Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К
ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДІІЯТШНОСТИ В ВУЗАХ КУЛЬ
ТУРЫ И ИСКУССТВ 31
§ I. Понятие "системный подход к основним вадам
деятельности в вузах культуры и искусств" 33
§ 2. Личность студента - основной объект сис
темного подхода к основным видам деятель
ности в вузах культуры и искусств 62
§ 3. Полисистекяость образования в вузах куль
туры и искусств 92
Глава П. ФУВДАМЕНТАЛИЗАЦЙЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ
СИСТЕШОГО ПОДХОДА В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И
ИСКУССТВ 122
§ I. Методология системного подхода к основным
видам деятельности в вузах культуры и ис
кусств . 123
§ 2, Системный подход к образовательному стан
дарту в вузах культуры и искусств 148
§ 3, Системный подход к профилизации вуза куль
туры и искусств 181
Глава iii. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕШОГО
ПОДХСЙА К ОСНОВНЫМ ЩАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУ
ЗАХ КУЛЬТУРЫ й ИСКУССТВ 209
§ I. Системный подход к учебно-творческим видам
деятельности в вузах культуры и искусств, 210
§ 2, Системный подход к научной деятельности в
вузах культуры и искусств 239
§ 3. Системный подход к речевой деятельности в
вузах культуры и искусств 268
Глава ІУ. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬ
НОСТИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ 301
§ I. Психолого-дедагогические аспекты управлен
ческой деятельности в вузах культуры и ис
кусств 303
§ 2. Инновационные педагогические технологии -
важнейший фактор управленческой деятельнос
ти в вузе культуры и искусств 332
§ 3. Системный подход к маркетинговой деятельности в вузах культуры и искусств .„... 362
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 395
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 417
ПРИЛОЖЕНИЯ 442
Введение к работе
Актуальность исследования характеризуется сложным и противоречивым состоянием системы образования в современный период, многоплановостью проблем, которые невозможно решить без системного подхода»
Постоянно возрастающее количество негосударственных вузов и постепенное снижение уровня государственного финансирования, медленная адаптация к кризисным ситуациям и рыночным отношениям осложняют поиски сущности и содержания деятельности вузов культуры и искусств.
В последнее десятилетие поиск путей преодоления кризиса в системе образования не позволил выработать четкую концепцию, а скорее обострил проблемы во всех структурах системы образования, в том числе и в вузах культуры.
В становлении личности специалиста сферы культуры детерминированном социальной жизнью, реальной действительностью, возникают противоречия между сложившимся уровнем целостности образовательного процесса в вузах культуры и искусств и новой нарождающейся, но выражающаяся в терминологии реформой. Определенную роль здесь играют и противоречия между творческими видами деятельности в учебно-творческом процессе вузов культуры и искусств и государственным стандартом.
Преодолеть эти противоречия невозможно в сложной экономической ситуации, а также не имеющих аналогов в мировой практике действий правительства (невыплата стипендий студентам, заработной платы преподавателям).
Далее возникает целый цикл внутренних противоречий между отдельными видами деятельности в вузе культуры и искусств.
В вузах культуры и искусств существует еще множество про •
тиворечий между содержанием, формами и методами обучения Существующее противоречие между объективными требованиями общества к повышению эффективности деятельности вузов культуры и еще не существующем этим требованиям уровнем их практического осуществления и определяют актуальность данного исследования.
Актуальность перечисленных выше проблем, их теоретическое и практическое значение обусловили содержание и направления нашего исследования, в ходе которого была предпринята попытка осуществления системного подхода к организации основных видов деятельности в вузах культуры и искусств.
Анализируя совокупность противоречий, оказывающих влияние на исследование системного подхода к деятельности в вузах культуры и искусства, диссертант определил объект и предмет исследования.
Объект исследования - деятельность государственных вузов культуры и искусств.
Предмет исследования - системный подход к основным видам деятельности в вузе культуры и искусств.
Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка теоретических основ системного подхода к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств, связанных с обеспечением оптимального взаимодействия объективных и субъективных факторов, решения стратегических и тактических задач, способствующих оптимизации деятельности вузов культуры и искусств в целом.
Исходя из поставленной цели, сформулированы конкретные задачи:
- раскрыть теоретические основы системного подхода к деятельности в вузах культуры и искусств;
- определить содержательно-структурные основы системного подхода к деятельности в вузах культуры и искусств;
- рассмотреть фундаментализацию образования в вузе культуры и искусств через призму системного подхода;
- выявить потенциал управленческой деятельности в вузе культуры и искусств;
- апробировать методику системного подхода к учебной, научной, маркетинговой деятельности в вузах культуры и искусств в современных условиях.
В основу исследования положена гипотеза, которая состоит в предположении о том, что системный подход к деятельности в вузе культуры и искусств выявляет пути активизации овладения личностью всеми видами деятельности за счёт сориентированности в сущности каждого вида деятельности, его элементов, представлений о соотношений эле ментов, их взаимодействии,концентрации, замены адекватными реальным задачам антропоцентризма - приоритета личности.
Деятельность вузов культуры и искусств как часть образования и культуры, создает необходимые условия для формирования личности. Осуществляемое государством оно является адекватным отражением социальных отношений, которые в нем сложились и стать одним из показателей его цивилизованности.
Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств позволяет переосмыслить современное состояние профессиональной подготовки студентов, определить наиболее перспективные направления развития высшего культурологического образования, сохранить в учебно-творческом процессе исторический опыт и развитие ориентационно-прогностические способности будущего специалиста на основные виды деятельности.
Степень, научной разработанности проблемы. Специального исследования, направленного на разработку системного подхода к
•
деятельности в вузах культуры и искусств, до сих пор не проводилось.
Анализ научной литературы показал,что в основном проблемы деятельности вузов культуры и ИСЇОГССТВ рассматривались через призму подготовки кадров социально-культурного, художественно-просветительного, музыкально-образовательного профиля.
Системный подход как принцип зародился в определенный исторический период в силу обстоятельств и успешно развивался на различных уровнях научных исследований.
Идеи системного подхода в образовании с различных точек зрения занимали внимание Е.А.Батениной, В.В.Бокова .Е.В.Владимирова, Е.Н.Вороновой, А.И.Галаган, В.Й.Гинецинского,С.Джала-лова, В.Й.Ерошина, Т.Н.Заславской, В.Кроль, Л.П.Куракова, А.Панкрухина, Б.СРябужкина, С.Д.Свидерской, НЛ.Хроменкова, Е.Шаровой, В.П.Щетинина, В.К.Юдина.
Автор опирается на труды СНЛртановского, В.И.Байденко, H.G.Белого, В.П.Беспалько, И.В.Бестужева- Іадн, В.СБиблера, Й.М.Быховской, С.Галкина, В.В.Герчиковой, В.Н.Гончарова,И.ф. Гончарова, Э.П.Гусинского, Ю.СДавыдова, С ВДевятовой, В.А. Змеева, А.Е.Иванова, В.Г.Кинелева, О.Ы.Козловой,В.И.Купцова, ТЛиКухтевич, Н.СЛадожец, ПЛ Лебедева,В.Т Лисовского, А.П. Лиферова, Б. Г Лихачева, А Л.Никольской, А.М.Новикова, К.Э. Разлогова, В.Н.Розова, Н.СРозова, А.Н.Ростовцева, И.Савицкого, Е.А.Сергеева, Ю.Г.Татура, А.Н.Тихонова, 1.В.Трапезниковой, Ю.й.Турчаниновой, А.Д.Урсула, Ф.Н.Филиппова, В.Д.Щадрикова и др.
Важными источниками для данной проблемы имеют исследования, посвященные непосредственно теории и практике социально-культурной деятельности, включая деятельность вузов культуры и искусства. Здесь отмечаются труды И.М .Андреевой, А .й. Арнольд о •
ва, Т.И.Баклановой, С.Н.Иконниковой, В.Ф.Зивы, А.Д.Карамшева, Т.Г.Киселёвой, Е.М.Кяюско, А.В.Красильникова, Б.Г.Мосалева, Н.Д.Никандрова, Г.Я.Никитиной, Л.Г.Олех, Р.И.Пшеничниковой, Л.И.Рудич, Е.Ю.Сидорова, А.В Соколова, Ю.А .Стрельцова, В.В. Туєва, Г .Л. Тульчинського, А.Флиера и др.
Технологии образования, социально-культурной деятельности посвящены труда Ю.Л.Азарова, Н,К Баклановой, НЛЗ.Бутенко, Л.Вишневской, Н.И.Гендиной, С.С.Герасименко, Е.Голубкова, Г.Ф.Гордукаяовой, В.И.Грачева, АДЛаркова, Л.СЖарковой, И.ЮЛСилиной, В.И.Захарченко, В.А.Кальней, Я.Н.Каочкова, B.C. Кузина, Л.Куликова, А.А.Орлова, Ф.Г.Прокопова,Т.В.РазенковоЙ, Т.Й.Рейзенкинод, В.ИЛерниченко.
Одними из первых исследований системного подхода были направлены на раскрытие комплекса личных качеств, способностей, специальных умений и навыков культурно-просветительных работников в клубе и учебном заведении.
Анализируя выводы данных исследований, можно обобщить типичные недостатки в подготовке кадров в вузах культуры и искусств. Это, в первую очередь, ограниченность в выборе форм, средств и методов в обучении и развитии личности.
Михайлова Л.И. впервые обратила внимание на формирование мотивационной сферы студентов вузов культуры.
Однако, изучая деятельность культурно-просветительного работника в процессе труда и констатируя недостатки в его профессиональном мастерстве, исследователи оставляли без внимания
процесс становления современного специалиста в вузе культуры. Главный вывод, который имеет большое научное значение сводится к тому, что проведенные исследования способствовали значительному расширению и углублению знаний о модели специалиста культурно-просветительной работы, развитии и становлении его профессиональных качеств. Поэтому исследование предпринятое Михайловой Л.И., которое подводило итоги и показало насколько усложнились цели и задачи формирования личности специалиста в вузе культуры.
Затем в научной литературе была предпринята попытка исследовать проблемы формирования профессионального мастерства специалиста на новой специализации "организатор-методист культурно-просветительной работы" в вузах культуры.2
В своем исследовании диссертант исходил из концепции общего и профессионального развития личности, которая заключается в том, что становление специалиста есть целостный процесс формирования личности.
В исследованиях по данной проблематике необходимо выделить труды, посвященные раскрытию универсальных в социальных потребностях. Это прежде всего исследование Т„Г.Киселёвой, где раскрывается необходимость создания механизмов и условий для наиболее полного раскрытия творческих возможностей женщин, что позволяет социализировать личность.3
1.
Интенсивный процесс осуществленных в последнее время ис-следований данной проблемы показывают» что многие авторы стремились подойти с различных сторон к пониманию различных видов деятельности в вузах культуры и искусств.
Анализ вышеуказанных трудов дает основание утверждать,что в ряде смежных научных направлений имеются существенные научные разработки, необходимые для использования в системном подходе к деятельности вузов культуры и искусств.
Один из важнейших элементов системного подхода к деятельности вузов культуры и искусств рассмотрела В.В.Бол0чагина, раскрыв формирование технологической системы стандартизации высшего образования в сфере культуры: организационно-педагогический аспект.2
1. Важное значение для научного осмысления проблемы имела разработка теоретических основ диверсификации высшего профессионального образования в сфере культуры и искусств и механизмов его реализации.
Однако, при наличии достаточно разработанной теоретической базы,целый ряд вопросов в теории образования специалистов культуры и искусств еще не имеет научно обоснованных исследований.
Отсутствие теоретико-методологической проработки и научного осмысления системного подхода к деятельности в вузах культуры и искусств как сложного социокультурного и социально-педагогического явления, характеризующего междисциплинар--яостью, интегративностью и динамизмом» способностью исследования закономерностей и тенденций развития высшего культурологического, социально-культурного и художественно-просветительного образования и определило границы исследования.
Методологическую ОСНОВУ исследования составляют труды философов в области теории систем и системного анализа И.Б. Блауберга, В.Н.Садовского, В Л Кузьмина, Ю.Г.Татура, М.С. Кагана о человеческой деятельности, заключенной в предмете деятельности; В.Г. Афанасьев о системности познания и управления; Э.Г.Юдина о системном подходе; ВДДмитриенко о соотношении системного и деятельноетного подхода в научном познании, С Л.Рубинштейна, А.Н Леонтьева и П.Я.Гальперина о теории деятельности; Г.МДндреевой, А Г.Петровского, А.Г.Аомолова о теории личности и коллектива.
I. Кудрина Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства. Дисс. ... на соиск. уч.степени докт. пед.наук. М., 1999.
В условиях противоречивого развития образования и культуры вызревает новая парадигма слияния образования и культуры, в основу которой берется представление о гуманистическом тине личности студента, модель культурообразной личности, не только потребляющей культурные ценности, но и развивающей их, личности как самоценности, не только пели, но и средства общественного развития. Эта идея раскрыта в трудах А.й.Арнольдова, А.Е. Абрамешина, Т.П.Ворониной, АДфИванникова, 0.П.Молчановой, А.Н. Тихонова.
Общенаучная методология была ориентирована на системный подход, обеспечивающий целостное рассмотрение деятельности вуза культуры и искусств как многоаспектного явления, а в качестве соподчиненных выбраны целостный, деятельностный и личное тно-ориентированный.
Методология исследования современного образования, включает ряд теоретических положений психологии, творчества, психологии самосознания; опирается на положения ведущих психологов и педагогов о развитии личности специалиста, психологических основах ее формирования; основывается на теории профессионального мастерства, его компонентах; значении психологии для саморазвития личности, совершенствования ее психической организации; используются теоретические и прикладные идеи исследователей, педагогов, мастеров искусства.
Организация исследования Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1990-1993 г.г.) изучалось теоретическое состояние проблемы в психолого-педагогической науке, исследованиях по культурно-просветительной деятельности; анализировалась философская, культурологическая, искусствоведческая литература.
В этот же период велось наблвдение за процессом подготовки и уровнем подготовленности будущих специалиотов культурно-просветительного профиля и художественных специализаций в Орловском государственном университете культуры и искусств, анализировались результаты, полученные в ходе госэкзаменов, выявлялась роль и возможности овладения системным подходом личностью ко всем видам деятельности в вузе культуры и искусства. Определился общий замысел исследования: цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.
На этом этапе исследование включало комплекс различных методов: изучение теории и истории вопросам по печатным источникам, контент-анализ (изучение документации),социологических (анкетирование, интервьюирование), педагогических (наблюдение, беседы) и др.
Исследование стало составной частью региональной программы "Духовная культура как фактор социального развития региона".
На ВТОРОМ этапе исследования (1993-1997 г.г.) была разработана научная концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало:
- изучение понимания студентами и преподавателями Орловского института культуры и искусств сущности и содержания системного подхода к различным видам деятельности (опрошено 300 студентов и 100 преподавателей).
Теоретическое исследование включило разработку проблем системного подхода к фундаментализации образования в вузах культуры и искусств и путей их решения: создание обобщенной модели подготовки студентов в процессе преподавания различных дисциплин и модели межпредметных связей, взаимосвязи учебных заведений разных ступеней в процессе внедрения системного подхода. Здесь использовались методы: сравнительного анализа учебной документации, учебно-методической литературы; профили •
рованного преподавания; научной студенческой и преподавательской деятельности, маркетинговой деятельности Орловского государственного института культуры и искусств и управленческой деятельности различных подразделений института.
Опытно-экспериментальная работа по внедрению системного подхода к основным видам деятельности в вузе культуры осуществлялась на протяжении второго и третьего этапов исследования.
На третьем этапе (1997-1998 г г.) продолжалось эмпирическое исследование. Оно включало следующие направления:
- освоение сущности и содержания системного подхода к учебному процессу на специальностях сопиально-культурной деятельности и народного художественного творчества, где была разработана методика внедрения системного подхода в учебно-творческий процесс, научную деятельность;
- анализ взаимосвязи сущностных качеств личности студента, их корреляции через овладение необходимыми видами деятельности, динамики формирования у студентов навыков овладения системным подходом к различным видам деятельности.
Использовались методы: наблюдения, бесед, анкетного опроса, статистической обработки результатов, интервью, анализа процесса деятельности.
Всего эмпирическим исследованием было охвачено около 1000 студентов и 200 преподавателей Орловского государственного института культуры и искусств.
Экспериментальная одза, исследования;
Орловский государственный институт культуры и искусств, Орловское училище культуры и искусств.
В исследовании использовался и личный опыт автора диссертации в качестве ректора Орловского государственного института
культуры и искусств с 1990 года по настоящее время,
В исследовании принимали участие: преподаватели кафедры социально-культурной деятельности, а также кафедр художественных специализаций.
Эмпирическую базу составил контингент из 550 человек.
Основной задачей коллектива института в 1990-91 учебном году была подготовка высококвалифицированных кадров культпросветработников, сочетающих глубокие теоретические знания и практические навыки и умения по специальности с гражданской зрелостью.
Основным событием в жизни всего коллектива института в декабре 1990 года стало преобразование Орловского филиала в самостоятельный инотитут культуры. Получение статуса вуза культуры позволило приступить к осуществлению исследования о системном подходе к различным видам деятельности.
Новый статус вуза позволил подойти к исследованию влияния различных факторов на внедрение системного подхода к основным видам деятельности: учебной, научной, речевой, управленческой» Для чего изучались воздействия: содержания и воспитательной направленности лекций, семинарских и практических занятий; методика подготовки и проведения творческих показов; соответствие подготовленных творческих показов духовным потребностям и интересам студентов. В качестве показателя эффективности системного подхода к основным видам деятельности послужили разработанные автором индикаторы. 6 эксперимент было включено 8 студенческих групп с 1990 г., 4 экспериментальных и 4 контрольных с I990-I99I учебного года.
Эмпирическая база исследования включала анализ,состояние и развитие вузов культуры и искусств Министерства Российской Федерации Кемеровского государственного института искусств и
культуры, Алтайского государственного института искусств и культуры и Бурятского государственного института культуры ж искусств.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в разработке совокупности теоретических,методологических и методических положений, определяющих основы научной концепции системного подхода к деятельности вузов культуры и искусств. Это проявилось в решении ряда фундаментальных теоретических задач, обеспечивающих современное понимание сущности, природы и специфики деятельности в вузе культуры и искусств и позволяющих прогнозировать, учитывать и использовать объективные возможности ее совершенствования. Теоретически осмыслен и обоснован категориально-понятийннй аппарат основных видов деятельности в вузе культуры и искусств, позволивший идентифицировать исходные термины и преодолеть бытовавшее на практике разночтение в трактовке процессов и явлений.
Впервые раскрыта сущность понятия "системный подход к деятельности в вузе культуры и искусства", как сложного организма состоящего из разнородных компонентов и элементов, объединенных тесными связями, обеспечивающими целостность функций с целесообразно обоснованными деятельноетными ориен-тациями.
