Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива Мочалов, Денис Владимирович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мочалов, Денис Владимирович. Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Мочалов Денис Владимирович; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2012.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/261

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. Теоретические аспекты формирования культуры художественного творчества 14

1.1 .Научная разработанность проблемы творчества как основы развития художественной культуры 14

1.2. Творческий потенциал самодеятельного хореографического коллектива 33

1.3. Развитие культуры художественного творчества подростков в самодеятельном хореографическом коллективе языком танца 51

1 АДосуговая деятельность в формировании культуры художественного творчества 69

ГЛАВА II. Экспериментальная работа по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографргческого коллектива 84

2.1.Организационно-педагогические условия формирования культуры

художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе 84

2.2. Механизм реализации педагогической модели формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива и результаты ее апробации в самодеятельном хореографическом коллективе 112

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива 123

Заключение 132

Список использованных источников и литературы

Творческий потенциал самодеятельного хореографического коллектива

Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный [59]. В жизнедеятельности личности творчество: - выражает активно-преобразовательное отношение к миру; - включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений; - выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен; - определяет собственную индивидуальность для другого; - реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного; - защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений. Сегодня все более популярным становится мнение о том, что любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и определенными навыками, может создать даже великое произведение. Некоторые ученые считают, что не существует каких-либо способностей, отличающих людей творческих от людей нетворческих [42]. Психологи пришли к выводу о том, что творчество таких гигантов, как Эйнштейн, ІСюри, Моцарт, можно рассматривать как продолжение обычных, повседневных мыслительных процессов [43].

Таким образом, можно утверждать, что большинство из нас обладает всем тем, что необходимо для творчества, нужно только научиться это раскрывать и развивать.

Творчество (креативность) можно описать с помощью трех составляющих: чувствительности, синергии, интуиции. Чувствительность — использование наших чувств, наших «окон в мир». Существуют гипотезы, согласно которым творчески одаренные личности воспринимают действительность гораздо отчетливее, чем все остальные [65].

Синергия — соединение несовместимых на первый взгляд вещей в единое целое — полезное и функционирующее. Примером синергии может служить объединение двух идей из разных областей знания таким образом, что они начинают не только успешно работать в новом контексте, но и эффект от этого взаимодействия значительно превышает их простую сумму.

Интуиция ведет к неожиданному, незапланированному открытию. В истории известны случаи, когда ученые интуитивно находили нужное решение. Но объяснять успех только одной интуицией было бы неверно. Она может сыграть важную роль в процессе творчества, но должна быть подкреплена знанием, настойчивостью и трудолюбием.

Творчество можно рассматривать как высшее проявление человеческой деятельности, направленное на преобразование действительности, создание новых социально значимых ценностей. Оно представляет собой особый стиль мыслительной деятельности, предполагающий анализ ситуации, выделение проблем, поиск новых способов их решения и рефлексивную оценку результатов.

Творчество выполняет три основные функции: отрицание существующего, разрушение устаревшего и созидание нового.

Сегодня исследователи единодушны в том, что значительная часть того, что происходит в стандартных ситуациях (в процессе обучения или профессиональной деятельности), не способствует развитию творчества [36]. С другой стороны, большинство творческих личностей рассматривает свою деятельность как любимое занятие: они трудятся часами, движимые любопытством и желанием достичь поставленной цели и результата. Такая мотивация называется внутренней, так как исходит от самого индивида. Мотивацию, наблюдаемую в стандартных ситуациях (в школе или на работе) в виде обещаний хорошей оценки, аттестата или денег, по сути следует называть стимулированием и отнести к внешней среде. Таким образом, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо не только повысить его внутреннюю мотивацию, но и создать условия для повышения его внутренней мотивации.

С другой стороны, нельзя стать талантливым ученым, великим писателем или художником, не обладая необходимыми знаниями и навыками, которые приобретаются в учебном процессе, в ходе трудовой деятельности или на досуге, например, на занятиях хореографией.

Внутренние мотивы — это удовольствие от самого творческого процесса, стремление к самовыражению; внешние мотивы — это стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения.

В формировании творческих способностей важную роль играют факторы внешней среды. Основу для новых идей дает образование, предполагающее культивирование в себе интерес к учебе, выбор дисциплин, позволяющих приобрести новые знания.

Творчеству способствуют и личностные качества. Творческий человек не должен быть подвержен конформизму и встречать перемены «в штыки». Необходимо понимать, что неудачи — важная и неотъемлемая часть нашей жизни, и любому значительному успеху, как правило, предшествует серия неудач.

Если рассматривать технологию развития творческого потенциала личности, то, согласно исследованиям, его развитие в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, чем от возраста [81].

