Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива Русанова Лариса Петровна

Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива
<
Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Русанова Лариса Петровна. Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива : ил РГБ ОД 61:85-13/315

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА . . 21

ГЛАВА II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНО-ЮСПИТАТЕДШОГО ПЮЦЕССА В САМОДЕЯТЕЛШОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ ... 48

2.1. Цели учебно-воспитательного процесса .... 48

2.2. Реализация целей учебно-воспитательного процесса в деятельности руководителя . .

. коллектива 71

2.3. Активизация участников самодеятельного коллектива как субъектов учебной

деятельности ............ 97

ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛШОМ ПРОЦЕССЕ СМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХЭДОЖЕСТВШЮГО КОЛЛЕКТИВА . . .120

3.1. Программа формирования направленности участников в учебно-воспитательном процессе. .120

3.2. Повышение социальной значимости учебно-воспитательного процесса в коллективах художественной.самодеятельности. .144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .... .164

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ.ЛИТЕРАТУРЫ .....171

ПРИЛОЖЕНИЯ ..199

Введение к работе

В программных документах КГОС, в решениях ХХІУ, ХХУ , ХХУІ съездов партии формирование нового человека, всестороннее развитие его способностей и потребностей определяются в качестве реально-практической основы развития общества, его социального прогресса*

Возрастание масштабности этой великой социальной задачи подчеркивается в решениях Пленумов ЦК КПСС. "Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, -отметил в речи на Апрельском (1984 года) Пленуме ЦК КПСС К.У.Черненко, - каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса .

На решение этой задачи направлена и проводимая реформа общеобразовательной и профессиональной школы, значение которой трудно переоценить, ибо она ооздает условия для сопряженного развития всех социальных институтов воспитания и развития личности, предъявляет ряд новых требований к управлению социокультурной деятельностью масс, в том числе и к управлению самодеятельными художественными коллективами.

Их деятельность, сочетающая в оебе художественное творчество масс с целенаправленным развитием творческих способностей участников и активной пропагандистской деятельностью 1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М., 1984, СІ6.

4 средствами искусств, обладает большим педагогическим потенциалом*

Однако, многоаспектный анализ результатов конкретно-социологических исследований, публикаций по проблемам развития художественной самодеятельности» наблюдения и практический опыт автора дают основание утверждать, что современное состояние учебно-воспитательной работы в самодеятельных коллективах еще не отвечает требованиям, предъявляемым к нему как педагогическому процессу*

Как показывают исследования, большинство руководителей клубной самодеятельности основную свою задачу видят в подготовке концертных программ, а не в решении проблем формирования личности* Подобная установка зачастую приводит к тому,что механическая тренировка и отработка исполнительской техники вытесняют или отодвигают на второй план учебно-воспитательную работу, которой обеспечивается непрерывный рост качественных изменений свойств личности до уровня, соответствующего потребностям общества* Налицо рассогласование между возрастающим социально-культурным назначением художественной самодеятельности, ее потенциальными возможностями как сферы социального воспитания и реальным состоянием дел в коллективах* уто делает особенно актуальной проблему качественного преобразования учебно-воспитательного процесса в направлении его интенсификации*

Но сама категория "качество" выражает прежде всего высокий уровень соответствия результатов стоящим целям, высокий уровень достижения этих целей. Как общефилософская категория "цель" связывает воедино средства ее достижения и полученные на практике результаты. Именно наличие цели придает смысл вся-

5 кой деятельности» Для того, чтобы сделать заключение об успешной или неуспешной деятельности коллектива, необходимо знать, ради чего люди объединились, как цели каждого соотносятся о целью коллектива, как движется деятельность по направлению к цели* При всей очевидной значимости эта проблема исследована пока далеко недостаточно.

При анализе целей учебно-воспитательного процесса самодеятельного коллектива часто исходят из предпосылок, что последние представляют собой объединения людей, которые служат удовлетворению их личных интересов и потребностей, разрешению их собственных проблем. Корни такого мнения идут, на наш взгляд, из традиций рассматривать в качестве первичных, непосредственных, якобы изначальные стремления участников лишь к личному благу, которые могут быть удовлетворены при совместной деятельности. Но такое представление не учитывает тот реальный факт, что в рамках определенного социального института самодеятельный художественный коллектив возникает и существует лишь в соответствии с определенной, объективной общественной потребностью, которая отражается в общественном сознании» в сознании членов коллектива и лиц, причастных к формированию данного коллектива, в виде общественных, внеивдивидуальных целей. Это конечно не означает, что участники, вступая в коллектив, не преследуют свои личные цели. Специфика самодеятельного коллектива, как формы добровольного объединения людей на основе общего интереса, и состоит в диалектическом сочетании коллективных и личных интересов и целей.

Такой подход при анализе учебно-воспитательного процесса в самодеятельном коллективе дает возможность выявить существу- ющие в практике рассогласования между, во-первых, общественными требованиями к художественной самодеятельности как социальному институту, формирующему общественно-значимые качества личности, и целями руководителей коллективов, направленными лишь на получение художественного продукта, во-вторых, между целями руководителя и целевыми установками участника, что в значительной мере снижает как творческие, так и педагогические результаты деятельности коллектива.

Слабая изученность данной проблемы отражается и на процессе подготовки кадров руквводитедеи коллективов, где еще незначительную роль играют компоненты, связанные с накоплением у студентов опыта постановки и решения педагогических целей и задач в конкретной ситуации. То же самое можно сказать о системе повышения квалификации руководителей коллективов.'

Таким образом, проблема исследования процессов постановки и реализации целей как ведущего компонента в выборе оптимального варианта учебно-воспитательного процесса, безусловно, находится в зоне ближайшего развития педагогики культурно-просветительной работы и является весьма актуальной.

Цель исследования: определить педагогические условия обеспечения целенаправленности учебно-воспитательного процесса как важнейшего средства реализации социально-педагогического потенциала художественной самодеятельности в социалистическом обществе.

Задачи исследования: - на основе конкретизации методологических принципов це-леполагания дать анализ целей педагогической деятельности руководителя в учебно-воспитательном процессе самодеятельного коллектива и раскрыть механизм их реализации; исследовать зависимость между целенаправленностью в деятельности руководителя и результативностью учебно-воспитательного процесса; осуществить анализ целей участников коллектива в учебной работе; разработать и экспериментально проверить педагогическую программу, обеспечивающую диалектическое единство целей участников и руководителя и способствующую социально-педагогической результативности учебно-воспитательного процесса в целом.

Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс в разножанровых коллективах художественной самодеятельности.

Предметом исследования стала совместная деятельность руководителя и участников коллектива в процессе постановки и реализации целей учебно-воспитательного процесса.

Основными базами исследования явились: 3X2 коллективов художественной самодеятельности дальневосточного региона и курсы повышения квалификации работников культуры в ряде областей.

Педагогический эксперимент осуществлялся н базе народного коллектива любительской хоровой капеллы городского Дворца культуры г.Биробиджана. В качестве контрольного коллектива был использован народный коллектив академического хора Дома культуры имени А.М.Горького г.Хабаровска.

Исследование строилось, исходя из следующей гипотезы;

I. Целенаправленность учебно-воспитательного процесса в самодеятельном коллективе является ведущим условием его педагогической эффективности.

2. Целенаправленность руководства самодеятельным художественным коллективом предполагает достижение педагогических целей, органично сочетающих общественные требования к художественной деятельности и индивидуальные требования участников. Она обеспечивается совместными действиями руководителя и участников как сознательных субъектов деятельности, субъектов саморазвития, самовоспитания*

3* Уровень культуры целеполагающей деятельности руководителя следует рассматривать как один из критериев оценки педагогической эффективности руководства самодеятельностью.

Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма, в которых всестороннее развитие всех членов общества рассматривается как самоцель общественного развития, а высший тип самодеятельной организации определяется как "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".

Основополагающими документами при выборе конкретних задач исследования стали материалы ХПУ, ХХУ, ХХУІ съездов КПСС, Постановления Щ КПСС и Советского правительства, директивы Июньского (1983 г.), Февральского (1984 г*), Апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, обосновывающие современные требования к совершенствованию воспитательной работы и определяющие роль культурно-просветительных учреждений в развитии социально-культурной активности советских людей.

Методологической основой исследования явилиоь марксистско-ленинские положения: о целенаправленности как самом суще-

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - Соч. 3-е изд., т.4, с.447.

9 ственном моменте сознательной человеческой деятельности; о соотношении необходимости и свобода в сознательной деятельности людей; о диалектике взаимоотношений человека и конкретной социальной группы. Эти положения в различных своих аспектах получили дальнейшую разработку в трудах философов, психоло- 2 3 гов, педагогов.

В ходе исследования были использованы работы советских исследователей: в области эстетического и художественного аос- * Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970; Кодш В.Н. Процесс познания цели. Калинин, 1968; Макаров М.Г. Категория "цель" в марксистской философии и критика теологии. Л., 1977; Трубников Н.Н. 0 категориях "цель", "средство", "результат". М., 1968; Чунаева А.А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение. Л., 1979 и ДР. 2 Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М., 1972; Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М., 1970; Кон И.О. Открытие "Я". М., 1978; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., М., 1977; Якобсон П,М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969 и др. u Крупская Н.К. Главполитпросвет и искусство. - Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1959, т.7, с.85-88; Крупская Н.К. Воспитание. - Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1958, т.2, с.347-368; Шкаренко А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1952; Макаренко А.С. Цель воспитания. - Соч.: В 7-ми т. М., 1951, т.5, с.325-337; Лихачев Б.Т. Цель как объект научного познания. - Сов.педагогика, 1973, й 2, с.47-57.

10 питания (Г.З.Апресян, М,С.Каган, М.Ф.Овсянников, Б.К.Скатер-щиков и ДР.); в области музыкального воспитания и образования СБ.В.Асафьев, А.В.Луначарский, Д.Б.Кабалевский, А.Н.Сохор и ДР.)> работы по психологии музыкального восприятия іА.СВьі-готский, Е.Я.Назайкинский, Б.М.Тешіов).

Особое внимание было уделено исследованиям, определяющим различные аспекты проблемы постановки и реализации целей в самодеятельных художественных коллективах.

Наиболее глубокую разработку эти вопросы подучили в рабо- тах Е.И.Смирновой. Через выявление сущностных характеристик самодеятельного творчеотва и на основе сравнительного анализа целей и задач самодеятельной организации и других педагогических систем, автор отмечает, что извне самодеятельности задаются только конкретно-исторические ориентиры развития личное-ти,, конкретные же задачи и программы работы самодеятельных коллективов формируются внутри самодеятельной организации в зависимости от педагогической ситуации, которая в наибольшей 1 См.: Смирнова Е.И. Методологические вопросы развития самодеятельного художественного творчества в социалистическом обществе. - В кн.: Совершенствование идейно-воспитательной работы клубов. Л., 1980, 0.82-103; Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления. - Б кн.: Педагогические уоловия организации самодеятельного творчества. I., 1982, с.3-12; Теодая и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях: Уч.пособие для студентов культурно-просветительных факультетов институтов культуры, искусств, пед.вузов и университетов. - М.: Просвещение, 1983, о.58-71. степени определяется индивидуальными характеристиками участников. А это значит, что руководитель объединения должен в каждом случае сам моделировать программу знаний и деятельности , которые способны дать педагогические результаты.

Попытка конкретизации целей и задач педагогического процесса в коллективе художественной самодеятельности путем их раняирования на общие, специфические и ситуативные предприня- та в исследовании Т.ВДавровой. В соответствии с требованиями общества определяются основные общие задачи воспитательного процесса в коллективе и, исходя из них, - специфические и ситуативные задачи- театральной самодеятельности.

Сознательно поставленная и квалифицированно разработанная педагогическая цель "цементирует многогранную учебу и самообу-чение в клубном объединении". Такая позиция характерна для многих работ исследователей.

Г.И.Маленкович , исследуя динамику общения участников хорового самодеятельного коллектива под влиянием активизации учебной деятельности, приходит к выводу, что в коллективах, где педагогические цели воспитания и развития личности участника являются центральными в деятельности руководителя, созда- * Лаврова Т.В. Пути повышения эффективности педагогического руководства самодеятельными театральными коллективами.

Л., 1978, с.6-7.

Саоыхов А.В. Педагогический процесс в клубных самодеятельных объединениях. - В кн.: Клубоведение. М., 1980, с»277.

Маленкович Г.й. Динамика общения участников хорового самодеятельного коллектива под влиянием активизации учебного процесса. М., 1974.

12 ются условия для формирования у них чувства удовлетворенности личным участием в работе коллектива, положением в системе взаимоотношений, уверенности в своих возможностях и способностях.

Исследуя пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в самодеятельных хоровых коллективах клубов по музыкально-певческому развитию их участников, В.И.Закутский замечает, что организация учебно-воспитательного процесса в самодеятельности, его содержание,методы и пдаемы обучения могут быть эффективными, если они отражают специфику целей и задач самодеятельного творчества, а не копируют учебный процесс в профессиональных коллективах.

Основной целью учебно-воспитательного процесса в самодеятельном художественном коллективе является, по мнению автора, музыкально-эстетическое воспитание хористов. Изследователь предлагает методику поэтапного формирования музыкально-певческих способностей участников g определением целевой установки каждого этапа*

Наличие ведущей цели, продуманной и понятной членами кол-лектива, ряд исследователей * выдвигает как основное требова-

Закутский В.Й. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в самодеятельных хоровых коллективах клубных объединений по музыкально-певческому развитию их участников. М., 1979.

Сол ом о ник Ф.А. Музыкальный самодеятельный молодежный коллектив как фактор гармонического развития личности.Л.,1977; Каргин А.С. Единство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности. М., 1977. ІЗ ниє, оказывающее влияние на жизнеспособность любого коллектива. Общественная ценность этой цели, степень ее доступности для каждого участника и соответствие его интересам во многом определяют, по мнению «и.А.Соломоника, жизнеспособность коллектива досуга. Автор обращает особое внимание на необходимость совместной выработки цеди в коллективе досуга, на умение руководителя правильно соразмерить свои педагогические цели с целевыми установками коллектива на разных этапах его существования.

Объединение участников коллектива на основе выполнения поставленных перед ними целей В.Ф.Чабанный считает наиболее действенной формой организации ответственной взаимозависимости в самодеятельном коллективе. При этом, замечает автор, руководитель должен ставить перед коллективом реальные цели , уметь вносить необходимые корректировки в иерархию целей. Создание общих целевых установок в коллективе определяется В.Ф. Чабанным как сложнейший момент педагогического управления, в котором определяющей выступает способность руководителя сба-лансировать личные цели участников с интересами общества*

В.И.Плоткин рассматривает в своем исследовании динамику целей педагогического процесса в истории детской театральной самодеятельности, что дает автору возможность охарактеризо- * Соломоник Ф.А. Музыка. Самодеятельность. Коллектив.

М., 1983. о * Чабанннй В.Ф. Пзихолого-педагогические условия управле ния самодеятельным хоровым коллективом. Л., 1976. u Шоткин В.И. Художественно-педагогическая деятельность театрального коллектива подростков. Л., 1981.

14 вать эту динамику как процесс освоения педагогикой художественных особенностей театра как вида искусства, как процесс проникновения самодеятельных начал в различные составляющие театральной деятельности. Цель деятельности коллектива, соответствующую ей атмосферу и определенные нравственные и моральные требования коллектива автор считает необходимыми составными элементами тактики художественно-педагогической деятельности коллектива.

На способность руководителя предвидеть все возможности реализации цели и оптимальные методы обеспечения этой возможности, как необходимого условия управления процессом воспитания в самодеятельном коллективе, обращает внимание Э.А.Куру-лвнко, ограничиваясь при этом только постановкой вопроса.

И.Ю.Гончаров, исследуя пробдемы совершенствования художественной самодеятельности как средства эстетического воспитания трудящихся, обращает особое внимание на необходимость укрепления единства общей цели в самодеятельных коллективах.

В ряде исследований, посвященных проблемам учебно-воспитательного процесса в коллективе художественной самодеятельности, авторы касаются вопроса определения целевых установок педагогического процесса. Так Т.И.Бакланова, указывая на не-

Куруленко Э.А. Развитие творческих способностей подростков в клубе* !, 1981. 2 Гончаров И.Ю. Проблемы совершенствования художествен ной самодеятельности как средства эстетического воспитания трудящихся. М., 1971. 3 Бакланова Т.И. музыкально-образовательная работа в са модеятельном хоре и пути повышения ее эффективности. М.,1979.

15 обходимооть оптимизации учебно-воспитательной работы, исследует музыкально-образовательную работу как существенный компонент учебно-воспитательного процесса в самодеятельном коллективе и основную ее цель видит в том, чтобы средствами музыкального искусства содействовать коммунистическому воспитанию участников хоровой самодеятельности.

Исследуя пути эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности молодежи в процессе обучения в клубных музыкальных студиях, В.Г«Кузнецов определяет группы участников по степени интенсивности их воспроизводящей и творческой активности на различных етапах обучения. Однако, определяя цель каждого этапа, автор во главу угла ставит лишь приобретение определенных навыков и умений.

М.М.Щибаева обращает внимание на целевые установки студийности, связанные преаде всего с формированием ценных общественных и творческих качеств любителя. Воледствии этого, не экспериментально-творческая, а педагогическая направленность (.учебно-воспитательный процесс) выступает определяющим моментом самодеятельной театральной студии.

В исследовании проблемы активизации творческой деятельно-

Кузнецов В.Г. Пути повышения эффективности педагогического руководства процессом формирования творческой активности молодежи. М., 1973. * ІІЬбаева М.М. Педагогические проблемы творческой подготовки участников театральной самодеятельности в условиях студийности. М., 1977. сти участников самодеятельного театра В.С.Казаринов рассматривает воспитательный процесс, направленный на формирование личности участника, как конечную цель режиссера, а работу над пьесой как главное и основное средство его творческой деятельности.

Л.П.Подоба в качестве главной целевой установки рассматривает стимулирование активной жизненной позиции и гармоническое развитие каждого участника. Автор отмечает, что педагогические задачи, решаемые в процессе учебно-репетиционной работы должны быть увязаны в единый педагогический процесс, осуществляемый во всех видах деятельности коллектива.

Анализ исследований показал, что современные авторы единодушно указывают на то, что цель учебно-воспитательной работы в самодеятельных коллективах - максимально способствовать всестороннему гармоническому развитию личности, формированию духовного облика участников, воспитанию качеств в утверждении которых заинтересовано общество. Однако, в названных и ряде других работ вопрос об определении совокупности условий, обеспечивающих целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного коллектива, а значит целенаправленность учебно-воспитательного процесса в целом, еще не ставил-оя. Его выяснение и стало целью данного исследования. х Казаринов B.C. Проблемы активизации творческой деятельности участников самодеятельного театра. М., 1979. 2 Подоба І.П. Самодеятельное художественное творчество в системе формирования общественной активности трудящихся. Л., 1979.

Методика исследования носила комплексный характер и соединила в себе изучение теории вопроса, применение поисково-кон-статирующих методик, проведение оштно-экспериментальнои работы, связанной с изучением процесса постановки и реализации целей в деятельности руководителя коллектива и внедрением специально разработанной педагогической программы в учебно-воспитательный процесс коллективов художественной самодеятельности.

На различных этапах исследования, в частности, были применены: а) анализ материалов социальной паспортизации 312 коллекти вов художественной самодеятельности, перспективных и текущих планов учебно-воспитательной работы 67 коллективов, репертуар ных планов самодеятельных коллективов; б) опрос: 112 руководителей коллективов с целью выяснения их представлений о необходимых умениях руководителя, связанных с постановкой и реализацией целей деятельности;

67 опытных руководителей самодеятельных коллективов для выяснения их представлений о содержательной стороне педагогических целей учебно-воспитательного процесса на различных уровнях их постановки;

307 участников коллективов с целью выявления их отношения к учебной деятельности в коллективе; анкетный опрос 84 участников для сравнительной характеристики коллективов по результатам экспериментальной работы; в) метод психологического измерения - оценивание I рей тинг) , позволяющий экспертам по специально разработанным кри териям оценить деятельность 36 руководителей в процессе учет ной работы и, при последующей обработке данных, выяснить зави симость результативности учебно-воспитательного процесса от

18 уровня целеполагающей деятельности руководителя; г) педагогический эксперимент, включающий непосредственную организацию учебно-воспитательного процеоса в коллективе на основе специально разработанной педагогической программы.

Ведущую роль в исследовании сыграли педагогические методы прямого и опосредованного наблюдения жизнедеятельности самодеятельных художественных коллективов и развития их участников, проводимые автором исследования в течение двадцати лет практической деятельности.

Научная новизна исследования состоит: а) в обосновании положения о том, что основным средством достижения социальных целей в самодеятельных художественных коллективах выступает учебный процесс, включающий в себя во взаимосвази: приобщение участников к наследию духовной куль туры человечества, развитие их творческих способностей и ов ладение технологией деятельности в процессе восприятия, ус воения, исполнения художественных произведений; б) в теоретико-методической разработке основ педагогиче ской стратегии учебно-воспитательного процесса, опирающейся на механизм обеспечения диалектического единства коллективных и индивидуальных целей и интегрирующей в итоге: общественные требования к духовному наполнению свободного времени; природу и опецифику самодеятельного художественного творчества как явления духовной жизни; реально-проявляемые духовно-эстетические интересы и потребности участников.

Практическая значимость исследования оостоит в разработке: методики анализа деятельности руководителя коллектива в процеосе постановки и реализации целей учебно-воспитательной работы; педагогической программы активизации участников самодеятельного коллектива как субъектов учебно-воспитательного процесса; педагогических условий обеспечения целенаправленности учебно-воспитательного процесса в коллективе художественной самодеятельности.

Взводы и рекомендации нашли практическое применение при: а) подготовке кадров руководителей самодеятельных коллек тивов в специальных учебных'заведениях; б) организации переподготовки руководителей в системе курсов повышения квалификации; в) организации учебно-воспитательного процесса в коллек тивах художественной самодеятельности.

Педагогическая программа активизации участников как субъектов учебно-воспитательного процесса положительно оценена научно-методическими центрами народного творчества и культурно-просветительной работы Хабаровского края, Еврейской автономной, Амурской, Сахалинской областей и принята к внедрению в практику деятельности самодеятельных художественных коллективов.

Выводы и рекомендации исследования широко используются в учебном процессе Хабаровского государственного института культуры при разработке курсов "Методика организации самодеятельного творчества" и "Хороведение и методика работы с самодеятельным хором", а также в форме методических рекомендаций по совершенствованию подготовки кадров руководителей коллективов

20 при организации учебной и производственной практики, оптимизации учебного процесса на заочном отделении, в совместной работе выпускающих кафедр института и краевого управления культуры в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки молодых специалистов.

Апробация работы осуществлялась путем выступлений автора на межвузовокой научно-практической конференции (Москва, 1983), Пятой Всероссийской конференции аспирантов вузов культуры и искусства (Саратов, 1984), на научно-практических конференциях Ленинградского (1982, 1984) и Хабаровского (1980, 1981, 1983 ) институтов культуры, на курсах повышения квалификации руководителей самодеятельных коллективов в Хабаровском краевом межсоюзном Доме самодеятельного творчества; проведения опытно-экспериментальной работы по внедрению педагогической программы в практику работы коллективов; опубликований материалов исследования в печати. Работа осуществлялась в рамках комплексной темы ЛГИК им.Н.К.Крупской "Педагогические условия организации самодеятельного творчества".

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Целенаправленность как педагогическая стратегия деятельности руководителя самодеятельного художественного коллектива

Актуальность обращения к изучению вопроса о целенаправленности в деятельности руководителей коллективов художественной самодеятельности определяется, с одной стороны, важностью самой художественной самодеятельности, как сферы социального воспитания участников, ее включенностью в художественно-пропагандистскую работу, адресованную широкой публике, а с другой - тем, что для руководителей, как показывает практика, вопросы постановки целей представляются проблематичными Исследования показывают, что многие руководители затрудняются в определении целей своей деятельности; есть руководители, чью позицию можно определить как нецеленаправленную; руководители ориентирующиеся на цели, неадекватные природе художественной самодеятельности, и такие, которые считают момент определения целей -ненужной формальностью.

На важность цели как непременный компонент любой деятельности указывал В.И.Ленин, говоря о "практической (целеполага-ющей) деятельности", о "целесообразной деятельности человека; Диалектический материализм рассматривает категорию "цель" как особую форму отражения действительности, детерминированную человеческим способом бытия и связанную с проектировочно-творческой деятельностью сознания. Это положение легло в основу понимания советскими философами человеческого отражения мира как сознательного, опережающего отражения, связанного с целями и средствами их достижения.

Цели порождаются и детерминируются прежде всего исторически обусловленными потребностями человека. Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность. В его целях отражается осознаваемая им потребность, которую он может удовлетворять через посредство предметов и явлений материального мира. Таким образом, цель представляет собой как бы двух-плановое отражение действительности: потребности человека и возможности объективного мира их удовлетворить.

Целенаправленность как педагогическая стратегия деятельности руководителя самодеятельного художественного коллектива

Цели учебно-воспитательного процесса

Целостность учебно-воспитательного процесса в самодеятельном коллективе выражается прежде всего в единстве образования и воспитания участников, в единстве обучения художественной деятельности и развития личности участника,то есть в единстве содержательной и процессуальной сторон деятельности. Это единство реализуется через цели самодеятельно-художественного творчества. Возможность этой реализации заложена в самой сущности целей как общефилософской категории,связывающей воедино средства их достижения и полученные на практике результаты.

Цели педагогического процесса в коллективе художественной самодеятельности находятся в общем русле всей воспитательной работы, проводимой нашей партией, государством и социальными институтами. Они определяются прежде всего программными документами КПСС, решениями съездов, Постановлениями пленумов ЦК КПСС. Они вытекают пиз наших общественных нужд, из стремлений советского народа, из целей и задач нашей революции, из целей и задач нашей борьбы". Перед первым в мире социалистическим государством выдвинута цель: построить ком Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Методы воспитания. - Зкн.: Шкаренко А.С. Сочинения, т.4. М., 1951, с.114. мунистическое общество, и одно из качественно новых изменений, происходящих в рамках становления коммунистического строя, состоит в том, что целью развития общества выступает сам человек, всестороннее развитие его способностей, его духовных и физических сил.

В определении главных целей самодеятельного художественного творчества мы исходим из богатейшего наследия классиков марксизма-ленинизма о сущности самодеятельности, директивных документов ЦК КПСС и Советского правительства в области развития сам од еятельного художественного творчества, выводов и положений советских исследователей о назначении и сущности художественной культуры социализма. Высшая цель,высший смысл самодеятельности - реализация сущностных сил человека, и , следовательно, его саморазвитие, самовыражение.

Общественная значимость художественной самодеятельности заключается и в том, что она является средством рациональной организации досуга, способом расширения сферы межличностного общения, наполнения его разумным содержанием, формой художественного образования и воспитания членов самодеятельных коллективов. Однако, все эти функции должны быть подчинены главной и основной - служить средством развития личности участника.

Программа формирования направленности участников в учебно-воспитательном процессе

Разработка и осуществление программы формирования направленности деятельности участника в учебно-воспитательном процессе стала содержанием формирующего эксперимента, осуществленного в условиях самодеятельного хорового коллектива.

Субъективная и объективная ценность исполнительской самодеятельности заключается прежде всего в том, что она максимально развивает способность восприятия искусства, его постижения. Развитие этих способностей делает заключенный в произведениях искусства опыт социальной жизнедеятельности человека личным доотоянием участника, обеспечивая тем самым глубокую интериоризацию им общественных ценностей. Способность постижения искусства формируется в деятельности, в стремлении к обогащению художественными впечатлениями, овладению знаниями умениями и навыками, в мобилизации эмоциональных, интеллектуальных, волевых усилий на достижение целей.

При разработке программы эксперимента мы исходили из важнейшей психологической закономерности, согласно которой эмоции и чувства превращаются в огромную силу становления личности при условии их единства с сознанием

Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях нам сформулировать основополагающий для нашей.программы тезис: эффективное формирование личности участника в процессе усвоения знаний и способов художественной деятельности предполагает такую организацию художественно-познавательной деятельности участников, при которой художественный материал становится предметом активных эмоциональных, мыслительных и практических действий каждого участника.

Основную задачу осуществляемого эксперимента мы видели в формировании целенаправленности деятельности участников в художественно-познавательной деятельности. При этом конечной целью являлось формирование у них художественно-познавательной активности, проявляющейся в стремлении самостоятельно совершенствовать свои знания, способности.

При определении операционально фиксируемых показателей мы сочли возможным проследить динамику формирования художественно-познавательной направленности через проявление таких показателей как интерес, целеустремленность, удовлетворенность и самостоятельность.

Важная составная часть содержания управления учебно-воспитательным процессом участников - воспитание у них положительного отношения к процессу познания, формирование глубоких и устойчивых интересов к искусству.

Похожие диссертации на Целенаправленность в деятельности руководителя и участников самодеятельного художественного коллектива