Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социально-педагогического феномена информационно-коммуникативной культуры . 20
1.1. Культурологический подход в изучении и формировании информационно-коммуникативной культуры 20
1.2. Категории культуры как основа формирования информационно-коммуникативной культуры. 39
1.3. Специалист в системе "человек - человек" как субъект профессиональной культуры, ее цель и ценность. 57
Выводы по первой главе. 75
Глава 2. Концептуальная структура содержания и процесса формирования информационно-коммуникативной культуры молодежи во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности . 77
2.1. Объективное и субъективное, внешнее и внутреннее в содержании понятия "информационно-коммуникативная культура". 77
2.2. Структурно-содержательные и функциональные характеристики понятия "информационно-коммуникативная культура". 96
2.3. Критерии и уровни функционирования информационно- коммуникативной культуры. 119
2.4. Принципы формирования информационно- коммуникативной культуры молодежи во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности. 136
2.5. Интегративная модель формирования информационно- коммуникативной культуры. 155
Выводы по второй главе. 170
Глава 3. Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной культуры молодежи в системе непрерывного образования . 172
3.1. Программа опытно-экспериментальной работы, ее логика и этапы . 172
3.2. Деятельностный, индивидуально-творческий подход как стратегия формирования информационно-коммуникативной культуры. 192
3.3. Профильная направленность содержания процесса формирования информационно-коммуникативной культуры. 211
3.4. Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной культуры молодежи во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности. 228
3.5. Технологическое обеспечение процесса формирования информационно-коммуникативной культуры. 259
3.6. Основные тенденции процесса формирования информационно-коммуникативной культуры во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности. 280
Выводы по третьей главе. 299
Заключение 304
Список литературы 309
- Культурологический подход в изучении и формировании информационно-коммуникативной культуры
- Категории культуры как основа формирования информационно-коммуникативной культуры.
- Объективное и субъективное, внешнее и внутреннее в содержании понятия "информационно-коммуникативная культура".
- Программа опытно-экспериментальной работы, ее логика и этапы
Введение к работе
Актуальность исследования. Дальнейшее развитие системы непрерывного образования, включая дополнительное, обусловлено, с одной стороны, изменениями в общественном сознании, пониманием того, что многие проблемы общество отчасти может решить через образование современного человека и, с другой, через преодоление трудности гуманитарного образования, через возрождение на новом этапе ценностно-смысловых ориентиров общечеловеческой культуры.
Республика Дагестан настолько богата и интересна своей природой, что делает особенно актуальным формирование информационно-коммуникативной культуры молодежи. Эта культура формируется как в системе культури о-д осу говой деятельности, так и в системе общего образования.
Данные Совета промышленников Европы (2003) подтверждают, что в системе непрерывного образования ориентация на культурные ценности более перспективна, чем традиционная концепция подготовки специалиста узкого профиля.
Речь идет о владении языками, информационно-коммуникативными технологиями, о знаниях литературы, искусства, музыки, религии, о высокой общей культуре, о готовности принимать решения в условиях нестабильности и неопределенности возникающих ситуаций.
Категория культуры оказалась в последние годы в центре внимания многих педагогических исследований. Именно культура, по словам П.А.Флоренского (283), есть "среда, растящая и питающая личность".
Современная система непрерывного образования исходит из понимания человека как субъекта обучения, воспитания и развития, ориентируясь, при этом, на общечеловеческие ценности, на высокий уровень развития профессионально-личностных качеств, способствующих успеху в социальной и профессиональной самореализации.
Идеи гуманизации образования олицетворяют культурно-творческое начало, способствуют самосознанию и саморазвитию общества, которое должно стать более гуманным, гармоничным в нравственном и духовном отношении, помогают человеку раскрыться, мотивируя и стимулируя свою образовательную и профессиональную деятельность по преобразованию окружающего мира и себя самого.
В работах А.Г.Асмолова (34), И.И.Зарецкой (112), С.Е.Матушкина
(157), Н.Ф.Талызиной (286), Н.Е.Щурковой (346), В.А.Ясвина (355) и других
исследователей, отмечается, что решение задач образования протекает более
успешно в культурной среде. На решение задачи создания культурной среды
развития личности обучающихся направлены сегодня усилия различных
образовательных учреждений, составляющих систему непрерывного
образования (дошкольные, общеобразовательные, учреждения
дополнительного и профессионального образования и др.).
Современная социальная ситуация в сфере непрерывного образования обусловлена изменением самих образовательных парадигм, нашедших свое отражение в Законах Российской Федерации «Об образовании» (1992г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996г.), в типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), об образовательных учреждениях дополнительного образования РФ, в государственных образовательных стандартах всех уровней образования.
В новых условиях остро обозначилась необходимость повышения качества и конкурентоспособности выпускников различных образовательных учреждений за счет повышения уровня их информационно-коммуникативной культуры, за счет обеспечения глубоких знаний природных, культурно-исторических и национальных особенностей регионов, мест проживания обучающихся.
При этом понятие "информационно-коммуникативная культура" включает в себя такие показатели как знания об источниках информации (базах данных) по тем или иным вопросам профессионально-личностного
развития индивида, технологические умения, обеспечивающие быстрое и надежное получение необходимой личностно-значимой информации на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и коммуникационных систем, достаточно высокий уровень развития индивидуальных коммуникативных способностей (восприятия, мышления, воображения и др.).
Названные отличительные признаки понятия "информационно-коммуникативная культура" оказывают существенное влияние на результаты профессиональной деятельности специалистов различных сфер науки и производства, в том числе и в сфере "человек-человек" (127).
В последние годы выполнен ряд фундаментальных разработок в области теории и практики отечественной (Б.Г.Кузнецов, 125; Э.М.Никитин, 166;) и зарубежных систем непрерывного образования (Д. Стройк, 273; Н.Уит, 307; М.Хирцуки, 315 и др.), детально рассмотрены культурологические аспекты содержания, форм и методов непрерывного образования.
Современная ситуация в развитии системы непрерывного образования, включая и дополнительное, характеризуется становлением новых подходов, признанием различных познавательных средств и источников. Так Т.Ю.Ломакина (148) считает переосмысление ценностно-познавательной установки связано с новой онтологией "Я"; В.С.Шевырев, (338) сопоставляя "закрытую" и "открытую" рациональность в образовании, говорит, что вторая предполагает выход за пределы фиксированной системы исходных познавательных координат; А.М.Новиков (162) считает, что в системе непрерывного образования надо использовать все, что обретено человечеством на пути своего становления; Г.В.Драч (131), анализируя современную социокультурную ситуацию, отмечает, что в наше время начался научный, философский, художественно-творческий, педагогический поиск сопряжения научного н ценностного подходов к пониманию сущности человека и его места в бытии, что может свидетельствовать о вызревании новой образовательной парадигмы, отвечающей устремлениям
наступающего очередного переходного периода в истории мировой культуры - периода становления культуры антропологического типа.
Продолжение перечня идей, подходов и парадигм в определении содержания, форм и методов обретения нового знания в системе непрерывного образования можно продолжать и далее, их многообразие лишь утверждает нас, первое - в многомерности познавательной культуры и второе - в необходимости использования наряду с традиционными (диалог, книга и др.) новых, более эффективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, требующих другого уровня информационно-коммуникативной культуры молодежи.
В последние годы выполнен ряде педагогических исследований и защищены докторские диссертации -по культурологическим аспектам проблемы непрерывного образования, в том числе по формированию речевой культуры (А.Б.Есин, 119), физической культуры (В.И.Жолдак, 111), трудовой культуры (СЕ.Матушкин, 157;), художественно-эстетической культуры (А.А.Радугин, 130; Н.Т.Пироженко, 165 и др.), методической культуры учителя (Н.Е.Щуркова, 345), культура использования учителем новых информационных технологий (В.П.Беспалько, 41; С.А.Бешенков, 42; А.А.Кузнецов, 125 и др.), профессиональной культуры учителя (И.И.Зарецкая, 112), методологической культуры учителя (В.В.Сериков, 196), проблемы дистанционного обучения (А.А.Кузнецов, 125; Т.С.Полат, 175 и
дрО-
Опубликовано большое количество учебных пособий посвященных культурологическим аспектам непрерывного образования, изданы сборники материалов международных и всероссийских конференций по вопросам информатизации и культуры труда, которые в своей совокупности отражают состояние теории и практики рассматриваемой проблемы в системе непрерывного образования.
Анализ публикаций по рассматриваемой проблеме, изучение опыта использования новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России, в ряде европейских стран, Америки, Японии показывает
необходимость выявления потенциала информационно-коммуникативной культуры как средства человеческой самореализации, внутренних резервов культуры, через отыскание возможностей ее активизации и глубокого теоретического осмысления сложившейся практики, общих теорий и конкретных рекомендаций, учитывающих особенности их практической реализации в работе с различными возрастными группами людей, в конкретных культурно-исторических, региональных, природных и социально-экономических условиях адаптированных к особенностям отечественной системы непрерывного образования.
Анализ теории и практики использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе непрерывного образования, включая дополнительное, позволил выявить следующие противоречия:
между теоретически обоснованным полисубьектным и индивидуально-творческим характером образовательного процесса в системе непрерывного образования и низким уровнем культурного взаимодействия обучающихся и обучающих;
между необходимостью целостного проектирования культуро-ориентированной образовательной среды на основе использования современных достижений информационно-коммуникативной культуры и фрагментарной реализацией принципов культурологии и информатики в образовании;
между большим объемом и многопредметн остью знаний, зафиксированных в учебных планах, и низким уровнем информационно-коммуникативной культуры использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей сети Интернет в досуговой деятельности обучающихся;
между возрастающими объемами международного культурного взаимодействия и низким уровнем информационно-коммуникативного его обеспечения;
- между необходимостью расширения масштабов подготовки
профессионалов высокого класса и недостаточной разработанностью
современной культуросообразной концептуальной модели информационно-коммуникативного обеспечения профессионально-личностного развития человека в системе непрерывного образования.
Совокупность обозначенных противоречий определила актуальность проблемы и ее контуры: теоретические основы, ведущие тенденции и педагогические условия формирования информационно-коммуникативной культуры,помогла сформулировать тему нашего исследования: «Формирование информационно-коммуникативной культуры молодежи во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности».
Объект исследования - культурно-просветительская деятельность, обучающихся в системе непрерывного образования.
Предмет исследования - содержание и методы формирования информационно-коммуникативной культуры молодежи во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения состояния теории и практики непрерывного образования в нашей стране и за рубежом теоретически обобщить и, на этой основе, выявить содержание и методы формирования информационно-коммуникативной культуры во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:
Теоретически обосновать сущность, структуру и содержание понятия "информационно-коммуникативная культура";
Выявить ведущие тенденции в развитии содержания, форм и методов формирования информационно-коммуникативной культуры;
3. Разработать базовые основания для системного подхода к
структурированию основных компонентов информационно-
коммуникативной культуры.
4. Выявить педагогические принципы формирования информационно-
коммуникативной культуры обучающихся во взаимосвязи их учебной и
досуговой деятельности.
Определить критерии и показатели оценки уровня информационно-коммуникативной культуры;
Разработать научно-методические рекомендации по формированию информационно-коммуникативной культуры.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровень информационно-коммуникативной культуры станет выше, если:
- разработана теоретическая модель, отражающая структурно-
содержательные характеристики базовых компонентов понятия
"информационно-коммуникативная культура";
выявлены тенденции развития информационно-коммуникативной культуры во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности в системе непрерывного образования;
определены педагогические принципы формирования информационно-коммуникативной культуры обучающихся во взаимосвязи их учебной и досуговой деятельности;
процесс формирования информационно-коммуникативной культуры переведен на технологический уровень на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
определены критерии и показатели оценки уровня информационно-коммуникативной культуры;
разработаны научно-методические рекомендации по формированию информационно-коммуникативной культуры во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения философии, социологии, педагогики, психологии, теории управления, общенаучные принципы системного, деятельностного и культурологического подходов.
В качестве теоретической базы исследования выступают системно-целостный, культурологический, субъект - субъектный, личностно-ориентированный, деятельностныи, индивидуально-творческий подходы к обучению, воспитанию и развитию в системе непрерывного образования.
В теоретическом плане исследование опирается на положение о личности как субъекте деятельности и собственного развития, на теорию личности и мотивации (Б.Г.Ананьев, 16; Л.И.Божович, 45: А.К.Маркова, 145; С.Л.Рубинштейн, 190 и др.), на теорию деятельности и ее субъекта (Л.С.Выготский, 72; П.Я.Гальперин, 81; В.В.Давыдов, 98; Е.А.Климов, 127; Н.Ф.Талызина, 286; В.Д.Шадриков, 331; Д.Б.Эльконин, 349 и др.); на работы по философии и политике современного общего и профессионального образования (Н.Д.Никандров, 165; Г.П.Щедровицкий, 342 и др.); утверждения семиотической, герменевтической, диалогической сущности образования (С.С.Аверинцев, 25; Н.А.Бердяев, 49; А.В.Лосев, 151 и др.); идеи системности и комплексности социальных (в том числе и образовательных) явлений (М.Я.Басов, 46; М.В.Кларин, 139 и др.); обоснование синергетической природы образования (И.Пригожин, 172; Ю.В.Шаронин, 332 и др.); на теоретические основы формирования системы непрерывного образования (Ю.И.Дик, 102; В.СЛеднев, 145; В.А.Поляков, 180; В.А.Сластенин, 194 и др.); теоретические основы формирования содержания дополнительного образования (В.П.Вахтеров, 64; В.А.Горский, 87; П.Ф.Каптерев, 129 и др.); зарубежные концепции образования (С.КАрхангельский, 14; А.А.Вербицкий, 68; В.А.Квартальнов, 122 и др.); роль культурологии в профессиональном образовании (МЛ.Виленский, 69; Ю.М.Лотман, 152 и др.), на работы о роли и значении современных информационных и образовательных технологий в профессиональном образовании (В.П.Беспалько, 41; Е.С.Полат, 175 и др.).
Анализируя современный этап развития представлений о содержании
информационно-коммуникативной культуры, как о феномене
педагогической науки, целесообразно было рассмотреть особенности изменений, происходящих в содержании культурологических аспектов в педагогических исследованиях. Изменения в этой области объясняются, на наш взгляд, причинами внешнего и внутреннего характера.
К внешней причине может быть отнесена разработка нового многоканального подхода, предполагающего возможность использования
данных других наук (культурология, социология, психология, технология, экономика и др.) к построению концепции исследования и к проектированию содержания, форм и методов изучаемого явления и предполагаемых результатов исследования.
Внутренней причиной, очевидно, является потребность в координации усилий специалистов различных отраслей науки и практики и целесообразность обобщения результатов исследования в наиболее целостной форме, адаптированной к решению проблемы подготовки конкурентоспособных профессиональных кадров.
На основании вышесказанного назовем следующие сущностные характеристики нашего исследования:
- ориентация на методологию педагогических исследований как
методологию гуманитарной науки и практики;
выбор в качестве ведущего метода исследования, предполагающего как осмысление, так и практическое преобразование исследуемого предмета, метода проектирования;
организация исследования как коллективной преобразовательной практики, в процессе которой автор выступает в качестве разработчика концептуальных идей и путей их практической реализации.
Ведущая идея исследования: повышение уровня информационно-коммуникативной культуры может быть обеспечено на основе учега личностных характеристик обучающихся индивидов, природных, культурно-исторических и регионально-национальных особенностей территорий проживания обучающихся, путем совершенствования образовательных технологий профессионально-личностного развития обучающихся, их самообучения, самовоспитания и саморазвития на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности. А также разработки модели формирования информационно-коммуникативной культуры молодежи.
Методы исследования включают в себя комплексное использование известных традиционных методов и современных информационно-
теоретический междисциплинарный и функциональный анализ и синтез - при исследовании и обобщении научных источников, включая диссертационные исследования по проблемам, пограничным с рассматриваемой;
сравнительный историко-педагогический, диалектический анализ, позволяющий выявить основные тенденции развития системы непрерывного образования, зафиксированные в педагогической науке и практике, и актуальность разработки целостной концепции, отражающей сущность понятия, структуру и классификацию педагогических технологий, а также обоснование их выбора для решения задач педагогического исследования;
системно-структурный, компаративный и культурно-антропологический анализ, при проектировании структуры регионально-национального компонента содержания, методов, и организационных форм непрерывного образования, включая дополнительное, а также при разработке научно-методических основ проектирования педагогических технологий;
экспертиза, сочетающая приемы ретроспективного (эволюционного) анализа и прогнозирования, в процессе разработки и внедрения научно-методических рекомендаций; комплекс эмпирических методов, включая констатирующий и формирующий эксперимент, педагогический мониторинг.
наблюдение, диагностические методы (тестирование, анкетирование, опрос и т.п.) системный и теоретический анализ, исторический анализ, изучение и обобщение педагогического опыта (отечественного и зарубежного), проектирование и моделирование, метод экспертных оценок, интервьюирование, педагогический эксперимент и количественные методы обработки результатов опытно-экспериментального исследования.
Экспериментальная база исследования. В качестве опытно-экспериментальной базы исследования были избраны Дагестанский государственный педагогический университет, Дагестанский институт
туризма, учреждения дополнительного образования различного профиля Республики Дагестан, филиал Российской международной академии туризма в г. Махачкале. В исследовании было охвачено более тысячи учащихся и педагогов различных образовательных учреждений Республики Дагестан. Исследование проводилось в несколько этапов.
I этап (1997 - 2000) - изучение состояния теории и практики базового и
дополнительного образования в системе непрерывного образования России, в
некоторых странах Европы, Азии и Америки.
этап (2001 - 2003) - проектирование и апробация содержания, организационных форм и методов формирования содержания информационно-коммуникативной культуры как регионально-национального компонента системы непрерывного образования и средств его научно-методического сопровождения, моделирование и опытно-экспериментальная апробация педагогических условий, способствующих формированию информационно-коммуникативной культуры обучающихся. Подготовка и проведение семинаров и практикумов для педагогов образовательных учреждений разных типов по апробации спецкурса "Основы информационно-коммуникативной культуры".
этап (2004-2005) - теоретический анализ, обобщение результатов исследования, систематизация информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и средств психолого-дидактического, научно-методического сопровождения, с широким использованием компьютерных сетей и возможностей Интернет, способствующих формированию информационно-коммуникативной культуры. Осуществлялось литературное оформление диссертации.
Научная новизна заключается в том, что:
разработаны теоретико-методологические основы моделирования структуры и содержания понятия "информационно-коммуникативная культура" как культурологического компонента в системе непрерывного образования, включая и дополнительное;
содержательной основой формирования информационно-
коммуникативной культуры является социокультурный подход, базирующийся на знаниях и умениях отражающих культурологическое содержание основных образовательных областей и учебных программ в системе непрерывного образования (словесность; культурная антропология; технологическая культура; физическая культура; психологическая культура; культура менеджмента; культура рекламы; исследовательская культура; социальная практики, этнокультура) и их ориентация на удовлетворение культурно-просветительских потребителей образовательных услуг;
- систематизированы традиционные и новые инновационные средства
психоло го-педагогической поддержки процесса формирования
информационно-коммуникативной культуры, включающие в себя:
телевидение, видео-компьютерные системы; мультимедиа, кейс технологии;
средства виртуальной реальности; электронный офис, поисковые системы;
интернет, электронная почта, электронные конференции, чаты, которые в
совокупности и обеспечивают поэтапное и непрерывное формирование у
обучающихся достаточно высокого уровня информационно-
коммуникативной культуры;
определены основные тенденции в становлении понятия
"информационно-коммуникативная культура" в процессе ее формирования
(непрерывность, личностная ориентированность, гуманизация и
демократизация, открытость образовательного пространства,
универсальность умений и навыков информационно-коммуникативного обеспечения профессиональной деятельности, многоканальное финансирование и др.)
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
- выявлены базовые основания, обеспечивающие системный подход к
структурированию компонентов информационно-коммуникативной
культуры (профессионально-ценностные ориентации, профессиональное
сознание, готовность к непрерывному профессионально-личностному
самообразованию и саморазвитию во взаимосвязи учебной и досуговой
просветительской деятельности и др.);
- определены и научно обоснованы структурно-содержательные
характеристики понятия «информационно-коммуникативная культура»,
включающие в себя профессиональные знания, умения и навыки
(квалификационный потенциал), работоспособность (психофизиологический
потенциал), креативные способности (творческий потенциал), способность к
сотрудничеству (коммуникативный потенциал), ценностно-мотивационная
сфера (нравственный потенциал), устойчивая личностная установка на
здоровый образ жизни. На этой основе разработана модель формирования
информационно-коммуникативной культуры молодежи.
определены педагогические принципы формирования информационно-коммуникативной культуры молодежи во взаимосвязи учебной и досуговой деятельности, включающие в себя: целостность и непрерывность обучения, воспитания и развития; социальное и профессиональное самоопределение; саморазвитие и само актуализация; диалогичность и коммуникативность и др.
разработаны критерии оценки уровня коммуникационно-коммуникативной культуры молодежи, отражающие совокупность когнитивных, мотивационно-личностных и деятельно-практических показателей.
Практическая значимость исследования и полученных результатов состоит в том, что:
разработаны научно-методические рекомендации по повышению информационно-коммуникативной культуры в системе непрерывного образования, включая дополнительное, самообразования и саморазвития на основе взаимосвязи учебной и досуговой просветительской деятельности.
разработаны и научно обоснованы образовательно-технологические процедуры и методический инструментарий формирования информационно-коммуникативной культуры в системе непрерывного образования, включающие общеобразовательные школы разных типов, профильные учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, учреждения профессионального образования различных типов и различной
ведомственной принадлежности;
- разработаны и апробированы программы факультативных курсов: «Информационо-коммуникативная культура» (35 часов).
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается: методологической обоснованностью исходных параметров исследования; применением апробированных методов исследования, опирающихся на принципы социокультурной детерминации образовательных систем и их цивилизационные и ценностные основания, на принципы профессионально-личностного развития и на применение совокупности методов, адекватных исследуемой проблеме, объекту, предмету, логике и задачам исследования; сопоставимостью теоретических положений с практикой; репрезентативностью источников исследования и экспертных оценок, полученных по результатам исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. "Информационно-коммуникативная культура" как компонент общей культуры личности, включает в себя следующие составляющие: деятельно-практические ориентации индивида, его готовность к освоению знаний, умений и навыков практического использования современных информационно-коммуникационных технологий в системе непрерывного образования и в повседневной практике; нравственно-психологический компонент, отражающий ценностные ориентации индивида, уровень развития его природных задатков и способностей; содержательно-информационный компонент, раскрывающий представления обучающегося о современных банках данных, информационных сетях и средствах программного обеспечения того или иного направления деятельности в системе непрерывного образования и культурно-просветительской деятельности; операционально-деятельностный компонент, дающий представление об уровне готовности обучающегося к развитию и саморазвитию (самопознание, самоуправление, самокоррекция) в системе непрерывного образования во взаимосвязи учебной и досуговой просветительской деятельности и др.;
2. Современная система непрерывного образования, включающая в
себя разнообразные образовательные учреждения, объединения и
организации различной ведомственной принадлежности, имеет реальные
материально-технические, кадровые и ресурсные возможности для
формирования информационно-коммуникативной культуры обучающихся на
основе использования современных образовательных информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ);
3. Обобщенная теоретическая модель структуры характеристик базовых
компонентов информационно-коммуникативной культуры, включает:
инновационность содержания, форм и методов учебного процесса,
предпринимательский характер производственной практики, творчество как
форму освоения учебного материала, партнерство и корпоративность,
образовательные технологии, обеспечивающие диагностические процедуры
оценки уровня готовности к социальному и профессиональному
самоопределению обучающихся и, в частности, уровня информационно-
коммуникативной культуры;
4. Образовательно-технологические процедуры и личностно-
ориентированные, развивающие педагогические технологии
(интерактивности, виртуального проектирования и другие), методический
инструментарий формирования информационно-коммуникативной культуры
включает различные виды информационно-коммуникационных технологий;
5. Совокупность критериев (когнитивного, мотивационно-личностного,
деятельно-практического) и показателей (антропоцентричность,
культур о сообразность, инновационность и др.) оценки уровня
информационно-коммуникативной культуры;
6. Педагогические принципы формирования информационно-
коммуникативной культуры (целостность и непрерывность
профессионально-личностного развития; социальное и профессиональное
самоопределение; саморазвитие и самоактуализация во взаимосвязи учебной
и досуговой культурно-просветительской деятельности; диалогичность и
коммуникативность и др.)
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы были доложены, обсуждены и получили одобрение на семинарах специалистов учреждений дополнительного образования, проводимых на базе Российской академии образования, Международной академии дополнительного образования, на ежегодной Всероссийской конференции «Юность, наука, культура» в г.Обнинске (2003 - 2006 годы), на республиканских конференциях: Москва (1998), С.Петербург (1999, 2001), Красноярск (2001), Оренбург (2002) и др.; на международных конференциях (Москва, 2000, Китай, 2002, Хорватия, 2004 и др.)
Отдельные теоретические положения и выводы нашли отражение в монографии "Профессиональное туристское образование", в учебниках и учебных пособиях для образовательных учреждений туристского профиля Республики Дагестан, в ряде регионов России и странах СНГ.
Учебный курс «Информационно-коммуникативная культура» успешно апробирован в Дагестанском государственном педагогическом университете.
Культурологический подход в изучении и формировании информационно-коммуникативной культуры
Известно, что в основе всех профессиональных действий современного специалиста находится человеческая личность. Поэтому стержневым компонентом в учебной, досуговой и профессиональной деятельности современного специалиста сферы человек - человек выступает осознание самоценности человека - носителя, хранителя и продолжателя культуры.
Известно, что термин «культура» - латинского происхождения, он восходит к латинскому cultura, что значит «возделывание», «обрабатывание», «уход». Соответственно «культура» - это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., a cultur - это возделывать, землепашец, скотовод, т.е. поселянин и земледелец.
Классическое понимание термина «культура» сформировалось в эпоху Просвещения и стало синонимом интеллектуального, нравственного, эстетического, т.е. разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Культурным стали называть человека начитанного и утонченного в манерах и поведении. Немецкое слово Kultur также означает высокий уровень цивилизации. В настоящее время насчитывается около 400 определений понятия "культура". Понятие мировая культура также весьма условно и являет собой лишь сумму национальных культур.
С разных точек зрения (А.А.Горелов (78), А.Б.Есин (119) и др.) культура предстает как понятие, определяемое следующими предикатами: результат, процесс, деятельность, способ, отношение, норма, система, проявление, степень и т.п., что подчеркивает многогранность и полифункциональность понятия "культура", необходимость осмысления его конкретно и в определенном контексте.
Ни литература, ни искусство, ни история, ни другие науки не решают вопроса о принадлежности тех или иных общественных явлений, событий, поступков, персонажей к миру культуры. Но никто не сомневается, что они -продукт общества, продукт культурной деятельности (познавательной, исполнительской, творческой и т.п.) человека.
Таким образом, при определении объема понятия "информационно-коммуникативная культура" мы должны решить следующие проблемы: определение места "информационно-коммуникативной культуры" в системе бытия, выявить отношение этого понятия к природе, обществу и человеку: исследование многомерного строения понятия "информационно-коммуникативная культура", обусловленного ее функциями в различных сферах деятельности человека; проявление ее сущности в многообразии конкретных культур, которое существует в социальном пространстве и социальном времени, филогенезе (развитие мира в целом) и онтогенезе (индивидуальное профессионально-личностное развитие человека); описание культурных феноменов; утверждение неповторимости и уникальности культурных миров; взаимоотношение феномена информационно-коммуникативной культуры и цивилизации, и т.д.
Задачи исследования понятия " информационно-коммуникативная культуры" специалиста, работающего в системе "человек - человек" обуславливает соответствующие методы. Понятие «метод» означает способ, путь, подход исследования, выступающие как совокупность приемов, операций познавательной деятельности, обеспечивающих ее соответствие природе изучаемого объекта, и как следствие - истинность познания. Их конкретный выбор определяется, во-первых, целями исследования, а во-вторых, трактовкой понятия «культура», его содержанием.
В нашем исследовании мы использовали ряд методов, в том числе: - эволюционный метод, который вместе с диалектическим методом исследования является частью исторического метода; -метод структурного анализа, который ориентирован на исследование взаимосвязей между элементами системы различных аспектов понятия "культура"; - метод функционального анализа нацеленный на исследование функций профессиональной культуры, т. е. значение, которое имеет культурный феномен, к примеру на конкурентоспособность специалиста. Согласно функциональному подходу, в понимании А.П.Владиславлева (71), профессиональная культура должна рассматриваться не в соотношении с другими, а как внутренне самодостаточная и целостная система, состоящая из набора элементов, связанных между собой функциональными отношениями. Основное внимание здесь уделяется способам удовлетворения потребностей, запросов, интересов людей, при этом каждый культурный элемент выполняет особую функцию. Этот метод нацелен на выявление общих функциональных законов, одинаковых для всех аспектов понятия "культура", и объяснение с их помощью любого культурного элемента. - компаритивный метод отражает популярное сейчас направление в изучении культуры в ходе ее «диалога» с другими культурами - сравнение культур по какому-либо основанию, признаку. Если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик тех или иных аспектов понятия "профессиональная культура" или "культура профессиональной деятельности", то речь идет об использовании типологического метода. - диалектический метод предполагающий рассматривать понятие "культура профессиональной деятельности" как развивающееся, внутренне противоречивое, многостороннее явление, требующее конкретного изучения. - метод системного анализа изучает феномен "культура" как единое целое, где все элементы связаны между собой и создают эмерджентные свойства, которых нет у отдельных элементов системы. Изучение таких свойств позволяет дать общее определение рассматриваемого понятия. - культурантропопогический анализ используется при рассмотрении понятия "культура" как совокупность конкретных ценностей, форм связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизм передачи культурных навыков от человека к человеку. - семиотический метод дает возможность рассматривать предмет нашего исследования культуры как форму общения людей посредством прежде всего языка (родного, иностранного, языка жестов и т.п.) - герменевтический метод В современном понимании герменевтика -это теория интерпретации (объяснения и понимания) текстов, содержащая правила интерпретации, анализ ее предпосылок (философских, психологических, культурных, религиозных), способов истолкования, различных сопутствующих тексту факторов, в том числе культурных. - биографический метод дает возможность для изучения культуры как характеристики человека, как «меры человеческого в человеке» предполагает опору на фактические события, поступки, суждения свершенные человеком в разные периоды его жизни, в различных ситуациях.
Категории культуры как основа формирования информационно-коммуникативной культуры.
Культура, как присущий человеку способ жизнедеятельности, является формой, средством, материальной и духовной жизни человека, и в конце XX, начале XXI вв. интенсивно осмысливается педагогической наукой, с точки зрения ее проникновения во все элементы человеческого бытия. В педагогическом исследовании культурного феномена мы ограничимся одной из составляющих, отдавая себе отчет в том, что нельзя охватить культуру во всех ее ипостасях и подробностях, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл, способы ее реализации, обращаясь к отдельным деталям и конкретным формам ее воплощения. Феномен культуры, как системное целое, невозможно представить простой суммой качества ее частей, ибо, будучи их синтезом, целое приобретает интегративные свойства, доминируются и обуславливаются состоянием частей системного целого.
Кроме того, известно, что в антроплогии понятие "культура" выражает, как минимум три момента: - культурное становление (просвещение) общества и человека; - совокупность (целостность) общественных и человеческих обычаев, традиций, привычек, учреждений и т.д.; - естественная целостность (система), противостоящая другим культурным целостностям. Культурное становление общества и человека предполагает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки человеческих отношений. В педагогике, такой подход определяется как гуманистический (от лат. humanus - человеческий, человечный). Категория профессиональной культуры является одним из самых часто употребляемых в научных публикациях, предметом изучения многих дисциплин. С различных точек зрения и с позиций разных познавательных задач культуру исследуют культурология (социальная и гуманитарная), религиоведение, социология, искусствоведение, этика, философия и др. Личностные характеристики (педагогическая работа; ценность личной жизни, личностного роста; ориентация на гуманистические принципы; активная деятельная жизнь, эффективность в делах; потребность в само актуализации (продвижение вперед, преодоление препятствий, принятие ответственности за свои действия; жизненная мудрость, уверенность в себе; аккуратность). 2. Профессиональные характеристики (уважение личности обучающегося; уровень развития; детство как особый период жизни обуагощегося; образовательное пространство как среда, способствующая развитию личности; осознание общественной значимости профессии; убежденность в правильности выбора; диалогичность процесса общения с окружающими; профессиональное саморазвитие; творчество в учебной, досуговой и профессиональной деятельности).
II. Систему профессиональных знаний, умений и навыков: 1. Психолого-педагогические знания (знание педагогики, дидактики, теории воспитания, психологии личности, развития и учения, знания о самом себе; знание теории и методики обучения и воспитания школьников; знание сущности и логики педагогического процесса; знание закономерностей возрастного и индивидуального развития обучающихся). 2. Предметные знания (знание предмета преподавания; знание содержания, методики и организации работы по профильной области знаний). 3. Культурологические знания (знание норм литературного языка, словарный запас, логика речи, техника речи -дикция, сила голоса, темп речи, тембр голоса, владение методами стимулирования внимания; знание и владение педагогом технологией создание благоприятной морально-психологической атмосферы, упреждения и разрешения конфликтов, личностной самопрезентации, основ психогигиены организации педагогического труда, человековедческая компетентность педагога; знание новых информационных технологий и др.). 4. Профессиональные умения и аналитические навыки -разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы и пр.); осмысливать педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; правильно диагностировать педагогическое явление; вычленять основную педагогическую проблему и способы ее оптимального решения; умение анализировать свои собственные действия; 5. Проективные умения - переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи; учитывать потребности и интересы детей, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества; планировать систему совместных творческих дел; планировать индивидуальную работу с детьми; отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планировать систему приемов стимулирования активности детей; планировать способы создания личностно-развивающей среды и поддержания связей с родителями и общественностью.
Объективное и субъективное, внешнее и внутреннее в содержании понятия "информационно-коммуникативная культура".
Человек как субъект и объект культуры, сам является культурной ценностью, и самую важную часть этой ценности составляют его потенциальные возможности творческого созидания, его природные задатки и способности.
И естественно, что адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов. Тем самым в культуре смыкаются как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей. Вне такого единства бытие человека невозможно.
Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как внешние (объективные) материальные, так и внутренние (субъективные) духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор, как субъект и объект культуры.
Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он - архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком. Существует ряд научных дисциплин, сосредоточившихся на описании и анализе феномена культуры и различных этносов. Специалистами различных областей науки сформулировано более 250 определений понятия "культура". В зависимости от подхода того или иного исследователя, изменяется и дефиниция определения. Этнографический как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества. Деятельпостный - внебиологически выработанный способ деятельности. Аксиологический, или целостный - система материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за свою историю. Социологический, как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях. Психоаналитический как узаконенная система норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы.
Идеалистический как высшее проявление человеческого духа. «Реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (М. Хайдеггер, 316).
Имагииативпый, как высший человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью иной, имагинативной, воображаемой реальности, т.е. посредством создания иллюзий.
Протекая в неразрывной связи со всеми общественными явлениями, процессы культуры имеют свою специфику и вбирают в себя общечеловеческие ценности. При этом творчество культуры не совпадает с творчеством истории. Для понимания этих процессов необходимо различать, например, материальное производство и материальную культуру. Первое представляет сам процесс производства и воспроизводства, а вторая -систему материальных ценностей, в том числе включенных в производство. Конечно, культура и производство связаны друг с другом: в области производства культура характеризует достигнутый человеком технический и технологический уровень, степень внедрения достижений техники и науки в производство. В то время как собственно производство материальных благ -это процесс создания новых потребительных стоимостей.
Точно так же неправомерно отождествлять духовное производство с духовной культурой. Духовное производство - это производство всевозможных идей, норм, духовных ценностей, а духовная культура - это и производство самих духовных ценностей, и их функционирование и потребление, в том числе в образовании, воспитании, различных формах человеческой жизнедеятельности и общения. И здесь между духовным производством и духовной культурой существует теснейшая связь и взаимодействие, но одно к другому при этом не сводится. Духовная культура включает в себя духовное производство и детерминирует его, а духовное производство содействует развитию духовной культуры.
Анализ соотношения культуры и общества с необходимостью ведет к пониманию культуры как системы материальных и духовных ценностей, вовлеченных в социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и познания, его общественные отношения, общественное сознание, социальные институты и т.д. Система духовных ценностей - это система нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок, их функционирование в конкретно-исторических условиях. Подобная трактовка ограничивает культуру от природы и одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. Культура выступает как определенный аспект последнего, тем самым проясняется ее социальная (объективная) природа, но вместе с тем не снимается и личностная (субъективная), человеческая природа культуры, высвечивается важная проблема соотношения культуры и общества.
Программа опытно-экспериментальной работы, ее логика и этапы
Построение нашего исследования предусматривало наличие традиционной для педагогического исследования системы компонентов, которые задают конкретные исследовательские процедуры и действия. Среди этих компонентов необходимо было выделить побудительные причины и мотивы исследования, логику и этапы. Учет субъективного фактора, его включенность в реально существующие условия проведения исследования, на наш взгляд, должно было увеличить степень объективности ожидаемых результатов.
Новый этап социально-экономического развития нашего общества обусловил необходимость выделения понятия "информационно-коммуникативная культура" как одного из ключевых понятий, характеризующих качество результатов функционирования системы непрерывного образования во взаимосвязи учебной и досуговой развивающей деятельности обучающихся.
Таким образом, возникла качественно новая задача - формирование информационно-коммуникативной культуры выпускников различных образовательных учреждений, от общеобразовательной школы до университета, используя возможности не только учебной, но и досуговой деятельности обучающихся.
Еще одна группа причин, обусловивших проведение исследования, относится к осознанию и стремлению преодолеть противоречия, связанные с построением единой муниципальной гуманитарной образовательной среды и низким уровнем информационно-коммуникативной культуры специалистов учреждений образования и культуры, обеспечивающих досуговую деятельность в свободное от основных учебных занятий время.
Общая логика исследования исходит из первоначального определения его направлений, которые были заданы выявленными и сформулированными нами противоречиями. Логика нашего исследования представлена в виде перечисления теоретических и практических задач, постановка и решение которых описывает исследовательский процесс.
В ходе исследования постоянно соседствовали задачи практического и теоретического характера, последовательное (а иногда и параллельное) решение которых обеспечивало движение вперед.
Например, когда в реальной практике возникало множество разнообразных подходов к организации информатизации муниципального образовательного пространства и одновременно гуманитаризации образовательного процесса направленного на формирование информационно-коммуникативной культуры обучающихся, в учебных планах образовательных учреждений, участвующих в нашем исследовании, мы пытались отразить одновременно общие идеи гуманитаризации и информатизации. При этом происходило первоначальное научное осмысление участниками коллективного исследования способов решения возникающих задач.
Заметим, что в тот период (вторая половина 80-х годов прошлого века) эти процессы наиболее бурно происходили в общеобразовательной школе и по месту жительства обучающихся. Были преобразованы традиционные внешкольные и клубные учреждения в центры дополнительного образования, созданы разнообразные авторские школы и студии, образовательная среда которых имела некоторые черты гуманитарной образовательной среды насыщаемой новыми информатизационно-коммуникционными средствами.
Первичное накопление и осмысление полученной информации сопровождалось выделением и конкретизацией проблемы исследования, обозначенной как создание теоретических основ построения путей и средств формирования информационно-коммуникативной культуры на фоне развития гуманитарной образовательной среды.
В связи с этим был обозначен определенный круг вопросов, которые требовали ответа: - выделение общих концептуальных позиций исследования; - раскрытие сущности понятий "информационно-коммуникативная культура" и «гуманитарная образовательная среда»; - установление функций информационно-коммуникативной культуры и гуманитарной образовательной среды как в учреждениях образования и культуры, так и в разнообразных объединениях по месту жиьтельства обучающихся; - создание технологии проектирования и механизмов формирования информационно-коммуникативной культуры в муниципальном образовательном пространстве. Приоритетной задачей для нас оставалась задача формирования у обучающихся информационно-коммуникативной культуры.
Теоретически ответить на поставленные вопросы было возможно, используя обширные эмпирические данные, полученные в ходе анализа преобразований, которые происходили в этот период в связи с изменением статуса большинства учреждений образования и культуры по месту жительства обучающихся.
Обязательным компонентом при формировании логики нашего исследования было создание научно обоснованной методики для оценки полученных результатов. Важнейшая часть такой методики - выбор показателей и критериев оценки результатов работы по формированию информационно-коммуникативной культуры.
Общим методологическим принципом, положенным в основу осуществления процедуры оценки результатов данного исследования, стало соответствие избранных критериев и показателей характеру результатов. Например, поскольку основными результатами исследования являются характеристики и процесс формирования информационно-коммуникативной культуры, то критерии оценки этого явления не должны быть строго логическими. То же самое можно сказать и о выборе показателей, характеризующих культурологический характер образовательной среды. Среди них были определены такие, которые определяют комфортность субъектов образовательного процесса, в единстве учебной и досуговой деятельности, степень включенности обучающихся в него и т.п.
В ходе третьего этапа исследования происходило уточнение теоретических позиций, проходила апробация новых форм выявления результатов образовательной деятельности (конкурсы, олимпиады, конференции, выставки работы обучающихся и т.п.) в различных образовательных учреждениях (общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования, клубы и студии по месту жительства обучающихся).
Оценка результатов исследования осуществлялась в том числе и с точки зрения их экстраполяции на другие образовательные учреждения, творческие объединения детей и взрослых, действующие в Республике Дагестан.
Логика исследования предполагает и установление определенной этапности его проведения. Необходимо отметить, что этапы исследования были соотнесены с этапами становления представлений о сущности информатизации образовательного пространства различных образовательных учреждениях, становления самого понятия "информационно-коммуникативная культура".