла развивать среда; о свободе человека.
Методологическому обоснованию поставленной в диссертации проблемы способствовало также изучение трудов ведущих педагогов, психологов. П.П. Блонского, Г.Н. Волкова, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, В.Н. Шульгина и других.
Отношения в социальной среде строятся в процессе деятельности. Именно в ней проявляется человеческое "Я". При освоении социального опыта в деятельности личность включена в процесс переживания ее сущностных сторон. Это нашло отражение в исследованиях Р. Виттингтона, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, А.В. Петровского, Н.Н. Поддъякова, В. А. Сухомлинского, на выводы которых мы опирались в своем исследовании.
Теоретической основой нашего исследования являлись ведущие положения и идеи социальной педагогики, разработанные в трудах В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.П. Гурьяновой, Н.С Моровой, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, B.C. Торохтия, Г.Н. Филонова, Т.Ф. Яркиной.
Было уделено большое внимание современным исследованиям проблем художественного воспитания в социуме, утверждения гуманных отношений, культуры социального мышления (Н.М. Амосов, А.И. Арнольдов, М.М. Берлян-чик, Л.И. Боровиков, СИ. Григорьев, Ю.В. Громыко, Б.Т. Лихачев); проблем эстетического воспитания и художественного образования дошкольников
(А.В. Бакушинский, M.C. Каган, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, B.C. Мухина, Б.М. Неменский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.А. Фаворский, Б.П. Юсов).
Вопросы развития творческих способностей в процессе приобщения к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, детскому дизайну были проанализированы в трудах Н.А. Ветлугиной, Л. В. Компанцевой, Б.М. Неменского, Г.Н. Пантелеева, Л.В. Пантелеевой, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Халезовой, P.M. Чумичевой и других.
Актуальные проблемы интеграции различных видов изобразительной деятельности, ее взаимосвязи с другими видами детской деятельности, работа с интегрированными блоками были рассмотрены в исследованиях Т.Г. Казаковой и Т.С. Комаровой.
Для раскрытия темы исследования имело значение изучение диссертационных работ Н.В. Гросул, Н.А. Катаевой, Б.К. Кравчунас, В.Г. Крючкова В.В. Лубенко, в которых рассматриваются проблемы социального и художественного развития личности в микросреде, формирования художественного замысла и изобразительное творчество ребенка как явление художественной культуры.
Анализ показывает, что возможности социальной среды, влияющей на активизацию развития дошкольников в творческой изобразительной деятельности не являлись предметом специального изучения. Так же как и система социальных отношений, отображающих взаимосвязи личности в коллективе сверстников и семейном социуме, восприятие различных сфер окружающей действительности.
В этой связи особую актуальность приобретает научное обоснование и опытно-экспериментальная апробация модели использования микросоциума для развития личности дошкольника в процессе изобразительной деятельности.
Этим обусловлен выбор темы исследования "Изобразительная деятельность дошкольника как социально-педагогический фактор развития личности".
Объект исследования — изобразительная деятельность детей дошкольного возраста в социокультурной среде.
Предмет исследования — развивающий процесс изобразительной деятельности дошкольника в микросоциуме.
Цель исследования — выявление социально-педагогических условий, обеспечивающих развитие личности ребенка в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Гипотеза исследования
Социально-педагогический фактор развития личности дошкольника определяется нами как специально-организованная взрослыми и возникающая по инициативе ребенка изобразительная деятельность, включающая его в освоение, окружающей среды.
Эффективное развитие личности дошкольника в процессе изобразительной деятельности в открытой социальной среде возможно, если:
- учитывается социально-педагогический потенциал микросоциума;
- изобразительная деятельность включает формирование первичных
потребностей и предпосылок освоения художественной культуры дошкольником
и способствует развитию его ценностных ориентации в восприятии окружающего
мира;
- социально-педагогические условия направлены на развитие у ребенка его
эмоциональной сферы и самореализацию его возможностей;
- социальный педагог, воспитатель дошкольного учреждения, родители
выступают во взаимодействии и получают методическую помощь в работе с
детьми.
Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач.
- Исследовать своеобразие изобразительной деятельности детей как
социально-педагогического фактора в развитии личности.
Определить условия приобщения детей к истокам духовной культуры в социальной среде.
Обосновать уровни творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности, в межличностных отношениях, в освоении им социального опыта.
Разработать методические рекомендации в адрес воспитателей, социальных педагогов по вопросам развития личности дошкольника в процессе изобразительной деятельности.
Методологической основой исследования является деятельностный и культурологический подходы, концепции развития дошкольного образования, положения о творческой и деятельностной сущности личности, ее взаимодействии в социальной среде.
На защиту выносятся следующие положения:
Изобразительная деятельность как социально-педагогический фактор в развитии личности ребенка дошкольного возраста характеризуется спецификой содержания и структуры. Это включающая ребенка в процесс творческой продуктивной деятельности в определенной социальной среде система межличностных отношений, отражающих восприятие окружающего мира, освоение социального опыта, эмоциональную рефлексию и амплификацию изобразительно-выразительными средствами.
Эффективно развивать изобразительную деятельность дошкольника возможно при условии постоянного обогащения социального опыта ребенка, педагогического обеспечения его эмоционального благополучия на основе интеграции образовательно-воспитательных возможностей социума дошкольного учреждения с опорой на развиваемый воспитательный потенциал семьи.
Результативность развития личности в изобразительной деятельности в социальной среде повышается , если приоритетны следующие подходы в ее оценке:
отслеживание этапов развития ребенка в изобразительной деятельности и личностного взаимодействия участников этого процесса;
художественно-эстетическое образование дошкольников соответствует возрастным особенностям психического развития личности и обогащения ее средствами изобразительной деятельности;
наличие открытой социальной среды, включающей дошкольника в систему межличностных отношений и познание окружающего мира в процессе активной, творческой изобразительной деятельности.
Методы исследования
С целью разрешения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы эффективные методы исследования:
метод проектирования;
опытно-экспериментальная работа;
изучение и анализ литературы по философии, социологии, психологии, педагогике, медицине, культурологии, этнографии, валеологии, экологии и другим наукам по проблеме исследования;
сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта социально-художественного воспитания дошкольников;
изучение нормативных документов;
непосредственные наблюдения за отношениями детей и взрослых; дидактические игры с решением проблемных задач и ситуаций; совместная с семьей художественная деятельность (праздники, занятия, развлечения), оказание семье социальной помощи, перевод семьи из категории "помогающей" развивать личность в категорию "формирующей" личность ребенка, диагностика и коррекция, анализ анкет, дневниковых записей.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось на протяжении восьми лет, включая в себя три этапа, на базе дошкольных учреждений г. Йошкар-Олы и
п. Вятский Советского района Республики Марий Эл, в процессе которого было охвачено около 200 детей дошкольного возраста.
Первый этап (1990-1992) был связан с историко-теоретическим анализом современного состояния проблемы и началом опытно-экспериментальной работы. Он включал в себя изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической и методической литературы, осмысление личного педагогического опыта, анализ опыта развития творческой личности в процессе изобразительной деятельности, изучение базы исследования. Все это позволило сформулировать проблему, определить гипотезу исследования и понятийный аппарат, осуществить первичную диагностику, подготовить программу опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (1992-1995) включал проведение опытно-экспериментальной работы, проверку гипотезы, апробацию разработанной программы "Через прекрасное к человечному" и методических рекомендаций в режиме экспериментального воспитательно-образовательного процесса. Эта работа включала в себя анализ полученных фактов, диагностические замеры, анкетирование, оценку всех данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, коррекцию разработанной модели развивающейся творческой личности средствами изобразительной деятельности в социуме.
Третий этап (1996-1997) — завершение опытно-экспериментальной работы, итоговая отработка полученных данных, уточнение теоретических и методологических положений исследования, оформление диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили:
в процессе опытно-экспериментальной работы в дошкольных учреждениях г. Йошкар-Олы и п. Вятский Советского района Республики Марий Эл;
в учебном курсе "Изобразительная деятельность как социально-педагогический фактор развития личности дошкольника" для слушателей
курсов повышения квалификации дошкольных работников (заведующих, методистов, воспитателей) при Марийском институте образования;
в работе постоянно действующего семинара для воспитателей Республики Марий Эл по проблемам изобразительной деятельности и развития личности в социуме;
в выступлениях на научно-практических конференциях республиканского и российского уровней в городах Йошкар-Оле, Козьмодемьянске, Нижнем Новгороде;
в выступлениях на Ученом Совете Марийского Института образования.
Материалы исследования широко используются в практике дошкольных учреждений республики Марий Эл, Марийском педагогическом институте, в. системе повышения квалификации дошкольных работников при Марийском институте образования.
Результаты исследования конкретизированы в пакете учебно-методических материалов и документов, подготовленных под руководством диссертанта, а также в публикациях.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались путем сопоставления данных, полученных различными методами, апробирования методик в процессе исследования, а также через сопоставление материалов, полученных в результате педагогического наблюдения и изучения детей в процессе изобразительной деятельности.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
Выявлена эффективность развития личности дошкольника в результате систематического обогащения социального опыта ребенка и отражения этого опыта в творческой изобразительной деятельности; проведено теоретическое и методическое обобщение накопленного опыта работы в дошкольном учреждении. Проанализированы потенциальные возможности социальной среды, сформулированы и обоснованы направления, функции изобразительной
деятельности как социально-педагогического фактора в развитии творческой личности дошкольника.
Определены социально-педагогические условия, обеспечивающие развитие личности ребенка в микросоциуме в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Обоснован системный метод обучения детей на основе интегрированных блоков.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций по организации изобразительной деятельности в процессе освоения социального опыта; создании программы "Через прекрасное к человечному" и методических материалов для воспитателей дошкольных, учреждений и социальных педагогов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, краткий обзор литературы, излагаются задачи и методы исследования. Формулируется объект, предмет и гипотеза исследования, положения, выносимые на защиту. Раскрыты апробация и внедрение результатов.
В I главе "Изобразительная деятельность как социально-педагогическая проблема" анализируются условия развития изобразительной деятельности, роль социальной среды, исторические тенденции развития и опыт приобщения детей к художественной культуре. Рассматривается изобразительная деятельность в системе воспитательно-образовательного процесса и социально-педагогические факторы, влияющие на этот процесс.
Во II главе "Личностно-ориентированная направленность творческой деятельности детей в социуме" представлен разработанный в ходе исследования набор технологий, способствующий развитию творческих проявлений детей в зависимости от социального опыта и благоприятной социальной среды,
раскрываются содержание, формы и метод изобразительной деятельности, а также условия их эффективности.
В заключении даются общие выводы исследования.
Приложения содержат рабочие исследовательские и практические материалы.
Системный подход к процессу развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Изобразительную деятельность дошкольников невозможно рассматривать в отрыве от других видов деятельности и видов искусства, без учета ее компонентов. Проследить все эти взаимосвязи помогает системный подход, который во второй половине двадцатого столетия переживает свой «золотой век». Системный подход используется не только в системном исследовании мира, общества, человеческого мышления, но также в исследованиях, связанных с культурой и образованием. Обратимся к определению понятия "система".
"Система (греч. systema - составленное из частей, соединение) -совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство" (194,с.329). Системный подход - методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов. Системный метод - реакция современной науки на естественную потребность человеческого отношения к миру, связанную с более сложной по своему уровню, более открытой и динамичной методологией.
