Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Кузнецов Анатолий Николаевич

Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе
<
Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецов Анатолий Николаевич. Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Кузнецов Анатолий Николаевич; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства].- Челябинск, 2010.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1203

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты проблемы социо культурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе 17

1.1. Проблема социокультурной самореализации руководителей коллективов народной художественной культуры в контексте их профессиональной социально-культурной деятельности 17

1.2. Особенности применения компетентностного подхода к социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе

1.3. Моделирование процесса социокультурной самореализации бу дущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе 69

Выводы по первой главе 104

ГЛАВА II. Поисково-опытная работа по социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе 107

2.1. Цель, задачи, организация и результаты констатирующего этапа поисково-опытной работы 107

2.2. Реализация структурно-функциональной модели социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе и комплекса педагогических условий .. 133

2.3. Анализ и оценка результатов поисково-опытной работы по социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе 157

Выводы по второй главе 168

Заключение 170

Список используемой литературы 173

Введение к работе

Система высшего образования является неотъемлемой частью социокультурной составляющей современного общества, которая отражает перемены, происходящие на всех уровнях общественной, экономической, политической, духовной жизни страны. И реализуя сугубо образовательные особенности, не может рассматриваться вне тенденций развития современной культуры. Если исследовать образовательный процесс в вузах культуры и искусств, который, с одной стороны, выступает как процесс социализации, с другой - определяет приобщение к культуре, то сформулированное представляется наиболее важным. Образовательный процесс является социокультурным по содержанию и взаимосвязан с социально-культурной внеучебной деятельностью студентов.

Социально-педагогические требования к организации социокультурной среды вуза выдвигают на передний план проблему оказания помощи личности в реализации своих внутренних, индивидуальных возможностей посредством активного включения в деятельность (или самореализации), что сформулировано в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Выполнение данных требований в образовательном процессе вуза культуры и искусств необходимо осуществлять не только через усвоение знаний, умений и навыков, но и в ходе проявления активности личности через создание условий для её самореализации. Следует отметить правомерность и целесообразность рассмотрения проблемы социокультурной самореализации в рамках теории, методики и организации социально-культурной деятельности. Не являются исключением в указанном контексте и будущие руководители коллективов народной художественной культуры.

Народная художественная культура, в свою очередь, представляется одной из сфер реализации общественной практики социально-культурной деятельности (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников). В современных условиях она претерпевает значительные изменения, и на сегодняшний день, не может базироваться только на непрофессиональной основе, как это было ранее (Т.И. Бакланова, А.С. Каргин). Кроме того, исходя из особенностей профессиональной деятельности работников сферы народной художественной культуры, на передний план выдвигаются не только вопросы освоения специфического, социокультурного содержания, но и не разрешенные в должной мере вопросы их самореализации как творческих личностей, педагогов-просветителей и менеджеров.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, социологической литературы, а также источников по социально-культурной деятельности позволяет выделить ряд исходных положений, дающих возможность в значительной степени расширить теоретическое осмысление проблемы социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры.

Вопросы психологических основ самореализации личности отражены в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Е.Е. Вахромова, Л.С. Выготского, Л.А. Коростылевой, А.А. Реана. Проблемы разработки понятия самореализации

в педагогической науке рассмотрены в работах В.В. Серикова, М.В. Ситникова. Анализ творческой самореализации студентов вузов проводился такими учёными, как М.С. Бережная, Е.А. Бурдюжа, О.В. Шелкунова, Л.В. Цурикова и др. Аспекты формирования ценностных установок студентов на творческую самореализацию проанализированы Л.В. Ведерниковой, О.В. Дедюхиной и др.

Эффективным является обращение к работам, в которых освещены вопросы формирования и развития компетентности будущих специалистов (С.Я. Батышев, В.А. Болотов, В.Н. Введенский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.В. Львов и др.); структуры социокультурной компетентности (Г.Э. Белицкая, СМ. Колова, Л.Ю. Круглова, СВ. Пахотина, О.Б. Ховов, С.Э. Чехова и др.); вопросы организации образовательной и социально-культурной деятельности в вузе (Е.А. Бурдюжа, М.Е. Дуранов, В.Е. Новаторов, В.И. Солодухин, Т.К. Со-лодухина, Т.П. Степанова, П.П. Терехов, В.М. Чижиков и др.).

Важное значение для исследования имеют работы в области социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, позволяющие выявить особенности социокультурной самореализации специалистов социокультурной сферы (Т.И. Бакланова, М.Е. Дуранов, А.Д. Жарков, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, B.C. Цукерман и др.).

Учитывая педагогические исследования, в которых достаточно хорошо проработаны частные вопросы самореализации личности (Л.В. Ведерникова, И.С. Кон, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.), следует отметить, что специальных работ по социокультурной самореализации руководителей творческих коллективов явно недостаточно (З.Р. Ажимов, М.Ю. Тихонова, Е.П. Тонконогая и др.).

