Содержание к диссертации
Введение
Глава I. «Методологические основы развития творческого потенциала у студентов вузов культуры и искусств» 34
1. Понятие «развитие творческого потенциала у студентов вузов культуры и искусств» 34
2. Историко-педагогическая детерминированность развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств 72
3. Аксиологический подход как научная концепция исследования 100
Глава II. Теоретические основы развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально- культурной деятельности 130
1. Парадигмальные взгляды на развитие творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности 130
2. Концептуальные взгляды на развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности 162
3. Влияние межпредметных связей на процесс развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности 189
Глава III. Аксиологический подход к проектированию процесса развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств 221
1. Аксиологический подход к моделированию учебного процесса по развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств 221
2. Аксиологический подход к проектированию развития творческого потенциала личности студента в процессе преподавания дисциплин специального цикла 254
3. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств в процессе прохождения всех видов практики в учреждениях культуры 285
Глава IV. Аксиологический подход к целостному технологическому процессу развития творческого потенциала у студентов в вузах культуры и искусств и учреждениях культуры 311
1. Теория корпоративной педагогики взаимодействия вузов культуры и искусств и учреждений культуры в развитии творческого потенциала студентов 311
2. Взаимодействие вузов культуры и искусств и учреждений культуры как целостный технологический процесс развития творческого потенциала студентов 335
3. Ценностные ориентации - интегративное звено системы развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств 357
Заключение 382
Список литературы 400
Приложения
- Понятие «развитие творческого потенциала у студентов вузов культуры и искусств»
- Парадигмальные взгляды на развитие творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности
- Аксиологический подход к моделированию учебного процесса по развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств
- Теория корпоративной педагогики взаимодействия вузов культуры и искусств и учреждений культуры в развитии творческого потенциала студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. Стратегической задачей современного этапа общественного развития становятся коренные изменения в развитии вузовского образования. Российская система образования интенсивно обогащается европейским опытом, к которому отечественная научно-педагогическая общественность относится неоднозначно, а предстоящие реформы в связи с вступлением России в Болонский процесс ставят перед вузами дополнительно множество проблем. Одной из особенно актуальных для деятельности вузов культуры и искусств становится разработка теоретико-методологических и технологических проблем развития творческого потенциала у будущих специалистов социально-культурной деятельности в условиях интеграции в мировое общеобразовательное пространство. Учитывая богатый опыт высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства и современные тенденции в подготовке специалистов социально-культурной деятельности в контексте Болонского процесса, педагогическая наука большое внимание уделяет разработке основных подсистем творческого развития будущего специалиста: теоретико-методологической, педагогической, организационной, технологической.
Анализ темы исследования показывает, что наиболее востребованным и конкурентоспособным специалистом является специалист социально-культурной деятельности.
В рыночных отношениях изменилось предназначение специалиста социально-культурной деятельности как производителя культурных ценностей, творца новых форм общественной жизни. Особую социальную значимость приобретает его внутренний мир, многообразие и многоаспектность его проявлений, становление и развитие творческого потенциала.
Именно эти изменения, основанные на новых информационных технологиях, диверсификации и усложнения педагогической деятельности в
5 вузах культуры и искусств, требуют значительного повышения качества и
эффективности учебно-творческого процесса в подготовке будущих
специалистов социально-культурной деятельности.
В условиях интенсивно ведущихся в образовании преобразований возрастает потребность студента вуза культуры в определении наиболее перспективной профессиональной стратегии, опирающейся на реальные возможности преобразующего развития, ценностно-смысловая направленность которого определяется стремлением к реализации гуманистических принципов средствами социально-культурной деятельности.
Поэтому представляется актуальным выяснить, каков творческий потенциал студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности, какова его составляющая. Творчество относится не к врожденным способностям, а к повседневному способу действия потребностно-мотивационной сферы личности, в основе которой заложен приоритет ценностных ориентации, способность к саморазвитию, самоактуализации, эмпатии, рефлексии, конструктивности, оригинального, творческого подхода к решению профессиональных проблем будущих специалистов социально-культурной деятельности.
Проведенный анализ показывает, что студент постоянно находится в ситуации мировоззренческого выбора, оценки событий, фактов, поступков, формируя тем самым совокупность отношения к миру, обществу, окружающим людям и самому себе, поэтому моделирование образовательного процесса на основе методологии аксиологии означает соединение всех аспектов его существования в социально-культурном мире.
Аксиологический подход в данном контексте выступает и как метод, с помощью которого обеспечивается трансляция ценностей культуры и развитие аксиологического «Я» как системы ценностных ориентации, которая содержит
и когнитивные, и эмоционально-чувственные, нравственно-волевые компоненты, составляющие творческий потенциал личности студента.
Ценностные ориентации удовлетворяют потребности личности студента - будущего специалиста социально-культурной деятельности в русле гуманистической позиции в период перехода к новому историко-культурному состоянию общества, изменяя структурную композицию внутреннего мира, что актуализирует необходимость глубокого теоретического и методологического изучения данной проблемы.
Все вышесказанное определило научную проблему исследования, которая вытекает из противоречия между требованиями глобализирующегося мира к специалистам, способным творчески осуществлять социально-культурную деятельность не только на региональном, но и на международном уровне, и недостаточным теоретическим и технологическим обеспечением процесса педагогического воздействия на развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения как субъективно-объективной ценности.
Решение этой научной проблемы требует новых организационно-педагогических условий развития творческого потенциала студентов будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств, перехода к новым модификациям содержания образовательного процесса, с использованием возможностей отечественной дидактики, новых идей, основных тенденций перехода на иновационную систему организации образования как исследовательски-позитивную, обусловленную ценностными ориентациями личности.
Эффективное решение данного вопроса вызывает необходимость в креативных педагогических способах ускоренного развития творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности, способных интегрировать во взаимосвязанную и
7 взаимодействующую систему деятельности ее конкретные виды, в разной мере
определяющих интенсивность развития творческого потенциала студентов.
Анализ деятельности вузов культуры и искусств в подготовке
специалистов социально-культурной деятельности позволил выявить ряд
противоречий между:
острой потребностью современного общества в повышении творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности и несоответствием теоретико-методологического обоснования учебно-воспитательного процесса;
необходимостью использования обществом развивающегося потенциала системы гуманитарного образования и ведомственной разобщенностью, с одной стороны, а также недооценкой значения неразработанностью критериев раскрытия творческого потенциала в вузах культуры и искусств, с другой;
- существующим традиционно сложившимся подходом к определению
содержания, форм и методов обучения и объективными потребностями
качественного преобразования процесса обучения в связи с вхождением в
Европейское образовательное пространство;
объективным социально-культурным заказом общества на формирование профессионального мастерства и качеств будущего специалиста, его ценностного отношения к развитию общества, социума, коллектива, собственной личности, творческого мышления и технологической направленностью социально-культурного аспекта образовательного пространства вуза.
Выявленные противоречия позволили сделать вывод о сложности, актуальности и практической значимости темы нашего исследования: развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств, будущих специалистов социально-культурной деятельности.
8 Анализ научной литературы и специальных исследований показал, что
научный подход к развитию творческого потенциала студентов, будущих
специалистов социально-культурной деятельности в процессе вузовской
подготовки как специальное направление учебно-творческого процесса
специально не рассматривалось. Это самостоятельная проблема, имеющая
государственное значение, поскольку является сердцевиной профессионального
мастерства будущих специалистов социально-культурной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В настоящем диссертационном исследовании изучен и обобщен опыт изучения проблемы развития творческого потенциала отечественными и зарубежными учеными.
Особый интерес представляют труды ученых, внесших существенный вклад в решение проблем, связанных с особенностями психики человека, с чувственными формами освоения действительности, с развитием познавательных способностей, интеллекта, затрагивавших теоретические и прикладные проблемы психологии творчества, таких, как: Б.Г.Ананьев, Т.В. Антропова, Е.Ю. Артемьева, А.Г. Асмолов, В.А.Барабанщиков, Д.Б. Богоявленская, А.А. Бодал ев, Л.С.Выготский, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, В.М. Козубовский, Б.Б. Коссов, П.Ф. Каптерев, А.В. Карпова, В.П. Красникова, В.Г.Крысько, B.C. Кузин, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, С.А. Рязанова, Э.Е. Старобинский, Б.М. Теплов, Д.М. Узнадзе, 3. Фрейд, В.Д. Щадриков, В.П. Эфроимсон и др.
Проблема развития творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности рассматривается представителями различных наук - философами, педагогами, психологами, культурологами. Значительные труды, оказавшие большое влияние на наше исследование, связаны с историческими аспектами развития творческого потенциала, вопросами философии творчества и искусства, человека как творца
и субъекта исторического действия (А.Г. Асмолов, Н.А. Бердяев, Л.П. Буева,
B.C. Библер, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Л.П. Печко, П.А. Флоренский и др.).
Сложность и многогранность исследуемой научной проблемы обусловили обращение к фундаментальным, теоретическим и прикладным научным разработкам в области истории педагогики, дидактики и теории воспитания, общей и социальной психологии, социологии. Среди них работы Г.С. Абрамовой, И.С.Зимней, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Л.И. Михайловой, А.В.Петровского, Л.Д. Столяренко, А.И. Щербакова и др.
В своих трудах известные зарубежные философы, педагоги и психологи — Э. Берн, Г. Блюм, Д. Карнеги, Б. Спок, Р. Берне, Д.Болдерстон, Г.В.Ф. Гегель, В. Голдшмидт, Э. Кант, Дж. Келли, А.Маслоу, Ф. Ницше, С. Паркер, Ф. Персинвел, X. Эллингтон, Д.Раунтри, Н. Сэнфорд, X. Такур, А. Уайтхед, В. Фромм, С. Френе - рассматривают вопросы образованности, воспитания и образования, деятельности и проблем выбора оптимальных технологий для развития творческого потенциала в различных условиях, включая семью и другие виды сообществ, теории личности.
Большую помощь в определении творчества как фактора развития личности нам оказали работы отечественных и зарубежных исследователей: Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, В.В. Давыдова, A.M. Матюшкина, Я.А.Пономарева, Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй и др.
Определению путей развития и диагностики творчества способствовали идеи, представленные в работах Дж. Гилфорда, П. Торренса, Н.Ф. Вишняковой, Е.Л. Яковлевой и др.
Особый интерес для нашего исследования представили работы классиков психологии и педагогики Б.Г. Ананьева, П.П.Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, СТ. Шацкого, посвященные изучению творческой активности личности.
В аспекте развития творческого потенциала личности нас заинтересовали
исследования В.Н. Дружинина, СО. Грузенберга, С.А. Изюмовой, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, Я.А.Пономарева и др.
В рассмотрении вопросов развития личности в коллективе основополагающими для нашего исследования явились труды отечественных педагогов - И.П. Иванова, М.Г. Казакина, Т.Е.Конниковой, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, К.Д. Радина, разработавших на основании теории и методики организации коллектива, его роли в воспитании личности, педагогического руководства им.
Исследования, посвященные выявлению природообразующих составляющих творчества и его развития, отражены в трудах: Л.К. Веретенниковой, А.Н.Воронина, Н.И. Дергача, О.И. Евдокимова, Е.А. Красновой, Н.В.Кузьмина, В.А. Лисовской, И.О. Мартынюк, А.М.Матюшкина, М.Н. Морозова, В.А. Сластенина, Т.А. Саламатовой, X. Трика, И.Г.Трифоновой, П.С. Подымовой, Б.Г. Урмурзиной.
Проблемы психологии художественного творчества, развитие творческих способностей освещали в своих исследованиях: Р.Н.Арнхейм, Е.Я. Басин, СО. Гризенберг, В.В. Дранков, В.П.Зинченко, В.А. Кан-Калик, П.Ф. Кравчук, О.А. Кривцун, А.Н.Лук, В.А. Левин, М.Н. Морозов, Я. А. Пономарев, Н.М.Сокольников, Б.М.Теплов, Я.Д. Телегина, Г.Д. Чистяков, Д.И.Фельдштейн и др.
Изучению природы эстетического воспитания и вопросов его формирования, применению комплекса искусств в процессе обучения посвящены труды: А.И. Бурова, Е.Я. Басина, А.Г.Виноградова, О.И.Ворожейкиной, Л.А. Воловича, Е.Р.Ильиной, Н.И. Лихачева, СХ.Раппапорта, СВ. Образцова, О.Н. Органовой, М.Ф. Овсянникова, В.Н. Самохина, К.Г. Юнга, П.М. Якобсона и др.
Сложноструктурированная система социально-культурной предметной деятельности, изначально задающая ценностные ориентации, формирующая ценностное отношение студента к системе человеческих ценностей, раскрыта в трудах М.Н.Афасижева, Ю.К. Бабанского, В.А. Квартальной, И.Я.Лернера, В.П. Орлова, Б.Ф. Сафонова, Л. Савенко, Ю.У. Фохт-Бабушкина, P.M. Чумичева, В.И. Шинкарук и др.
Концептуальный аксиологический подход к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств заложили П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Занков, В.П. Зинченко, А.Н.Леонов, В. Оконь, А А. Пелипенко, В.А. Ремизов, Л.Б. Рылова, Д.Б. Элысонин и др.
Исследования профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности художественно-творческих аспектов образования в вузах культуры и искусств нашли отражение в трудах Н.К. Баклановой, А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, В.В. Корешкова, Е.Л.Кудриной, СМ. Оленева, Н.А. Паршикова, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Е.В. Утина, Т.В.Христидис, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.
Интересны исследования проблем интеграции образования в подготовке специалистов социально-культурной деятельности казахстанскими учеными: К.Б. Байдалиевым, М.Х. Балтабаевым, С.Бейсимбаевым, К.Е. Ералиным, М.Е. Ержановым, Л.В. Котенко, А.К. Ниязовым, А.Х. Маргуланом и др.
Эти исследования представляют собой методологический и общетеоретический фундамент проблемы развития творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности.
Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что данная проблема исследования с учетом всех выявленных противоречий представляет новое направление в педагогической области знания в связи с отсутствием теории и технологии педагогического воздействия,
12 обеспечивающих эффективность процесса развития творческого потенциала
студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности на
основе аксиологического подхода.
Объект исследования - развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств.
Предмет исследования - процесс развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе аксиологического подхода.
Цель исследования - разработать методологию и теорию развития творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе аксиологического подхода, осуществить социально-культурное проектирование нового педагогического направления, имеющего важное значение для адаптации российского образования к европейскому стандарту и измерению.
Цель определила задачи исследования:
- определить понятийный аппарат исследования;
рассмотреть историко-педагогическую детерминированность развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств;
раскрыть аксиологический подход к пониманию сущности развития творческого потенциала личности студента - будущего специалиста социально-культурной деятельности как научную концепцию;
выявить закономерности, принципы и структуру развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности;
обосновать дидактическую концепцию развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе системы ценностей и убеждений, разделяемых субъектом и объектом, которые определяют поведение последнего и характер деятельности;
- сконструировать специальные педагогические ситуации создающие
условия для развития творческого потенциала студентов на основе системы духовных, общечеловеческих и отечественных ценностей;
определить комплекс психолого-педагогических условий, оказывающих наиболее эффективное воздействие на процесс развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности, побуждающих духовную энергию человеческих ресурсов, формирования ценностных ориентации;
разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогической модели развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе аксиологического подхода;
экспериментально выявить эффективность авторских технологий и передовых методик преподавания по развитию творческого потенциала как субъективно-объективной ценности в условиях учебно-воспитательного процесса в вузах и учреждениях культуры и искусств;
выделить значение межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе на основе аксиологического подхода в вузах и учреждениях культуры и искусств;
- обосновать эффективность взаимодействия учебно-воспитательного
процесса и деятельности учреждений культуры и искусств по развитию
творческого потенциала студентов на основе аксиологического подхода.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития творческого потенциала у студентов вузов культуры и искусств -будущих специалистов социально-культурной деятельности будет оптимальным, если:
- рассматривать его в контексте аксиологического подхода, как
интегративный феномен, позволяющий осуществить разработку
14 педагогического процесса, направленного на развитие творческого потенциала
студента - будущего специалиста социально-культурной деятельности, который
носит многоуровневый характер и реализуется в предметно-объективных
отношениях;
- будет систематизирована сущностная характеристика структуры
процесса развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов
социально-культурной деятельности;
- раскрыта совокупность педагогических технологий как организационно-
педагогических условий развития творческого потенциала студентов - будущих
специалистов социально-культурной деятельности;
- разработана педагогическая модель аксиологического (ценностно-
ориентированного) обеспечения развития творческого потенциала студентов -
будущих специалистов социально-культурной деятельности;
- сформулировано адекватное отношение педагогов к современным и
традиционным основам высшего образования, лежащим в основе процесса
развития творческого потенциала, требующее постоянного
самосовершенствования профессионального уровня, овладения средствами и
приемами самообразования в течение всей жизни.
Методологическую основу исследования составили:
- основные положения диалектико-материалистической философии о
теории познания, о ведущей роли деятельности в развитии личности, о
диалектическом единстве теории и практики;
общенаучные принципы об аксиологическом подходе как общенаучном принципе изучения педагогических явлений и управлению педагогическим процессом;
философские взгляды мыслителей на природу творчества (Платон, Н.А. Бердяев, Гегель, И. Кант, К. Юнг, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг);
- гуманистические философские и психологические учения и идеи о
ценности личности (А. Маслоу, К. Роджерс);
- аксиологический подход в образовании (Ю.К. Бабанский, Е.В.
Бондаревская, Б.С. Гершунский, М.С. Каган, П.И. Пидкасистый, В.А.
Сластенин, Е.В. Ткаченко, Н.Е. Щуркова и др.;
- формирование ценностных ориентации личности в образовательном
процессе (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельштейн),
обеспечивающий педагогическое сопровождение творческого развития
личности.
Положения философии, эстетики, искусствоведения творчества как системы в специфической форме передачи мировоззренческих ценностей через художественно-образное воздействие (Б.В. Асафьев, А. Банфи, М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, Г.П. Выжлецов, 3. Денеш, Л.А. Закс, В.И. Иванов, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В.В. Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.).
Методы исследования
Теоретические методы включали: широкое изучение и анализ специальной философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования; анализ учебно-методической документации, общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования.
Общелогические методы (моделирование, сравнение). Изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, концептуализация образовательной практики. Применение методологических установок, определенных информационной парадигмой, теорией самоорганизации. Эмпирические методы: наблюдение и анализ практической деятельности педагогов и студентов в рамках социально-педагогического эксперимента, опытно-экспериментальная работа по разработанной программе развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов
социально-культурной деятельности, праксиометрические методы,
обсервационные методы, психодиагностические (тесты интеллекта, креативности, проективные, личностные, социометрия, анкетирование, беседа, опрос). Методы статистической обработки данных, диагностика развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе матричного анализа промежуточного и итогового срезов по полученным результатам, метод отсроченного контроля.
Базами исследования служили учреждения культуры, школы искусств, вузы и колледжи г.Краснодара и Краснодарского края (Кущевский, Тимашевский, Кореновский, Горяче-Ключевский, Анапский районы); Московской области (Волоколамский, Коломенский, Чеховский и Ступинский районы); Самары, Рязани, ближнего зарубежья: Казахстана (гг. Шымкента, Алма-Аты, Туркестана, Актюбинска, Уральска, Караганды), Украины (гг. Переяславль-Хмельницкий, Винницы). Исследованием было охвачено на разных его этапах свыше 1500 студентов, свыше 80 преподавателей (работа выполнена при непосредственном участии студентов и преподавателей педагогики, психологии, социально-культурной деятельности, культурно-досуговой деятельности, дизайна, рекламы, маркетинга, музыки, живописи и др.), свыше 120 работников культуры, 70 школьников, 40 выпускников Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Московского государственного университета культуры и искусств.
Теоретической базой исследования явились следующие концептуальные положения: о деятельности и общении как ведущих факторах развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); о творчестве как механизме развития (А.Г.Асмолов, СИ. Гессен, О.М. Мотков, Т.А. Шумилин, В.А.Ясвин и др.); об образовательной среде как комплексе условий организации жизнедеятельности и развития личности (А.Г.Асмолов, Щ.А. Амонашвили,
17 Ю.К. Бабанский, В.И.Гинецинский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.И. Щукина,
И.С.Якиманская и др.); об инновационных технологиях обучения как факторе
оптимизации образовательного процесса (В.П.Беспалько, Л.И. Божович, И.А.
Зимняя, А.Г. Казакова, Г.К.Селевко и др.), о личностно-ориентированной
педагогике (М.А.Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С.Якиманская);
о инновационной педагогике (К. Ангеловски, Л.К. Веретенникова, В.М.
Никитин, В.А. Сластенин); о развитии творческих способностей в процессе
изучения различных учебных дисциплин (А.Д. Алехин, Г.В. Беда, B.C. Кузин,
Н.Н. Ростовцев и др.); об организации художественной деятельности личности
и теории творчества (М.С. Каган, В.В. Корешкова, Э.И. Сокольникова,
Т.Я.Шпикалова, П.М. Якобсон).
Этапы исследования.
Первый этап - поисково-теоретический (2000-2003 гг.). В этот период выявлялся основной круг проблем по исследуемой теме. Уточнялась степень разработанности исследуемой проблемы в практике профессионального педагогического образования. Разрабатывалась теоретическая концепция исследования, цели, задачи. Определялись, верифицировались и систематизировались социально-педагогические проблемы и противоречия, оказывающие непосредственное воздействие на процесс формирования ценностных ориентации студентов.
На втором этапе (2003-2008 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, основной замысел который состоял в том, чтобы создать новую педагогическую модель развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности, опирающихся на новую структуру содержания общеобразовательных и специальных дисциплин. Проектируемая педагогическая модель состоит из трех основных компонентов: овладение знаниями, умениями и навыками. Как показало исследование для раскрытия творческого потенциала студентов,
18 модель необходимо дополнить мобилизацией мотивов личности, воздействием
на отношение к действительности, созданием целенаправленных психических
состояний, учет противоречий в процессе формирования креативности
личности, структуры и этапов формирования учебного коллектива.
На этом этапе была осуществлена практическая реализация разработанной
педагогической модели по развитию творческого потенциала студентов -
будущих специалистов социально-культурной деятельности. Особое внимание
было уделено разработке оценочных критериев уровня развития творческого
потенциала у студентов контрольных и экспериментальных групп; уточнены
требования к выполнению экспериментальных учебных заданий по предметам
избранных для исследования специализаций. Формирующий эксперимент
проходил на кафедрах социально-культурной и культурно-досуговой
деятельности Московского государственного университета культуры и
искусств; социально-культурной деятельности Краснодарского
государственного университета культуры и искусств.
Состав участников эксперимента в Московском государственном университете культуры и искусств: факультет социально-культурной деятельности - студенты 1-5 курсов дневного отделения, квалификация -постановщик культурно-досуговых программ - 310 студентов; технолог социально-культурной деятельности - 37 студентов; аниматор социально-культурной деятельности - 33 студента.
В Краснодарском государственном университете культуры и искусств: менеджер социально-культурной деятельности - 72 студента; социально-культурная анимация - 38 студентов; технолог социально-культурной деятельности - 31 студент; дизайн информационных продуктов и услуг - 42 студента; маркетинг - 28 студентов; реклама - 43 студента.
В Западно-Казахстанском государственном институте культуры и искусств им. Даулеткерея - 240 человек, студенты дневного и заочного
отделения, с первого по пятый курсы были разделены на две группы по 70
человек - экспериментальную и контрольную.
Всего исследованием было охвачено 1178 человек, из них 874 студента, 84 педагога и 220 выпускников, работающих в учреждениях культуры.
Результаты проведенной экспериментальной работы зафиксированы в монографиях, в программах учебных и специальных курсов, курсов по выборам.
В ходе эксперимента была определена научная концепция исследования развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности, которая основывается на диалектической интеграции научных концепций: аксиологического подхода к развитию личности студента и научной концепции профессора А.Д.Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в вузах и учреждениях культуры.
При разработке научной концепции автор опиралась и на исследование Н.А. Паршикова о системном подходе к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств, ориентированном на концептуальное и технологическое освоение студентами профессионального мастерства. В исследовании аксиологический подход несет методологическую основу, а научная концепция А.Д. Жаркова - технологическую.
Все научные концепции по своей сущности ориентированы на идеалы, общечеловеческие ценности, имеющие общие цели, детерминируемые объективными и субъективными факторами и педагогическими условиями развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности.
В процессе экспериментального обучения были реализованы воспитательные и дидактические задачи, направленные на выработку способности к напряженности энергетического поля, рождающегося в противостоянии субъекта социально-культурной деятельности другим
20 ценностям, идеалам, нормам в зависимости от степени их значимости,
субъективно воспринимаемой ценности.'
Третий этап (2008-2009 гг.) - заключительный, где была завершена исследовательская работа в виде анализа и обобщения результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы исследования, сделаны научно-методические рекомендации, подведены итоги. Анализ модели специалиста социально-культурной деятельности показывает, что он является субъектом сложнейшего феномена, в рамках которого, с одной стороны, создает культурные ценности, которые определяют смысл существования социума, а с другой, придает ему содержательную определенность, ибо социальность придает культуре неповторимость в пространстве социума.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем решена крупная научная задача - впервые выявлен творческий потенциал студентов -будущих специалистов социально-культурной деятельности, ориентированных на гуманистический тип личности, постигающей культуру и творящей ее в меру своих способностей, наклонностей, дарований и прежде всего осознанных духовных интересов.
Выявлена системообразующая целостность развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности, которая обеспечивается наличием базовых ценностей, сохраняющих аксиологическую целостность учебно-воспитательного процесса и практическую значимость деятельности учреждений культуры как системного образования.
По-новому рассматриваются компоненты развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности, как сложное и многогранное сочетание личностных качеств, общей культуры, специальных знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять информационно-просветительную, художественно-
21 публицистическую и культурно-развлекательную деятельность со всеми
категориями населения.
Разработана педагогическая модель, структурирующая процесс развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности как его профессиональной деятельности, когда он становится активным носителем социальных и культурных ценностей, выработанных человечеством в ходе всего исторического развития.
Научная новизна состоит в разработке технологии ценностно-ориентированного подхода к развитию творческого потенциала студентов -будущих специалистов социально-культурной деятельности, сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культурно-художественной, исторической, духовно-нравственной деятельности.
Впервые интегрированы научные концепции, которые диалектически дополняют друг друга, что позволяет обеспечить развитие творческого потенциала у студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности, где центральное место в современной парадигме отводится изучению взаимопреобразующих процессов, механизмов и социально-культурного взаимодействия с его жизненной средой.
Дано определение понятия «развитие творческого потенциала студентов -будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе аксиологического подхода» как метода эффективного освоения научных знаний и духовного опыта студентами мотивационно-потребностного развития творческого потенциала, освоение высших гуманистических ценностей культуры, активизации самостоятельной творческой деятельности.
Доказано, что ведущей тенденцией развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности является интеграции ее составляющих: информационно-просветительной,
22 художественно-публицистической и культурно-развлекательной, поэтапное
формирование творческой индивидуальности в совместно-разделенной
деятельности, в процессах общения и взаимодействия, с индивидуальной
ответственностью за коллективное дело. Единицей такой деятельности
выступает социально-культурная программа как совокупность социально
обусловленных и культурно-нормированных действий, имеющих как
предметную, так и аксиологическую составляющие.
Выявлены организационно-педагогические условия реализации педагогической модели развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе аксиологического подхода: гуманистическая направленность содержания образования; адекватность образования идеалам, идеям, ценностным ориентациям общества; создание в вузе единого психолого-педагогического пространства обеспечивающего развитие творческого потенциала студентов, что позволяет выстраивать коммуникативно-конструктивные процедуры, адекватные разнообразным ситуациям, складывающимся в рамках гибкого сочетания традиционных и инновационных методов обучения с учетом индивидуальных особенностей личности студента, способного стратегически мыслить, альтернативно решать и инновационно действовать в новых социально-экономических условиях.
Разработаны критерии развития творческого потенциала студентов -будущих специалистов социально-культурной деятельности: устойчивость ценностно-ориентированной системы взглядов, нравственная зрелость, гуманистическая атмосфера образования, обогащение и расширенное воспроизводство культуры, общая культура, а также механизмы развития творческого потенциала: эстетическое восприятие, воображение, фантазия, интуиция, антиципация, ассоциативные связи, эмоциональное чувство, идентификация.
23 Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: разработан
понятийно-терминологический аппарат аксиологического подхода к развитию творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности, раскрыты понятия «талант», «творческая личность», «творческая деятельность», «творческий педагог», «педагогическое творчество», «творческий климат», «творческий тренинг», «творческий энтузиазм», «фазы творческого процесса», «творческое мышление специалиста», «творческое отношение к труду», «творческое усвоение», «типы творческой деятельности», «мотивация творчества», «природа творчества», «творческие способности», «уровни творчества», «творческая активность».
Теоретически обоснована гуманистическая педагогическая модель развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности и её трансформации в профессиональную деятельность, которая характеризуется установлением потенциальных возможностей и внутренних ресурсов личности студента, основанных на аксиологическом подходе интенсификации творческого начала студентов, их полноценной самореализации в учебной и профессиональной деятельности.
Обоснованы теоретико-методические положения развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе аксиологического подхода, обеспечивающего освоение общечеловеческих и отечественных гуманистических ценностей, через формирование потребности расширения круга ценностных ориентации в современной системе ценностей, для которой характерна динамика к изменению состава компонентов (ценности, нормы, правила, традиции, обычаи, ритуалы, архитипы), а формы творчества бесконечно разнообразны.
Создана педагогическая концепция развития творческого потенциала на основе аксиологического подхода, основывающаяся на обращении к онтологическим основаниям творчества, что позволяет реализовать идею
24 трансформации социально значимых ценностей в личностные через их
предметное воплощение в социально-культурной деятельности. Обосновано
понятие «аксиологические основания искусств», определены принципы
педагогической организации художественной среды, введен и обоснован метод
аксиологического освоения гуманистических ценностей в полихудожественной
деятельности, обеспечивающий практическое освоение специалистами типа
поведения в социуме, разработана и апробирована система формирования у
студентов ценностных ориентации в процессе развития творческого
потенциала, в рамках которого представлен алгоритм воспитательного
воздействия и педагогический мониторинг.
В структуре образовательного процесса студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности выделены следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный, включающий педагогические ситуации и задания, стимулирующие студентов на развитие и саморазвитие творческого потенциала; когнитивный (задания на приобретение необходимой теоретической и практической базы для развития творческого потенциала студентов); креативный (активное использование инновационных педагогических технологий, методов развития творческого потенциала); коммуникативный (задания, направленные на развитие профессиональной компетентности).
В исследовании установлено, что среди мировоззренческих и коммуникативных проявлений развития творческого потенциала студентов для профессиональной деятельности в качестве специалистов наиболее существенны: стремление к созданию творчески наполненной педагогической среды, готовность к совместному продуктивному творчеству, способность к диалогическому общению в процессе социокультурной деятельности, ориентация на толерантность коллективного действия, быстрота включения в творческий процесс. Способность видеть противоречия и проблемы в
25 окружающем мире, выдвигать оригинальные решения учебных задач, осознать
ценность творчества в будущей профессиональной деятельности, значение
внимания, памяти, воображения, фантазии, ценность творческой деятельности,
направленность на творчество, способность к коллективной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что развитие творческого потенциала студентов в деятельности вузов культуры и искусств может осуществляться через реализацию разработанной педагогической модели посредством развивающих тренингов с опорой на принцип интеграции изучения общенаучных и специальных дисциплин в сочетании с основами педагогики творчества и активным профессиональным общением, обучением приемам саморегуляции, выработкой индивидуального стиля. Обосновано содержание и формы проведения занятий; описаны традиционные и инновационные методы развития творческой деятельности студентов, создания эстетически развивающей среды, диалогического пространства для продуктивного общения в социуме и учреждениях культуры. Раскрыто значение использования методов развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах и учреждениях культуры на основе психотерапевтических, адаптационных и реабилитационных возможностей художественной деятельности.
Результаты исследования внедрены в практику работы Краснодарского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ), Художественно-промышленной академии КГУКИ; Кубанского института Международного предпринимательства и менеджмента, Уральского музыкального колледжа им. Курмангазы (Западный Казахстан), Института тестовых технологий и общего дополнительного образования КубГУ, подразделения «Педагог», Майкопского государственного технологического университета.
Рекомендации исследования используются в практической работе: департамента культуры администрации Краснодарского края; Краснодарской
26 краевой станции юных туристов; городских еженедельных газет: «Ва-Банкъ»,
«Сделка в Краснодаре», в деятельности отдела рекламы и отдела продаж; ДК «Первомайском» Кущевского района; Западно-Казахстанском областном центре детско-юношеского туризма и экологии; Федерации спортивного туризма Кубани; Краснодарском отделении Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.
Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке студентов факультетов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств и в учреждениях культуры и искусств страны.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с аксиологическим подходом к решению проблемы, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области дидактики, оптимизации учебно-творческого и воспитательного процесса в вузах культуры и искусств, проведением сравнительного анализа в процессе социально-педагогического эксперимента и неоднократно апробированных в ходе исследования результатов, сопоставлением данных, полученных в учреждениях культуры и искусств идентичного профиля, а также актами о внедрении результатов диссертационного исследования в вузах и учреждениях культуры и искусств. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям:
- в ходе экспериментальной работы в нескольких вузах: Международном казахско-турецком университете им. Ясави, Южно-Казахстанском гуманитарном университете им. М.Ауэзова, в институте искусств им. Даулеткерея Западно-Казахстанского Государственного университета, Уральском музыкальном колледже им. Курмангазы, Северском колледже культуры Краснодарского края, Краснодарском государственном университете
27 культуры и искусств (КГУКИ), Художественно-промышленной академии
Казанского государственного университета культуры и искусств и Московского государственного университета культуры и искусств;
- в 2000-2008гг. на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, «круглых столах»: в гг. Уральске (2000, 2001), Москве (2003, 2004, 2006, 2007), Белгороде (2005), Днепропетровске (Украина-Чехия) (2005), Краснодаре (2006, 2007, 2008), Сочи (2006), Переяславль - Хмельницком (2008), Алма-Ате (Юж.-Казахстан, 2008); конференции грантодержателей РГНФ и администрации Краснодарского края п. Агой (2007); «круглых столах» МГУКИ (2004), педагогических чтениях КГУКИ (2006, 2008); из которых мелсдународные: «Актуальные проблемы экономики Казахстана, АПК и социальная сфера в условиях рынка», Уральск, 2000; «Роль образования в реализации программ ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия народов мира», Москва, 2003; «Совершенствование подготовки кадров в вузах культуры и искусств», Москва, 2004; «Научный потенциал мира», Днепропетровск (Украина-Чехия), 2005; «Состояние и перспективы высшего профессионального образования», Сочи, 2006; «Экологическое воспитание детей и молодежи средствами туризма и краеведения», Москва, 2006; «Науки о культуре: современный статус», Москва 2006; «Информационная культура общества и личности в XXI веке», Краснодар, 2006; «Информационные и коммуникационные науки в изменяющейся России», Краснодар, 2007; «Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе», Москва, 2007; «Многообразие культур - путь к единству мира», Москва, 2007; «Проблемы развития спортивно-оздоровительного туризма и краеведения в учебных заведениях», Переяславль - Хмельницкий (Украина), 2008, «Межкультурная коммуникация в сфере социально-культурной деятельности», Краснодар, КГУКИ, 2008), мезісвузовские: «Науки о культуре: актуальные проблемы», Москва, 2004, региональные:
28 «Педагогика искусства и информатизация общества», Уральск, 2000; «Дни
науки», Белгород, 2005; «Шестые Кайгародовские чтения», Краснодар, 2005;
«Северный Кавказ; традиции и современность», Краснодар, 2007;
«Межкультурная коммуникация в сфере социально-культурной деятельности»,
Краснодар, 2008;
в научных и научно-методических публикациях. Всего по теме исследования в печать вышло 59 работ, общим объемом 100.75 п.л., из них: три монографии, 9 статей опубликованы в журналах, утвержденных ВАК Минообразования в качестве рекомендуемых для публикаций результатов диссертационных исследований, учебное пособие, занявшее первое в краевом конкурсе «Олимп науки 2007» на лучшую научную и творческую работу, среди преподавателей высших учебных заведений Краснодарского края;
на первом вузовском конкурсе КГУКИ «Мир экологии, досуга и туризма-2007» (организатор, руководитель, эксперт), фестивале «Ярмарка молодежных идей» Да! Выбор.га!» в 2008г. (руководитель), краевом конкурсе политических плакатов и пригласительных билетов «Наш президент глазами молодежи», 2008 (руководитель);
на заседаниях кафедр: культурно-досуговой деятельности МГУКИ, академического рисунка и живописи ХПА КГУКИ, рекламы, маркетинга, факультета рекламы и социально-культурной деятельности КГУКИ;
на краевых совещаниях руководителей образовательных учреждений культуры и искусства: «Стратегия развития региональной системы художественного образования» (Анапа, 2005, 2008), где отдельные положения исследования были включены в концепцию развития художественного образования Краснодарского края до 2020 г. (Анапа, 2008), семинаре руководителей методических служб Краснодарского края «Модернизация служб методического обеспечения - реальность и перспективы» (станица Кущевская, 2006);
- результаты исследования использованы при разработке и проведении
образовательного гранта № 07-06-38609 а/Ю РГНФ и администрации Краснодарского края: «Организация региональной системы развития творческих ресурсов детей и молодежи в сфере туризма и досуга», активным участником которого являлась автор настоящего исследования. На защиту выносятся следующие положения:
1. Модернизация социально-культурного образования - это сложный,
многогранный и непрерывный процесс, его результатом может служить переход
к европейским стандартам образования как целостной системы, устремленной к
построению жизненного мира человека, где личность, творческий потенциал
человека, высоко-квалифицированный специалист социально-культурной
деятельности, патриот своего Отечества, разделяющий общечеловеческие
ценности, занимает ведущее место в обществе. Этот процесс и результат
обусловлены социально-политической, социально-экономической и социально-
культурной ситуацией в стране, отечественными национально-культурными и
историко-культурными традициями, состоянием духовно-нравственной
атмосферы общества, конкретного социума и деятельностью вузов культуры и
искусств и учреждений культуры и искусств.
Методологической основой совершенствования отечественного образования является аксиологический подход к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности, способных реализовать себя в изменяющихся условиях, что порождает творческий процесс и творческий результат, что играет существенную роль в развитии цивилизации.
2. Интеграция научных концепций аксиологического, ценностно-
ориентированного и активно-деятельностного подходов к целостному
технологическому процессу на факультете социально-культурной деятельности
вуза культуры и искусств и учреждений культуры и искусств способствует
развитию творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности, способных функционировать с разным творческим потенциалом, соответствующим разным условиям жизни людей и интересам разных слоев и сословий.
Теория развития творческого потенциала у студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе интегративной научной концепции включает в себя стратегию, использующую перспективные наработіш в модернизирующемся обществе. Развитие творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности имеет свои структурные элементы, направляемые целью, побуждаемые мотивом, особенностями деятельности и соотносимые с организационно-педагогическими условиями осуществления действия как системообразующего компонента профессиональной деятельности и жизненного мира человека, в котором создается особое пространство для более свободного, демократического, яркого проявления творческих стратегий и для эффективного воспитательного процесса, формирования ценностных ориентации у студентов.
3. Для развития творческого потенциала студентов - будущих
специалистов социально-культурной деятельности необходима стратегия
интериоризации мировоззренческих ценностей в процессе аксиологического
подхода. Возникающие в сознании студентов ценностные ориентации на уровне
смысловых и деятельностных установок обладает способностью определять
содержание поведения, зовет к добровольному действию, не стимулирует, а
мотивирует действия студента по достижению целей, удовлетворению
потребностей, интересов, идеалов.
4. Развитие творческого потенциала студентов - будущих специалистов
социально-культурной деятельности - управляемый и регулятивный процесс,
31 который поддается систематизации и объективации, на основе создания
педагогической модели, имеющей следующие стержневые компоненты:
- закономерности формирования умственных или идеальных действий в
онтогенезе студента, которые связаны с внешними действиями, направленными
на творчество в их поэтапном изменении и преобразовании и являются
универсальными при развитии всех психических функций и сфер личности, в
которой ведущей является ценность творческой деятельности;
- полноценное развитие всех психических процессов: восприятия,
внимания, памяти, воображения, мышления выявляется у студента
индивидуально в деятельности, связанной с сенсорным, эмоционально-
телесным опытом студента и является оптимальной для его развития;
- психическое и душевное здоровье зрелой личности студента коренится в
эмоционально-телесных процессах, полно и насыщенно пережитых в период
образования. Соответственно формирование у студента эмоционально
положительного самоощущения через его сенсорное насыщение является
основой гармонизации его личности, формирования оптимистического
отношения к жизни.
5. Развитие творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности - это проесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации на становление себя как «человека культуры», т.е. человека свободного, гуманного, творчески мыслящего, духовно богатого, обладающего готовностью к осуществлению не только творческой, но и педагогической, просветительской деятельности среди всех слоев населения. В этом контексте развитие творческого потенциала становится важнейшей целью подготовки студентов к профессиональной деятельности.
В процессе развития творческого потенциала студентов - будущих
специалистов социально-культурной деятельности осуществляется
32 продуктивное взаимодействие таких направлений, как раскрытие
педагогического потенциала профессии, поэтапное формирование
художественных знаний, умений и навыков на основе аксиологического
подхода, внедрения в образовательный процесс новейших технологий и
раскрепощения творческого потенциала личности, самостоятельная творческая
деятельность студентов в условиях взаимодействия с различными
учреждениями культуры, что способствует осознанию ценности творчества в
будущей профессиональной деятельности.
Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях взаимодействия вузов культуры и учреждений культуры создает единый технологический процесс на основе корпоративной культуры, когда интересы и действия педагогов вуза и специалистов учреждений культуры максимально ориентированы на цели в целом, через целое определение функций, мотивацию, согласование интересов посредством специальных методов, форм и средств. Все это способствует созданию особой эстетико-коммуникативной среды на основе диалогических отношений между участниками, что стимулирует их творческое самовыражение и рождает доверие к собственным творческим стратегиям.
6. На наш взгляд, именно тип преобладающей социально-культурной деятельности определяет способность к воспроизводству личности, склонной к ответственности и самоконтролю. Именно в контексте социально-культурной деятельности, интегрирующей чувственное и духовное начала в личности студента, совместная деятельность и общение, как обязательные условия процесса развития творческого потенциала, становятся надежными проводниками в духовную реальность, ибо они остаются пронизанными одновременно верой в абсолютные нравственные ценности и любовью к человеку.
33 Когда ценности обретают нравственное содержание, они обособляются от
конкретной ситуации, становятся надситуативными, представляя собой
духовную реальность. Социально-культурная реальность обогащается
творческим потенциалом личности, т.е. с развитой ценностно-смысловой
сферой, в системе мотивации которой преобладают нравственные ценности.
Развитие творческого потенциала студентов предполагает устойчивые позитивные изменения в триаде «Вуз - личность — учреждения культуры». Развитие потенциала имеет два подхода, различающиеся центрированием различных элементов триады. В первом случае определяющим элементом, задающим и обуславливающим развитие, выступает общее развитие личности, а духовность выступает как качественная определенность личности.
Основными критериями развития творческого потенциала студентов -будущих специалистов социально-культурной деятельности являются психолого-педагогическая и научно-теоретическая готовность; нравственная зрелость и устойчивость ценностной системы; поведенческо-волевая готовность; профессиональная и социокультурная компетентность. Высокий уровень по каждому из критериев характеризуется проявлением готовности к осуществлению профессиональной деятельности, самостоятельностью в выработке эстетических взглядов, оценок и убеждений, целостным пониманием значимости культурных ценностей, выступающих важнейшим фактором социальной стабильности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Понятие «развитие творческого потенциала у студентов вузов культуры и искусств»
Рассматривая понятие «развитие творческого потенциала у студентов вузов культуры и искусств», следует отметить, что оно является собирательным по своему объему и несёт в себе сущностные характеристики таких категорий как: «талант», «творческая деятельность», «творческая личность», «творческий педагог», «педагогическое творчество», «творческий климат», «творческий тренинг», «творческий энтузиазм», «фазы творческого процесса», «творческое мышление специалиста», «творческое отношение к труду», «творческое усвоение»- знаний и действий, «типы творческой деятельности», «мотивация творчества», «критерии творчества», «творческие способности», «уровни творчества», «творческая активность», «креативность», «специалист социально-культурной деятельности».
Все это позволяет осуществить методологические изыскания как исходный материал для интерпретации проблемы развития методологических основ развития творческого потенциала у студентов вузов культуры и искусств, методологии социально-культурной деятельности. Это дает возможность использовать позитивные педагогические тенденции в разработке структурных элементов развития творческого потенциала студентов. Материалы нашего исследования органично вписываются в методологию при разработке системы дидактических материалов по развитию творческого потенциала студентов.
Методологическую основу модели развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств составили разработанные и интегрированные научные концепции и педагогические теории: - психолого-педагогические концепции о сущности творчества (В.И.
Андреев, Н.А. Бердяев, В.М. Бехтерев, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И. Гончаров, В.Л. Дранков, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, А.Я. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, К.С. Станиславский, Б.М. Теплов, А.Т. Шумилин и др.); - исследования, посвященные творческому потенциалу (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Т.Г. Браже, А.А. Веремьева, Л.С. Выготский, С.Г. Глухова, М.С. Каган, И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, Б.П. Левченко, В.Ю. Лешер, A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Ю. Посталюк, К.В. Петров, B.C. Розов, Г.Д. Стаунэ, Ю.В. Шост и др.); - концепция эстетического воспитания (А.И. Буров, Л.А. Волович, Н.И. Киященко, Н.Б. Крылова, Б.Г. Лихачев, Г.А. Петрова, Л.М. Печко, В.И. Толстых, Т.В. Шуртакова и др.); - исследования, посвященные социально-культурной деятельности (Б.С. Алишев, М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Г.М. Бирженюк, Р.С. Гарифуллина, А.Д. Жарков, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, В.Ш. Масленникова, А.П. Марков, В.Е. Новаторов, Р.Г. Салахутдинов, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.Е. Триодин, П.П. Терехов, Р.И. Турханова, Д.В. Шамсутдинова и др.); - исследования, посвященные методологическим основам проектирования педагогический модели (В.П. Беспалько, Н.М. Борытко, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, Е.А. Крюкова, В.М. Монахов, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Н.В. Савиных и др.).
Современные тенденции в развитии высшего специального образования в вузах культуры и искусств требуют поиска новых подходов к учебному процессу с целью развития творческого потенциала студентов. Теоретический анализ показывает, что основой развития этого процесса является сам студент. Студент вуза культуры и искусств приходит в вуз как потребитель и как созидатель культурных ценностей, как творец разных форм общественной жизни, и здесь особую социальную значимость приобретает внутренний мир будущего специалиста социально-культурной деятельности, качества его личности, многообразие и многоаспектность их проявления и развития. Все проявления личности студента будущего специалиста являются не только продуктом общественного развития, но и фактором, влияющим на социально-культурную деятельность и жизнь общества.
Анализ показывает, что студент рождается с такими свойствами личности, как способности, задатки, темперамент, одаренность, талантливость, а, следовательно, с определенным уровнем развития творческого потенциала, то есть способен изначально решать какие-то проблемы, генерировать, комбинировать и связывать между собой различные идеи. Однако для становления профессиональной компетентности личности студента, творческого саморазвития в условиях самостоятельной профессиональной деятельности изначального уровня развития творческого потенциала недостаточно.
Поэтому особую значимость здесь приобретает учебный процесс развития креативных, творческих возможностей студентов, которые вследствие развития становятся творческой готовностью к профессиональной деятельности. Очень важным представляется выяснить, что делает студента творческим (так как творчество относится не к врожденным способностям, а к способу действия), и затем развивать эти умения, дав установку на творчество, приобщать к художественно-эстетической деятельности, обратиться к помощи различных видов искусства, музыке, театру, изобразительному искусству, литературе, с активным привлечением декоративного, народного искусства России и Казахстана, элементов дизайна, рекламы, компьютерной графики, создавая условия для развития и проявления творческой деятельности в условиях гуманитаризации образования. Гуманитаризация образования требует пересмотра его содержания и обучающих технологий обращения к новым наукам, таким как аксиология, акмеология и др. Введение в образовательный процесс аксиологических подходов означает соединение аспектов качества образования учебного заведения и развития личности студента, его ценностного отношения к развитию профессионально-творческих способностей.
Аксилогизация выступает и как метод, с помощью которого не только обеспечивается трансляция ценностей культуры, и как способ развития аксиологического «Я» как системы ценностных ориентации, которое содержит когнитивные и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира.
Эта система включает ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде, ценности, удовлетворяющие потребности в общении, ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности, ценности, позволяющие осуществить самореализацию, удовлетворить прагматические потребности (В .А. Сластенин).
Реализация творческого потенциала в учебной деятельности вузов культуры и искусств обеспечивает разностороннее развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых для становления специалиста вуза культуры и искусств, что актуализирует необходимость глубокого, научно-теоретического и методологического изучения данной проблемы технологического обеспечения процесса развития творческих способностей.
Поискам универсального алгоритма творчества или развитию нормативно-функциональной программы креативности посвящены исследования многих философов, психологов, Платона, Ф.Шеллинга, Канта, Гегеля, Д. Юма, Фихте, З.Фрейда и др.
Парадигмальные взгляды на развитие творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности
При изучении парадигмальных взглядов на развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности следует исходить из методологического понимания психологии личности, её педагогической сущности.
Основной теоретико-методологической предпосылкой развития творческого потенциала является положение, развитое в исследованиях сектора общечеловеческой, национальной и профессиональной культуры.
Основной замысел — выявить общие явления и процессы, свидетельствующие о смене парадигмы образования и необходимости выработки новых взглядов и представлений на теорию, методику и организацию социально-культурной деятельности.
Методологические основания необходимости разработки новой ветви психологической науки - психологии образования, соответствующей ориентации на гуманистический тип личности, модель культуросообразного человека, творческую индивидуальность рассматривает А.А. Вербицкий.
Педагогическое взаимодействие как проблема психологии образования в высшей школе анализирует И. А. Зимняя. Она показывает, что системообразующей тенденцией высшего образования выступает в условиях смены социальной парадигмы его гуманизация, а психологической - основой гуманизации.
О.И. Агапова и А.А. Вербицкий обосновывают новый подход к компьютеризации учебного процесса, основанного на идее «конструирования образа мира» обучающимися, что предполагает пересмотр содержательной основы обучения и развития творческого потенциала личности.
Первая попытка соотнесения психологических понятий «установка» и «ситуация» с формулируемым психологическим понятием «контекст» в рамках развиваемой А.А. Вербицким концепции знаково-контекстного обучения в системе непрерывного образования была предпринята в статье Н.А. Пасечной.
Т. А. Кринченко описывает результаты экспериментального исследования, имевшего целью определение различий в восприятии внешности преподавателя при опосредованном взаимодействии. Выявлены факторы, определяющие оценивание студента по звучащему тексту и влияющие на отношение слушающего к передаваемому сообщению.
Обращаясь к традиционной, но не теряющей остроты по сей день проблеме соотношения психического развития, обучения и воспитания, показывая сложность проблемы и недостаточность имеющихся решений, автор диссертации предлагает новое ее решение с учетом современных условий и потребностей общества, отстаивая необходимость развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств.
Опираясь на традиции в философии и педагогике, следует исходить из понятия культуросообразности образования, рассматриваемой в его отношении к другому принципу педагогики - природосообразности. Опираясь на результаты историческо-педагогического анализа и исходя из своеобразия современной культуры, автор диссертации предлагает новое понимание принципа культуросообразности и определяет образование как способ развития творческого потенциала студентов.
Поскольку педагогическая система исторически развивается, что обусловлено как изменением в социальной ситуации в мире и в нашей стране, так и процессами, происходящими в вузах культуры и искусств, непосредственными источниками развития выступают передовой педагогический опыт и психолого-педагогическая теория. Последняя может оказывать прогрессивное влияние, обуславливая и направляя поиск новых образовательных технологий, выполняя прогнозную функцию, но способна и затормозить развитие практики обучения и воспитания. В истории образования в мире и в нашей стране примеров тому достаточно.
Вслед за Т. Куном можно сказать, что нормальным процессом развития педагогической системы является ее эволюционное развитие. Происходящие при этом непрерывные, и как правило частные и в отдельных звеньях изменения, носят колличественный характер и не затрагивают основное качество педагогической системы, оставляя ее тип неизменным, традиционным.
Периоды исторических потрясений, кризисов, перестроек приводят к структурным изменениям во всех областях социальной практики. И если в условиях эволюционного развития ведущую роль выполняет передовой педагогический опыт, не затрагивающий целостности традиционной системы, то в кризисных ситуациях он уступает пальму первенства методологии и психолого-педагогической теории, как и вообще наукам о человеке, призванным обосновывать и программировать пути обновления всей образовательной практики.
Объявленная в 1984 году реформа общеобразовательной и профессиональной школы потому и не состоялась, что, если не брать фактор неготовности всей социальной ситуации в стране, в принятых тогда документах сохранилась ориентация на традиционную педагогическую теорию, неспособную повести за собой достаточно уже многообразный передовой педагогический опыт, накопленный во всех звеньях образования. Более того, передовой опыт неизбежно оказался в оппозиции традиционной теории, поскольку через ее «очки» невозможно разглядеть противоречащий ей опыт как передовой, как и невозможно педагогическому опыту на понятийном уровне доказать, что он и есть та перспектива, к которой нужно стремиться. Об этом свидетельствует весь опыт борьбы «новаторов» от практики и «консерваторов» от науки недавних лет.
Обучение предстанет как технология передачи готового, отчужденного от динамики развития культуры учебного материала, вырванного из контекста предстоящей самостоятельной жизни и деятельности, как и текущих потребностей самой личности. В результате не только индивид, но и культура оказываются вне процессов развития.
Противоречие между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения в традиционной педагогике не разрешается, поскольку ученик не объединяет свои усилия с другими для производства совместного продукта — знания. Будучи рядом с другими, в группе каждый «умирает в одиночку». Более того, за оказание помощи другому ученик наказывается («подсказки»); поощряется поведение, когда, скажем, при контроле один ученик закрывает свою тетрадку перед другим («списывание»). Формируется специфический «кодекс чести» наоборот.
Аксиологический подход к моделированию учебного процесса по развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств
В современный период сложились и, в известной степени, обособились различные способы понимания высшего образования.
В СССР распространенный взгляд заключался в том, что образование рассматривалось, как последствие воздействия на человека педагогических учреждений (школ, техникумов, вузов и др.). Образованный человек, согласно такой версии, тот, кто усвоил социально значимую сумму знаний, умений и навыков.95
В то же время понимание высшего образования можно найти в Советском энциклопедическом словаре под реакцией A.M. Прохорова: «Образование -результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образования - обучение в учебных заведениях.. ..».96
Поэтому ряд философов и педагогов сосредоточили усилия на раскрытии явления образования с позиции деятельности обучающегося.
XXI век требует от образования в моделирование соответствующих образовательных систем положить понятие «целостной личности», органически сочетающей оба представленных способа понимания этого явления.
«Важной чертой новой образовательной системы и процессов ее становления является глобальность, т.е. мировой характер с присущими губительными процессами. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Существуют различные пути интернационализации, глобализации образования. Однако наиболее перспективный из них - создание образовательной системы на базе глобальной информационной инфраструктуры, которая развивается в процессе перехода к информационному обществу».97
Поэтому образование занимает особое место в обществе, где не только осваиваются современные знания и технологии, но и «производится» мыслящая и деятельная, самопорождаемая и развивающаяся личность.
Главное в образовании - рассмотрение его через воспроизводство норм, образцов и эталонов культуры. Л. Клингберг пишет: «Образование - это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, искусственного опыта, норм, ценностей и т.д., субъективный мир формирующейся личности».98
Система вуза - своеобразный канал, в котором происходит воспроизводство человеческой деятельности и трансляции норм культуры.
В вузах культуры и искусств смысл не в том, чтобы передавать знания, а в том, чтобы вывести студента в мир развития и исторического процесса, где культура становится жизненно необходимой.
В вузах культуры и искусств культура представлена личности студента в представлениях, направлениях, ценностях, языке и способностях, поэтому моделирование необходимо. Важная функция высшего образования в вузах культуры и искусств и состоит в том, чтобы сформировать личность деятеля, периодически пересматривающего и уточняющего «концепцию собственного Я». Именно в становлении деятеля, конструирующего и организующего свою жизнь сообразно изменению ее условий, творящего новые способности, необходимые для преобразования окружающего мира, заключается суть и направленность образования в мире. Отечественной наукой определена оптимальная структура развития творческого потенциала личности: память, внимание, мышление, интеллект, которая приходится на возраст 22-25 лет, или на период ранней взрослости." Этот возраст имеет и ряд других особенностей, в частности, социально признанная за студентом самостоятельность требует от него самоутверждения и достижения подлинной самостоятельности.
Как видим, студенческий возраст предоставляет наилучшие возможности для воздействия на становление профессионального сознания личности.
Огромный потенциал становления духовных ценностей, самоопределения к деятельности и формирования ее образов, постановки целей и принятия решений о разворачивании деятельности, формирования модели и программы деятельности и др. связан в единое целое.
Если связь между преподавателем и студентом прерывается, активность последнего, не сформировавшего действительность профессиональной деятельности, неминуемо снижается. Дальнейшего планомерного овладения различными видами деятельности не происходит. Формирование выпускника вуза культуры предполагает наличие у него соответствующих духовных ценностей, самоопределение к деятельности, возникновение ее образов и т.п. После этого происходит установление системной связи между учебной активностью, знаниями, умениями и навыками, ценностями, самоопределением к деятельности и т.д., то есть порождается и разворачивается деятельность человека.
Далее суть процесса развития творческого потенциала личности студента состоит в том, чтобы раскрыть связь мышления, сознания и деятельности.
Здесь структуры сознания формируются преимущественно процессами воспитания и обучения, обеспечивающими становление личности как общественного человека. Именно к нему апеллируют средства массовой коммуникации. Мышление же связано с процессами созидания способностей, оно может также активно влиять на переструктурирование сознания, как становление индивидуального сознания.
Поэтому моделирование надо связывать с задействованием структур, связанных с проявлением сущности индивида, выражаемой через "само-". «Я» и "само-" не тождественны; само-сознание и само-деятельность возможны, когда личность состоялась, произошло формирование сознания общественного человека. Только в этом случае к освоенному историческому и социальному опыту может прибавляться то, что Л.С. Выготский назвал удвоенным опытом. «Труд повторяет в движении и в изменениях материала то, что прежде проделано в представлении работника как бы моделями этих же движений и этого же материала.... Теперь новая часть формулы поведения человека примет такой вид: исторический опыт, удвоенный опыт... Поведение есть система победивших реакций».101
Для процессов моделирования и мыследеятельности должны быть задействованы мощные способы воздействия на эмоциональную сферу личности студента.
Моделирование обеспечивает широкую область применения знаний и расширяет полисемию самого процесса в вузе культуры и искусств. Наиболее распространенным является понимание как особого процесса (результата процесса) или как специфической системы (системы образования). В общих чертах определяется как «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Принимая во внимание задачи диссертации, определим высшее культурологическое образование как систему, обеспечивающую в соответствии с целями общества передачу тех или иных культурно-научно-практических знаний членам данного общества.
Теория корпоративной педагогики взаимодействия вузов культуры и искусств и учреждений культуры в развитии творческого потенциала студентов
Цель эксперимента состояла во внедрении научной концепции доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова, которая состоит в том, что объединяет ценностные ориентации через активно-деятельностный подход с целостным технологическим процессом в деятельности учреждений культуры.
В рамках нашего исследования ценностные ориентации специалистов социально-культурной деятельности являются процессом духовного развития, детерминированным генетической общностью народа, сословия, группы, социума, наполненной различными событиями общественной и культурной истории, личностного развития, но оставляющим пространство для имманентного и межкультурного взаимовлияния.
С позиций теории социально-культурной деятельности взаимовлияние представляет собой универсальную форму движения, в котором отражаются все компоненты технологии, их взаимная обусловленность, обладая внутренними специфическими особенностями, имеют общую основу, мораль, как норму поведения в данном обществе.
Взаимосвязанные процессы трансляции духовных ценностей вузах культуры и искусств и в учреждениях культуры носят стихийный (спонтанный) и упорядоченный (регулируемый) характер, что создает условия для развития творческого потенциала студентов, открывает пространство для регулирования процессами взаимообогащения различными компонентами социально-культурной деятельности.
В основе целостности социально-культурной деятельности лежат законы формирования личности как субъекта истории, его внутреннего мира, определяющих отношение людей к самим себе, другим людям, природе и обществу. И здесь место и значение аксиологического подхода и творческому развитию личности студента определяется тем, что в нем - в сжатом, «спрессованном», «сконденсированном» виде представлены обобщенные итоги всей предшествующей истории уже в переориентации их на законы индивидуального развития личности («сердца», «души» и «разумения» в их синтезе). Этим — в контексте диссертации определяется место процесса развития творческого потенциала как способа непосредственного общения людей, знаково-символического представления самых общих культурных смыслов такого общения, средств создания и развития тех или иных типов людей (и их действий), воспроизводства тех или иных систем ценностей.
Значение восстановления механизмов культурной преемственности, ценностных ориентации, а следовательно, формирования будущего специалиста социально-культурной деятельности как субъекта истории, столь велико, что вопреки всей силе негативных воздействий конкретно-исторических условий и обстоятельств современной жизни россиян.
Истолкование аксиологического подхода к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности как целостности, где важнейшими компонентами являются социальные, гуманитарные, естественно-научные и технические знания, означает, что различные их виды утрачивают свой самодовлеющий характер и начинают рассматриваться в контексте породившей их культуры. Теория социально-культурной деятельности становится и как научная дисциплина и как угол зрения, способствующий сопоставлению и синтезу различного типа знания в едином смысловом и понятийном поле социально-культурной деятельности. Сегодня еще не созданы теоретические схемы, позволяющие свободно оперировать разнохарактерным и разнотипным материалом социально-культурной деятельности. Трудно при существующих методах исследования и преподавания синтезировать разнородный и все возрастающий по объему мир знания, о аксиологическом подходе порождаемого развитием философии, педагогики, искусства. Однако путь к такому синтезу, где социальные, духовные и природные явления во взаимосвязи со всеми другими аспектами жизни личности пролетает через технологию социально-культурной деятельности.
Следовательно, научно-техническая, художественная, правовая деятельность и др. оказываются в единой системе и образуют общий социально-культурный контекст. Возникает мысль рассматривать аксиологический подход как феномен, не зависящий от воли и идеалов специалиста социально-культурной деятельности, а равномерно включающий в себя добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. В то же время ценностный подход, в рамках научной концепции профессора А.Д. Жаркова предполагает наличие разумрюй воли к утверждению добра, чреват возможностью субъективизма на фоне общей неустроенности общества. Поэтому понимание ценностных ориентации личности студента вуза культуры и искусств как целостности призвано снять известную односторонность различных подходов. Как только наше исследование аксиологического подхода к развитию творческого потенциала студент вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности способствует синтезу знаний, координации различных сфер практики, диалогу мировоззрений, но вместе с тем выдвигает императив самоопределения личности, выработки модели творческого преобразования и обретения идентичности для каждого компонента социально-культурной деятельности. 314 В научных концепциях педагогически всегда в качестве моделей выступают, нравственность, искусство или как одна из духовно-нормативных сфер культуры, которая берется как базовая, стержневая с тем, чтобы остальные концентрировались вокруг нее. Не отрицая плодотворности этих подходов, в данной диссертации предпочтение отдается взаимовлиянию. На наш взгляд, аксиологический подход выступает моделью всякой культуры или что художественный ценности везде и всюду являются главенствующими, а в универсальности, общезначимости одного из феноменов культуры, который оказывается наиболее подходящим способом понимания социально-культурной деятельности как целого.
Приобщение специалистами социально-культурной деятельности своего актива к ценностям в содержании деятельности учреждений культуры - это пробуждение к духовному началу, формирование свободной и органичной потребности личности в культуре. Только тогда творческий потенциал становится великой преобразующей силой, плодотворно воздействующей на личность. Именно такое восприятие духовных ценностей развивает личность, делает её иной и в её взаимоотношениях в процессе ценностных ориентации.
При рассмотрении целостности ценностных ориентации в деятельности специалиста социально-культурной деятельности необходимо понимание реальностей, происходящих в нашем обществе, и трансформации их адекватно изменяющейся действительности.