Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход) Григорьева Ольга Борисовна

Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход)
<
Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход) Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход) Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход) Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход) Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход) Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход) Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход) Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход) Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Григорьева Ольга Борисовна. Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : Биробиджан, 2004 207 c. РГБ ОД, 61:04-13/1835

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретико-методологические предпосылки развития национально-региональной системы специального образования

1.1. Теория и методология исследования особенностей развития национально - региональной системы специального образования Забайкалья . 14

1.2. Этнические и этнопедагогические основы развития национально - региональной системы специального образования Забайкалья . 26

1.3.Эволюция отношений народов Байкальского региона к лицам с отклонениями в развитии: историографический аспект. 42

1 4 Принципы развития национально - региональной системы специального образования Забайкалья. 67

2. Особенности развития национально - региональной системы специального образования Забайкалья в XVIII - XIX веках

2.1. Этнические особенности населения Забайкалья и их проявление в развитии национально-региональной системы специального образования. 86

2.2. Роль декабристов в развитии национально-региональной системы специального образования Забайкалья 106

2.3. Организационные основы развития национально-региональной системы специального образования Забайкалья 123

3. Развитие национально - региональной системы специального образования Забайкалья в советский и постсоветский периоды

3.1. Дети с отклонениями в развитии в советском Забайкалье: отношение общества и государства . 144

3.2. Влияние унифицированного подхода на развитие системы специального образования Забайкалья. 158

3.3. Возрождение национально - региональных традиций в развитии системы специального образования Забайкалья. 169

Заключение 183

Библиография 186

Введение к работе

В каждую историческую эпоху образование играет особую роль и является непреходящей ценностью для любого человеческого сообщества и каждой отдельно взятой личности. Образование для человека с отклонениями в развитии тем более ценно, так как оно способствует включению в социум, достижению им максимально возможной самостоятельности и независимости в изменяющихся условиях жизни.

Очевидным является тот факт, что в современных условиях логика развития образования, в том числе специального, не совпадает с логикой развития общества. Построенная на тенденциях сегрегации детей с особыми образовательными потребностями, национальная система специального образования уже не может в полной мере соответствовать запросам общества. Наблюдается расхождение целей системы специального образования с целями - ценностями, декларируемыми обществом. Сущность этого явления заключается в том, что специальным образованием утеряна селективная - социоцентрированная функция, которая в должной мере должна отвечать ценностным ориентирам, мировоззрениям и запросам различных групп и категорий детей с проблемами в развитии, обеспечивать условия для установления взаимного соответствия между индивидом и социумом, представлять не только структурированную информацию, но и систему отношений, ценностей, составляющих основу социализации благополучной личности.

В связи с этим сегодня необычайно актуализируется проблема выявления исторически сложившихся аксиологических основ системы специального образования, которые определяют ее функционирование, эволюцию и вместе с тем устойчивое, поступательное развитие. Для исследования этого феномена к настоящему времени созданы необходимые теоретические и практические предпосылки.

Среди этих предпосылок можно назвать интерпретации системы образования как выражения ценностей конкретной культуры, которые исполняя роль аттракторов, приводят в действие общественный механизм самоорганизации и саморазвития определенного социального института.

С этих позиций существенное значение имеют труды, раскрывающие аксиологические основы образования (А.К.Абишева, В.Айнштейн, Н.А.Асташова, В.И.Аршинов, Н.Г.Баженова, Л.В.Блинов, Е.В.Бондаревская, В.П.Зинченко, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Н.М. Назарова, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова и др.), а так же особенности построения синергетических моделей социально-педагогических систем. (В.И.Андреев, М.В.Богуславский, В.Г.Виненко, Т.М.Давыденко, В.А.Игнатова, Л.М.Лузина, М.В.Соколовская, Е.Н.Степанов, Н.М.Таланчук, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.)

Для анализа мировоззренческой доминанты этносов важными являются работы философов, психологов, историков, этнографов, этнопедагогов, в том числе, идея сохранности архаического отмеченная в трудах выдающихся мыслителей В.Г. Белинского, Л.С. Выготского, И.А. Ильина, И. Канта, В.О. Ключевского, Г. Лебона, Г.Г. Шпета и др.

Незыблемость ценностных параметров сознания человека этнической культуры отражена в работах Д. Банзарова, Л.Н. Гумилева, М.И. Гамбоевой, Ю.А. Кимелева, Ю. Лотмана, П.А. Сорокина, И.С. Урбанаевой и др.

