Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Методологические основания интеграции социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений ... 33
1.1 Интеграция в системе гуманитарных наук: методологические подходы 33
1.2 Интегративный потенциал социально-культурных институтов в реализации национально-культурной политики России 52
1.3 Методологические основы интеграции социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурной деятельности 81
Глава 2. Интеграция социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений: теоретический анализ 106
2.1 Профессия руководителя этнокультурного центра как социальный институт... 106
2.2 Национально-культурные объединения как объект профессиональной деятельности ' 126
2.3 Формирование специалистов этнокультурного объединения как интегратив-ная деятельность социально-культурных институтов 162
Глава 3. Концептуализация интеграции деятельности социально-культурных институтов, в формировании специалистов этнокультурных объединений 189
3.1 Концепция интеграции социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурной деятельности 189
3.2 Моделирование взаимодействия социально-культурных институтов по формированию специалистов этнокультурных объединений 241
3.3. Механизмы реализации региональной концепции и модели взаимодействия социально-культурных институтов по формированию специалистов этнокультурной деятельности 265
Глава 4. Эффективность реализации концепции и модели интеграции социально-культурных институтов по формированию специалистов этнокультурных объединений 282
4.1 Социальное партнерство национально-культурных центров по формированию специалистов этнокультурной деятельности 282
4.2 Интеграция деятельности социально-культурных институтов в создании единого культурно-образовательного пространства 298
4.3 Результативность интеграции деятельности социально-культурных институтов в формировании будущих специалистов этнокультурных объединений 330
Заключение 362
Список литературы 379
Приложение
- Интегративный потенциал социально-культурных институтов в реализации национально-культурной политики России
- Национально-культурные объединения как объект профессиональной деятельности
- Моделирование взаимодействия социально-культурных институтов по формированию специалистов этнокультурных объединений
- Интеграция деятельности социально-культурных институтов в создании единого культурно-образовательного пространства
Введение к работе
Актуальность исследования. Развитие мировой цивилизации в наступившем веке обусловлено сложным и диалектически противоречивым процессом, важнейшими составляющими которого выступают глобализация и этнизация, проявляющиеся не только в тенденциях к объединению, но и в стремлении народов планеты к сохранению своей национально-культурной самобытности. На первый план выдвигается необходимость разработки приоритетных направлений развития интеграции социально-культурных институтов (этнической культуры, общего и профессионального образования, социально-культурной деятельности и др.), обеспечивающей равноправные и взаимообогащающие отношения этнических культур больших и малых этносов в пределах многонациональных сообществ на принципах сотрудничества и толерантности.
Остроту проблемы усиливает угроза утраты традиционной этнической культуры и языка этническими меньшинствами в России, сохранение этнокультурной безопасности в регионах страны, предотвращение национальной дискриминации, шовинизма, всплеска националистических настроений в условиях мирового экономического кризиса. Этносоциальные процессы, связанные с обострением социальных конфликтов культурно-языкового и ценностного порядков, проявлений интолерантности, враждебности и агрессивности между принимающим сообществом и этническими диаспорами, способствуют интенсивному развитию этноконнотированных социально-культурных институтов: представительств, национально-культурных автономий, центров этнической культуры и народного творчества, домов национальностей и дружбы народов и др., выполняющих ряд важнейших функций по созданию условий для преодоления культурного шока и идентификации членов этнической диаспоры с региональным полиэтническим сообществом, организации содержательного досуга и творчества и др.
Предпосылкой исследования явилось понимание того, что сохранение и развитие этнокультурного многообразия в России, обеспечение равноправ-
ных условий для развития членов этнической диаспоры требуют серьезной корректировки задач профессионального образования, новых подходов к организации образовательного процесса в вузах культуры и искусств по подготовке высококвалифицированных специалистов этнокультурных объединений.
В настоящее время подготовка молодых специалистов более чем на две трети не соответствует существующему перспективному спросу на рынке труда (В.П. Борисенков, Л.А. Вербицкая, A.M. Новиков и др.). Проведенный анализ показывает, что актуальной проблемой вузов культуры и искусств является осуществление адекватного времени качества подготовки специалистов этнокультурной деятельности, соответствующее темпам изменения этнической картины регионов, труднопрогнозируемой в условиях рыночной экономики. Этот фактор будет негативно влиять на качество подготовки выпускника до тех пор, пока не сократится разрыв между наукой и практикой.
Поэтому участие социально-культурных институтов в формировании будущих специалистов этнокультурной деятельности является дискуссионным. В научной среде пока не сложился единый теоретико-методологический подход к целям, функциям, содержанию интеграции деятельности социально-культурных институтов в этноориентированном профессиональном образовании в регионах «этнокультурной мозаики». Региональный диалог социально-культурных институтов в профессиональном становлении будущих специалистов противоречив и вызван, скорее всего, универсальной общечеловеческой миссией образования, мировыми интеграционными процессами в образовании, нежели усиливающейся этнизацией регионов, сменой их этнической картины в результате миграционных потоков. Все это требует постоянного обновления содержания этнокультурного компонента профессиональной подготовки, способного обеспечить будущего специалиста знаниями традиционных культур народов России, умения организации профессиональной деятельности по предотвращению этнической десоциализации личности,
возникающей при рассогласовании этнических интересов народов, дисгармонии в этнической идентификации.
Эти научные проблемы выводят актуальность исследования на уровень государственных проблем. Социологическое исследование миграционных потоков в конце ХХ-начале XXI вв. показало, что в Россию только из стран СНГ мигрировало 24 млн. человек - представителей всех народов России, и, по прогнозам специалистов в ближайшее десятилетие они могут составить от 3-х до 5-ти млн. человек. И от того, как будет происходить процесс социально-культурной адаптации мигрантов, их вживание в полиэтнический социум, в немалой доле зависит от специалиста этнокультурной деятельности.
Актуальность исследования определяется и необходимостью интеграции методологического, содержательного и технологического подходов при выявлении основных противоречий исследования между:
- государственной, социально-культурной и демографической значимостью исследования и попытками ученых рассмотрения профессиональной подготовки будущих специалистов вне связи с целостным процессом этнокультурного развития регионов России;
-растущей территориально-национальной ответственностью регионов, экономическим стимулированием не столько учреждений культуры, сколько программ этнокультурной деятельности и развития, и отсутствием механизмов интеграции деятельности социально-культурных институтов, участвующих в этих программах;
-объективными потребностями государства и региональных национальных сообществ в подготовке специалистов не только как созидателей и пропагандистов традиционной культуры, но и как педагогов-воспитателей, обеспечивающих поликультурное воспитание этнической диаспоры с учетом меняющейся этнической картины региона;
-развивающейся практикой создания этнокультурных объединений в регионах Российской Федерации как социально-культурных институтов и отсутствием разработанной теории и технологии их интеграции с вузами
культуры и искусств в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов;
-готовностью работодателей участвовать в процессе формирования будущих специалистов этнокультурных объединений и отсутствием разработанного содержания, механизмов и условий взаимодействия социально-культурных институтов.
Выявленные противоречия позволяют определить проблему исследования, которая- обусловлена необходимостью системно-структурного подхода и разработки научной концепции интеграции деятельности социально-культурных институтов в процессе формирования будущих специалистов этнокультурных объединений, обеспечивающих высокое качество профессионального становления выпускника, способного к реализации государственной национальной культурной политики, сохранению культурного многообразия в регионах России, и отсутствием этого явления на практике в научно-методическом, технологическом обеспечении механизмов интеграции деятельности социально-культурных институтов в формировании будущих специалистов этнокультурной деятельности.
Степень,научной разработанности проблемы.
Проблема интеграции социально-культурных институтов в процессе формирования специалистов этнокультурных объединений - новое направление педагогической науки относится к числу комплексных и является предметом изучения многими гуманитарными науками, что создает определенные теоретические предпосылки исследования. В развивающемся новом направлении наиболее востребованными оказались труды:
Р.Г. Абдулатипова, Т.Г. Богатыревой, В.И. Василенко, П.С. Гуревича, А.Ф. Дашдамирова, Ф.Д. Демидова, Л.М. Дробижевой, В.К. Егорова, В.В. Савельева, А.В. Соловьева, К.Э. Разлогова, Ю.В. Яковца и др., освещающие проблемы глобализации и сохранения культурной идентичности народов; А.И. Доронченкова, М.И. Куличенко, Э.А. Баграмова, М.С. Джунусова, В.Е. Давидовича, Л.М. Дробижевой, С.А. Арутюнова, М.Б. Мустафаева и др. об
основных тенденциях развития национальных культур на основе их взаимовлияния и взаимообогащения; Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Г.М. Бирженюка, А.Д. Жаркова, А.С. Каргина, А.П: Маркова, В.Е. Триодина, Е.И. Григорьевой, А.А. Сукало, В.Е. Новаторова, Н.Н. Ярошенко и др. о месте социально-культурных институтов в реализации государственной культурной политики;
Ю.Г. Волкова, М. Догана, Д. Пеласси, М.С. Комарова, Дж. Тернер и др. о миссии социальных институтов в развитии общества; Т.М. Глушанок, Н.С. Игнатьева, И.А. Сыромяцкой о институтах социального партнерства в профессиональном образовании;
А.И. Арнольдова, С.Н. Артановского, М.А. Ариарского, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, B.C. Библера; Л.Н. Гумилева, П.С. Гуревича,.С.Н. Иконниковой, Д;С. Лихачева, Ю.М: Лотмана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, А.Я. Флиера и др. о развитии культурного многообразия в России и его влиянии на формирование будущих, специалистов, о диалогической природе культуры и образования; В.И. Геницинского, В.И. Журавлева, В.В. Краевского, Н.Д. Никандрова, Е.Н. Шиянова о возрождении гуманистической парадигмы образования; Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской о концептуальном поле культурно-ориентированного образования; В.П. Бори-сенкова, А.Н. Джуринского, Л.Л. Супруновой, Е.П. Белозерцева и др. о теории поликультурного образования;
П.К. Анохина, Л.К. Балясной, М.А. Данилова, Н.В. Кузьминой, Ю.П. Сокольникова, Л.И. Новиковой и др. о привлечении системно-структурного подхода к анализу педагогических процессов; В.И. Купцова, М.А. Розова, Н.Е. Овчаренко, Г. Павельцига и др., раскрывающие интеграцию как понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к качественному изменению состояния системы; А.П. Алферова, B.C. Белкина, Б.С. Гершунского, В.В. Краевского, А.Я. Данилюка, И.П. Яковлева и др., интерпретирующие интеграцию как один из ведущих принципов конструирования образователь-
,1
ного процесса, способ его совершенствования; как средство обеспечения целостного формирования специалиста и условие концептуального развития вузов; Я.М. Нейматова, В.И. Байденко, В.А. Болотова, Б.Л. Вульфсона, В.И. Звонникова, Н.А. Селезневой, Б.А. Сазонова, В.П. Соловьева, Ю.Г. Тату-ра, С.К. Круглова и др. о современных путях интеграции высшего образования России в мировое образовательное пространство;
Т.И. Баклановой, М.С. Жирова, М.И. Долженковой и др., раскрывающие педагогические основы профессиональной подготовки руководителей этнокультурных центров; Г.М. Бирженюка, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, Н.Ф. Максютина, А.П. Маркова, В.Е. Триодина, Б.А. Титова, А.А. Сукало, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Новаторова, В.В. Туєва, Н.Н. Ярошенко и др., освещающие социально-культурный контекст развития этноконноти-рованного образования и деятельности в сфере культуры и искусства; И.А. Зимней, З.Ф. Зеера, И.А. Ивлиевой, A.M. Павлова, 3.3. Сыманюк, П.П. Терехова и др. о компетентностном подходе в подготовке специалистов;
М.Г. Вохрышевой, И.И. Горловой, А.С. Кандыкова, СИ. Курганского, Е.Л. Кудриной, Н.А. Паршикова, П.А. Подболотова, Р.И. Пшеничниковой, В.Я. Рушанина, Е.А. Сергеева, P.P. Юсупова и др., определившие место и роль профессиональной подготовки в системе непрерывного образования в вузах культуры и искусств, выявившие условия профессиональной подготовки, обосновавшие психолого-педагогические особенности контингента обучающихся и дидактические составляющие процесса обучения в высшем учебном заведении, определившие направления интенсификации учебно-воспитательной работы;
Ю.В. Арутюняна, А.О. Бороноева, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др., обеспечивающие этнопсихологическое понимание проблемы развития культурного многообразия и места традиционной культуры в становлении национального самосознания и региональной культурной идентичности; А.А. Андреева, Р.А. Максимова, B.C. Мерлина, А.Д. Карнышева, А.П. Оконешниковой, Р.Д. Санжаевой и др.,
позволяющие осмыслить этнопсихологические особенности народов России, возможности их учета в процессе профессионального становления специалистов этнокультурной деятельности, а также взаимодействия социально-культурных институтов, их участия в этнокультурном диалоге;
СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, В.В. Да
выдова, Э.Д. Днепрова, И.А. Колесниковой, И.Я. Лернера, Н.Д. Никандрова,
П.И. Пидкасистого, В.А. Разумного, В.М. Розова, В.А. Сластенина, А.И. Су-
бетто и др., которые позволили осуществить рефлексию подготовки будущих
руководителей этнокультурных объединений в вузах культуры и искусств;
докторские и кандидатские диссертаций, посвященные исследованию
деятельности этнонациональных культурных объединений: как обществен
ных организаций, формирующих этничность личности (Т.Г. Бортникова); как
институтов гражданского общества, активно участвующих в политической
жизни России (И.Р. Батыршин); как социальных институтов полиэтнического
региона (В.Н. Бегун); как индикатора этнополитической ситуации в регионе
(Л.Г. Ирильдеева) и демографической ситуации (Ц.М. Бальжинимаева) и др.
К числу практических предпосылок исследования относятся ряд нормативно-правовых документов отмечающих миссию этнической культуры в развитии культурного многообразия России, которая выступает предметом межкультурного взаимодействия и общения, обеспечивая народам право на сохранение и развитие своей национальной самобытности, и органичное вхождение в мировое сообщество, а также роль специалистов этнокультурной деятельности в этих процессах:
Национальная доктрина образования (2000), «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», федеральная целевая программа «Культура России на 2006-2010 годы», Материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации (2006), Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы (2008), Концепция развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2010 года) (2007) и др.;
нормативные документы и программы ООН и ЮНЕСКО: «Концепция устойчивого развития», «Рекомендации по сохранению фольклора», «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» и др.;
документы, обеспечивающие участие социально-культурных институтов в формировании будущих специалистов: Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с изменениями на 1 декабря 2007 года); Постановление Правительства РФ от 21.01.2005 года № 36 «Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС ПО, предусматривающие участие в их разработке работодателей»; Приказ Минобразования России от 30.12. 2004 года № 152 о создании совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования с введением в него представителей объединений работодателей; Письмо Минобразования России от 12.11.2004 года № АС-827/ 03 «О механизме внесения изменений в действующие ГОС ВПО с учетом требований работодателей»; Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 года № 1015 «Об утверждении правил участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» и др.
Таким образом, научный интерес к различным направлениям интеграции социально-культурных институтов в системе формирования будущего специалиста очевиден. Вместе с тем, в научных трудах по теории и практике социально-культурной деятельности изучались лишь отдельные аспекты интеграции и взаимодействия социально-культурных институтов в формировании будущего профессионала, а целостная концепция, системообразующей основой которой выступает потребность региональных этнокультурных сообществ в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить развитие культурного многообразия в регионе и этнокультурное становление личности, а также механизмы интеграции, не разработана, что вызывает противоречия между педагогической теорией и практикой. Следовательно, данная проблема остается недостаточно исследованной.
Таким образом, актуальность проблемы исследования, с одной стороны, и теоретические и практические предпосылки, недостаточная изученность проблемы, с другой, обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Интеграция деятельности социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений: системно- структурный подход».
Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование, разработка и апробация научной концепции интеграции деятельности социально-культурных институтов в процессе формирования специалистов этнокультурных объединений на основе системно-структурного подхода и внедрение полученных результатов в практику.
Объект исследования — деятельность социально-культурных институтов по формированию будущего специалиста социально-культурной сферы.
Предмет исследования - методология, теория и технологии интеграции деятельности социально-культурных институтов в формировании будущих специалистов этнокультурных объединений на основе системно-структурного подхода.
Задачи исследования:
обосновать совокупность методологических и теоретических положений, составляющих основу интеграции деятельности социально-культурных институтов в процессе формирования специалистов этнокультурных объединений;
выявить генезис социально-философских, культурологических, психолого-педагогических идей об интеграционном потенциале социально-культурных институтов в сохранении культурного многообразия России, выявить их место в системе профессионального становления специалистов в вузах культуры и искусств;
раскрыть совокупность педагогических парадигм, обеспечивающих ин-тегративное взаимодействие социально-культурных институтов в формировании будущего специалиста этнокультурного объединения;
охарактеризовать профессию руководителя этнокультурного объединения как социальный институт, проанализировать исторические этапы развития профессии, ее миссию в сохранении культурного многообразия России и воспитании толерантной личности;
рассмотреть состояние и перспективы развития этнокультурных объединений как социально-культурных институтов, изучить содержание, структуру, функции, принципы и организационные формы деятельности;
разработать концепцию и структурно-динамическую модель интеграции социально-культурных институтов (социальное партнерство) по формированию специалистов этнокультурной деятельности в полиэтническом регионе: социокультурную миссию, принципы, задачи, содержание и механизмы реализации на основе системно-структурного подхода;
определить совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность внедрения научной концепции и структурно-динамической модели, педагогически охарактеризовать опытно-экспериментальную работу.
Гипотеза исследования — взаимодействие социально-культурных институтов в процессе формирования специалистов этнокультурных объединений будет способно обеспечить эффективность реализации национальной культурной политики и модернизации высшего профессионального образования в сфере культуры и искусств, если будут:
- учтены современное состояние и перспективы развития национальной культурной политики в России; наличие социально-политических и экономических условий в полиэтническом регионе для развития и совершенствования деятельности этнокультурных объединений; развитие профессии руководителя этнокультурного центра как социального института; современные тен-
денции развития системы этноконнотированного профессионального образования в вузах культуры и искусств;
- разработана научная концепция взаимодействия социально-
культурных институтов на основе системно-структурного анализа этно
культурной ситуации в регионе, потребности в специалистах этнокультур
ной деятельности, системообразующим компонентом которой является ин
ститут социального партнерства, интегрирующий экономический, социально-
культурный и педагогический потенциал всех членов сообщества, обогащаю
щий содержание, методы и формы формирования будущего специалиста;создана структурно-динамическая модель интеграции социально-культурных институтов в формировании специалиста, обеспечивающая поступательное развитие будущего профессионала на основе комплекса современных технологий социально-культурного взаимодействия «вуз-этнокультурное объединение», вытекающих из четкого определения объектов будущей профессиональной деятельности специалиста в этнокультурном объединении;
определена совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающая эффективность интеграции деятельности социально-культурных институтов в формировании будущего профессионала.
Методологическую основу диссертационного исследования составили:
философско-культурологические и социологические исследования о месте и роли культуры в развитии общества и личности (П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, В.Л. Кургузов, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Э.В. Соколов, А.Я. Флиер и др.);
современные концепции этносов и наций, межэтнических отношений (Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей, Ю.В. Арутюнян, В.А. Тишков, Л.М. Дробижева и др.);
принцип регионализации в прогнозировании развития национальной культурной политики и профессионального образования (И.А. Бутенко,
К.Э. Разлогов, СВ. Жидков, К.Б. Соколов, Г.М. Бирженюк, А.П. Марков, Е.В. Мамедова и др.);
концептуальные положения о взаимосвязи объективного и субъективного в становлении педагогических процессов и явлений (А.Г. Асмолов, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков и др.); идеи Е.В. Бондарев-ской, раскрывающие особенности феноменологического анализа педагогических явлений; выводы И.А. Колесниковой об анализе педагогических процессов в русле межпарадигмального подхода;
совокупность системно-структурного (В.Г. Афанасьев, Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, М.В. Богуславский, Л.К. Балясная, В.П. Беспалько, Ю.П. Сокольников, И.Р. Пригожий, А.Д. Жарков, Н.А. Паршиков и др.); субъ-ектно-деятельностного (К.А. Абульханова,' А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.) и проектного (А.Е. Бусыгин, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др.) подходов к анализу объектов и явлений профессионального образования в сфере культуры и искусства; положения В.И. Гинецинского, А.П. Лифертова о структурировании мирового образовательного пространства и интеграционном потенциале регионов мира;
-методологические положения о единстве психолого-педагогических наук, о сущности профессионализма специалиста, закономерностях и путях его достижения (В.В. Большакова, Ф.Н. Гонроблин, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Нечаев, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.).
Системно-структурный подход к выработке научной концепции и модели взаимодействия социально-культурных институтов позволяет выстроить педагогически осмысленную совокупность целей формирования профессионала высшей квалификации, способного эффективно направлять процесс сохранения, функционирования и дальнейшего развития национальной культуры и принципов их достижения, которые реализуются посредством:
создания культурно-образовательной среды, включающей материальную базу этнокультуры (комплекс этнокультурных центров, домов национальностей и дружбы народов, центров ремесел и т.д.); национально-культурные объединения, административные, общественные советы и иные органы общественно-государственного управления социально-культурной сферой; федеральные, региональные и муниципальные программы этнокультурного развития, благотворительные и иные фонды, обеспечивающие развитие традиционных культур народов России;
обоснования методологии и методики интеграции деятельности социально-культурных институтов по формированию специалистов этнокультурной деятельности, вытекающих из требований времени и отвечающих достижениям социологии, культурологии, психологии и педагогики XXI века;
определения организационно-педагогических условий и механизмов социального партнерства образовательных учреждений и социально-культурных институтов в поликультурном регионе в процессе формирования будущих специалистов.
Методика исследования и совокупность методов социологического, культурологического, социально-психологического, педагогического и этнокультурного анализа обусловлены целью, задачами и содержанием диссертации. Система методов исследования включала:
- теоретические: анализ нормативно-правовых документов Российской
Федерации в области образования и культуры; сравнительный, ретроспек
тивный и феноменологический анализ философской, социологической, этно
логической, психолого-педагогической литературы; проектирование и моде
лирование концептуальных решений, экспертно-аналитическое изучение об-" разовательных программ и этнокультурных проектов и др.;
- эмпирические: педагогический эксперимент, включающий прямые и
косвенные наблюдения, анкетирование, интервьюирование, статистические
методы измерения и математической обработки экспериментальных данных,
их системный и качественный анализ, графическую интерпретацию и др.і 15
'і
Предметом исследования и научного анализа стала деятельность около 100 этнокультурных объединений Восточной Сибири, более 200 заседаний советов центров, более 150 занятий кружков, культурно-досуговых и научно-творческих мероприятий, которые проводили специалисты этнокультурных объединений и студенты Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств и ее филиала в г. Чите, Арктического государственного института искусств и культуры. Были проанализированы исторические материалы о деятельности центров, творческие работы специалистов и студентов, программы развития центров, основные направления сотрудничества с вузами (около 100 документов), получены ответы участников эксперимента (членов и руководителей центров, педагогов и студентов вузов и ссузов, представителей общественности) на 700 анкет (анкет-шкал, самооценки и экспертной оценки и др.).
Важнейшая особенность организации и методики исследования проявилась в том, что соискатель в 2000 году возглавил научно-творческий коллектив, объединивший преподавателей и студентов Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств и специалистов этнокультурных центров Бурятии, Республик Тыва и Саха (Якутия), Иркутской и Читинской областей. В соответствии с методологией и методикой, разработанной автором, коллектив осуществил исследование состояния и перспектив кадрового обеспечения учреждений социально-культурной сферы Восточной Сибири, которое стало составной частью федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005)». По итогам работы проведено шесть научно-практических конференций, издано пять сборников научных трудов и рекомендаций по совершенствованию взаимодействия вузов культуры и этнокультурных центров, создан в г. Улан-Удэ Детский Центр традиционных культур народов Бурятии.
В рамках общей темы докторант являлся научным руководителем двух кандидатских диссертаций и ряда дипломных работ. Результаты исследования докладывались на Координационном совете Министерства культуры и
массовых коммуникаций Российской Федерации (Чебоксары, 2006), на секции «Социальное партнерство вузов культуры и искусств и работодателей» международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве» (Москва, 2007).
Этапы исследования
Первый этап (1999-2002 гг.). Изучение и анализ философской, истори-ко-педагогической, социологической, культурологической литературы, исследований по теории социально-культурной деятельности, народной художественной культуре и народному творчеству многонационального населения России. Анализ состояния теории и практики подготовки специалистов этнокультурной деятельности в вузах культуры и искусств. Выявление комплексного философско-культурологического, этнологического и психолого-педагогического подхода к теме. Накопление эмпирического материала, наблюдение за работой этнокультурных центров и объединений, комитетов по делам национальностей в Восточной Сибири. Констатирующий эксперимент осуществлялся на базе Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств и её филиала в г. Чите, Арктического государственного института искусств и культуры, Бурятского республиканского училища культуры, Иркутского областного колледжа культуры, Забайкальского краевого училища культуры, Иркутского государственного педагогического колледжа №1. В этот период уточнялись рабочая гипотеза исследования, условия организации и проведения формирующего эксперимента, определялась база исследования.
Второй этап (2002-2008 гг.). Социально-педагогический эксперимент. На основе анализа массива диссертационных работ, монографий по профессиональному образованию и социально-культурной деятельности осуществлена разработка теории интеграции социально-культурных институтов в процессе формирования будущих специалистов этнокультурных объединений для Восточной Сибири. Выстроена система концептуальных положений, содержания и механизмов социального партнерства. Определены пути его
реализации. Проведено региональное «Исследование и прогнозирование развития кадрового обеспечения учреждений социально-культурной сферы Восточной Сибири» (2001-2005 гг.) в Иркутской и Читинской областях, Республиках Тыва, Саха (Якутия), Бурятия.
На основе накопленного положительного опыта уточнялись и формулировались сущностные характеристики концепции и модели интеграции социально-культурных институтов в процессе формирования будущих специалистов этнокультурных объединений, разрабатывались интегрированные технологии, выявлялись закономерности участия социальных партнеров в педагогическом процессе, варианты экстраполяции на высшие и средние специальные учебные заведения отрасли.
Третий этап (2008-2009 гг.). Обобщение результатов исследования, оформление и внедрение их в практику региональных вузов культуры и искусств (Московский и Казанский государственные университеты культуры и искусств, Челябинскую государственную академию культуры и искусств, Орловский и Белгородский государственные институты искусств и культуры и другие вузы, реализующие образовательные программы по специальности «Народное художественное творчество» и направлению «Народная художественная культура»).
Научная новизна результатов исследования состоит в решении крупной научно-прикладной задачи - разработке теории и практики интеграции деятельности социально-культурных институтов в процессе формирования будущих специалистов этнокультурных объединений с учетом специфики национально-региональной культурной политики и современных тенденций развития высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства.
В результате исследования:
1.Осуществлен комплексный научный анализ и обобщен опыт интеграции социально-культурных институтов в процессе формирования будущего специалиста этнокультурной деятельности; показаны современные тенден-
ции интеграционных процессов в социально-культурной сфере и профессиональном образовании, подчеркивающие специфику взаимодействия вузов и государственно-общественных организаций как в подготовке будущих специалистов для сферы культуры и искусства, так и решении государственных задач в области сохранения и развития традиционной культуры народов России.
2. Выявлено место этноконнотированных социально-культурных институтов в процессе реализации национальной культурной политики в полиэтническом регионе; предложена дефиниция этнокультурного объединения как формы самоорганизации этнической группы, проживающей в полиэтническом окружении, ее объединения, выполняющего совокупность социально-культурных функций (свободная реализация культурной самобытности этнической группы, сохранение и развитие родного языка, традиций, обычаев и обрядов и т.д.), осуществлена классификация этнокультурных объединений.
3.Определено место высшего профессионального образования- в сохранении и развитии культурного многообразия- России, роль специалиста этнокультурной деятельности в организации этнокультурных объединений, реализации ими социально-культурных функций (формирование национального самосознания, осуществление этнической социализации, этноконсолидация этнической группы и снятие межнациональной напряженности, формирование толерантной региональной культурной среды и др.), реализации приоритетных направлений содержания деятельности (культурно-просветительной, художественно-творческой, научно-исследовательской, воспитательной и
ДР-)-
4.Применен институциональный подход к определению сущности профессии руководителя этнокультурного центра, что позволило идентифицировать ее как социальный институт с позиций функциональности, историчности, системности, структурности, психологичности.
5.Раскрыта сущность интеграции деятельности социально-культурных институтов в формировании будущего специалиста этнокультурного объеди-
нения с позиции системно-структурного подхода в создании концепции и структурно-динамической модели ответственного социального партнерства, подразумевающей:
интеграцию педагогических парадигм, включающую: а) новое социально-культурное измерение профессионального образования как концепция интеграции российского высшего образования в мировое образовательное пространство; б) культуросообразность и культуротворчество как концепция освоения личностью интегрированного содержания этнической, полиэтнической и мировой культуры в образовательном процессе вузов культуры и искусств; в) межкультурно-партисипативный подход как вариант интеграции деятельностного участия социальных партнеров в формировании будущего специалиста; г) субъектно-деятельностный подход как обогащающая парадигма интеграции личности и социально-культурного института как акторов национальной региональной культурной политики и инновационного развития профессионального образования в вузах культуры и искусств;
ответственное социальное партнерство в сфере профессионального образования как интегративную систему отношений учебных заведений и различных субъектов работодателя, которая ориентирована на подготовку творчески и профессионально грамотных специалистов, мобильных и легко адаптирующихся к рынку труда. Основу концепции составляют идеи: 1) успешность адаптации молодых специалистов к условиям профессиональной деятельности в этнокультурных объединениях, определяемая уровнем их конкурентоспособности, органическими составляющими которой являются: профессиональная направленность и самоопределение, развитие творческого потенциала и профессионально важных качеств, социальной компетентности; 2) требования к будущим специалистам этнокультурной деятельности, определяемые современной динамично развивающейся сферой культуры и искусства, перспективными направлениями развития профессиональной деятельности и типичными затруднениями, испытываемыми молодым специалистом; 3) многофункциональное взаимодействие вуза и социальных партнеров
на всех этапах его профессиональной подготовки в соответствии с задачами, содержанием и особенностями каждого этапа'; 4) компетентностный подход как ориентация на цели-векторы формирования будущего специалиста: обу-ченность, сомоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности;
интеграцию усилий социальных партнеров в развитии профессии руководителя этнокультурного центра и проектировании подготовки будущих специалистов: моделирование содержания подготовки, его методического обеспечения, условий для освоения практической деятельности и т.д.;
основные механизмы стратегического и тактического социального партнерства через: академические образовательные округа (комплексы); попечительские советы; ассоциации работодателей, выпускников и др.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит:
в обосновании совокупности теоретических положений и выводов, способствующих развитию социально-культурной сферы, через новое осмысление миссии этноконнотированных социально-культурных институтов, обеспечивающих сохранение и развитие культурного многообразия народов России, формирующих на основе национальной культуры новое российское самосознание; целенаправленно способствующее консолидации нации, сохранению единого социокультурного пространства страны, воспитанию толерантного отношения к многокультурному миру;
в разработке научной концепции и структурно-динамической модели интеграции деятельности социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений, направленных на решение задач модернизации профессионального образования, создание теоретико-методологических и технологических механизмов вхождения российских вузов культуры и искусств в мировое образовательное пространство;
-в теоретическом и методическом обосновании ведущих принципов интеграции деятельности социально-культурных институтов в формировании
будущего специалиста, ядром которого является ответственное социальное партнерство, среди них:
целостность, системность и последовательность как совокупность всех проектируемых действий социальных партнеров как единого целого с многообразными внутренними связями и элементами внешней среды. Отражает в интегрированной образовательно-воспитательной деятельности всю полноту необходимых форм, методов и средств партисипативного управления процессом профессионального становления специалистов этнокультурной деятельности;
демократизация и вариативность - как условие организации совмест
ных действий партнеров в формировании специалиста, включает: плановость
в подготовке будущих специалистов, соблюдение государственного образо
вательного стандарта, участие работодателей в разработке вузовского компо
нента содержания профессионального образования и внесение корректив в
образовательный процесс в связи с требованиями рынка труда и занятости;гуманизация - создание благоприятного психологического климата, способствующего выработке положительной установки на учебно-трудовую деятельность студентов; переход к субъект-субъектным отношениям, позволяющим развиваться каждому компоненту института социального партнерства и др.;
фундаментализация - установление реальной связи между привлечением социальных партнеров к образовательной деятельности в период теоретического и практического обучения, формирование потребности в непрерывном повышении своего профессионально-образовательного уровня;
партисипативность - коллективность в реализации основных идей, положений и условий взаимодействия и сотрудничества социальных партнеров;
этнокультурная коннотация - объединение усилий социальных партнеров в этнокультурной деятельности, обеспечивающей сохранение и развитие культурного многообразия народов России;
в рассмотрении профессии руководителя этнокультурного объединения как социального института, определении исторических этапов развития профессии, выявлении ее социальной роли и функциональности, социальной значимости;
в уточнении базовых понятий «интеграция социально-культурных институтов», «этноконнотированные социально-культурные институты», «этнокультурное объединение», «этнокультурная деятельность», «профессиональная этнокультурная деятельность», расширяющих понятийный аппарат педагогической науки;
в определении закономерностей и механизмов интеграции деятельности социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений.
В диссертации впервые исследованы малоизученные аспекты деятельности этнокультурных центров, дана их классификация, показаны варианты регионального развития; раскрыты уровни и критерии интегрированного участия социальных партнеров в формировании будущих специалистов, показано их влияние на становление их профессионализма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты внедрены:
в деятельность этнонациональных культурных центров Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, домов национальностей, детских центров традиционной культуры народов, домов ремесел и фольклора Восточной Сибири;
в практическую деятельность Московского и Казанского государственных университетов культуры и искусств, Восточно-Сибирской и Челябинской государственных академий культуры и искусств, Арктического, Орловского и Белгородского государственных институтов искусств и культуры, а также других высших учебных заведений, реализующих специальность «Народное художественное творчество» и направление «Народная художественная культура»;
- в учебно-воспитательный процесс Бурятского республиканского учи
лища культуры, Забайкальского краевого училища культуры, Иркутского об
ластного колледжа культуры, Иркутского государственного педагогического
колледжа №1.В процессе исследования разработано методическое и технологическое сопровождение концепции и структурно-динамической модели «Интеграция социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений», включающее:
- типовую учебную программу по дисциплине «Руководство этнокуль
турными центрами»;-учебные программы по курсам «Организация и управление этнокультурными центрами», «Основы этнопедагогики», «Народная художественная культура», «Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками» и их учебно-методическое сопровождение в виде учебных и учебно-методических пособий, контрольно-измерительных материалов и др.;
- программы спецкурсов и спецсеминаров для студентов и руководите
лей этнокультурных объединений по проблемам интеграции деятельности
социально-культурных институтов в реализации региональной национальной
культурной политики, способствующие становлению профессионального ин
тереса к решению задач воспитания межкультурной толерантности населе
ния региона;-программы курсов повышения квалификации и компетентности специалистов этнокультурных объединений, мастер-классов для руководителей детских художественных коллективов в этнокультурных центрах.
Автор являлся грантополучателем и автором проектов «Детский Центр традиционных культур народов Бурятии», «Исследование и прогнозирование развития кадрового обеспечения учреждений социально-культурной сферы Восточной Сибири» по программе «Культура России 2001-2005 гг.».
Выводы исследования могут служить основой для дальнейшего организованного развития в регионах этноконнотированных образовательных сис-
тем, отвечающих этнокультурным запросам населения и интегрированных в систему профессионального образования. Ряд положений диссертационного исследования может быть использован в научных и учебных изданиях по проблемам формирования специалистов, послужить материалом дальнейших исследований.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования апробировались на:
международных симпозиумах: «Традиционный фольклор в полиэтнических странах» (Улан-Удэ, 1998); «Байкальские встречи-Ш: Культура народов Сибири» (Улан-Удэ,2001); «Этнокультурное образование: совершенствование подготовки в области традиционных культур» (Улан-Удэ, 2003); «Байкальские встречи-V» (Улан-Удэ,2005); «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве» (Москва, 2007);
международных конференциях: «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2002); «Высшее профессиональное образование Сибири как гарант устойчивого развития региона» (Улан-Удэ, 2002); «Образование и глобализация» (Улан-Удэ, 2004); «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2004); «Культурное наследие -свет миру» (Москва, 2007);
всероссийских конференциях: «Художественное образование и духовное развитие личности» (Якутск, 2002); «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» (Волгоград, 2003); «Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования» (Казань, 2003); «Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации» (Москва, 2004); «Модернизация содержания социокультурного образования: методология, теория, практика, проблемы» (Казань,2006);
межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах: «Этнопсихология и этнопедагогика в школах Восточной Сибири» (Улан-
—Удэ,1994); «Профессиональная подготовка и переподготовка специалистов
социокультурной сферы Восточной Сибири» (Улан - Удэ, 2002); «Кадровое обеспечение социально-культурной сферы Восточной Сибири: состояние и перспективы развития» (Улан-Удэ, 2003) и др.
Достоверность основных теоретических положений и научных выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, предметной определенностью, междисциплинарной научно-теоретической базой; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его терминологических, структурных и инструментальных характеристиках; репрезентативностью и валидностью данных экспериментальной работы; качественным и количественным анализом результатов исследования; экспериментальным подтверждением научных выводов исследования.
Положения, выносимые на защиту:
I. Сущность интеграции этноконнотированных социально-
культурных институтов проявляется на основе системно-структурного подхода на следующих уровнях: методологическом, где интеграция совокупности знаний, методов, форм о влиянии объективных и субъективных факторов на деятельность всех компонентов интегративного процесса. Кризисное состояние общества вызывает кризисы национальных отношений, особенно проявляющиеся шовинистические и национал-экстремистские настроения, антигуманные действия по отношению к национальным меньшинствам, мигрантам в социуме. Ослабить и предотвратить их способны социально-культурные институты этнокультурной направленности, которые представляют собой развернутую систему, включающую национальные представительства, национально-культурные автономии, центры, объединения, землячества, союзы и т.д.
На теоретическом уровне обеспечивает функционирование социально-культурных институтов этнокультурной направленности, выполняющих социально значимые цели, функции сохранения и развитиятрадиционной культуры этнической группы, выполнения членами этноса своих социальных ро-
лей, задаваемых этнокультурными ценностями, нормами и образцами поведения в полиэтническом сообществе.
В данном контексте этнокультурные объединения являются регуляторами национальной культурной политики в регионах, выступают особым институтом гражданского общества, способным привлекать этнические диаспоры к участию в решении проблем социума, и современным учреждением культуры, организующим воспитательную, культурно-просветительную, до-суговую и иную деятельность полиэтнического населения.
На технологическом уровне профессия руководителя этнокультурного объединения связана с социально-культурной сферой, разработкой и реализацией региональной национально-культурной политики, сохранением и развитием традиционной народной культуры. Специалист должен владеть современными инновационными технологиями реализации системно-структурного подхода.
II. Профессия специалиста этнокультурной деятельности характеризуется как: область приложения сил, деятельности и проявления личности специалиста; исторически развивающаяся система; творчески формируемая реальность. Анализ развития профессии и ее современного состояния на основе системно-структурного подхода и интеграции с наукой, культурой, средствами массовой информации позволяет видеть ее значимую роль в создании гражданского общества и правового, демократического государства, высокоэффективной экономики, качественного образования и развитой социально-культурной сферы.
Развитие профессии руководителя этнокультурного центра, преподавателя, основанное на методологии системно-структурного подхода, базируется на следующих условиях (В.И. Введенский и др.):
- социальной функциональности профессии руководителя этнокультурного объединения (демократизм, гуманизация, сохранение и развитие традиционной народной культуры, приобщение к ее традициям населения, улучше-
ниє межнациональных отношений, этнокультурное развитие личности, воспитание межэтнической толерантности и т.д.);.
-историчности (этапы развития профессии);
-конкурентоспособности профессии (востребованность специалистов на рынке образовательных услуг);
-непрерывности системы этнокультурного образования (детский сад -школа -дополнительное образование - система профессионального образования -постдипломная подготовка), наличия маневренности образовательных программ, разнообразие этнокультурных технологий и др.
Объектом профессиональной деятельности будущего специалиста является этнонациональный культурный центр - общественное (или государственно-общественное) объединение, создаваемое в целях содействия развитию национальной культуры, национальных традиций и обычаев, национального языка и народных промыслов. Сегодня в России сложилась развернутая сеть этнонациональных культурных центров: региональные, республиканские, областные, городские, сельские национально-культурные центры; этнокультурные центры возрождения малой родины или возрождения культуры малочисленных народов; этнокультурные центры духовного направления; этнокультурные центры; творческие объединения; детские этнокультурные центры.
III. Интеграция деятельности социально-культурных институтов в процессе формирования специалистов этнокультурных объединений на основе целевого, системного, деятельностного, структурно-синергетического, ак-меологического, педагогического подходов представляет собой систему, направленную на максимальное участие всех социальных партнеров в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, координирующих их активность, основанную на выработке и применении общих подходов, методов, деятельности, мониторинга деятельности. Интегративный подход базируется на четырех основных парадигмах: мировой интеграции в образовании; интеграции образования, культуры и личности (культуротворчество);
межкультурно-партисипативной, субъектно-деятельностной, которые пронизывают все компоненты модели: цели и задачи профессиональной деятельности, вытекающие из макроситуации в стране, потребностей и интересов государственных институтов, а также личностного развития специалиста; обучающую и учебную деятельность, включающую содержание и структуру обучения, дидактические принципы и технологии профессионального образования; результаты обучения, среди которых профессиональная компетентность и профессионализм будущих специалистов.
IV. Концепция интеграции социально-культурных институтов, системо
образующей основой которой выступает институт социального партнерства
как система сотрудничества, основана на открытых соглашениях между раз
личными социальными институтами, подразумевающими понимание, совме
стную работу и совместно принятые стратегические и оперативные планы по
подготовке специалистов этнокультурной деятельности.Ведущими принципами социального партнерства выступают: целостность, системность, последовательность; демократизм и вариативность; гуманизация; фундаментализация; партисипативность; этнокультурная коннотация.
Системный эффект социального партнерства «вуз культуры и искусств -этнокультурные центры» заключается в объединении совместных усилий, направленных на подготовку творчески и профессионально грамотных специалистов, мобильных и легко адаптирующихся к рынку труда, в создании платформы поддержки профессионального становления специалиста и сохранения уникального культурного многообразия в регионе.
V. Структурно-динамическая модель интеграции социально-культурных
институтов в формировании специалистов этнокультурной деятельности
включает совокупность блоков-модулей: 1. Модуль реализации государствен
ной национальной культурной политики. Зона взаимодействия: интеграция
вузовской (академической) науки и практики; прогнозирование в развитии от
расли, региональной политики отрасли, разработка новых востребованныхинновационных программ, определение потребности в кадровом обеспечении и т.д.; 2. Модуль сохранения и развития традиционной культуры. Зона взаимодействия: прогнозирование и проектирование развития этнокультурных объединений, создание творческих коллективов, проектирование развития этнокультурной индустрии, создание бизнес-инкубаторов на базе вузов культуры и искусств и др. 3. Образовательный модуль. Зона взаимодействия: партнерское участие в организации образовательного процесса: создание системы ранней профориентации, профессионализация будущих специалистов; участие работодателей в чтении специальных курсов, проведение семинаров и практикумов, руководство практическими работами и т.д.; проведение занятий на базе работодателя; развитие программ проектного обучения и т.д. 4. Результативный модуль. Зона взаимодействия: создание корпоративной системы качества профессиональной готовности выпускников к этнокультурной деятельности, критерии и уровни развития1 профессионализма у будущих специалистов.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности исследуемой проблемы, формулируются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выделяются этапы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, представляются апробация и внедрение результатов исследования.
В первой главе «Методологические основания интеграции социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений» проводится анализ отечественной и зарубежной литературы по следующим направлениям: интеграция как предмет исследования гуманитарными науками и явление системно-структурной методологии; сущность социально-культурных институтов, их миссия в сохранении культурного
многообразия России и профессиональном формировании будущих специалистов; парадигмальный подход в определении психолого-педагогических оснований взаимодействия социально-культурных институтов в формировании будущего специалиста.
Во второй главе «Интеграция социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений: теоретический анализ» рассматриваются теоретические аспекты интеграции социально-культурных институтов, дается исторический анализ и характеристика профессии руководителя этнокультурного центра как социально-культурного института, рассматривается совокупность этнокультурных объединений как объекта профессиональной деятельности, анализируется профессиональное становление будущего специалиста как интегративная деятельность социально-культурных институтов.
В третьей главе «Концептуализация интеграции деятельности социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений» представляются концепция и модель взаимодействия социально-культурных институтов в профессиональном становлении будущего специалиста, определяются основные механизмы ее реализации.
В четвертой главе «Эффективность реализации концепции и модели интеграции социально-культурных институтов по формированию специалистов этнокультурных объединений» дана общая характеристика организации экспериментальной работы (вузовского, регионального и межрегионального) по организации деятельности социальных партнеров вуза по формированию будущего специалиста, описано содержание формирующего эксперимента, выявлена результативность авторской концепции и структурно-динамической модели профессионального становления специалиста этнокультурной деятельности.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, отмечается, что проведенное исследование рассматривает наиболее актуальную проблему теории, методики и организации социально-культурной деятельности - инте-
грацию деятельности социально-культурных институтов в профессиональном становлении специалистов этнокультурных объединений, на которых возлагается ответственная миссия по сохранению культурного многообразия народов России, воспитания у россиян системы современных ценностей и общественных установок, передовых отечественных культурных традиций и интеграции их в новую ценностную систему общества, обеспечивающей подлинную гражданственность и патриотизм.
Интегративный потенциал социально-культурных институтов в реализации национально-культурной политики России
Социально-культурный институт является важным звеном всей социальной системы общества, которое создается активной деятельностью его субъектов. По мнению Э. Гидденса, общество не сотворено никем в отдельности, а производится и воспроизводится участниками социального событии, при этом каждый член общества является практикующим социальным теоретиком, осуществляя всякого рода взаимодействия [409.Р. 14-15]. Следовательно, в создании толерантного поликультурного общества социально-культурным институтам принадлежит важная роль.
В самом широком смысле понятие социального института распространяется на все сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится к любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере. -Как отмечают социологи (А.И. Кравченко, М.С. Комаров, П.Л. Бергер и др.), понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с целями и потребно стями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент системы, интегрирующий и корректирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни [164.С. 197], а также отражает культурный облик нашего общества (Ю.П. Андреев, Т.И. Заславская, Н. Коржевская, Н.Б. Костина, А.И. Кравченко, И.И. Лейма, Л.А. Седов, А.А. Шабанова, М.Ф. Черныш и др.).
Концепция социального института является результатом междисциплинарного синтеза различных теорий и подходов. Термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского: instltutum - означает установление, устройство, учреждение. В современном значении понятие «социальный институт», так же, как и понятие культуры в целом, ввел Б. Малиновский. Со второй половины XIX века к институтам общества стали проявлять повышенный интерес философы, социологи, а затем политологи и экономисты. Так, философы определяют его как элемент социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни. Юристы обозначают «институт» как отдельный комплекс норм права, регулирующий определенную группу общественных отношений одного порядка и обычно составляющих часть соответствующей отрасли права. Культурологи вычленяют расширенный смысл (институция) - стихийно сложившийся и функционирующий порядок (норма) осуществления какой-либо культурной функции, как правило, никем не регулируемой специально (традиции, ритуалы, обычаи, философские течения и т.д.). По мнению А.Я. Флиера, под понятие культурный институт попадают не только стационарные коллективы людей, исполняющие что-либо, но и сами процедуры исполнения этого (например, институт инициации, институт похорон, институт богослужения и т.п.) [374.С.168].
Следовательно, социальный институт можно представить как организованную систему социальных связей, призванную удовлетворять основные потребности общества и входящих в него индивидов. Словарь «Современная западная социология» подчеркивает эту направленность социального института, который представляет собой «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов» [326]. В этом контексте актуально мнение западных социологов Дж. Бернарда и Л. Томпсона о социальном институте как совокупности и сложной конфигурации норм, традиций, верований, установок, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.
Вместе с тем, институт - это совокупность ценностей, которые связывают людей, и система действий, в которую они включены. Как указывает Т. Парсонс, ценностный образец «может стать структурной частью социальной системы только в случае установления его взаимодействия с областью взаимодействия» [264.С.721-722]. Следовательно, речь идет о субъектно-деятельностном подходе в рассмотрении понятия «социальный институт».
Западный социолог П. Блау положил ценности в основу классификации существующих социальных институтов, выделив: 1) интегративные институты, увековечивающие партикуляристские ценности, поддерживают социальную солидарность и сохраняют четкий характер и идентичность социальной структуры. Т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе; 2) диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений; 3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей [407]. На это указывает «Российская социологическая энциклопедия», отмечающая, что понятие «институт» подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы [302]. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни.
Национально-культурные объединения как объект профессиональной деятельности
Российская Федерация является многонациональным государством, в котором действует конституционный принцип равноправия и самоопределения народов. Создаваемые структуры современного гражданского общества направлены на удовлетворение многих потребностей людей. К ним, в первую очередь, относятся потребности в пользовании родным языком, свобода в выборе языка межнационального общения, воспитания, обучения, сохранения культурной самобытности и психологического склада народа и др.
Многие инициативы самоорганизации этнонациональных сообществ зачастую формируются снизу, самими гражданами по собственной инициативе. Как- справедливо отмечал еще в XIX века немецкий ученый Г. Елленик, самые разнообразные человеческие интересы все более и более объединяют отдельных лиц во множество групп. Исследователь указывал, что образование корпораций, берущее начало главным образом в сфере индивидуальной свободы, является самым мощным средством для группировки гражданского общества [цит. по: 235]. Отсюда следует, что общественные объединения, организации, ассоциации, направленные на сохранение и развитие этнокультурного многообразия России, являются важнейшим инструментом формирования гражданского общества.
В исследовании Т.Г. Бортниковой этнокультурное объединение рассматривается как важнейшее условие формирования этничности личности, через включение в деятельность по освоению и пропаганде народной культуры [58].
Исследователь социально-культурной интеграции личности в сфере досуга Д.В. Шамсутдинова подчеркивает еще одно важнейшее назначение национально-культурного объединения - обеспечение инкультурации и самореализации личности, на основе личностной мотивации и максимального учета индивидуальности в деятельности объединений [388.С.185].
Таким образом, национально-культурное объединение является важнейшим условием интеграции личности и поликультурного сообщества, поскольку, с одной стороны, обеспечивает этническую идентификацию личности, самореализацию и признание личности этнической группой, а с другой стороны, выполняет интегрирующую и нормативно-предписывающую функции. Национально-культурные объединения обладают значительным интеграционным потенциалом, они выполняют свою гуманистическую миссию, способствуя предотвращению социальных конфликтов, реальному равенству прав и возможностей людей разных национальностей в полиэтническом сообществе.
Обращение к понятию «общественные объединения» потребовало анализа ряда нормативных документов. Так, в Федеральном законе «Об общественных объединениях» дается следующее определение: «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе-общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» [368.G. 19 ]. В этом контексте словарь «Национальные отношения» дает определение «национального культурного центра, национального общества» как общественного объединения, создаваемого, как правило, в крупных городах и промышленных центрах, в столицах республик в целях содействия развитию национальной культуры, национальных традиций, национальных обычаев, национального языка и народных промыслов [237.С.109]. В словаре подчеркивается, что инициаторами создания таких центров и обществ являются- национальные1 меньшинства, заинтересованные в сохранении своей культуры. Они призваны содействовать удовлетворению национальных интересов, и потребностей граждан национальной группы. Таким образом, важным, принципом, на котором основывается общественное объединение, является- объединение на основе общих интересов и целей.
Таким объединяющим национальные меньшинства интересом в рубежные десятилетия XX-XXI веков стало возрастание этнического самосознания народов. На этой основе появилось большое число общественных объединений, активно поднимающих вопросы правового обеспечения национального развития рассеянно, дисперсно проживающих групп этносов и каждого отдельного гражданина, принадлежащего к данному этносу.
По подсчетам специалистов, сегодня в мире существуют около 3,5 тыс. этнических групп, проживающих в 190 государствах. Диаспора - одна из социальных форм существования этнических групп. Этимологически термин «диаспора» имеет греческое происхождение, он обозначает рассеяние, пребывание значительной части народа вне страны его происхождения. В науке он стал применяться ко всем этническим группам, которые по ТЄМ или иным причинам были оторваны от своего народа, но продолжали сохраняться,как особая этническая-общность.
Диаспору можно рассматривать как этническую общность, пребывающую за пределами не только исторической родины, но и титульного политико-административного образования. Они могут быть представлены этническими группами как проживающими компактно, так и рассеянно, дисперсно. Диаспору как этническую общность (черту) характеризуют такие признаки национальной самобытности, как язык, национальная культура, национальное самосознание.
Моделирование взаимодействия социально-культурных институтов по формированию специалистов этнокультурных объединений
Моделирование является одним из методов современной педагогической-науки. Это оптимальный и экономичный способ фиксации научного"знания. Модель любого объекта (явления, процесса и т. д.) можно представить как некий другой объект, исследование которого служит средством получения знания об объекте-оригинале. Моделирование предполагает совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов, то есть весь организационно-методический инструментарий педагогического процесса, направленный на решение поставленной цели.
Разработка модели социального партнерства вуза и работодателя в профессиональном становлении специалиста - руководителя этнокультурного центра, конкурентоспособного на рынке труда, адаптивного к его изменениям предполагает новое осмысление многих компонентов сотрудничества и взаимодействия, определяющих стратегию развития профессионального образования в сфере культуры и искусства, конкретизацию ее в специфике социально-культурных проблем региона: Концепция интеграции социально-культурных институтов в профессиональном становлении специалистов этнекультурной деятельности должна стать частью национально-культурной политики региона.
Моделирование в педагогической науке используется достаточно широко. В работах Л.А. Беляева, В.В. Краевского, Н.Ф. Талызиной, В.А. Штофа раскрывается смысл понятия «модель». Так, Л.А. Беляева рассматривает ее как образец, в котором дается характеристика объекта, отмечает, что методы моделей основаны на сходстве функций. В теории познания: любой вид модели строится с учетом, общих характеристик и частных признаков. Л.А. Беляева, исследуя функции процесса моделирования, предлагает рассматривать в единстве познавательную и «неразрывно связанную с ней формирующую функцию, так как модель является не только инструментом познания, но и раскрывает состояние моделируемого объекта, несет в, себе-структуру того, чего еще нет в объективной реальности» [41 .С.70-90].
В.А. Штоф, рассматривает модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания». Он рассматривает моделирование как основу методологии в педагогике, как путь познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений [396].
В.В. Краевский определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования». При моделировании любого процесса он предлагает проанализировать структуру его движения. Ученый подчеркивает, что любая функционирующая система - это совокупность элементов, характеризующих ее в какой-либо момент осуществления того или иного процесса. Динамическая природа процесса определяется им как переход из одного состояния в другое, от одного элемента к другому. Каждая переходная стадия отличается своими функциями в решении разнообразных задач функционирования [172].
А.Ф. Зотов, рассматривая модели педагогических систем, выделил ряд формальных критериев, среди которых: цельность- выделение существенных зависимостей между объектными областями; стабильность — основывается на воспроизводимости, показывающей жизнеустойчивость модели в разнообразных условиях и технологичности, способности проверяться в реальном эксперименте; или наблюдении; наблюдаемость,— необходимость связывать ключевые моменты теоретической: модели с реальными фактами,, которые можно фиксировать в изучаемой области объектов; обозримость — включение минимально-достаточного числа параметров.
Определяя; содержательную сторону моделирования; исследователи выделяют следующие критеришоценки модели: связанность, которая предполагает определение5 зависимостей между объектными,- областями; стабильность, основными признаками которой; являются воспроизводимость и технологичность;. наблюдаемость, то есть возможность фиксации и отслеживания важные параметровімоделируемого;объекта [цит. по: 350].
Кмодели предъявляются следующие требования:. 1) модель должна давать корректное описание основ t функционирования системы; 2) постулаты; используемые для? построения, должньг соответствовать реальным свойствам, элементам моделируемых систем и взаимосвязям элементов; 3) доводить модели до уровней, когда становится возможным делать выводы, проверяемые экспериментально. Єтрого представленная модель выражает простоту (в построении) и сложность (в отражении). Основу ее составляет теория подобия, которая требует соблюдения при моделировании определенных условий. Анализ массива диссертационных исследований проблем профессиональной подготовки специалистов позволил выявить, что авторами разработаны и апробированы различные модели: оптимизационная; творческо-развивающая; в подготовке студентов к творческой управленческо-педагогической деятельности (Л.А. Шипилина);. управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием в регионе (Ю.Н. Петров); профессиональной подготовки выпускника, адаптивного к рынку труда (О.Ф Амарова) и др.
Интеграция деятельности социально-культурных институтов в создании единого культурно-образовательного пространства
Как было показано в концепции и модели «Интеграции социально-культурных институтов в профессиональном становлении будущих руководителей этнокультурных объединений», становление специалиста есть целостное, системное образование. Для всех его компонентов характерно содержательное и организационное единство, взаимосвязь и взаимодействие между собой. В организации экспериментальной работы мы исходили из того, что профессиональное становление будущего специалиста обусловливается соблюдением ряда внутренних условий: оптимальным сочетанием интересов всех участников эксперимента; готовностью профессорско-преподавательского состава вузов и коллективов этнокультурных объединений к работе в инновационных условиях; высоким уровнем профессиональной подготовки специалистов, работающих в русле концепции автора.
Организация формирующего эксперимента по подготовке специалистов этнокультурной деятельности обеспечила выявление и решение следующих противоречий: -между пониманием значимости и конкурентоспособности специальности на рынке труда в регионе и недостаточностью участия всех заинтересованных социальных партнеров в практике подготовки кадров для региональных этнокультурных центров, землячеств, объединений и т.д.; - между осознанием необходимости участия профессионального сообщества в профессиональном становлении специалиста и недостаточностью разработанных механизмов социального партнерства; -между декларируемостью гуманистических ценностей (индивидуальность самоопределения, свобода, саморазвитие, взаимодействие) и несостоятельностью действующих вариантов развития личности специалиста во взаимодействии вузов и этнокультурных объединений, отражающихся в пассивности использования интегрированного потенциала вуза, учреждений культуры и этнокультурных центров; -между со-творческим характером организации образовательного процесса, ведущим компонентом которого является педагогическое взаимодействие, и ограничением результатов только итоговыми показателями обученное студентов (результаты зачетно-экзаменационных сессий, победы в научно-практических конференциях, национальных фестивалях и т.д.).
По нашему мнению, процесс профессионального становления специалистов этнокультурной деятельности осуществляется как взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами и носит объективный характер, подчиняясь ряду современных тенденций.
Во-первых, изменения социально-экономической и культурной сферы регионов. Например, объединение регионов Иркутской области и Бурятского Усть-Ордынского автономного округа, Читинской, области и Агинского Бурятского автономного округа. Кроме того, кардинальные изменения в социально-культурной сфере Восточной Сибири и Севера, связанные с появлениєм национальных программ развития, инновационной организации культурно-просветительной работы с различными группами и слоями населения, созданием современных досуговых центров.разных форм собственности и др. Сюда следует отнести и постоянно меняющуюся этническую картину, внутренние и внешние миграционные потоки, которые меняют ее составляющую.
Во-вторых, изменение статуса этнокультурного центра, первоначально возникшего как государственно-общественное объединение и ставшего учреждением культуры современного типа. Такая постановка вопроса требует постоянного участия органов местного самоуправления, региональных руководителей по формированию кадрового потенциала, что обозначено в Федеральном законе от 06:10.03 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления.в Российской Федерации».
Методическими указаниями по реализации вопросов, местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов [222], национально-культурные и этнокультурные центры отне-сены к учреждениям, определены.их функции и нормативы финансирования сотрудников (см. таблицу18) [168].
Определенные министерством функции этнокультурных центров направлены на решение важнейших государственных задач в области сохранения как традиционной культуры народов России, так и культурного многообразия. Согласно им, подготовка руководителей этнокультурных центров для городских и сельских поселений является заботой администрации, которая заинтересована в сотрудничестве с образовательными учреждениями культуры и искусств.
В-третьих, успешность профессионального становления будущего специалиста определяется- степенью соответствия целей, содержания, средств интегративной деятельности социальных институтов, результатом которой является конкурентоспособность, ранняя адаптированность к профессиональной деятельности молодого специалиста, развитость его профессиональной компетенции и профессионально-значимых качеств личности.
Похожие диссертации на Интеграция деятельности социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений: системно-структурный подход