Оказывается дискуссионным и вопрос практического применения понятий «Народная художественная культура» и «Народное художественное творчество». Так, в настоящее время в профессиональном лексиконе присутствуют и активно используются понятия «Менеджер культуры» (В.Е. Новаторов), «Специалист народной художественной культуры» (А.С Каргин), «Бакалавр народной художественной культуры» (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства), смысл и содержание которых определяются современными требованиями к подобного рода специалистам. Кроме того, понятие «Коллектив народного художественного творчества» зачастую применяется лишь для характеристики любительских коллективов (Т.И. Бакланова, Л.И. Михайлова, B.C. Цукерман). Согласно мнениям, высказанным в работах учёных (А.С. Каргин, В.И. Солодухин), современный уровень развития народных коллективов и требования к данным коллективам, представляется возможным употребление термина «Коллектив народной художественной культуры». Соответственно, в контексте исследования, возможно обращение к понятиям «Специалист народного художественного творчества» и «Руководитель коллектива народной художественной культуры».

Вместе с тем, вопросы методики и организации социокультурной са-мореализациии будущих работников сферы народной художественной культуры, в том числе руководителей творческих коллективов, не нашли

должного отражения в научной литературе и требуют дальнейшего рассмотрения и решения.

Вышесказанное позволяет выделить следующие противоречия:

социально-педагогического характера — между возросшими требованиями общества к специалистам народного художественного творчества, способным сохранять, развивать и транслировать культуру в общество и недостаточно реализованными возможностями вузов культуры и искусств по созданию условий для их социокультурной самореализации;

научно-теоретического характера - между существованием значительного количества исследований, посвященных вопросам личностной самореализации в целом, и творческой самореализации, в частности, и относительно небольшим количеством работ, посвященных вопросу социокультурной самореализации студентов вузов культуры и искусств;

- научно-методического характера - между требованием научно-
методического обеспечения социокультурной самореализации будущих спе
циалистов народного художественного творчества и недостаточной разрабо
танностью условий ее осуществления в социально-культурной деятельности ву
зов культуры и искусств.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в теории и практике социально-культурной деятельности послужили основанием для определения темы исследования: «Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе».

В диссертационном исследовании принято следующее ограничение: социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры исследуется на примере специальности 071301 «Народное художественное творчество» (руководители музыкально-инструментальных, вокально-хоровых коллективов).

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать модель социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе культуры и искусств и комплекс педагогических условий ее реализации.

Объект исследования: процесс социально-культурной деятельности вуза культуры и искусств.

Предмет исследования: социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в условиях социально-культурной деятельности вуза культуры и искусств.

Гипотеза исследования: рассматривая социокультурную самореализацию будущих руководителей Коллективов народной художественной культуры как процесс реализации их индивидуальных знаний, умений, навыков и качеств, направленный на развитие личностного потенциала в целом и предполагающий разработку и реализацию коллективного творческого продукта в сфере народной художественной культуры, мы полагаем, что она будет более успешной, если:

  1. в качестве методологической основы решения проблемы будут использованы деятельностный, компетентностный, социокультурный подходы, позволяющие: рассмотреть сущность и особенности социокультурной самореализации в социально-культурной деятельности будущих руководителей коллективов народной художественной культуры; осуществить моделирование процесса социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры и выявить условия реализации данной модели;

  2. разработанная модель социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры отражает интеграцию ее структурных блоков: мотивационно-целевого, содержательного, функционально-деятельностного, рефлексивно-оценочного;

  3. комплекс педагогических условий реализации модели будет включать:

формирование у студентов установки на социокультурную самореализацию;

реализацию социокультурного аспекта профессиографического принципа в организации учебной и внеучебной работы студентов вузов культуры и искусств;

-реализацию поликультурного принципа в определении содержания социально-культурной деятельности студентов.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. определить степень разработанности проблемы в социально-культурной и педагогической теории и практике и, исходя из особенностей профессиональной деятельности, выявить особенности социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры;

  2. уточнить понятийный аппарат рассматриваемой проблемы, в частности, определить сущность понятия «социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры»;

  3. разработать, теоретически обосновать и внедрить структурно-функциональную модель социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе культуры и искусств и комплекс педагогических условий ее реализации;

  4. разработать и внедрить научно-методические рекомендации по проблеме исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения:

деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.А. Беликов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.Г. Юдин и др.);

компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, А.С. Белкин, Е.А. Гнатышина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, А.П. Марков, А.В. Хуторской и др.);

социокультурного подхода (А.С. Ахиезер, Т.И. Бакланова, М.Е. Дуранов, Н.И. Лапин, А.И. Ракитов, А.П. Марков, Ю.А. Стрельцов, ВЯ. Суртаев и др.);

теории самореализации личности (С.Л. Емельянцев, Л.А. Коростылева, А.Н. Леонтьев, Н.М. Михайлова, А.Л. Реан, Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко и др.);

- исследований самореализации как психологического феномена (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский и др.);

педагогической теории самореализации личности (Е.И. Горячева, В.В. Сериков, М.В. Ситникова, О.В. Шелкунова и др.);

теории социально-культурной деятельности как основы развития творческой самореализации студента (А.И. Арнольдов, М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Б. Крылова, В.Е. Новаторов, В.М. Рябков, В.И. Солодухин, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.В. Туев, Г.Л. Тульчинский, П.П. Терехов, BJvL Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.);

теории культуры, истории и теории народной художественной культуры (Т.И. Бакланова, А.С. Каргин, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев, Л.И. Михайлова, Т.К. Солодухина, А.Я. Флиер, К.М. Хоруженко, B.C. Цукерман и др.);

теорий о развитии социокультурной компетентности специалиста (Г.Э. Белицкая, В.Н. Введенский, М.Е Дуранов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Исаев, В.А. Наперов, О.Б. Ховов, А.В. Хуторской и др.)

теории и методики профессионального образования, личностного развития и профессионального становлении конкурентоспособного специалиста (А.С. Белкин, С.Я. Батышев, В.Л. Бенин, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, B.C. Лед-нёв, А.М. Новиков, А.Е. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.);

теорий социокультурной и профессиональной подготовки музыкантов (Э.Б. Абдуллин, Л.А. Безбородова, И.С. Букреев, Б.Ф. Смирнов, Л.И. Шутова, И.И. Щедрин и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические — изучение и анализ философской, культурологической, педагогической, социологической литературы, источников по социально-культурной деятельности по проблеме исследования, нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, периодизация, теоретическое моделирование;

эмпирические - обобщение опыта практической деятельности, интервьюирование, тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение, методы математической и статистической обработки, анализ статистических данных и содержательная интерпретация результатов поисково-опытной работы.

Теоретико-методологические основы и поставленные задачи определили ход исследования, осуществляемый в три этапа с 2007 по 2010 годы.

Первый этап - констатирующий (2007 - 2008 гг.). Осуществлялся анализ научно-теоретической литературы, нормативно-правовых документов, формировался опыт по решению проблемы социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузах культуры и искусств, обобщался опыт социально-культурной деятельности. Это позволило выявить проблему, определить цель, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи и наметить пути их решения. Одновременно был уточнен понятийный аппарат исследования, разработана структурно-функциональная модель социокультурной самореализации и проведен началь-

ный срез уровня социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры.

Второй этап - формирующий (2008 - 2009 гг.). Разрабатывался комплекс педагогических условий реализации модели социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры, анализировались ход и результаты констатирующего этапа поисково-опытной работы, осуществлялось внедрение данных условий в образовательный процесс Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Третий этап - обобщающий (2009 - 2010 гг.). Анализировались и обобщались итоги теоретико-поискового исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных данных. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в обосновании возможностей социокультурной самореализации на теоретическом и прикладном уровнях и проявляется в нижеследующем.

1. Выявлены особенности социокультурной самореализации будущих ру
ководителей коллективов народной художественной культуры в вузе, учиты
вающие специфическую направленность самореализации, а также позволяю
щие процессуально и содержательно соотнести ее с дальнейшей профессио
нальной деятельностью специалистов:

социокультурная самореализация осуществляется посредством включения будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в социально-культурную деятельность вуза культуры и искусств;

готовность к социокультурной самореализации специалистов обеспечивается развитием их социокультурной компетентности.

  1. Разработана и апробирована структурно-функциональная модель социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе культуры и искусств.

  2. Выявлен и проверен комплекс педагогических условий эффективной реализации структурно-функциональной модели социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе:

формирование у студентов установки на социокультурную самореализацию;

реализация социокультурного аспекта профессиографического принципа в организации учебной и внеучебной работы студентов вузов культуры и искусств;

реализация поликультурного принципа в определении содержания социально-культурной деятельности студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в обосновании продуктивности решения проблемы социокультурной
самореализации будущих руководителей коллективов народной художествен-

ной культуры на теоретико-методологическом уровне, что открывает возможности для дальнейших исследований;

в определении сущности и особенностей профессиональной деятельности руководителей коллективов народной художественной культуры и подтверждении се значимости для социокультурной самореализации;

в расширении терминологического поля проблемы за счёт авторской трактовки понятий «социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры», «социокультурная компетентность руководителя коллектива народной художественной культуры».

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- обоснованы и практически апробированы инновационные формы и мето
ды социокультурной самореализации: проблемно-культурологическое изложение
материала, интерактивная лекция, проблемные социокультурные ситуации;

-разработаны и внедрены в практику подготовки студентов научно-методические рекомендации, которые включают дидактические материалы, критериально-оценочный инструментарий, позволяющий определить степень социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе;

разработан и апробирован курс по выбору студентов «Менеджмент в сфере культуры и искусств», способствующий развитию социокультурной компетентности будущих руководителей коллективов народной художественной культуры как готовности к социокультурной самореализации;

материалы настоящего исследования могут быть использованы в практике организации социально-культурной деятельности студентов вузов культуры и искусств, при создании курсов по выбору студентов, а также в системе курсов повышения квалификации работников социально-культурной сферы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечивается применением системных исследований на основе философских, психологических, педагогических и методических источников, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, выбором методов, адекватных предмету и задачам исследования; воспроизводимостью полученных данных; обработкой результатов поисково-опытной работы методами математической статистики; поисково-опытной проверкой гипотезы в условиях реальной деятельности вузов; повторяемостью полученных результатов; реализацией методических материалов исследования в педагогической практике и их положительной оценкой.

Исследование проводилось на базе Челябинской государственной академии культуры и искусств. В поисково-опытной работе бьши задействованы преподаватели, студенты 2-4 курсов специализаций музыкально-педагогического факультета: «Народное хоровое пение», «Оркестр народных инструментов», «Эстрадно-оркестровое творчество». На констатирующем этапе количество участников составило 139 человек, на формирующем - 72 человека.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе участия:

-в ежегодном международном научно-творческом форуме «Молодежь в науке и культуре XXI века» (г. Челябинск, 2007 - 2010 гг.), в региональных и всероссийских олимпиадах аспирантов (гг. Санкт-Петербург, Челябинск, 2009 г.), а также теоретического доклада на форуме молодых исследователей по педагогическим специальностям Северо-Запада России (г. Санкт-Петербург, 2009 г.);

-в международных, всероссийских, региональных, межвузовских, внут-ривузовских конференциях, форумах (тт. Астана, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Магнитогорск, Саранск, Тамбов, Ханты-Мансийск, 2007 - 2010 гг.);

- в областном научно-практическом семинаре «Педагогические исследования в профессиональном образовании: состояние, проблемы, перспективы» (г. Челябинск, 2010 г.) и ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Челябинской государственной академии культуры и искусств (г. Челябинск, 2007 - 2010 гг.).

Материалы диссертационного исследования используются в образовательном процессе Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 16 публикациях автора.

На защиту выносятся нижеследующие положения.

  1. Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры - это процесс реализации их индивидуальных знаний, умений, навыков и качеств, направленный на развитие личностного потенциала в целом и предполагающий разработку и реализацию коллективного творческого продукта в сфере народной художественной культуры.

  2. Методологическим основанием решения проблемы социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе являются основные положения деятельностного, компе-тентностного и социокультурного подходов.

  3. Особенности социокультурной самореализации учитывают специфическую направленность самореализации, а также позволяют процессуально и содержательно соотнести ее с дальнейшей профессиональной деятельностью специалистов народного художественного творчества:

социокультурная самореализация осуществляется посредством включения будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в социально-культурную деятельность вуза культуры и искусств;

готовность к социокультурной самореализации специалистов обеспечивается развитием их социокультурной компетентности.

4. Структурно-функциональная модель социокультурной самореализации
будущих руководителей коллективов народной художественной культуры, обу
словленная социальным заказом на обучение специалистов народного художе
ственного творчества и требованиями социокультурной практики, отражающая
целостный образовательный процесс, базирующийся на учебной и внеучебной
социально-культурной деятельности студентов; в структуре модели интегриро
ваны следующие блоки: мотивационно-целевой, содержательный, функцио-
нально-деятельностный, рефлексивно-оценочный.

5. Эффективность реализации предложенной структурно-функциональной модели социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в социально-культурной деятельности вуза культуры и искусств обеспечивается комплексом педагогических условий: формирование у студентов установки на социокультурную самореализацию; реализация социокультурного аспекта профессиографического принципа в организации учебной и внеучебной работы студентов вузов культуры и искусств; реализация поликультурного принципа в определении содержания социально-культурной деятельности студентов.

Структура диссертации соответствует логике раскрытия темы исследования и включает введение, две главы, заключение и список литературы, содержащий 237 наименований, в том числе, 3 на иностранном языке. Кроме текстовых материалов в работу включены таблицы, рисунки, диаграммы, отражающие основные положения и результаты исследования.

Проблема социокультурной самореализации руководителей коллективов народной художественной культуры в контексте их профессиональной социально-культурной деятельности

Проблема социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры многоаспектна и требует анализа не только с философских, культурологических, психологических, педагогических, социокультурных позиций, но и с точки зрения ее соотнесения с профессиональной социально-культурной деятельностью. Проблема самореализации личности стала предметом изучения философии, педагогики, психологии, социологии, этики, искусствоведения, синергетики, социально-культурной деятельности. Однако до сих пор не сформировано единого мнения по определению данного понятия.

В «Толковом словаре» СИ. Ожегова, Н.Ю. Шведовой «самореализация» представлена двумя составляющими: - «само» - направленность действия на самого себя; - «реализация» - осуществление, исполнение какого-либо плана, идеи [146, с. 670]. Из этого можно понять, что самореализация определяется как осуществление какой-либо идеи, направленной на самого себя.

