Содержание к диссертации
Введение
Г л а в а I. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
I. Место учебно-творческой работы в деятельности детского театрального коллектива 20
2. Самодеятельный театральный коллектив и концепция воспитывающего обучения
. 3. Педагогические, требования реализации воспитательного потенциала учебно-творческой работы детского театрального самодеятельного коллектива
Г л а в а II. УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1.*. Изучение участника и формирование первичных интересов в процессе учебно-творческих занятий 84
2. Введение участника коллектива в ситуацию самостоятельного творчества 104
3. Художественное освоение действительности как средство и результат педагогического процесса 144
3 а к л ю ч е н и е 149
Б и б л и о г р а ф и я
- Место учебно-творческой работы в деятельности детского театрального коллектива
- Самодеятельный театральный коллектив и концепция воспитывающего обучения
- Изучение участника и формирование первичных интересов в процессе учебно-творческих занятий
Место учебно-творческой работы в деятельности детского театрального коллектива
При определении места учебно-творческой работы в деятельности детского клубного театрального коллектива и изучении её роли в системе воспитательных влияний занятий на участника коллектива мы основывались на том, что:
- деятельность детского клубного театрального коллектива является педагогическим процессом, организуемым руководителем для реализации творческой активности подрастающего поколения, развития его способностей и формирования социально ценных качеств;
- педагогический процесс в коллективе художественного творчества протекает в форме предметной деятельности, то есть воспитание участника осуществляется на фоне и в процессе предметной деятельности;:
- воспитание участника в коллективе художественного творчества предполагает неодномоментное влияние того или иного мероприятия, той или иной педагогической акции, а длительное, последовательное педагогическое воздействие, организуемое руководителем в соответствии с целями и задачами воспитания и объективными закономерностями, вытекающими из особенностей театрального искусства как предмета деятельности и изучения.
В практике самодеятельных театральных коллективов выработались определенные формы и методы воспитательного влияния как через предмет деятельности, так и через разностороннюю деятельность участников вне предметной системы деятельности и отношений коллектива. Эти две формы воспитания в коллективе художественного творчества составляют систему воспитательных воздействий, от взаимосвязи и скоординированности которых и зависит целостность воспитательных влияний, возникающая в результате организации различных видов деятельности, способствующих более полному удовлетворению участников в творческой, в ценностно-ориентацион-ной, в коммуникативной, в самоорганизации общественной деятельности (художественно-творческая и организационно-культурная деятельность).
Художественно-творческая или предметная деятельность в театральном коллективе представлена тремя основными разделами: учебно-творческая работа, постановка, оформление и показ спектакля. Каждый раздел соответствует тому или иному периоду жизни коллектива и имеет свои предметно-воспитательные задачи, успешное решение которых обеспечивает нормальное функционирование коллектива - особой социально-педагогической системы, имеющей свои стадии становления: от начального формирования до зрелого развития, и предполагающей создание коллектива творческих единомышленников, способных к общественно-полезной отдаче..Отметим, что все три раздела есть и важны всегда, но на разных этапах их удельный вес и содержание меняются и какой-то раздел является ведущим в деятельности коллектива, на базе которого и осуществляется достижение педагогического результата.
Самодеятельный театральный коллектив и концепция воспитывающего обучения
Обучение, как оно рассматривается советской педагогической наукой, является особым видом общественной деятельности, направ -ленной на выполнение социального заказа, где обучение и воспитание выступают как два аспекта единой учебно-воспитательной деятельности, в процессе которой наряду с вооружением ученика знаниями, навыками, умениями идет формирование убеждений, моральных качеств, черт характера. "Процесс обучения в социалистической школе, - написано в "Дидактике средней школы", - является одновременно про -цессом умственного и духовного развития и воспитания. Это разви -вающее обучение. И состоит оно в том, что обучение знаниям и способам деятельности должно идти наряду и одновременно с умственным, нравственным, эстетическим, идейно-политическим, трудовым и физи -ческим воспитанием личности."
В последнее время интенсивность научных исследований в данной области чрезвычайно возросла. Это вызвано необходимостью решать новые, сложные и ответственные задачи, поставленные партией и правительством в области воспитания подрастающего поколения.
Усилиями советских ученых Данилова М.И., Скаткина.М.Н., Ба -банского Ю.К., Лернера И.Я., Лейметса Х.Й., Давыдова В.В., Марковой А.К., Талызиной Н.Ф. и многих других успешно разрабатываются научные основы развивающего, воспитывающего обучения.
В разработке системы научного обоснования и выработке единого подхода к процессу обучения участвуют ученые разных дисциплин: дидактики, теории воспитания и педагогической психологии, что
Обучение содержит два вида деятельности: преподавание -деятельность тех, кто обучает, учение - деятельность тех, кого обучают. Этим обстоятельством объясняется направленность научных исследований, проводимых по данной проблеме: с одной стороны, разрабатывается система оптимизации процесса преподавания, идет апробация способов и методов обучения, ведущих к интенсификации процесса обучения и воспитания; с другой, идет разработка процесса учения: изучаются закономерности учебной деятельности ученика, её строение, исследуются отношения, возникающие в процессе учения, а также те новообразования, которые появляются в психическом и нравственном облике ученика в процессе учения. Эти два направления тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и при решении частных проблем исходят из основновного закона дидактики: "Зі&инство преподавания и учения определяет и организует всю систему дидактических отношений в их конкретных проявлениях."
Изучение участника и формирование первичных интересов в процессе учебно-творческих занятий
Данный этал учебно-творческого процесса в экспериментальном коллективе был связал с разносторонним знакомством: руководителя с уча.стниками коллектива, участника в руководителем, с характером его требований, стилем общения, с деятельностью, которую он собирался осваива.ть, с искусством театра, а также с товарищами по коллективу, вместе с которыми он будет делать первые шаги, в = самостоятельном творчестве.
На данном этапе учебно-творческого процесса мы предполагали, решить ряд предметно-воспитательных задач:
- актизиррвать личность ученика в коллективном творческом процессе и начать отработку правильного творческого самочувствия;
- расширить представления участника о театральном искусстве, о творческой деятельности, сформировать широкий взгляд на свое участие в коллективе;
- выработать начальные этико-эстетические нормы поведения в коллективном творческом процессе.
Анализ литературы, многолетний педагогический опыт позволили, нам предвидеть, что включение ученика в творческую самостоятельную деятельность в учебном процессе будет "сопряжено с рядом трудностей:
I. Слабая психологическая готовность участника к творческой деятельности. Кая показывают данные дифференциальной психологии, напряженность врожденного стремления к активности у каждого человека выражена по-разному, каждый имеет свои личные ресурсы включения в деятельность, в том числе и в творческую. Сегодня, ка.к отмечают многие исследователи, всё чаще встречаются дети, со слабой волей, отсутствием внутренней дисциплины, склонные к прекращению какой-либо самостоятельной деятельности.
Данные исследования Э.А.Куруленко, изучавшей уровни готовности участника к творческой деятельности, показали.; "... для большинства участников художественной самодеятельности наиболее предпочтительным видом деятельности является репродуктивный... Эти участники интересуются быстрым результатом выполнения задания, безынициативны и в ситуации выбора не стремятся выполнять задания творческого характера."
2. Активные возрастные преобразования, происходящие в под ростковом возрасте. Особенности развития этого возраста, выявленные и сформулированные Л.С.Выготским, характеризуются общим подъемом жизнедеятельности, усиленным процессом развития, пробуждением самосознания, но процесс развития этого возрастного периода имеет сложный противоречивый характер и связан с пре одолением личностью ряда диалектических противоречий, суть которых состоит в том, что бурное развитие, происходящее в подростке, не всегда им управляемо и нуждается во всемерной поддержке и стимулировании..
3. Слабая разработанность средств выражения. В театральном искусстве, где творчество публично, неподготовленность психофизического аппарата может не только одерживать рост самостоятельного творчества, но ставит под угрозу сам факт его проявления.
Успешное преодоление этих трудностей при. организации обучения на данном этапе в экспериментальном коллективе мы связывали с верным выбором учебной деятельности, той деятельности, которая позволила бы использовать присущее детям спонтанное стремление к ТЕорческо-игровой деятельности.