Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Глинкин Анатолий Викторович

Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива
<
Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Глинкин Анатолий Викторович. Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Глинкин Анатолий Викторович; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства].- Челябинск, 2009.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1067

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования этнокультурных компетенций будущего специалиста социокультурной сферы 18-88

1.1. Теоретические подходы к этнокультурной подготовке специалиста социокультурной сферы 18-37

1.2. Состояние подготовки руководителя творческого коллектива для социокультурной сферы в педагогической теории и практике 38-65

1.3. Прогностические основы формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива 65-88

Выводы по первой главе 88-90

ГЛАВА II. Поисково-опытная работа по формированию компетенций руководителя фольклорно- этнографического коллектива 91-158

2.1. Принципы, условия и логика организации поисково-опытной работы 91-109

2.2. Содержательно-процессуальные особенности формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива 109-139

2.3. Результаты поисково-опытной работы 139-159

Выводы по второй главе 159-160

Заключение 161-166

Понятийный аппарат исследования 167-170

Список использованной литературы 171-198

Приложения 199-204

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования определяется характером социально-экономических преобразований в России, особенностями инновационных процессов, происходящих в системе общего и профессионального образования, отечественной науке и культуре.

Связь культуры и образования подчеркивается крупнейшими российскими учеными, философами, педагогами, культурологами, которые определяют образование как социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому. Именно образование и в частности этнокультурное способно приобщить новое поколение к исторической памяти своего народа, возродить чувство ответственности и гордости за свой народ, сформировать уважительное отношение к традиционному наследию. Общество сегодня нуждается в профессионалах социокультурой сферы с высоким уровнем педагогической и культурно-творческой компетентности.

В связи с этим возникает потребность в принципиально ином подходе к кадровому обеспечению системы общественного образования в открытой социальной среде, предусматривающем педагогически организованную всестороннюю помощь подрастающему поколению.

Личность специалиста этнокультурной сферы должна обладать не только высокой духовностью и социальной зрелостью, развитыми интеллектуальными и моральными качествами, но и свойствами талантливого коммуникатора, владеющего техниками и стратегиями общения, его различными формами и содержанием.

Владение специалистами в области народного художественного творчества основами теории и методики этнохудожественного образования в различных типах образовательных учреждений является одним из важных факторов не только сохранения и развития культурно-исторических и нацио-

4 нально-культурных традиций народов России, но, что особенно важно, приобщение новых поколений россиян, детей и подростков.

Приобщение к культуре должно происходить на основе включения личности в разнообразные виды созидательной деятельности, формирования установок, развития мотивационпых потребностей личности будущих специалистов в области этнокультурного образования.

Процесс вхождения России в европейское образовательное пространство вызвал необходимость обращения к компетентностному подходу как показателю качества. Он напрямую связан с процессом модернизации образования с опорой, как на международный так и на отечественный опыт развития образования.

Ведущей проблемой педагогической подготовки студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования является ее содержание. Оно должно быть сформировано с учетом всего комплекса учебных дисциплин, разнообразных модулей к ним, различных видов практики и организации учебного процесса, регламентирующих учебную и практическую деятельность.

Проектируя содержание педагогической подготовки в средних специальных учебных заведениях культуры и искусств, необходимо исходить из специфики специализаций, творческой самобытности преподавателей, интересов и потребностей студентов в построении своего индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим учебно-методическое обеспечение педагогической подготовки следует ориентировать на исследовательский характер педагогической деятельности и профессиональную самореализацию в различных видах социокультурного творчества.

При проектировании содержания педагогической подготовки студентов целесообразно выделение в качестве главной цели формирование профессионального художественно-педагогического мышления студентов, основанного на осознании ими сушчости своего профессионального труда как

деятельности по решению художественно-творческих и образовательно-воспитательных задач, направленных на развитие личности.

Важным фактором формирования профессиональных компетенций специалиста этнокультурной сферы - руководителя фольклорно-этнографического коллектива, является изучение, осмысление и присвоение ценностей культурных традиций как своего народа, так и принятие культуры других народов многонационального региона Южного Урала.

Сегодня необходимы не только теоретические исследования проблемы подготовки специалиста для социокультурной сферы, но и разработка организационных форм, методов и средств их практического применения.

О важности сохранения и пропаганды цепное гей традиционной народной культуры свидетельствуют ряд документов, принятых на федеральном и региональном уровнях (закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1993 г.), закон РФ «Об образовании» (1992 г.), Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» (2001 г.), «Концепция художественного образования в РФ» (2002 г.), закон «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесел Челябинской области» (2004 г.), «Концепция развития этнокультурного образования в РФ» (2005 г.), закон «О деятельности в сфере культуры па территории Челябинской области» (2005 г.), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2006-2010 гг.), концепция Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)» и др.).

Анализ научных исследований позволяет выделить ряд актуальных общетеоретических положений, реализация которых в практике образовательной деятельности обеспечит эффективность в подготовке специалиста этнокультурной сферы — руководителя фольклорно-этпографического коллектива. Наиболее значимыми для нас являются исследования, посвященные вопросам философии и методологии образования (К.А.Альбуханова-Славская, Е.К.Бондаревская, Л.П.Буева, П.С.Гуревич, И.А.Ильин, М.С.Каган,

В.М.Розин и др.); формирования педагогической культуры (В.Л.Бенин, И.Ф.Исаев, Г.М.Коджаспирова, Н.Б.Крылова и др.); теории личности (Б.Т.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.Ы.Леонтьев, Л. Г.Маслоу, В.Н.Мясищев и др.); формирования нравственного сознания и поведения (Е.В.Бондаревская, И.А.Ильин, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков и др.); качества подготовки специалиста (О.А.Абдуллина, М.Е.Дурапов, Н.В.Кузьмииа, И.С.Ломакина и др.).

В практике формирования общепрофессиональных компетенций специалиста этнокультурной сферы имеют особую значимость положения концепции этнокультурного образования, разработанные Т.И.Баклановой, Л.В.Ершовой, Т.Я.Шпикаловой; вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалиста социокультурной сферы, раскрытые в работах А.И.Арнольдова, Н.К.Баклановой, Т.Г.Киселсвой, Ю.Д.Красильникова, П.П.Терехова и др.

Вместе с тем, степень изученности проблемы формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорио-этиографического коллектива следует признать недостаточной. Практика показывает, что решение обозначенной проблемы должно носить комплексный характер на основе глубокого и разностороннего анализа теоретических положений в области фольклора, празднично-обрядовой, этнографической культуры, этнопедаго-гики и этнопсихологии.

Анализ состояния проблемы, ее актуальность, показывает, что необходимо разрешение существующих противоречий между:

объективно существующими в обществе этнокультурными ценностями, как содержательной основы этнообразовательного процесса и недостаточным уровнем ориентации в этих ценностях учащейся молодежи;

повсеместно возрастающим интересом к этнокультурным традициям русского народа и дефицитом профессионально компетентных специалистов, способных удовлетворить потребности общества;

7 - потенциальными возможностями традиционной народной культуры в формировании профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива и недостаточной разработанностью научно-методических и практических подходов к решению этой проблемы.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой заключается в подготовке специалиста этнокультурной сферы - руководителя фольклорно-этнографичсского коллектива в профессионально-образовательном учреждении культуры на основе компетентност-ного подхода.

Выяснение противоречий и проблемы позволило сформулировать тему исследования «Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этпографического коллектива на основе традиционной народной культуры.

Объект исследования: традиционная народная культура русского населения Южно-Уральского региона.

Предмет исследования: процесс формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива в колледже культуры.

Определение цели, предмета исследования, анализ состояния проблемы позволили сформулировать гипотезу исследования. Мы предположили, что традиционная народная культура русского населения Южно-Уральского региона может выполнить функцию фактора формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива, если педагогический процесс будет опираться на комплекс социально-педагогических условий, включая:

моделирование этнокультурного образования будущего руководителя фольклорно-этнографического коллектива на основе выделения ценностей традиционной народной культуры и этнокультурных компетенций;

приобщение студентов к этнокультурным ценностям па основе их включения в поисково-исследовательскую, творческо-исполнительскую и педагогическую деятельность;

этапно-уровневый характер управления этнокультурным образованием студентов, на основе компетентностного, культурологического, аксиологического и креативно-деятелыюстного подходов.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Обосновать выбор теоретико-методологических основ исследования проблемы.

  2. Определить состояние проблемы формирования профессиональных компетенций руководителя творческого коллектива как специалиста социокультурной сферы.

  3. Теоретически обосновать и апробировать модель формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива на основе выделения ценностей традиционной народной культуры русского населения Южного Урала.

4. Экспериментально проверить влияние социально-педагогических ус
ловий на формирование профессиональных компетенций руководителя
фольклорно-этнографического коллектива.

5. Разработать научно-методическое обеспечение образовательного про
цесса и внедрить в педагогическую практику рекомендации по формирова
нию профессиональных компетенций руководителя фольклорно-
этнографического коллектива.

База исследования: специализация «Этномузыкалыюе творчество» специальности «Народное художественное творчество» ГОУ СПО «Челябин-

9 ский колледж культуры», факультет «Народное художественное творчество» ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», фольклорно-этнографические коллективы Челябинской области. Методологические основы исследования:

компетентноегный подход выступает как принцип изучения формирования профессиональных компетенций с опорой на работы В. И. Блйденко, Э.Ф. Зеера, И. А. Зимней, А.К. Марковой, А. В. Хуторского. Данный подход позволяет решать проблему формирования специалиста социокультурной сферы, изучением которой занимались Н.К. Бакланова, В.П. Беспалько, Е.Н. Ерошенков, В.Л. Живов, Н.Ю. Клименко, Г.М. Коджаспирова и др.

культурологический подход выступает как средство и принцип приобщения личности к традиционной народной культуре. Данный подход позволяет определить степень изученности традиционной народной культуры Южного Урала и рассмотреть педагогический процесс как составную часть культуры.

Культурологический подход к проблеме опирался па научные труды в области традиционной народной культуры В.Е. Гусева, В.И. Даля, И.С. Зайцева, Д.К. Зеленина, А.И. Лазарева, П.И. Рычкова, К.В. Чистова и др.;

аксиологический (ценностный) подход позволяет рассматривать формирование эгнокультуртных компетенций студентов как процесс присвоения этнокультурных ценностей. Ценности традиционной народной культуры выступили стержнем образования личности, системным компонентом культуры. Реализация данного подхода осуществлялась с опорой на научные взгляды П.С. Гурсвича, М.С. Кагана, И. Канта, Г.В. Лейбница, А Г. Маслоу, Л.Н. Столовича и др.,

креативно-деятелыюстный подход в нашем исследовании рассматривается как принцип изучения и организации подготовки специалиста социокультурной сферы на основе включения студентов в поисково-

10 исследовательскую, творческо-исполнительскую и педагогическую деятельность в рамках образовательного процесса.

При рассмотрении данного подхода в нашем исследовании мы опирались на работы Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, П.С. Злоби-на, А.Н. Леонтьева, И.А. Малаховой, В.М. Межуева, Л.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина и др.

Теоретические основы исследования:

положения, рассматривающие: сущность понятий «коллектив», «коллективность», «управление коллективом» (В.Г. Иванов, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, М.М. Поташник и др.), обобщенные профессиональные качества руководителя творческого коллектива (Л.И. Новикова, Е.И. Смирнова, Ю.Е. Соколовский и др.), структуру личностных качеств руководителей творческих коллективов по видам художественной направленности их деятельности (Е.Н. Ерошснков, В.Л. Живов, Н.А. Калугина, А.С. Каргин, В.П. Кузнецов и др.);

результаты исследований традиционной народной культуры в области фольклора (В.Е. Гусев, А.И. Лазарев, Ф.А. Рубцов, К.В. Чистов, В.М. Щуров и др.), обрядовой культуры (А.П. Кузнецов, О.Ю. Мальцева, Ф.М.Стариков и др.), этнографии (И.Ф. Галигузов, Д.К. Зеленин, О.В. Новикова, А.А. Рыбалко и др.), этнопедагогики и этнопсихологии (Т.И. Бакланова, Г.Н. Волков, B.C. Кукушин, Т.Г. Стефаненко, Л.Д. Столяренко и др.).

В поисках средств решения задач рт проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, в том числе: теоретический анализ научной литературы и учебно-методических рекомендаций; изучение и обобщение опыта исследователей по вопросам истории заселения Южного Урала и формирования локальной традиционной культуры; использование диагностических методов (анкетный опрос, интервьюирование, беседы, поперечные срезы); обсервационных методов (прямые, косвенные наблюдения, самонаблюдения, самооценка); праксиметрических методов (ана-

лиз продуктов творческой деятельности учащихся). Методика исследования строилась на таких принципах, как целеполагание, вариативность, объективность, системность.

Исследовательские ограничения: изучение проблемы подготовки специалиста - руководителя фольклорно-этнографического коллектива проводилось на основе изучения традиционной народной культуры русского населения Южно-Уральского региона.

Этапы и методы исследования:

Исследование осуществлялось в течение восьми лет и включало в себя три этапа:

Первый этап (2001-2003 гг.) носил поисково-оргапизациопный характер и был связан с определением проблемы и ее осмыслением. Теоретический анализ научной литературы, обобщение опыта исследователей по вопросам истории заселения Южного Урала и формирования локальной традиционной культуры дали возможность сформулировать исходные позиции нашей работы, определить тему и цель исследования. С целью проверки выдвинутой гипотезы была разработана структурная модель формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива. Для определения уровня сориентировапиости студентов па этнокультурные ценности был использован метод тестирования.

Второй этан (2003-2007 гг.) выступил как базовый. В рамках данного этапа был разработан концептуальный подход к изучению проблемы и методологическим основам исследования. Проведена поисково-опытная работа по реализации модели формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива на основе выделенных социально-педагогических условий, исходя из ориентации студентов на ценности традиционной народной культуры. На данном этапе использовались

12 следующие методы: наблюдение, диагностика уровня влияния социально-педагогических условий, анкетный опрос и интервьюирование.

Третий этап (2007-2009 гг.) носил аналитико-обобщающий характер. На этом этапе были произведены классификация и систематизация полученной информации, апробация и внедрение основных результатов исследования, уточнялся комплекс социально-педагогических условий, способствующий формированию профессиональных компетенций студентов; осуществлено литературное оформление текста диссертации. К доминирующим методам данного этапа следует отнести теоретический анализ, синтез, обобщение, систематизацию материала.

Научная новизна исследования:

разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций руководителя фольк-лорно-этпографического коллектива, включающая обоснование нормативно-методического обеспечения; определение социально-педагогических условий; выделение методологической базы исследования; критериально-оценочный блок; уровиевый подход к содержанию профессиональных компетенций;

разработан и теоретически обоснован комплекс социально-педагогических условий, при наличии которых народная культура может выполнить функцию фактора подготовки руководителя фольклорно-этнографического коллектива;

раскрыта специфика подготовки руководителя фольклорно-этнографического коллектива на основе традиционной народной культуры русского населения Южного Урала, особенности которой состоят в этнических взаимодействиях с коренными и пришлыми народами; в самобытных субкультурах оренбургского казачества, горнозаводских мастеровых, крестьян и старообрядцев.

13 Теоретическая значимость исследования:

выделена и теоретически обоснована система этнокультурных ценностей русского населения Южного Урала, выступающая содержательной основой подготовки руководителя фольклорно-этиографического коллектива, позволяющая рассматривать фольклорно-этнографическую культуру как явление синкретичное, полиэлементное, комплексное;

разработана и обоснована авторская трактовка теоретических основ подготовки специалиста социокультурной сферы па основе ориентации студентов на ценности традиционной народной культуры Южно-Уральского региона, раскрывающая основы компетентного представления о полихудожественных связях традиционного народного художественного творчества и обеспечивающая установку на комплексное, целостное постижение фольк-лорно-этно графи ческой культуры;

разработан этапно-уровневый подход к подготовке специалиста этнокультурной сферы, позволяющий рассматривать формирование профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этиографического коллектива как ценностно-ориентированный процесс на методологическом, теоретическом и практическом уровнях.

Практическая значимость исследования:

- по инициативе исследователя открыта специализация «Этпомузыкаль-
ное творчество» в ГОУ СПО «Челябинский колледж культуры» и разработан
научно-методический комплекс, включающий требования к минимуму со
держания основной профессиональной образовательной программы, учебный
план и примерные учебные программы по предметам, требования к уровню
подготовки специалистов этнокультурной сферы, позволяющий усовершен
ствовать подготовку руководителя фольклорно-этиографического коллекти
ва;

14 - по результатам исследования опубликованы методические материалы (фольклорно-этнографические сборники, статьи, учебные пособия и практические рекомендации — общий объем 63 усл. п.л.), обеспечивающие ориентацию студентов на ценности традиционной народной культуры отдельно взятого региона и инновационный подход к организации этнокультурной деятельности в образовательных и культурно-досуговых учреждениях. Положения, выносимые на защиту:

  1. Система ценностей традиционной народной культуры русского населения Южного Урала, выступающая в форме музыкально-поэтическою, инструментального, хореографического фольклора, празднично-обрядовой и этнографической культ} ры, традиционных промыслов и ремесел, составляющая содержательную основу формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллекі ива.

  2. Структурно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива, включающая обоснование нормативно-методического обеспечения; определение социально-педагогических условий; выделение методологической базы ис-следования; уровневый подход к содержанию профессиональных компетенций; обобщение профессиональных компетенций выпускника.

  3. Комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающий формирование профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива, к которым относится: моделирование этнокультурного образования будущего руководителя фольклорно-этнографического коллектива на основе выделения ценностей традиционной народной культуры и этнокультурных компетенций; приобщение студентов к этнокультурным ценностям на основе их включения в поисково-исследовательскую, творческо-исполнительскую и педагогическую деятельность; этапно-уровневый характер управления этнокулыурпым образовали-

15 ем студентов на основе компетентностного, культурологического, аксиологического и крсативно-деятельностпого подходов.

4. Процессуальные особенности подготовки руководителя для этнокультурной сферы профессиональной деятельности, включающие: построение образовательного процесса па основе ориентации студентов на ценности традиционной народной культуры Южно-Уральского региона; реализацию модели формирования профессиональных компетенций руководителя фольк-лорно-этнографического коллектива на основе этапного (покурсового) подхода к педагогическому процессу; корректировку процесса формирования профессиональных компетенций студентов, исходя из сориентированности па этнокультурные ценности; организацию поисково-исследовательской деятельности преподавателей и студентов в рамках экспедиционной работы; включение студентов в активную творческо-исполнитсльскую и педагогическую деятельность.

Обоснованность и достоверность выводов по результатам исследования обеспечивается опорой на анализ современных достижений педагогических и культурологических наук, этнографические исследования, письменные музейные и архивные источники; па данные, полученные в ходе фольк-лорно-этнографических экспедиций; применением совокупных методов, адекватных цели и задачам исследования; повторяемостью результатов на различных этапах поисково-опытной работы и подтверждением гипотезы исследования; внедрением результатов исследования в практику работы специализации «Этномузыкальнос творчество» ГОУ СПО «Челябинский колледж культуры», ФГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», «Челябинский государственный университет», «Челябинская государственная академия культуры и искусств».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические выводы и практические результаты, изложенные в диссертации, прошли апробацию в следующих формах:

публикаций в печати (1996-2008 гг.) в том числе: фольклорно-этнографический сборник «Песни оренбургских казаков» (объем 16,6 усл. п. л.), «Любовь-песня: народные песни Южного Урала» (объем 11,9 усл. п. л.), «Народные песни Южного Урала», 2003 (объем 13 усл. п. л.), «Народные песни Южного Урала», 2008 (объем 15,5 усл. п. л.), отчетов на заседании кафедры педагогики и психологии ЧГАКИ;

выступлений на ежегодных научно-практических конференциях (2005-2008 гг.) в том числе: на международной научно-практической конференции «Литература в контексте современности» (г. Челябинск, ЧГПУ, 2005 г., 2007 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Лазаревские чтения» (г. Челябинск, ЧГАКИ, 2006 г., 2008 г.), на педагогической конференции «Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе» (г. Челябинск, ЧКК, 2006 г.), на IV-V открытых педагогических чтениях на тему «Современные подходы в обучении начинающих музыкантов» (2006-2007 гг.); публикации научной статьи в сборнике материалов международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире» (г. Екатеринбург, УрГУ ,2008 г.);

выступлений на методических семинарах для преподавателей фольклорных отделений детских школ искусств г. Челябинск и Челябинской области (2002-2007 гг.): «Приобщение учащихся к этнической культуре в учреждениях дополнительного образования» (август, 2002 г.), «Анализ учебного плана фольклорного отделения и его программное обеспечение» (август, 2003 г.), «Содержательное насыщение дисциплин фольклорного отделения с учетом психофизиологических особенностей учащихся» (январь, 2005 г.), «Педагогические условия, способствующие формированию нравственных отношений учащихся» (Круглый стол) (сентябрь, 2006 г.), «Перспектива развития этнохудожественного образования в Нагайбакском районе» (март, 2007 г);

17 реализации основных положений исследований в ГОУ СПО «Челябинский колледж культуры» j рамках специализации «Этномузыкальное творчество».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (302 наименований) и 2-х приложений. Работа иллюстрирована 1 схемой, 2 рисунками, 19 таблицами.

Теоретические подходы к этнокультурной подготовке специалиста социокультурной сферы

Этнокультура как часть общей культуры человечества выступает как результат деятельности конкретного этноса. Сама этнокультура выступает как социальное явление. Поэтому к культуре, в том числе и этнокультуре, необходим социокультурный (культурологический) подход.

Вместе с тем, этнокультура как результат интеллектуальной и предметно-практической деятельности представляет собой безусловную ценность. Поэтому к се изучению и организации подготовки специалистов социокультурной сферы необходим ценностный подход.

Этнокультура выступает как результат творческой, созидательной деятельности, следовательно, к ее изучению и подготовке специалиста, владеющего этнокультурными компетенциями, необходим креативно-деятельностный подход.

Исходя из задач исследования, мы должны определить методологические основы подготовки специалиста социокультурной сферы. Методологию в философии рассматривают как учение о всеобщих методах познания, исследования проблем, как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе [266, с. 258-259]. В науке в качестве методологии выступают принципы и подходы, последние выполняют функции не только принципов, но и способов познания. С философской позиции «подход» включает в себя сущность, совокупность методов и принципов [41, с. 885J. В педагогике «подход» выполняет, прежде всего, функцию методологического принципа, на основе которого происходит изучение проблемы и организация управления по решению того или иного педагогического вопроса [79, с. 75].

Учитывая, что профессиональная компетентность специалиста социокультурной сферы выступает как культурный феномен, представляет собой общественную и личностную ценность, развивается в креативной деятельности, наше исследование должно опираться на несколько подходов (принципов), отражающих сущностную сторону проблемы: культурологический, ценностный (аксиологический), креативно-деятелыюстпый подход. Реализация данных подходов должна осуществляться через многомерный компе-тентностный подход, позволяющий рассматривать формирование профессиональных компетенций специалиста этнокультурной сферы в рамках более крупных систем: «культура», «ценность», «деятельность», устанавливать зависимости между ними и определять логику исследования проблемы. Сами подходы выполняют функцию методологических основ изучения и организации педагогического процесса.

Существуют и другие, частные подходы, через которые реализуются основные принципы, к которым мы будем обращаться в ходе нашего исследования.

В процессе теоретико-методологического анализа интересующей нас проблемы, целесообразно начать рассмотрение ее с культурологического подхода, так как традиционная народная культура является содержательной частью понятия «культура», а культура — образования.

Основные идеи культурологического подхода отражены в работах философов (П.С. Гуревпч, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.), культурологов (В.А. Бабахо, Г.В. Драч, Л.Н. Коган, А.И. Кравченко, и др.), психологов (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.ГІ. Леонтьев и др.), педагогов (В.Л. Бенин, Е.В. Бопдаревская, Г.И. Гайсина, Н.Б. Крылова и др.).

На сегодняшний день насчитывается множество определений понятия «культура», т.к. она является предметом исследования различных наук и трактуется ими с позиции своего предмета исследования и его понимания.

Известно, что в философию термин «культура» ввел Цицерон. Опираясь на общеупотребимое в то время значения (культура — от лат. возделывание, обрабатывание) он применял его к воспитанию человеческого ума: в «Тускуланских беседах» (45 г. д.н.э.) встречается выражение «возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева...» [275, с. 252].

Вечные культурфилософские вопросы, идея «богочеловечества», проблематика Святого Духа и Троицы рассматривались в работах Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, B.C. Соловьева и др. На рубеже двух столетий особую значимость приобрел вопрос о взаимосвязи культуры и истории в свете христианской доктрины. Концепция всемирной истории осмысливалась в перспективе достижения свободы в рамках тех или иных национальных культур. Эти же культурфилософские сюжеты на христианско-православпой основе разрабатывали Л.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский и Ф.М. Достоевский [68, с. 4571.

С конца XIX века культура стала объектом внимания социологов (И. Витаньи, Л.Н. Коган, П.А. Сорокин и др.), культурологов (В.А. Бабахо, Г.П. Выжлецов, П.С. Гуревич, Г.В. Драч, А.Г. Здравомыслов, С.Н. Иконникова, Л.Ы. Коган, А.И. Кравченко, В.М. Розин, B.C. Цукерман и др.).

Культура насквозь пронизывает все, что связано с человеком, средой его обитания и жизнедеятельностью и невозможно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, межличностных отношений, развития общества в целом вне понятия «культура».

В Большом толковом словаре русского языка культура определяется как «совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни, высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий его жизни» (41, с. 479-480J.

Философия оперирует понятием культуры как совокупностью внебпо-логических средств и механизмов человеческой деятельности, необходимой для адаптации к природной среде и для регуляции общественной жизни. Культура является механизмом преемственности различных этапов развития общества и индивидов, формой взаимосвязи различных элементов социума [132, с. 214-216].

Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова дает определение понятию «культура», как социально прогрессивная творческая деятельность человека во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания, распредмечивания, направленная на преобразование действительности, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека [266, с. 225].

Состояние подготовки руководителя творческого коллектива для социокультурной сферы в педагогической теории и практике

Любое педагогическое исследование связано с выяснением состояния проблемы в теории и практике. Для дальнейшего рассмотрения проблемы исследования необходимо уточнить понятия «коллектив» и «творческий коллектив», «деятельность» и «творческая деятельность», «управление» и «руководство», раскрыть сущность компетеитностного подхода и рассмотреть личностные качества и профессиональные компетенции руководителя творческого коллектива как специалиста социокультурной сферы в педагогической теории и практике.

Понятие «коллектив» нашло свое отражение в научных трудах философов, социологов, психологов, педагогов. В наиболее обобщенном и широком смысле коллектив (лат. collectivus - собирательный) рассматривается как одна из важнейших ячеек социального общества; относительно компактная социальная общность, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи [267, с. 264].

В современном словаре иностранных слов понятие коллектив трактуется как совокупность людей, объединенных общей работой, общими интересами [241, с. 288].

В педагогике коллектив рассматривается как группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития [243, с. 316].

Выдающийся вклад в разработку теории и методики коллектива внес А.С. Макаренко. Обосновывая социальную природу коллектива, он писал, что «только социальное единство, построенное по социалистическому принципу, может быть названо коллективом» [162, с. 475]. Обращая внимание на то, что коллектив - это конкретная совокупность, опирающаяся на социальный принцип единства, А.С.Макаренко подчеркивал: «Организация реаль ных, живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом, - вот что должно составить содержание нашей воспитательной работы...» [162, с. 425]. В статье «Методика организации воспитательного процесса» А. С. Макаренко выделил необходимость в коллективе организации преобразующей, творческой деятельности, создания и поддержания у его членов оптимизма, мажорного настроения. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность. Готовность к полезным действиям; к действиям интересным, к действиям с содержанием, со смыслом...» [162, с. 213-214].

В свое время видный психолог и педагог П. П. Блонский писал: «Сущность коллектива - коллективная работа, сотрудничество и те взаимоотношения, которые складываются между членами коллектива [35, с. 486].

В работе «Методика воспитания коллектива» В.А. Сухомлинскин дает определение коллективу — «это очень чувствительный инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, воспитателя...» [252, с. 152]. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает огромная сила воспитательного влияния коллектива на личность.

К. Маркс подчеркивал: «...коллективная деятельность и коллективное пользование, т. е. такая деятельность и такое пользование, которые проявляются и утверждают себя непосредственно в действительном общении с другими людьми...» [170, с. 590]. Поэтому в качестве следующих признаков выделяем общение и коллективность.

А.В. Петровский рассматривает социально-психологическую теорию коллектива, как социальную группу, которая в совместной социально значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяет систему межличностных отношений; строится на принципах деятелыюстно-го опосредования, является основой для решений конкретных проблем развития коллективов и личности в коллективе [202, с. 25, 301.

Следовательно, коллективность - сущностный признак коллектива. Он характеризуется ответственной зависимостью руководителя и участников и последних между собою, требовательностью к себе и к другим, оценкой по зитивных и негативных моментов в деятельности и общении с установкой па утверждение первых и преодоление вторых, единством в творческих устрем лениях, чуткостью и заботой о делах коллектива и о каждом участнике. Этот признак отображается в общеколлективных ценностях мировоз зренческого, познавательного, нравственного и эстетического характера.

Коллективность выступает как предпосылка формирования и развития участников как личностей — носителей идейно-политических, нравственных, познавательных, эстетических, художественных норм и ценностей в условиях деятельности и общения их с руководителем внутри и вне коллектива. Воспитание и развитие участников в коллективе и посредством коллектива — следующий важный признак его определения. Творческий коллектив объективно не только воспитывает и развивает участников средствами искусства и народного творчества, делая их носителями норм и ценностей, но и формирует как индивидуальностей, с их неповторимостью видения и чувствования, воображения, мышления, особенностей их дарования.

Вместе с тем коллектив создает условия для проявления и развития индивидуальности участников. Индивидуальность - это личность, имеющая своеобразие, позволяющее отличить одного участника от другого. Коллектив - важное средство развития художественных способностей участников, получающих свое выражение в индивидуально неповторимых свойствах их воображения, образного переживания и воплощения персонажа пьесы, тембра голоса, пластического решения композиции и т. п. Индивидуальность уча стников раскрывается и в общении их с руководителем и другими участниками, во многих других ситуациях досуговой деятельности.

Для понимания сущности творческого коллектива большое значение имеют работы советских философов, социальных психологов, социологов и педагогов (В.Г.Иванов, Б.В.Князев, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, В.П. Ратников и др.)- Разработанные в них общетеоретические положения имеют непосредственное отношение к обсуждаемой нами проблеме.

Большое значение для понимания и развития теории и методики творческого коллектива имеет учение К. С. Станиславского об этике артиста. Центральное место в его учении занимают идейные, гражданские, этические и эстетические принципы, органически связанные с мировоззренческой позицией, которые должен утверждать любой актер, весь творческий коллектив в целом. «Сила театра в том, - писал К. С. Станиславский, - что он коллективный художник...» [247, с. 24].

И в искусстве и в педагогике выделяют, прежде всего, коллективный характер творчества в коллективной деятельности. Известный исследователь коллектива Л.И. Новикова дает следующее определение творческому коллективу - это «общность, образованная в результате объединения свободных и равноправных людей, отличающаяся неантагонистическим характером своих внутренних противоречий, общественно полезными целями совместной деятельности, основанной на сочетании личных, групповых и общественных интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, руководимой авторитетными ее членами; глубокой общностью основных сопиалыю-психологических характеристик, воспитательной функцией» [192, с. 11].

Принципы, условия и логика организации поисково-опытной работы

Исходя из теоретических предположений и прогностического подхода, рассмотренных нами в первой главе диссертационного исследования, в дан ном параграфе мы раскроем: цель поисково-опытной работы; принципы и условия поисковой работы; критерии и показатели, характеризующие уровень готовности студентов к формированию профессиональных компетенций и уровень сформированное профессиональных компетенций студентов. Таким образом, цель поисково-опыгпой работы состоит в проверке влияния социально-педагогических условий на эффективность формирования профессиональных компетенций будущих специалистов на основе субординации ценностей традиционной народной культуры.

Сформулированная цель определила характер основных задач, решаемых нами в ходе ноисково-опытной работы: 1). Определить состояние подготовленности студентов специализации «Этномузыкалы-юе творчество» к формированию профессиональных компетенций в колледже культуры. 2). Экспериментально проверить эффективность разработанной нами модели формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этпографичесгого коллектива.

Исходя из выделенных нами методологических подхо/юв, организацию и проведение поисково-опытной работы мы осуществляли на основе следующих организационных принципов.

Принцип целеполагания выступает у нас как фактор и как условие свершения процесса. В исследовании этнохудожественного образования студентов целеполагапие мы рассматриваем как структурный элемент системы этнокультурного образования студентов колледжа культуры; движущую силу, выполняющую прогностическую функцию в развитии системы; терминальную ценность в педагогическом процессе подготовки специалистов.

Принцип вариативности предусматривает введение вариаіивітого содержания, методов и организационных форм профессиональной подготовки; формирование направленности личности на социокультурные ценности с опорой как на отдельные, так и на комплекс педагогических средств. Варна тивный характер поисково-опытной работы позволяет сделать выводы более достоверными.

Принцип объективности является основополагающим принципом, как всего исследования, так и поисково-опытной работы. Данным принципом мы руководствовались при разработке требований к минимуму содержания государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Этномузыкальнос творчество», учебного плана, учебных программ и методических рекомендаций по формированию профессиональных компетенций студентов на основе изучения ценностей традиционной народной культуры Южного Урала и при анализе полученных нами результатов поисково-опытной работы.

Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста выступает как процессуальная система, которая отражает взаимодействие составных элементов самой системы и взаимодействие системы с окружающей средой. Принципом системности в поисково-опытной работе мы руководствовались при рассмотрении ценностно-оценочной основы формирования профессиональных компетенций с позиции выяснения структуры и связей между структурными элементами, а также при формировании этапного подхода по подготовке компетентного специалиста.

В качестве аналитического метода поисково-опытной работы выступила педагогическая диагностика [106], которая: во-первых, позволяет объективно оценить сформированность профессиональных компетенций; во-вторых, обеспечивает правильное определение результатов обучения и, в третьих, руководствуясь выработанными критериями, позволяет свести к минимуму ошибки в процессе обучения и воспитания. С помощью педагогической диагностики мы проанализировали учебный процесс в колледже культуры, и обобщили полученные результаты.

Диагностика рассматривалась нами в четырех основных аспектах: уровень сориентированное студентов на этнокультурные ценности, уровень сформированіюсти профессиональных компетенций студентов на различных этапах обучения, социокультурная деятельность выпускников колледжа и влияние педагогических условий.

Достоверность получаемых в эксперименте результатов во многом зависит от условий, в которых он проводился, поскольку они (условия) могут оказывать прямое или косвенное влияние па состояние или деятельность исследуемого педагогического объекта и, тем самым, выступать в качестве неконтролируемых экспериментальных переменных [64, с. 46].

Вся поисково-опытная работа по подготовке специалистов осуществлялась с опорой па комплекс организационно-педагогических условий: - подчинения учебного процесса ориентации студентов на социокультурные ценности; - развития мотивационпо-потребностной сферы личности студента; - развития действенно-практической сферы личности на основе единства теоретической и практической подготовки будущего специалиста; - выбора средств образования адекватных цели, задачам, уровню подготовленности студентов; - системного контроля и коррекции образоваїельного процесса.

Экспериментальная работа осуществлялась с 2001 по 2009 год. В педагогическом исследовании приняли участие студенты и преподаватели специализации «Этномузыкальное творчество» по специальности 071401 - «Народное художественное творчество» ГОУ СГЮ «Челябинский колледж культуры». Вся организация экспериментальной работы была связана с подготовкой специалистов в рамках указанного учебного заведения.

Содержательно-процессуальные особенности формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива

Исходя из цели, задач и гипотезы исследования, разработки основ организационно-прогностического этапа, в данном параграфе мы рассмотрим реализацию содержания программы и модели педагогических условии на каждом этапе формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива.

На основном этапе поисково-опытной работы (2003-2007 гг.) в качестве исследования выступил формирующий эксперимент. Цель данного этапа заключалась в проверке эффективности формирования профессиональных компетенций студентов - будущих руководителей фольклорно-этнографического коллектива на основе разработанной модели при соблюдении выявленного комплекса педагогических условий. В формирующем эксперименте использовались методы педагогической диагностики, которые позволили определить уровень влияния педагогических условий на формирование профессиональных компетенций специалиста, метод первичной обработки материалов, что послужило основой корректировки дальнейшей нашей деятельности.

В качестве теоретико-метсдологической стратегии организации исследуемого процесса в рамках поисково-опытной работы выступает креативно деятельностный подход, рассматриваемый нами с трех позиций. Одна из них связана с деятельностью педагога, другая - с деятельностью студентов [77, с. 27], а третья - с деятельностью исследователя. Деятельность преподавателя при данном подходе организации педагогического процесса включала в себя: выстраивание гибкой методики обучения, адаптированной к опыту сохранения и развития традиционной народной культуры Южного Урала; ориентацию студентов на этнокультурные ценности; педагогическую поддержку в сфере самоорганизации и самоутверждения будущего специалиста. Деятельность студентов обуславливалась процессом реализации личностных потребностей и включением их в систему общественных (нравственных) отношений. Студенты самостоятельно осваивают локальную этнокультурную среду, принимают непосредственное участие в различных программах и проектах возрождения и развития культурных традиций русского населения. Деятельность исследователя заключалась в планировании, организации поисково-опытной работы, анализе полученных результатов. Содержание формирующей части поисково-опытной работы, включало два подэтапа: организационный и процессуально-содержательный. Охарактеризуем каждый из обозначенных нами подэтапов. Организационный подэтап был связан с условиями создания нормативно-методической базы. В рамках нашего исследования па данном подэтапе мы решали следующие задачи: - сформулировать требования к минимуму содержания дисциплин специализации; - выделить и обосновать профессиональные компетенции выпускника специализации «Этномузыкальное творчество» на практическом уровне; - разработать учебный план и программы по дисциплинам специализации.

Профессиональный уровень выпускника специализации «Этномузы-кальное творчество» характеризуется владением базовыми, ключевыми и функциональными компетенциями. Многоплановость и противоречивость социальной действительности предполагают соответствующее реагирование системы образования на вопросы формирования личности и подготовки специалистов. Этот процесс не может быть конструирован в жестких рамках или характеристиках. Тем не менее, он должен опираться на модель специалиста, соответствующего требованиям государственного стандарта (см. глава 1, параграф 3, с 75-78).

В проекте государственного стандарта СПО - нового поколения (2007 г.) прописаны профессиональные компетенции специалиста социокультурной сферы на методологическом, теоретическом и практическом уровнях. Однако содержание функциональных (художественно-творческих) компетенций на практическом уровне не в полной мере отражает фольклорно-этнографическую направленность, что потребовало от нас их выделение и обоснование.

В основу показателей функциональных компетенций выпускника по специализации «Этномузыкальное творчество», мы положили требования к знаниям и умениям, разработанные нами согласно учебному плану в рамках поисково-опытной работы: - знание теоретических основ этнографии, обрядовой символики и драматургии обрядового действия; - владение жанровой системой музыкально-поэтического устного народного творчества; - знание основных видов декоративно-прикладного творчества; - владение основами музыкальной грамоты; - знание разновидности музыкальных инструментов народной традиции и приемов исполнения на них; - владение методикой преподавания этнохудожественных дисциплин; - знание методики работы с фольклорно-этнографическим коллективом. Полученные знания формировали определенные умения: - проводить учебные занятия по этнохудожественным дисциплинам (обрядовый фольклор, фольклорный ансамбль и др.) - использовать приобретенные навыки игры на музыкальных инструментах народной традиции в практической деятельности; - импровизировать в процессе исполнения песенного первоисточника; - владеть приемами практической работы в основных видах народного декоративно-прикладного творчества.

Похожие диссертации на Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива