Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село") Нагорский Николай Викторович

Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село")
<
Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село") Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село") Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село") Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село") Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село") Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село") Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село") Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село") Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село")
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нагорский Николай Викторович. Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : СПб., 1998 260 c. РГБ ОД, 61:99-13/647-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление и развитие социально-культурных функций музеев России 19 - 113

1.1. Музей как явление культуры и средство нравственно-эстетического воспитания 19 - 85

1.2. Музей-заповедник «Царское Село» в истории и культуре России 8 6 - 113

Глава II. Организационно-педагогические основы реализации культуросозидающего потенциала музея 114 - 15 9

2.1. Расширение и обогащение содержания и форм социально-культурной деятельности 114 - 138

2.2. Развитие туризма 139 - 159

2.3. Музейная педагогика как средство обеспечения эффективности культурно-просветительной деятельности 160 - 209

Заключение 210 - 217

Литература 218 - 237

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Духовное богатство любого народа в значительной мере предопределяется его способностью сохранять свою историческую память, беречь и развивать национально-культурные традиции, формировать подрастающие поколения на примере отцов. Существенную роль в решении этой задачи играют музеи, которые собирают, сохраняют, реставрируют, классифицируют и экспонируют ценности истории и культуры. Каждый элемент музея - это оживший подлинник национального наследия, достояние отечества, его духовная ценность, обладающая огромным культуросозидающим потенциалом. Однако, для его реализации ! необходимо, чтобы эти ценности не оставались "вещью в I себе", а были востребованы обществом, использовались как I средство удовлетворения потребности современников в осмыслении духовного мира разных эпох, в познании своей истории.

Современный музей не может быть лишь кладезью а раритетов, он должен органично вписаться в современную

I культуры, принять на себя обеспечение преемственности

I культурно-исторического развития, нравственно-эстетическое

;! воспитание подрастающего поколения, вовлечение людей в мир подлинных духовных ценностей. Каждый музей может и должетг стать центром духовной жизни региона, институтом социально-культурной деятельности, опирающейся на сконцентрированные в нем ценности истории и культуры. Однако сегодня этому мешает недостаточная защищенность со стороны государства и общества; присущая многим музеям односторонняя ориентация на историю/ научная неразработанность методологии и методики использования музейной экспозиции как средства вовлечения разных групп населения в социально-культурную деятельность.

Сложившиеся противоречия между объективными культуросозидающими возможностями художественных, историко-мемориальных и иных музеев и реальным уровнем их использования породило проблему, разрешение которой обусловило необходимость и целесообразность осуществления теоретико-эмпирического исследования, цель которого раскрыть сущность и специфику музея как института социально-культурной деятельности.

Из этой цели вытекали задачи:

1. Раскрыть роль музея как явления культуры и средства нравственно-эстетического воспитания.

2. Выявить специфику становления и развития социально-культурной функции музеев России.

3. Определить организационно-педагогические основы реализации культуросозидающего потенциала музеев.

4. Обосновать пути и средства превращения музеев в центры духовной жизни региона.

Объект исследования: музеи России как институты социально-культурной деятельности.

Предмет исследования: процесс реализации социально-культурных функций современного музея.

База опытно-экспериментального исследования: Государственный музей-заповедник "Царское Село".

База сравнительного исследования: Государственный музей-заповедник "Павловск", "Государственный музей "Исаакиевский собор", Псковский государственный объединенный музей-заповедник, Государственный Пушкинский музей-заповедник, Государственный Московский Дарвиновский музей.

Историческую базу исследования составили документы:

- Российского Государственного исторического архива Российской Федерации;

- Российского Государственного архива литературы и искусства;

Научно-библиографического архива Российской Академии художеств;

- Архива Государственного музея-заповедника "Царское Село";

- Российского Государственного Архива Военно-Морского Флота;

Архива Государственного музея истории Санкт-Петербурга;

Отдела рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки.

Степень научной разработанности проблемы: Вопросы функционирования системы музейной деятельности издавна привлекали внимание историков, философов, культурологов-психологов, педагогов, искусствоведов.

Начиная с 1727 года, когда появилась первая серьезная научная публикация К.Найколя и И.Канольда о природе музея в мировом музееведении, опубликован широкий ряд

монографий, каталогов, путеводителей, методических и учебных пособий, которые разносторонне освещают сложный процесс становления музейного дела и в, частности, принцип организации и функционирования художественных и историчико-мемориальных музеев. Наибольший интерес среди них для предмета нашего исследования представляют публикации Д.Мерри, Х.Закса, А.Уиттли, Ф.Тайдора, Ф.Клемма, З.Александра, А.Бедини, К.Шрайнера, Дж. Льюиса, З.Странского, И.Неуступного, И.Бенеша, И.Яна. В российском музееведении в этом плане особо следует отметить работы М.Х.Алешковского, К.П.Белавской, И.Т.Будылина, Г.Н.Бутикова, Г.В.Вилинбахова, С.С.Гейченко, М.В.Гнездовского, А.И.Голышева, М.Ш.Доминова, В.Ю.Дукельского, И.В.Заболотной, А.Б.Закс, Н.З.Крейн, К.Г.Левыкина, И.П.Лощинина, Г.М.Малицкого, С.А.Овсянниковой, С.В.Ольденбурга, И.А.Орбели, Б.Б.Пиотровского, Ю.П.Станюковича, Б.А.Столярова, Д.И.Тверской, Л.М.Шляхтиной, Ф.И.Шмит. Принципиальное значение для дальнейшего развития музейного дела имеет нашедший отражение в печати конструктивный опыт практической деятельности таких руководителей музеев России, как А.И.Аксенова, В.И.Аникович, И.А.Антонова, В.А.Гусев, И.В.Дубов, С.М.Некрасов, М.Б.Пиотровский, И.А.Родимцева, И.П.Саутов, И.В.Шалахов, А.И.Шкуркб которые в самых сложных социально-экономических условиях демонстрируют способность не только сохранять, но и обогащать лучшие традиции успешного использования музейных

экспозиций в нравственно-эстетическом воспитании разных групп населения.

Вместе с тем, положение многих памятников истории и культуры не только местного, но и мирового значения можно назвать критическим. Не удается остановить процесс дальнейшей деградации, а их реставрация ведется крайне медленными темпами. Накапливаются до опасного уровня экологические проблемы. Остаются нереализованными планы музейного и туристского освоения. Все это зачастую происходит на фоне крайне низкого уровня социального развития территорий.

В качестве примера можно назвать Соловецкие острова. Здесь более двадцати лет ведутся реставрационные работы, но фактически не восстановлен полностью ни один объект даже в Соловецком кремле. Состояние же многих памятников на территории бывших монастырей, скитов трагично - они могут разрушиться, исчезнуть в течение ближайших нескольких лет. Отсутствует целостная концепция использования отреставрированных памятников, поэтому недостаточно ясной представляется будущая судьба даже частично восстановленных объектов.

Основной причиной нарастания негативных явлений является, прежде всего ведомственная несогласованность и раздробленность действий по восстановлению памятников и обеспечению их функционирования как музеев. Существующий экономический механизм не способствует эффективному хозяйствованию и достижению конечных результатов. Важно подчеркнуть, что неоднократно принимаемые

правительственные постановления по известнейшим объектам культурного наследия (пример: Соловки, Кижи) практически не дали никаких результатов и не остановили процесса их разрушения. Это обусловлено также тем, что постоянно внедрялись административно-командные методы управления восстановительными работами и хозяйством историко-культурных районов была взята ориентация на ведомственное их развитие.

Сегодня нельзя говорить о возрождении национально-культурных традиции без Сохранения Кижей, Кирилло-Белозерского монастыря, Ферапонтова, других архитектурных шедевров, имеющих мировую славу. Многие из них имеют даже солидный статус музея-заповедника, что однако не спасет их от разорения и небрежения.

Полноценная программа работ по возрождению памятников страны должна включать развернутую систему мероприятий по выявлению, восстановлению, изучению, сохранению и использованию культурного и природного наследия. Необходимо решение именно такой пяти-единой задачи во всем комплексе. Существовавшая практика показала, что ни само выявление памятника, ни постановка его на учет и государственную охрану, ни ведение реставрационных работ еще не могут обеспечить его сохранение как культурного достояния народа.

Сложным проблемам социальной педагогики и прикладной культурологии, связанным с приобщением человека к историко-культурному наследию и формированием исторической памяти, посвящены работы М.А.Ариарского, Д.М.Генкина,

Т.Г.Киселевой, Н.Ф.Максютина, А.П.Маркова, А.А.Сукало, Б.А.Титова, Г.А.Тишкина и других специалистов, однако, ряд принципиально важных аспектов реализации социально-культурного потенциала, музейных учреждений не нашли необходимого освещения в теории и не получили методического толкования на практике.

Существенное отставание теории и методики культурно-просветительной деятельности в научном осмыслении развития музеев как центров духовной жизни региона обусловило характер нашего исследования, гипотеза которого исходила из того, что эффективность функционирования музея, вступающего в информационное общество XXI века, находится а прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы поисково-охранительной и научно-экспозиционной деятельности, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активное культурное творчество, принимает на себя функции института социально-культурной деятельности, изначально ориентируя любую экспозицию на конечный результат, проявляющийся в воздействии музея на нравственный облик и эстетическую позицию посетителя.

Методической основой исследования стала принятая в философии, культурологии и педагогике (С.Н.Иконникова, М.С.Каган, .В.Т.Пуляев, Э.В.Соколов и др.) концепция . исходящая из того, что в центре экономических, политических, духовных и любых иных процессов Есегда • остается человек и закономерности его жизнедеятельности и развития. Это системообразующее начало предопределяет и

восприятие духовных ценностей, которые собраны в музеях России.

Исследование строилось на принципах историзма, на взаимосвязи экономических, политических и социально-культурных явлений и процессов, на гуманистической концепции общественного развития В.И.Вернадского, П.Тайяр де Шардена, Н.К.Рериха, А.Швейцера и символической концепции культуры К.Леви-Строса, М.И.Бахтина, А.Ф.Лосева и Ю.М.Лотмана.

Мы исходим из того, что культурное наследие категория историческая. Памятники истории и культуры, собранные в музеях, приобретают особую значимость, если учесть, что специфика человеческого мышления проявляется в том, что оно не может воспроизвести историю вне учета знаний, накопленных многовековым опытом, одной из форм выражения которого являют собой музейные экспонаты.

Системный и исторический подходы позволили воспроизвести во всей конкретности и хронологической последовательности генезис каждого музея, процесс его становления, его реальное место в социально-культурной среде.

Методология исследования учитывала, что, во-первых, сам музей включен, как один из элементов, в более широкую систему, звеньями которой выступают человек - посетитель-музея, культурно-историческая среда. Музей, таким образом, выступает как посредник, необходимое звено между индивидом и культурной средой. Он передает своими средствами индивиду комплекс духовных ценностей, идей, эмоций,

присущих данному этносу, его традиций. Тем самым музей включает индивида в культурно-исторический процесс.

Во-вторых, системный подход позволил выявить внутренние механизмы жизнедеятельности музея, его инфраструктуру, детерминированные функции поиска, отбора, классификации, реставрации, хранения, экспонирования музейных ценностей и их использования в духовной жизни общества.

В экспозиции музеев, представляющих лучшие образцы архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, в используемых в социально-культурной деятельности музеев лучших традиций, литературы, музыки, хореографии, фольклора, ритуалах, обрядах, праздниках, костюме, бытовом убранстве, прикладном творчестве и иных компонентах народно-традиционной культуры мы видели концентрированное отражение культурной памяти, культурного наследия.

Современные музеи концентрируют в себе историческую память, отвечающую мышлению современного человека, воспринимающего развитие мира как процесс; они формируют эмоциональную память, стимулируя духовные переживания человека. Тяга к историческим документам природного или рукотворного характера, отражающим сложные процессы в мировом развитии, прослеживается с давних времен. Крут-людей, занимающихся сбором, хранением и пропагандированием культурного наследия, несомненно, составлялся из наиболее подготовленных и интеллектуально развитых представителей своего времени, чутко улавливающих и отражающих в своих

действиях нарастающий в обществе интерес к культурному наследию. Человечество неоднократно сталкивалось с настоятельной потребностью определить свое отношение к историческому прошлому, шел поиск национально-культурной идентичности. В цивилизованном обществе в решении этих вопросов неоценимую помощь оказывает музей. Доверие к музею как к устойчивому социальному институту с открытой системой, способной к самоорганизации и развитию, чрезмерно высоко. Музеи России являются частью общемирового достояния. Их коллекции отличаются масштабностью, разнообразием, глубиной проработки материала. Без России невозможен всесторонний анализ развития мировой культуры, ее музейные фонды содержат материал, раскрывающий весь процесс мирового развития. В частности, вне России невозможно изучение античных золотых и серебряных изделий, изделий Востока или работ отдельных европейских мастеров или цехов XVI-XVIII вв., не говоря уже о произведениях. русского искусства. Процесс формирования многочисленных российских коллекций во многом совпадал с аналогичным процессом, проходившем в Западной Европе. В стране формировались музейные собрания различных типов: картинные галереи (пинакотеки), собрания оружия (цейхгаузы), коллекции медалей и монет (мюнц-кабинеты), а также собрания предметов смешанного состава (кунсткамеры)Т" Особенности политического развития страны накладывали свой отпечаток и на процесс музейного строительства. Инициаторами создания музеев, равно как и проводниками государственной политики в музейном деле, стали

представители верховной власти. Под их началом активно создавались первые музеи и обеспечивалось их финансирование. Государственный заказ в интеллектуальной сфере, отражавший общественную потребность, приводит к созданию первоклассных коллекций. Родоначальница русских музеев, предшественница высшей художественной школы России московская Оружейная палата была учреждена в начале XVI в. при Оружейном Приказе. Соединение под руководством государства высших художественно-производственных мастерских и музея способствовало сохранению огромного числа великолепных памятников русского и иностранного декоративного искусства. Превращение России в XVIII в. в музейную державу мирового значения совпадает с ее общим утверждением в Европе. В XVIII веке формируются ее торговые, дипломатические и культурные связи с ведущими европейскими странами, что приводит к появлению потребностей в культурных преобразованиях. Петр I, приобретая отдельные произведения искусства и целые коллекции, уловил общественный интерес в сфере культуры наиболее передовых представителей развивающегося общества. Используя власть для интеллектуального насилия над частью общества, он объективно создавал базу дальнейшего государственного музейного строительства. Именно в XVIII веке в России появляются государственные нормативные актБгг" регламентирующие охрану и собирание культурных и исторических ценностей. Сбор и охрана памятников искусства и старины были признаны делом государственной важности. Просветительная работа верховной власти начала XVIII в., с

использованием всех существующих государственных коллекций, в условиях развивающегося общества привела к необратимым последствиям в области культуры. Почти массовым становится коллекционирование предметов искусства в состоятельных кругах. Десятки дворцов наполняются предметами искусства, формируются целые частные галереи, где подбор осуществлялся систематически, с большим художественным чутьем и вкусом (А.С.Строганов, 1733-1811). В широких образованных слоях русского общества под руководством государства формируется понимание значения общедоступных музеев, и постепенно инициатива в деле их организации переходит к общественности. Государственная власть и общественность в России в деле становления музеев образуют своеобразный тандем, передавая инициативу друг другу. Поступательное развитие в музейном строительстве связано с поступательным развитием страны в целом. Реформы 60-х гг. XIX в. активизировали художественную жизнь страны. Музеи, в том числе и государственные, перестали быть прерогативой столиц.

Методология нашего исследования учитывала важнейшую особенность воздействия экспозиции музея, проявляющуюся в том, что она захватывает человека целиком, активизирует все его физические и, в первую очередь, духовные силы и способности, одновременно воздействует на его сознание vr эмоциональную сферу. При этом, уровень восприятия этих ценностей культуры значительно повышается благодаря тому, что в силу исторически сложившейся близости этого искусства менталитет у россиян активно проявляет себя

эффекте ассоциативности восприятия и сопричастности к духовным ценностям Отечества.

Методика и организация исследования строились на использовании системы взаимодополняющих методов историко-культурного, искусствоведческого, социологического, социально-психологического и социально-педагогического анализа. В процессе теоретико-эмпирического исследования широко применялся метод сравнительного и структурно-функционального анализа, было изучено более 400 документов и иных архивных материалов, многие из которых впервые стали предметом научного обобщения.

Важнейшим компонентом исследования стал длившийся 10 лет включенный формирующий социально-педагогический эксперимент, в рамках которого диссертант выступал и как исследователь, и как первый заместитель директора дворцово-паркового комплекса "Царское Село", видевший в опытно-экспериментальной деятельности эффективное существо научно обоснованного совершенствования качества функционирования музея-заповедника.

Научная новизна исследования проявилась в обосновании социально-педагогической модели взаимосвязи научно- исследовательской, реставрационно-охранительной, художественно-экспозиционной и разносторонней культурно- просветительной деятельности, позволяющей преобразовать посетителя музея из объекта воздействия экспозиции и экскурсовода в субъекта социально-культурного творчества, опирающегося на музейные ценности и педагогически направленного специалистами музейного дела.

Исследование позволило принципиально перестроить систему отбора, оценки, хранения, реставрации и экспонировании раритетов, видя в них не только и не столько историческую и культурную самоценность, сколько средство историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания разных групп населения.

Практическая значимость исследования проявилась в обосновании и успешной апробации модели функционирования современного музея как института социально-культурной деятельности, позволяющего превратить его в центр духовной жизни, вовлекающей в мир культуры и культурного творчества жителей региона и разнообразные потоки туристов.

Вывод и рекомендации, обобщенные на основе осуществленного формирующего социально-педагогического эксперимента, позволили разработать и ввести в практику Санкт-Петербургской государственной академии культуры и систему повышения квалификации специалистов музейного дела учебный курс "Социально-культурная деятельность музеев и заповедников". Опытно-экспериментальная работа в музее- заповеднике "Царское Село" способствовала существенному совершенствованию качества его деятельности и стала одним из факторов позволивших в 1997 году придать ему статус "особо ценного объекта истории и культуры Российской Федерации". —

Достоверность исследования обеспечена широтой и длительностью опытно-экспериментальной деятельности (1987-1998 годы); системой взаимодополняющих методов педагогического, социологического, искусствоведческого,

социально-психологического и историко-культурологического анализа; открытостью формирующего социально-педагогического эксперимента, последовательно оценивающегося в печати и научно-практических конференциях.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством докладов диссертанта на 18 научных семинарах, конференциях и заседаниях Президиума Ассоциации музеев России, на ученом совете музея-заповедника "Царское Село" и в Ассоциации музеев России четырежды обсуждались публикации автора по теме исследования.

На защиту выносятся:

1. Организационно-педагогическая модель функционирования современного музея как института социально-культурной деятельности, обеспечивающая вовлечение разных групп населения в активные формы общения с раритетами отечественной истории культуры и позволяющая преобразовать посетителей из объектов - музейного воздействия в субъектов социально-культурного творчества, опирающегося на экспозицию музея и педагогически стимулируемого специалистами музейного дела.

2. Принципы отбора, оценки, хранения, реставрации й экспонирования ценностей отечественной и мировой истории и культуры, ;изначально ориентированных на кокечнєйі результат, проявляющийся в более эффективном воздействии музея на эстетические позиции и нразстзенкый облик посетителя.

З. Психолого-педагогический механизм органичного взаимодействия научно-исследовательской, реставрационно-охранительной, художественно-экспозиционной и культурно-просветительной деятельности, опирающейся на опыт ведущих музеев мира, реализующий информационные технологии 90-х годов XX века и использующий феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на посетителей.

Музей как явление культуры и средство нравственно-эстетического воспитания

Человеку свойственно отражать свое отношение к окружающей действительности средствами искусства. Это издревле проявлялось в наскальной живописи, в иллюстрациях к Библии, в архитектуре, танце, изобразительном искусстве, в одежде, прическе, бытовом убранстве. С Древнего Востока, от египетских фараонов и китайских императоров, пришла в современный мир традиция сохранять для потомков ценности истории и культуры, которая впоследствии переросла в систему создания музеев, архивов, библиотек и других форм хранения и пропаганды историко-культурного наследия.

На Руси первые документы о ценностях, хранившихся в Киевских церквях, датируются 1202 годом. Несколько позже аналогичные материалы, характеризующие предметы военного снаряжения и бытового убранства, появились в Великом Новгороде, Пскове, Ярославле, других Российских городах. В Московской оружейной палате, вобравшей в себя историко-бытовые экспонаты Патриаршей палаты, Конюшенного и Казенного приказов, была собрана большая коллекция оружия, доспехов, знамен, которая позволяет судить об истории, создания как Московского княжества, так и Российского государства.

К моменту выхода России на мировую арену как великой державы, Петр I мог опереться на широкий круг специалистов, обладающих необходимыми профессиональными качествами собирателей, хранителей и пропагандистов национально-культурного достояния Отечества. Это позволило ему в 17 07 году организовать в Адмиралтействе выставку, посвященную русскому флоту, которая впоследствии стала основой Военно-морского музея, а в 1714 году открыть Кунсткамеру - первый в стране государственный естественнонаучный музей.

Путешествуя по Европе, Петр I активно приобретал произведения искусства выдающихся мастеров и целые коллекции художественных ценностей, а с 1716 года направлял туда своих полномочных, которым поручал покупать для России произведения античных и западно-европейских художников, скульпторов, ювелиров.

Как свидетельствует Н.И.Павленко1 в 1717 году было куплено 18 полотен старых мастеров, в 1718 году - еще 20. Начиная с 1718 года посланцы Петра I ежегодно отправляли в Россию большие партии произведений искусства.

В 1720 году был издан Указ о доставке в Сенат древних грамот, книг, «курьезных писем». В 1712 году из книг Аптечной канцелярии в Кунсткамере образовалась библиотека, которая к 1716 году насчитывала около 5000 томов, в 1725 -достигла 11000 томов. В 1717 году в Голландии были приобретены 117 картин и размещены в Петергофе в Больишм дворце, в Монплезире / среди них - полотно Рембрандта «Прощание Давида с Ионафаном» /. Произведения западноевропейских художников постепенно становились частью обстановки императорских дворцов. Известные в Европе собрания Рюйша и Себа, приобретенные в 1716 - 1717 годах, обогатили первоначальную коллекцию Кунсткамеры.

В ХУІІІ - XIX веках в России появляются государственные нормативные акты, регламентирующие отбор, оценку и хранение ценностей культуры и истории1. Система отбора, сохранения и популяризации памятников истории и культуры стала делом государственной важности.

Развитие государственных музеев было теснейшим образом связано с политической и экономической ситуацией в стране, с индивидуальными качествами царствующих особ. После смерти Петра І в развитии дворцовых галерей и музеев наметился застой, хотя процесс приобретения и собирания в дворцовых и музейных хранилищах произведений искусства при Анне Иоановне и Елизавете Петровне осуществлялся достаточно активно.

Важным этапом в развитии музейного дела в России стало царствование Екатерины II, которая в 1764 году положила начало коллекции картинной галереи Зимнего дворца. В течение всего 34-летнего периода пребывания на троне она скупала полотна выдающихся мастеров изобразительного искусства, собирала статуи, рисунки, гравюры, изделия из фарфора, серебра, золота, драгоценностей, а также книги, монеты, медали, минералогические коллекции. Особенно увлекалась Екатерина собиранием резных камней и по богатству их подбора Эрмитаж стоит на одном из первых мест среди европейских музеев.

По указанию императрицы для ее огромных коллекций были построены специальные здания музейного типа, соединенные внутренними переходами с Зимним дворцом. Малый и Старый Эрмитаж, имели характер дворцовых покоев, но со временем, по мере размещения в них художественных ценностей, приобрели значение музейных помещений.

Основание Военно-морского музея, Эрмитажа, музея Академии художеств приходится на XYIII век, однако статус государственного музея в этот период имела только Кунсткамера. Собрания Эрмитажа официально преобразовались в дворцовый музей в 1803 году, а Оружейная палата была провозглашена государственным музеем в 1810 году. Изменение их статуса свидетельствовало о признании значения собранных в них ценностей как национального наследия России.

Музей-заповедник «Царское Село» в истории и культуре России

В системе непреходящих ценностей отечественной и мировой истории и культуры значительное место занимает музей-заповедник «Царское село» - блистательный образ архитектуры и садово-паркового искусства, историко-мемориальный комплекс бывшей летней резиденции российских императоров, место притяжения туристов, центр духовной жизни и отдыха петербуржцев.

Государственный музей-заповедник «Царское село» создан на основании Декрета Совета народных Комиссаров от 18 мая 1918г. и реорганизован в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 января 1984г. «О создании государственных художественно-архитектурных дворцово-парковых музеев-заповедников в городах Ломоносове, Павловске, Петродворце и Пушкине».

Указом Президента РФ от 20 февраля 1995г. Государственный музей-заповедник «Царское село» определен объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, а 2 апреля 1997г. Президент РФ издал Указ № 27 5 «О внесении Государственного музея-заповедника «Царское село» в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

В настоящее время Государственный музей-заповедник «Царское село» включает в себя большую часть территории огромной Парадной Царской резиденции, созданной на протяжении двухсотлетнего периода от Петровского времени до последних Романовых. Его дворцы, парки, павильоны, памятники военной славы являются наглядной энциклопедией истории русской архитектуры, паркостроения и декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв., созданной лучшими мастерами прошлого.

Царское село неразрывно связано с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей русской культуры. По исторической и художественной ценности, количеству и разнообразию памятников культуры музей-заповедник уникален и смело может претендовать на почетное место среди лучших, всемирно-известных ансамблей мира. Успешное возрождение его памятников после страшных разрушений периода войны 1941-45 годов, огромная работа, проведенная по сохранению и изучению доставшихся нам в наследие сокровищ, богатство и приумножение музейных фондов - делают его центром эстетического, исторического и патриотического воспитания, средоточением научно-просветительной деятельности.

В соответствии с Уставом и другими нормативными актами основными функциями Государственного музея-заповедника «Царское село» является изучение, сохранение и реставрация на научной основе входящих в его состав памятников истории и культуры с их интерьерами-, исторической и культурной средой, памятных мест и связанных с ними территорий, пропаганда музейными средствами культурного и природного наследия.

Исходя из этой целевой установки музей-заповедник определил для себя следующие виды деятельности: 1. Научно-исследовательская работа, в первую очередь ориентированная на обеспечение научной реставрации и воссоздание недвижимых и движимых памятников, входящих в ансамбль. 2. Охрана памятников истории и культуры в пределах своей территории. 3. Разработка концепции развития ансамбля и музеефикации недвижимых памятников. 4. Реставрация и капитальный ремонт всего комплекса дворцов, музеев и парков. 5. Ведение музейной работы в соответствии с Уставом, Законом о музейном фонде и другими законодательными, нормативными актами РФ и Санкт-Петербурга, а также собственной научной концепцией. 6. Учет памятников, входящих в состав ГМЗ, выявления новых, их изучение и паспортизация. 7. Осуществление рекламно-информационной и издательской деятельности, производство и реализация различных видов сувенирной продукции. 8. Проведение экспозиционно-выставочной, экскурсионной, лекционной и других форм культурно просветительной работы с разными группами населения. — 9. Развитие инфраструктуры услуг для посетителей. 10. Осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, включающей: а) выставки в России и за рубежом (временный вывоз); б) документальные и научные кино- фото- телесъемки совместно с отечественными и иностранными фирмами.

Расширение и обогащение содержания и форм социально-культурной деятельности

История Царского Села, основанного Петром І в 1710г., объединяет .почти три столетия. За время своего— существования дворцово-парковый комплекс стал подлинной сокровищницей искусства, средоточием реализованных творений мысли и рук человеческих. Его парки созданы лучшими мастерами ландшафтного искусства, дворцы и павильоны возведены талантливейшими зодчими XVIII - нач. XX века. Достаточно упомянуть такие имена, как А.Квасов, С.Чевакинский, Ф.Б.Растрелли, Ю.Фельтен, Ч.Камерон, В.Неелов, Дж.Кваренги, В.Стасов, А.Менелас, А.Видов и др.

Дворцы и другие многочисленные памятники архитектуры украшены крупнейшими русскими и иноземными скульпторами, в том числе П.Баратта, Дж.Бонацца, И.Мартосом, В.Демут-Малиновским, И.Витали и др./ живописцами Дж.Валериани, И.Вельским, П.Градицци, В.Шебуевым и др.; выдающимися мастерами декоративно-прикладного искусства. «Вся Вселенная, кажется, содействовала украшению этого дворца, - писал о Екатерининском Царском Селе поэт и искусствовед Э.Голлербах1, - Италия самыми редкими мраморными произведениями резца и мозаическими картинами; Индия и Южная Америка устлали паркеты драгоценным деревом и блестящим перламутром; Пруссия доставила янтарь свой, Саксония, Китай, Япония приготовили для царскосельских чертогов свой пестрый фарфор; Тибет представил редких странных своих истуканов, древние - уборы сосуда; Франция лионские шелка, мебель, картины; Англия - изделия Веджвуда... Да всего не перечесть».

Большая часть этих произведений искусства сохранилась до настоящего времени и составляет основу музейных фондов музея-заповедника. —

Неповторимый мир царскосельских дворцово-парковых ансамблей влечет и волнует воображение не только совершенными созданиями искусства: в раззолоченных анфиладах дворцов и затейливых павильонах, в тишине тенистых аллей и в обелисках славы живет поэзия истории. История поэзии напоминает о себе на каждом шагу: «Здесь столько лир повешено на ветки».

Поражающее своим великолепием Царское Село явилось «созданием ясным» в торжественных одах М.Ломоносова, Отечеством оно стало для А.Пушкина. Каждый памятник, каждая статуя, сама природа прекрасных парков невольно воспринимается сквозь магический кристалл пушкинской поэзии. Пушкинскую привязанность к «садам Лицея» унаследовали многие русские поэты разных поколений: Ф.Тютчев, И.Анненский, А.Ахматова, Вс.Рождественский, О.Берггольц. Атмосфера искусства и поэзии красота старинных царкосельских парков неизменно притягивает писателей, художников, музыкантов. С царскосельским дворцово-парковым ансамблем - «городом муз» - связаны имена выдающихся деятелей отечественной культуры Н.Карамзина, Н.Гоголя, А.Толстого, В.Шишкова, О.Форш, художников П.Чистякова, А.Головина. К.Петрова-Водкина, композиторов М.Глинки, Ю.Шапорина и многих других.

Памятники Царского Села - свидетели многих-достопамятных событий российской истории XVIII - нач. XX века. Александровский дворец стал местом заключения последнего императора Николая II. В 1918г. постановлением Совета Народных Комиссаров дворцово-парковыи ансамбль

Царского Села был национализирован, превращен в музей и культурно-просветительный центр. Парки стали любимым местом отдыха ленинградцев. В годы Великой Отечественной войны дворцово-парковыи ансамбль Царского Села значительно пострадал, частично или полностью были разрушены архитектурные памятники, похищены и уничтожены многие произведения искусства. Однако, наиболее ценные музейные экспонаты удалось эвакуировать уже в первые месяцы войны.

Возрождение Царскосельского ансамбля стало новым свидетельством творческого созидания и всенародной любви к Царскому Селу.

Восстановление дворцов и парков Царского Села поистине титаническая задача, выпавшая на долю музея -успешно решается вот уже на протяжении 50 лет.

Выдающийся вклад реставраторов в восстановление дворцово-паркового ансамбля пригородов Санкт-Петербурга, в том числе, Екатерининского дворца, впервые был отмечен государством в 198 6г. высшей наградой того времени Ленинской премией. Признанием особой историко-культурной значимости ансамблей Царского Села в восстановленном виде стало включение его в Список Всемирного наследия (ЮНЕСКО).

Достойной оценкой значительного вклада музея-заповедника «Царское Село» в возвращение утраченных ценностей, реставрацию и восстановление памятников" архитектуры и искусства стало отнесение музея-памятника к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

За последние десять лет благодаря последовательному восстановлению дворцовых залов и павильонов, парковых сооружений, расширению и пополнению музейных фондов музей-заповедник «Царское Село» стал крупнейшим историко-художественным музеем и культурным центром Петербурга, вызывающим постоянно растущий интерес не только отечественных и зарубежных туристов, специалистов, реставраторов, но и первых лиц великих держав мира (Франции, Великобритании, США, Германии и др.). Музеи и парки Царского Села ежегодно посещает боле 2,5 миллиона человек.

Музей-заповедник при этом строго следует исконным традициям Царского Села в прославлении отечества и воспитании патриотических чувств, является «достойным памятником военной славы России». Ярким тому свидетельством стало участие в праздновании 300-летия Российского Флота, широкомасштабные реставрационные работы на всех мемориальных памятниках в Екатерининском и Александровском парках, торжественное открытие после реставрации Чесменской колонны.

Развитие туризма

Успешное функционирование музея-заповедника «Царское Село» и его будущее как центра духовной жизни в значительной мере зависят от развития туризма. Для ведущих музеев мира туризм - это важнейший канал пропаганды достижений национальной истории и культуры и, в то же время, важнейшее средство расширения базы финансирования. У музея-заповедника есть великолепная основа привлечения туристов, для которых знакомство с представленными здесь шедеврами архитектуры и искусства - это праздник общения с прекрасным. Отзывы туристов буквально из всех стран мира (включая Турцию, Италию, Францию, Великобританию, Японию, США и т.д.) свидетельствуют, что они считают дворцово-парковый комплекс в Царском Селе непревзойденной жемчужиной архитектуры искусства, которой уступает даже Фонтенбло и Версаль.

Вместе с тем, туризм - это не только собственно Екатерининский дворец и прилегающий к нему парк. Современный туризм, с запросами людей, побывавших в Париже, Лондоне, на Швейцарских озерах или фешенебельных курортах Средиземноморья, - это разветвленная инфраструктура (гостиницы, дороги, рестораны, магазиныТ обеспечивающая комфортный досуг, и, учитывая данное обстоятельство, мы, разрабатывая программу социально-педагогического эксперимента, пошли по пути включения в нее не только собственно музея-заповедника, но и города

Пушкина (Царское Село) как культурной среды, обеспечивающей общее развитие туристской сферы.

С городом Пушкин связан в первую очередь образ одного из самых замечательных памятников архитектуры: созданного Б.Растрелли Екатерининского дворца - великолепной летней резиденции русских царей. Г.Пушкин вместе с Петергофом и Павловском является одной из самых известных и больших летних резиденций, которые были основаны Петром I, Елизаветой Петровной, Екатериной II и их наследниками, в окрестностях Санкт-Петербурга. Этот город тесно связан - о чем свидетельствует само имя - с великим русским поэтом Александром Пушкиным, который с 1811 по 1817 год обучался здесь в Лицее. Дух города, которому Голлербах дал имя «город муз», воспитывал не только царей и петербургскую аристократию, но и такие знаменитости как Лермонтов или Ахматова, которые здесь жили и творили.

Город Пушкин (Царское Село) расположен в 25 км южнее Санкт-Петербурга, за 30 минут можно добраться до него на электричке или на машине. Аэропорт Пулково лежит на трассе Пушкин - Санкт-Петербург, так что г.Пушкин для международного туризма имеет практически оптимальное транспортное сообщение.

Геометрический центр города Пушкин формируют Екатерининский и Александровский дворец с прилегающими парковыми сооружениями. Вокруг этого центра царской летней резиденции в шахматном порядке расположились кварталы города, большинство исторических построек которого относятся к XVIII и XIX столетию.

Легкая застройка, с включением многочисленных зеленых зон и городских парковых сооружений, производит впечатление великолепно расположенного и спланированного города-парка. Облик города в центре (вокруг Екатерининского и Александровского дворцов) определяется впечатляюще гомогенным архитектурным стилем, в традициях старого Царского Села, возникшего в качестве императорской резиденции и гарнизонного города. Этот стиль обозначен классическими элементами, гармоничной высотой зданий (как правило, 2 этажа) и гармоничным цветовым сочетанием желтой охры и белого. В позднейших постройках центра города в XX веке этот стиль был также сохранен. Так например, разрушенный во время Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов вокзал был в 1950 году восстановлен в прежнем виде. Гомогенный облик городского центра разрушают только два монументальных бетонных комплекса - ресторан «Витязь» и кинотеатр «Руслан», но и они, обладая определенными архитектурными достоинствами, вносят некоторое разнообразие в его общий колорит.

Особое значение имеют зеленые кварталы с особняками и виллами на западе Софии: с разрушенной Юсуповской виллой, дворцом Палей, Фридентальской колонией и другими постройками в стиле модерн.

Другая достопримечательность - Федоровский городо крепость в старорусском стиле, построенная последним русским царем Николаем II, как напоминание о русских архитектурных традициях. Федоровский городок, также как и расположенный напротив Федоровский собор, находятся в плохом состоянии. В настоящее время обе постройки реставрируются на средства церкви. В перспективе в Федоровском городке предполагается создать церковный конгрессныи центр. При соответствующем восстановлении этот ансамбль тоже может стать очень интересной туристической достопримечательностью.

Похожие диссертации на Музей как институт социально-культурной деятельности (На материалах государственного музея-заповедника "Царское Село")