Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретический анализ развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе творческой деятельности 13
1. Учет психолого-физиологических особенностей личности ребенка в развитии их нравственных и эстетических ценностей 13
2. Хореографическое искусство как фактор развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка 49
Глава 2. Педагогические условия развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в хореографическом коллективе
1. Технологии развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе занятий хореографией 81
2. Влияние личности педагога на развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка 120
Заключение 145
Список использованной литературы 149
Приложение
- Учет психолого-физиологических особенностей личности ребенка в развитии их нравственных и эстетических ценностей
- Хореографическое искусство как фактор развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка
- Технологии развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе занятий хореографией
- Влияние личности педагога на развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка
Введение к работе
Во все времена преодоление кризисных явлений связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию объективных возможностей искусства как средства нравственного и эстетического воспитания и перевоспитания молодого поколения.
Наряду с позитивными изменениями в социально-культурной жизни наметился и ряд негативных тенденций, которые проявляются как в масштабах функционирования культуры в целом, так и в деятельности самодеятельных художественных коллективов.
Смещение смыслов мировоззренческого характера, девальвация духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры и определяющих гуманистические ориентиры образования, привели к кризису самосознания молодого поколения. Интенсивные и не всегда объективно целесообразные с позиции национально-культурной специфики изменения в экономической и политической жизни могут негативно влиять на самые основы культуры, культурной консолидации народов России, и в конечном итоге способствовать разрушению социально-культурного механизма, который обеспечивает целостность и стабильность общественной жизни.
В этой связи проблема целостности самодеятельного художественного творчества в общем культурном процессе является актуальной как в научном, так и в практическом планах. Культурный процесс немыслим без подъема престижа роли культуры как фактора общественной адаптации детей и подростков. Недооценка роли
культуры в образовательном процессе может привести к потере исторических перспектив развития подрастающего поколения.
Формирование и развитие нравственных и эстетических ценностей требует широкого использования системы взаимодополняющих мер социально-экономического, правового, организационного, психологического и иного характера, среди которых значительное место призвана занять педагогическая целесообразно инструментованная социально-культурная деятельность.
В течение многих десятилетий педагоги решали проблемы формирования и развития личности, в определенной степени ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно-воспитательного коллективов. Эффективность этой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени механически переносились методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли ныне следует сомневаться, что необходимо педагогически корректировать поведение и деятельность ребенка в его свободное время. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, но достигать этого можно и нужно посредством педагогической профилактики, решающим условием которой представляется создание благоприятной социокультурной среды.
Современная педагогика дополнительного внешкольного образования все чаще сталкивается с проблемой неготовности педагогов к тому, что ребенок, пришедший на занятия, обладает целым рядом
уже сформировавшихся личностных качеств, имеет вполне определенные вкусы, ценности и идеалы, которые с рождения воспитывались семьей. Однако тот рисунок будущего здания личности, его опорные конструкции, закладываемые родителями, далеко не всегда соответствуют задаче формирования гармоничной личности. И на всякую попытку педагога что-то изменить в личности ребенка, как отмечает Н.Ф. Максютин, «мозг отвечает агрессией и нигилизмом»1.
Проблема воспитательных возможностей различных видов искусств особо актуальна в сфере дополнительного внешкольного образования. Финансирование государством этой сферы по остаточному принципу привело к тому, что опытные педагоги не в состоянии поддерживать высокий уровень педагогической деятельности. Важна эта проблема и для хореографических коллективов. Здесь все сильнее начинает утверждаться подростково-молодежная субкультура, важным элементом которой выступает гипертрофированный интерес к современным танцам и различным танцевальным суррогатам и подделкам.
Сам факт увлечения танцами, интернациональный язык и полифункциональность которых объединяют людей самых разных возрастов, можно лишь приветствовать.
Можно и нужно использовать интерес детей и подростков к хореографии, вызывающей эмоциональные переживания и любовь к танцеванию. Для этого надо в полной мере реализовать способность хореографии конструктивно воздействовать на духовный мир формирующейся личности, наполнить детский досуг самыми разными его формами - от популярной мамбы до квикстепа и пасодобля.
Анализ имеющейся литературы по проблеме воспитания всесторонне и гармонично развитой личности позволяет нам сделать вывод о том, что особая роль в процессе развития нравственных и эстетических ценностей ребенка принадлежит творческой деятельности.
В философском определении творческой деятельности отмечаются специфические ее черты, имеющие обобщенный характер и связанные с формированием новых качеств личности, отличающихся неповторимостью и уникальностью. «Яркая личность, - по мнению А.Л. Никифорова, - проявляет себя во всем: в повседневных делах, в общении с окружающими людьми, в походке, речи, манере держаться. Вот эта повседневная жизнь - творение неповторимой жизни»1.
Психологический аспект понятия «творческая деятельность» связан с эмоциональной, чувственной характеристикой самого человека.
Наше исследование осуществлялось в рамках занятий хореографического коллектива с акцентированием внимания на творческую деятельность учащихся.
Теоретическую основу исследования составили положения о взаимодействии искусства и воспитания, заложенные в работах известных психологов - Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна. Настоящее исследование базировалось также на теоретических и методических установках ученых-педагогов в области музыки -Ю.Б. Алиева, О.Н. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Т.Н. Овчинниковой, Г.С. Ригиной, В.Н. Шацкой, изобразительного
искусства - Г.В.Лабунской, В.С.Кузина, Б.М.Неменского,
Н.Н.Ростовцева, Б.П.Юсова. Все указанные аспекты подчинены главной проблеме исследования и служат средством развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка.
На этапе начального обучения и воспитания школьников основам хореографического искусства не все необходимые аспекты развития нравственных и эстетических ценностей находят эффективную реализацию, в частности, недостаточно осуществляется комплексность данных видов воспитания. Все это определяет актуаль г ность избранной нами темы, которая раскрывается на стыке ряда на • учных дисциплин.
Проблема единства нравственных и эстетических ценностей нашла отражение в работах таких современных философов, как: А.И. Арнольдов, А.И.Буров, А.Ф.Еремеев, А.Я.Зись, М.С.Каган, В.А.Разумный, В.К.Скатерщиков, Л.Н.Столович, В.И.Толстых. Особое значение для работы имели исследования кафедры педагогики и психологии МГУКИ по целостному развитию личности - Ю.П. Азарова, Н.К. Баклановой, А.Л. Карамышева, В.И. Черниченко. Педаго # гическая направленность в формировании нравственно-эстетических ценностей освещена в исследованиях Е.С. Григорьевой, Е.В. Квят- ковского, Т.С. Колесниченко, Б.Т. Лихачева, Л.Я. Рубиной. Указанные авторы приходят к выводам, существенным для процесса развития нравственных и эстетического ценностей учащихся, однако
Ф младшие школьники не являются объектом их исследования, и по этому данная возрастная группа требует специального изучения в интересующем нас направлении.
Отдельные исследователи раскрыли ряд важных конкретных вопросов нравственного и эстетического воспитания младших
школьников, например О.С. Богданова, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, С.А. Аничкин, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко.
Социально-культурные аспекты формирования и развития нравственных и эстетических ценностей в определенной степени раскрыты в исследованиях Т.И. Баклановой, А.Д. Жаркова, Л.С. Зо-риловой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, АЛ. Маркова, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова.
Сложившееся противоречие между объективными возможностями творческой деятельности как фактора развития нравственно-эстетических ценностей младших школьников и реальным уровнем их реализации обусловило целесообразность социально-педагогического исследования, смысл которого - разработать и апробировать педагогические технологии развития нравственных и эстетических ценностей личности младшего школьника посредством создания благоприятной социально-культурной среды и вовлечения личности ребенка в процесс творческой деятельности.
Объект исследования - учащиеся младшего школьного возраста, занимающиеся в коллективах бальной хореографии.
Предмет исследования - социально-педагогический процесс развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка.
Цель исследования - состоит в разработке педагогических технологий развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе хореографического творчества.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- определить взаимосвязь психолого-физиологических особенностей личности ребенка с их нравственными и эстетическими ценностями;
- выявить роль хореографии в развитии нравственных и эстетических ценностей ребенка;
- определить условия развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе занятий хореографией;
- разработать алгоритм педагогической деятельности педагогов хореографических коллективов как условие развития нравственных и эстетических ценностей.
Гипотезой исследования является предположение о том, что развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе творческой деятельности может быть эффективным в условиях, когда осуществляется:
- учет психолого-физиологических особенностей личности ребенка при занятиях хореографией;
- включение личности в творческую деятельность в процессе занятий хореографическим искусством;
- целостный технологический процесс развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в ходе занятий хореографией;
- целенаправленная педагогическая деятельность руководителей хореографических коллективов по развитию нравственных и эстетических ценностей личности ребенка.
Методологической основой исследования являются работы философов, психологов, педагогов, культурологов о всестороннем и гармоническом развитии личности, о нравственном и эстетическом воспитании.
При выполнении работы использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы и передового педагогическо го опыта, а также программ и методической литературы для учащихся младшего школьного возраста по дополнительному образованию; педагогическое наблюдение (в том числе включенное) за детьми в условиях учебно-воспитательного процесса; социально-психологическое тестирование участников самодеятельного хореографического коллектива с целью создания их психологического портрета; устные и письменные опросы; социометрические методики; опытно-экспериментальная работа, включающая элементы констатирующего, поискового и контрольного эксперимента.
База исследования - хореографические коллективы, основанные в общеобразовательных школах г. Москвы №№ 303, 375, 771, 1291, 938, 893, гимназия № 7 г. Химки Московской области, ЦМТ «Гермес».
Достоверность обеспечивается сопоставлением данных, полученных в школах, расположенных в разных районах Москвы, разнообразием контингента учащихся, методов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования со-стоят в том, что:
- установлена высокая степень воздействия на личность ребенка младшего школьного возраста социально-культурной среды;
- определена специфика хореографического искусства в развитии нравственных и эстетических ценностей личности ребенка;
- разработаны оптимальные педагогические условия развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в ходе занятий хореографией;
- предложен алгоритм педагогической деятельности руководителей хореографических коллективов по развитию нравственных и эстетических ценностей личности ребенка.
Практическая значимость исследования определяется педагогическими технологиями развития нравственных и эстетических ценностей детей младшего школьного возраста, поскольку они предназначены для широкого внедрения в педагогическую практику преподавателями хореографии, а также учителями предметов художественного цикла центров детского творчества.
Благодаря интеграции социальных, организационных, культурологических, психологических и педагогических аспектов исследования раскрыта приоритетная роль педагогически целесообразно организованной хореографической деятельности как средства нравственного и эстетического развития детей младшего школьного возраста.
Апробация результатов исследования проверялась в процессе практической деятельности автора в качестве руководителя хореографического коллектива, в его научных публикациях и выступлениях на научно-практических и научно-методических конференциях.
Рекомендации исследования внедрены в процесс подготовки специалистов социокультурной сферы в Московском государственном университете культуры и искусств.
На защиту выносятся следующие положения:
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 1. Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют утверждать, что именно в этот период
ребенок наиболее восприимчив к воздействию социально-культурной среды.
2. Процесс развития нравственных ценностей более эффективен, если опирается на эстетическую потребность ребенка в занятиях хореографическим творчеством.
3. Целенаправленное взаимодействие объективных и субъективных
факторов социально-культурной среды определяет результативность педагогического процесса развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка.
4. Динамика развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка обеспечивается педагогическими технологиями, применяемые в процессе занятий хореографией.
Учет психолого-физиологических особенностей личности ребенка в развитии их нравственных и эстетических ценностей
Изучение психолого-физиологических особенностей личности младшего школьника является непременным условием для определения факторов развития нравственных и эстетических ценностей, так как начало учебной деятельности требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.
В младшем школьном возрасте происходят активные изменения во всех органах и тканях тела. Происходит увеличение мышечной массы, растет объем мышц, что обусловливает способность детей к сильным и размашистым движениям. При этом мелкие мышцы развиваются значительно медленнее крупных.
Поэтому движения, требующие особой точности, являются очень сложными для выполнения. Достаточно часто можно обнаружить определенные трудности, которые испытывает младший школьник при выполнении письменных заданий. Это объясняется тем, что окостенение рук заканчивается примерно к девяти - одиннадцати годам, а запястья - к двенадцати. В связи с этим становится понятно, почему школьник не в состоянии писать очень быстро и чрезмерно долго.
Давая характеристику процесса окостенения скелета, следует отметить, что младший школьный возраст является периодом, когда скелет обладает большой подвижностью и гибкостью. Так, формируются шейный, поясничный и грудной изгибы позвоночника. Данный возраст открывает широкие возможности для занятий спортом, хореографией. Однако одним из важнейших условий нормального развития ребенка является правильная осанка, когда ребенок сидит за партой. Данное условие подразумевает правильность выбора размера учебной мебели.
Особенно важным в физиологическом развитии младших школьников является интенсивно растущее сердце. Благодаря хорошему кровоснабжению мышца сердца является сравнительно выносливым органом. Большой диаметр сонных артерий обеспечивает достаточный приток крови головному мозгу, что является залогом его хорошей работоспособности. Следует также отметить увеличение веса головного мозга после семи лет, особенно лобных долей, имеющих важное значение в развитии высших функций психической деятельности младшего школьника.
Академик В.В. Давыдов отмечает, что «в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечнои системы, относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения»1.
Давая оценку взаимодействия процессов возбуждения и торможения, необходимо также отметить повышенную склонность младших школьников к возбуждению, проявляющуюся, как правило, в непоседливости.
При этом торможение становится более заметным, чем у дошкольников. Определяя условия развития у младших школьников нормального баланса процессов возбуждения и торможения, необходимо подчеркнуть особую роль таких внешних условий, как сознательная и разумная дисциплина и систематичность требований взрослых.
Нашему исследованию особый интерес представляет младший школьный возраст. По мнению Л.С.Выготского, «только в школьном возрасте появляется у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения».
Ж. Пиаже делает вывод, что ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным, и гораздо более индивидуализированным существом. «Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием, в частности, представлением о собственных возможностях»1, - отмечает в своих исследованиях К.И. Поливанова. Л.С. Божович,2 анализируя процесс формирования личности, говорит о переломном периоде в социальном развитии ребенка с момента поступления в школу. Став школьником, ребенок начинает впервые заниматься общественно значимой деятельностью, что обусловливает его отношения с окружающими, формирует личностные особенности.
Особое место в жизни ребенка по-прежнему занимает взрослый, однако, с приходом в школу более авторитетная роль отводится учителю. Постепенно все большее значение приобретает общение со сверстниками, которое в последующем ведет к значительным социальным переменам и подготавливает школьника к подростковому периоду.
«Формирование личности предполагает развитие процесса це-лесообразования и соответственно развития действий субъекта»1, -пишет А.Н.Леонтьев. Те или иные действия, реализуя круг деятельности, вступают в противоречие с породившими их мотивами, что приводит к смещению мотивов на цели, изменению их иерархии и появлению новых мотивов. За счет этого появляются новые виды деятельности. Эти явления хорошо известны педагогической науке и, как привило, связаны со стадиями процессами социализации личности.
Хореографическое искусство как фактор развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка
В процессе формирования всесторонне развитой и гармоничной личности особое место принадлежит различным видам искусства. Как отмечает Б.Т. Лихачев, «только в таком идеальном варианте можно эстетически развить все органы чувств и полностью раскрыть творческие способности человека»1. Но в реальной практике гораздо чаще мы наблюдаем, что человек тяготеет в силу тех или иных причин к какому-то одному, иногда двум видам искусства. Социологи, изучая художественные интересы школьника 70-х годов, пришли к любопытному выводу: «Школьники, одинаково интересующиеся всеми искусствами, разительно уступают по качеству предпочтений тем, у кого сложились явные склонности»2.
Авторы исследования утверждают, что целесообразнее поэтому развивать у ребят преимущественный интерес не ко всем, а лишь к некоторым видам искусства, углубленно занимаясь ими со школьниками3.
Как показывает практика, систематические занятия одним видом искусства — будь то хореография, музыка, изобразительное искусство, литература или театр - закладывают основу, на которой в дальнейшем строиться «здание» нравственных и эстетических ценностей личности. Грамотное сочетание, например, в музыкально-воспитательном процессе таких элементов, как художественное образование, развитие навыков воспитания и творческой деятельности, как правило, приводит к тому, что у субъекта развивается уровень эстетической подготовленности, достаточный для полноценного восприятия и других видов искусства.
Особая роль в формировании и развитии личности принадлежит хореографическому искусству. В условиях, когда с помощью средств массовой информации хореография вошла в каждый дом и приобрела всепроникающий характер, она с каждым годом играет все большую роль в духовной жизни подрастающего поколения, расширяет диапазон идейно-эмоционального воздействия на нравственно-эстетический облик детей, подростков, юношей и девушек.
«Хореография - от греческого choreia - пляска и графин - пишу) -1) запись танца; 2) танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях1. Танец возник в глубокой древности из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Танцевальное искусство раскрывает духовный мир человека и является одним из древнейших проявлений народного творчества. В классовом обществе произошло разделение танца на народный и профессиональный, а в современной хореографии различают танец бытовой (народный, бальный) и сценический (эстрадный и балет).
Гимнастические элементы танца роднят его с физической культурой - со спортивной и художественной гимнастикой, партерной акробатикой, фигурным катанием. Источник их привлекательности -красота, рожденная самими движениями человеческого тела. Это одна из ярких специфических сторон танца - эстетическая привлекательность самих телодвижений человека, выражающего в них себя.
За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством присущей этому искусству выразительности передавать богатейшую информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии.
На протяжении веков претерпели изменения и основные выразительные средства, язык, делающие танец танцем. Потому сегодня можно говорить об исторически сложившейся системе выразительных средств и норм, составляющих искусство хореографии, определяющих его специфические черты и право на самостоятельность в потоке искусств.
Несмотря на национальные черты и различия, все разнообразные хореографические культуры подчинены ритмико-временным и композиционно-пространственным изменениям. И только в единстве этих слагаемых они могут определяться как самостоятельное художественное явление. Эта самобытность выразительных средств позволяет хореографическому искусству по-особому отражать жизнью.
Технологии развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе занятий хореографией
В современной отечественной педагогической литературе процесс воспитания гармонически, всесторонне развитой личности понимается как забота о развитии всесторонних способностей человека. Одним из направлений обновления и совершенствования процесса развития личности является разработка педагогических технологий, которые активно входит как общую педагогику, так и в частные. Хотя традиционно понятие «технология» было отнесено к сфере технического производства. Согласно Вл. Далю: "Технология - наука техники. Техника - искусство, знания, умения, приемы работы и приложение их к делу".1
В словаре СИ. Ожегова технология определяется как "совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства"2. Для традиционной педагогики всегда существовала технология, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель пользуется при организации и проведении учебного процесса. Поэтому технология обучения, - по мнению А.Я.Савельева,-с одной стороны, это совокупность методов и средств обработки, предъявления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, её можно рассматривать как науку о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
По мнению Ю.П. Азарова, «Технология - это жесткий расчет, наполненный духовным содержанием. Педагог, разрабатывая технологию и не упуская из виду развитие всей системы отношений, мыслит этическими категориями и подчиняет все развитие самостоятельности воспитанию у детей высокой нравственности»2.
Под технологией воспитания понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах, методах и приемах воспитания, практическое использование которой обеспечивает направленное воздействие на внутренний духовный мир личности
Однако результативность этого процесса зависит от целостности педагогического процесса: воспитание и развитие всесторонне развитой и гармоничной личности может проходить только в целостном педагогическом процессе.
Понятия системности, комплексности, целостности многопла-новы. При этом системности, как правило, придается больше смысл теоретический и управленческий. Понятие, «комплексный подход» чаще всего концентрирует понимание системности как принципа и метода марксистской методологии познания и преобразования действительности. Термин «целостный процесс» используется в основном в педагогики и психологии, когда говорится об учебно-воспитательных методах.
Целостность педагогического процесса развития нравственных и эстетических ценностей личности младшего школьника может быть обеспечена, когда личность вовлечена в систему деятельностей и деятельностных отношений к миру, к природе, к социому, к себе.
Значение деятельностного подхода в процессе развития нравственно-эстетических ценностей личности ребенка состоит в том, что деятельность воспитанников - это единственная сфера, в которой может осуществляться воспитательный процесс. И это имеет свое объяснение. Закономерности развития и воспитания, как и социальные законы вообще, реализуются не иначе как через деятельность людей.
В организации деятельности детей как фактора развития их нравственных и эстетических ценностей нельзя ограничиваться вну шением и проповедью. Эффективность этой деятельности обуслов ливается, прежде всего, возбуждение самоактивности ребенка, во влечение его в разнообразную деятельность, отвечающую потребно стям самого ребенка и вместе с тем - воспитательным задачам, развивая тем самым необходимые обществу и ему самому качества.
Деятельность представляет собой универсальное, всеобъемлющее явление в человеческой жизни, включающая в себя и внутрен тою умственную деятельность, и связанную с эмоциональными пе реживаниями. Принцип единства сознания и деятельности - один из основных принципов развития нравственных и эстетических ценно стей личности ребенка.
Совпадение логики воспитательного процесса и деятельности, в которой он осуществляется, составляет одно из необходимейших условий его эффективности.
Для решения педагогических и воспитательных задач в структуре педагогических технологий создаются специальные подсистемы, которые при функциональном подходе действуют автономно, что придает педагогическому процессу односторонность. В педагогических технологиях в каждом действии педагогического воздействия решаются не только прямые, доминирующие, но и подчиненные задачи развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка.
Оптимальность использования технологических основ развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка в процессе занятий хореографией обеспечивается, на наш взгляд, на базе следующих исходных методических позиций: - нравственный и эстетический потенциал хореографического искусства может быть наиболее полно использован при условии координации методов педагогического воздействия педагогов и родителей; - кадры, обеспечивающие деятельность хореографических коллективов, должны иметь фундаментальную культурологическую, психолого-педагогическую и менеджерскую подготовку, позволяющую им эффективно работать с различными социальными группами детей и формировать не только профессиональные навыки, но и оптимальную нравственную и эстетическую среду; - потенциал хореографической деятельности детей реализуется наиболее полно при условии формирования у участников качеств субъекта деятельности.
Влияние личности педагога на развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка
Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности -одна из основных задач, в решении которой необходимо педагогическое воздействие на все сферы бытия, поиск новых способов и условий развития социально-культурной деятельности населения.
В нашем исследовании мы сделали попытку определить формы и методы развития нравственных и эстетических ценностей личности ребенка, которые наиболее часто используют педагоги хореографических коллективов.
Наблюдение за деятельностью хореографических коллективов обнаружило ряд существенных недостатков в организации педагогической деятельности.
Прежде всего, педагогический процесс невозможен без знаний характеристик участников хореографической деятельности, их индивидуальных психолого-физиологических различий, которые проявляются в свойствах темперамента, профессиональной и нравственной подготовке, возрастных, социальных уровнях, а также о мотивациях деятельности, так как именно личностными качествами, которые влияют на характер межличностного общения в коллективе, определяется положение личности в нем.
Одной из задач настоящего исследования является поиск путей совершенствования средств и методов педагогического воздействия, используемых на учебно-тренировочных занятиях современной и бальной хореографией с детьми младшего школьного возраста.
На предварительном этапе исследования (с I/X 1997 г. по I/X 1999 г.) было проведен опрос 27 педагогов по различным видам искусства и спорта, в результате которого определился характер применяемых тренерами методов и приемов педагогического воздействия и оценка их эффективности. Большинство опрошенных педагогов работало с юными танцорами.
Результаты исследования показали следующее: по использованию группы методов развития нравственно-эстетических ценностей (беседы, рассказы, разъяснения, информации и др.) 73.5% педагогов проводят в хореографическом коллективе систематическую и планомерную работу по вооружению юных танцоров необходимыми знаниями в области общепринятой морали и спортивной этики.
18,2% проводят такую работу, но не всегда, а лишь отчасти. Хотя ответы большинства опрошенных педагогов положительные, но на практике многообразие методов развития нравственных и эстетических ценностей далеко не всегда осуществляется, а в ряде случаев такие методы вообще отсутствуют (например, этические беседы).
Косвенно об этом свидетельствуют оценки, данные педагогами отдельным методам воспитания. Так, например, 72,3% тренеров наиболее часто из методов и форм развития нравственно-эстетических ценностей (преимущественно в области спортивной этики) используют краткие беседы перед занятиями о мужественных и благородных поступках российских танцоров в спортивных состязаниях и в жизненных ситуациях. 67,4% считают эффективным проведение собраний коллектива с обсуждением вопросов спортивной этики, поведения отдельных танцоров. Однако это не всегда возможно практиковать с младшими школьниками. 62% используют сообщения педагога на построении о высоконравственных поступках юных спорт сменов данного коллектива. 46,2% педагогов другим формам работы предпочитают специально подготовленные групповые нравственные и эстетические беседы. 44,7% педагогов используют индивидуальные беседы на нравственные и эстетические темы.
Следует отметить, что положительно эти эффективные методы развития нравственных и эстетических ценностей оценили 28% педагогов. Как правило, в оценках педагогов апробированных форм нравственного и эстетических воспитания нет единства: значительное число (примерно 52%) педагогов не использует эти формы, проверенные уже в воспитательной практике.
По данным наших наблюдений, в работе педагогов по развитию нравственных ценностей меньшей эффективностью обладают следующие методы: лекции на моральные темы - 37%; групповые этические беседы специально подготовленные и проводимые самими танцорами, - 27%. Если первые два метода развития нравственных ценностей действительно нецелесообразно использовать с младшими школьниками, то поручать ребятам проводить самим краткие беседы полезно уже и в этом возрасте, и мы это практиковали в своей работе.
Все методы развития нравственных и эстетического ценностей личности ребенка мало используются педагогами или требуют особой организации, или большой подготовительной работы самого педагога (например, лекции), или определенной затраты времени на подготовку самих юных танцоров к проведению этических бесед с товарищами по коллективу. Эти организационные трудности, видимо, оказывают влияние на желание педагогов использовать эти методы воспитания.
Кроме того сами педагоги недостаточно подготовлены к такой работе, плохо дифференцируют методы воспитания и недостаточно владеют методикой развития нравственных и эстетических ценностей.
О возможности проведения в коллективе такой работы в целом 77% педагогов ответили положительно; 21% такую работу проводят эпизодически, и только 4,25% отнеслись к ней отрицательно. 78,29% считают, что подобная работа планируется ими, но не всегда выполняется. Нас интересовал вопрос и о времени, отводимом для такой работы. 69% отводят время для такой работы до тренировки, а 13,7% педагогов считают, что эту работу лучше проводить на сборах. Однако сборы проводятся, как правило, с высококвалифицированными танцорами. Опыт показывает, что работу по развитию нравственных и эстетических ценностей можно и нужно проводить и в процессе самих занятий с детьми в течение танцевального сезона. 62,3% педагогов убеждены, что они должны привлекать танцоров к организации этой работы, но практически этого почти не бывает. Роль самих танцоров в организации воспитательной работы, как правило, очень невелика, и сами педагоги оценивают ее в подавляющем большинстве пассивной.
Из методов, воспитывающих нормы нравственных и эстетические поведения танцоров, педагоги считают наиболее действенными следующие: систематические требования педагога к поведению танцора - 75,7%; соревнования с обязательным требованием соблюдения правил спортивной этики - 58,7%; требования коллектива -67,6%; правильно организованные тренировочные занятия - 65,8%; общественно-полезный труд - 59,4; менее действенными они счита 123 ют следующие виды деятельности: общественные поручения - 23,8% и традиционные мероприятия в коллективе - 47,68%.
Полученные данные свидетельствуют о недооценке педагогами общественно-полезного труда и общественной деятельности как средств развития нравственных и эстетических ценностей, а также создания в коллективе и использования в педагогической работе традиций. Не очень высоко оценивается и эффективность тренировочных занятий, хотя, казалось бы, это бесспорно очень важное звено, где наиболее плодотворно осуществляется общение педагога со своими учениками. Кроме того, педагоги, видимо, не усматривают в тренировочных занятиях больших возможностей для решения педагогических задач.
На вопрос о возможности применения в тренировочном процессе указанных в анкете методов развития нравственных и эстетических ценностей педагоги ответили следующим образом: 53,2% считают, что в практике можно применять все эти методы, но эпизодически; 15,6% утверждают, что следует применять только некоторые из этих методов, но делать это нужно часто. Одна- ко какие методы следует применять чаще педагоги не указали.
Таким образом, мнения педагогов об эффективности и возможности использования этой группы методов также не отличаются определенностью и единством. Педагоги не представляют себе целостной системы развития нравственных и эстетических ценностей и поэтому выбор ими тех или иных методов носит случайный характер. Эти положения подтверждаются и педагогическими наблюдениями.