Развитие творческих способностей личности должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применении индивидуальных методов работы. Это позволяет человеку искренне выражать свои мысли и чувства, ведь существенной преградой для творчества является страх отклониться от принятых норм, показаться аномальным.

Развитие культуры художественного творчества подростков в самодеятельном хореографическом коллективе языком танца

Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль самодеятельного творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Не последнюю роль в многоуровневой структуре самодеятельного творчества играет хореографическое искусство, направленное на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.

Большая популярность и широкое распространение самодеятельных хореографических коллективов в нашей стране очевидна. Это связано с тем, что хореография способствует и культурно-эстетическому воспитанию, и физическому воспитанию, и музыкальному воспитанию в духе времени.

В древности, когда человек еще не мог говорить, единственным способом общаться с себе подобными, с природой и окружающим миром был жест, движение, танец. Поэтому можно сказать, что движения и танец были первым средством коммуникации, которыми овладел человек. В дальнейшем на протяжении веков и тысячелетий танец сопровождал человека в его повседневной жизни: танцем встречали рождение человека и провожали его в последний путь в страну мертвых. Танец принадлежал и к сфере целительства, например шаманские танцы. С развитием цивилизации танец начал обретать черты светского развлечения, стал элитным искусством. Не каждый может поступить в хореографическое училище и посвятить свою жизнь танцу. Его неподражаемая техника требует постоянной работы. Танец все больше становится техникой, а хороших танцовщиков становится все меньше. По мнению Анны Павловой, «главное в танце - душа». Айседора Дункан говорила: «Прижмите руки так, как это делаю я, к своему сердцу, и вы узнаете, как вам танцевать, так же как это узнала я и мои ученики. Это настоящая революция. Пусть люди тоже прижмут руки к своим сердцам и прислушаются к своим душам, и они поймут, как действовать» [23]. К подобному пониманию природы танца независимо друг от друга приходили и другие выдающиеся танцовщики начала XX века: Мери Вигман, Рудольф фон Лабан, Рут Сент Дениз, Тедди Шоун, Дорис Хамфри [32]. Они считали главным эмоциональное и индивидуальное выражение танцовщика и были убеждены в том, что через тело мы непосредственно переживаем и реагируем в жизни. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику, танец воплощал движение, идущее от сердца, из глубины души, выражающее индивидуальность. Так средствами танца выстраивается коммуникация с самим собой, другими людьми и окружающим миром, вовлекая в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу. Первыми танце-терапевтами стали хореографы, которые обратили внимание, что на занятиях по импровизации их участники, работая со своим спонтанным движением, создают очень сильные эмоциональные истории. И когда они доводили выражение своего чувства до некоего логического конца, а в их личности происходило преобразование, делался шаг в личностном развитии. Участники хореографических коллективов, выражая себя в танце, обретали все большую целостность [66].

Если обратиться к истории Мэриан Чейс, с чьим именем чаще всего связывают переход танца в терапевтическую модальность, увидим, что некоторые из участников ее хореографического коллектива были пациентами психотерапевтов. Психиатры обратили внимание на положительные изменения, происходящие с их пациентами, и выяснили, что этому способствовали занятия в студии М. Чейс [71]. Они заинтересовались ее работой и вскоре стали направлять к ней своих пациентов. А тем временем Мэриан на своих занятиях окончательно перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальности посредством движений, стала исследовать, как соотносятся тело и движение с эмоциональными проблемами и творчеством.

В 40-50-х годах подобные начинания развивались и в других частях США и в Европе. Среди первых танце-терапевтов были Труди Шуп, Мери Уайтхаус, Лилиан Эспенак, Ирмгард Бартениефф. И хотя каждая из них развивала свой подход, корни их работы - в танце. Они опирались на взаимосвязь психологических и физических процессов и видели не просто технику, а выражение глубинной сущности человеческой души, человеческого духа. Чтобы развивать древнейшее искусство танца в современном мире, прежде всего его целительный аспект, они обращались к глубокому изучению психодинамических теорий личности, развития и соотнесения законов движения с законами психики [87].

Сегодня мы живем в рамках другой цивилизации, которая восхваляет интеллект, материю и дух. Разделяя материальное и духовное, философы спорят до сих пор о том, что же первично, а что вторично. В культуре к телу стали относиться как к неживому предмету. Танце-терапевты называют такое отношение опредмечиванием. Тело и психика неразделимы. Одно отражает другое. Они абсолютно взаимосвязаны, и тело является проявлением психики, а психика проявляет себя в теле. Делая более гибким свое тело, можно сделать более гибкой свою душу и, наоборот. Тело является зеркалом души. Оно является процессом, так как находится в постоянном движении и созвучно динамике жизни, настоящего момента. Это мысли часто склонны убегать: либо в прошлое анализировать, либо в будущее - что-то планировать или сопоставлять. То есть в своем сознании мы склонны «проскакивать» тот самый настоящий момент. Но именно в настоящем моменте и происходит жизнь. Именно в настоящем моменте есть та динамика, которая дает возможности для трансформации - это энергия творчества и спонтанности, а тело является одновременно вместилищем, носителем этого ресурса и проводником, инструментом реализации творческих импульсов в жизни. Осознанный опыт спонтанного выражения себя в настоящем моменте может стать настоящим актом творчества и источником непосредственного знания. Имеется в виду, что знание является не простым набором фактов, неким объемом информации, а осознанным опытом, воплощенным в теле. Тогда знание может действительно принадлежать человеку, и тогда он способен им пользоваться. Таким образом, понимание не всегда выражает знание. Оно должно быть пережито в теле. И здесь тело представляется как нечто конкретное: оно имеет свою анатомию, в нем происходит масса движений, очень конкретных, которые поддаются измерению, объяснению. В то же время в теле происходит многое, что не поддается никакому объяснению.

Механизм реализации педагогической модели формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива и результаты ее апробации в самодеятельном хореографическом коллективе

К одному из основных факторов, обеспечивающих активность участников на занятиях, относились строгие морально-этические нормы, которые имели большое воспитательное воздействие. Открытые отношения между участниками коллектива, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческого процесса побуждало участников соотносить личные интересы с групповыми, коллективными, воспитывалось чувство ответственности за других, дисциплинированность, Каждый имел определенные обязанности, ответственность за которые он несет. Это приносило участникам большое удовлетворение, поэтому их активная позиция в коллективе становилась выразительнее. В коллективе возникали неформальные объединения участников. В силу определенных обстоятельств они могли разделиться на группы. Но если это все-таки происходило, педагог не пытался разобщать эти группы, противопоставлять их друг другу, а умело использовал эти неформальные объединения для совершенствования художественного, нравственно-эстетического воспитания. Педагог через группу воздействовал на каждого участника, формируя его интерес, вкус, поведение, он четко понимал, что группа - это часть коллектива, характер отношений в группе определяет отношения во всем коллективе.

На воспитательный процесс влияет наличие традиций в коллективе: посвящение в коллектив, в хореографы, празднование дней рождений, проведение выходных дней, оформление стенгазет, проведение новогодних утренников, выпускного вечера, выпускного спектакля, отчетного концерта, торжественных концертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы в старшую, передачи лучших номеров программы следующему поколению и т.д. Эти традиции делали перспективной жизнь коллектива, помогали сплотить его участников. У каждого участника появлялось чувство причастности к важной деятельности, которая поощряется окружающими. Организация, развитие и осуществление традиций было делом педагога-руководителя, всех участников и актива в коллективе. Они поддерживались и передавались из поколения в поколение, проводились систематически, и это позволило оценить социальную значимость деятельности самодеятельного коллектива, важность той роли, которую он играет в городе, районе, области или республике.

Для придания стабильности, общей значимости коллективу было необходимо его включение в более широкий круг общения с другими коллективами, обращение к иным жанрам и направлениям в искусстве. Это помогало участникам в творческом и человеческом общении, укреплялось сознание общественной роли своего творчества, своего авторитета, повышалась мотивация. Этому способствовало установление постоянных и прочных творческих связей между педагогами-хореографами не только внутри учреждения, но и в городе.

У каждого хореографа был свой стиль работы, своя методика и система требований. От характера, последовательности и содержания зависело развитие коллектива, его нравственных основ [76].

Практика показывает: чем выше и обоснованнее требования педагога, тем выше организация его работы, нравственный настрой участников. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Важно, чтобы педагог правильно формировал свои требования: они должны быть последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения [83]. Одним из первых требований педагога было соблюдение дисциплины. Дисциплина - это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с участниками, их активность на занятиях по хореографии и других мероприятиях. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все участники. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, всегда препятствие для творчества. «...Существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве», - писал К.С Станиславский [16]. Там, где обучение поставлено на профессиональную основу, дисциплина приносила большую пользу в нравственном и моральном воспитании. Педагог проявлял предельную строгость к самому себе, своей дисциплинированности, своей внешности, своему душевному состоянию перед встречей с участниками в самодеятельном коллективе.

Для хорошей организации занятий педагог-хореограф вел индивидуальные карты участников, в которых он оценивал достигнутые результаты, давал характеристику профессиональных успехов, оценивал развитие психофизических возможностей. Это трудоемкая работа педагога, но ее результаты впоследствии представляют интерес. При анализе записей педагог прослеживал успехи участников на занятиях, выявлял их возможности и стремление к творчеству. Иногда оказывалось, что леность и инертность участника в начале занятий по хореографии и впоследствии на этапе обучения перерастали в профессиональный интерес, в активное развитие творческой направленности личности участника, изменение характера участника в процессе занятий. Тщательный анализ этих записей помогал педагогу совершенствовать методы своей работы, придавая целенаправленность и определенную перспективу воспитательному процессу творчества в коллективе.

Для создания условия развития интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива использовалось взаимодействие традиционных и инновационных подходов к занятиям с хореографическим коллективом

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива

Поэтому важнейшей задачей культурно-эстетического воспитания в самодеятельном хореографическом коллективе является развитие в участниках творческого начала, культуры художественного творчества в танцах и постановках. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

В Центре Аллы Юрьевны Романенко с ритмикой и танцем участники знакомятся с момента первого посещения, независимо от возраста участника. Особенность хореографического искусства в том, что его природа синтетична. Она включает в себя элементы других искусств - музыки, живописи, скульптуры.

Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, то есть обусловленное той или иной хореографической формой, организованной во времени и пространстве. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты - всему этому учит танец.

Для развития творческих способностей на уроке хореографии музыке отводится большое место. С первых занятий детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это будет весьма трудно.

Обычно музыка вызывает у детей любого возраста яркую двигательную реакцию. Однако большинство не умеет или не решается проявлять ее в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т. п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают ее эмоциональное воздействие.

Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно и детализированно передающими их индивидуальное восприятие.

Готовясь к уроку вместе с аккомпаниатором, хореограф тщательно подбираем музыку для прослушивания. Эту музыку он предлагает ребятам станцевать, передав танцевальными движениями характер, темп музыкального произведения. В некоторых случаях после прослушивания того или иного музыкального отрывка стоит спросить у детей об их ассоциациях, при этом внимательно слушать их ответы. Отмечено, что в одном и том же музыкальном фрагменте дети видят и персонаж, и определенное настроение, чувства, явления природы. То есть музыка рождает совершенно разные ассоциации. Задача хореографа в это время - «не спугнуть» их открытость. На этом этапе работы хореографу не рекомендуется отмечать более успешных, иначе все дети начинают перенимать их движения, боясь открыться и ошибиться. Рекомендуется на занятиях использовать и такой метод: ребятам предлагается разделиться на две группы: одна группа будет исполнителями, а другая -зрителями. Для исполнителей дается задание. Например: под звучащую музыку ребята должны представить себе летний день, луг и себя на этом лугу. Кем только они себя не представляют, все зависит от их фантазии: и цветочек, и бабочка, и муравей, несущий соломинку, кто-то видит себя идущим по лугу и собирающим цветы, кто-то ловит бабочек и т. д. Вторая группа, которая сидит и наблюдает, должна догадаться: что они изображают? Затем подгруппы меняются, задание меняется тоже, теперь это подводный мир или гладь лесного озера.

Работая над техническим совершенствованием движения с младшими школьниками используют всевозможные образы: «пяточки дружат, а носочки поругались» (1 позиция ног). При постановке корпуса можно предложить участникам «поставить» стакан с водой себе на голову и делать все движения, стараясь «не уронить» стакан и «не расплескать» воду. При объяснении позиции рук можно сравнивать их с бутоном тюльпана, который тянется к солнышку и открывает свои лепестки; расслабление и напряжение мышц - это тряпичные и деревянные куклы и т. д. и т. п. Можно исходить от обратного: хореограф сам показывает движение и выясняет, на что это движение похоже. Как показывает опыт, у детской фантазии нет предела. Часто в своей работе педагоги-хореографы используют танцевальные этюды для отработки тех или иных движений: при отработке прыжков соте - этюд «комарики», при отработке присядок - этюд «мячики», для отработки движения по развитию подвижности бедра - этюд «прачки» и т. д. Параллельно участники самодеятельного коллектива занимаются и актерским мастерством.

С возрастом задания усложняются. После изучения нескольких новых движений ребятам дается задание составить комбинацию в том или ином характере. Очень нравится участникам оживлять картинки, придумывать небольшие этюды на заданную тему или на заданную музыку на основе пройденного материала. Приятно видеть результаты этой работы в детских постановках, которые они делают на капустниках и праздничных вечерах. Самые красивые постановки демонстрируются на конкурсах художественной самодеятельности различного уровня.

Похожие диссертации на Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива