Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки формирования имиджа педагога - хореографа 13
1.1 . Формирование имиджа педагога-хореографа в теории и практике педагогики: генезис и современное состояние проблемы 13
1.2. Технологический подход к проектированию модели формирования профессионального имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры 42
1.3. Комплекс педагогических условий эффективного формирования профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов в вузе культуры 70
Выводы по первой главе 102
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов в вузе культуры 104
2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 104
2.2. Педагогические условия реализации модели формирования профессионального имиджа будущих педагогов - хореографов 127
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по эффективности формирования профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов в вузе культуры 153
Выводы по второй главе 168
Заключение 169
Список литературы
- Формирование имиджа педагога-хореографа в теории и практике педагогики: генезис и современное состояние проблемы
- Технологический подход к проектированию модели формирования профессионального имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры
- Педагогические условия реализации модели формирования профессионального имиджа будущих педагогов - хореографов
- Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по эффективности формирования профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов в вузе культуры
Введение к работе
Актуальность исследования Высшее профессиональное образование занимает сегодня ведущее место среди основных структур системы подготовки кадров. Происходят изменения в содержании образования, системе ценностей социально-культурной деятельности. В этой связи актуализируется проблема формирования профессионального имиджа будущего педагога - хореографа, что обусловлено теоретическими и практическими задачами совершенствования профессиональной деятельности специалиста нового типа, ориентирующегося в современном мире, где самореализация в профессии является постоянной потребностью личности. От современных специалистов требуется высокий уровень активности, самостоятельности, гибкости, нестандартности мышления, общей и профессиональной культуры.
Введение таких специальностей, как педагог - хореограф, выделение основных и дополнительных специальностей, установленных государственным стандартом, разработка и внедрение в образовательную практику программ по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств, различных методических разработок для хореографических коллективов, кружков предъявляют повышенные требования к специалистам в области культуры. Все это определяет значимость педагогической подготовки выпускников вуза. Однако формированию профессионального имиджа педагога - хореографа на практике уделяется недостаточно внимания, что настоятельно выдвигает на первый план разработку механизма реализации данного процесса в практике работы высших учебных заведений. Это положение предъявляет особые требования к преподаванию психолого-педагогических дисциплин, составляющих основу личностного развития и целенаправленной подготовки молодого специалиста к будущей профессионально-педагогической деятельности (В.И.Андреев, А.Г.Асмолов,
4
Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, Б.П.Битинас, М.И.Дьяченко,
В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина и др.).
Процесс формирования профессионального имиджа педагога - хореографа осложняется тем, что в современных условиях его становление осуществляется в ситуации социальных, экономических перемен. Модернизация социальных структур системы основного и профессионального образования, трансформация общественных идеалов и ценностей задают новые параметры профессионального становления специалиста, предъявляя повышенные требования в формировании новых моделей социального поведения, конструировании персональной системы ценностей и идентификационных структур личности.
Ценность формирования имиджа педагога-хореографа обусловлена тем, что в рыночных условиях позволяет специалисту быть востребованным; обеспечивает эмоционально-творческое взаимодействие педагога-хореографа с обучающимися в процессе профессиональной и социально-культурной деятельности; духовно наполняет профессиональное исполнение или показ; укрепляет стремление к самосовершенствованию; способствует самореализации, снимает профессиональный стресс, комплексы и т.п.
Изучение образа личности в российской психологической науке имеет давнюю традицию, в развитие которой внесли вклад такие ученые, как Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, П. К. Анохин, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, обосновавшие идеи развития личности, роль социальной среды в процессе ее становления, самореализацию ее в процессе субъект-субъектного взаимодействия.
В аспекте профессиональной педагогики для нас важными являются работы СИ. Архангельского, Ю. М.Забродина, Н.П.Капустина, В.С.Леднева, В.В.Серикова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. Раскрыты теоретические подходы к развитию адаптивной образовательной системы в исследованиях Н.Н. Бояринцева, С.Н. Митина, П.И. Третьякова и др.
