Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование толерантной культуры студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности Ересько Владимир Андреевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ересько Владимир Андреевич. Формирование толерантной культуры студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Ересько Владимир Андреевич; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/355

Введение к работе

Актуальность исследования. Будущее России определяется как демократическое полиэтническое общество, что актуализирует ряд взаимосвязанных проблем, одной из которых является воспитание молодого поколения, готового и способного жить в открытом, нестабильном мире, где происходит диалог разных культур, этносов, религий, мировоззрений.

Поэтому проблема развития толерантной позиции личности как жизненной стратегии!, дающей возможность успешного построения взаимоотношений, сохранения внутреннего равновесия, обретения гармонии и целостности крайне актуальна. Нарастание агрессивности на всех уровнях человеческого бытия - войны, терроризм, национальная и религиозная нетерпимость, конкурентно-агрессивный способ поведения - вызвало практическую необходимость исследований по профилактике этих явлений, сделало «толерантность» одним из ключевых мировых понятий.

В связи с трансформацией российского общества, его интеграцией в мировое сообщество, снижением согласия и терпимости в социуме возникает потребность в анализе социальных и культурных предпосылок толерантности, а также тенденций ее динамики.

Идеи гуманизма, терпимости признаны Конституцией Российской Федерации (1993 г.), в которой заявлено о гарантии прав и свобод граждан, в том числе, на свободу убеждений, право на труд, личную безопасность. 1995 г. был объявлен ЮНЕСКО Годом толерантности, и 16 ноября того же года ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов толерантности».

В 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», целью которой являлись выработка и внедрение в социальную практику норм, определяющих устойчивость поведения в ситуациях социальной напряженности отдельных людей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Идея воспитания толерантности также нашла свое отражение в Основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 гг., утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.0J.2002 г. № 193, реализация которых призвана способствовать решению ряда задач, в числе которых - воспитание граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. № 1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Все это определило те усилия, которые предпринимаются в настоящее время различными общественными и государственными институтами России для формирования в обществе толерантности и развития толерантной культуры населения.

Молодежь является той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания исследователей. Это связано, во-первых, со статусной неопределенностью и поиском социальных ролей молодых людей, а также трудностями их освоения. Во-вторых, возрастные психологические особенности создают дополнительные условия для интериоризации молодежью радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности. Поэтому изучение социального поведения молодежи, а также поиск способов формирования толерантности является необходимостью в плане преодоления существующих или возможных форм проявления нетерпимости в молодежной среде.

Перед педагогической общественностью стоит комплексная проблема разработки и реализации системы мер по формированию толерантной культуры как мировоззренческого качества личности. В настоящее время толерантная позиция личности как жизненная стратегия приобретает все большую востребованность как единственно возможный путь для установления гармоничных взаимоотношений между людьми.

Возникает необходимость поиска дополнительных возможностей организации педагогической работы со студенческой молодежью, что позволило бы обеспечить решение задач формирования толерантной культуры личности.

В формировании толерантной культуры у молодых людей определяющую роль, по нашему мнению, может сыграть художественно-творческая деятельность.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие толерантности включает в себя несколько аспектов, которые достаточно подробно изучены отечественными и зарубежными учеными.

В зарубежной психолого-педагогической науке ученые обращались к исследованию проблематики толерантности в противовес интолерантности с акцентом на изучение природы агрессии (А. Басе, Л. Беркониц, X. Хекхаузен и др.), расовой и национальной нетерпимости (Т. Адарно, М. Боуэн, Т. Нельсон и др.), становления и развития сотрудничества (Л. Колберг, Ж. Пиаже и др.), видов проявления эмпатии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.).

В отечественной науке исследования толерантности направлены на изучение феномена (А.Г. Асмолов, И.Б. Гриншпун, А.А. Реан и др.), на межэтнические взаимодействия (Г.У. Соддатова и др.), на типологию толерантной активности субъекта (З.И. Рябикина, В.Г. Третьяк и др.).

Философский аспект проблемы толерантности рассматривался в работах Б.В. Емельянова, В.М. Золотухина, А.В. Перцева, Е.Б. Рашковского, Л.В. Скворцо-ва, Е.Г. Трубиной и др.

В психологии толерантность рассматривалась как отражение целостной и динамичной системы смыслов, заключающихся в личности: Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, З.И. Рябикина и др. Особенности познавательной позиции, характеристики когнитивной сферы, особенности восприятия информации и способы ее оценки изучались такими учеными как Дж. Брунер, Дж. Келли, М.А. Холодная и др.

Социокультурный и социально-политический аспекты проблемы толерантности изучались в трудах Д.Б. Абдуразаковой, О.В. Волосова, А.Е. Галеотти, Л.М. Дробижевой, М.Д. Култаевой, Ґ.У. Олпорта и др.

Педагогические возможности социально-культурной деятельности в формировании личности изучались М.А. Ариарским, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой,

М.И. Долженковой, А.Д. Жарковым, С.Н. Иконниковой, Е.В. Литовкиным, IO.A. Стрельцовым, А.А. Сукало, В.Я. Суртаевым, Б.А. Титовым, В.Е. Триодиным, В.М. Чичиковым, В.В. Туевым, Н.Н. Ярошенко и др.

Таким образом, можно констатировать, что изучению проблемы формирования толерантности посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, недостаточно, с нашей точки зрения, раскрыт потенциал художественно-творческой деятельности в формировании толерантности студенческой молодежи.

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:

актуализацией требований, которые предъявляются к качествам личности современного молодого человека, важнейшим из которых является толерантность как условие его нормального функционирования в гражданском обществе, и недостаточной разработанностью подходов к решению этой проблемы на современном этапе развития общества;

потенциальными возможностями художественно-творческой деятельности в формировании толерантности студенческой молодежи и недостаточно эффективным их использованием в воспитательном процессе ВУЗа;

наличием отдельного эмпирического опыта по использованию художественно-творческой деятельности в воспитательной работе ВУЗа по формированию толерантности у студенческой молодежи и отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.

Совокупность указанных противоречий позволила нам сформулировать проблему, каков потенциал художественно-творческой деятельности в формировании толерантной культуры студенческой молодежи.

В качестве объекта исследования выступает формирование толерантности молодежи.

Предметом исследования является потенциал художественно-творческой деятельности в формировании толерантности студенческой молодежи.

Цель исследования - выявление и обоснование потенциала художественно-творческой деятельности в формировании толерантности студенческой молодежи.

Задачи:

  1. Осуществить анализ основных научно-теоретических подходов к исследованию проблемы толерантности в отечественной и зарубежной практике и на основе этого обосновать сущность и специфику формирования толерантности студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности.

  2. Выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования толерантности студенческой молодежи с использованием потенциала художественно-творческой деятельности.

  3. Разработать педагогическую модель формирования толерантности студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности.

  1. Разработать и апробировать педагогическую программу по формированию толерантности студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что использование потенциала художественно-творческой деятельности в воспитательном процессе ВУЗа будет способствовать более эффективному формированию толерантной культуры студенческой молодежи при следующих условиях:

учет неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития личности участников хореографического коллектива;

учет специфики педагогической деятельности в ВУЗе;

обеспечение доминанты личностного развития молодежи в процессе художественно-творческой деятельности;

целесообразность выбора педагогических воздействий, адекватных
, возрастной специфике молодых людей;

учет совокупности принципов и средств художественно-творческой деятельности с молодежью по формированию толерантности;

опосредованность педагогических воздействий на духовную сферу участников коллектива хореографии, обусловленная спецификой хореографического искусства и условиями социально-психологического взаимодействия танцоров при создании художественного образа;

обеспечение подготовки педагогов-организаторов к осуществлению данной деятельности;

построение педагогического процесса ВУЗа на основе модели и педагогической программы формирования толерантности в процессе художественно-творческой деятельности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются идеи философов, антропологов, социологов, психологов, педагогов и других представителей гуманитарных наук о возникновении и формировании сознательного осмысления человеком своего пребывания в данном обществе (В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Ю.А. Брил, Л.С. Выготский, И.Г. Гердер, Л.Н. Леонтьев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, 3. Фрейд, К.Г. Юнг и др.); философские идеи о морали как деятельностном способе духовного самоопределения человека (С.Ф. Анисимов, A.M. Архангельский, О.Т. Дробницкий, Л.Б. Филатова, И.Т. Фролов); положения деятельностного и целостно-системного подходов (Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Д.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.С. Ныровой и др.); концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъективности человека в его личностном саморазвитии (Д. Дидро, А.Х. Маслоу, И.Г. Песталоцци, К.Р. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.), идеи о формировании толерантной культуры (Р.В. Вали-това, В.М. Золотухин, Л.М. Митина, Г.У. Солдатова, М. Уолцер, Г.М. Шеломова, Л.А. Шайгерова и др.) и др.

Важнейшее значение для настоящего исследования имеют идеи теоретиков в области социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, А.С. Запе-соцкого, Е.В. Литовкина, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, В.Я. Сур-таева, Б.А. Титова, В.Е. Триодина, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Методы исследования включают:

- теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы;

опрос и анкетирование с целью изучения сформированное толерантности молодежи, а также особенностей проведения досуга;

констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

математическая обработка данных.

База исследования. Исследование проводилось на базе Хабаровского государственного института искусств и культуры.

В исследовании приняло участие 706 человек (в констатирующем эксперименте - 702 человека (из них - 362 человека в опросе, 340 человек в анкетировании); в формирующем эксперименте приняли участие - 86 человек: 4 человека -преподавателей, 82 студента (из числа тех, которые принимали участие в констатирующем эксперименте).

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2003-2009 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2003-2004 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены организационно-педагогические условия и разработана педагогическая модель формирования толерантности студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности.

На втором этапе (2005-2007 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялась экспериментально-практическая работа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, исследовались различные подходы к проблеме диссертации на практике, проводился опрос с целью изучения сформированное толерантности студенческой молодежи; были экспериментально апробированы организационно-педагогические условия формирования толерантности студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) подводились итоги исследования: осуществлялась проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования.

Проводилось описание полученных результатов и их внедрения в практику, осуществлялась окончательная редакция текста диссертационного исследования, проводилась апробация полученных результатов в виде участия в научно-практических конференциях.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

определена сущность формирования толерантной культуры молодежи в процессе художественно-творческой деятельности, представляющая собой целенаправленный педагогический процесс, направленный на выработку у молодежи способности понимать и признавать естественность и многообразие способов самовыражения и проявлений человеческой индивидуальности в единстве художественно-творческого и духовно-личностного развития, позволяющей сосуществовать с другими людьми на основе уважения, принятия и понимания богатого многообразия видов и форм отношений.

выявлена специфика формирования толерантной культуры молодежи в процессе художественно-творческой деятельности, определяющаяся единством художественно-творческого и духовно-личностного развития личности, заключающемся в том, что в педагогический процесс наряду с компонентами художественно-продуктивной деятельности, художественным образованием и художественной критикой исполнительского творчества включена подсистема психолого-педагогического обеспечения художественно-творческой деятельности.

разработана педагогическая модель формирования толерантной культуры молодежи в процессе художественно-творческой деятельности, выступающая как совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно осуществлять воспитательный процесс в вузе, и включающая цель, принципы, основные направления, этапы, формы и результаты деятельности;

выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условий формирования толерантной культуры молодежи в процессе художественно-творческой деятельности:

учет неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития личности участников хореографического коллектива;

учет специфики педагогической деятельности в ВУЗе;

обеспечение доминанты личностного развития молодежи в процессе художественно-творческой деятельности;

целесообразность выбора педагогических воздействий, адекватных возрастной специфике молодых людей;

учет совокупности принципов и средств художественно-творческой деятельности с молодежью по формированию толерантности;

опосредованность педагогических воздействий на духовную сферу участников коллектива хореографии, обусловленная спецификой хореографического искусства и условиями социально-психологического взаимодействия танцоров при создании художественного образа;

обеспечение подготовки педагогов-организаторов к осуществлению данной деятельности;

построение педагогического процесса ВУЗа на основе модели и педагогической программы формирования толерантности в процессе художественно-творческой деятельности.

разработана педагогическая программа «Радуга» по формированию толе
рантной культуры студенческой молодежи в процессе художественно-творческой
деятельности, предполагающая воспитание понимания и принятия индивидуально
сти каждого человека, признание самоценности личности, принятие партнера по
общению таким, какой он есть, уважение и доверие к нему, умение выслушать,
умение прощать другому ошибки, проявление великодушия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования толерантной культуры молодежи в ВУЗах, в частности, с помощью использования потенциала художественно-творческой деятельности.

Выявленные сущностная характеристика и специфика формирования толерантной культуры молодежи с помощью художественно-творческой деятельности

позволяют проводить целенаправленное воспитание личности, формируя самосознание, ценностные установки, терпимость к окружающему, что позволит адекватно реагировать на изменения окружающей среды.

Разработанная педагогическая модель формирования толерантной культуры молодежи в процессе художественно-творческой деятельности, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет формирование способности к рефлексии, воспитание волевой целеустремленности, повышение уровня сформированное толерантной культуры у молодых людей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенной работы позволяют сделать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации воспитательного процесса со студенческой молодежью с помощью художественно-творческой деятельности.

Расширены педагогические знания о возможности использования потенциала художественно-творческой деятельности в воспитательной работе со студентами вузов. Разработанная авторская педагогическая программа «Радуга» по формированию толерантной культуры студенческой молодежи в процессе художественно-творческей деятельности, предполагающая воспитание понимания и принятия индивидуальности каждого человека, признание самоценности личности, принятие партнера по общению таким, какой он есть, уважение и доверие к нему, умение выслушать, умение прощать другому ошибки, проявление великодушия, может послужить основой для совершенствования воспитательной работы со студентами ВУЗов!

Материалы и результаты исследования могут быть использованы: в учебно-педагогическом процессе высших и средних учебных заведений, а также в системе подготовки и повышения квалификации кадров для социально-культурной сферы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов была обеспечена исходными методологическими позициями, использованием системы методов, адекватных предмету и задачам исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования, апробированием результатов на практике.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

раскрыт потенциал художественно-творческой деятельности в формировании толерантности студенческой молодежи;

обоснована сущность формирования толерантной культуры молодежи в процессе художественно-творческой деятельности, представляющая собой целенаправленный педагогический процесс, направленный на выработку у молодежи способности понимать и признавать естественность и многообразие способов самовыражения и проявлений человеческой индивидуальности в единстве художественно-творческого и духовно-личностного развития, позволяющей сосуществовать с другими людьми на основе уважения, принятия и понимания богатого многообразия видов и форм отношений;

выявлена специфика формирования толерантной культуры молодежи в процессе художественно-творческой деятельности, которая определяется единством художественно-творческого и духовно-личностного развития личности, заключающемся в том, что в педагогический процесс наряду с компонентами худо-

жёственно-продуктивной деятельности, художественным образованием и художественной критикой исполнительского творчества включена подсистема психолого-педагогического обеспечения художественно-творческой деятельности;

разработана и апробирована педагогическая модель формирования толерантной культуры молодежи в процессе художественно-творческой деятельности, выступающая как совокупность взаимосвязанных компонентов, и включающая в себя цель, принципы, основные направления, этапы, формы и результаты деятельности;

обоснован и разработан комплекс организационно-педагогических условий формирования толерантной культуры молодежи в процессе художественно-творческой деятельности:

учет неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития личности участников хореографического коллектива;

учет специфики педагогической деятельности в ВУЗе;

обеспечение доминанты личностного развития молодежи в процессе художественно-творческой деятельности;

целесообразность выбора педагогических воздействий, адекватных возрастной специфике молодых людей;

учет совокупности принципов и средств художественно-творческой деятельности с молодежью по формированию толерантности;

опосредованность педагогических воздействий на духовную сферу участников коллектива хореографии, обусловленная спецификой хореографического искусства и условиями социально-психологического взаимодействия танцоров при создании художественного образа;

обеспечение подготовки педагогов-организаторов к осуществлению данной деятельности;

построение педагогического процесса ВУЗа на основе модели и педагогической программы формирования толерантности в процессе художественно-творческой деятельности.

- разработана педагогическая программа «Радуга» по формированию толе
рантной культуры студенческой молодежи в процессе художественно-творческой
деятельности, предполагающая воспитание понимания и принятия индивидуально
сти каждого человека, признание самоценности личности, принятие партнера по
общению таким, какой он есть, уважение и доверие к нему, умение выслушать,
умение прощать другому ошибки, проявление великодушия и т.д.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду

направлений:

а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общест
венностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных
научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в г. Тамбове,
Хабаровске;

б) разработка авторской педагогической программы и непосредственное уча
стие в ее реализации в Хабаровском государственном институте искусств и куль
туры;

г) руководство курсовыми и дипломными проектами в рамках преподавае
мых дисциплин: «Мастерство хореографа», «Теория и методика преподавания ду-
этно-сценического танца», «Композиция и постановка танца», «Теория и история
хореографического искусства» в Хабаровском государственном институте ис
кусств и культуры;

д) социально-культурная, воспитательная и педагогическая работа в Хаба
ровском государственном институте искусств и культуры.

Подготовленные материалы и результаты исследования используются в процессе пргподавания ряда учебных дисциплин в Хабаровском государственном институте искусств и культуры и в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 298 источников, и ряда приложений.

Похожие диссертации на Формирование толерантной культуры студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности