Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Тюрина Лариса Александровна

Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи
<
Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тюрина Лариса Александровна. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Тюрина Лариса Александровна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2007.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3256

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования досуговой культуры молодежи средствами культуротворческих технологий 17

1.1. Формирование досуговой культуры молодежи как научно -педагогическая проблема 17

1.2. Сущность и специфика формирования досуговой культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий 39

1.3. Модель использования культуротворческих технологий в процессе формирования досуговой культуры 66

Выводы по I главе 83

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию досуговой культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий 86

2.1. Анализ современной практики организации досуговой деятельности молодежи в России и за рубежом 86

2.2. Опытно-экспериментальная оценка уровня сформированности досуговой культуры молодежи средствами культуротворческих технологий 104

Выводы по II главе 133

Заключение 135

Список литературы 140

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди них: падение уровня общей культуры молодежи, разрушение традиционных норм и ценностей, распространение элементов упрощенной массовой культуры. Подобная ситуация характеризуется рядом таких негативных моментов, как настроение бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющаяся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании и пр. Именно сейчас необходима такая государственная политика, в свете которой проблемы подрастающего поколения решались бы не только с учетом реальных потребностей молодежи, но и при ее активном участии. Молодежь как социальная группа должна быть не только объектом политики государства, но и активным субъектом ее реализации. При этом социально обусловленный заказ заключается в изучении социально-культурных условий организации досуга молодежи, способной к реализации своих возможностей в социуме.

В настоящее время разрушение традиционных систем ценностей опережает процесс становления и усвоения новых. В связи с этим повышается роль учреждений культуры и досуга, молодежных объединений, способных на должном уровне обеспечить духовно-нравственное, интеллектуальное и творческое развитие современной молодежи. Об этом свидетельствуют принятые в последние годы законы, программы и другие документы. В Конституции Российской Федерации (ст. 30 от 12.12.1993 года), государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», федеральном законе РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (№98 от 28.06.1995 года) определяются гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ.

Использование возможностей социально-культурной деятельности, и, в частности, культуротворческих технологий, является, на наш взгляд, одним из решений проблемы формирования досуговой культуры молодежи.

Степень научной разработанности проблемы. Профессиональный интерес ученых к различным видам и уровням формирования досуговой культуры молодежи весьма высок, о чем свидетельствует количество и направленность научных работ, посвященных этой проблеме.

В целом ряде философских, культурологических, психолого-педагогических и социально-психологических исследований частично рассматриваются различные аспекты изучаемой проблемы. Истоки разработки проблем формирования досуговой культуры молодежи обнаруживаются еще со времен Древней Греции и Римской Империи в трудах Цицерона и др.

Настоящее исследование осуществлялось на основе идей социально- культурного воспитания подрастающего поколения, представленных в трудах М.А. Ариарского, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, И.Н. Ерошенкова, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.Г. Нефедовой, Г.Я. Никитиной, Г.А. Романовой, О.В. Ромах, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Психолого-педагогические и социально-психологические проблемы молодежи, в том числе связанные с организацией свободного времени, наиболее основательно разработаны в исследованиях Р. Бернса, Н.Р. Битяновой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.А. Люблинской, А.Х. Маслоу, Б. Малиновского, B.C. Мерлина, Ю.М. Орлова, В.Е. Франкла, Э. Тейлор, Э.Г. Эриксона и других. В контексте культурно-исторической психологии эти проблемы рассматривались в трудах таких выдающихся психологов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Социально-педагогические и психологические возможности культурно-досуговой деятельности изучали Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Ю.А. Стрельцов, А.А. Сукало, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков и др.

Важную роль в формировании концептуальной базы исследования сыграли труды А.С. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Э.А. Орловой, А.В. Соколова, Э.В. Соколова и др.

На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвященных проблемам молодежного досуга (работы Л.Ф. Боженко, А.С. Запесоцкого, М.Е. Илле, О.И. Карпухина, В.Т. Лисовского, А.Л. Маршака, К.Г. Мяло, В.Н. Орлова, Б.А. Ручкина, В.В. Скороходова, В.Я. Суртаева, Б.А. Трегубова, А.П. Файна и др.).

Несмотря на имеющиеся достижения в этой области и обширный научный опыт, проблема формирования досуговой культуры молодежи остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Одной из нерешенных является проблема формирования досуговой культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий, что и определило тему диссертационной работы.

Теоретический анализ литературы по данной проблеме, а также изучение опыта использования культуротворческих технологий в досуговой деятельности молодежи позволили выявить противоречия между:

-актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к организации досуга молодежи и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы;

- потенциальными возможностями социально-культурных учреждений в формировании досуговой культуры молодежи и недостаточной разработанностью условий для ее формирования;

-наличием отдельного несистематизированного практического опыта по формированию досуговои культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий и недостаточным количеством научных подходов к решению данной проблемы.

Совокупность указанных противоречий, позволяет сформулировать проблему настоящего исследования: каковы возможности культуротворческих технологий в формировании досуговои культуры молодежи.

Объект исследования: досуговая культура молодежи.

Предмет исследования: влияние культуротворческих технологий на формирование досуговои культуры молодежи.

Цель исследования - научное обоснование процесса формирования досуговои культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий.

В ходе исследования предполагается решение следующих задач:

-осуществить анализ основных теоретических подходов к проблеме формирования досуговои культуры молодежи и на этой основе раскрыть сущность и специфику процесса формирования досуговои культуры молодежи с использованием культуротворческих технологий;

-разработать педагогическую модель процесса формирования досуговои культуры молодежи с использованием культуротворческих технологий;

-выявить и экспериментально обосновать социально-культурные условия формирования досуговои культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий;

-определить уровни сформированности досуговои культуры молодежи;

-разработать и экспериментально апробировать педагогическую программу, основанную на совокупности педагогических принципов, способствующих формированию досуговои культуры молодежи средствами культуротворческих технологий.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что использование культуротворческих технологий социально-культурной деятельности может эффективно влиять на формирование досуговои культуры молодежи при следующих условиях:

-учете возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людей;

-комплексном целевом воздействии на личность при активной ее включённости в социально-культурную деятельность, осуществляемом через образовательную, эмоционально-волевую, мыслительную и творческую деятельность;

-разработке педагогической модели процесса формирования досуговои культуры молодежи с применением культуротворческих технологий;

- разработке и реализации комплексной педагогической программы по формированию досуговои культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий;

-наличии подготовленных кадров к организации социально-культурной деятельности, способных активизировать процесс формирования досуговои культуры молодежи.

Методологическую основу исследования составляют основные положения современной педагогики (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, М.Н. Скаткин и др.); концепция гуманизма (Л.С. Выготский, А. Маслоу, К. Роджерс и др.); идеи о социальной сущности человека, обусловленной потребностью во включенности в систему общественных связей, определения социальной роли и статуса (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические концепции личности, деятельности, общения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).

Теоретическую основу составили исследования:

- организации досуга молодежи (А.И. Вишняк, Н.В. Данилевского, А.С. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, Б. Малиновского, А. Моль, И.В. Соколова, Э. Тейлора, Б. Успенского и др.);

- психолого-педагогических особенностей развития творческой активности (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн и др.);

-истории, теории и технологии социально-культурной деятельности, разрабатываемые М.А. Ариарским, Т.И. Баклановой, Г.М. Бирженюком, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жарковым, А.С. Запесоцким, Е.В. Литовкиным, Е.Г. Нефедовой, О.П. Пальцевой, Э.В. Соколовым, Ю.А. Стрельцовым, А.А. Сукало, В.Я. Суртаевым, Б.А. Титовым, В.Е. Триодиным, В.М. Чижиковым, Н.Н. Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

Теоретические: междисциплинарный анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования, моделирование, проектирование систем, изучение нормативной документации.

Эмпирические: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, собеседование.

Статистические: качественная и количественная обработка экспериментальных данных, и табличная интерпретация полученных результатов.

На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 562 человека. Из них: 450 человек участвовали в социологическом опросе, 112 - в констатирующем и формирующем экспериментах, а также 27 преподавателей Института искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и колледжа социально-культурных технологий г. Тамбова.

Организация исследования. Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:

На первом этапе (2002-2003 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования. Разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и рабочая гипотеза исследования, а также социально-культурные условия формирования досуговой культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий. В этот период был осуществлен анализ основных теоретических подходов к проблеме формирования досуговой культуры молодежи, и определена сущность и специфика процесса формирования досуговой культуры молодежи с использованием культуротворческих технологий. Кроме того, была разработана педагогическая модель процесса формирования досуговой культуры молодежи с использованием культуротворческих технологий.

На втором этапе (2004-2005 гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент, включающий наблюдение, анкетирование, опрос, исследовались вопросы воспитательного воздействия на молодежь, изучались подходы к исследуемой проблеме на практике, проводилось анкетирование молодежи с целью определения уровня сформированности досуговой культуры молодежи. Была экспериментально апробирована педагогическая модель формирования досуговой культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий. Также определялись и апробировались социально-культурные условия формирования досуговой культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий. В этот период была разработана и внедрена авторская программа «Мое жизненное кредо» по формированию досуговой культуры молодежи.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) осуществлялся количественный и качественный анализ полученных результатов и обобщение материалов исследования. Формулировались выводы по исследованию, завершалось оформление диссертации. Внедрялись в практику результаты и рекомендации исследования, проводилась апробация полученных результатов в виде участия в научно-практических конференциях, публикации материалов исследования в печати.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Институт искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и колледж социально-культурных технологий г. Тамбова.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