5
Однако в психолого-педагогической литературе, в практике
_ профессиональной подготовки специалистов нет единого подхода к
решению интересующей нас проблемы формирования профессионального
имиджа студентов, будущих хореографов, что позволило выделить
противоречия:
- между возросшей потребностью общества и его социокультурной сферы
в высококвалифицированных, ориентированных на самореализацию в
профессии специалистах и не достаточной разработанностью понятия
профессионального имиджа специалистов социокультурной сферы в
педагогической теории и практике;
- между необходимостью формирования имиджа будущих педагогов-
« А хореографов и недостаточной разработанностью методики его формирования;
- между узкопредметной профессиональной подготовкой будущих
специалистов хореографии и недостаточной ориентацией образовательного
процесса на подготовку будущих специалистов хореографии как педагогов.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена не только названными выше факторами, но и необходимостью разрешить выявленные противоречия, лежащие в основе центральной для нашего исследования проблемы повышения эффективности процесса формирования профессионального имиджа у будущих педагогов - хореографов в вузах культуры.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная
теоретическая и практическая разработанность в педагогике, послужили
основанием для определения темы исследования: «Формирование имиджа
будущего педагога-хореографа в вузе культуры».
Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально
проверить модель формирования профессионального имиджа будущих
педагогов - хореографов в вузах культуры и комплекс педагогических условий
ее успешного функционирования.
»Л Объект исследования - имидж педагога-хореографа.
6
Предмет исследования - технология формирования имиджа будущих
^ педагогов-хореографов в вузе культуры.
Предварительный анализ научных исследований, педагогической
практики подготовки специалистов позволили высказать предположение:
имидж будущего педагога-хореографа в вузах культуры можно
сформировать, если будет разработана модель формирования имиджа
будущих педагогов - хореографов на основе технологического подхода и
комплекса педагогических условий:
- формирование профессиональной компетентности будущих педагогов с
учетом специфики профессиональной деятельности педагога - хореографа;
- направленность содержания учебных дисциплин на формирование
г А профессионального имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры;
- диагностика личностных новообразований будущего специалиста, способствующих формированию профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов в вузе культуры. Задачи исследования:
Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу формирования имиджа будущего педагога-хореографа в системе высшего образования.
Раскрыть сущностную характеристику и уточнить понятие «имидж педагога-хореографа».
3. Разработать и апробировать модель формирования имиджа будущих
педагогов - хореографов на основе технологического подхода.
Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование профессионального имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры.
Разработать и внедрить в процесс профессиональной подготовки научно-методические рекомендации по формированию имиджа педагога-хореографа.
Рассматривая проблему нашего исследования, мы опирались на
і следующие теоретико-методологические подходы:
- системный подход (В.Т. Афанасьев, И.Д. Блауберг, В.П. Беспалько,
щ В.Н.Садовский, Э.Г. Юдин и др.), который позволяет изучать проблему
формирования имиджа будущего педагога-хореографа в системе высшего
^ образования на основе многообразия факторов и условий, способствующих
развитию интереса к профессиональной деятельности как целостному процессу, представляющему собой комплекс взаимосвязанных элементов;
личностно ориентированный подход (В.Д.Белухина, Е.В.
Бондаревская, Л.С.Выготский, В.Л. Ляудис, В.А. Петровский, В.В.Сериков,
В.А.Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков, И.С. Якиманская и др.).
Данный подход признает индивидуальность и самоценность личности,
обеспечивает развитие личности через организацию ее деятельности;
ш - деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
А.Н.Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Г.И.Щукина и др.), поскольку деятельность играет ведущую роль в развитии личности, направленной на творческое преобразование и самосовершенствование;
- социально-психологический подход (А.А.Бодалев, Б.Д. Парыгин,
А.Л.Свенцицкий и др.) сущность которого заключается в том, что он
направлен на интерперсональный (межличностный) уровень анализа;
- технологический подход (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Т.Б.Нарская,
Г.К. Селевко, В.В.Юдин и др.). Использование данного подхода в нашем
^ исследовании обусловлено необходимостью внедрения в педагогический
процесс идей, подходов адекватных современным представлениям о формировании имиджа будущего педагога-хореографа; необходимостью активизации учебно-познавательной деятельности направленной на более эффективную подготовку будущего специалиста; возможностью формирования такого взаимодействия преподавателя и студентов, которое гарантированно обеспечивает получение результата (в нашем случае формирование имиджа будущего педагога-хореографа).
8
База и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа
_ осуществлялась в естественных условиях образовательного процесса
хореографических факультетов Челябинской государственной академии
^ культуры и искусств, Челябинского государственного педагогического
университета, отдельные направления апробировались в Шадринском государственном педагогическом институте. Всего в исследовании приняло участие 175 человек, среди них студенты, преподаватели и представители администрации вуза, которые оказали помощь в организации и проведении исследования, выступили экспертами и консультантами в проведении опытно-экспериментальной работы.
Исследование осуществлялось в три этапа. На каждом этапе, в
в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы применялись
соответствующие методы исследования.
Первый этап - ориентировочно-диагностический (1998-2000 гг.) - был посвящен изучению состояния проблемы формирования педагога-хореографа в теории и практике, проведению теоретического анализа философской, психолого-педагогической и педагогической литературы, а также диссертационных исследований, с целью определения методологических подходов к формированию имиджа педагога-хореографа; определению цели, объекта, предмета исследования; формулировке задач и гипотезы.
В качестве методов исследования на данном этапе использовались:
^ теоретический анализ литературы, наблюдение, методы устного и письменного
опроса, тестирование, анкетирование, беседа.
Второй этап - организационно-преобразующий (2000-2003 гг.) - был
посвящен поиску подходов к решению проблемы. В ходе этого этапа была
приведена в систему работа по формированию имиджа педагога-хореографа у
будущего специалиста народного художественного творчества и выявлены
педагогические условия более успешного её формирования в период обучения
студентов в вузе. Проведен формирующий эксперимент и анализ полученных
Чф результатов. Уточнены выводы. В ходе формирующего эксперимента уточнялась
9 и корректировалась гипотеза исследования; разрабатывался понятийный аппарат; осуществлялся поиск новых подходов к решению проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социокультурной сферы в период их обучения в вузе, разработана модель процесса формирования имиджа будущих педагогов-хореографов. На этом этапе были выявлены педагогические условия, определены критерии, уровни сформированности имиджа педагога-хореографа.
Ведущими методами исследования на данном этапе были методы наблюдения, опроса (устного и письменного), анализа продуктов деятельности студентов, метод моделирования, качественного анализа имеющейся информации.
Третий этап - итоговый (2004 - 2006 гг.) - посвящен уточнению теоретических и экспериментальных выводов, обобщению, систематизации и описанию полученных результатов, оформлению диссертационного исследования, внедрению результатов исследования в практику работы современного вуза. Методы математической статистики позволили оценить результаты формирующего эксперимента и сравнить их с результатами констатирующего эксперимента, уточнить педагогические условия функционирования системы работы по формированию имиджа педагога-хореографа у студентов.
Ведущими методами исследования на данном этапе выступили методы количественного и качественного анализа полученной информации.
Научная новизна заключается в том, что: уточнено и конкретизировано понятие «имидж педагога-хореографа», которое рассматривается как целенаправленно формируемый образ специалиста, включающий профессионально значимые качества, способствующие эффективности субъект-субъектного взаимодействия в педагогической деятельности;
разработана модель формирования имиджа педагога-хореографа на основе
_ технологического подхода, включающая блоки: целеполагания,
содержательный, функциональный, организационный, оценочный;
теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс
педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования профессионального имиджа педагога-хореографа.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что:
с позиции профессионально-хореографической подготовки обогащено
определение понятия «имидж педагога-хореографа», его содержательное
наполнение, позволяющее выделить ценностные аспекты
профессиональной деятельности будущих специалистов;
щ^ теоретически обоснован выбор комплекса педагогических условий,
позволяющий формировать имидж будущих специалистов народного художественного творчества в процессе профессиональной подготовки на более высоком уровне;
на основе технологического подхода разработана модель формирования имиджа педагога-хореографа, раскрыта ее содержательно-структурная характеристика;
выявлены особенности организации процесса формирования имиджа педагога-хореографа.
I Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и
рекомендации по формированию имиджа педагога-хореографа служат совершенствованию профессиональной подготовки студентов вузов культуры. Разработано технологическое обеспечение процесса формирования профессионального имиджа педагога-хореографа в вузе культуры, включающее в себя методические материалы, информационные задания к ним, что позволяет значительно повысить эффективность процесса подготовки будущих специалистов.
Материалы исследования могут использоваться при модернизации
*ф действующих учебных планов и программ подготовки будущих педагогов-
хореографов в высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников культуры, в разработке спецкурсов и спецсеминаров.
Обоснованность и достоверность полученных результатов
обеспечивается опорой на современные достижения философской,
психологической и педагогической наук; применением совокупности
методов, адекватных предмету и задачам исследования;
репрезентативностью выборки обследованных студентов; повторяемостью
результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы
исследования; количественным и качественным анализом
экспериментальных данных; внедрением результатов исследования в образовательную практику вузов культуры.
На защиту выносятся:
Сущностная характеристика понятия «имидж педагога-хореографа», который мы рассматриваем как целенаправленно формируемый образ специалиста, включающий профессионально значимые качества, способствующие эффективности субъект-субъектного взаимодействия в педагогической деятельности.
Модель формирования имиджа педагога-хореографа на основе технологического подхода, включающая блоки целевой, содержательный, функциональный, организационный, оценочный.
Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное функционирование модели формирования имиджа будущего педагога-хореографа и включающий:
- формирование профессиональной компетентности будущих педагогов
- хореографов с учетом специфики профессиональной деятельности;
- направленность содержания учебных дисциплин на формирование
имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры;
- диагностика личностных новообразований будущих специалистов, способствующих формированию имиджа будущих педагогов-хореографов в вузе культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования использовались автором и преподавателями хореографического и театрального факультетов Челябинской государственной академии культуры и искусств, в процессе подготовки будущих специалистов народного художественного творчества; ежегодно представлялись и обсуждались на научно-практических конференциях преподавателей ЧГАКИ (1998 - 2006 гг.): XXII Научно-практическая конференция (2000); XV Научно-методическая конференция ЧГАКИ (2003 г.); XXIII Научно-теоретическая конференция ЧГАКИ (2002г.); II Научная конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей ЧГАКИ (2004-2005гг.), использовались в деятельности института педагогических исследований ЧГАКИ, Центра социально-педагогических исследований Челябинского государственного педагогического университета, студенческих хореографических коллективов г.Челябинска и области, на методических семинарах и конференциях разного уровня; в отчётах и на заседаниях кафедр хореографического факультета и педагогики, в публикациях соискателя.
Структура диссертации определяется задачами исследования, практической целесообразностью изложения материала и логикой раскрытия темы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии, приложения.
Формирование имиджа педагога-хореографа в теории и практике педагогики: генезис и современное состояние проблемы
Прогресс деятельности высшей школы определяется осознанием значимости культуры и образования, личностно-творческой самореализации субъектов профессионального образования. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт самореализации личностного потенциала каждого студента в профессиональной деятельности. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован.
К сожалению, имеющиеся научно-педагогические исследования, позитивный педагогический опыт приводят лишь к частичным усовершенствованиям процесса формирования профессионального имиджа, в своей принципиальной основе он остается неизменным. Объясняется это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой сути понятия «профессиональный имидж», недооценкой преобразований в содержании, технологии и результатах образовательного процесса в вузе культуры. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства [49] определяет для выпускников отделения «Народное художественное творчество» следующие виды деятельности: художественно-творческую, педагогическую, научно-методическую, организационно-управленческую, экспертно-консультационную. Среди основных задач ГОС выдвигает такие как: художественно-эстетическое воспитание детей, подростков, развитие у них художественно-эстетических потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентации; разработка, апробация и внедрение новых моделей, программ и методик этнохудожественного и этнокультурного образования в системе «Дошкольные учреждения - школы - учреждения дополнительного образования»; патриотическое воспитание, формирование духовно нравственных ценностей и идеалов граждан России. Все это определяет значимость педагогической подготовки выпускников вуза, но, как правило, формированию личностного компонента будущего специалиста на практике уделяется недостаточно внимания.
Существенную трудность представляет отсутствие единого представления и общепризнанного определения понятия «профессиональный имидж педагога - хореографа». Рассмотрим его в контексте нашего исследования.
Для того, чтобы определить теоретические предпосылки изучения и формирования профессионального имиджа педагога-хореографа используем, с одной стороны, феноменологический подход как обыденно-созерцательный этап изучения профессионального имиджа и сущностный подход как подлинно научный, с другой. Феноменологический подход в этом случае выступает как описательный, фактологический, опирающийся на непосредственно наблюдаемые особенности и свойства имиджа, а сущностный ориентируется на его внутренние, глубинные свойства и связи, что позволяет выделить принципы его изучения и формирования. Тем самым рассмотрение теоретических основ изучения, формирования имиджа предполагает два ракурса его рассмотрения. Феноменологический подход позволяет конкретизировать, уточнить базовое понятие исследования, выявить общее и особенное в формировании профессионального имиджа будущего педагога-хореографа.
Исходя из этого, попытаемся дать наше представление о понятии «имидж». Для этого проведем анализ существующих в психолого-педагогической литературе представлений о имидже, проанализируем содержание и признаки, которые его характеризуют. Для того, чтобы дать рабочее определение профессионального имиджа познакомимся с источником его появления в породившем это понятие культурном контексте, как родовидовым отношением.
Понятие «имидж» имеет английское происхождение - image (imidz) и имеет несколько значений, основными из которых являются три: 1) образ, облик; изображение, 2) отражение, 3) точное подобие.
Нередко имидж определяется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей, организация и т.п. Когда речь идет о корпоративном имидже, то его определяют как «специально проектируемый в интересах фирмы, основанный на особенностях деятельности, внутренних закономерностях, свойствах, достоинствах, качествах и характеристиках образ, который целенаправленно внедряется в сознание (подсознание) целевой аудитории, соответствует ее ожиданиям и служит отличию фирмы (товара, услуги) от аналогичных» [43, с. 86-87]. Таким образом, имидж информативен, он информирует о наличии некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту. Причем эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться объекту создателями имиджа.
Технологический подход к проектированию модели формирования профессионального имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры
Одна из основных задач нашего исследования состоит в проектировании модели формирования профессионального имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры, поэтому данный параграф посвящен теоретическому обоснованию проектирования модели с позиций технологического подхода и выделению искомых педагогических условий ее реализации.
Использование технологического подхода в нашем исследовании обусловлено: необходимостью внедрения в педагогический процесс идей, подходов адекватных современным представлениям о формировании имиджа будущего педагога-хореографа; необходимостью активизации учебно-познавательной деятельности направленной на более эффективную подготовку будущего специалиста; возможностью формирования такого взаимодействия преподавателя и студентов, которое гарантированно обеспечивает получение результата (в нашем случае формирование имиджа будущего педагога-хореографа).
Технологический подход в моделировании процесса формирования имиджа педагога-хореографа в нашем исследовании реализуется через осуществление ряда принципов. Кратко охарактеризуем их: Принцип дифференциации предполагает разделение процесса формирования имиджа педагога-хореографа на отдельные этапы, технологические операции, действия, приемы. Принцип специализации основан на ограничении разнообразия элементов технологии. Уровень специализации определяется в нашем исследовании количеством технологических операций характерных для педагогического процесса. Принцип пропорциональной эффективности предполагает относительно равную пропускную способность всех технологических участков процесса, выполняющих основные, вспомогательные и обслуживающие операции. В нашем исследовании при моделировании мы стремились к тому, чтобы компоненты модели и их состав были пропорциональны.
Принцип прямоточности заключается в обеспечении кратчайшего пути движения информации между элементами технологии. Исходя из этого, в модели должна четко проявляться целенаправленность формирования имиджа педагога-хореографа. Принцип непрерывности предполагает сокращение до возможного минимума перерывов в технологии. Реализация этого принципа в нашем исследовании обусловлена тем, что процесс формирования имиджа носит циклический характер, его реализация требует взаимодействия всех участников педагогического процесса. Принцип ритмичности заключается в постоянных объемах технологических операций в единицу времени, что связана с рабочим учебным планом специализации и логикой формирования имиджа. Принцип алгоритмизации технологических процессов позволяет интенсифицировать отдельные действия или операции необходимые для реализации технологии, задавая при этом четкую последовательность всех элементов процесса формирования имиджа . Принцип гибкости обеспечивает мобильность технологии, возможность ее коррекции или совершенствования в широком диапазоне в зависимости от поставленных задач. Данный принцип направлен на обеспечение обратной связи, что только и позволяет сделать процесс целенаправленным. В педагогических технологиях, а, следовательно, и в технологическом подходе можно выделить следующие конструктивные элементы: постановка диагностической цели и вспомогательных целей (задач); совокупность учебных процедур охватывающих как деятельность преподавателя, так и деятельность студентов. Обучение идет по этапам, поэтому каждый этап можно рассматривать как своеобразный цикл, направленный на восприятие, осмысление, запоминание материала; текущий контроль деятельности студентов в процессе реализации технологического подхода; итоговый контроль соответствия результатов поставленной цели (Г.М. Афонина, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, В.В. Юдин).
Моделирование используется традиционно там, где изучаемый объект рассматривается как система. Модель соотносится с оригиналом так, что каждый элемент модели соответствует элементу или группе элементов оригинала, и каждая функция модели — функции или группе функций оригинала. Другими словами, модель не похожа внешне на оригинал, а является системой, структура и функции которой воспроизводят — более или менее упрощенно — структуру и функции оригинала. Соответствие в модели логически устанавливается.
Педагогические условия реализации модели формирования профессионального имиджа будущих педагогов - хореографов
В теоретической части нашего исследования мы разработали модель формирования имиджа будущих педагогов - хореографов и педагогические условия ее успешной реализации: 1) формирование профессиональной компетентности педагогов — хореографов с учетом специфики их деятельности; 2) направленность содержания учебных дисциплин на формирование профессионального имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры; 3) диагностика личностных новообразований будущих специалистов, способствующих формированию профессионального имиджа будущих і Л педагогов-хореографов в вузе культуры. Цель опытно-экспериментальной работы отражена в задаче: экспериментально проверить функционирование и развитие данной модели на базе конкретных педагогических условий: Исходя из цели и гипотезы исследования, мы должны: Рассмотреть учебный план подготовки специалиста педагога хореографа и его направленность на формирование имиджа специалиста; Рассмотреть программы профессиональной подготовки специалиста I и их потенциальные возможности формирования имиджа в опытно экспериментальной работе; Разработать программу и спецкурс по формированию профессионального имиджа педагога-хореографа. Педагогические условия реализуются в ходе профессионально педагогической подготовки. Подготовка будущих педагогов-хореографов включает в себя общеобразовательную подготовку, психолого-педагогическую, специальную и практическую подготовку. Процесс формирования профессионального ф имиджа будущих педагогов-хореографов проходит в три этапа: 128 подготовительный, основной и итоговый.
Первый этап - подготовительный (первый — третий курсы). На данном этапе укрепляется мотивация профессионального роста, происходит самоопределение студентов в выборе путей профессиональной самореализации, адаптация к обучению в вузе. Большое значение в становлении и укреплении профессиональной мотивации принадлежит создание эмоционально благоприятной обстановки обучения, создание ситуации успеха. Студенты осваивают учебные дисциплины психолого педагогического цикла: «Психология», «Педагогика», где закладываются базовые основы знаний, умений, навыков, необходимых для формирования профессионального имиджа студентов. Студенты выполняют различные . виды самостоятельных работ, у многих из них определяются научные интересы. На этом этапе им предоставляется возможность попробовать свои силы, проверить свои возможности в самостоятельной практической деятельности: во время ознакомительной практики. Элементы формирования профессионального имиджа просматриваются уже на подготовительном этапе.