Определено содержание и соотношение понятий "системного подхода", "деятельности , "образования" с учетом специфики учебно-творческого процесса в вузах культуры и искусства.
Осуществлена разработка системы общетеоретических положений: о сущности, структуре и индикаторах системного подхода к деятельности личности студента и педагога.
Выявлены условия осуществления системного подхода к деятельности в вузе культуры и искусств, главными из которых яв •
ляются ценностные ориентации и целостный учебно-творческий процесс и одновременно нормативно-ценностные границы (координаты) индивидуального сознания и поведения личности студента.
Раскрыты содержание, структура, последовательность основных этапов системного подхода к фундаментализации образования и специальной подготовки.
Системный подход в управленческой деятельности рассмотрен с позиций интеграции вуза культуры и искусств в региональную политику на базе духовных ценностей мировой и отечественной культуры.
В вузе культуры системный подход предполагает рассмотрение содержательного признака всех системообразующих элементов функционирующих по своим закономерностям. Этот процесс двусторонний. С одной стороны педагогическая деятельность, где каждый педагог по своему решает одну и ту же педагогическую задачу, даже на основе государственного стандарта. А с другой - учебная деятельность характерна тем, что каждый студент по своему воспринимает процесс обучения в зависимости от условий, в которых он находится и его индивидуальных духовно-кравствеюшх качеств Экспериментально доказано значение и влияние системного подхода на учебно-творческую, научную, управленческую виды деятельности и их синтез в развитии личности студента, взаимосвязь и динамика в процессе подготовки будущих специалистов.
Впервые с позиций системного подхода рассмотрена речевая деятельность в вузе культуры, составляющие основу взаимодействия учебно-творческой, научной и управленческой видов деятельности и их различных форм. Предложена шелостная социально-педагогическая концепция построения культуры речи в учебном процессе, которая позволяет прогнозировать речевое воздействие
на мотивацию, психологические установки, поведение, эмоциональную сферу личности студента.
Определены индикаторы системного подхода к деятельности студента (формальные количественные показатели), характеризующие условия деятельности вуза культуры и искусств с позиций обеспечения учебно-творческого процесса. Это общедоступность поступления в вуз, которая оценивается личностью абитуриента как справедливое начало в межличностях отношениях; когда социально-педагогические условия обучения позволяют студенту реализовать свои личностные качества в целях адаптации к рыночным условиям, что по окончанию вуза будет способствовать обеспечению ему достойной жизни.
Унифицированы формы и методы, способствующие эффективности применения системного подхода ко всем видам деятельности в вузе культуры и искусства.
Практическаязначимость исследования:
- материалы диссертации нашли отражение в публикациях и в монографии "Системный подход к деятельности в вузе культуры и искусства" для студентов вузов культуры и иокусства (ВШ: Изд-во ЖУК, 1999, 15 п.л.) и учебных программах по кафедре социально-культурной деятельности;
- основные идеи исследования внедрены в основные виды деятельности Орловского государственного института культуры и искусства; учебный процесс, научную и управленческую деятельность;
- содержание исследования, его рекомендации используются на практике в деятельности всех подразделений института,организации производственной практики; управления процессом взаимодействия вуза культуры и искусства с окружающей средой;
- положения, рекомендации могут быть использованы для разработки концепции обновления государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, построения региональной системы непрерывного профессионального образования специалистов культуры и искусства;
- значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы государственными и общественными структурами, рыночными институтами и общественными структурами, рыночными институтами для выработки общих принципов общегосударственной, региональной образовательной, политики.
Достоверность полученных результатов обеспечена теоретико-методологической обоснованностью позиций исследования, системным применением комплекса исследовательских методов, адекватных поставленным к диссертациям целям, задачам, объекту и предмету научного анализа, многолетней и многоаспектной изыскательской работой автора, опорой на широкий массив научных источников, соотношения полученных в исследовании результатов о результатами других смежных исследований, проведенной апробацией результатов в современной практике учебного процесса вузов культуры и искусств, в научных докладах и сообщениях на всероссийских, региональных и межвузовских конференциях, а также за счет научных публикаций Достоверность исследования обеспечивалась также использованием на всех этапах идентичного инструментария: применением взаимодополняющих методик, организацией экспериментальной работы, мнением экспертных групп достаточностью полноценного количественного и качественного анализа отобранных для изучения материалов.
На зашиту выносится научная „концепция. определяющая мето дологические, теоретические и методические основы деятельности в вузе культуры и искусства.
1. Системный подход в вузах культуры и искусств представляет собой сложное и динамичное явление, где совокупность элементов находится в тесных взаимосвязях между собой и образующих пелостное явление со своей структурой.
2. Системный подход к основным видам деятельности в вузе культуры и искусств позволяет осуществить анализ большого количества информации различной природы через призму целостного развития личности студента, активизирует его мысль, воображение и волю, способствует накоплению знаний и формированию умений Системный подход в вузе культуры и искусств интегрирует учебно-творческую, научную, управленческую и речевую деятельность, которые функционируют под влиянием объективных и субъективных факторов и как компоненты и элементы единого процесса играют решающую роль в обеспечении целенаправленности развития каждого вида деятельности как многоуровневого явления, ориентированного на социально-значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения через маркетинг, рекламу, Паблик-релийшенз, масс-медиа, менеджмент, интернет-сети.
3. Структура системного подхода как целостной системы включает различные виды деятельности, связанные взаимодействием и взаимопроникновением на основе содержания.
Индикаторами системного подхода ко всем видам деятельности в вузе культуры и искусств являются: общедоступность поступления, качество обучения, условия реализации своих личностных и профессиональных качеств, представляющие собой, с одной стороны, системообразующие компоненты, а с другой - режим и
динамика деятельности, характеризующие более высокий уровень развития личности студента»
Динамика основных видов деятельности в вузе культуры и искусств определяется целями ©бучения в виде динамической модели развития личности студента с учетом специфики профессиональной направленности Коррекция целей, содержания, форм, методов обучения на творческое развитие личности детерминируются формированием системы отношений будущего специалиста к профессий, себе и к нему как профессионалу.
5. Единство компонентов и элементов системного подхода выступают мощным транслятором интегральных качеств личности студента. Как бы ни были совершенны цели, их достижение обусловливается прежде всего функциями этого процесса в развитии личности студента, системой влияний на него. А функции процесса обусловливаются структурой: занятий, компонентов занятий, содержанием, формой, методами, требованиями и т.п. Каждый компонент и элемент выполняет определенные функции, которые в конечном счете могут обусловливать систему процесса обучения
в целом, адекватную по своему строению, структуре целостно развитой личности студента.
6. Фундаментализация образования в вузе культуры и искусств обеспечивается системным подходом через содержание, формы и методы преподавания государственного стандарта качества как неотъемлемому комплекту в системе деятельности в вузе культуры и искусства. Обеспечивается целенаправленными действиями учитывающими целый ряд внутренних процессов. Управление этими действиями в вузе культуры и искусств осуществляется на основании преемственности и взаимосвязи разных ступеней знаний в многоуровневой системе образования.
7. Системный подход к основным видам деятельности в вузе культуры и искусств происходит на основе некой целостности, состоящей из сравнительно разнородных явлений, которая требует от субъектов и объектов способности исполнять несколько социальных ролей, уметь выполнять роль субъекта и объекта, где последний из приемника информации становится ее интерпретатором и наоборот. Своеобразную регулирующую роль в этом процессе эффективно выполняет образ (представление) желаемого результата, предвидение изменения объекта. В этом плане деятельность следует рассматривать как творчество, обусловленное активностью воображения (целой гаммой эмоций, возникающих в процессе общения).
Апробация результатов исследования осуществлена в различных формах. Основные идеи диссертации проходили апробацию в процессе участия автора в комплексном исследовании Орловского государственного института культуры и искусств: "Взаимодействие вуза и региональных социальных институтов в профессиональной подготовке личности выпускника" (1995-1998 г.г.) и публикациях автора.
Содержание и положения диссертационного исследования были изложены в выступлениях с научными докладами и сообщениями на Всесоюзных, Республиканских, межвузовских научно-теоретических, научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях в I990-1998 г.г. в Московском государственном университете (институте) культуры, в Пермском, Алтайском, Куйбышевском, Тюменском институтах культуры, Киргизском институте искусств, Орловском государственном университете на:
- всесоюзной научно-методической конференции "О преподавании курсов "Педагогика" и "Психология в вузах культуры" с
сообщением "Межпредметнне связи курсов педагогики и психологии с основными дисциплинами культурно-просветительного цикла" Барнаул, 1990;
- совещании-семинаре заведующих кафедрами физического воспитания вузов культуры и искусств страны с сообщением "Роль культурно-спортивных комплексов в гармоническом развитии личности", Орел, 1991;
- межвузовской научно-практической конференции "Проблемы духовного возрождения России" с докладом "Задачи учреждений образования и социально-культурной сферы", Орел, 1993;
- региональной научно-практической конференции "Библиотечное дело и образование: проблемы и перспективы" с докладом "Системный подход к подготовке библиотечных кадров", Орел, 1993;
- всероссийском совещании ректоров вузов культуры и искусства с докладом "Проблемы многоуровневой подготовки кадров", Москва, 1993;
- региональной межвузовской научно-теоретической конференции "0 проблемах образования в условиях рынка России" с докладом "Проблемы подготовки высококвалифипдрованных кадров сферы культуры по двухзвенной системе "Училище-вуз", Орел, 1994;
- всероссийской научно-практической конференции (4-6 октября) "Наука, культура, образование на рубеже XXI века", с докладом "Подготовка кадров в условиях формирования культурной политики", Санкт-Петербург, 1995;
- международной научной конференции "Информатизация и проблемы гуманитарного образования" с докладом "Влияние информатизации на развитие информационной культуры и систему подго товки библиотечных кадров", Краснодар, 1995;
- межрегиональной научно-практической конференции "Культура и высшая школа: проблемы и перспективы" с докладом "Мировоззрение, образование, воспитание", Орел, 1995;
- межрегиональной научно-практической конференции "Культура, образование и современное общество: состояние, проблемы, поиск" с докладом "О некоторых проблемах изучения ебщэственных наук в современной историографии", Орел, 1997;
- всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы духовной культуры и образования на рубеже нового тысячелетия" с докладом "О гуманитарной подготовке специалиста в вузе культуры и искусства", Орел, 1998;
- межвузовской научно-практической конференции,посвященной 20-летию создания кафедры управления и экономики культуры МІУКа с докладом "Системный подход к совершенствованию деятельности вузов культуры". М., МІУК; 1998.
Структура диссертации состоит из: введения, 4-х глав, заключения, списка литературы, приложениях.
В I главе "Творетические основы системного подхода к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств" представлен анализ теоретико-методологических идей и подходов в современной философии, психологии, педагогике, культурологии, социально-культурной деятельности, определяющих задачи, возможности, основные направления системного подхода в исследовании как многоаспектного явления при анализе понятия "системный подход", личности студента как основного объекта системного подхода в вузах культуры и искусств и полиоистемности образования в вузах культуры и искусств.
Во П главе "Фундаменталйзация образования как элемент системного подхода в вузах культуры и искусств", выявлены методо логические основы системного подхода к деятельности в вузах культуры и искусств, рассмотрен системный подход к образовательному стандарту и профилизации вуза культуры и искусств.
В Ш главе "Содержательно-структурные основы системного подхода к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств" раскрыты системный подход к учебно-творческим видам деятельности в институте культуры и искусств, к научной и речевой деятельности.
В ІУ главе "Системный подход к управленческой деятельности в вузах культуры и искусств", рассмотрены психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности, в вузах культуры и искусств, представлены инновационные, педагогические технологии как важнейший фактор управленческой деятельности и системный подход к менеджменту в вузах культуры и искусств.
Высшее профессиональное образование сегодня решает одновременно задачи сохранения своего потенциала и дальнейшего продвижения в намеченных направлениях, основными из которых являются:
- стабилизация социально-экономического положения вузов культуры и искусств, включая развитие механизма многоканаль-ности их финансирования;
- расширение возможностей личности в получении высшего профессионального образования;
- реструктуризация сети учреждений высшего профессионального образования с учетом складывающихся новых социально-экономических условий, в том числе спроса на специалистов со стороны рынка труда;
- развитие региональных образовательных систем в целях создания условий для повышения образовательно-профессионального уровня населения регионов страны, с учетом перспектив их
социально-экономического развития.
Современный период развития высшей школы тесно увязан с ее реструктуризацией, которая проводится в различных направлениях. Вектор реструктуризации сети образовательных учреждений направлен на интеграцию однопрофильных средних и высших профессиональных учебных заведений. Эта мера во-первых, способствует повышению качества подготовки студентов средних учебных заведений за счет использования кадрового и научно-методического потенциала вузов, во-вторых, увеличивает социальный горизонт для студентов, так как создает дополнительные возможности трудоустройства в нынешней сложной экономической ситуации. Однако, и в будущем при решении вопросов о присоединении средних профессиональных учебных заведений к высших необходимо в большой степени руководствоваться принципом "вертикальной согласованности программ профессиональной подготовки, сочетать интересы государства и конкретных педагогических коллективов.
В 1998 г. в состав высших учебных заведений в качестве структурных подразделений влилось более 30 учебных заведений среднего профессионального образования, что повысило степень взаимодействия и уровень организации учебного процесса в методическом и кадровом отношении. Интеграция позволяет в полной мере реализовать концепцию непрерывного среднего и высшего профессионального образования и эта тенденция продолжает развиваться. При этом учитываются мнения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также региональные особенности и потребность в подготовке кадров G высшим и средним профессиональным образованием, возможности молодежи получить соответствующее образование.
Интеграция высших учебных заведений при активном взаимодействии образовательных учреждений высшего и среднего профес сионального образования и организаций, создание на их базе университетов, академий или их филиалов позволяет комплексно обеспечить подготовку кадров по широкому спекту специальностей, оптимизировать структуру высших учебных заведений, интегрировать кадровый потенциал, учебно-лабораторную, материально-техническую и социальную базу.
Одним из направлений реструктуризации сети вузов в 1998 г. продолжало оставаться развитие региональных образовательных систем, которое осуществлялось по двум направлениям: поддержка создания как федеральных, так и региональных высших учебных заведений по инициативе региональных администраций, и оказание содействия в разработке и реализации региональных программ развития образования.
Ядром региональной образовательной системы становятся университетские комплексы. Как правило, университетский комплекс включает образовательные учреждения различных уровней, что позволяет осуществлять различные подходы к реализации непрерывного образования путем создания регионального учебного округа как в Тамбовском государственном университете, путем интеграции близких по профилю вузов.
Разработка и реализация региональных программ развития образования в максимальной степени позволяет учитывать мнение законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также социально-культурную и экономическую региональную специфику. Кроме того, предварительная глубокая проработка содержательных аспектов совместной деятельности образовательных учреждений, последовательное решение задач интеграции позволяет избежать волевых решений, присущих структурно-организационным подходам.
Многолетнее исследование, проведенное по созданию, функ ционированию и определению эффективности системы профессиональной подготовки показало, что разрешить многие проблемы возможно на основе научного обеспечения целостного процесса развития и становления личности профессионала в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования.
Разрешение имеющихся проблем заключается в методологическом и теоретическом осмыслении возникших педагогических проблем, раскрывающих сущность двойственной природы профессионального образования как отражение микроэкономики страны и как сложной образовательной системы, фундамент которой составляют законы педагогики (С.Я.Батышев), а в современных условиях и законы рынка труда. С одной стороны, необходимо освоить и преумножить национальное богатство, выраженное в его предметно-вещественной форме, а с другой - обеспечить развитие личности как носителя общественного знания, обогатить субъективно-личностный мир. Основная задача - сформировать социально-нравственную личность, выявить ее способности, потенциальные возможности для включения в профессиональную традиционную и инновационную деятельность, выполнить социальный заказ на развитие творческой, культурной личности. Поэтому активизировались исследования, раскрывающие сущность, структуру и функции системного подхода к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств.Эти вопросы изучаются философами, социологами, психологами, педагогами, культуролога и представителями личности студента и педагога других наук.
В прогностическом плане важно исследовать, какие прогрессивные процессы будут сопровождаться утверждением и возвышением личности студента и педагога, дальнейшим развитием их интеллекта. В современных социально-экономических условиях, когда новые, совершенные отношения способны сделать их частью сложной
системы вуза культуры я искусств.
Одна из ключевых задач вуза культуры и искусств связана с коренным совершенствованием качества обучения. Экстенсивный путь развития образовательных структур сегодня полностью не исчерпывает себя. Новая парадигма дальнейшего развития - интенсификация процесса обучения и воспитания, внедрение таких средств а методов учебно-воспитательной деятельности, которые обеспечили бы максимальное использование творческих потенций студентов, стимулировали развитие способностей и дарований. Основой обеспечения этой задачи сегодня выступает Государственный образовательный стандарт, который целенаправляет и дисциплинирует учебно-воспитательный процесс, гарантируя на каждом этапе обучения достижение определенных результатов в усвоении естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических знаний.
В основе системы обучения в вузах культуры и искусств лежит уровень образованности, обеспечивающий создание прочного фундамента общеобразовательной подготовки. Такой фундамент может быть обеспечен созданием базисной инвариантной программы, формирующей объем знаний, умений и навыков, получаемых в ходе общеобразовательной подготовки, независимо от характера будущей профессии, соответствующей единому уровню высшего образования, т.е. обеспечивающей переход на стандарт образования.
Реализация специального, творческого обучения в вузах культуры и искусств предполагает, что базисная программа определяет полностью стиль и характер изучения предмета, интенсивность его прохождения, межпредметные и профессиональные связи.
Все эти вопросы могут решаться по-разному, в зависимости от профиля специальности, но в их основе лежит та или иная деятельность.
Выдающийся отечественный ученый А.Н.Леонтьев подчеркнул, -"деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превраще-Е Я, свое развитие". Такое определение деятельности ставит целый ряд проблем в вузах культуры при подготовке специалистов высшвй квалификации.
С философской точки зрения понятие "деятельность" рассматривается специфически - человеческий способ отношения к миру. Философы представляют деятельность как процесс, в ходе которого личность осваивает и творчески преобразует окружающую среду и природу. В этом процессе личность выступает как субъект, а все содеянное - объект деятельности. В процессе трудовой деятельности люди, осваивая законы исторического развития воспроизводят и себя иными по сравнению с тем, какими они вошли в этот процесс.
С психологической точки зрения понятие деятельности можно выразить следующей формулой, хотя она и не охватывает всей совокупности нюансов. Любая деятельность это прежде всего: цель -задача - условия, в которых она протекает - средства, способы, достижения - мотив - результата деятельности.
В педагогической науке деятельность рассматривается как совокупность бесчисленного количества различных действий.функционирование которые дает результативное решение поставленных воспитательных задач. Структура деятельности выражается во внутренних отношениях - цель, задач, условий, средств, мотива.