В философии самореализация трактуется как «потребность, форма и результат активности развитой личности, ее вклад во всеобщий культурно-исторический процесс обмена сущностными силами между индивидами, выступающий условием развития человека» [205, с. 322].

В психологии самореализация рассматривается как психологический феномен: Ю.А. Геневарева, С.Л. Емельянцев, СИ. Кудинова, А.Н. Леонтьев, Н.М. Михайлова, Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко и др.

Данный феномен определяется по нескольким основаниям. Так Л.А. Коростелва понимает самореализацию, как «осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (близким и дальним окружением), социумом и миром в целом» [105, с. 18]. Ю.А. Генварева понимает ее как одну из высших потребностей человека, «направленную на реализацию своих сил и способностей, постоянный рост своих возможностей, на повышение качества своей деятельности посредством собственных усилий» [51, с. 312]. Самореализация по мнению СИ. Кудинова представляет собой «совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза» [114]. По мнению исследователей (Е.И. Горячева, В.В. Сериков, М.В. Ситни-кова, О.В. Шелкунова) самореализация в педагогике определяются как: 1) наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей; 2) одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности (является результатом воспитания личности); 3) система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самовнушением, самоубеждением, самоприказом, самопринуждением и т.д.

В контексте проблемы саморазвития личности педагоги-исследователи рассматривают самореализацию как: -значимый критерий ее развития и становления (Н.Б. Крылова, Р.А. Литвак); - доминанту в развитии личности (Г.К. Селевко, И.С. Якиманская); - существенный признак духовно-практической деятельности, в результате которой развивается индивидуальность личности (В.В. Сериков); - качество зрелой личности, составляющее ядро «Я» - концепции (С.Л. Емельянцев).

Самореализация опосредуется, во-первых, в личностных особенностях, которые позволяют реализовать себя, во-вторых, в сознательной целенаправленной деятельности [75]. Самореализация личности человека в течение всей жизнедеятельности с пользой для себя и для общества обусловлена следующими признаками: - проявление активности в значимых для человека сферах жизнедеятельности и взаимоотношений; - признание человека личностью, имеющей потребность в самоутверждении и самовыражении; - развитие и саморазвитие на протяжении всего жизненного пути; - созидание личностью объектов материальной и духовной культуры и организация личностных вкладов в развитие и становление других людей; - наличие способности к творческому созиданию [38]. Самореализация проявляется через труд, работу и общение (И.С. Кон).

В культурологии самореализация личности рассматривается как развитие способности к труду, познанию, творчеству и общению на основе овладения историческим наследием мировой и отечественной культуры, воспитания и образования [85]. «Самореализация личности осуществляется через принадлежащие культуре механизмы обмена свойств, явлений и состояний между человеком и миром. В этом процессе, через динамику развития, совершенствования, преображения раскрываются, развиваются, разворачиваются существенные для человека и мира свойства, стороны, взаимоотношения» [40].

Самореализация в теории социально-культурной деятельности определяется как «непрерывный процесс развития человека посредством различных видов творческой деятельности, как индивидуальный инструмент развития личности» [36, с. 14]. Данное развитие возможно обеспечить в полной мере в социально-культурной деятельности вуза культуры и искусств, которая, в свою очередь, рассматривается нами как поле будущей профессиональной деятельности специалистов народного художественного творчества (далее - НХТ).

Особенности применения компетентностного подхода к социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе

Готовность к социокультурной самореализации обеспечивается наличием социокультурной компетентности.

На сегодняшний день компетентностный подход является доминирующим при определении направлений модернизации образования и используется при определении содержания образования, о чем свидетельствует анализ ГОС ВПО. Среди множества исследований компетентностного подхода, заслуживают внимания работы В.И. Байденко, А.С. Белкина, Е.А. Гнатышиной, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, И.И. Ильясова, А.П. Маркова, А.В. Хуторского. Важным в контексте нашего исследования является обращение к работам, посвященным вопросам личностного развития и профессионального становлении конкурентоспособного специалиста: B.C. Леднев, A.M. Новиков, А.Е. Сериков и другие.

В понимании исследователей данный подход определяется как: - «вид содержания образования, который не сводится к знаниево ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей компетенций» [35, с. 10]; - «способность человека действовать в разных проблемных ситуациях» [146, с. 113].

Основные положения ком петентностнго подхода включают: - смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственных опыт обучаемых; - содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем; - смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения проблем, составляющих содержание образования; - оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых на определенном этапе обучения [23].

Как отмечает Е.Е.Федотова, «компетентностный подход в образовании - система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развития универсальных способностей учащегося, при этом обязательным являются: соответствие социально-культурным по требностям общества; ориентация на возрастные особенности учащихся; соблюдение принципов деятельностного подхода в образовании; ориентация на развитие мотивационно-личностной сферы. Компетентностный подход в образовании изменяет целеполапшие обучения и оценивания, делает их направленными на достижение ре ультатов» [204, с. 48].

По мнению Э.Ф. Зеера данный подход предполагает ориентацию на повышение качества образования специалистов. Он видит сущность данного подхода в приоритетной ориентации на важнейшие векторы образования, такие как обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности (в том числе самореализации) [80].

Решение проблем развития социокультурной компетентности в рамках выделенного подхода предполагает ориентацию на повышение уровня знаний, умений, навыков, отдельных качеств специалиста (компетенций), способствующих эффективной самореализации в социально-культурной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что, в разное время и на разных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о личности педагога с точки зрения его профессионально значимых качеств, различного рода комплекса способностей, знаний, умений и навыков. Однако о компетентности специалиста, как педагогической проблеме в нашей стране заговорили лишь с конца 80-х годов XX столетия. В числе важнейших исследований по обозначенной проблеме можно выделить работы М.Е. Дуранова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.А. Исаева, В.А. Кальней, Н.В. Кузьминой, В.А. Наперова, П.П. Терехова, СЕ. Шишова и других исследователей.

Чтобы определить сущность понятия «социокультурная компетентность», необходимо обратиться к таким базовым понятиям, как «компетентность», «компетенция», «профессия», «культура». К тому же, что бы понять сущность явления, необходимо четко разграничить понимание «компетентности» и «компетенции». Неоднозначность толкования понятия «компетентность» делает актуальным вопрос рассмотрения его с точки зрения различных аспектов.

Истоки компетентногостного подхода в образовании некоторые исследователи видят в греческом понятии «atere», которое ввел Аристотель, при этом подразумевая: «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» [55, с. 13]. Однако прошло много лет, прежде чем ученые определили эту черту личности, как «компетентность».

В разных языках мира понятия компетенция и компетентность обозначаются одной лексической единицей: competence (франц.), kompetenz (нем.), competenza (итал.), competencia (исп.) [55]. В английском языке для обозначения используются различные термины «competence» и «competency». Однако они являются синонимами, что создает определенную путаницу в связи с их непоследовательным использованием.

Зарубежные исследователи проблем компетентности используют понятие competence («компетентность») применительно к функциональным областям и competency («компетенция») к поведенческим областям. Данные определения доминируют в литературе по стратегии управления с 90-ых годов. В продолжение авторы говорят, что понятие «competency» используемое в Америке, дополняет понятие «competence», используемое в профессии-ональных стандартах Соединенного королевства. Д. Бергойн подобным образом различает «быть компетентным» (соответствовать требованиям работы) от «наличие компетенций» (обладать определенными признаками для того, чтобы выполнять работу со знанием дела) [236].

В энциклопедическом словаре Большой Советской энциклопедии компетентность определяется как осведомленность, авторитетность - круг вопросов,, явлений в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [100].

Согласно словарю русского языка С. Ожегова термин компетентность (от лат. competens - соответствующий, способный) имеет два значения: 1) знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области специалист. 2) обладание компетенцией

В свою очередь компетенция в том же словаре определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён [146, с. 289].

На основе анализа работ Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Л.В. Львова нами выделена периодизация становления понятия «компетентность», и выработки компетентностного подхода в образовании.

Первый этап (1952-1970 гг.). В этот период в научный аппарат вводятся базовые категории «компетентность», «компетенция». Считается, что в 1959 году Р. Уайт в статье «Пересмотр мотивации: понятие компетентности» ввел в обращение понятие «Компетентность» для того, чтобы описать те особенности индивидуальности, которые наиболее тесно связаны с «превосходным» выполнением работы и высокой мотивацией. Он определил компетентность как «эффективное взаимодействие человека с окружающей средой, утверждая, что существует «компетентностная мотивация» в дополнение к компетенции как «достигнутой способности» [Цит. по 236, с. 4].

Однако в работах ученых по данной проблеме говорится, что уже в «Кратком словаре иностранных слов» 1952 года можно найти определение понятия «компетентный» (лат. competens, competentis надлежащий, способный) - «знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [81, с. 4]. Кроме того, термин «компетенция» в 1956 году был приведен в толковом словаре «Webster» [127].

Цель, задачи, организация и результаты констатирующего этапа поисково-опытной работы

Теоретическое осмысление проблемы социокультурной самореализации, разработанная структурно-функциональная модель и педагогические условия, позволили нам перейти к организации и проведению поисково-опытной работы по социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов НХК в вузе.

В психолого-педагогической литературе принято различать понятия «опытная работа» и «педагогический эксперимент». A.M. Новиков опытную работу определяет как «метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результатов и с последующей их проверкой и оценкой» [144, с. 4]. Эксперимент же трактуется как «общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях» [144, с. 7].

Из этого понятно, что опытная работа и эксперимент отличаются, в первую очередь, по масштабу. Так, в экспериментальную работу может быть включено отдельное учебное заведение, которое осуществляет свою деятельность по заранее разработанному плану. Опытная работа в этом плане отличается тем, что в уже действующие рамки вводится что-то новое и это новое обязательно направлено на получение положительного результата.

На основе анализа работ В.В. Краевского можно понять, что под опытной работой понимается метод исследования и получения эмпирического материала для последующего обсуждения. Опытная работа есть научно организованный опыт в целях получения результата, подтверждающего или опровергающего научную гипотезу. Во время данной работы осуществляется управление ходом опыта, его контроль, регулирование. Поисковая работа всегда предполагает получение каких-либо новых научных результатов. Как указьшает В.В. Краевский, опытно-поисковая работа позволяет ускорить проверку предложений, гипотез, добыть доказательства эффективности идей, положений [109].

Говоря о сущности поисково-опытной работы, М.Е. Дуранов утверждает, что данный вид работы в педагогике выступает как процесс и как результат инновационной деятельности. К числу важнейших особенностей таковой он относит: - проектирование инновационного подхода к решению той или иной проблемы, отличной от общепринятой; - создание новых технологий формирования профессиональных компетенций; - оптимизация педагогического процесса подготовки специалиста, развитие творческого потенциала; - развитие познавательной активности студента; - развитие рефлексивной сферы, обеспечивающей саморазвитие творческих сил личности [68].

Кроме того, ученый утверждает, что опыту всегда предшествует поиск, поэтому будет логичнее употреблять термин «поисково-опытная работа» [68]. Мы в полной мере согласны с данным положением, так как все перечисленные особенности отражают сущность проделанной нами работы.

Исходя из вышесказанного, мы сознательно избегали определения «экспериментальная работа», руководствуясь при этом следующими положениями: - проделанная работа предполагала лишь введение новых методов, в дополнение к уже применяющимся в образовательном процессе вуза культуры и искусств специальности «Народное художественное творчество»; - малочисленность групп, в которых проводилась работа, что не позволяет говорить нам о масштабности работы; - работа велась без учета тендерных особенностей состава групп (данное условие исследователи включают в число требований проведения педагогического эксперимента); - в ходе работы учитывался опыт нашей собственной социально-культурной деятельности в учреждениях социокультурной сферы; - осуществлялась максимально возможная включенность студентов в концертно-творческую работу и проектную деятельность, в результате чего каждый из участников приобретал опыт собственной профессиональной социально-культурной деятельности.

Однако в процессе организации и проведения поисково-опытной работы учитывались, следующие особенности, выделенные Ю.К. Бабанским: а) преднамеренное внесение в процесс изменений в соответствии с за дачей исследования и гипотезой; б) организация педагогического процесса, позволяющая видеть связи между изучаемыми явлениями без нарушения его целостного характера; в) глубокий качественный анализ и более точное количественное изме рение как введенных в педагогический процесс новых или видоизмененных компонентов, так и результатов всего процесса [16]. При проведении поисково-опытной работы мы опирались на предмет нашего исследования и требования, необходимые для ее эффективного осуществления, которые сводятся к: 1) предварительному анализу проблемы; 2) тщательному анализу теоретических и практических наработок по теме исследования; 3) уточнению гипотезы в ходе исследования; 4) точной формулировке задач исследования; 5) разработке объективных критериев и оценки результатов работы. Учитывая общие требования к проведению поисково-опытной работы, а также опираясь на теоретико-методологическую базу исследования (дея-тельностный, компетентностный, социокультурный подходы), мы разработали программу поисково-опытной работы по социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов НХК.

Педагогическая цель нашей поисково-опытной работы заключается в развитии исходного уровня социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов НХК на основе внедрения в образовательный процесс модели при соблюдении педагогических условий, необходимых для ее реализации.

Исходя из цели исследования, мы выдвинули гипотезу поисково-опытной работы: социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов НХК в социально-культурной деятельности вуза культуры и искусств предположительно обеспечивается реализацией структурно-функциональной модели и педагогических условий, разработанных на основе выдвинутых нами методологических подходов. На основании гипотезы исследования мы определили следующие задачи поисково-опытной работы: 1) определить исходный уровень социокультурной самореализации -будущих руководителей коллективов НХК; 2) определение этапов поисково-опытной работы; 3) проверить структурно-функциональную модель социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов НХК и педагогические условия ее реализации; 4) оценить информативность и валидность выбранных тестов, а также проверить возможности их использования в соответствующих условиях; 4) обработать полученные данные путем теоретического анализа и методов математической статистики, сделать соответствующие выводы.

Реализация структурно-функциональной модели социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе и комплекса педагогических условий

Анализ результатов констатирующего этапа поисково-опытной работы показал, что уровень социокультурной самореализации студентов находится на низком уровне. В то же время, осознанность выбора специальности при поступлении в вуз, говорит о желании в получении системных знаний по осуществлению профессиональной деятельности и реализации своих внутренних способностей. Данное положение позволило нам перейти к вопросу рассмотрения методической работы по социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов народной художественной культуры.

Выявленный в первой главе комплекс педагогических условий реализации структурно-функциональной модели позволяет говорить об ее эффективности лишь при использовании соответствующих методов. Рассмотрение процессуальных особенностей введения в образовательный процесс выделенных условий и их реализация, определили логику изложения материала параграфа.

Решение поставленной проблемы заключается не в изолированном подборе отдельных методов, а в комплексном подборе методических рекомендаций для каждого выделенного нами условия, и построении определенной методики.

Проводимая нами методическая работа включает в себя: конкретную цель, принципы, методы, приемы, формы и средства, позволяющие достичь конечной цели - повышение уровня социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов НХК в социально-культурной деятельности вуза культуры и искусств.

При выборе конкретных методов и их сочетании мы определили, что они зависят от: - содержания процесса обучения на уровне учебных планов; - уровня подготовленности студентов; - целей обучения в вузе культуры и искусств; - содержания внеучебной работы; - практики социально-культурной деятельности.

Разработанная нами методика реализации структурно-функциональной модели социокультурной реализации, как и любая другая, основана на ряде принципов, в числе которых мы выделяем: междисциплинарности, этапно-сти, творческой активности личности, функционально-организационного единства в обеспечении процесса социокультурной самореализации. Суть методики сводится к тому, что применяемые методы расширяют и углубляют как теоретические знания в области осуществления основных видов деятельности будущих руководителей коллективов НХК, выделенных нами в первой главе, так и практического применения знаний, умений и навыков в практической социально-культурной деятельности.

На основе анализа Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования специальности «Народное художественное творчество» мы можем сделать вывод, что социокультурная самореализация обеспечивается как за счет реализации учебных планов ГОС ВПО, так и в ходе внеучебной работы и социально-культурной деятельности студентов.

Комплекс педагогических условий реализации структурно-функциональной модели, выявленный нами в теоретической части исследования, предполагает целенаправленное постепенное воздействие на студента с целью повышения уровня его социокультурной самореализации.

Реализация первого педагогического условия формирование у студентов установки на социокультурную самореализацию строилась с соблюдением принципа этапности.

Формирование установки осуществляется через последовательные взаимосвязанные этапы. На каждом из них решается свой круг задач, обусловливающий выбор средств, методов, приемов воздействия, форм организации занятий и определяющих характер социально-культурной деятельности будущих руководителей коллективов НХК.

При реализации данного условия нами выделены следующие традиционные методы и формы, реализация которых в ходе исследования доказали свою состоятельность: проблемно-культурологическое изложение учебного материала и создание проблемных социокультурных ситуаций, дискуссии и беседы о социальной значимости профессии, метод «ситуации успеха», деловая игра, тренинг межкультурной коммуникации, эвристический метод.

Отмеченные формы и методы применяются в контексте определенного дидактического материала и используются в соответствии с целями, функциями и содержанием учебных планов. Начальный этап формирования установки предполагает: 1) создание теоретико-методологических предпосылок формирования установки на социокультурную самореализацию; 2) формирование устойчивого интереса к сфере будущей профессиональной социально-культурной деятельности; 3) активизация самостоятельной работы студентов; 4) управление развитием установки на социокультурную самореализацию. На технологическом этапе формирования установки решаются следующие задачи: 1) освоение основных видов деятельности руководителей коллективов НХК, выделенных нами в первой главе; 2) переоценка значимости социально-культурной деятельности для социокультурной самореализации будущих руководителей коллективов НХК; 3) формирование рефлексивных навыков. На заключительном этапе происходит: 1) закрепление основных способов осуществления профессиональной социально-культурной деятельности; 2) совместное решение управленческих задач; 3) развитие сферы личностных, профессиональных и социальных ориентации; 4) проектирование собственного развития, в рамках развития основных компетенций.

Обозначенные этапы формирования установки с учетом проблемы исследования, определили суть изменений, вносимых в организацию учебного процесса и сопутствующей внеучебной социально-культурной деятельности специальности «Народное художественное творчество». В числе предметов, на которых в большей степени происходило формирование установки можно выделить: «Дирижирование», «Оркестровый класс», «Хоровой класс» «Методика работы с оркестром русских народных инструментов», «Методика работы с хоровым коллективом». Например, по практическому предмету «Дирижирование» мы использовали диспут по проблемам управления творческим коллективом; на занятиях «Оркестрового класса», «Хорового класса» практиковалось создание проблемных ситуаций, в которых при самостоятельной подготовке концертной программы, студентам искусственно предлагались такие ситуации, которые они должны были решать сообща и по отдельности. Лекционный курс «Методика работы с оркестром русских народных инструментов» обогащался за счет посещения студентами различных концертов, а также путем анализа деятельности ведущих музыкальных коллективов. Все это способствовало овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, и формированию установки социокультурную самореализацию.

Похожие диссертации на Социокультурная самореализация будущих руководителей коллективов народной художественной культуры в вузе