Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Методология изучения этнических аспектов преступности
1. Основные понятия 10
2. Понятие и предмет этнокриминологии 41
3. Криминологические концепции этнических аспектов преступности: критический анализ
Глава II. Характеристика этнических аспектов преступности
1. Криминальная политика в области этнических отношений 67
2. Криминологическая характеристика этнической преступности 99
Глава III. Криминологическая политика в области этнических отношений в России
1. Стратегия криминологической политики в области этнических отношений 125
2. Вопросы правового обеспечения криминологической национальной политики 150
Заключение 164
Список использованной литературы 174
- Криминологические концепции этнических аспектов преступности: критический анализ
- Криминальная политика в области этнических отношений
- Криминологическая характеристика этнической преступности
- Стратегия криминологической политики в области этнических отношений
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Сложный характер реализации реформ в России привел к обострению проблемы национально-этнических противоречий. Вспышки национального экстремизма, спорадически возникающие на пространствах бывшего СССР, вооруженные конфликты и столкновения, разделяющие народы, - все это стало приметой новейшей российской истории. "Новая для России геополитическая и международная ситуация, негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества создают прямую угрозу национальной безопасности страны, - говорится в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. - Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных, общественных формирований, способствуют усилению национального сепаратизма, создают благоприятные условия для возникновения конфликтов на этой почве... К числу факторов, усиливающих угрозу нарастания национализма, национального и регионального сепаратизма, относятся массовая миграция и неуправляемый характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов страны. Основными причинами этого являются последствия распада СССР на национально-территориальные формирования, провалы национальной и экономической политики как в России, так и в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на национально-этнической почве"1. В этой связи вопросы анализа этнических аспектов преступности приобретают особую актуальность.
Этнические аспекты преступности проявляются в международных и межгосударственных отношениях, на федеральном и региональном уровнях. Они усматриваются в проблемах транснационализации преступности; в появлении и существовании преступных формирований, организованных по этническому при знаку; активных процессах криминальной миграции; специализации и профессионализации этнических преступных группировок в определенных сферах криминального и теневого бизнеса. Напряженность в межнациональных отношениях используется в целях политического манипулирования и незаконного обогащения. В крайнем виде это выражается в политике геноцида - действиях, направленных на полное уничтожение национальных, этнических, расовых или религиозных групп. Такая политика осуществлялась в фашистской Германии, ее рецидивы проявляются и в настоящее время.
Этнические аспекты преступности в советской криминологии относились к табуированной тематике. Область межнациональных отношений считалась священной и свободной от каких-либо негативизмов, тем более имеющих криминальное содержание. Поэтому соответствующие исследования ранее не осуществлялись, и основы криминологической политики в области межэтнических отношений не разрабатывались. Интерес к данной проблематике в российской криминологии возник лишь в последние годы (по вполне объективным причинам, а не только потому, что сняты идеологические запреты), однако систематические научные исследования в этом направлении только начинаются. Можно констатировать, что исследовательское "поле" здесь настолько велико, что требует приложения усилий многих специалистов-криминологов.
Проведение научных изысканий в данном направлении необходимо для решения практических задач: получения информации, значимой для определения стратегии геополитики, рационализации криминологической политики в области межэтнических отношений на федеральном и региональном уровнях, разработки нового и совершенствования действующего законодательства.
Деликатная тема отношений между этносами, всегда требовавшая максимальной осторожности в оценках и суждениях, превратилась в предмет многочисленных политических спекуляций. К участию в обсуждении начали привлекаться недобросовестные ученые, некоторые политики стали опираться на исторические фальсификации, преследуя свои субъективные цели, связанные с борь
бой за власть. Национальная карта рассматривалась в качестве беспроигрышной в политических дискуссиях, что служило провоцирующим фактором в развитии этнических отношений.
Логика национальной политики в Российской Федерации, в которой проживают более ста народов, предполагает нейтрализацию негативных явлений в ее содержании. Стремление народов к самоопределению не должно приводить к разрушению государственного пространства или во всяком случае - реализовы-ваться экстремистскими средствами и методами.
В условиях общего снижения качества жизни возрастает опасность усиления враждебности различных социальных групп, в том числе дифференцированных по этническому признаку. Это - нежелательная тенденция, которая требует внимательного изучения с тем, чтобы определить стратегию ее преодоления. Следует продолжить поиск политики, возвращающей нации к добрососедским отношениям, основанным на доверии друг к другу, исключающей всякую подозрительность и взаимные обвинения. Преодоление вражды - вот генеральный путь межэтнического взаимодействия, обладающий мощным антикриминогенным потенциалом.
Развитие межнациональных конфликтов подчиняется определенным закономерностям, которые требуют специального изучения, привлечения специалистов различных отраслей знания. Следует отметить, что наибольшую активность в научной разработке данной проблемы проявляют социологи. Количество исследований, осуществленных криминологами, исчисляется единицами. Между тем криминологический аспект межэтнических конфликтов просматривается довольно отчетливо. Здесь и столкновения между преступными группировками, имеющие определенную этническую окраску, и массовые беспорядки, характеризующиеся политической ориентацией, и расовая дискриминация, и возникновение ситуаций, связанных с нападениями на жителей, избранных по этническому признаку в качестве жертв преступлений, и многое другое, что требует самостоятельного научного анализа.
Таким образом, проведение диссертационного исследования по избранной теме целесообразно и необходимо.
Цели и задачи исследования. Теоретическая цель - познание, анализ этнических аспектов преступности, обоснование важности создания самостоятельного научного направления - этнокриминологии. Прикладная цель - определение рациональной криминологической политики в области межэтнических отношений, разработка правовых вопросов ее обеспечения.
Для достижения указанных целей диссертационное исследование решает следующие задачи:
- определение состояния проблемы, уточнение понятийного аппарата;
- разработка понятия и предмета этнокриминологии как криминологической теории среднего уровня;
- критический анализ криминологических антропологических теорий;
- характеристика форм криминальной этнической политики;
- изучение этнических аспектов преступности в современной России;
- установление теоретических оснований криминологической политики в области межэтнических отношений;
- разработка предложений по правовому обеспечению рациональной эт-нокриминологической политики.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является этнокриминология как самостоятельное научное направление. В качестве предмета исследования выступают криминальная этническая политика, политическая, организованная, общеуголовная этническая преступность и предпосылки принятия соответствующих мер антикриминального воздействия.
Методологическую основу исследования представляет диалектический метод познания социальной действительности, специальная социологическая, криминологическая и уголовно-правовая литература. В диссертации использованы исторический и сравнительно-правовой подходы, общенаучные методы ин
дукции и дедукции, аналогии, статистический, конкретно-социологические методики анкетирования, интервьюирования, наблюдения, контент-анализа.
Выводы и предложения диссертационного исследования базируются на действующем законодательстве Российской Федерации, фундаментальных трудах этнографов (В.П.Алексеева, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, Р.Ф.Итс, В.И.Козлова, В.А.Тишкова, С.А.Токарева, Н.Н.Чебоксарова), работах известных криминологов (Г.А.Аванесова, Ю.М.Антоняна, Ю.Д.Блувштейна, С.В.Бородина, К.К.Горяинова, С.Е.Вицина, Ю.А.Воронина, Ю.Н.Демидова, А.И.Долговой, И.И.Карпеца, М.П.Клейменова, Г.М.Миньковского, В.Н.Кудрявцева, Н.Ф.Кузнецовой, В.В.Лунеева, Р.А.Сабитова, В.С.Овчинского, П.Г.Пономарева, В.П.Ревина, А.Н.Харитонова, В.Е.Эминова, А.М.Яковлева и др.), исследованиях специалистов в области межэтнических отношений (Р.Г.Абдулатипова, А.Р.Аклаева, Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробижевой, А.Г.Здравомыслова, Г.У.Коротеева, Э.А.Паина, А.А.Попова, Г.У.Солдатовой, А.А.Сусоколова).
Эмпирическую базу исследования составили материалы ведомственной статистики МВД России о преступности за 1995-1998 гг., результаты опросов населения (1996 г. в Омске и Иркутске - 154 респондента, 1997 г. в Омске - 139 человек) , 152 сотрудников криминальной милиции из регионов Сибири (1997-1998 гг.).
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые дается комплексный криминологический анализ этнических аспектов преступности, раскрывается содержание этнокриминологической политики и формулируются в связи с этим предложения по ее совершенствованию. Ранее указанные проблемы лишь фрагментарно затрагивалась в работах криминологов (В.И.Гладких, В.В.Лунеев), специалистов в области уголовного права (Е.В.Кунц, Р.А.Сабитов), оперативно-розыскной деятельности (Г.С.Кудряков, В.Г.Неклюдов,
Е.П.Приходько).
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Целесообразно выделение самостоятельного научного направления -этнокриминологии - специальной криминологической теории, исследующей этнические аспекты преступности, ее причины, анализирующей признаки и проявления криминальной этнической политики, разрабатывающей основы антикриминогенной стратегии в области межэтнических отношений.
2. Изучение этнических аспектов преступности должно осуществляться с позиций социальной, а не биологической антропологии. Социальная антропология, в отличие от биологической ("телесной"), нацелена на познание не внешних, физиологических признаков, а внутреннего, духовного мира человека, обеспечивающего его активность в социо-культурной реальности. Основная проблема социальной антропологии - объективизация продуктов духовного мира человека.
3. Формами криминальной этнической политики выступают рабство, расовая дискриминация, геноцид. В реальной политической деятельности (в том числе в отдельных регионах России) имеются тенденции их проявления.
4. Этническая преступность подразделяется на три вида (политическая, организованная и общеуголовная), каждый из которых заслуживает самостоятельного изучения и анализа.
5. Приоритетными объектами антикриминогенного воздействия в рациональной криминологической политике в сфере межэтнических отношений выступают ксенофобия, интеграция криминальных этнических образований, дискриминация по этническому признаку, геополитические угрозы.
6. Действующее уголовное законодательство целесообразно дополнить нормой, предусматривающей ответственность за расовую дискриминацию.
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в возможности и целесообразности использования его результатов для дальнейшего изучения проблемы криминологических аспектов национальной политики в
России, внесения коррективов в действующее законодательство, совершенствования отдельных сторон деятельности правоохранительных органов.
Приведенная в диссертации информация представляет интерес для работников органов внутренних дел с точки зрения выявления направлений и тактических приемов профессиональной деятельности с категориями правонарушителей, выделенных по этническому признаку. Результаты исследования имеют значение для практики законотворчества и правоприменения.
Апробация результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры криминологии и профилактики преступлений Омского юридического института МВД России. Материалы и результаты исследования используются в учебном процессе Восточно-Сибирского института, Омского, Сибирского юридических институтов МВД России при преподавании курсов криминологии и профилактики преступлений. Основные итоги исследования докладывались на международных и всероссийских конференциях в Иркутске (1996-1999 гг.), Омске - (1996-1998), изложены в публикациях автора.
Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, внедрены в деятельность подразделений уголовного розыска ГУВД Краснодарского края и Кемеровской области, УВД Новосибирской, Омской и Томской областей.
Криминологические концепции этнических аспектов преступности: критический анализ
Связь этнического фактора с преступностью исследовалась и развивалась в рамках антропологического направления криминологии. Создатель этого направления Ч. Ломброзо опирался на естественнонаучное направление дарвинизма, материалистические воззрения, руководившие трудами френологов, получившие особенное распространение в 60-х годах прошлого века. В результате была выдвинута и обоснована атавистическая теория преступного человека - современного дикаря, находящегося на низшей ступени развития, по своим природным качествам стоящего ближе к животному миру.
Следует сказать, что идея о природном (прирожденном) характере преступного поведения высказывалась и до Ломброзо. Так, австрийский врач и анатом Ф. Галль (1758-1828) - основатель науки о шишках на черепе - френологии, утверждал, что по внешнему рельефу черепной коробки можно судить о внутренних побуждениях человека, в том числе о преступных наклонностях. Идея зависимости поведения человека от строения его тела вообще имеет глубокую традицию в эзотерических учениях древности, включая хиромантию и физиогномику2. Однако Галль не считал, что преступные влечения людей, данные им от природы, полностью определяют совершение преступлений. Он полагал, что "преступления являются продуктом индивидов, их совершающих, а следовательно, их характер зависит от природы этих индивидов и от тех условий, в которых эти индивиды находятся; лишь принимая во внимание эту природу и эти условия, можно правильно оценивать преступления"1. Именно Ломброзо во главу угла с самого начала выдвинул антропологический фактор, придал ему определяющее значение, лишь позже под воздействием критики смягчив этот главный свой вывод признанием влияния на преступное поведение условий внешней среды. Вот как сам Ч. Ломброзо описывает историю своего открытия: "Внезапно, однажды утром мрачного декабрьского дня, я обнаружил на черепе каторжника целую серию ненормальностей... аналогичную тем, которые имеются у низших позвоночных. При виде этих странных ненормальностей - как будто бы ясный свет озарил темную равнину до самого горизонта - я осознал, что проблема сущности и происхождения преступников была разрешена для меня"2.
Антропологический подход к детерминации преступного поведения выражается в концепции прирожденного преступника. Наряду с проведением параллелей между преступностью среди животных и людей, признанием атавистического характера генезиса преступности, а преступника - дикарем, воскресшим в современной цивилизации3, отдельно выделяется и криминогенное влияние этнического фактора - расы. Влиянию расы Ломброзо вообще придает большое значение. В своей работе "Гениальность и помешательство" он пытается доказать выдвинутый тезис на примере евреев, утверждая, что среди них, с одной стороны, много гениальных людей, а с другой - поразительно много помешанных1 (это при том, что сам Ломброзо родился в еврейской семье!). В труде "Политическая преступность и революция" воздействие фактора расы выдвигается на первый план, что "ярко иллюстрируется при сравнении резко вьфаженного революционного духа некоторых народностей с абсолютной апатией, проявляемой другими, жи-вущими при такой же климатической и социальной обстановке" .
Особо подчеркивается политическая неустойчивость и склонность к бунтам долихоцефалов (длинноголовых), которые по сравнению с брахицефалами (короткоголовыми) наиболее революционны (галлы севера Франции, ирландские кельты и парижане). Так, утверждают Ломброзо и Ляски, бельгийские потомки галлов валлоны до такой степени склонны к излишествам и насилиям, что большинство анархических бунтов, происшедших за последние годы в каменноугольном округе Льежа, населенном валлонами, приписывается их расовому характеру". Кретины, психопаты и преступники в громадном большинстве случаев принадлежит к числу ультра-брахицефалов4.
Существенное значение придается белокурому типу: "В общем в эволюции человечества черные брахицефалы и продукты их скрещивания играли роль простых солдат при главном штабе, состоящем из белокурых долихоцефалов... Но этого мало. Возьмем антропологическую статистику Франции, Германии, Англии, Италии, Швейцарии, Бельгии - одним словом, всех европейских государств, стоящих во главе прогрессивного движения. Во всех в них наибольшую способность к культуре проявляют области, населенные по преимуществу блондинами. В этих областях мы находим наивысшее развитие народного просвещения, торговли, промышленности, путей сообщения и наименьшее количество убийств, одним словом - высшую степень нравственного и умственного прогресса. Во Франции, например, наиболее прогрессивными являются департаменты северные, в Швейцарии - немецкие кантоны, в Германии - области, населенные саксонцами и фризами, в Великобритании - те графства, в которых англосаксы преобладают над кельтами.
Напротив того, черноволосые народы, заселяющие берега Средиземного моря, повсюду стоят на низшей ступени развития, как, например: иберийцы, кельты восточной Европы, древние лигурийцы, семиты, иранцы в Персии и Индии, цингары, берберы, копты, абиссинцы. Все эти народы как бы остановились на различных стадиях древней и средневековой цивилизации - халдейской, ассирийской, египетской, финикийской, греческой, римской или арабской"1.
Идеи Ломброзо, которые вначале были восприняты с огромным энтузиазмом, как настоящий переворот во взглядах на природу поведения человека (в том числе - преступное), нашли большой отклик среди ученых не только в Италии, где последователями его учения (хотя и более осторожными и взвешенными в суждениях) были Э. Ферри и Гарофало, но и в других странах, включая Россию. Характерно, что сторонники антропологического подхода, как и Ломброзо, пытались доказать обоснованность защищаемой ими теории обширными эмпирическими данными.
В США Э. Хутон в конце 30-х гг. настоящего столетия обследовал в десяти штатах 17077 человек, из которых 3208 были законопослушными гражданами, а остальные - преступниками. Проводилось сравнительное измерение преступников и непреступников по 20 признакам (рост, вес, объем грудной клетки и т.п.), социологическое исследование по 10 (возраст, пол, религия и др.) и морфологическое исследование по 33 признакам (качество волос, цвет кожи и пр.)2. Хутон значительно усилил расовый подход, который только намечался в работах Ломброзо. Расовая принадлежность людей объявлялась им главенствующей в структуре преступного поведения.
Криминальная политика в области этнических отношений
Наиболее древней формой криминальной этнической политики является рабство. Рабство существует с незапамятных времен. Оно возникло в период, когда первобытное общество достигло такой производительности труда, что стало выгодным заставлять работать взятых на войне или в ходе набегов пленных, чем убивать их. Рабство было довольно распространено в Шумере, Ассирии, Вавилоне, Греции, Риме1.
Работорговля с самого начала имела этнический оттенок. На невольничьих рынках ценились, например, скифские рабы, славяне, фракийцы2. Широкие масштабы работорговля приобрела в средние века. Как прибыльный бизнес она существовала вплоть до середины XIX века. Основным объектом работорговли стали африканцы - представители многих племен - от сенегальцев и суданцев на севере до банту и готтентотов на юге. Наиболее крупными из племен, поставлявших рабов в Соединенные Штаты Америки, были фула, короманти, эбо и племена, населявшие Анголу".
Этот бизнес изначально был криминальным по способу действий: негров похищали, захватывали в ходе нападений, используя обман, подкуп вождей племен, которые обладали большей или меньшей диктаторской властью. Криминальным бизнес был и по обращению с рабами. Их перевозили в нечеловеческих условиях, в результате чего многие невольники сходили с ума, слепли, умирали. На невольничьих судах поддерживалась зверская дисциплина. Рабов, которые осмеливались протестовать, избивали плетями, им отрубали руки или головы, выбрасывали живыми на съедение акулам. С больными поступали также жестко1. Важно подчеркнуть, что этот бизнес долгое время находился под протекторатом государств, поданные которых занимались работорговлей. Первенствовала Великобритания. Существовали даже английские законы, в соответствии с которыми рабам устанавливались "санитарные нормы": рабу-мужчине разрешалось при перевозке занимать площадь около 1,8 м в длину и 0,4 м в ширину, женщинам и детям полагалось значительно меньше места2.
Только в 1807 г. Соединенные Штаты и Англия официально осудили международную работорговлю и объявили о ее запрете под страхом тяжелого наказания. В Соединенных Штатах закон был принят 2 марта 1807 г. и вступил в силу с 1 января 1808 г., в Англии - вступил в действие с 1 мая 1807 г. Ранее - в 1802 г. запретила работорговлю в своих владениях Дания, несколько позднее -в 1819 г. -Франция3.
Рабство в более или менее скрытых формах существовало на протяжении всего XIX столетия и в начале XX века в связи с колониальной политикой капиталистических государств. Поэтому в 1926 г. была принята Конвенция относительно рабства4. Документ о присоединении СССР (правопреемником которого является Россия) депонирован Генеральному Секретарю ООН 8 августа 1956 г.
В статье 1 Конвенции определено, что 1) рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них; 2) торговля невольниками включает всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как вообще всякий акт торговли или перевозки невольников.
7 сентября 1956 года принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, которая вступила в силу для СССР 30 апреля 1957 г,1 В этой Конвенции предусмотрены формы "подневольного состояния", которые признаны международным сообществом недопустимыми, требующими упразднения или отмены: долговая кабала, крепостное состояние, выдача женщины замуж без ее согласия за вознаграждение и др. В Конвенции говорится (ст. 3):
"1. Перевозка или попытка перевозки рабов из одной страны в другую какими бы то ни было транспортными средствами или соучастие в таковых считается уголовным преступлением по законам участвующих в настоящей Конвенции государств, и лица, признанные виновными в этих преступлениях, подлежат суровым наказаниям...
3. Участвующие в настоящей Конвенции государства обмениваются информацией с целью обеспечения практической координации принимаемых ими в борьбе с работорговлей мер и уведомляют друг друга о каждом случае работорговли и о каждой попытке совершить такое преступление, о которых им стало известно".
Работорговля для мира, вступающего в XXI век - "век высоких технологий", казалось бы, не более, чем смутный отголосок прошлых эпох. Однако в Российской Федерации имеется субъект, в котором работорговля процветает и приносит высокие прибыли. Это Чечня, Чеченская Республика Ичкерия, провозгласившая свою независимость, но получающая финансовую и материальную помощь от России и являющаяся ареной древнего криминального промысла, оживленного чеченскими боевиками. Речь идет о похищении (захвате) людей с целью получения выкупа за них. Как известно, подобной формой работорговли промышляли еще пираты. Так, в свое время ими был захвачен Гай Юлий Цезарь, за которого потом заплатили огромный выкуп. Цезарь угрожал пиратам, что поеле его освобождения из плена задержит их и казнит мучительной казнью. Он сдержал свое обещание. Правда, "по своей природной мягкости", как пишет Све-тоний, он обошелся с пиратами более гуманно, чем обещал: приказал их сначала заколоть, а потом распять1.
По данным ГУБОП МВД России, на территории Чечни сейчас действуют двадцать семь бандформирований, специализирующихся на похищении людей в целях получения выкупа. Их лидерами, в основном, являются полевые командиры. В целом же, по оперативным данным, к похищениям людей имеют отношение более 150 организованных преступных групп (ОПГ). В отношении их лидеров и наиболее активных участников заведено 159 дел оперативного учета. По ним проходят Н. Бажиев - заместитель министра внутренних дел Чечни, А. Бараев - бригадный генерал, бывший личный телохранитель 3. Яндарбиева, В. Арсанов - бывший премьер-министр ЧРИ. По оперативной информации последний является идейным вдохновителем и координатором похищения людей в Чечне и за ее пределами. Причастны к этому бизнесу 3. Яндарбиев - бывший и.о. президента ЧРИ и "полевые командиры" Ш. Басаев и С. Радуев2. Все это указывает на то, что современная работорговля в Ичкерии возникла и получила развитие под фактическим протекторатом чеченских властей.
Криминологическая характеристика этнической преступности
С самого начала следует оговориться, что "этническая преступность" -условный (операциональный) термин, охватывающий криминологическую реальность, которая связана с этническим фактором и проявляется в механизме преступной деятельности, в формировании криминальных объединений, непосредственно в совершении преступлений. В этой связи, учитывая неоднородность криминологической реальности, целесообразно выделить три вида этнической преступности: политическую, организованную и общеуголовную.
Особенность политической этнической преступности в том, что за ее проявлениями стоят интересы этнократии - этнических политических элит, которые используют межнациональные противоречия в собственных интересах, раскручивая маховик межэтнической вражды и столкновений.
В.В. Лунеев указывает на возможность стихийных межнациональных столкновений, которые могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений против личности, собственности, общественного порядка1. Однако, как свидетельствует анализ межнациональных конфликтов в период распада СССР, все они были политически и идеологически организованы: за всеми этими конфликтами находились интересы политических сил, стремившихся к власти. Толпа, совершавшая преступные деяния, выступала орудием исполнения чужой воли.
В настоящее время публикуются документы, которые помогают понять механизм задействования этнического фактора в стремлении определенных политических сил захватить власть. В качестве примера приведем данные о событиях в Тбилиси в апреле 1989 г.
По свидетельству В. Васильева (бывшего в то время заместителем Главного военного прокурора), к этому периоду резко активизировали свою деятельность националистически настроенные силы, которые объединились в ряд неформальных организаций. Постепенно нагнетая напряженность, лидеры объединений сменили лозунги на националистические, открыто пропагандирующие идеи шовинизма, национальной исключительности, унижения других наций и народностей. Активную деятельность развернули лидеры экстремистских формирований Гамсахурдия, Костава, Церетели и Чантурия, которые, разжигая межнациональную вражду, ратовали за введение в Грузию иностранных войск и вступление в НАТО. Нагнетались антирусские настроения. В ходу были лозунги: "Русские - оккупанты!", "Русские, вон из Грузии", "Русские, убирайтесь из нашего дома!". Ораторы - экстремисты призывали "умереть во имя народа", "пролить кровь".
Толпы митингующих (их число доходило до восьми тысяч человек) "подогревались" спиртными напитками, которые в массовом порядке доставлялись на митинги и бесплатно раздавались среди собравшихся. Из свидетельских показаний: "8 апреля около 16 часов у Дома правительства я слышала, как тысячи людей скандировали "Зиг хайль!" Я видела много людей в нетрезвом состоянии, видела металлические прутья на земле..." Толпа вооружалась камнями, палками, бутылками с зажигательной смесью, самодельными пиками, обрезками металлических труб.
Военной прокуратурой был достоверно установлен факт наличия специальных отрядов боевиков, сформированных из числа экстремистски настроенных лиц. Чтобы помешать митингующим покинуть площадь, все подходы к ней были блокированы грузовиками, которые экстремисты накануне захватывали по всему городу, заставляя водителей перегораживать улицы. Дальнейшие события, связанные с вытеснением митингующих с площади, привели к жертвам с обеих сто рон. От толпы пострадали 189 военнослужащих, среди гражданских лиц были ранены 200 человек, погибли 16 (большинство - в давке)1. Причина этому - не только неумелые действия властей, но и стремление организаторов беспорядков пролить кровь.
Разжигание межгосударственной, межнациональной розни стало, по существу, основой политики отдельных стран. Провозгласив свою независимость в период распада СССР, политическая элита новых государственных образований пошла по пути создания и тиражирования мифов об экспансионистской политике России, великодержавном шовинизме русских, хищнической эксплуатации ресурсов и труда коренного населения этих государств. Таким образом, стержнем идеологической политики стали не восстановление или поиск одухотворяющих ценностей, а конструирование "образа врага", нагнетание разрушительных процессов, стремление объединиться на основе межэтнической вражды и ненависти,
Ясно, что ненависть не может быть объединяющим началом: государственная политика, исповедующая эту идею, неизбежно ведет к краху. Нагнетание антироссийских и русофобских настроений в некоторых независимых государствах - бывших республик СССР - не привело к обретению ими экономического могущества, процветания, повышению уровня жизни населения. Становится ясно, что подчеркнутая антирусскость, выраженная в политике, скрывает алчные устремления национально-политических элит: грабеж собственного народа.
Политические реформы в СССР, приведшие к его распаду, начинались с межнациональных конфликтов, которые демонстрировали притязания республиканских этнократий на независимость собственной власти от центра. Межнациональные конфликты в руках этнократий стали инструментом манипулирования политической ситуацией. В самом начале, когда был организован армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха, цель манипуляторов состояла в отвлечении внимания Центра от коррупционных процессов в республиках и недопущении повторения "узбекского дела" в Армении и Азербайджане. Расчет политических элит, вступивших в сговор, оказался точным. Центр не смог взять ситуацию под контроль, более того, он выбрал наихудшую стратегию -принципиальное невмешательство в конфликт. Логика рассуждений строилась следующим образом: 1) события продолжали оцениваться как незначительные и случайные, не имеющие долгосрочных и существенных последствий; 2) считалось , что поддержка одной из сторон обязательно приведет к отколу от Центра противоположной стороны, что рассматривалось как худшее зло, чем межрегиональный конфликт регионального масштаба1.
Принципиальная слабость Центра, показавшая отсутствие ответственной позиции в национальной политике, привела к перерастанию конфликта в войну, к широкомасштабному насилию, но главное - спровоцировала межнациональные конфликты в других регионах. Этнократии других республик убедились в эффективности манипулирования межэтническими взаимоотношениями в собственных интересах и взяли этот прием на вооружение.
Стратегия криминологической политики в области этнических отношений
Обострение межэтнических противоречий после начала реформ, сопровождающееся их резкой криминализацией и криминогенностью, диктует необходимость пристального внимания к поиску, установлению и познанию причиннного комплекса такой социодинамики, обусловливает стремление противопоставить ему рациональную политику, направленную на снижение напряженности межнациональной конфронтации, защиту интересов этноса, блокирование негативных процессов развития рассматриваемых общественных отношений. Важным элементом такой политики выступает криминологическая политика.
Под криминологической политикой в литературе предлагается понимать деятельность в области профилактики преступлений1. Некоторые авторы полагают, что уровень криминологии более высок, хотя и они признают подчиненное положение этой науки по отношению к общей теории борьбы с преступностью2. На наш взгляд, такое понимание ограничивает содержание криминологической политики и требует уточнения. Во-первых, следует учесть, что криминология -наука стратегического уровня, именно она концентрирует усилия по анализу развития событий, связанных с общественно опасными проявлениями, разработке комплексных мер, "разрушающих" реализацию нежелательных прогностических сценариев. Во-вторых, именно криминология "транслирует" усилия других наук в область антикриминогенного воздействия на преступность. В-третьих, именно криминология формулирует цели и задачи с той степенью широты и такого уровня конкретности, которые обеспечивают оптимальную эффективность социального управления.
С учетом сказанного под криминологической политикой целесообразно понимать усилия государства в лице компетентных органов, направленные на разработку и осуществление научно обоснованной и отвечающей международным стандартам деятельности по антикриминальному воздействию на причинный комплекс преступности, криминогенные группы населения и личность правонарушителей.
В криминологической политике можно выделить два блока, требующих тщательной теоретической проработки: идеологический (доктринальный) и стратегический.
Первый блок криминологической политики в области этнических отношений основывается прежде всего на мировоззрении, в котором определены "высшие ценности" нации, народа. В этой связи следует напомнить, что "высшие ценности" в России на протяжении тысячелетий диктовались восточной ветвью христианства - Православием, где национальный вопрос решен однозначно и окончательно. Это становится ясным из следующей цитаты.
"Следует предостеречь христианина от увлечения национальными интересами и от национальной нетерпимости.
По существу у христианина есть лишь одно отечество, стать членом которого он должен стремиться всеми своими силами, это отечество Царство Небесное и будущий "Новый Иерусалим"1.
Вспомним, что Господь "завещал" нам "Царство" (Лк. 22, 29). Наши же сограждане - те, кто стремится "наследовать" "новую землю". Здесь национальное единство, как и физическое родство, не имеет никакого значения.
Христианин по духу интернационален. Апостол Павел пишет, что христианин это тот, кто "обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кор. 3, 10-11).
Автор цитируемых слов профессор, доктор физико-химических наук, глубокий религиозный мыслитель и ревностный христианин Н.Е. Пестов - наш современник (1892-1978). Его свидетельство авторитетно и поэтому, но особенно ценно оно своей глубиной и верностью "памяти предков".
Русский (по духу, а не по происхождению) человек всегда отличался терпимостью (этнонациональной, религиозной и пр.), из-за чего в православной России столетиями мирно уживались сотни племен и народов и никогда не было целенаправленной политики геноцида по этническому, религиозному или какому-либо иному признаку.
В этой связи следует решительно возразить против тенденции, искажающей характеристику национального вопроса в истории России и чреватой проявлениями национального экстремизма. Она выражается в попытке возрождения неоязычества как "истинной веры" русского народа. Именно эту идею пропагандируют организаторы различных лжепатриотических объединений типа Русского Национального Единства (РНЕ), Национально-республиканской партии России. По существу, они предлагают в качестве духовной основы объединения русской нации оккультизм.
Идеология оккультизма - поклонение Злу - антиобщественна сама по себе. Она неизбежно принимает опасные, экстремистские формы, в какие бы сферы не вторгалась. Не является исключением и национальный вопрос. Поэтому "возрождение" русского национализма в виде утверждения арийского происхождения славянского этноса, "нового" обретения язычества с поклонением стихиям природы (Матери Земле, Солнцу и пр.), руническими знаками в виде свастики (совершенно неважно, в какую сторону направлены ее лучи) - все это не что иное, как копирование идеологии гитлеровского фашизма, и уже по этой причи невызывает обоснованные опасения относительно возможных действий со стороны членов соответствующих националистических организаций. Не вызывает сомнения, что такие организации (в частности, РНЕ) в принципе должны быть запрещены, поскольку они являются провокаторскими.
Об этом свидетельствует поведение руководителя РНЕ Баркашова, на котором лежит вина за трагическую гибель поверивших ему юношей и девушек в октябре 1993 г.
В идеологическом плане следует также отметить опасность реанимации антропологических теорий и перенесения их в область этнической политики (в том числе криминологической). Это опасение не является беспочвенным, о чем свидетельствует, например, такое высказывание: "Исследования в области клинической криминологии продолжаются, хотя от широкомасштабных пенитенциарных экспериментов отказались. Тем не менее общество с надеждой присматривается к результатам научных работ, психологов, психофизиологов, психиатров, кибернетиков. Не исключено, что будущее в воздействии на преступность будет принадлежать клиницистам - если им удастся найти радикальный гуманный способ модификации поведения"1.
Подобные высказывания представляют мнение той группы ученых, которые придерживаются наукоцентричных воззрений, участвуя в то же время в создании и тиражировании лженаучных теорий.
Справедливо отмечал Питирим Сорокин, что теория чистых рас оказалось мифом; их нет, как нет и специально немецкой или английской крови. С антропологической точки зрения, германская раса, например, представляет смесь поляков, ободритов, вендов и других славянских племен. В настоящее время чистота крови сохраняется разве только на конских заводах, выводящих "чистокровных" жеребцов, да в хлевах йоркширских свиней. Суть национального вопроса не имеет отношения к расовым признакам самим по себе: "национальные вопросы " составляют одну из глав общего учения о правовом неравенстве членов одного и того же государства1.