Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Зайнуллина Фарида Корочовна

Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества
<
Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зайнуллина Фарида Корочовна. Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Зайнуллина Фарида Корочовна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств].- Казань, 2008.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/360

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества 17

1.1 . Состояние разработанности проблемы формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в философской, психологической и педагогической литературе 14

1.2. Исторические предпосылки становления и развития современного театрального творчества 34

1.3.Сущностные характеристики театрального творчества и его роль в самореализации личности раннего юношества 48

1 АСоциокультурная и педагогическая характеристика ранней юности...72

1.5.Выводыпо Іглаве 94

Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в театральных коллективах .96

2.1. Разработка и реализация содержания программы учебно-воспитательной работы театрального коллектива, адекватной формированию потребности в самореализации личности раннего юношества 96

2.2. Этапы формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в театральном коллективе 112

2.3. Динамика процесса формирования потребности всамореализации личности раннего юношества в театральном коллективе 133

2.4.Результаты экспериментальной работы по формированию потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества 144

2.5.Выводы по 2 главе 154

Заключение 156

Список использованной литературы 159

Приложения 179

Введение к работе

Социально-экономические факторы преобразования общества, осуществление демократических реформ, ориентированных на общечеловеческие ценности, возрождение духовного потенциала России, создают социальный заказ на творческую, самореализующуюся личность. Необходимость систематического, целенаправленного формирования потребности в самореализации личности приобретает в условиях девальвации социокультурных ценностей особое значение. Процессы обновления современного социума, поиск жизненно-важных приоритетов развития личности в социокультурной среде выдвигают на первый план вопрос самореализации подрастающего поколения, в частности раннего юношества, как один из приоритетных в педагогической науке. Значительный ресурс самореализации содержит досуговая деятельность, которая способствует личностному развитию раннего юношества. Большими возможностями в формировании потребности в самореализации юношества обладает самодеятельное театральное творчество, позволяющее апеллировать к интеллектуальным и волевым устремлениям личности. Театральное творчество — это эмоционально-психологическая и ценностная школа, которая как сложная социокультурная система выполняет в социуме развлекательную, воспитательную, познавательную, пропагандистскую функции. Важнейшей функцией театра является способность вызывать в человеке процесс самопознания, самоизменения. В результате сложного синтеза всех составляющих театр является специфическим социальным институтом, способным реализовать формирование потребности в самореализации личности раннего юношества.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема самореализации личности существовала как тема изысканий исследователей во все времена и рассматривается в них как интеграция методологических и теоретических основ наук о человеке, включающих,

прежде всего, такие, как философия, психология, культурология, педагогика, социология.

Изучению проблемы самореализации личности посвящены исследования К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева, Л.Г. Брылёвой, Е.П. Варламова, Е.Е. Вахромова, П.П. Горностай, Е.А. Демченко, А.П. Ирецкого, А. Маслоу, В.Ш.Масленниковой, М.Е. Кузнецова, К. Роджерса, СЮ. Степанова, Э. Фромма. К. Юнга и др.

Содержание и структура самореализации личности с позиции жизненной стратегии проанализированы в трудах А. Адлера, О.С. Васильевой, Е.А. Демченко, Т.Е. Резника, Ю.М. Резника; с позиции концепции самоактуализации - в трудах А. Маслоу, К. Роджерса; с позиции доминантных инстинктов - в трудах 3. Фрейда; с позиции - идентизации и целостности личности в трудах Э. Фромма; с позиции концепции идеального «Я» - в трудах Дж. Мида, Н. Моисеева, И. Пригожина, И.Н. Трофимовой, С. Хоакинга; с позиции конкурентоспособности и саморазвития - в трудах В. И. Андреева; с позшщи высокой активности - в трудах П.П. Горностай, В.Ш.Масленниковой и др.;

Социокультурная, психологическая и педагогическая характеристика раннего юношества отражена в работах отечественных исследователей (Л. С. Выготского, О. Б. Дарвиша, Л. Ф. Обуховой, и т. д.), так и зарубежных авторов: Ш. Бюлера, Г. Гецера, Ст. Холла, Б. Заззо, Э. Шпрангера, Э. Эриксона.

Культурологические аспекты самореализации личности нашли своё отражение в работах М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, М. С. Кагана, Л.Н. Когана, С.Н. Лебедевой, А.П. Маркова, Н.Ф. Максютина, Р.С.Гарифуллиной, Н.А. Горбуновой, Р.Г. Салахутдинова, Д.В. Шамсутдиновой; среди представителей зарубежного мира - А. Маслоу, К. Роджерса, К. Юнга и т.д. Теория личностно-деятельностного подхода к процессу самореализации представлена в работах В.И. Андреева, В.А. Сластенина, Н Я. Щурковой и Др.

Следует отметить единство взглядов исследователей данной

проблемы в том, что самореализация личности подразумевает в основе
своей творческое начало. Основу понятия «самореализация личности»
составляют также понятия, связанные с самосознанием, самопознанием,
саморазвитием,
самосовершенствованием, самоопределением,

самодвижением. В результате самореализации личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире. В социально-педагогическом аспекте это предполагает создание условий, способствующих всестороннему проявлению личностных характеристик, в данном случае раннего юношества, посредством включения молодежи в самодеятельное театральное творчество.

Творчество человека это создание творческого результата, построение субъективного творческого мира со своим пространством и временем, который становится составной частью жизненного мира личности.

Изучению проблемы творчества, творческой деятельности посвящены исследования Д.Б.Богоявленской, А.В. Брушлинского, А.Л. Гройсмана, Р.Р.Гарифуллина, И.П.Калошиной, Р.Г. Салахутдинова и др. Вместе с тем самореализация личности в социально-культурной деятельности пока не получила достаточной разработки, а с позиции её формирования практически не прослеживается.

Именно благодаря театральному творчеству раннее юношество расширяет границы своего бытия, приобретая возможность самореализации. Бесспорно, что ролевое переживание является потребностью человека, формирующейся ещё в детстве, и оно особенно важно для раннего юношества. А в настоящее время, время преодоления кризисных ситуаций, оно является средством терапии, своего рода психологической помощью в решении жизненных проблем для юношей и девушек. Однако возможности самодеятельных театральных коллективов в самореализации личности раннего юношества до сих пор как объект педагогического воздействия недостаточно изучены.

Возраст раннего юношества - это возраст стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности.

Многие исследователи (О.Б. Дарвиш, Н. И. Крылов, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.) называют его возрастом второго рождения личности. В этом возрасте юношей и девушек несложно чем-либо увлечь, но главное - уметь сохранить, поддержать, развить этот интерес и постепенно, посредством театрального творчества в данном случае, формировать самодостаточную личность и воспитать мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе собран определенный материал, как для исследования самореализации раннего юношества, так и роли театрального творчества в становлении данного качества.

В то же время проблема развития самореализации личности в досуговом театральном коллективе практически не получила достаточной теоретической разработки. Названные выше обстоятельства обусловили необходимость изучения данной проблемы с учетом противоречий:

- между изменениями, происходящими в различных сферах жизни общества, потребностью в активных, конкурентоспособных молодых людях и их инфантильным отношением к самореализации;

- между возрастающим стремлением молодых людей к успеху,
самодостаточности, самореализации и отсутствием системы их

формирования, адекватной их потребностям;

между педагогическим потенциалом театрального творчества и явно недостаточным использованием его педагогических возможностей.

между необходимостью формирования потребности личности в её самосовершенствовании, самореализации, особенно личности раннего юношеского возраста и недостаточной теоретической разработанностью проблемы формирования потребности в самореализации личности

средствами театрального творчества.

Названные социально-педагогические противоречия обусловили главную проблему исследования: - определение психолого-педагогических условий эффективности формирования потребности в самореализации личности раннего юношества посредством театрального творчества, что и определило тему настоящего исследования.

Соответственно, цель исследования - обоснование психолого-педагогических условий формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества.

Объектом исследования выступает процесс подготовки личности раннего юношества к самореализации в социокультурной деятельности.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия

формирования потребности личности раннего юношества в самореализации в процессе театрального творчества.

Предварительное изучение проблемы позволило выдвинуть гипотезу: формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

- учёт возрастных, индивидуально-личностных качеств раннего юношества
при формировании потребности в самореализации в процессе театрального
творчества;

- разработка и реализация содержания программы учебно-воспитательной
работы театрального коллектива, адекватной формированию потребности в
самореализации личности;

- выявление этапов формирования потребности в самореализации личности
раннего юношества в театральном коллективе;

- учёт динамики процесса формирования потребности в самореализации
личности раннего юношества в театральном коллективе;

Цель, предмет и гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. выявить состояние разработанности проблемы формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества;

  2. разработать и экспериментально апробировать модель формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества;

3) выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования
потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе
театрального творчества;

4) выявить критериальные показатели эффективности реализаеии
педагогических условий по формированию потребности в самореализации
личности раннего юношества в процессе театрального творчества.

Теоретико - методологическую основу исследования составляют:

- фундаментальные философские положения о социальной сущности
личности, теоретические положения о деятельностном подходе к
формированию личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, В.В.Давыдов,
А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубиштейн, Н.А.Бердяев, В.Франкл и

др-);

- аксиологические идеи об осмысленной жизнедеятельности личности в
социуме (В.В.Гречаный, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов и др.);

- педагогические концепции отбора содержания гуманистического
образования и воспитания личности (Н.А.Асташова, Л.С.Выготский,
Б.С.Гершунский, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Н.Д.Никандров и др.).

Теоретической основой исследования послужили также труды российских и зарубежных философов, социологов, психологов и педагогов, в которых обоснована социально—педагогическая, психологическая сущность театрального творчества, раскрыты различные аспекты и грани феномена самореализации личности: О.С. Васильевой, Е.А. Демченко, В.И. Андреева, К.А. Абульхановой-Славской, А. Адлера, А.Г. Белых, Л.Г. Брылевой, Е.П. Варламова, Е.Е. Вахромова, Р.С. Гарифуллиной, Н.А. Горбуновой, П.П.

Горностай, А.П. Ирецкого, М.Е. Кузнецова, В.Х. Манерова, Ролло Мей, А. Маслоу, В. Ш. Масленниковой, Н.Ф. Максютина, А.Б. Орлова, К. Роджерса, М.Б. Смитт, С. Ю. Степанова, Р.Г. Салахутдинова, СИ. Филимоновой, Э. Фромма, Д.В. Шамсутдиновой, К. Юнга и т.д.

Различные аспекты театрального творчества раскрыты в работах И.М.Андреевой, Г.Г. Бояджиева, В.В. Головни, Б. Костелянца, Ю.О. Кагарлицкого, А.А. Коновича, В.Я. Лакшина, Г.Э. Лессинга, В.Г. Лехмуса, Д.Г. Лоусона, В.Э Мейерхольда, В.И. Немировича-Данченко, Л.И. Новикова, Ю.В. Осноса, А.И. Поламишева, А. Скафтымова, К.С. Станиславского, М.И.Строевой, Г. Товстоногова, Н.С. Филипова, Г. Фрейтага, А. Штейна, А.Эфроса и т.д.

Основные методы исследования. Проведённое исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели:

теоретический анализ научных статистических материалов, изучение и обобщение опыта работы в театральных самодеятельных коллективах, психолого-педагогическая диагностика уровней самореализации участников театрального коллектива;

эмпирические методы - целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, интервью (как с участниками, так и с руководителями театральных коллективов), анкетирование, ретроспективный анализ собственного опыта в качестве руководителя театральной студии «Кураж», педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

База исследования. Опытно-экспериментальной базой являлись: театральная студия «Кураж» профессионального училища № 20; самодеятельные театральные коллективы муниципального педагогического учреждения «Подросток» г. Казани, театральные коллективы г.Арска, , сельских районов Республики Татарстан.

В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 149 человек в возрасте 15-21 год.

Этапы исследования:

На первом этапе - поисковом (1990 —1996 гг.) изучалась теоретическая научная литература по данной проблеме, была определена цель исследования, сформулированы его задачи, выдвинута гипотеза, проведён ретроспективный анализ личной практической деятельности.

На втором этапе опытно-экспериментальном (1997 — 2004 гг.) на основе накопленного опыта и теоретического изучения проблемы проводился формирующий эксперимент с целью проверки правильности нашего предположения о ведущих педагогических условиях формирования самореализующейся личности в самодеятельном театральном коллективе, учитывающий возрастные особенности раннего юношества.

На третьем этапе - обобщающем (2005 — 2008 гг.) проводились качественный и статистический анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, их обобщение, которые нашли отражение в публикациях и учебно-методических пособиях, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

выявлено состояние разработанности проблемы формирования
потребности в самореализации личности раннего юношества в
процессе театрального творчества;

D определены и обоснованы сущностные характеристики театрального творчества и его роль в самореализации личности раннего юношества;

D выявлена и обоснована социокультурная и педагогическая характеристика раннего юношества;

теоретически обоснованы и эмпирически реализованы психолого-
педагогические условия, обеспечивающие формирование потребности
личности раннего юношеского возраста в самореализации:

разработано и реализовано содержание программы учебно-воспитательной работы театрального коллектива, адекватной формированию

потребности в самореализации личности раннего юношества;

- выявлены этапы формирования потребности в самореализации личности
раннего юношества в театральном коллективе;

- учтена динамика процесса формирования потребности в
самореализации личности раннего юношества в театральном коллективе;

разработана модель формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества, включающая:

- целевой блок;

- основные методологические подходы: личностный, деятельностный,
ценностный, гуманистический:

- принципы: развития (динамичности), перехода педагогического управления в самоуправление, учёта и уважения индивидуальности, сотворчества, оптимального сочетания теории и практики, общественной направленности;

структурные компоненты содержания самореализации личности в процессе театрального творчества: самость, «Я» - позиция, самосознание, самопознание, самоутверждение, самоорганизация, саморазвитие, самосовершенствование, самодвижение, самоанализ, самовоспитание;

этапы реализации;

психолого-педагогические условия;

основные методы реализации: воспитания и самовоспитания, инверсии (нетрадиционное решение проблемы, эмпатии (личной аналогии), организованных стратегий, стимулирования и мотивации деятельности, педагогического наблюдения, педагогического тестирования;

- критериальные показатели эффективности реализации психолого-
педагогических условий по формированию потребности в самореализации
личности раннего юношества:
уровни самореализации, диагностические
признаки сформированности потребности в самореализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- на основе теоретического анализа обоснованы и экспериментально доказаны структурные компоненты самореализации личности, включающие в себя осознание самости, «Я-позиции», самосознание, самопознание, самоутверждение, саморазвитие, самосовершенствование, самодвижение, самоанализ, самовоспитание;

определена роль социокультурной деятельности в процессе театрального творчества в формировании потребности в самореализации личности раннего юношества;

- обогащена концепция воспитания социально-ориентированной личности в части формирования потребности в самореализации в процессе социокультурной деятельности;

на основе театрально-педагогического анализа установлены специфические особенности влияния театрального творчества на формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в театральном коллективе;

теоретически обоснована и экспериментально доказана модель формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества, включающая цель, основные методологические подходы, принципы, структурные компоненты содержания самореализации личности в процессе театрального творчества, этапы реализации, психолого-педагогические условия, основные методы реализации, критериальные показатели эффективности реализации психолого-педагогических условий по формированию потребности в самореализации личности раннего юношества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана гибкая методика организации театрального творчества в молодёжных театральных коллективах и руководства ими, способствующая формированию потребности самореализации личности раннего юношества. На основе данной методики созданы театральные коллективы в подростковых клубах по месту жительства муниципального педагогического

учреждения «Подросток», в общеобразовательных школах г. Казани, в сельских районах Республики Татарстан. Создана модель формирования потребности самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества. Выявленные в ходе опытно-экспериментальной работы психолого-педагогические условия формирования потребности в самореализации личности могут быть использованы специалистами, студентами-выпускниками вузов культуры и искусств, театральных училищ в организации самодеятельных театральных коллективов с целью формирования личностных качеств юношества.

Апробация и внедрение основных положений диссертации осуществлялись: на международной научно-методической конференции «Социокультурное образование и Болонский процесс: проблемы, тенденции, опыт» (Казань, 2007 г.); на международном научном конгрессе «Человек в мире культуры: исследования, прогнозы» (Казань, 2007 г.); на международной научной конференции «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань, 2007 г.); на Всероссийской научно-методической конференции «Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации» (Казань,2006 г.); на республиканской научно-практической конференции «Педагогические, творческие и воспитательные факторы модернизации досуговой сферы молодёжи» (Казань, 2006 г.); на научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование специалистов социокультурной сферы: управление, инновация, качество» (Елабуга, 2007г.).

Внедрение практических результатов осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в самодеятельной театральной студии «Кураж». Разработка изучаемой проблемы нашла отражение в подготовке специалистов режиссуры массовых праздников в Казанском государственном университете культуры и искусств и организаторов досуга в профессиональном училище № 20 г. Казани.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются чёткой методологической базой, опорой на ведущие положения концепции воспитания социально-ориентированной личности, применением комплексной методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачам; ценностно-ориентированным подходом к организации опытно-экспериментальной работы и её позитивными результатами в формировании потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества.

На защиту выносятся:

Формирование потребности в самореализации личности раннего
юношества в- театральных коллективах предполагает: а) учёт
осознанности своего «Я», Самости, формирование активного
отношения- к миру и себе, самосознание, самопознание, наличие
чётких и ясных перспектив, добровольность, ответственность, участие
в социокультурной деятельности; б)обоснование роли театрального*
творчества, театральной самодеятельности в развитии личности; в)
определение социокультурной и педагогической характеристики
раннего юношества.

D модель формирования потребности в самореализации личности^ раннего юношества в процессе театрального творчества;

психолого-педагогические условия формирования потребности в
самореализации личности раннего юношества в процессе театрального
творчества:

а) разработка и реализация содержания программы воспитательной работы театрального коллектива, адекватной формированию потребности в самореализации личности раннего юношества;

  1. выявление этапов формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в театральном коллективе;

  2. учёт динамики процесса формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в театральном

коллективе. Структура и объём диссертации обусловлены её логикой, поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (213 названий) и приложений. Текст диссертации (без приложений) изложен на 178 страницах, имеет 8 таблиц.

Состояние разработанности проблемы формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в философской, психологической и педагогической литературе

Концепция самореализации тесно связана с развитием гуманистической психологии на Западе во 2-й половине XX столетия, которая отражена прежде всего в трудах А. Маслоу и К. Роджерса, отождествлявших понятия «самореализация», «самоактуализация», «самость».

Абрахам Маслоу (1908 - 1970), основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной (в первую очередь американской) психологии, который по праву считается не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия, утверждал: «Создается впечатление, как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди... Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, но все они согласны с тем, что всё это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать» [132, с. 153).] Таким образом, А. Маслоу считал вышеперечисленные понятия идентичными друг другу, с чем мы не можем согласиться.

А. Маслоу исходил в своём утверждении из теории человеческой мотивации, исходным пунктом для которой являлась теория инстинктов, признающая тот факт, что побуждения человека исходят из него самого, что в выборе поведения он руководствуется собственной природой, равно как и внешними обстоятельствами, что его природа задаёт готовую основу системы целей и ценностей; то, что человек желает, и есть то, в чём он испытывает потребность, при этом А. Маслоу заменяет понятие «инстинкт» понятием «базовые потребности», которые он подразделяет на пять групп: 1) физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.); 2) потребность в безопасности (уверенность, защищённость, порядок и др.); 3) потребности в контактах и любви; 4) потребность в признании, оценке, уважении (в том числе в самоуважении) и 5) (потребность в самоактуализации или в самоопределении). В то же время А. Маслоу считал, что последние потребности присущи редким людям и удовлетворяют они эти потребности после удовлетворения более низких потребностей. Но надо признать, что после изучения данных о личности он склонился к мысли о наличии у большинства людей (возможно, у всех) стремления к самоактуализации, самореализации, но что уровень её у каждой личности свой. А. Маслоу считал также, что отказ от усилий по полной реализации потенциала чреват возникновением патологии или даже метапатологии, т.е. отказ человека от собственного развития приводит к нервным, психическим расстройствам, чреват инволюцией, «свёртыванием» отдельных способностей. Мы солидарны с позицией А.Маслоу, что потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены потребности нижнего уровня. Но вынуждены заметить, что развитие личности побуждается обычно не какой-то одной, отдельно взятой потребностью, а несколькими (доминирующими), которые в свою очередь подкрепляются второстепенными.

Теоретический анализ, осознание, которое является актом самореализации, приводит к корректировке представлений о себе, представлений о мире и изменению в «жизненном плане». [132, с. 158].

3. Фрейд видел потребность человека в самореализации в доминантных инстинктах. Он считал, что самореализация локализуется в бессознательном слое человеческой психики и «проявляется в стремлении к удовольствию, присущем человеку с рождения, но этой потребности противостоят нормы, традиции общества, основная функция которых - цензура за бессознательным» [197].

Э. Фромм связывал потребность человека в самореализации с потребностями в идентизации и целостности.

Человек, личность, по его мнению, пытается постичь не только то, что ему положено знать для выживания, но он стремится познать смысл жизни, сущность своего «Я». Индивид познаёт это в общении с другими людьми. Идентизация и есть то ощущение, которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я».[198].

Э. Фромм считал, что потребность в самореализации - это экзистенциальная потребность, т.е. психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. [198]. Материалисты же считали, что стремление человека к самореализации имеет филогенетическое происхождение, в основе которого лежат: а) трудовой способ существования; б) наличие сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Отсюда следует, что З.Фрейд, Э.Фромм, другие философы и психологи связывали развитие личности с понятием «Я».

По мнению В.И.Андреева, саморазвитие и самореализация не существуют друг без друга. Бесспорно, что самореализующаяся личность -это самодостаточная личность, которой присущи следующие качества: автономность и независимость, высокий уровень нравственной культуры и гражданственности, высокий уровень способностей к самоопределению и самореализации.[11].

Одна из главных целей и смыслов человеческой жизни - стремление человека максимально и полно творчески самореализоваться, но для этого личность должна постоянно творчески развиваться, что в свою очередь невозможно без творческой самореализации в одном или нескольких видах жизнедеятельности.

Исторические предпосылки становления и развития современного театрального творчества

К.С. Станиславский писал: «Театр - обоюдоострый меч; одной стороной он борется во имя света, другой — во имя тьмы, с той же силой воздействия, с которой театр облагораживает зрителей, он может развращать их, принимать чистоту, возбуждать дурные страсти, служить пошлости и маленькой мещанской красивости» [181, с. 31].

Данное высказывание великого теоретика театра свидетельствует о той роли, которую играет театр в жизнедеятельности людей, в историческом развитии общества в целом.

Первые театры, по мнению историков, возникли на территории Европы. Это были театры древних греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н.э., расцвет римского театра приходится на вторую половину III и II в. до н.э.

Древнегреческая драма и театр возникли из сельских празднеств, посвященных Дионису, который считался богом плодоносящих сил природы, а позже, с развитием виноградарства, стал богом виноделия, покровителем поэзии и театра.

Несколько раз в году проводились празднества в честь Диониса, во время которых исполнялись хвалебные песни (дифирамбы), переходившие постепенно в веселые, а часто в непристойные. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая — комедии.

Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - козел и одэ - песнь, т.е. «песнь козлов», поскольку спутниками Диониса были сатиры, козлоногие существа, прославлявшие подвиги и свершения богов. «Комедия» - от греческого «комос», что обозначает шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками во время сельского праздника в честь Диониса.

Трагедия целиком основывалась на древнегреческой мифологии, сквозь призму которой драматург отражал современную общественную жизнь, высказывая свои политические, философские и этические воззрения.

После выделения трагиком Феспидом из хора особого исполнителя -актера трагедия во второй половине VI века до н.э. достигла значительного развития.

Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государство. В честь Диониса ставились драмы на Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре-январе по нашему календарю); Ленеях (в январе-феврале); Великих, или Городских, Дионисиях (в марте-апреле), которые проходили как состязания драматургов. В праздниках участвовали три трагических и три комических поэта, каждый должен был представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатирическую драму (веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров). Три трагедии, связанные единством сюжетной линии, составляли трилогию; после нее ставилась сатировская драма. Победитель получал гонорар, венок из плюща; хорег (богатый горожанин, подготовивший хор для драматических состязаний) имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы, на котором фиксировались время представления, имя победившего драматурга, название пьесы и имя хорега.

Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из трех частей: орхестры (от глагола орхэомай — танцую), тэатрона - места для зрителей (тэомай — смотрю) и скэны (скэнэ — палатка, позже и деревянное строение). Все эти термины вошли в большинство европейских языков: оркестр,театр, сцена.

В древнегреческом театре использовались различные механизмы: (эккиклема — выдвижная площадка на низких колесах, эорема — приспособление, позволявшее поднимать в воздух героев пьес). Была продумана планировка для улучшения акустики — для усиления звука применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди зрительских мест.

После Феспида, который был единственным актером в своих трагедиях, Эсхил ввел второго актера (девтерагониста), Софокл - третьего (тритагониста). Основные роли в драме исполнял первый актер — протагонист.

Актеры в Греции пользовались большим почетом и занимали высокое положение в обществе.

Женские роли исполняли мужчины. Актеры должны были прекрасно декламировать стихи, владеть вокальным мастерством, искусством танца, движения, жеста. Особые требования предъявлялись к костюмам актеров. Театральный хитон (одежда из льняной ткани) имел длинные рукава и спускался до пят. Использовались два вида плащей: широкий, располагавшийся складками вокруг тела (гиматий), и короткий, с застежкой на плече (хламида); отдельные персонажи носили специальную одежду, например, цари - длинный плащ пурпурного цвета. Обувь трагического актера, называемая кожурнами, имела толстую подошву, состоящую из нескольких слоев, для увеличения роста. Для придания своим героям величественности актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела; в комедии то же самое использовалось для нарушения пропорций.

Женские персонажи комедий носили обычный женский костюм, мужские — короткую юбку или плащ.

Греческие театры отличались политизированностью, драматурги в своих пьесах отражали не только изменения, происходившие в политической и общественной жизни, но и свое гражданское отношение к этим событиям.

Разработка и реализация содержания программы учебно-воспитательной работы театрального коллектива, адекватной формированию потребности в самореализации личности раннего юношества

Театральная студия «Кураж» создана в 1989 году на базе профессионального училища № 20 Приволжского района г. Казани. Она, в отличие от всех известных театральных студий, кроме тетральных постановок, принимает участие в организации театрализованных представлений и зрелищ, что предъявляет особые требования к дисциплинам, изучаемым студийцами. Непременным условием являются занятия вокалом, хореографией, рисунком, пластикой, запись фонограмм, работа со звуковой аппаратурой. Первыми студийцами стали будущие культорганизаторы социокультурной деятельности профессионального училища № 20, но затем участниками стали и студенты различных вузов, преимущественно Казанского государственного университета культуры и искусств. Также в студии занимаются учащиеся профессиональных училищ Министерства профтехобразования РТ.

Структурно-функциональная модель театральной студии «Кураж» ориентирована на приобщение личности к миру творчества: режиссуры, сценарных работ, актёрского мастерства, сценического движения, вокала, хореографии, занятия музыкой, проведения различных театрализованных мероприятий, праздников, художественных проектов, общественно-политических акций, что является эффективным средством формирования потребности в самореализации. Театрализованные представления требуют от студийцев овладения навыками сценарно-постановочной работы, организаторской деятельности.

Педагогический процесс в театральной студии «Кураж» направлен на формирование интересов, потребности в самопознании, в самосознании, в самосовершенствовании, в самодвижении, в самореализации. С этой целью в процессе занятий руководитель постоянно проводит со студийцами различные психологические тренинги, которые помогают развить как мышечную, так и мыслительную свободу участников театрального творчества.

Социокультурная деятельность студии ориентирована на подготовку и проведение театрализованных праздников, концертов, творческих проектов, заказчиками которых являются отделы по делам детей и молодёжи Комитета по делам детей и молодёжи при администрациях районов г. Казани, муниципальное педагогическое учреждение «Подросток», Министерство профтехобразования, Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму республики Татарстан, различные досуговые учреждения и т.д., что позволяет утверждать о решении образовательных и воспитательных, творческих задач, среди которых в качестве основных можно выделить: - развитие художественно-эстетических, интеллектуальных и физических способностей раннего юношества, раскрытие индивидуальных возможностей, формирование культуротворческого потенциала личности; - художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание на общекультурных ценностях, формирование личности, важнейшими качествами которой являются толерантность, духовность и гуманизм; - реализация интеллектуально-творческого потенциала раннего юношества путём включения его в различные виды художественно -эстетической, творческой и социально-культурной деятельности; - создание условий, обеспечивающих оптимальное развитие личности в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, обогащение социального опыта студийцев, интеграция воспитательных влияний микросоциума студии на позитивную социализацию и инкультурацию личности; - содействие творческой самореализации личности раннего юношества.

- Воспитательная работа в театральной студии «Кураж» направлена на решение следующих задач: развитие коммуникативных навыков, творческих и организационных способностей, инициативы и социокультурной активности участников, создание сплочённого молодёжного коллектива.

Деятельность театральной студии включает в себя следующие направления: образовательно-воспитательную деятельность, в рамках которой студийцы овладевают знаниями по сценарному мастерству, режиссуре, вокалу, хореографии, музицированию, по записи фонограмм как отдельных вокальных номеров, так и целых постановок, театрализованных представлений, композиций; культурно-просветительную деятельность, в рамках которой осуществлялась организация социально значимых мероприятий, акций, проектов; профориентационную деятельность, направленную на допрофессиональную деятельность раннего юношества; социокультурную деятельность, в рамках которой реализовывались социокультурные проекты театральной студии «Кураж».

Основная миссия театральной студии « Кураж» - содействие всестороннему развитию личности, её самореализации путём гармонизации социокультурного и индивидуального творческого опыта, создания условий для формирования и реализации культуротворческого потенциала личности, приобщение личности к культурно -художественному наследию путём включения в театральное творчество.

Этапы формирования потребности в самореализации личности раннего юношества в театральном коллективе

Наблюдение за формированием потребности в самореализации личности раннего юношества осуществлялось в театральных коллективах театральной студии «Кураж» и театральных кружках МПУ «Подросток». Экспериментальную группу составили участники театральной студии «Кураж» - старшеклассники, выпускники школ, студенты, учащиеся ПТУ в возрасте от 16 до 20 лет, контрольную группу - их ровесники из театральных коллективов МПУ "Подросток". Сравнительный анализ деятельности этих коллективов показал, что до начала эксперимента они имели много общих черт: - целью прихода в театральный коллектив было овладение знаниями, умениями и навыками театральной деятельности; - все коллективы действуют в течение нескольких лет (с 1989 г.), включенное наблюдение проводилось с 2003 г. по 2006 г.; - все коллективы состоят из юношей и девушек одного и того же возраста (16 - 20 лет): в экспериментальной группе -28 человек, в контрольной -121; - установка на самореализацию личности членов обоих коллективов находилась приблизительно на одинаковом уровне (табл. 2); - все руководители коллективов имеют высшее образование (Казанский государственный университет культуры и искусств) и стаж работы с театральным коллективом более 8 лет.

Таким образом, перед началом эксперимента коллективы находились в равных условиях и имели равные возможности в формировании потребности у раннего юношества в самореализации личности.

Изучение в педагогическом исследовании установки на самореализацию личности в театральных коллективах, анализ включенного наблюдения за участниками, беседы с руководителями данных коллективов позволили выделить следующие уровни формирования установки на самореализацию личности: 1-й уровень — высокий - самореализующийся, на этом уровне участники разрабатывают мероприятие, организуют его проведение, контролируют выполнение, подводят итоги. 2-й уровень — средний - самостоятельный, характеризуется инициативностью, ответственностью при выполнении творческих заданий руководителя и коллектива, осознанием своих способностей и возможностей. 3-й уровень - низкий - безинициативный, исполнительский (или репродуктивный) характеризуется добросовестным выполнением заданий, полученных от руководителя и коллектива.

Безусловно, нельзя говорить, что уровни самореализации личности проявляются в чистом виде. В деятельности каждого участника студии присутствуют характеристики всех уровней; это зависит от объективных и субъективных факторов. Например, театральной студией «Кураж» проводятся совершенно разноплановые, разноуровневые мероприятия: представления, праздники, шоу-программы, акции районного, городского, республиканского значения и т.д., что влияет на уровень активности его участников.

Наблюдение за самореализацией личности раннего юношества посредством театральной деятельности осуществлялось в театральной студии «Кураж», которая базировалась в профессиональном училище № 20 и городском детском досуговом центре «Кояш нуры» муниципального педагогического учреждения «Подросток», именумом в дальнейшем называть МПУ «Подросток».

Театральная студия «Кураж» была организована в 1989 г. на базе училища, но в 1999 г. переместилась в ГДДЦ « Кояш нуры» МПУ «Подросток».

Первоначально в театральной студии занимались будущие культорганизаторы, но со временем в нее вошли учащиеся и представители других специальностей: лаборанты-экологи, автослесари, аппаратчики, электрогазосварщики, и в итоге некоторые из них поступили в творческие учебные заведения: театральное училище, музыкальное училище, Казанский государственный университет культуры и искусств, на музыкальный факультет Казанского государственного педагогического университета и т. д.

Сегодня в театральной студии занимаются студенты различных вузов (преимущественно КГУКИ) и старшеклассники, основная категория, (примерно 86% всех участников) — это юноши и девушки в возрасте от 16 до 20 лет.

Как в любой студии, значительное время уделяется обучению участников азам мастерства режиссуры, актерскому мастерству, хореографии, вокалу и т.д.

Специфика театральной студии «Кураж» заключается не в постановке спектаклей, а в организации театрализованных мероприятий, праздников, творческих проектов, поэтому для участников данного коллектива большое значение имеет воспитание организаторских навыков, способствующих самореализации.

Программа театральной студии предполагает занятия по сценарному мастерству, что в итоге позволяет студийцам самим разрабатывать сценарии театрализованных мероприятий, праздников, творческих проектов.

При театральной студии с 2003 г. работает студия звукозаписи, что сделало творческую деятельность коллектива еще более привлекательной для юношей и девушек.

В театральной студии ежегодно занимаются от 30 до 45 человек, продолжительность участия в студийной деятельности - от одного года до трех лет. Студенты технических специальностей также стараются поступить дополнительно в творческий вуз или училище, перейдя на заочную форму обучения в техническом вузе. В творческом учебном заведении они учатся на дневном отделении, что свидетельствует об установке на самореализацию личности, иногородние студийцы (есть и такие) успешно поступают в учебные заведения по месту жительства, но связей со студией не теряют. Выпускники, участники студии, востребованы как специалисты (педагоги дополнительного образования, руководители театральных кружков, студий) в подростковых клубах МПУ «Подросток», досуговых центрах, в учебных заведениях: школах, профтехучилищах, техникумах, вузах.

Похожие диссертации на Формирование потребности в самореализации личности раннего юношества в процессе театрального творчества