Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика "городских" романов Хаймито фон Додерера 1950-х гг. Балаганина, Анна Валерьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балаганина, Анна Валерьевна. Поэтика "городских" романов Хаймито фон Додерера 1950-х гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Балаганина Анна Валерьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2012.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/610

Введение к работе

Данное исследование посвящено изучению «городской» прозы Хаймито фон Додерера (Heimito von Doderer, 1896-1966), одного из крупнейших австрийских прозаиков XX века. Успех автору принесли объёмистые «венские» романы «Штрудльхофская лестница» («Die Strudlhofstiege», 1951) и «Демоны» («Die Damonen», 1956) - их поэтика и составляет предмет исследования. Замысел этих книг возник ещё в 1930-е гг., но произведения эти, несомненно, относятся уже к следующей главе истории австрийской литературы - к 1950-м годам.

Цель данной работы состоит в выявлении и исследовании основных компонентов, из которых складывается поэтика «городского» романа Хаймито фон Додерера, в их соотнесении с особой авторской концепцией истории. С целью работы связан ряд конкретных задач:

исследование проблемы «города как текста» и основных путей её изучения в литературе XX века и постановка вопроса об австрийском варианте «городского» романа;

выявление своеобразия романной теории Хаймито фон Додерера в контексте эпохи;

определение специфики позднего творчества Хаймито фон Додерера на основе анализа пространственно-временных, композиционных и повествовательных компонентов романов «Штрудльхофская лестница», «Демоны»;

определение роли пространства города в построении романов Додерера и во взаимодействии со взглядами писателя на историю.

Творчество Додерера в зарубежном литературоведении долгое время связывали с литературными традициями реалистической прозы XIX века. Его объёмистые, тяготеющие к эпосу романы 1950-х гг. не стремятся, в противоположность актуальным литературным тенденциям XX века, «разрушить» действительность, а, напротив, словно бы воссоздают глубокую веру в неё. Потому и исследовательский интерес к творчеству писателя в основном был сформирован желанием критиков увидеть в Додерере мастера «старой школы», завершателя прежней эпической традиции. Изучение Додерера стало некоей «специфической» частью австрийского литературоведения. Лишь в 1980-е гг. наметился определённый поворот в исследовании его творчества, а в 1996 году, в 100-летний юбилей автора, стало очевидно, что «только сейчас пришло время говорить о Додерере» (В.Шмидт-Денглер)1, с дистанции, позволяющей отделить творчество автора от прежних критических установок.

На сегодняшний день многочисленные работы и исследования, переиздания произведений автора, активная научная деятельность общества Хаймито фон Додерера свидетельствуют об интересе к личности австрийского прозаика и его творчеству. Нашему читателю австрийский писатель знаком не

Schmidt-Dengler W. "Was scharfer wird" II Die Presse. 31.08.1996.

з a

слишком широко: по однотомнику, вышедшему в серии «Мастера современной прозы» (1981), коротким рассказам, опубликованным r журнале «Иностранная литература» (2003) и роману «Убийство, которое совершает каждый» (2006), вышедшему отдельным изданием.

Работ о Додерере в отечественном литературоведении также немного. Тем не менее, российские германисты, исследующие национальную специфику австрийской литературы, так или иначе, затрагивают творчество австрийского прозаика (Д.В. Затонский, Ю.И. Архипов, А.В. Михайлов, Н.С.

павлина, rv.u. ислиираіии, n.i_>. іірилли, Ь.гг. Голикова, \ iviwimKUisaj.

В контексте ведущих тенденций литературы первой половины XX века проза австрийского писателя интересна, прежде всего, обращением к пространству города и его ролью в художественном тексте, Город как объект художественного изображения, как своеобразный литературный конструкт привлёк Додерера ещё в романах 1930-х гг., однако максимальное развитие темы города осуществляется в его послевоенных произведениях «Штрудльхофская лестница» и «Демоны». При этом способы творческого освоения образа города у Додерера имеют мало общего с основными тенденциями урбанистической литературы предшествующих десятилетий. С одной стороны, это связано с «антигородским»2 характером австрийской литературы в целом, с другой - отражает специфику именно додереровского взгляда на пространство.

«Городские» романы Додерера не просто выделяются на фоне урбанистической литературы XX века, они не вписываются и в современный им литературный контекст у себя на родине. Полиперспективная событийная панорама австрийской городской жизни первой трети XX века, неспешно разворачивающаяся на двух тысячах страниц романов «Штрудльхофская лестница» и «Демоны», хронологически относится к первому десятилетию после Первой мировой войны. При этом никакие значимые исторические события (Первая мировая война, падение монархии в Австрии, революция) словно бы не затронули повседневное течение жизни города у Додерера. Городской эпос, который создаёт писатель, представляет собой специфическое, сложное образование, в котором форма и строго выверенная композиция текста весомо преобладают над его содержательной стороной.

Подобное построение романа отдаляет прозу австрийского писателя от традиций литературы XIX века и позволяет рассматривать её в качестве своеобразного художественного эксперимента с жанровой формой урбанистического романа. Таким образом, научная новизна данного исследования обусловлена обращением к самобытной концепции творческого освоения городского пространства у Додерера, позволяющей раскрыть специфику авторского видения истории.

Актуальность работы заключается в том, что на современном этапе творчество Хаймито фон Додерера в российском литературоведении

1 Schmidt-Dengler W. Die Stadt wird ergangen: Wien bei Schnitzler, Musil, Doderer II Belobratow Alexander

W. (Hg.) Jahrbuch der Osterreioh-Bibliothek in St.Petersburg. Bd. 4/1,1999/2000. S. 52.

практически не изучено, при этом работы, исследующие самый значительный его период - романную прозу 1950-х гг., отсутствуют. Изучение додереровского эксперимента с жанровой формой «городского» романа, с одной стороны, представляет собой важный аспект в понимании поэтики художественного творчества писателя, с другой - обогащает современный контекст актуальных урбанистических исследований в отечественном и зарубежном литературоведении.

Положения, выносимые на защиту:

_ гчлмгаит-т Yofjuwrn ffvntr Пг\ тт*мл»па lQ^Q-v і~Г занимают ЕаЖНОЄ МЄСТО В

австрийской прозе после 1945 года, открывая путь в топографически точно воссозданное пространство Вены 1920-х гг. Такое внимание к вещественному и осязаемому в хаосе послевоенной действительности находит широкий отклик среди читающей публики в 1950-х гг.;

«городские» романы Додерера реабилитируют представление о «провинциальном» характере австрийской литературы, однако город Додерера выявляет черты специфически «венского» духа городской жизни, имеющего мало общего с культурно-топографическими кодами европейских мегаполисов, определивших своеобразие городских романов XX века;

поэтика «городского» романа Додерера раскрывает особое авторское видение истории, отмеченное интересом писателя к обыденной, вещной действительности, далёкой от переломных исторических событий. Все ключевые события истории вытеснены из пространства романов. Таким образом они уступают место повседневному течению жизни;

существенной особенностью прозы писателя является приоритет формы над событийной стороной произведения. Сюжетное развитие «городских» романов значительно ослаблено, и писательский интерес сосредоточен в первую очередь на пространственной структуре романа, основанной на соотношении центра и периферии. В «Штрудльхофской лестнице» концепция окольного пути, воплощённого в лестнице (периферийном центре романа), повторяет концепцию построения всего произведения. В «Демонах» своеобразие композиции заключается в особой рамочной конструкции, которая определяет неотвратимое движение периферии к сущностному центру повествования и отображает аналогии между пространством города и романа;

- особую роль в «городской» прозе Додерера играют повествовательные
компоненты. Если в «Штрудльхофской лестнице» речь идёт об архитектурном
сооружении как своеобразном тексте внутри романа, то в «Демонах»
проблема «текста в тексте» определяет основу повествования всего романа и
объясняет его особую текстуальность, отражающую историю письма как
такового;

- романное творчество Додерера не сводимо к традициям реалистической
прозы XIX века. Повествовательные перспективы и эксперименты с
композиционной структурой в прозе писателя выявляют параллели с
художественными исканиями авторов XX века.

Методологическую базу исследования определяет использование приёмов системно-структурного и сравнительно-исторического анализа литературного произведения. Теоретическую основу работы составили положения из концептуальных урбанистических исследований XX века (Г. Зиммель, В. Беньямин, К. Шерпе) и из области семиотики города (Р. Барт, М. Лотман, М. Бютор, М. Бензе), а также некоторые принципы немецкоязычной повествовательной типологии (Ф.К. Штанцель), теории литературных мотивов (Э. Френцель) и феноменологии (Р. Ингарден).

Научно-практическую значимость диссертации определяет возможность использования материалов, основных положений и результатов работы при подготовке общих курсов по истории западноевропейской литературы XX века, а также спецкурсов по специфике австрийской романной прозы.

Апробация исследования. Основные положения исследования нашли отражение в докладах в рамках аспирантской школы при поддержке ДААД в РГГУ (Москва, 2006), международной аспирантской школы в литературном архиве г. Марбах (Германия, 2007), на международной междисциплинарной конференции ДААД «Место встречи - камень» в СПбГГУ (2007), на Межвузовской конференции филологического факультета СПбГУ (2008), а также на аспирантском семинаре при кафедре истории зарубежных литератур СПбГУ (2008) и на 8-ом Российском съезде германистов (Нижний Новгород, 2010).

Структуру диссертации определяют цель, задачи и выбранные способы исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Текст работы составляет 196 страниц. Библиография насчитывает 292 наименования.

Похожие диссертации на Поэтика "городских" романов Хаймито фон Додерера 1950-х гг.