На эффективность процесса воспитания с опорой на этнические ценности указывали в своих педагогических трудах Г.Н. Волков, СИ. Гессен, Б.С. Гершунский, А.А. Деркач, В.Г. Крысько, Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др. Анализ особенностей обучения и воспитания в этнической культуре этно сов Забайкалья в той или иной мере освещен в трудах Л.Л. Абаевой, Ф.Ф. Бо лонева, В.Г. Богораза, Ц. Жамцарано, Т.А. Константиновой, А.Е. Кулаковского, Л. Линховоина, А. Потаниной, Е.Г. Петряева, Л.П. Окладникова, Ж.Т. Тумунова и др. В теоретическом аспекте существенное значение для проводимого исследования имеют труды Д.И. Азбукина, А.Г.Басовой, А.И. Дьячкова, X.C. Замского, освещающие историю становления специального образования и его отдельных направлений. Проблемы становления национальных и региональных систем обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии освещены в работах Г.С. Акиевой, А.В.Безлюдовой, И.М. Бобла, Л.А. Гараниной, К.Е.Глазуновой, В.В. Коркунова, Э.Э. Мяги, A.M. Минасян, А.Н. Нигаева, И.А. Юдиной и др. Системный подход к организации коррекционно-педагогической помощи рассматривается в трудах О.Л. Алексеева, Г.В. Кумариной, В.В. Коркунова, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Л.М. Шипициной, С.Г. Шевченко и др. Гуманистический подход в специальном образовании отражен в исследованиях В.М. Астапова, А.С. Белкина, В.В. Воронковой, С.Д. Забрамной, В.А. Лапшина, В.В. Линькова, Н.М.Назаровой, В.П. Пузанова, Г.Е. Сухаревой, Н.Д. Шматко и др.

Проблемы социализации лиц с отклонениями в развитии рассматривались в работах Е.Ф. Ачильдиевой, И.М. Бгажноковой , К.П. Беккер, Л.С. Выготского, А.И. Гаурилюса, В.П. Гудониса, Л.М. Шипициной и др.

Анализ интеграционных процессов в специальном образовании и возможные пути интеграции представлены в работах Е.Ф.Ачильдиевой, И.М.Бгажноковой, К.П.Беккер, Л.С.Выготского, А.И.Гаурилиса, В.П.Гудониса, Л.М.Шипициной, К.Д.Щматко, И.В.Цукерман и др.

Между тем анализ литературы свидетельствует о том, что: фактически отсутствует концептуально целостное интегративное осмысление исторически сложившегося регионального опыта обучения и воспитания детей с проблемами в развитии в Забайкалье; отсутствуют исследования, касающиеся эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии, анализ ценностных параметров в этнотрадиционной культуре населения Байкальского региона. не изучены предпосылки становления национально - региональной системы специального образования в дореволюционном периоде и элементы организации системы обучения и воспитания детей с от клонениями в развитии в условиях глубокого экономического кризиса двадцатых годов прошлого века в процессе смены общественного строя; Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью сохранения традиционных гуманистических ценностей в национально - региональном опыте обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и отсутствием соответствующих историко - педагогических, этнопедагогических и культурологических исследований, которые были бы направлены на их изучение и дальнейшее развитие.

В ситуации социокультурной и образовательной нестабильности, ценностного вакуума необычайно актуализируется изучение аксиологических оснований национально - региональной системы специального образования Забайкалья и выявление ценностных ориентиров ее дальнейшего развития. С учетом этого был сделан выбор темы исследования: «Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья: аксиологический подход», проблема которого заключается:

в выявлении особенностей развития национально - региональной системы специального образования Забайкалья;

в определении влияния аксиологических ориентиров, отражающих отношение этносов к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности, на уникальность исторического развития системы специального образования Забайкалья;

в обосновании роли аксиологических ориентиров, выступающих в качестве внутренних ресурсов национально - региональной системы специального образования, в процессах ее самообновления и саморазвития в соответствии с общественными потребностями.

Цель исследования: выявить специфику развития национально-региональной системы специального образования Забайкалья, изучить ее аксиологические основания.

Объект исследования - национально-региональная система специального образования Забайкалья.