-впервые в теории, методике и организации социально-культурной деятельности культуротворческие технологии социально-культурной деятельности рассмотрены как фактор формирования досуговой культуры молодежи;

-расширены педагогические знания о возможностях использования культуротворческих технологий в процессе организации досуга молодежи за счет обоснования сущности и специфики образовательного и культуротворческого процессов;

- выявлена специфика формирования досуговой культуры молодежи на основе изучения научных подходов к проблеме использования культуротворческих технологий в процессе организации досуга, которая заключается в развитии творческого потенциала личности, формировании духовно-нравственных и эмоционально-волевых качеств человека, его чувств, убеждений и привычек, реализации комплексаторных возможностей свободного времяпрепровождения молодежи;

-выявлен и обоснован комплекс социально-культурных условий реализации культуротворческих технологий в процессе формирования досуговой культуры молодежи, включающий учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людей; комплексное целевое воздействие на личность при активной ее включённости в социально-культурную деятельность, осуществляемое через образовательную, эмоционально-волевую, мыслительную, творческую деятельность; построение педагогической работы на основе предложенной программы формирования досуговои культуры молодежи с применением культуротворческих технологий; целенаправленную подготовку педагогических кадров по вопросам применения культуротворческих технологий с целью формирования досуговои культуры молодежи;

-разработана педагогическая модель процесса формирования досуговои культуры молодежи с использованием культуротворческих технологий;

-научно обоснована, разработана и апробирована педагогическая программа «Мое жизненное кредо» по формированию досуговои культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий, представляющая собой совокупность последовательных компонентов, способных максимально эффективно организовать досуг молодежи, носящий коммуникативную, рекреативно-оздоровительную и развивающую функции.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

-расширены научные представления о культуротворческих технологиях социально-культурной деятельности как эффективном педагогическом средстве формирования досуговои культуры молодежи;

-обоснована сущность формирования досуговои культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий, которая определяется нами как комплекс педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы творчества, в процессе которых происходит выработка механизмов вовлечения личности в процесс непрерывного творчества;

-разработана педагогическая модель процесса формирования досуговои культуры молодежи, позволяющая интегрировать различные формы, средства и методы социально-культурной деятельности, способствующие целенаправленной организации процесса развития потребности молодежи в активных творческих видах досуга;

-рассмотрены культуротворческие технологии социально-культурной деятельности как компонент системы формирования досуговой культуры молодежи, при этом осуществлен отбор содержания социально-культурных мероприятий, способствующих формированию досуговой культуры молодежи и показана специфика их использования в процессе свободного времени;

-определены уровни сформированности досуговой культуры молодежи, позволяющие выявить потенциальные возможности личности в организации своего досуга;

-разработан пакет диагностических материалов, позволяющий выявлять результативность проведенной педагогической работы и получать характеристики, важные для изучения ценностных ориентации, педагогического влияния и формирования творческих качеств личности, что расширяет критериальный аппарат социально-культурной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные позволяют эффективно осуществлять процесс формирования досуговой культуры молодежи. Прикладное значение исследования заключается в создании инструментария по формированию досуговой культуры молодежи, включающего разработанную программу, в которой реализуются социально-культурные мероприятия на основе использования культуротворческих технологий, а также диагностические экспериментальные методики, позволяющие исследовать уровень сформированности досуговой культуры молодежи.

Разработана педагогическая программа «Мое жизненное кредо» по формированию досуговой культуры молодежи на основе культуротворческих технологий, представляющая собой комплекс последовательных действий, способных максимально эффективно влиять на творческое развитие молодежи, формировать ценностные ориентации личности и овладевать коммуникативными навыками. Созданное в ходе исследования научно- методическое обеспечение (учебно-методические материалы, информационно-образовательные ресурсы и т.д.) и авторская педагогическая программа могут быть использованы при разработке педагогических систем и образовательных программ по формированию досуговой культуры молодежи на федеральном и региональном уровне, а также в работе учреждений социально-культурной сферы и системы образования.

Результаты исследования могут служить основой для инновационной деятельности учреждений социально-культурной сферы в поиске научных подходов к разработке и реализации социально-культурных технологий и быть применены при составлении региональных комплексных программ по организации свободного времени подростков и молодежи.

Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:

- в деятельности государственных организаций и служб при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ формирования досуговой культуры молодежи;

-в процессе профессиональной подготовки и повышении квалификации педагогических, социальных работников, психологов, работников культуры и досуга;

- при проведении воспитательно-педагогической деятельности центров внешкольной работы, центров развития и социально-психологической помощи подросткам и молодежи и других учреждений системы дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность теоретических выводов и практических результатов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; целенаправленным анализом педагогической практики; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; позитивными изменениями в результате реализации модели формирования досуговой культуры молодежи и программы «Мое жизненное кредо».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность формирования досуговой культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий определяется особым педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности и представляет собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы творчества, в процессе которых происходит выработка механизмов вовлечения личности в процесс непрерывного творчества.

2. Специфика формирования досуговой культуры молодежи определяется индивидуальными качествами отдельно взятой личности и заключается в приобщении ее к созданию культурных ценностей, развитии творческого потенциала, формировании духовно-нравственных качеств, его чувств, убеждений и привычек, реализации комплексаторных возможностей свободного времяпрепровождения.

3. Комплекс социально-культурных условий, обеспечивающих формирование досуговой культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий, предусматривает учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людей; комплексное целевое воздействие на личность при активной ее включённости в социально-культурную деятельность; разработку модели процесса формирования досуговой культуры молодежи с применением культуротворческих технологий; наличие комплексной педагогической программы по формированию досуговой культуры молодежи, основанной на совокупности педагогических принципов, способствующих развитию творческой активности и формированию ценностных ориентации молодежи; наличие квалифицированных педагогов-организаторов, обеспечивающих познавательный, развлекательный, интеллектуальный досуг молодежи.

4. Уровни сформированности досуговой культуры молодежи, позволяют оценить активность молодежи в организации своего досуга, участие в художественно-творческой деятельности, интерес ко многим видам искусства, стремление к творческому поиску, развитию эмоционально-волевой сферы.

5. Педагогическая программа «Мое жизненное кредо» по формированию досуговой культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий, направлена на осмысление необходимости рационально использовать свое свободное время, на активное и духовное насыщение своего досуга новыми формами деятельности, на формирование умения и навыков организовывать и планировать свое свободное время, на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности путем педагогического воздействия и самовоспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в 2000-2007 гг.;

б) внедрение авторской программы «Мое жизненное кредо» в практику работы Центра социально-культурной деятельности Института искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, колледжа социально-культурных технологий г. Тамбова;

в) использование результатов исследования в процессе преподавания учебных дисциплин в Институте искусств ТГУ им. Г.Р. Державина при изучении следующих дисциплин: «Социально-культурная деятельность», «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Технологические практикумы социально-культурной деятельности».

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 8-ми научных публикациях автора общим объемом 2,5 п.л., в виде научных статей, тезисов и учебно-методических изданий.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.

Формирование досуговой культуры молодежи как научно -педагогическая проблема

Формирование досуговой культуры молодежи является одной из актуальных проблем, решение которой зависит от эффективной организации культурно-досуговой работы, способствующей развитию интеллектуальных, духовно-нравственных, морально-этических качеств молодежи.

Использование такого метода научного познания, как концептуальный анализ при описании состояния проблемы формирования досуговой культуры молодежи, позволяет определить основные понятия исследования, в качестве которых можно выделить следующие: «культура» и «культура досуга». Таким образом, мы имеем возможность избежать семантической неопределенности в выборе понятийного аппарата исследования, более детально проанализировать состояние проблемы в теории и практике, определить направление совершенствования работы по данному направлению.

Понятие «культура» возникло на самых ранних этапах становления человеческого общества. При этом понятие «культура» в различные эпохи и у различных народов земного шара носило совершенно различную смысловую и содержательную нагрузку, разделяясь при этом на материальную и духовную, массовую (бытовую) и элитарную, профессиональную и художественную, подростковую, молодежную и др., наполняясь при этом символическими, натуралистическими, психологическими, аксиологическими и другими аспектами и неся в себе такие основные элементы, как понятия, отношения, ценности, правила и др.

Несмотря на достаточно большую историю существования этого понятия и огромную его значимость для развития человечества, дать строгое и однозначное определение понятию «культура» достаточно сложно. В современной культурологии насчитывается несколько сотен таких определений, охватывающих различные аспекты, функции и особенности культуры и культурной деятельности, что отражает большую значимость и широчайший круг разнообразных понятий и явлений, входящих в наполняемость понятия «культура».

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение понятию «культура»: «Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

Большинство специалистов, изучающих феномен культуры, относят данное понятие к числу фундаментальных (К. Леви-Строс, Т. Парсонс, А. Уоллес, А. Холлуэлл и др.). Многообразие определений культуры, научных подходов к ее пониманию объясняется, видимо, не столько субъективными, сколько объективными причинами, в том числе: -динамичностью культуры как социального феномена, проникновением ее во все сферы общественной жизни; - естественным интегрированием культуры с объектами и предметами изучения различных отраслей научного знания; -достаточно широким кругом проведенных, завершенных определенным образом научных исследований и опубликованных по их итогам результатов и др.

Учитывая данное обстоятельство, можно сформировать несколько групп источников, содержащих категориальный анализ культуры. Первую группу составляют источники с безальтернативным вариантом определения культуры. Вторую - источники, содержащие альтернативный обзор определений культуры в рамках предмета конкретного исследования. Третью - источники с реферативным обзором определений культуры, обобщающие несколько исходных признаков. Четвертую - источники, содержащие широкий аналитический обзор определений культуры.

В исследованиях социокультурных процессов и явлений применялся ранее и применяется сегодня целый комплекс научных методов. В ходе этих исследований образованы и признаны вполне сложившимися многие научные школы, направления, методологические подходы. К числу наиболее распространенных относятся исторический, эволюционный, сравнительный, психологический, структурный, структурно-функциональный, системный, экспериментальный и некоторые другие подходы и методы интерпретации культуры.

Системный подход к изучению культурных процессов учитывает многомерность ее процессуальных свойств, основу которых составляет деятельность человека. С этих позиций культуру можно определить как специфический способ, содержание, продукт поведенческой, опредмеченной деятельности человека по выражению им собственной «самости» -самореализации, саморегуляции, самоопределения в окружающем мире [106].

Обычно принято выделять два уровня культуры: -специализированный (целый ряд культурологов и философов -Ф. Ницше, Т. Элиот, X. Ортега-и-Гассет и др. - предложили называть его элитарным или высшим); - обыденный или бытовой (культура повседневной жизни).

К первому уровню обычно относят экономику, политику, философию, религию, науку, технику, искусство, а ко второму - нравы и обычаи, мораль, домашнее хозяйство, обыденное мировоззрение и бытовую эстетику. При этом все они связаны между собой и влияют друг на друга. Характер этих связей и влияний существенно изменялся, начиная со времен существования Древней Греции и Римской империи.

Слово «культура», первоначально возникшее в латинском языке и обозначавшее «возделывание», «облагораживание», «воспитание», в последующем у Цицерона трактуется («Туксуланские беседы») как обработка ума, а философия - как культура ума. Под культурой стали иметь в виду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово «культура» вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский язык.

Ряд американских антропологов (А. Кребер, К. Клахон и др.) дают следующие определения культуры: «Культура основана на схематизированных и эталонных способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых, главным образом, с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая в их воплощение в произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные и переданные) идеи и, прежде всего, связанные с этими идеями ценности».

Чтобы получить представление о многозначности понятия «культура», приведем еще ряд определений, предложенных учеными Европы и США: -«комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества» (Э. Тейлор); -«каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» (Ф.Энгельс); - «социальное наследование» (Б. Малиновский); -«культурный аспект, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения» (П. Сорокин); -«организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления» (Л. Уайт); - «то, что отличает человека от животного» (В. Оствальд); -«процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса» (Э. Кассирер); -«совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках» (А. Моль).

Сущность и специфика формирования досуговой культуры молодежи на основе использования культуротворческих технологий

Складывающаяся в стране ситуация порождает массовость антиобщественных моделей поведения молодежи вплоть до саморазрушающих. Наркомания, пьянство, токсикомания, бродяжничество, проституция, деструктивные формы провождения досуга и прямая преступность в наибольшей степени поразили молодежную среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, социальную дифференциацию, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и с трудоустройством, коммерциализацию досуга, девальвацию нравственных идеалов, эстетических ценностей и норм, ослабление ряда традиционных институтов социализации, слабости молодежной политики.

Культурно-досуговая деятельность является мощным средством воздействия на личность и ее мировоззрение, содействуя формированию мотивов, ценностей, установок и т.п.

Культурно-досуговая деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования в рамках свободного времени.

Сегодня культурно-досуговая деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения [130].

Образовательный аспект культурно-досуговой деятельности заключается в воспитании и развитии человека, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач: -целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей; -стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования; - создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения [145].

Мы рассматриваем культурно-досуговую деятельность как особый вид образовательно-воспитательной деятельности, в процессе которой формируются качественно новые общественные отношения. Культурно-досуговая деятельность понимается нами как набор педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в инструмент социального воздействия, а также технологично определяют социальные, образовательные и воспитательные процессы.

При исследовании понятия досуг как совокупности технологий, перед нами встала задача изучить специфику терминов «педагогическая технология» и «культуротворческая технология». Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы. Понятие «технология» (techne) имеет греческие корни и переводится как «искусство», «мастерство» + logos - «мысль», «разум», «знание» и на первых этапах относилось к производственной сфере. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения качественно нового продукта с заранее заданными свойствами. В формулировке понятия «технология» в педагогической науке существуют большие разночтения (встречается более 300 вариантов понимания категории «педагогическая технология»).

Анализ многообразия подходов к пониманию сущности и содержания педагогических технологий свидетельствует о том, что до сих пор нет общего мнения по данному вопросу. Разнообразие трактовок позволяет говорить о многообразии концептуальных подходов к самому определению «педагогическая технология».

Но, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [35].

В нашей стране термин «педагогическая технология» появился впервые в 1963 г., однако он не получил широкого распространения. Вместе с тем, процесс развития творческой направленности личности опирается на технологию как процесс овладения соответствующим объемом знаний, навыков и умений с целью использования их в практической художественной деятельности. До недавнего времени словосочетание «педагогическая технология» считалось недопустимой вольностью в трактовке таких сугубо творческих и психологических проблем, процессов, как обучение и воспитание. Современный научно-технический прогресс определяет педагогическую технологию как одно из основных направлений совершенствования содержания социокультурного образования.

Специфические особенности педагогических технологий в образовательном процессе рассматриваются в работах М.Ж. Арстановой, В.П. Беспалько, Н.В. Бочкиной, О.Р. Долженко, Б.Т. Лихачева, Ф.К. Савиной, В.В. Сериковой и др., которые, обосновывая необходимость овладения педагогическими технологиями, подчеркивают, что реализация технологического решения определяется индивидуальностью учителя и обеспечивает практическое воплощение и результативность педагогической деятельности.

Существуют разные толкования понятия «педагогическая технология». Одни авторы рассматривают педагогическую технологию как средство гарантированного достижения целей обучения, подчеркивая при этом, что она присутствует в любом учебно-воспитательном процессе и в этом отношении развивает классическую дидактику. Другие исследователи рассматривают технологию обучения как «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей». Третьи понимают под педагогической технологией целостную совокупность разнокачественных процедур (дидактических, психологических, общепедагогических и др.), обусловленную соответствующими целями и содержанием обучения, которые призваны осуществить требуемые изменения форм поведения и деятельности обучаемых.

Анализ современной практики организации досуговой деятельности молодежи в России и за рубежом

Как социальный феномен досуг уникален. В его рамках возможны реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно-досуговой деятельности, использование различных культуротворческих технологий. В нём заложен большой потенциал для духовного совершенствования человека. За многие десятилетия в России сформирована целая производственная отрасль, состоящая из федеральных и региональных органов административного, методического руководства, научных центров, учебных заведений, предприятий культуры и искусства. Конечная продукция этой отрасли представлена в результатах прикладных культурологических исследований, в возможности приобретения профессиональной квалификации, в широкой номенклатуре культурно-досуговых услуг населению региона.

Потенциал культуры становится особенно востребован в условиях, когда сфера досуга все заметнее отягощается антигуманными общественными реалиями. Нивелирование культурных ценностей оборачивается ростом преступности, наркомании, психических расстройств, разрушением здоровья человека. Весь ход общественного развития многочисленными примерами подтверждает тот факт, что если государство не заботится об организации содержательного досуга молодежи, то он становится, в лучшем случае, бессодержательным, в худшем криминальным. Сфера досуга тогда превращается в своеобразный «накопитель» социальных проблем. Общественная неустроенность, утеря нравственных и эстетических идеалов, экономическая нестабильность, социальная незащищенность негативно сказываются на свободном времяпрепровождении россиян [106].

Концепция досуговой культуры, целью которой является улучшение качества жизни каждого индивида посредством его свободного и плодотворного участия в различных видах социально-культурной деятельности, получила невиданное ранее признание в качестве одного из важнейших факторов общественного развития.

Признанными мировыми лидерами в области организации и осуществления широкомасштабного досугово-рекреационного обслуживания населения являются такие страны, как США, Канада, Франция, Германия, где в рамках коммерческого сектора создана мощная индустрия досуга.

Существенным показателем благополучия социальных систем ведущих стран мирового сообщества является наличие досуга и возможностей для его благотворного использования.

Обширный теоретический и практический опыт в области досуговедения в зарубежных странах, который во многом является идентичным, позволяет обозначить специфику формирования досуговой культуры молодежи за рубежом.

Япония, достигшая за короткий период времени отличных показателей в плане научно-технического прогресса, высокого качества производства, социально-экономического и политического развития, побила многие мировые рекорды в различных областях жизни. Загадку «экономического японского чуда», «японского духа» стремятся разгадать многие страны Запада.

Формирование общественного сознания японцев осуществлялось под воздействием природно-географических условий, исторического опыта жизнедеятельности населения, уникальности национально-культурных ценностей.

Традиционной психологической установкой для японцев являются трудолюбие, бережливость. Трудолюбие ориентируется, в первую очередь, не на материальные интересы, а на обогащение знаний, общее благополучие человека, что способствует постоянному стремлению японцев к образованию, индивидуальному творчеству, развитию. Важнейшим показателем «качества человеческого существования» являются культурные и духовные потребности. Японские фирмы вкладывают немалые средства в развитие культуры, искусства и организацию досуга, не упуская при этом экономической выгоды. По справедливому утверждению японских деловых людей, чем выше культура, образование человека, тем выше производительность его труда. Образованный, культурный человек быстрее постигает новую технологию, работает продуктивнее, творчески.

Для снятия умственной и физической перегрузки широко пропагандируется и реализуется культурно-досуговый отдых. Японцы много путешествуют, разнообразно и разумно проводят своё свободное время, любят природу, искусство.

В стране очень развита социальная сфера досуга: много разнообразных клубов, домов творчества, гражданских общественных залов, научных и культурных центров, музеев, библиотек, дискуссионных баров, музыкальных кафе и т.д., которые способствуют интеллектуальному и физическому развитию, укрепляют человеческие отношения.

В Японии значительно возросло число любительских частных объединений, которые привлекают к реализации разнообразных воспитательно-просветительных программ всё больше участников, особенно молодёжи.

Выпускается огромное количество литературы, пропагандирующей рациональный досуг, спорт, охрану и укрепление здоровья, культурный досуг и др. По данной проблематике проводятся многочисленные конгрессы. Распространены занятия традиционными художественными ремёслами: работа по дереву, металлу, лаку, керамике, ткачество. В Финляндии деятельность Маннергеймской Лиги защиты детей и молодёжи во многом способствует формированию нравственных качеств молодежи. В программе Лиги особый упор сделан на положение молодых людей в обществе, наличие здоровой окружающей среды, помощь семьям и детям. Активные программы, в которые вовлечены родители, создают чувство самоуважения у молодежи. Большое значение Лига придаёт созданию здоровой окружающей среды как проблеме завтрашнего дня. Молодых людей побуждают принять участие в создании нового типа экологической культуры. Лига ставит перед собой воспитательные задачи. Основная её цель в данном направлении - побудить людей помогать себе и окружающим, применяя современные средства общения. Желание помочь молодежи -традиционный финский дух, который можно выразить девизом «Помоги соседу». Проблеме профессиональной подготовки детей и молодёжи уделяется большое внимание в Швеции. Общество заинтересовано в ликвидации безработицы среди молодёжи. В связи с этим муниципалитеты страны организуют для 16-17-летних школьников профориентационную подготовку, затем прохождение обучения по профессии от двух месяцев до двух лет (во время обучения выплачивается стипендия). В период перехода от школы к профессии молодым людям и их родителям оказывают помощь молодёжные центры. Внимательное отношение к подрастающему поколению позволяет снять многие конфликтные ситуации, связанные с возрастными особенностями, недостаточной социализацией молодёжи и рыночными отношениями. Консолидация сил государства, общества и семьи даёт возможность избежать проявления асоциального поведения в молодёжной среде.

Опытно-экспериментальная оценка уровня сформированности досуговой культуры молодежи средствами культуротворческих технологий

Теоретический анализ литературных источников потребовал экспериментального изучения сделанных выводов на практике. Опытно-экспериментальная работа была направлена на изучение сформированности досуговой культуры молодежи средствами культуротворческих технологий. Исследование состояло из нескольких этапов: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента и проводилось в период с 2004 по 2007 гг. Были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить на практике сформированность досуговой культуры молодежи, для чего разработать вопросы анкеты и провести анкетирование. 2. Используя методики для изучения сформированности досуговой культуры молодежи, провести диагностическое обследование. 3. Экспериментально доказать эффективность процесса формирования досуговой культуры молодежи средствами культуротворческих технологий на основе разработанной модели процесса формирования досуговой культуры молодежи. 4. Выявить и экспериментально обосновать социально-культурные условия формирования досуговой культуры молодежи средствами культуротворческих технологий. 5. Разработать и апробировать программу, позволяющую влиять на формирование досуговой культуры молодежи средствами культуротворческих технологий. 6. Используя метод анкетирования и методики для изучения сформированности досуговой культуры молодежи, провести повторное обследование. 7. Провести количественную и качественную обработку полученных данных и сравнить их.

На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 562 человека. Из них: 450 человек участвовали в социологическом опросе, 112 в констатирующем и формирующем экспериментах, а также 27 преподавателей Института искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и колледжа социально-культурных технологий г.Тамбова.

В эксперименте нами выделены три части: констатирующая, формирующая и контрольная. Цель констатирующего эксперимента - осуществить диагностику сформированности досуговой культуры молодежи. Цель формирующего эксперимента - апробировать модель формирования досуговой культуры молодежи средствами культуротворческих технологий, экспериментально доказать условия эффективности формирования досуговой культуры молодежи, разработать и апробировать программу. Цель контрольного эксперимента - установить соотношение и взаимовлияние исследуемых факторов формирования досуговой культуры молодежи, обобщить результаты эксперимента.

При организации эксперимента особое значение имел диагностический этап, связанный с разработкой специальных анкет и методик, направленных на определение уровней сформированности досуговой культуры. Под методиками мы понимаем специально организованные способы работы, соответствующие поставленным целям и направленные на диагностирование сформированности досуговой культуры молодежи.

Процедура педагогической диагностики уровней сформированности досуговой культуры включала в себя следующие этапы: определение критериев сформированности досуговой культуры молодежи; определение характеристики уровней развития досуговой культуры молодежи; определение уровней ценностных ориентации молодежи; составление и подготовка соответствующих методик и анкет для сбора эмпирической информации; обработка и обобщение результатов эмпирического исследования. Для реализации соответствующих идей наиболее важным моментом является определение критериев сформированности досуговой культуры молодежи. Комплексный анализ научно-теоретических данных позволил определить досуговую культуру как интегративный комплекс качеств, характеризующих личность и ее деятельность, направленную на эффективную организацию своего досуга на основе использования культуротворческих технологий. Оценивая эти данные, мы выделили следующие критерии: Когнитивный: целостность и систематизированность знаний о культуре, глубина и устойчивость интереса к знаниям; уровень познавательно-творческой активности; потребность в новых знаниях, умениях и навыках; наличие собственных художественно-творческих убеждений в отборе форм организации свободного времени; способность воспринимать, отбирать информацию в соответствии с потребностями; умение анализировать, сравнивать, контролировать и корректировать свое свободное время.

Эмог{ионально-ценностный: интерес и направленность личности на овладение новыми формами проведения досуга; уровень фантазии; умение передавать через свое творчество разнообразие испытываемых чувств, глубину переживаний, эмоциональную выразительность; сформированность эстетических и художественно-творческих суждений и профессионального мышления; уровень и широта художественно-творческих и эстетических потребностей, готовность к овладению народно-художественными и культурными ценностями.

Мотивационно-деятелъностный: функциональная сторона творческой деятельности личности: практические умения в собственной художественно-творческой деятельности; стремление к самореализации; владение различными умениями и навыками художественно-творческой деятельности; стремление к самостоятельности, сотрудничеству, к дружбе и взаимовыручке; любознательность, интерес к нестандартному и новому; стремление к лучшему результату; умение организовывать свой досуг; степень ответственности; степень организованности, умение работать в коллективе.

Диагностика сформированности досуговой культуры молодежи средствами культуротворческих технологий, предполагает определение трех ее уровней сформированности у участников эксперимента: высокого, среднего и низкого.

Первый уровень - высокий. Высокая активность в организации своего досуга; участвует в художественно-творческой деятельности; проявляет интерес ко многим видам искусства; стремится к самостоятельному «добыванию знаний»; проявляет активность в усвоении знаний, умений, навыков; обладает яркими эстетическими и эмоциональными реакциями; умеет выразить личное отношение.

Второй уровень - средний. Проявляет интерес к организации своего досуга, но часто ждет помощи от педагогов; художественно-творческой деятельностью занимается нерегулярно; проявляет интерес к одному виду работ; легко вовлекается в досуговые мероприятия, но активность проявляет непродолжительное время; обладает стремлением к самостоятельности.

Третий уровень - низкий. Интерес к организации своего досуга носит эпизодический характер; недостаточно инициативен и не активен; редко проявляет себя в художественно-творческой деятельности, не проявляет интереса к досуговым мероприятиям, демонстрирует пассивное отношение; имеет неширокий культурный кругозор; обладает неразвитым воображением и слабым познавательным интересом; не имеет личного отношения к творчеству; отсутствует потребность в творческой деятельности. На основании выведенного определения досуговой культуры молодежи необходимо выявить уровни и показатели сформированности ценностных ориентации молодежи. Только тогда, когда молодежь направляет и регулирует свою досуговую деятельность в соответствии с глубоко осознанными и личностно принятыми ценностями общества, можно говорить о том, что ей свойственен нравственный ценностный способ регуляции поведения и деятельности. Воспитывая и обучая молодежь сегодня, мы получаем образ будущего на сравнительно длительную перспективу. Образ будущего в значительной мере зависит от того, какие ценности сформируются обществом у нынешних молодых людей. Анализируя процесс формирования эмоционального и поведенческого компонентов ценностных ориентации у молодежи, мы опирались на концепцию генерализации С.Л. Рубинштейна и основывающиеся на ней идеи отечественных ученых [114]. В соответствии с ними можно выделить уровни сформированности ценностных ориентации молодежи.

Чтобы решить эту задачу, следует, прежде всего, выяснить, какой уровень сформированности ценностных ориентации молодежи следует считать адекватным, каковы критерии и показатели, позволяющие отнести наличие ценностных ориентации молодежи к тому или иному уровню.

Похожие диссертации на Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи