Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ t8
1.1. Специфические особенности гуманитарного образования...18
1.2. Музыка как составная часть гуманитарного образования
и воспитания 43
1.3. Развитие в школах России музыкальных занятий как одно
го из средств гуманитарного образования 72
Глава 2. СОІЩЛЬНО-ЩДАГОІМЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ В ШКОЛЕ 105
2.1. Методические основания для оценки эффективности
обучения музыке 105
2.2. Организация эксперимента 116
2.3. Дополнительные музыкальные занятия как фактор гумани
тарного воспитания учащихся 122
ЗАКЛШЕНИЕ .158
ЛИТЕРАТУРА 164
ПРИЛОЖЕНИЕ 178
Введение к работе
Каждая эпоха в развитии общества характеризуется своей собственной системой образования, которая представляет собой процесс преемственности культуры и является общественно-историческим феноменом. Существуют разные трактовки процесса образования. Но главное /"стержневое"/ при этом остается - это передача знаний, умений, опыта /процесс обучения/ с одной стороны, формирование определенного типа личности /процесс воспитания/, с другой. "Без осознания того простого факта, что для существования и развития данной формации необходимо, чтобы люди вели себя в соответствии с требованиями сложившихся производственных отношений, ни одна из известных нам формаций не могла бы существовать и развиваться", - так выражает сущность взаимоотношения общества как системы с функционирующей в ней структурой воспитания и обучения известный польский социолог Я.ЩепаньскиЙ. /171, С.200/.
Анализ цивилизации показывает, что на разных отрезках ее истории наблюдаются разные приоритеты в образовательном процессе. Так, в век научно-технических революций на первое место выступило обучение техническим и естественным наукам. В 60-х гг. западные социологи и педагоги провозгласили примат гуманитарных наук. Они заявили, что ХХ1 век будет веком гуманитарных наук или его вообще не будет. Это высказывание выражает протест против техницизма, калькуляторного прагматизма, породившего "одномерного" человека.
В доперестроечный период в нашей стране существовала своя система воспитания и обучения, которая, в общем, удовлетворяла нужды общества, строящего социализм. Ныне перемены, происходящие в стране в результате экономических и политических реформ, приводят к изменениям в этой системе.
Одной из главных особенностей этих реформ является то, что они стали обеспечивать идентичность нашей отечественной системы воспитания и образования личностей аналогичным системам, сложившимся в развитых капиталистических странах. Но вместе с этим все то, что называется кризисом образования, воспитания в цивилизованных странах стало появляться и в отечественной системе образования и воспитания, делая неотложной реформу образования. Понимание образования как механизма развития культуры, проектирование его, исходя из социо-культурных реальностей, философских ориентации, междисциплинарных исследований ; внедрение специальных технологий перестройки образования делают более эффективной практику образовательных реформ.
Наша задача не состоит в том, чтобы сделать анализ тех изменений, которые порождены перестройкой в системе образования и воспитания. Остановимся только на некоторых из них, которые являются наиболее важными.
Прежде всего следует отметить возникновение различных форм обучения, которых не было в нашей стране ранее. Кроме общеобразовательных школ возникли гимназии, лицеи, колледжи ; наряду с государственными учебными заведениями открылась масса частных.
Естественно, что плюрализм форм образования связан с плюрализмом программ, конкретных целей и задач, которые ставят перед собой различные учебные учреждения. В настоящее время официально разрешено каждому учреждению образования иметь собственные программы. Правда, за последние годы оказалось, что это приводит к существенным изъянам в деле обучения, воспитания молодежи, и потому был введен государственный стандарт для средних и высших учебных заведений, который должен быть обеспечен ими в первую очередь. Сверх этого стандарта они могут дополнять программы свои
ми специфическими предметами.
Плюрализм форм обучения оправдывается тем, что он дает возможность обучающимся выбирать для себя те изучаемые предметы, те знания, которые представляют для них особый интерес. Иными словами, содержание обучения предполагает учет интересов и потребностей обучающихся, стимулирует их активность в процессе обучения.
В новой системе образования большое внимание уделяется самообучению, проявлению активности и инициативы обучающихся. Это обеспечивается не только плюрализмом форм обучения, но и новыми, активными методами обучения, включающими в себя существенные элементы самообучения.
Сказанное можно выразить и иначе. Проводимые ныне реформы в системе образования превращают образование в непрерывный процесс. Это подразумевает выход за узкие рамки понятия "образование", ориентирующегося исключительно на усвоение уже систематизированных знаний, умений и навыков ; непрерывное образование, основанное на плюрализме системы образования, дает возможность личности на любом этапе ее жизненного пути включиться в ту или иную форму образовательного процесса в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами, психофизиологическими и личностными особенностями.
С другой стороны, непрерывное образование предполагает создание реальных возможностей для всестороннего развития личности. Главным направлением этого процесса является гуманитаризация образования. Всесторонность развития личности соответствует самой сущности и идеалу современного культурного человека.
В настоящее время у нас не сформировался еще целостный образ культурного человека, нет общепризнанного представления о тех
качествах, знаниях, нравственных принципах и т.п., которые его должны характеризовать.
Разработка образца-модели культурного человека должна быть отправной точкой в создании учебных программ, программ воспитания. Эта модель зависит от форм общественной жизни. Чем стабильнее, однозначнее эти формы, тем менее широк диапазон интересов культурного человека. Чем более динамичны, изменчивы формы общественной жизни, тем шире их диапазон. Такова точка зрения Э.Савицкой. /140/.
Идея о всесторонней, гармонически развитой личности не нова в педагогической науке и практике. История дает нам примеры того, как она решалась в разные эпохи. Особенно поучителен опыт создания целостной системы обучения и воспитания в эпоху Возрождения. Большую роль при этом играло искусство, музыка.
В нашей стране опубликовано много книг, статей о влиянии музыки на обучающихся. Этой проблемой занимались педагоги, психологи, музыковеды. Чтобы познакомиться, какими проблемами они занимались, приведем небольшой перечень освещенных в литературе проблем и их авторов.
Теоретические основы музыкального воспитания разносторонне раскрываются в исследованиях, относящихся к формированию:
- музыкальных способностей / А.Л.Готсдинер, Т.В.Огороднова/ ; музыкального слуха /Э.В.Алиева, С.Г.Гребельник. И.Лаптев, В.Никитина, Г.Н.Новикова, А.Л.Островский, С.Е.Осыоша, Т.Б.Родина, Т.Ф.Садыхова, М.А.Трубникова и др./ ; памяти /А.Б.Зелинский, И.Й.Кевишас, В.И.Муцмахер/ ; ритма /А.К.Брыль, К.Тарасова/ ; музыкальности /С.Науменко, ГО.А.Цагарелли/ ; музыкально-слуховых представлений /Р.Гржибовская, Ю.Рагс/ и т.п. ;
- слушательского восприятия /О.А.Апраксина, Э.И.Бальчитис,
В.К.Белобородова, Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, Е.В.Назай-кинский, В.Остроменский, А.А.Пиличяускас, В.Н.Шацкая, Б.Л. Яворский и др./ ;
- музыкальных интересов и потребностей /А.Г.Болгарский. Л.И.Боровиков. Е.Я.Бурлина, Н.Н.Гришанович, М.А.Давыдова, Ж.М.Кондратьева, С.Д.Іфлиев. Э.П.Морозова, С.Н.Никитюк, А.й.Паламарчук. К.Л.Перегудова, Т.П.Плеснина, У.К.Спанов, Ж.А.Сулеймено-ва, Г.Тарасов, Р.Н.Фрис и др./ ;
- музыкального вкуса и эстетических чувств /Д.К.Бусурашвили, О.А.Васильченко, Ю.С.іуров, Й.Г.Димова, Т.Г.Зайцева, Б.Г.Моз-гот, А.Д.Перепелица, Е.Н.Таллин, Р.АЛ ельчарова, Н.МЛернои-ваненко, В.А.Щербаков и др./ ;
- певческих и инструментальных навыков /Л.Г.Арчажникова, А.А.Бо-роздинов, Т.А.Качармина, Т.В.Ковалюк, Д.Л.Локшин, Н.И.Миронова, Q.M.Нежинский, С.Н.Никитюк, Ю.С.Плнска, Д.Ю.Рузиев, Э.Л. Рыбакова, Ф.Н.Халилов/ ;
- музыкально-ритмической деятельности /Н.Г.Александрова, В.А.Гри-нер, Е.В.Конорова, М.А.Румер/ ;
- музыкального творчества /Н.Ф.Вишнякова. й.М.Гадалова, С.С.Ес-темесова, Д.В.Заринь, В.И.Петрушин, Г.С.Ригина и др./.
Приведенный перечень опубликованных работ по интересующей нас теме показывает, что их авторы решали прежде всего проблему "музыка и личность". Не удивительно, что в 80-90-е гг. в специальной литературе появилось понятие, обобщающее все эти направления исследований, а именно - "музыкальная культура". Формирование ее провозглашалось целью музыкально-эстетического развития детей и включало в свой состав такие феномены, как специальные способности /свойства личности, способствующие достижению результатов в определенной области/ базовые способности /мотива оконная сфера, мышление, творческое начало, общение, чувства/, нравственно-эстетическое самосовершенствование путем раскрытия значимых качеств личности /открытость новому, внимание к особенному, "я и другой, незавершенность, критическое отношение к себе, выразительность и др./, музыкальные интересы, потребности, вкусы, мышление. /45/.
В такой интерпретации формирование музыкальной культуры
предстает как процесс целостно-личностного развития на основе взаимосогласования специфики музыки как искусства и природно- культурного развития ребенка в условиях художественной деятель- ности.
Основные положения понятия музыкальной культуры разработаны в педагогических трудах Б.В.Асафьева. Ю.Б.Алиева, Э.Б.Абдул-лииа. Л.В.Горюновой, Д.Б.Кабалевского, А.Н.Сохора, В.С.Иукерма-. на. Отдельные ее компоненты, критерии и уровни сформированности, пути развития у индивидов различных возрастных групп определяются в исследованиях И.Й.Беспалько, Ю.Е.Глазыриной. Н.В.Гузий. Т.О. Зиновьевой. О.П.Кеериг, А.Г.Костгок, Е.Д.Критской, Я.И.Родзицкой. А.И.Роздымаха, С.А.Феруз. Л.В.Школяр, Д.В.Ширин и др.
Комплексный подход в исследованиях проблем музыкальной культуры привел к необходимости использовать такие обобщенные понятия как "постижение1 /М.С.Красильникова/. "познание" /А.А.Пили чяускас/ музыки для обозначения общих связей человека с музыкой. Термин "познание", примененный в докторской диссертации А.А.Пи- личяускаса "Познание музыки как воспитательная проблема", объединяет разнообразие воздействий музыки на слушателя и представляется, таким образом, более широким, нежели часто употребляемые понятия "ощущение", "восприятие", "изучение", "понимание", кото рые к тому же в письменной и разговорной речи часто применяются
как синонимы.
Отдельную группу представляют научные труды, в которых анализируются различные факторы и условия, влияющие на восприятие музыки, на качество познания и его результаты. Учеными исследуются слово, литературный и поэтический тексты, речевой опыт и внутренняя речь, графическое изображение и зрительные образы, программность и установка и ряд других факторов, значимость которых для эффективности музыкального восприятия несомненна.
Наряду с психолого-педагогическими проблемами, связанными с преподаванием музыки в учебных заведениях, исследователями ставились также и социологические вопросы. Обычно они включались в контекст так называемых социальных функций искусства. И прежде всего изучалось воздействие музыки на убеждения людей и их социальное поведение.
В научно-педагогической литературе можно найти результаты исследования влияния музыки на идейное /П.В.Губченко, Д.М.Кама-лова, Н.Потапова, Н.Трубников/ ; патриотическое /С.Дустов, Ф.Н. Руцинская, Т.В.Стриго, А.АЛернецова/ ; интернациональное /А.Т. Арзыкулова, Л.В.Кузнецова/ ; нравственное /Л.Аладова, Г.Быстров, Н.А.Кутовая, Т.И.Люрина, К.Мамиров, Ю.Б.Мандрик, Е.С.Полякова, Э.Пфау. А.Ш.Хасанов, Л.В.Школяр/ ; эстетическое воспитание /Ю.Б. Алиев, Л.Н.Боброва, А.Г.Бутник, Г.Дидыч, Т.В.Ковалюк. Н.А.Корольков, Г.М.Матковская. В.П.Матонис, И.А.Нужная, Э.Ф.Печерская, В.П. Рева, Р.А.Тельчарова, Ю.МЛебуков/.
Исследуются также возможности развития средствами музыки: самостоятельности, творческих способностей и познавательно-творческой активности /Н.Антонец, В.И.Бабий, В.Г.Заволоко, Н.М.Зелинская, Ю.А.Лагутин, Т.Лутникова, Э.Й.Мелькумова, А.М.Моисеева, И. Немыкина, Е.Б.Оселедчик, В.Й.Петрушин, Г.Турсунканова, Г.С.Риги
на, Л.П.Шеремет/ ; трудолюбия /Г.А.Аксерния, Г.К.Лебедева/ ; любви к природе /А.Г.Борш/ ; музыки как способа общения людей /А.А. Щербакова/.
Изучается влияние познания музыки на интерпретацию произведения /А.Алексеев, Л.Арчажникова, Л.Баренбойм, В.Сараджев, Г.Цы-шш, О.Шульпяков/, на психомоторику ученика /Л.Дорфман/, на диагностику музыкальных способностей /В.Березовский, С.Торчинская/.
Социологические аспекты музыкального воспитания рассматриваются и в связи с понятием музыкальной культуры, которое в данном случае изучается как один из видов художественной культуры, как "жизнь" музыки в обществе /Б.Асафьев. Р.Грубер. Г.Ермакова, Л.Каган, А.Єохор/. Отдельные направления музыкально-социологических исследований нашли отражение в работах, посвященных типологии слушательских групп, тенденциям музыкальной жизни страны, музыкального развития молодежи, роли музыки на радио и телевидении /Э.Е.Алексеева, Г.Л.Головинский, О.Н.Данилова, А.А.Болотов, В.В.Молзинский, Г.Ш.Орджоникидзе, В.С.Цукерман и др./ ; проблемам музыкального творчества и восприятия музыки /В.В.Ме-душевский, Е.В.Назайкинский, И.Е.Попов, Н.Г.Шахназарова и др./ ; вопросам музыкального исполнительства /Л.А.Баренбойм, Ю.В.Капустин, Г.М.Коган и др./.
Значительное число социологических исследований проведено различными научно-исследовательскими учреждениями, коллективами академий, вузов, благодаря чему на сегодняшний день мы обладаем обширным статистическим материалом, который содержит данные о сферах музыкальных интересов слушателей различных возрастов, распределения их свободного времени, технической оснащенности их быта, о любимых музыкальных исполнителях, видах и жанрах музыки.
Как видно из предшествующего анализа, вопрос о воспитатель
ной роли музыкальных занятий не нов. Проблемы, связанные с достижением определенных музыкально-педагогических целей, раскрываются с различных сторон, разными способами, каждое исследование имеет свой предмет изучения, решает свои задачи. Разобраться в обширном потоке научно-теоретической, методической информации помогают исследования, посвященные изучению истории вопроса, в которых прослеживается эволюция отдельных музыкально-эстетических понятий, устанавливается периодизация основных научно-педагогических направлений, дается оценка соотношению устойчивых и преходящих элементов музыкально-воспитательного процесса /Й.А. Анисимова, О.А.Апраксина, Е.А.Бодина, Л.В.Горюнова, И.Г.Заруд-ная, С.И.Мезенцева, Е.В.Федорова/.
Осмысление историко-педагогического опыта воздействия музыки на формирование личности, позволяет авторам утверждать о возрождении общечеловеческих традиций в музыкально-эстетическом воспитании детей ; трактовать мы можем это влияние как источник широкого гуманистического воспитания личности.
Однако наряду с этими выводами ученые констатируют неудовлетворительное состояние исследования влияния музыки на подрастающее поколение, которое вызвано, по их мнению, рядом негативных причин. Отмечается, что "гуманистическая ориентация познавательно-практической деятельности, этический пафос ее еще не нашли своего содержательного воплощения ни в педагогике, ни в теории воспитания, ни в дидактике, ни в методике" /44, С.18/ ; с другой стороны,"имеет место разобщенность общественных усилий в подготовке соответствующих специалистов, низкое качество социально-ценных результатов школьного образования". /24, С.1/.
Следует отметить также, что среди вопросов, исследуемых музыкальными педагогами и психологами, имеется один, который осве щен явно недостаточно, в сравнении с проблемой "музыка и культура", "музыка и личность". Им является вопрос о влиянии музыки на процесс обучения школьников в целом. Музыкальные занятия не обособлены от других. Имеется ли влияние их на эти "другие" предметы? Иными словами, изучению подлежит не музыка и воспитание личности, а музыка и образование, обучение личности. Такая постановка вопроса может осветить проблему гуманитаризации обучения в школе.
Музыкальные занятия можно рассматривать по-разному: как подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности, как один из видов заполнения досуга, как фактор общего культурного развития, и теперь мы выдвигаем тезис - они являются также фактором гуманитаризации личности, катализатором всестороннего и гармонического развития личности через повышение интереса к изучению других школьных предметов.
Это дает возможность сформулировать гипотезу исследования: музыкально-просветительная деятельность в форме музыкальных занятий способствует гуманитарно-гуманистическому образованию учащихся, их эстетической и моральной воспитанности, повышению интереса к общеобразовательным предметам, формированию ряда положительных качеств личности.
Для того, чтобы подвердить выдвигаемую гипотезу, нами был поставлен эксперимент в начальных и средних классах общеобразовательной школы, где часть обучающихся занималась музыкой во внеурочное время.
Объект исследования - музыкально-просветительная деятельность в форме музыкальных занятий как фактор формирования личности.
Предмет исследования - влияние дополнительных занятий музы
кой в школе, как составной части музыкально-просветительной деятельности, на формирование культуры личности.
Цель исследования - установить на что влияют дополнительные музыкальные занятия в общем процессе формирования культуры личности ; разработать конкретные методики по измерению уровня эффективности музыкально-просветительной деятельности в условиях школы.
Задачи исследования:
- определить сущностные характеристики понятий "гуманизм", "гуманитарное образование", "гуманизация" и "гуманитаризация" учебно-воспитательного процесса;
- выяснить воспитательное значение музыки на основе анализа данной проблемы в научной литературе ;
- охарактеризовать процесс организации музыкальных занятий с учащимися в школе ;
- разработать систему показателей культурного развития школьников ;
- организовать исследование по выявлению характера взаимосвязи музыкальных занятий и общего культурного развития ;
- установить эффективность влияния дополнительных занятий музыкой на успеваемость, эстетическую и нравственную воспитанность, отношение к природе, общение, культуру заполнения досуга;
- разработать рекомендации по совершенствованию музыкального воспитания в школе.
Проведенное исследование вошло в комплексную программу открытой системы педагогического сотворчества "Гимназия, семья, вуз в духовном и гражданском становлении личности". Программа разработана Московским государственным университетом /MTJK/ на базе муниципальной многопрофильной школы-гимназии $ 7 г.Химки
с участием Московского государственного технического университета /МГТУ/ им. Н.Э.Баумана. /138/.
Программа объединяет несколько основных проектов и создание экспериментальных лабораторий, для апробации новых методик и технологий, обучения. Соответственно, излагаемое здесь исследование следует рассматривать как лабораторное, поисково-экспериментальное, в отличии от социолого-статистического. Это означает, что оно проводилось на узкой базе: учащиеся школы-гимназии В 7 г.Химки - экспериментальная база, учащиеся общеобразовательной школы В 82 г.Кемерово - контрольная база.
Для достижения поставленной нами цели не требовалось привлечения обширного статистического материала. Широкомасштабные исследования, безусловно, необходимы, но до проведения таких исследований важно решить вопрос об их целесообразности, что и предполагает осуществление поисковых исследований. Кроме того, в настоящий переходной период перестройки всей системы образования, когда возникают и начинают функционировать разного типа учебные заведения, вообще говорить об исследованиях, охватывающих по репрезентативной выборке население всей территории страны, невозможно.
Акцент, сделанный нами на проблеме критериев оценки достижений учащихся в художественно-творческой деятельности, основывается на убеждении о необходимости развития музыкально-педагогической социологии как отдельного самостоятельного научного направления. Усиление внимания к определению критериев обучения и воспитания позволит реализовать гуманистические принципы не в формально-декларированном виде, но с учетом реальных практических результатов, получаемых не на единичных экспериментальных площадках в специально созданных условиях, а в массовой практике
школьного обучения.
Выбор комплекса научно-педагогических методов исследования определялся целями и задачами диссертации. В работе использовались: анализ философской, педагогической, психологической, социологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования ; педагогическое наблюдение, в том числе включенное в качестве преподавателя музыки ; анкетирование учащихся 3, 4, 5 и 6-х классов и их родителей ; беседа, интервью с педагогами, родителями и школьниками ; статистическая обработка материалов ; обобщение и интерпретация полученных данных.
Исследование проводилось в течение 1991-1994 гг. Перечислим основные его этапы:
- изучение диссертаций, авторефератов, методической и учебной литературы, составление программы диссертационного исследования ;
- выбор и определение базы исследования ;
- отработка методики экспериментального исследования, составление анкеты ;
- апрель-май 1993 г. - опытно-экспериментальная работа в школе-гимназии № 7 г.Химки ;
- сентябрь-октябрь 1993 г. - контрольное исследование в общеобразовательной школе Л 82 г.Кемерово ;
- статистическая обработка эмпирических данных ;
- анализ результатов экспериментального исследования и разработка рекомендаций по совершенствованию музыкального воспитания
в школе.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- разработаны теоретические положения, касающиеся системы показателей культурного развития личности ;
- разработаны методики определения уровня культурного развития школьников ;
- дана характеристика современного состояния культурного развития школьников с учетом реалий, которые появились за последние годы ;
- выявлена и измерена степень влияния музыкально-просветительной деятельности на формирование культуры личности. Исследование конкретно показало, что учащиеся, занимающиеся дополнительно музыкой:
- имеют лучшие показатели по другим школьным предметам, что означает более всестороннее их развитие, чем других школьников ;
- чаще используют различные культурно-просветительные учреждения, имеют больше интереса к искусству, больше читают серьезной литературы, т.е. более развиты в эстетическом отношении ;
- обладают более высоким чувством ответственности перед товарищами, готовностью к взаимопомощи, более критичной оценкой поступков одноклассников, они глубже переживают несправедливость, иными словами они более нравственно и гуманно воспитаны ;
- имеют более развитое ассоциативное и образное мышление.
Практическая значимость исследования:
- разработана методика проверки эффективности влияния занятий музыкой на общее культурное развитие школьников, которую можно использовать в системе образования учащихся младших и средних классов ;
- материалы исследования внедрены в учебно-воспитательную работу школы-гимназии № 7 г.Химки, школы & 82 г.Кемерово ;
- доказано гуманитарно-гуманистическое значение музыкально-просветительной деятельности для формирования культуры личности учащихся, что дополняет комплекс применяемых воспитательных
воздействий в учебных заведениях ;
- сформулированы рекомендации по совершенствованию музыкально-просветительной деятельности, которые могут быть использованы в других школах ;
- намечена перспектива дальнейшего исследования музыкально-просветительной деятельности в школе и внесены предложения по разработке системы музыкально-педагогической социологии.
Апробация исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в школе-гимназии J& 7 г.Химки в начальных и средних классах при непосредственном участии автора в качестве учителя музыки, концертмейстера, организатора подготовки и проведения внеклассной работы ; путем опубликования материалов по избранной теме. Отдельные теоретические положения и основные результаты научно-исследовательской работы нашли отражение в выступлениях автора на научно-практической конференции молодых ученых "Новые пути наук о культуре" /Москва, 15-16 февраля, 1994 г./ ; международной научно-практической конференции "Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров" /Москва, 26-28 апреля, 1994 г./ ; международной научной конференции "Человек в мире искусства: информационные аспекты" /Краснодар-Новороссийск. 7-10 сентября, 1994 г./ ; международной научной конференции "Бытовая музыкальная культура: история и современность" /Ростов-на-Дону, 3-8 октября, 1994 г./ ; в ходе обсуждения диссертации на заседаниях кафедры "Теория и история народной художественной культуры" МГУК.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Кроме текстовых материалов в работу включены таблицы и графики.