Системный взгляд на мир получает развитие в трудах Аристотеля, Р. Декарта, И. Канта и других. Создателем общей теории систем считается биолог Л. фон Берталанфи, который рассматривал регистрируемые свойства и процессы в живых организмах как производные открытых систем, то есть систем, обменивающихся с окружающей их средой материей или энергией. Физиолог Р. Джерард изучал пути объединения биологических и социальных наук в единую схему на основе разрабатываемой им общей методологии. Экономист К. Боулдинг был занят этической проблемой, связанной с влиянием на человечество не только экономической науки, но и наук в целом, а также философии и идеологии. А.Раппопорт, математик, "разрабатывал методологию, основанную на изоморфизме математических моделей феноменов или процессов с большим разнообразием их содержания".
Причина развития системного подхода в разных направлениях науки порождена успехами в области сложных технологий, в том числе образования. "Идеи общей теории систем дают... теоретический инструмент для связи научной информации и философского смысла" (44,с.66).
Системный подход в разработке основ методики социальной работы раскрыт в книге СИ. Григорьева, Б.З. Вульфова, В.И. Загвязинского, Г.Н.Филонова "Общие основы методики социальной работы" (120). Идеи, высказанные авторами книги, дают возможность системно и целенаправленно организовать деятельность детей в социуме, понять сущность системного подхода.
"Системный подход к разработке основных базисных компонентов методики социально-педагогической деятельности предполагает, прежде всего, поэлементный анализ условий и факторов, составляющих материальную, социокультурную, демографическую и социально-психологическую базу пространства жизнеобеспечения личности (клиента социального педагога или социального работника) (122,с.7). Дана общая схема системного подхода в условиях социума: "фиксация некоторого множества элементов социума, относительно отдельного объекта в данной системе; анализ особенностей связей и взаимодействия компонентов социальной системы как объекта со средой; выявление системообразующих связей, которые обеспечивают стабильное положение социальной системы (объекта) и комфортное положение клиента; анализ основных параметров деятельностного функционирования системного социального объекта; изучение процесса управления в сферах социума, степени стабильности и оптимальности его результатов в соотношении с характером и особенностями используемых методических форм и средств решения социально-педагогических проблем; обоснование и построение современных практико-ориентируемых моделей социальной работы в различных сферах социума" (122,с.8). В любом социуме (семья, детский коллектив) системообразующей основой методической парадигмы социальной работы становится "механизм" личностно-ориентированного взаимодействия субъектов деятельности, отношений и общения. Для того, чтобы работа с детьми в социальной среде была успешной и носила личностно-ориентированный характер, необходим целый комплекс мер и действий воздействия на ребенка. Эта комплексная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и является целостной системой. Возникает вопрос, существует ли парадигма изобразительной деятельности? Опираясь на определения Т. Кука, который ввел в научный обиход понятия парадигмы, обозначающее целостную совокупность идей, ценностей, методов - стиль, подход к объяснению мира (в рамках предмета), а также опираясь на идеи Г.Н. Филонова, Б.З. Вульфова, СИ. Григорьева, В.И.Загвязинского мы можем утверждать, что изобразительная деятельность имеет системы своих методов, приемов и совокупность идей. Существуют целые "школы", занимающиеся проблемами художественного воспитания и конкретно изобразительной деятельностью (Б.М.Неменского, Б.ІХЮсова, Т.С.Комаровой, Т.Г. Казаковой и др.). Кроме того существует определенная методологическая база, специфичная для данной дисциплины. Предметом научного исследования может быть все, что может быть сформулировано на языке, связанном с изобразительной деятельностью и приобщением детей к изобразительному искусству.
Анализ исторических тенденций и опыта приобщения детей к творческой изобразительной деятельности
Данный параграф посвящен рассмотрению теоретических вопросов, включающих культурологические, искусствоведческие, социологические, психолого-педагогические подходы в приобщении детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности и изобразительному искусству.
Обратимся прежде всего к документам, которые определяют направления работы по данной проблеме и дают возможность понять изменение подходов к изобразительной деятельности. В "Концепции дошкольного воспитания" (1989) дается характеристика личностно-ориентированной модели общения, которая предполагает умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. "Взрослые, приобщая ребенка к искусству создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих художественных способностей ребенка" (49,с. 13).
Что значит воспитывать ребенка? - Это значит приобщать его к миру человеческих ценностей. У ребенка в процессе деятельности (в том числе изобразительной) формируются важнейшие ценностные переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникает чувство уважения к мастерству.
Важными являются идеи концепции об изменении приоритетов целей воспитательно-образовательного процесса, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая полноценное развитие целостной личности ребенка. Ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментатором, у него появляется потребность в новых знаниях и социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, открытие своего "Я". Концепция личностно-ориентированного взаимодействия не только выросла из опыта отечественной и мировой науки, но и естественно аккумулировала в себя и многовековой опыт народной педагогической культуры, народной педагогики. В Республике Марий Эл утверждена Государственная программа развития образования Республики Марий Эл, стержневой идеей которой является обеспечение поступательного развития образования с учетом экономических, социальных, национальных и культурных особенностей республики и которая "ориентирована на опережающий характер преобразований в сфере образования" (37,с.4). Реализация идей программы позволит осуществлять процесс приобщения дошкольников к изобразительной деятельности и искусству на качественно новом уровне - на основе сотрудничества, а также решить следующие задачи: - сохранение и укрепление здоровья детей; - обеспечение психологической защищенности, положительного эмоционального самочувствия ребенка; - развитие мыслительных и творческих способностей детей; - формирование начал личности, нравственных позиций ребенка; - подготовка детей к школе; - строить работу с учетом особенностей национальной культуры, истории, быта и традиций народов. Анализируя современные теоретические исследования, невозможно не обратиться к некоторым историческим их корням и проследить развитие исследований в кратком изложении. Исследователи прошлого рассматривали рисование как важный этап подготовки руки и глаза к письму, передачи объемной формы предметов на плоскости (И. Песталоцци, Ф. Фребель); пытались наметить пути развития изобразительных возможностей ребенка, изучая тематику и изменения в рисунках детей (К. Риччи). Они считали, что рисование должно служить для обогащения опытных знаний, представлений, наблюдений (К. Кершенштейнер), что через детские рисунки возможно познать историю человечества (К.Лапрехт), а творческие способности и деятельность взаимосвязанные и взаимо-обусловленные процессы (С.Л. Рубинштейн). В работе «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» (Вестник психологии, 1910, т. 7, вып. 1, с. 1-50) В.М. Бехтерев прослеживает эволюцию детского рисунка, дает рекомендации взрослым в создании условий для детского рисования, отмечает влияние окружающей среды и взрослых на рисунки детей.
В 40-е годы опубликованы работы Б.М. Теплова, посвященные проблемам творчества, одаренности, художественного воспитания, которые связали проблемы творческого развития ребенка: его обучение, образование, воспитание и развитие в искусстве. Обучение и образование, по мысли Б.М. Теплова, связано с одаренностью, зависящей от сочетания способностей, которые, в свою очередь, основаны на врожденных задатках личности, а развитие всех этих личностных качеств зависит от практики накопления знаний, навыков и умений. Это позволило перейти к комплексному обучению, включающему в себя овладение техническими навыками, знаниями о предмете и искусстве, об окружающей реальной действительности, развивающему задатки и способности ребенка.
На воззрения русских послереволюционных психологов и педагогов определенное влияние оказали идеи выдающегося французского социолога Эмиля Дюргейма. Именно они позволили рассматривать процесс воспитания в социокультурном контексте. У Э. Дюргейма формирование и развитие социального "Я" тесно связывается с развитием высших потребностей, природа которых социальна. Он призывает:" Поднять на самый высокий уровень все способности, заложенные в нас, реализовать их как можно полнее, но так, чтобы они не навредили друг другу, не в этом ли воспитательный идеал, выше которого невозможно было бы поставить другой?"(50,с.10).
Э. Дюргейм отмечал, что идеал человека определяется не только обществом, но и специфической социальной средой. Это высказывание актуально и сегодня, когда мы говорим о полноценном развитии человека. Э. Дюргейм отмечает социальный фактор воспитания. Важную роль играют в воспитании результаты человеческого опыта, которые сохраняются почти полностью и детально благодаря книгам, изобразительному искусству, орудиям, всевозможным инструментам, которые передаются от поколения к поколению, благодаря устной традиции и т.д.
Организация и содержание опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Опытно-экспериментальной работой было охвачено около 200 детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные учреждения г. Йошкар-Олы и п. Вятский Советского района Республики Марий Эл.
Выбор детей указанного возраста связан с особенностями их психического развития по сравнению с более младшими детьми. Известно, что по мере насыщения деятельности новым содержанием качественно меняется проявление потребности в изобразительной деятельности и творческой активности, происходят интенсивные изменения в развитии самосознания, эмоциональной сферы, мотивов поведения (Венгер Л.А., Запорожец А.В.).
Проблему обучения детей изобразительной деятельности и приобщения к искусству нельзя решать без учета условий социализации развивающейся личности.
Исходя из предмета и задач исследования важно было установить своеобразие изобразительной деятельности в определенной социальной среде, условия для эффективности овладения детьми творческой активностью и насколько условия обеспечивают необходимые уровни развития личности ребенка в процессе изобразительной деятельности; какими методами и средствами возможно достичь этих уровней развития.
С целью разрешения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы: наблюдения за поведением детей в процессе занятий изобразительной деятельностью; беседы с детьми и взрослыми; наблюдения за поведением детей в ходе творческой деятельности в наблюдения за поведением детей в ходе творческой деятельности в кружках, студиях, встречах с художниками, мастерами народных промыслов; организация совместной деятельности детей и взрослых; анкетирование воспитателей и родителей и беседа с ними; посещение семей; игровые тесты и задания.
Для проведения экспериментальной работы было определено образовательное пространство развивающейся личности ребенка. Оно выразилось в следующей схеме: «Личность-семья-дошкольное образовательное учреждение-микрорайон». Предусмотрены следующие разделы: создание условий для развития личности ребенка в процессе изобразительной деятельности; работа с воспитателями; работа с детьми; работа с родителями; преемственность в работе дошкольного учреждения и школы; работа в микрорайоне. К условиям для успешного проведения эксперимента мы отнесли: 1. Наличие квалифицированных специалистов. 2. Создание информационного банка (оснащение новейшими технологиями, программами, методическими рекомендациями; наличие данных о семьях, социальном окружении дошкольного учреждения, специалистах художественного профиля, мастерах народных промыслов и ДР-) 3. Наличие тестового материала и диагностических методик. 4. Созданные в дошкольном учреждении различные модели детских временных коллективов для занятий изобразительной деятельностью, ее интеграции с другими видами детской деятельности (кружки, студии). 5. Создание специальной развивающей предметной среды, предполагающей наличие произведений искусства, изобразительных материалов, оборудования, позволяющего изменять, трансформировать среду по желанию ребенка. Организация работы с воспитателями предполагает: 1. Проведение различных семинаров, консультаций, педсоветов, участие в работе творческих групп по разработке программы, конспектов занятий, национально-регионального компонента по изобразительной деятельности, курсовую подготовку (Приложение № 9). 2. Овладение воспитателями, социальным педагогом, психологом, воспитателем по изобразительной деятельности диагностическими методиками. 3. Овладение знаниями педагогики, психологии, философии по проблеме художественно-эстетического развития детей в социальной среде и комплексное использование новых методов и приемов в работе с детьми и родителями. 4. Расширение сферы сотрудничества и сотворчества (семья, школа, микрорайон). 5. Умение использовать занятия изобразительной деятельностью как оказание терапевтической помощи детям и формирование важных личностных характеристик (компетентности, креативности, инициативности, ответственности, самооценки, коммуникативности, произвольности). 6. Использование национального компонента. На основе всего этого происходило совершенствование педагогического мастерства в области изобразительной деятельности, выражающееся в умении ставить цели и строить образ будущих результатов (идеальные), создавать условия для реализации поставленной цели, планировать и реализовывать план для достижения реального результата, оценивать его и корректировать на пути к идеальному (образу будущих результатов). Организация работы с детьми предполагает использование различных форм: 1. Проведение циклов занятий по изобразительной деятельности, объединенных единой темой, содержанием, задачами в течение длительного времени. 2. Занятия детей изобразительной деятельностью согласно интересам детей в кружках и студиях. 3. Самостоятельная изобразительная деятельность детей, как индивидуальная, так и на основе сотрудничества со сверстниками, взрослыми (воспитателями, родителями, мастерами промыслов). 4. Организация выставок детских работ, мини-музеев, вернисажей, создание развивающей предметной среды детства. 5. Проведение праздников, развлечений. Организация работы с родителями имеет также немаловажное значение и включает такие формы работы: 1. Объединение родителей в творческие мастерские, клубы с обучением по специальной программе ( Изобразительная деятельность и формирование личности ребенка. Роль социальной среды). 2. Обеспечение родителей литературой, пособиями (платными и бесплатными).
Разработка методических рекомендаций к использованию программы развития изобразительного творчества дошкольников
Задачи. Приобщать детей к миру искусства. Учить видеть красоту окружающего мира, воспетую художниками; различать виды искусства, жанры живописи, выразительно-изобразительные средства. Воспитывать эмоциональный отклик, эстетические чувства. Поощрять желания детей создавать индивидуальный художественный образ в своих работах, используя разную технику, чувствуя себя творцом.
Данный цикл занятий включает, кроме занятий изобразительной деятельностью, беседы об искусстве; о художниках-пейзажистах и иллюстраторах детской книги, о жанрах живописи, видах искусства. Детям предлагаются для восприятия репродукции с картин И.Шишкина, И.Остроухова, И.Грабаря, И.Левитана, А.Куинджи, З.Лаврентьева, В.Серова, В.Перова, И.Репина и других. Включение музыкальных отрывков из произведений П.Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, М.Глинки, Э.Грига, С.Прокофьева в сочетании с чтением коротких рассказов В.Сухомлинского, Е. Пермяка, поэтических произведений; включение коммуникативных и дидактических игр обогащает структуру занятий.
На первом занятии о книжной графике после рассматривания иллюстраций художников, использующих в своей творческой манере черную краску для выразительности, дети пробуют создавать свои рисунки по содержанию знакомой сказки, стихотворения, рассказа с использованием черной туши или черной краски, Для работы с тушью можно использовать деревянные палочки, гусиное перо. Из детских работ неплохо сшить книжки, написав к рисункам текст, который дети придумывают сами.
В занятие «Леса нашей республики» заложен философский смысл «Для чего человек живет на земле? Как нужно прожить?». После чтения рассказа В.Сухомлинского «Перед справедливым судьей» уточняется какие сады Справедливый Судья увидел на земле, какие леса дети знают: березовые и дубовые рощи; еловые и сосновые боры; осинники; фруктовые сады. Обратимся к опыту детей: кто из них участвовал в посадке деревьев, кустов; ухаживал за ними.
Красоту и величие лесов воспели на своих полотнах художники. При рассматривании репродукций И.Шишкина звучит 1-ый концерт П.Чайковского. Торжественная музыка помогает создать образ соснового бора с великанами-деревьями. Репродукции И.Левитана и А.Куинджи даются в сравнении.
Перед рисованием натюрморта для мамы детей знакомят с понятием «натюрморт», с репродукциями художников К.Петрова-Водкина и М.Кончаловского. Следует обратить внимание на выразительные средства, при помощи которых художники создали такие яркие, свежие работы. Обратить внимание на фон, что служит им. Вместе с детьми составить несложный натюрморт, выбрать ткань для фона, найти удобное место для композиции. Дети самостоятельно тонируют бумагу или рисуют фон сразу. Неплохо, если на листах бумаги дети заранее нарисуют рамочки или поместят по окончании работу в готовую рамку.
Создавая работы о стихии природы в технике обрывной аппликации, дети могут дополнить изображение черной, белой или другой краской (дождь, гроза, молнии, метель).
На занятиях воспитатель поясняет, что в мире существует не только красивое, но и некрасивое, безобразное. Особенно страшны безобразные поступки людей. Художники, изображая это, передают свои чувства, свое отношение. Важно вызвать эмоциональный отклик детей (сочувствие, сопереживание, участие) при рассматривании и беседе. Как тяжело тащить санки с бочкой, наполненной водой, голодным детям-«Тройка» В.Перова; как холодно и неуютно нищим детям спать на соломе; как щемит сердце по убитому пастушку- А.Пластов «Фашист пролетел». Когда страдают дети - это безобразно. А как тепло и светло от красивого, человечного: радуются дети, увидев первый снег; счастлива мама, купая ребенка.
В процессе рисования обратить внимание на подбор красок (дети должны иметь возможность получить разные оттенки на палитре) и кисточек.
Занятие «Говорящие инструменты» можно провести в виде развлечения. Прослушав музыкальные отрывки в исполнении на разных инструментах (запись) и рассмотрев картины художников, изображающих разные явления природы, дети должны подобрать пару «Музыка-картина», т.е. какой картине по характеру соответствует музыка.
Чтобы дети глубже почувствовали красоту, силу, привлекательность произведений искусства, необходимо регулярно посещать выставки, музеи, организовывать мини-выставки и мини-музеи в дошкольном учреждении. О правилах поведения в музее смотри приложение № \5 2. Красна птица перьям, а человек уменьем. Задачи. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Учить видеть красоту изделий; яркость цветовых образов, формы, разнообразие композиций и материалов; отличать подлинные произведения от поддельных. Самостоятельно применять изобразительные навыки, умения, элементы экспериментирования при создании работ по мотивам произведений народного творчества. После рассматривания предметов народного быта, вышивки, платков, украшений, нарядных игрушек дети создают свои творческие работы в разной технике. В структуру занятий включаются развивающие игры, музыкальные произведения, устный фольклор. Детей знакомят не только с декоративным искусством русского народа, но и марийского. Поэтому при рассматривании изделий разных культур необходимо обратить внимание на сходство и различие. Показать детям разнообразие элементов узоров, вышивок, росписей. В группе оформляется мини-музей марийского и русского быта или уголок национального искусства. Декоративно-прикладное искусство с первых лет окружает детей. Простота и яркость, естественность материалов позволяют детям играть с предметами, рассматривать, находить сходство с природными формами.
Дети должны рассматривать подлинные произведения искусства. Например, дать возможность потрогать вышивку руками, почувствовать выпуклость узора; прижаться щекой к прохладному льняному холсту. Отметить, что вышивка - самый распространенный вид творчества. Разнообразна цветовая гамма. В старинной вышивке преобладали темные тона: темно-красный, черный, синий. В настоящее время появились более яркие: голубые, розовые, оранжевые, сиреневые. Детей нужно познакомить с тремя типами орнаментов, характерных для вышивки: геометрическим, растительным, зооморфным. В марийской вышивке вышивали коня, оленя, щуку, утку. Считалось, что если вышьют на своей одежде животных, то это спасет от беды. Изображались утки (утка дала начало роду марийцев), лебеди-символ добра и красоты; гуси, петухи, кукушки, куры, вороны, сороки. Предложить детям найти разных птиц, определить как они располагаются (попарно, в ряд), попробовать нарисовать. Игры на различение цветов, элементов узоров помогают вглядываться в изделие.