Итак, на подготовительном данном этапе студенты решают ряд профессионально-педагогических задач: изучают и описывают основные требования к педагогической профессии; формулируют и обосновывают цели и задачи педагогической деятельности; изучают и анализируют опыт педагогов-новаторов (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волкова, И.П.Иванова, В.А.Караковского и др.); разрабатывают авторские модели программ работы с детьми определенного возраста; анализируют основные этапы процесса деятельности педагога-хореографа; определяют ближние и дальние перспективы личностного и профессионального роста; разрабатывают программу самообразования и самовоспитания на основе первичных представлений о психодиагностике, полученных в процессе изучения психологических дисциплин. Ц Второй этап - основной (четвертый - пятый курсы). На данном этапе 129 начинается изучение специальных дисциплин и дисциплин специализации. Основное отличие основного этапа от подготовительного заключается в том, что обучение на основном этапе направлено на «погружение» студентов в сферу их будущей профессиональной деятельности. Студенты изучают блок дисциплин, где приобретают специальные знания, связанные с деятельностью педагога-хореогафа, самостоятельно разрабатывают проекты, программы, включаются в активную практическую деятельность в различных типах образовательных и досуговых учреждений, проводят научно-практические исследования в рамках курсовых и выпускных квалификационных проектов. Учебная деятельность носит проблемный и развивающий характер, преобладают проблемные и творческие семинары, практикумы, деловые и организационно - деятельностные игры и т.п. На данном этапе происходит коррекция и закрепление формируемых качеств и умений, приобретает устойчивость профессиональная направленность личности, развиваются профессионально значимые качества и профессиональная компетентность, совершенствуются профессионально-рефлексивные качества студентов.
На данном этапе подготовки студентами решаются следующие задачи формирования профессионального имиджа, особенно его когнитивного и креативно-деятельностного компонентов: овладевают теоретическими основами педагогики народного художественного творчества; знакомятся с педагогическим потенциалом народного художественного творчества его реализацией в современных условиях; познают возможности народного художественного творчества в формировании и развитии духовно-нравственной культуры личности, в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности; овладевают методикой педагогического руководства коллективом народного творчества; знают основы организации опытно - экспериментальной и исследовательской работы в профессиональной сфере и используют их в разработке, анализе и коррекции собственной профессиональной и педагогической деятельности; изучают приемлемые и результативные технологии руководства межличностным общением участников коллектива; учатся оценивать эффективность своей деятельности, прогнозировать ее результаты; формируют способности к рефлексии и идентификации.
Третий этап подготовки — итоговый (десятый учебный семестр). На данном этапе определяется уровень сформированности профессионального имиджа будущих специалистов и намечаются перспективы их дальнейшего профессионального развития. Для итогового этапа подготовки определены следующие задачи: оценить рефлексивные умения, необходимые для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации; оценить умения находить, принимать и сознательно реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности; оценить прогностические способности студентов; определить сформированность ценностно-мотивационного, когнитивного, и креативно-деятельностного компонентов профессионального имиджа.
Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по эффективности формирования профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов в вузе культуры
На заключительном этапе эксперимента мы выделили основные задачи: - проведение контрольного эксперимента; - интерпретация количественных и качественных изменений, полученных нами в процессе экспериментальной работы; -формирование выводов диссертационного исследования.
В ходе экспериментальной работы нами изучались основные идеи теоретического исследования, описанные в параграфах первой главы.
Данный этап экспериментального исследования включает обработку и обобщение результатов педагогического эксперимента; уточнение основных положений гипотезы исследования; разработку методического материалов по развитию профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов, адресованного преподавателям вузов культуры, слушателям курсов повышения квалификации.
На данном этапе исследования мы использовали такие методы как метод интерпретации полученных данных, метод наглядного представления результатов, первичные и вторичные методы математико-статистического анализа.
Основанием для интерпретации получаемых результатов выступали критерии и показатели формирования профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов, выделенные нами в первом параграфе на основе теоретико-методологического исследования.
Мы анализировали данные трех экспериментальных и одной контрольной групп по уровню формирования компонентов профессионального имиджа: мотивационно-ценностного, когнитивного, креативно-деятельностного в результате апробирования модели формирования профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов в вузе культуры и комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.
На заключительном этапе эксперимента была проведена диагностика уровней сформированности компонентов профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов в соответствии с выделенными критериями и показателями.
Числовые данные, представленные в табл. 2.3.1, свидетельствуют о позитивных изменениях в уровнях формирования профессиональной деятельности: в ходе экспериментальной работы число будущих педагогов-хореографов, имеющих высокий уровень формирования мотивационно-ценностного компонента, возросло в ЭГ-1 на 6,7 %, в ЭГ-2 на 22,2 %, в ЭГ-3 на 41,4 %, в КГ, как и в ЭГ-1- 6,7 на %. Одновременно будущие педагоги-хореографы, имеющие низкий уровень сформированности данного компонента перешли на более высокие уровни (в ЭГ-1- 10,0 %, ЭГ-2 - 14,8 %, в ЭГ-3 - 31,0 %), при этом в КГ число будущих педагогов-хореографов, имеющих низкий уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента уменьшилось на 6,7 %.
Результаты показывают, что низкий уровень сформированности профессионального поведения на констатирующем этапе ОЭР имели в ЭГ-1 -40,00 %, ЭГ-2 -44,44 %, ЭГ-3 -44,83 %, КГ- 40,00 % будущих педагогов-хореографов, средний - ЭГ-1- 36,67%, ЭГ-2 -37,04 %, ЭГ-3 - 34,48 %, КГ-33,33%, высокий - от 6,67 до 7,41% будущих педагогов-хореографов. В ходе эксперимента ЭГ-1 -13,3 %, ЭГ-2 - 22,2 %, ЭГ-3 - 34,5 %, КГ- 10,0 % будущих педагогов-хореографов перешли на высокий уровень сформированности креативно-деятельностного компонента профессионального имиджа.
Полученные данные показывают наибольшее число будущих педагогов-хореографов 41,38 % в ЭГ-3, имеющих высокий уровень креативно-деятельностного компонента профессионального имиджа. В ЭГ-2 - 20,0 % и ЭГ-3 - 29,63 % имеют высокий уровень. В КГ большинство будущих педагогов-хореографов 33,33% находятся на среднем уровне и только 16,67 % -на высоком уровне сформированности креативно-деятельностного компонента профессионального имиджа.
Анализ статистических данных, представленных в табл. 2.3.5, 2.3.6 и на гистограмме 7 показывает, что наблюдается заметное возрастание уровня креативно-деятельностного компонента профессионального имиджа у будущих педагогов-хореографов в экспериментальных группах по сравнению со студентами контрольной группы. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что хотя в контрольной группе у будущих педагогов-хореографов идет формирование креативно-деятельностного компонента профессионального имиджа, однако переход на более высокий уровень происходит значительно медленнее, что подтверждает эффективность воздействия выделенных условий. Данные подтверждают, что в экспериментальных группах будущие педагоги-хореографы имели более четкую систему представлений о будущей профессии, более высокую качественную успеваемость, ярче проявлялись их педагогические способности, профессиональная направленность, потребность в самореализации, готовность к самостоятельной профессиональной деятельности.
Полученные количественные данные свидетельствуют о позитивных изменениях, произошедших в экспериментальных группах в ходе формирующего этапа эксперимента.
Анализ данных, полученных в ходе формирующего этапа эксперимента, свидетельствуют о том, что во всех экспериментальных группах произошли положительные изменения, объясняется тем, что в экспериментальных группах были реализованы педагогические условия: выявление специфики профессиональной деятельности педагога - хореографа; направленность содержания учебных дисциплин на формирование профессионального имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры; диагностика личностных новообразований будущих специалистов, способствующих формированию профессионального имиджа будущих педагогов-хореографов в вузе культуры.