Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы и практика развития творчества младших школьников 12-85
1.1 Творчество как научно-педагогическая категория 12-32
1.2 Особенности развития творчества детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных учёных 32-58
1.3 Концептуальные основы развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы 58-84
Выводы по Главе I 84-85
Глава II Опытно-экспериментальная работа по созданию и реализации модели развития младших в социокультурной среде современной школе (на примере МАОУ Наро-Фоминской средней общеобразовательной школе №3 с углублённым изучением отдельных предметов) 85-145
2.1 Модель развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы 85-99
2.2 Мониторинг эффективности внедрения модели развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы 100-128
2.3 Методические рекомендации педагогам по развитию творчества детей младшего школьного возраста 128-145
Выводы по Главе II 146-147
Заключение 147-150
Список литературы и Интернет-источников 151-165
Приложения 166-217
- Творчество как научно-педагогическая категория
- Концептуальные основы развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы
- Модель развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы
- Методические рекомендации педагогам по развитию творчества детей младшего школьного возраста
Введение к работе
Стремительно развивающаяся информационная среда, инновационная экономика, всё более культурно диверсифицированное подрастающее поколение и многие другие повседневные вопросы определяют актуальность проблемы творчества как готовности человека к постоянному преобразованию себя и окружающего мира.
Развитие Подмосковья как многокультурного региона с неизбежно высокими социальными рисками требует от системы образования новых подходов к развитию творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы. Несмотря на то, что проблема развития творческих начал ребёнка исследуется достаточно давно, многие вопросы остаются нерешёнными. Во многом это объясняется тем, что большинство учебного времени по-прежнему отводится нетворческой деятельности. Генерирование идей, гибкость мышления и другие общие творческие способности остаются вне внимания педагога. Потребность общества в интенсивном развитии творчества каждого человека предоставляет особую роль в этом процессе именно школе. Школьная среда, которая претерпевает постоянные изменения в своей социокультурной составляющей, должна способствовать формированию у ребёнка потребности в творчестве. Самостоятельно мыслить, действовать в нестандартных ситуациях, оригинально решать бытовые, учебные и другие задачи – всё это должно быть подчинено идее развития творчества школьников.
Сущность творчества, его структура стали предметом исследований Г.С. Батищева, Г.А. Давыдова, Т.С. Комаровой и др. Основные виды творчества рассматриваются в трудах Ф.В. Асмуса, Б.М. Кударова, А.И. Савенкова (техническое творчество), Н.М. Сокольниковой, Т.И. Баклановой (художественное творчество) и др. учёных. Психологические аспекты творчества нашли отражение в трудах А.Н. Лука, Я.А. Пономарёва и др. Особенности творческой деятельности школьников активно изучались и представлены в ряде диссертационных исследований.
В современной педагогической теории и практике существуют противоречия:
между необходимостью формирования опыта активной творческой
деятельности уже в младшем школьном возрасте и отсутствием современного научного и методического обеспечения данной деятельности;
между достаточно серьёзными подходами к увеличению доли творческого компонента в содержании начального образования и отсутствием подготовки учителей начальных классов, учителей – предметников, работающих в начальной школе, к эффективной деятельности по развитию творчества детей младшего школьного возраста.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: как эффективно развивать творчество младших школьников в социокультурной среде современной школы?
Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы.
Объект исследования: творчество детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития творчества детей младшего школьного возраста в социокультурной среде современной школы.
Гипотеза исследования: развитие творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы будет успешным, если:
разработана и внедрена в реальную практику модель развития
творчества младших школьников и социокультурной среде современной школы;
реализованы организационно - педагогические (творческая деятельность рассматривается учителем как обязательный компонент образовательно-воспитательного процесса; подготовка и мотивация педагогов к организации целенаправленного развития творчества младших школьников; создание ситуации успеха и поощрение творческой активности школьников; учебно-методическое обеспечение программ развития творчества младших школьников) и социально-культурные (включение младших школьников в социокультурную среду школы; развитие потребности школьников в творческой деятельности; наличие системы творческих задач, проектов и других социокультурных мероприятий, отвечающих возрастным особенностям младших школьников) условия реализации предложенной в диссертации модели;
разработано научно-методическое сопровождение развития творчества младших школьников.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
-
Раскрыть и обосновать сущность и содержание «творчества» как научно- педагогической категории.
-
Уточнить содержание понятий: творческая личность; творческие возможности младших школьников; развитие творчества младших школьников.
-
Разработать и экспериментально проверить модель развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы.
-
Осуществить мониторинг эффективности предложенной Программы развития творчества.
-
Разработать научно-методические и практические рекомендации для педагогов по организации эффективного развития творчества младших школьников.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- идеи рассмотрения личности как многофункциональной саморазвивающейся системы, являющейся субъектом деятельности и продуктом социального развития общественных отношений (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.);
- теории становления творческой личности (А.М. Матюшин, Я.А. Пономарев и др.);
- гуманистические концепции о человеке как субъекте жизнедеятельности (Н.А. Бердяев, В. Франкл и др.);
- концепции творческого обучения (В.И. Андреев, И.П. Гладилина, Т.С. Комарова, Н.М. Сокольникова);
- философские идеи о единстве человека и общества (Н.Бердяев, М. Мамардашвили и др.);
- концепции развития творческого потенциала личности в специально организованном процессе обучения (Дж. Рензулли, К. Хеллер и др.).
Методы исследования:
-теоретические – изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической, культурологической и научно-методической литературы по теме исследования; синтез; систематизация;
-эмпирические – наблюдение; анализ продуктов творческой деятельности младших школьников, метод тестового обследования;
- социологические – беседы, опросы, анкетирование;
- педагогический эксперимент;
-метод качественной и количественной обработки данных: качественный анализ полученного эмпирического материала; методы статистической обработки данных, включающие корреляционный анализ и определение значимости выявленных различий с помощью t- критерия Стъюдента. Обработка данных проводиласт при помощи пакетов статистических программ Microsoft Office Excel 2007 и Statistica 9.0
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (2006-2007г.г.) – выявлено состояние изучаемой проблемы в науке и практике; определен научный аппарат исследования; разработаны программы для детей и педагогов;
2 этап (2008-2010 г.г.) – был проведен констатирующий эксперимент; разработана и апробирована модель развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы;
3 этап (2011-2013 г.г.) – были уточнены теоретические положения исследования; проведена аналитическая и статистическая обработка полученных результатов; завершено оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в рассмотрении процесса развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы с позиции интеграции основного и дополнительного образования, способствующей наиболее полному удовлетворению актуальных потребностей детей в творчестве:
- уточнены понятия и сущность научных категорий
«творческая личность» - субъект творческих социальных отношений и социально значимой творческой деятельности;
«творческие возможности младших школьников» - многомерное явление, отражающее индивидуальные особенности развития личности ребенка в проявлении его творческих качеств, которые формируются, развиваются и проявляются в творческой деятельности;
«развитие творчества младших школьников» - создание определенных организационно – педагогических и социально – культурных условий обучения и воспитания, способствующих положительной динамике формирования творческой личности ребенка;
- разработана, научно обоснована и апробирована модель развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы;
- конкретизированы принципы развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы: информированности (особая значимость информации о механизмах развития творчества; об истории развития науки; о жизни знаменитых людей и др.); саморазвития (в процессе интеграции основного и дополнительного образования опора на сильные и максимальный учет слабых сторон личности ребенка), оптимальное сочетание индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности; вера в ребенка;
- экспериментально выявлена совокупность организационно-педагогических и социально-культурных условий, способствующих эффективному развитию творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы;
- разработаны научно-методические и практические рекомендации для педагогов по организации эффективного развития творчества младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы расширяют теоретическую базу развития творчества личности за счет раскрытия сущности и особенностей развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы.
Разработанный критериальный аппарат позволяет определить эффективность развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы.
Предлагаемый комплекс организационно-педагогических и социально-культурных условий позволяет обеспечить педагогов научно – методическими материалами по развитию творчества младших школьников в процессе интеграции основного и дополнительного образования. Расширено терминологическое поле исследования за счет уточнения и конкретизации понятий «творческая личность», «творческие возможности младшего школьника», «развитие творчества младших школьников».
Обоснованные теоретические результаты и разработанная модель развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы имеют общепедагогический характер и могут быть транслированы в другие образовательные учреждения с учетом специфики их социокультурной среды.
Практическая значимость исследования. Предложена практико-ориентированная модель развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы. Созданы, апробированы и опубликованы программы «Психолого-педагогическая поддержка развития творчества учащихся начальных классов», «Развитие творчества младших школьников» (проект «Первоклассник на пути к творчеству», «Второклассник на пути к творчеству», «Третьеклассник на пути к творчеству», «Я – творец»); включающие в себя описание направлений интеграции основного и дополнительного образования, организационной структуры учебно-воспитательного процесса, способствующих созданию условий для развития творчества младших школьников.
Разработан и реализован цикл занятий родительского лектория «Секреты творчества».
Разработано методическое обеспечение интеграции основного и дополнительного образования, направленного на повышение профессиональной компетентности педагогов в области развития творчества младших школьников в социокультурной среде школы.
Научные результаты диссертационного исследования используются в процессе внутришкольного повышения квалификации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социокультурная среда современной школы является одним из факторов, способствующих эффективному развитию творчества младших школьников в соответствии с задачами, поставленными обществом и государством перед образованием по подготовке креативных, нравственных выпускников с учетом требований ФГОС; индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Конкретизация автором понятий:
«творческая личность» - субъект творческих социальных отношений и социально значимой творческой деятельности;
«творческие возможности младших школьников» - многомерное явление, отражающее индивидуальные особенности развития личности ребёнка в проявлении его творческих качеств, которые формируются, развиваются и проявляются в творческой деятельности;
«развитие творчества младших школьников» - создание определенных организационно – педагогических и социально – культурных условий обучения и воспитания, способствующих положительной динамике формирования творческой личности ребенка.
3. Модель развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы основывается на идеях и концепциях творческого развития личности, позволяющих реализовать социальный заказ общества на воспитание.
4. Процесс развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы является эффективным при использовании комплекса организационно-педагогических условий:
– творческая деятельность рассматривается учителем как обязательный компонент образовательно-воспитательного процесса;
– подготовка и мотивация педагогов к организации целенаправленного развития творчества младших школьников;
– создание ситуации успеха и поощрение творческой активности школьников;
– учебно-методическое обеспечение программ развития творчества младших школьников и социально-культурных условий;
– включение младших школьников в социокультурную среду школы;
– развитие потребности школьников в творческой деятельности;
– наличие системы творческих задач, проектов и других социокультурных мероприятий, отвечающих возрастным особенностям младших школьников.
5. Программы: «Развитие творчества младших школьников»; психолого-педагогической поддержки развития творчества учащихся начальной школы; подготовки педагогов к деятельности по развитию творчества младших школьников.
Личное участие автора состоит в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, теоретической разработке основных концептуальных идей и положений выполненного исследования.
Данное диссертационное исследование является результатом научно-педагогической работы автора в системе образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, основанных на общепризнанных идеях; комплексом теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и задачам исследования; экспериментальной проверкой и адаптацией основных теоретических положений исследования; подтверждающих правомерность выдвинутой гипотезы; справками о внедрении результатов диссертационного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты диссертационного исследования опубликованы в методических пособиях, статьях и тезисах; были представлены и получили положительную оценку научной и педагогической общественности на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и интернет-источников, приложений.
Творчество как научно-педагогическая категория
Особенность современного подхода к пониманию природы и сущности категории "творчество" заключается в том, что на основе «конструктивного альтернативизма» (Дж. Келли), предпринимаются попытки синтеза разных позиций учёных через поиск общего для них смыслообразующего ядра. Примером таких попыток можно рассматривать СЮ. Гуревич, которая рассматривает творчество как способ жизнедеятельности личности, активного освоения ею мира и преобразования себя; С.Д. Смирнова, где творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности; В.Н. Дружинина, определяющего творчество как спонтанное проявление человеческой сущности, выход за рамки заданного; Г.Г. Панковой, утверждающей творчество как бытие личности в вечности и других людях; Н.И. Пилюгиной, рассматривающей творчество как свойство личности, ведущий фактор ее развития и др. Среди зарубежных учёных необходимо отметить взгляды Дж. Гилфорда, П. Торренса на творчества как способность человека; К. Мартиндейла, отмечающего взаимосвязь творчества и внимания; Э. де Боно, выступающего за «поперечное мышление», охват новых перспектив и принятие идей, кажущихся «немыслимыми»; Д. Векслера, Г. Айзенка и др., полагающих, что творческого процесса как специфической формы активности не существует, т.к. высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот.
Взаимосвязь творчества с творческим отношением к труду, творческим мышлением, творческим потенциалом, творческими способностями, творческой ориентацией представлена в трудах С. Ариети, Э. де Боно, В.А. Болотина, С.А. Волкова, Дж. Гилфорда, З.И. Калмыковой, Н.Н. Кирилловой, A.M. Матюшкина, С. Медника, Р. Мэй, А. Ньюэлла, Г.С. Одена, А. Ротенберга, Г.С. Саймона, Г. Селье, В.М. Слуцкого, Е.П. Торренса, Э. Фромма и др. Проблемы качеств творческой личности исследовалась в следующих теориях творчества: философско-лингвистической (А.А. Потебня, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, Б.А. Лезин); сущностно-стадиальной (П.К. Энгельмейер, М.А. Блох); дифференциально-биологической (О.С. Грузенберг); рефлексологической (В.М. Бехтерев, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг); концепции одаренности (Б.М. Теплов) и творческого процесса (А.Н. Леонтьев и И. С. Сумбаев). Многие исследователи указывают на взаимовлияние творчества и деятельности личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, И.П. Калошина, Б.С. Мейлах, А.Ф. Эсаулов), ее профессионализма и профессионального мастерства (С.А. Гильманов, Г.А. Давыдова, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов), готовности к творческой деятельности (И.П.Гладилина, М.В. Жиркова, Г.В. Гринь), творческой активности (В.И. Андреев, Т.С.Комарова, Н.М.Сокольникова).
Вопросы соотношения знаний и творческих действий рассматриваются с точки зрения необходимости в творческом вариативном мышлении, возникающим тогда, когда человек сталкивается с новыми условиями как практических, так и интеллектуальных действий. СИ. Архангельский, И.П.Гладилина, В. А. Гервер, Н.Д. Никандров, В. А. Сластелин, Г.П. Скамницкая, Н.М. Сокольникова, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин отмечают, что активное усвоение знаний и развитие самостоятельного поиска знаний эффективно при условии развития творческого мышления обучающихся.
В педагогике накоплен опыт о возможностях и условиях эффективного развития творчества в процессе преподавания различных дисциплин (Р.Е. Андронова, А.В. Марков, В.Я. Брагин, А.П. Валицкая, И.П. Волков, СИ. Вульфсон, Н.И. Дереклеева, Н.В. Максименко, А.Н. Евтушенко, Т.В. Колесниченко, О.И. Мотков, А.А. Мурашов, А.А. Немцов, В.А. Орлов, СД. Поляков, А.И. Савенков и др.).
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что несмотря на большое количество исследований в области творчества, проблема развития творчества младших школьников приобретает всё большую актуальность. Необходимо отметить, что исследование развития творчества детей 7-10 лет в социокультурной среде современной школы носят фрагментарный характер и являются актуальной научной задачей.
Остановимся подробнее на содержании творчества, т.к. это имеет принципиальное значение для понимания процесса развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы.
В. Освальд, разрабатывая в начале XX века типологию творчества, говорил об оценке творчества ученых по критерию оригинальности как способности создавать что-либо самостоятельно[163]. Такое раскрытие оригинальности означает, что она говорит о наличии продуктивного процесса (человек сам мыслил) в отличие от действий по памяти или образцу. Вместе с тем, тестовая инструкция, требующая выдачи максимально большего количества неординарных ответов стимулирует для этого не только продуктивный процесс, но и ряд обходных искусственных приемов, повышающих количество неординарных ответов, никак не связанных с механизмами творчества.
Показатель разработанности, введенный вслед за Дж. Гилфордом П. Торренсом, многими исследователями вообще не используется в ввиду его очевидной связи с непосредственным опытом (прежде всего рисуночным) человека.
Вместе с тем, отечественными учёными предложены другой подход к интерпретации указанной феноменологии, который не прибегает к понятию творческой способности как объяснительному принципу. Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно. Результат, даже при блестящем исполнении, не превышает нормативно требуемый продукт. Общеизвестно, что потребность в творчестве является фундаментальной человеческой потребностью. Однако для ее практической реализации необходимы соответствующие условия, которые в полной мере представлены в социокультурной среде современной школы.
Необходимо знать, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция ребёнка 7-10 лет, как в процессе той или иной деятельности и достигнутых результатов изменения условия возникает новый, качественно иной уровень творчества личности. И.П. Гладилина (2009) отмечает, что творчество предстает перед нами, с одной стороны, как сложное интегральное качество личности, представляющее собой диалектическое единство общего, присущего всем видам мышления и особенного, характерного лишь для творчества как его специфического вида. Поиск путей и средств формирования творчества обусловил необходимость психолого-педагогического анализа различных подходов к определению понятия творчество, уточнения сущности и структурных компонентов, определения уровней его проявления в рамках данного исследования, и выяснения психолого-педагогических особенностей личности младшего школьного возраста. Философское рассмотрение сути процесса творчества (Г.А. Батищев, Г.А. Давыдова, К.А. Абдульханова-Славская, и др.) позволило выделить в определении категории творчества его основные признаки. Анализ научных исследований подтвердил наше предположение о том, что точных критериев различия творческой и нетворческой деятельности человека нет, нет также достаточно полного определения понятия «творчество», несмотря на то, что к этому вопросу обращались многие авторы как в диссертационных исследованиях, так и в книгах, статьях, брошюрах (Б.Г. Ананьев, Т.С. Комарова, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, В.Г. Разумовский, Н.М. Сокольникова, Ю.С. Столяров, П.М. Якобсон и др.).
Г.В. Гринь (2011) утверждает, что в трактовке сущности творчества авторы стремились отразить его особенности, рассматривали творчество в различных видах деятельности, выделяли общее и специфическое, возрастные особенности и воспитательные возможности, предпринимали попытки его алгоритмизации, однако оставалось незыблемым представление об индивидуальности творческого процесса. Попытки обосновать сущность предпринимали уже во времена Аристотеля и Платона. Уже философы Древней Греции обращали внимание на неповторяемость и своеобразие творческой деятельности человека. О своеобразии творчества, его условий и стимуляторов писали крупнейшие естествоиспытатели Г. Гельмгольц, П.М. Сеченов, А. Эйнштейн, М. Планк, В.И. Вернадский и др. К наиболее ранним публикациям, где рассматриваются некоторые стороны творческой деятельности, относятся работы В. Кузена, М. Петри, Б. Жоли, А. Дауге, М.А. Блоха и др.
Общепринято, что творчество является высшим уровнем познания человеком различных форм материи. Сложный, многоуровневый процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер психики человека, как взаимодействие отражения внешнего мира и активности личности, научной и изобретательской деятельности, творчество, в узком смысле и прикладном своем значении, напрямую связано с человеческой деятельностью. Опираясь на теорию деятельности Леонтьева, Тихомирова и рассматривает мышление как мыслительную деятельность, в основе которой лежит мотив. Продолжая изучение данной проблемы, Васильев (1998) описывает эмоциональная составляющая мышления является фактором решения творческих задач.
Концептуальные основы развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы
Социокультурная среда современной школы представляет собой своеобразный комплекс отношений, пространства деятельности, культуры. Это многомерное образование, которому свойственны не только традиции, совокупность социальных и природных условий. Анализ взаимодействия человека и среды позволяет выделить следующие, важные для нашего исследования теории:
рефлекторная теория (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и др.), подразумевающая взаимодействие человека с окружающей средой как приспособление организма к среде путём образования нервных связей в ответ на раздражение внешнего мира;
теория энергетического взаимообмена (Е.А. Аркин и др.), раскрывающая роль факторов, формирующих силы личности;
культурно-историческая теория (М.Я. Басов), рассматривающая взаимодействие личности с социальной средой, понимая под средой экологически значимые для организма стимулов. Среда, по мнению учёного, бывает трёх видов: абиотическая, экологически валидная, социокультурная. Социокультурная среда - это созданные человеком продукты результатов интеллектуального и практического общения с окружающим миром.
Л.С. Выготский рассматривает среду по следующим направлениям: роль среды; своеобразие человеческой среды; её изменчивость и относительность для ребёнка.
Теория речевого поведения Дж. Мида, рассматривающая среду как формирующую силу. Взаимодействие собственного «Я» и других «Я» образует социальную реальность, являющуюся определяющей для развития человека.
Для нашего исследования интерес представляет понимание социокультурной среды как совокупности разнообразных природных, культурных и цивилизационных условий жизнедеятельности человека, сообществ, этносов, определяющих во многом их существование; качество природного и социокультурного окружения (Т.С. Комарова, И.П. Клемантович, Е.А. Леванова, Э.И. Сокольникова и др.).
Исходя из содержания вышеперечисленных концепций социокультурная среда современной школы является актуальным полем развития творчества младших школьников. Социокультурную среду отмечает:
воспитание у младших школьников потребности в творчестве;
целенаправленное формирование общекультурных норм и ценностей;
богатством и разнообразием элементов социокультурной среды;
осмысленным подходом со стороны младших школьников к выбору вида творческой деятельности;
развитие культурно-досуговой деятельности младших школьников;
мобильности младших школьников в социокультурной среде современной школы. Основа развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы во многом зависит от понимания сущности категории «личность».
Представления о личности наиболее полно разработаны в психологии. Психология дает одно из самых широких определений личности: личность -это такие характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения [Розин В. М., 2004].
Научное определение личности в философии образования очерчивает ту область, которая и подлежит рассмотрению. Содержание философского понятия будет иметь общее с определением личности в психологии и соединять в себе социальный-культурный и философский подходы к рассматриваемой проблеме [Martin R., 2000. Р. 41-61].
Личностный подход в философии образования строится на основе осмысления личностного подхода в других науках: философии, социологии и психологии. Философская идея личности берет свое начало в индивидуальном подходе, она исходит из идеи об уникальности человека. В мире невозможно найти людей, абсолютно идентичных друг другу. В то же время, философская идея человека становится основой для формирования категории «личность» в философии образования. Несмотря на значительную историю в философии образования только начинает формироваться понятие личность, Определение понятия «личность» дается только в определенных конкретных контекстах. Для более общего философского определения этого понятия необходима и более завершенная философская теория личности.
Человек - предельно общее, родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Понятие «индивид» употребляется для определения человека как единичного носителя общественных отношений и функций, для выделения единичного представителя какой-либо социальной общности.
Под индивидуальностью обычно подразумевают совокупность тех свойств личности, которые придают ей неповторимость, своеобразие и выявляются в особенностях ее образа мыслей, чувств и действий. Индивидуальность характеризуется уникальным набором природных задатков человека, совокупностью тех свойств, которые придают индивиду неповторимость, своеобразие. Зародыш индивидуальности имеет генетическую природу. Он становится основой для духовного потенциала зрелой личности.
Работы психологов основываются на понимании того, что личность -это постоянно изменяющаяся динамическая система. Она имеет психофизическую природу в том смысле, что личность есть «ни нечто исключительно ментальное, ни нечто исключительно нервное». Необходимо говорить об организации личности, понимая под этим единство в личности телесного и психического [128]. Такой подход помогает избежать требуемого дуалистическим подходом психофизического параллелизма, не дающего ответа на вопрос о том, каким образом духовная составляющая человека соединяется с материальной, каковы источники, и механизмы их взаимосвязи.
Для личности очень немногих людей характерна способность жить одной глобальной идеей, которая определяет все их устремления. Существует некоторый единый принцип организации установок, оценок, мотивов, ощущений, склонностей индивида. Личность характеризует позитивное, творческое, стремящееся к росту и постоянно развивающееся свойство человеческой натуры. Это та часть субъективного опыта, которая характеризуется словом «мое». Здесь заложено то ядро личности, которое формирует уникальность каждой человеческой жизни. Личность характеризуется направленностью - это ее надежды, желания, планы, амбиции, уровень притязаний.
В соответствии с этим можно характеризовать структуру личности. В структуре личности ее компоненты органически сопряжены, обусловливают и предполагают друг друга.
Модель развития творчества младших школьников в социокультурной среде современной школы
Социокультурная регуляция развития творчества детей младшего школьного возраста не исчерпывается созданием среды, т.к социокультурная среда позволяет интегрировать общественно значимые ценности, культурное наследие человечества и личностные особенности, её выраженность в творчестве. С.Л. Рубинштейн связывал это со способностью е рефлексивному отношению к действительности. Для развития творчества младших школьников была разработана модель, включающая деятельностный компонент (осмысление субъектом отдельных умений), когнитивный компонент(осмысление действий и операций), ценностный компонент (рефлексия личностью собственных качеств), рефлексивный компонент (осознание ценности творческой деятельности).
Цель Модели - развивать творчество младших школьников в социокультурной среде современной школы посредством интеграции основного и дополнительного образования.
На достижении данной цели были направлены следующие задачи:
- разработать основные модули (методологический, организационно-педагогический, содержательно-процессуальный, аналитико-корректирующий) деятельности по использованию социокультурной среды школы для развития творчества младших школьников;
- разработка, в соответствии с Моделью, программы ее внедрения -«Развитие творчества младших школьников»;
- выявление эффективности Модели на основе анализа результатов мониторинга динамики развития творчества младших школьников в социокультурном пространстве школы.
В основу Модели были положены следующие принципы: информированности (особая значимость информации о механизмах развития творчества; об истории развития науки; о жизни знаменитых людей и др.); саморазвития ( в процессе интеграции основного и дополнительного образования опора на сильные и максимальный учет слабых сторон личности ребенка), оптимальное сочетание индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности; вера в ребенка.
Модель была реализована посредством двух программ: «Развитие творчества младших школьников» и «Психолого-педагогическая поддержка развития творчества обучающихся начальных классов».
«Развитие творческих младших школьников» Пояснительная записка.
Разработка программы развития творческих способностей вызвана необходимостью поисков путей и приемов воспитания ребенка как творческой личности, целенаправленного выявления и развития способностей, психолого-педагогического сопровождения становления творческой личности. Методической основой данной программы послужили идеи Т.С. Комаровой о детском творчестве как обязательном условии развития личности ребенка; И.П. Гладилиной о творческой личности через понятие творческой деятельности; Н.М. Сокольниковой о творческой активности.
Данная программа дает возможность варьировать содержание и объем заданий, т.е. осуществляется дифференциация и индивидуальный подход.
В ходе реализации проектов данной программы используются развивающие методики, а также методы активного обучения:
- дискуссии, диспуты, сочинения-размышления, мини-сочинения,
- дидактические игры, имитационные и ролевые игры, пантомимы и ДР
- стимулирующая информация (ученикам в доступной форме предлагается информация, которая влияет на воображение, вызывает познавательный интерес);
- обучающие кейсы:
- учебные и научные проекты.
Структура каждого занятия предусматривает составление и решение задач на материалах из окружающей среды и знаний русских народных традиций; упражнений на умение высказывать догадку, предположение; доказывать свою точку зрения; обогащение учебного материала заданиями комбинированного типа и логическими задачами; использование интегрированных заданий. Особое внимание уделено интеграции основного и дополнительного образования.
Детям предоставляется возможность любого выбора решения задания, максимально поощряется генерирование самых разных идей и поисков вариантов решения, поиск самого рационального решения.
Предусмотрена роль учителя как модератора учебного процесса и консультанта во время выполнения нестандартных заданий: использование разных видов дифференцированной помощи (дополнительная конкретизация творческого задания; проведение аналогий), дополнение к заданию в виде рисунка или схемы; элементы помощи с теоретическими справками; памятки и т.д.
В конце каждой четверти проводятся диагностические задания, которые дают возможность диагностировать и проследить динамику развития познавательных интересов каждого ученика и класса в целом.
Во время учебной деятельности школьная оценка (1-5) не ставится. Проводится только содержательное оценивание, которое выполняет регулирующую и стимулирующую функцию.
Стратегическая цель - создать условия для формирования у младших школьников потребности в творчестве в процессе интеграции основного и дополнительного образования.
Мониторинг воспитанности, самооценки, агрессивности и т.д., проводимый в школе в рамках реализации данной программы показал, что дети стали менее воспитаны, исчезли навыки коллективного взаимодействия, самореализации. Патриотизм, нравственность, гражданская позиция - эти позиции стали приоритетными в работе с детьми наряду с качеством образования и уровнем творчества.
Методические рекомендации педагогам по развитию творчества детей младшего школьного возраста
Новые технологии обучения способствуют развитию у младших школьников активности, инициативности и других качеств, позволяющих педагогу осуществлять целенаправленное развитие детского творчества. Использование инноваций предусматривает существенные изменения существующих стереотипов организации учебно-воспитательного процесса, его содержания. Возникает потребность в развитии творческой инициативы само8го учителя, в поисках новых форм и методов работы. В ходе исследования было определено, что педагогические инновации - это результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений разных педагогических проблем.
Педагогическое творчество рассматривается как:
- исследование соотношения понятия «педагогическое творчество» с качествами личности (В.А. Крутецкий, М.М. Поташник и др.);
- индивидуальный стиль деятельности личности как важнейший признак её творческого характера (Е.А. Климов, Ф.А. Пономарев и др.);
- механизм взаимосвязи творческого мышления и педагогического мастерства (В.И. Загвязинский и др.);
- развитие научного стиля мышления - основы становления творческой личности учителя (В.А. Сластенин и др.);
- исследование субъективных аспектов педагогического творчества (Н.Д. Никандров и др.);
- создание методик развития творческих качеств личности школьника (В.О. Моляко, М.А. Холодная и др.).
Отечественные ученые (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин и др.) отмечают необходимость активизации творческой деятельности. В.А. Сухомлинский писал, что работа учителя - это творчество. Только творческий учитель может развивать творческие способности ребенка. Великий педагог сформулировал правило педагогической деятельности: талантливы все дети без исключения.
Педагогическое творчество учеными трактуется следующим образом:
- педагогическое творчество учителя включает в себя творческую педагогическую деятельность учителя и творческую учебную деятельность ученика в их взаимодействии с взаимосвязи (Н.Д. Никандров и др.);
- отдельное направление педагогической науки, изучающее выявление закономерностей формирования творческой личности (B.C. Шубинский);
- наука о педагогической системе: «педагогического воспитания и самовоспитания личности в разных видах творческой деятельности (В.И. Андреев).
Было установлено, что в процессе творческой профессиональной деятельности раскрываются творческие возможности учителя, происходит их реализация. Возникает необходимость подготовки учителя к осмыслению уровня собственной творческой профессиональной педагогической деятельности, формирования у него потребности анализировать собственный педагогический опыт и внедрять педагогический опыт других с учетом собственной творческой индивидуальности.
Разработанная и внедренная программа повышения квалификации учителя начальных классов позволила установить, что творческий учитель -это творческая личность с высоким уровнем развития мотивов, характериологических особенностей и творческих умений, способствующих успешной творческой педагогической деятельности.
Опрос учителей начальных классов (25 респондентов) позволил определить круг вопросов, которые требуют особого внимания при повышении квалификации учителей, работающих над развитием творческих способностей младших школьников:
обучение детей с выраженными творческими способностями в условиях общеобразовательной школы - 25;
психолого-педагогическое сопровождение детей с явными творческими способностями - 23;
вопросы подготовки учителей к работе для развития творческих способностей у младших школьников - 25;
отсутствие возможности обмена опытом работы в повседневной практике -21;
приемы и способы организации отдыха творчески активных детей - 19;
организация работы с родителями и в частности, проблема «захваливания» творчески способных детей родителями и учителями -16;
С этих позиций была разработана программа повышения квалификации учителя, работающего над проблемой развития творческих способностей младших школьников.
Данная программа может быть реализована на базе любого общеобразовательного учреждения. Руководитель программы - школьный психолог.
Цель - повысить профессиональную компетентность учителя по развитию творческих способностей младших школьников.
Задачи:
1. Приращение теоретических знаний по проблемам развития творческих способностей и актуализация ценностных представлений учителей о значимости теоретических знаний для педагогической практики.
2. Активировать исследовательскую позицию учителя по отношению к своему опыту работы по развитию творческих способностей младших школьников
3. Анализ профессиональной практики по развитию творческих способностей.
В контексте предлагаемой программы повышения квалификации ведущая роль отводится диагностическому целеобразованию и процесс-контролю достижения цели, то есть обучающей диагностике, смысл которой состоит в обеспечении каждому слушателю условий самостоятельного решения возникающих задач и постоянного диагностирования своих возможностей и затруднений в конкретных коммуникативных ситуациях общения. Подобная активная позиция учителя и обучающий характер самодиагностики - целесообразная предпосылка успешности учебной деятельности. Причем в этом случае рефлексия является необходимой стадией постоянного осмысления, оценки учителем собственных действий.
«Обратная связь» служит важной образующей процесса рефлексии, ибо благодаря механизму «обратной связи» учитель на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими результата может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, более эффективными (А.А. Бодалев). Ситуация обучения в процессе активного межличностного взаимодействия трансформируется таким образом, что этап диагностики и предшествует ей, и является ее органической частью.
Многоцелевой, системообразующий, многофункциональный и комплексный характер диагностики проявляется в том, что это уже обучение, это условие гармонизации учебных целей учителя, гуманизации процесса повышения квалификации; средство преодоления шаблона, способ повышения качества процесса обучения и разрешения конкретных потребностей конкретного учителя.