Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала студентов вузов культуры
1.1. Проблемы развития творческого потенциала личности в педагогике, культурологии и смежных науках
1.2. Состояние и проблемы развития творческого потенциала студентов вузов культуры
1.3. Сфера свободного времени как фактор интенсификации процесса становления специалиста социально-культурного творчества
Глава 2. Пути реализации творческого потенциала студетов вузов культуры
2.1. Развитие клубов художественно-творческой направленности
2.2. Стимулирование индивидуально-творческих потенций личности студента
Заключение
Библиография
Список пуоликаций по теме диссертации Приложения
- Проблемы развития творческого потенциала личности в педагогике, культурологии и смежных науках
- Состояние и проблемы развития творческого потенциала студентов вузов культуры
- Развитие клубов художественно-творческой направленности
- Стимулирование индивидуально-творческих потенций личности студента
Введение к работе
Актуальность исследования. Коренные качественное изменений в общественной и государственной кивни России 90-х годов XX веха при всех издержках, сжеванных с глубоким экономическим, политическим кривисом, с потерей идеалов, которыми жили несколько поколений, с осложнением межнациональных отношений, тем не менее дали человеку самые широкие свободы, но вместе с тем поставили перед необходимостью проявлять инициативу, творить самого себя и окружавший мир, утверждать себя действием. В этой связи актуализируются потребности в воспитании самостоятельной личности, умеющей нестандартно мыслить, принимать новые решения и нести за них ответственность. Это ф предполагает изменение как целей, задач, содержания образова ния, так и методов формирования профессиональной культуры современной личности, и в частности, в системе подготовки специалистов для сферы социально-культурного творчества.
Решение этой проблемы во многом зависит от выбора педа-(+ гогических технологий, дидактической сущности образовательного процесса в целом, составляющих его учебных циклов и отдельных дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом.
между тем педагогическая практика вузов культуры показывает, что одного усвоения готовых знаний студентами и выработки соответствующих навнков в процессе обучения недостаточно для полноценного формирования и развития творческого потенциала будущих специалистов - организаторов социально-культурной деятельности: ведь творчеству человек может учиться
тогда, когда он реально поставлен в ситуацию, требующую оригинального нестандартного подхода.
Оцним ив возможных путей решения этой задачи является создание социально-педагогических условий развития профессионально-творческого потенциала студентов вузов культуры на базе органичного взаимодействия учебных и внеуче-бных куяьтурно-досуговых форм деятельности.
&вЦЕИЬ paBjalpraHBQCTj проблему. Анализ состояния изученности пробхемы дозволяет констатировать, что формирование и развитие творческих возможностей человека - это фундаментальная проблема не только педагогики и психологии, но и всей совокупности гуманитарных наук, всего человековедения. В соответствии с этим, характер исследования обусловил необходимость рассмотрения как самой концепции творческого потенциала личности, так и проблемы его развития в системе подготовки специалистов с высшим образованием.
Большой вклад в теорию и методологию изучения творческих возможностей человека, их содержания, структуры, социальных функций, отдельных уровней и типов внесла философия. В частности, античные мыслители Аристотель, Сократ, Платон, представитель немецкой классической философии И.Кант, философы XX века З.Фрейд, А.Камю, русский философ-экзистенциалист Н.А.Бердяев уделяли значительное внимание вопросам природы, сущности и механизмам творческого акта.
Среди современных исследователей в области философии творчества первостепенное значение для разработки проблем, раскрывающих сущность и природу творческой деятельности
человека, имеют работы представителе! отечественного диалектического материализма П.И.Дывшевого, Н.Г.Козина, Л.В.Яценко и др.
Параллельно с философией широкий круг вопросов, связанных с объяснением воэниконовеиня культуры как проявления творческой активности человека, затрагивает культурология. Данная проблематика нашла свое отражение в работах современных исследователей культуры - С.Н.Артановского, С.Н.Иконниковой, Э.В.Ильенкова, М.К.Петрова, Э.В.Соколова.
Принципиально важное теоретико-методологическое значение для разработки проблем развития творческого потенциала личности имев исследования по психологии творчества. В частности, вопросы диагностики и развития способностей личности как фундаментальной основы ее потенциала нашли свое отражение в трудах Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева, А.Н.Лук, В.Н.мяси-щева, Я.А.Пономарева, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова. Вопросам характеристики творческой личности в целостном и аналитическом, дифференцированном виде посвящены исследования отечественных ученых В.І.Дранкова, А.Эфроимсона, зарубежных - К.Тэйлора, Д.Холла, построенные на биографическом материале выдавшихся представителей науки и искусства.
Особое место в теории и практике формирования индивида занимают исследования, посвященные общим вопросам развития творческого потенциала личности в системе высшего образования. Среди современных исследователей проблем формирования творческих начал личности студента в высшей школе необходимо выделить Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского, Н.В.Кузьмину,
О.Г.Степанову.
Конкретнім проблемам совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузах культуры и его влияния на фор» мирование творческих качеств личности посвящены публикации многочисленных сборников научных трудов, издаваемых вувами культуры. В работах М.А.Армарекого, Т.Г.Киселевой» Э.А.Ну-руленко, А.В.Соколова и др. получихи освещение актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы культуры и искусства в современных социокультурных условиях. Различные вопросы теории и практики формирования профессионально-творческих качеств будущего специалиста социально-культурной сферы рассматриваются в работах Г.И.Анаыкиной, И. В. Аре» финой, Т.С.БибарцевоЙ, Н.А.Горбуновой, А. П.Хачатурян, Р. Костенки.
Характер настоящего исследования обусловил необходимость рассмотрения вопросов, связанных, прежде всего, с развитием творческого потенциала студентов вузов культуры во внеучебное время. Необходимо отметить, что вопрос развития личности студента во внеучебное время как комплексная самостоятельная проблема в отечественной науке специально не рассматривался . Разработка теоретических, методологических и практических вопросов использования внеучебных форм деятельности студентов как средства интенсификации процесса профессионального становления специалиста в высшей школе началась сравнительно недавно - в 70-е годы. Анализ ряда исследований по проблемам эффективного использования внеучебного времени позволяет выявить различные аспекты рассмотрения
данного вопроса: формирование профессиональных качеств во внеучебной деятельности (Л. Д.Матвиенко, М.К.Найденко, В.Ы.Ращупкин), формирование нравственно-зстетических качеств личности студента (В.С.Грехнев, Б.А.Смирнов, Т.Г.Томашевская).
Содержательный анализ исследований проблем развития творческого потенциала личности в высшей школе показал, что преимущественное внимание авторов, как правило, ограничивалось изучением отдельных аспектов данного вопроса. Наличие нового социального заказа, с одной стороны, и недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы, с другой,- предопределили необходимость и целесообразность осуществления данного исследования, цель которого заключается в выявлении социально-педагогических условий эффективного использования внеучебных форм деятельности студентов вузов культуры для стимулирования и развития их творческих потенций.
Целевая установка предопределила следующие задачи исследования:
- обобщить данные гуманитарных наук во взглядах на природу и сущность творческого потенциала личности;
- определить реальное состояние и проблемы развития творческого потенциала студентов в практике организации образовательно-воспитательного процесса вуза культуры;
- выявить созидательные возможности свободного времени в контексте профессионального становления специалиста сферы социально-культурного творчества;
- раскрыть художественно-педагогические принципы деятельности
студенческого театра-клуба; - разработать и внедрить методику педагогического стимулирования индивидуально-творческих потенций студентов вузов культуры во внеучебное время.
Рбъвкт__иссдедрвания - студенты факультетов культурологии вузов культуры, вовлеченные во внеучебные формы деятельности.
Предмет исследования - социально-педагогический процесс развития творческого потенциала студентов вузов культуры в условиях органичного взаимодействия учебных и внеучебных форм деятельности.
Экспериментальное исследование проводилось на базе студенческого театра-клуба "23" Самарской государственной академии культуры и искусств. Базой сравнительного исследования стал театр-студия Дворца культуры молодежи г.Санкт-Петербурга.
В основу исследования легла гипотеза, суть которой составило предполокение, что эффективность учебно-воспитательного процесса в вузах культуры, направленного на творческое развитие личности студента, значительно повысится, если наряду с существующими традиционными формами обучения будет использован созидательный потенциал свободного времени будущих специалистов, в рамках которого удастся внедрить внеучебные формы активизации деятельности студентов, стимулирующие профессионально-творческие поиски и развитие самостоятельности. Это позволит устранить стереотипы и блокировки
мышления, возникающие от обязательности, заданности, формализации учебных форм и процессов их усвоения.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили: принятое в философии, культурологии, психологии, педагогике положение о социально детерминированной сущности творческой деятельности и развития человека, проявляющихся в высшей ступени его активности, инициативы и самостоятельности (Г.С.Батищев, Д.Б.Богоявленская, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, В.А.Нрутецкий, Н.В.Кузьмина); концепции современных исследователей по проблемам студенческой молодежи, раскрывающие механизмы взаимодействия молодежной субкультуры с общими закономерностями социально-культурных процессов, происходящих в обществе (М.Б.Глотов, А.С.Запесоцкий, В.Т.Лисовский, А.Н.Семашко).
Исходным стимулом для разработки проблем развития творческого потенциала студенческой молодежи во внеучебное время послужила концепция культуросозидающих возможностей досуговой деятельности, разработанная в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств (М.А.Ариарский, Г.М.Биркенюк, А.Д.Марков, И.А.Новикова, Б.А.Титов, и др.).
Методы исследования. Цель исследования и характер решаемых задач предопределили необходимость комплексного подхода к использованию психолого-педагогических методов. В работе над диссертацией были использованы методы:
- теоретического анализа и синтеза фундаментальных научных разработок в области педагогики, культурологии и смежных
наук, документальных источников, отракащих тенденции развития высшего гуманитарного образования, научно-методических материалов;
- эмпирические методы, включающие наблюдения, тестирование, опрос, метод педагогического эксперимента, реализующий задачи поисково-констатнрующего и формирующего характера.
В процессе исследования использовался также метод системного анализа, с позиций которого рассмотрены структура и уровни развития творческого потенциала личности.
Методика исследования включала несколько этапов. На первом - теоретико-аналитическом этапе - изучалась история и теория вопроса, дан анализ основных проблем развития творческого потенциала как целостного интегративного качества личности. Цроведен анализ документального потока научных публикаций, директивных, правовых, справочных и иных материалов. В результате были обобщены выводы свыше 600 публикаций, которые позволили выявить как общие направления в понимании вопросов формирования и развития творческо-активной, культу-росозидающей личности, так и современные тенденции формирования творческих способностей индивида в системе подготовки специалиста с высшим образованием, и на этой основе определить суть проблемной ситуации.
На втором, диагностико-фиксирующем этапе, диссертант анализировал организацию образовательно-воспитательного процесса в вузах культуры с целью выявления состояния и проблем развития творческого потенциала студентов, изучался вопрос
применения нетрадиционных внеучебных форм деятельности как фактора развития личности студента и как средства оптимизации процесса профессионального становления будущего специалиста сферы социально-культурного творчества. Также предпринят анализ свободного времени студенчества и определена его специфика.
Третий, формирующий этап, заключался в проведении педагогического эксперимента, в ходе которого была осуществлена проверка выдвинутой гипотезы исследования и апробация методики педагогического стимулирования творческого потенциала студентов вузов культуры во внеучебной деятельности.
На четвертом, завершающем этапе, была проведена систематизация теоретического и опытно-экспериментального материала по итогам всего исследования, разработаны предложения по использованию внеучебных форм деятельности студентов в практике вузов культуры.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявились:
- в разработке теоретико-методологических и методических основ изучения творческого потенциала студентов вузов культуры как целостного интегративного образования личности, обеспечивающего проявление ее индивидуальности и результативность в решении задач будущей профессиональной деятельности;
- в распространении обоснованного Е. Б. Вахтанговым и др. новаторами русского театра принципа студийности на учебный процесс и на внеучебные формы культурно-досуговой деятельности, снимающего преграду между педагогом и студентом и изначально ставящего обучаемого в позицию субъекта познавательного и созидательного творчества;
- в выявлении эффективных приемов и методов педагогического стимулирования профессионально-творческой активности студентов во внеучебное время;
- в раскрытии худокественно-педагогических принципов деятельности студенческого театра-клуба как внеучебной формы, обеспечивающей активизацию творческого поиска будущих специалистов социально-культурного творчества;
- в обосновании путей оптимального сочетания объективных и субъективных факторов развития личности студента в системе подготовки специалиста с высшим образованием.
Практическая значимость исследования определяется в первую очередь, обоснованием механиама внедрения внеучебнюс форм развития творческого потенциала студентов в учебно-воспитательный процесс вузов культуры.
Разработанная технология педагогического стимулирования индивидуально-творческих потенций в контексте профессионального становления специалиста социально-культурной сферы позволяет на практике:
- усовершенствовать систему диагностирования профессионально-творческих способностей и качеств студентов;
- учитывать психолого-педагогические условия самореализации и саморазвития студентов во внеучебное время;
- формировать творческое отношение к будущей профессиональной деятельности.
Обоснованные в данном исследовании предложения по диагностике, формированию и стимулированию творческого потенциала студентов во внеучебной деятельности могут быть использованы в педагогической практике различных вузов гуманитарного
профиля, при составлении учебных программ, написании пособий по развитию профессионально-творческих способностей студентов.
Итоги теоретико-эмпирического исследования по проблеме развития творческого потенциала студентов вузов культуры во внеучебное время реализуется в новых результатах, которые выносятся на эауиту:
1) принцип личностно ориентированного учебного процесса в творческом вузе, обеспечивающий органичное единство требований общекультурного и профессионального развития и учета индивидуально проявляемых способностей, наклонностей, дарований;
2) распространение разработанного в рамках театральной педагогики принципа студийности на учебную и внеучебную деятельность как средства обеспечения эффективности творческого развития личности в вузе культуры, снимающего преграду между педагогом и студентом и изначально ставящего обучаемого в позицию активного субъекта познавательного процесса и созидательного творчества;
3) методика педагогического стимулирования индивидуально-творческих потенций студентов вузов культуры во внеучебное время, которая базируется на:
- создании благоприятных социально-педагогических условий для самореализации и саморазвития личности студента в процессе внеучебной деятельности;
- формировании социально-психологической установки на творческую деятельность;
- дифференциации социально-культурных интересов и потребностей студентов с учетом особенностей их способностей;
- поэтапном включении студентов во внеучебные формы культури о-досугового творчества;
- системе творческих заданий и упражнений» активизирувцих проявление самостоятельности» инициативы в плане профессионально-творческих поисков студентов;
- обеспечении непрерывного образования» профессионального совершенствования и духовного обогащения личности.
Апробация исследования. Основные результаты работы были изложены в выступлениях на трех Всероссийских аспирантских конференциях "Проблемы культуры и искусства" (25 апреля 1996 г.» 23 апреля 1997 г.» 21 апреля 1996 г.)» обсуждались на междисциплинарном семинаре молодых ученых и преподавателей гуманитарных наук Международного фонда "Культурная инициатива" (декабрь 1996 г.). Основные положения исследования изложены в тезисах конференций и в публикациях в межвузовском сборнике "Российская культура глазами молодых ученых" (Выв. 6).
Проблемы развития творческого потенциала личности в педагогике, культурологии и смежных науках
Проблему творческого потенциала личности можно считать одной из наиболее фундаментальных проблем всей совокупности гуманитарных наук, всего человековедения. В ней смыкаются интересы философии и экономической науки, истории и ПСИХОЛОГИИ, генетики и физиологии, педагогики и эргономики. Естественно, что трактовка понятия "творческий потенциал" в той или иной отрасли научного знания имеет различный смысл и рассматривается (исходя из предмета, целевых установок, методологической основы) с разных сторон.
Учитывая сложность, многоаспектность, а также недостаточную разработанность проблемы, ограничимся лишь некоторыми подходами к выявлению сути творческого потенциала личности.
Анализ научной литературы по данной проблеме выявил отсутствие сколь-нибудь четких границ определения понятия "творческий потенциал". Этот термин зачастую используется как синоним творческой активности, либо его значение распространяется на творческую деятельность, либо он отождествляется с творческими способностями. іУІногозначность употребления термина и характер данного исследования предопределили необходимость рассмотрения эволюции понятия, выявления сущ ности и природы творческого потенциала личности как явления культуры. Следовательно, в данном разделе овновной акцент будет сделан на изложении и уточнении исходных посылок концепции творчества и на рассмотрении творческого потенциала как особого предмета исследования с философско-гносеологичес-кой, культурологической, психолого-педагогической позиций. Иные имеющие место точки зрения по затрагиваемым вопросам будут рассматриваться лишь в той мере, в какой это будет необходимо для отмеченной задачи.
Понять природу творческого потенциала без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, и по этому вопросу существует множество разноречивых мнений, суждений, теорий и т.д. Наиболее распространен взгляд на творчество как общественно полезную деятельность, характерными признаками которой является новаторское, нестереотипное, оригинальное решение проблем человеком, в результате чего создаются материальные, духовные и нравственные ценности.
йце на заре своей истории человечество пыталось объяснить природу творчества в рамках мифологии, которая позволяла упорядочить знания и представления, помогала человеку ориентироваться в окружающем его мире. Мифологические представле ния и предания о сотворении мира, о деятельности богов и куль тураых героев, о происхождении животных и людей и т.д. свидетельствуют о проявлении творческого воображения человека. Созавая в своем воображении многоуровневый мир мифологически» персонажей, архаический человек объяснял происхождение окружающего его мира через деятельность перво-предка. Введение в сознание человека культурного героя, ко торый добывает иди впервые создает для людей предметы культуры, учит их ремеслам и промыслам, создает социальную организацию, есть ни что иное, как объяснение творческой сущности самого человека через миф .
Для мыслителей античности такие понятия как "творческий дар", "гениальность", "безумие" имели равностепенное значение, ибо на протяжении ряда столетий творчество отождествлялось с искусством, поэзией» вдохновением. Так, древние греки не признавали поэтический дар подлинным, если его носп-тел ьн не прослыл во мнении горожан "бевумцем". Другими словами, наличие у человека выдающихся творческих способностей отождествлялось с гениальностью. Сама же гениальность воспринималась как не человеческое свойство. "Это неземная по происхождению способность, источником которой является бог, а гений (от лат. "оепіиз" - "дух": в древнеримской мифологии - добрый или злой) - его доверенный носитель и передатчик этой силы. Покровительствуя человеку, он вселяет в него творческую мощь, воодушевляет его на создание прекрасного и ве-дикого. Творчество как проявление внешних сил нашло отражение в языке: "Творец, Создатель сущего", "творение природы" и т.п.
Более развитую систему о мире и человеке создала религия. Следует отметить, что всякая религия имеет непременным компонентом мифологию, поскольку для оправдания своей веры необходимо создание собственных мифов (взамен примитивных языческих). Создав свою целостную картину мира, религия ревностно оберегала ее от изменений и нововведений. Христианство в ходе своего развития веками вело борьбу с ересями, утверждая в то же время вечность страдания и преобразуя творческие способности в стремления к сверхначалу Ислам объявлял нововведения (араб."бида»а") "порочными представлениями1 , "недозволенными новшествами", противоречащими авторитету Корана, накладывал кесткие ограничения не только на сюжеты, но и на целые виды искусства.(в частности, изображения человека и животных) Безусловно, сложившиеся в рамках религии знания, теории и ценности требовали устойчивости и постоянства, что в определенной мере противоречило креативным способностям человека, подавляло инициативу и культурное творчество . Поэтому наряду с мифологией и религией возникли искусство, философия и наука, ориентированные на новаторство, эксперименты в области познания окружающей действительности и самого человека.
Состояние и проблемы развития творческого потенциала студентов вузов культуры
Изменение целей и содержания образования, появление различных моделей образовательных учреждений, открытие новых специальностей и специализаций составляют сущность динамических процессов в образовании.
Учитывая современную социокультурную ситуацию, когда реальный человек начинает утверждаться в общественном сознании как главная ценность культуры, возрастает роль прикладных наук в решении повседневных проблем жизнедеятельности человека, и прежде всего таких как культура трэда, правовая и экономическая культура, культура быта и семейных отношений. Оцно из ведущих мест в системе человековедения занимает проблема формирования культуры творчества и досуга, ибо развитие современной цивилизации наглядно подтверждает значительное перемещение производительных сил из сферы производства в сферу организации быта и досуга.
В связи с этим задача фундаментальной подготовки специалистов для сферы социально-культурного творчества приобретает особую остроту.
В массиве педагогических и социально-психологических по характеру работ накоплен значительный опыт апробации различных направлений и подходов к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры.В новой социокультурной ситуации имеющийся опыт организации педагогического процесса представляет собой не столько историко-педагоги-ческую проблему, сколько методологический ориентир в поис ках новой концепции образования и воспитания специалистов сферы социально-культурной деятельности (СКД).
Кудьтпросвет образование как государственная система подготовки профессиональных кадров для рациональной организации свободного времени зародилась в первые годы советской вдаси и исходила из ленинского понимания культурно-просветительной работы как средства идеологического и педагогического воздействия, фактора стимулирования социально-культурной активности трудящихся.
Точкой отсчета в организации целенаправленного процесса профессиональной подготовки специалистов культурно-просветительной работы стал I Всероссийский съезд по внешкольному образования (1919), который определил основные требования к развитию профессионально-творческих потенций специалистов: общее образование (общественно-политические и общеобразовательные дисциплины), широкое специальное образование (теоретическая подготовка и практические навыки), узкая специализация в одной из областей худокес-твенного воспитания и распространения научно-популярных знаний. В рамках указанной модели широкое развитие получила подготовка специалистов по двум направлениям: - заведующих культурно-просветительными отделами, организаторов и инструкторов внешкольных и политико-просветительных учревдений, директоров клубов, домой просвещения, народных университетов, школ взрослых и т.д.; - руководителей музыкальных, хоровых, театральных, а также научно-популярных кружков . фундаментальным основанием в подготовке специалистов данного профиля являлось формирование и развитие трех ведущих компонентов комплекса профессионально-творческих способностей - организаторских, педагогических, а также способностей, соответствующих избранной специальности. Таким образом, развитие профессионально-значимых свойств и качеств студентов на этапе становления культурно-просветительного образования соответствовало характеру таких направлений культурно-просветительной работы (КПР) как широкая политическая агитация и пропаганда, стимулирование самодеятельной активности трудящихся, распространение общеобразовательных и естественнонаучных знаний.
Безусловно, сложившаяся в 20-е годы мощная система Kiir сиособствовала обеспечению общедоступности ценностей культуры, массовому развитию самодеятельного творчества, ликвидации неграмотности и малограмотности, щнако изначально определяющее воздействие на характер, структуру, направленность Шіг оказали государственно-политические решения, что было связано с высокой степенью заинтересованности государства в данном процессе.
Развитие клубов художественно-творческой направленности
В условиях формирования студента вува культури как целостной творческой личности с интеллектуальным и художественным способом дознания мира актуальной аадачей становится организация процесса творчества студентов во внеучеб-ное время в такой форме, чтобы студенты перешли от отрывочного» несистемативированного овладения художественно-творческим потенциалом к упорядоченному приобщение к художественной культуре и широкому творческому поиску.
Исходя из общего положения теории творчества как способа существования человека и как социально значимой деятельности, проявлявшейся в качестве высшей ступени активности и самостоятельности человека, основное внимание в данном разделе исследования уделено раскрытию художественно-педагогических принципов деятельности студенческого театра-клуба как внеучебной формы развития творческого потенциала студентов.
Исследование проблем социального функционирования художественной культуры позволяет обнаружить ряд примеров театральных объединений» имепцих клубную специфику. Так» в конце прошлого века в России существовало множество любительских театральных клубов» которые по ряду причин как экономического» так и организационного характера не могли существовать долгое время и распадались. В конце 1888 г. было открыто московское общество литературы и искусства, одним из орга ниааторов которого был КХ. Станиславский. Основная идея его открытии, по словам К.С.Станиславского» заключалась том» чтобы объединить всех любителей драматического искусства в один кружок, а всех деятелей театра и представителей других искусств - в артистический клуб . Таким образом, органивацня деятельности Московского общества литературы и искусства строилась во принципу клубного учреждения у объединявшего как лю-бителей» так и профессионалов и состояла ив следующих отделов: - отдел артистов и писателей представителем которого быж А.. #. Федотов, - отдел музыки и оперы представлял #.П.К6миссаржевскнй; - отдел художников» представляемый $ А. Соллогубом.
Такое комплексное соединение различных видов искусств в одно целое давало широкие возможности для развития театральных идей, подчеркивая синтетическую природу театра, а объединение любителей и профессионалов на почве "любви к театру" -развитию принципов театральной педагогики.
Другим примером театрального объединения, существующего по законам клубного учреждения, служит деятельность кафе-театров, получивших широкое распространение и большую популяр о ность во франции с начала 60-х годов нашего века . Став своеобразными клубами, отмечает французский театровед П.Пави, кафе-театры предоставляют широкие возможности для реализации художественных способностей значительной части непризнанных актеров и авторов и в то же время отвечают настоятельным требованию! молодежной публики» ищущей новые таланты и новый репертуар .
Таким образом, предшественниками театра-клуба были различные формы театральных объединений» довивающих свою деятель» ность по ваконам клубных учреждений Практика организации театров-клубов» безусловно, имеет свою собственную историю. Среди них наиболее ярким примером является деятельность Ленинградского театра-клуба "Суббота", организованного в 1969 г. В.А.(кирновнм-іксвинкнм. Рождение этого самобытного коллектива основано на любви к театральному искусству. Как отмечает НА.Смирнов-Несвивки!, именно любовь к театру, к людям, и необходимость общаться с ними служит фундаментальным обстоятельством для творчества "Субботы" и пронизывает всю деятельность театра .
Изначальные цеди театра заключались в воспитании участников коллектива, постикении ими собственных творческих возможностей, осуществляемых посредством создания и воплощения драматургии не сцене. За десятилетия существования"бубботы" смысл деятельности театра-клуба - установление контактов между людьми -не изменился, несмотря на практически полную смену состава его участников. Главным мотивом творчества театра, как подчеркивает Ю.А.Смирнов-Несвицкий, по-прежнему остается "исследование" проблем содружества и подлинного человеческого общения.
В соответствии с характером данного исследования целесообразно остановиться на вопросах организации художествен» но-педагогического процесса в театре-клубе "Суббота".
Анализ структуры и содержания деятельности театра-клуба позволил автору сделать вывод о том» что педагогически! процесс в "Субботе" представляет собой синтез художественного и организационного аспектов идеи этого любительского объединения и ведется по трем основным направлениям:
X) Работа над спектаклем. Работа коллектива над спектаклем обладает рядом специфических черт Так» начальным етапом работы правомерно считать написание драматургического сценария» т.к. в отличие от академического театра» где вопжоцение драматургии требует профессионального владения актерским мастерством» сценарий будущего спектакля театра-клуба состоит И8 материала» знакомого "суббо-тинцам" и доступного для его воплощения.
Стимулирование индивидуально-творческих потенций личности студента
Участие студентов в работе театра-клуба способствовало как показали результаты эксперимента, личностному принятию цен» ностей и обогащению эстетического опыта. Нравственный аспект становления студентов субъектом деятельности в процессе участия в работе театра-клуба состоял в том, что они по мере получения внаний и опыта учились аналивировать свои взаимоотношения с людьми, свое место в жизни, учились находить свои и чужие ошибки, критически рассматривать свой и чужой опыт. Участие в совместной деятельности требовало от студентов сотрудничества, согласования интересов, мыслей и действий на сознательной, а не стихийной основе, оно было невозможно без момента рефлексии в сознании субъекта над собственным поведением, программами и результатами деятельности. Рефлексия как необходимый фактор индивидуализации, выражаемая в осознании собственных стремлений и желаний, в соотношении с интересами окружающих, в сближении, собственной оценке поступка с еги объективной и социальной оценкой, прямо прмпорциинадьно влияло на внутреннюю мотивацию поступков. Ч м глубже рефлексия, тем, соответственно, обоснованнее внутренняя мотивация, тем более свободен, самостоятелен человек в своих мыслях и действиях.
Независимость и самостоятельность студента как личности в вузе культуры на деде требовали самостоятельности в мшшении, но последнее было невозможно без действительной возможности студентов совершать самостоятельные действия. Отклонение от стандартных, нетрадиционных решений, умение совершать правильный выбор в сложных нетипичных ситуациях - все это требовало от будущего специалиста сферы СИД сформированное достаточно развитой философской и профессиональной рефлексии, которая могла быть выработана лишь в процессе совместных усилий студентов и педагогов.
По этой причине главная цель деятельности театра-клуба виделась в формировании эвристической среды, т.е. стабильного состояния коллектива, при котором творчество выступало бы в качестве одной из доминирующих форм отношений как художественного руководителя, так и студента.
На практике эта цель означала реализацию продуктивного диалога педагогов и студентов как творческих субъектов, обеспечивающих их со-мыслие, со-чувствие, со-деятельность. Другими словами, формирование эвристической среды предусматривало: - поддержку и развитие инициативы студентов путем создания определенного эмоционально-психологического настроя и условий результативности деятельности, стимулирования включения в творческую деятельность, учета интересов студентов в организации жизнедеятельности коллектива театра-клуба; - уважительное отношение к личности студента со стороны преподавателей и администрации вуза; - в создании по возможности наиболее благоприятных условий для равноправного партнерства в творческом процессе Созданию эмоциаонально-психологического настроя в ходе опытно-экспериментальной работы способствовала реализация следущих правил и отношений художественного руководителя и студентов: - отношения художественного руководителя и студентов строились как совместная творческая деятельность, при этом доминировал не "валовой" командный стиль, а демократичные, диалоговые, вариативные методы общения; - совместную творческую деятельность художественного руководителя и студентов пронизывала идея преодоления сложностей, идея достижения трудной цели; - реализовывалась идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, формирующих мотивационную сферу, развивающих творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей; - самоуправление студентов носило творческий и всеобщий характер, что достигалось средствами творческих заданий; - достижение абсолютного признания достоинств каждой личности, ее права на выбор, самостоятельный поступок, творчество, творческое взаимовлияние личностей.