Предмет исследования — особенности развития национально - региональной системы специального образования в контексте аксиологического подхода.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования в нем решались следующие задачи:

Изучить, систематизировать и обобщить научные, литературные, архивные и статистические материалы по развитию специального образования Забайкалья в 18-19 веке, в советский и постсоветский период;

Определить значимость этнического компонента в аксиологически -ориентированном развитии национально - региональной системы специального образования Забайкалья;

Выделить принципы, определяющие аксиологическую направленность развития национально - региональной системы специального образования Забайкалья, доказать их историчность и значимость, в том числе и на современном этапе;

Определить роль и значение аксиологических ориентиров в самоорганизации и непрерывном самообновлении национально - региональной системы специального образования Забайкалья.

Теоретико-методологическая основа исследования Теоретике - методологическую основу исследования составили: современные философские, психологические, общенаучные концепции в сфере культуры и образования; общенаучная теория систем; аксиологический подход к изучению историко-педагогических явлений и процессов; теория самоорганизации и саморазвития открытых, неравновесных систем; теория «архетипов» К. Юнга; современные философские, психологические, общенаучные концепции этнического феномена.

В качестве концептуальных основ исследования развития системы специального образования использовались подходы, изложенные в Законе РФ «Об образовании», в документах, принятых на Всемирной конференции в г. Саламанке (1994г.), концепции социокультурной политики в отношении инвалидов (1997г.), концепции реформирования системы специального образования (1999г.).

В исследовании использовался комплекс методов историко-педагогического характера: сравнительно - сопоставительный анализ (анализ, синтез, аналогия, актуализация, систематизация), историко-структурный (выявление основных системообразующих компонентов изучаемой концепции), конструктивно - генетический (формирование позитивных, актуальных для современной теории и практики обучения выводов на основе изучения генезиса проблемы); методы практического исследования: интервьюирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

Источниковедческую базу исследования составили: философская, историческая, историко-педагогическая, психолого-педагогическая литература; общая и педагогическая периодика и публицистика; монографии, диссертации и сборники научных статей, посвященные методологическим, общепедагогическим, психолого-педагогическим, историко-педагогическим, дидактическим вопросам; материалы, отражающие духовную культуру народов Забайкалья и устное народное творчество; материалы Читинского Государственного архива; беседы, интервью.

При определении хронологических рамок мы опирались на результаты историографического изучения проблемы: начало эволюции отношений народов Байкальского региона к лицам с отклонениями в развитии относится к ранним ступеням антропогенеза; предпосылки становления национально - региональной системы специального образования рассматриваются с момента освое ния Забайкалья русскими людьми (17-19 век); становление государственной, региональной системы специального образования относится к 20 годам 20 века и по наши дни. Организация исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2003гг. по этапам: этап (1998-2000) - теоретический анализ состояния проблемы, изучение научных, литературных и архивных источников, разработка программы исследования. этап (2000-2001) - разработка теоретических основ исследования и определение научного аппарата. этап (2001-2003) - теоретическое осмысление и обобщение полученного материала, оформление исследования. Научная новизна исследования: проанализированы и введены в научный оборот новые и недостаточно изученные материалы по истории обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в Забайкалье, неизвестные и малоизвестные архивные документы; на основе документальных источников выявлены и описаны национально - региональные особенности и собственные тенденции развития системы специального образования Забайкалья; выделены и обоснованы системообразующие принципы развития специального образования Забайкалья; определена роль аксиологических ориентиров в генезисе развития системы специального образования Забайкалья, в ее непрерывном самообновлении, в процессах ее самоорганизации и саморазвития. дополнен научный фонд современных исследований по проблемам становления региональных систем специального образования.

Теоретическая значимость исследования

Материал исследования дополняет и обогащает соответствующие разделы теории и истории специальной педагогики конкретным материалом, рас и крывающим специфику построения специального образовательного пространства Забайкалья.

Результаты работы восполняют пробел в социо - культурной и историко -педагогической области знаний по эволюции отношений народов Байкальского региона к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности, особенностям становления процесса обучения и воспитания проблемных детей. Практическая значимость исследования

Теоретические выводы и фактологический материал исследования способствуют разработке лекционных курсов по истории специального образования, служат основой для создания спецкурсов по исследуемой проблеме в рамках национально - регионального компонента. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания базовых курсов «Специальная педагогика», «История педагогики (общей и коррекционной)», при повышении квалификации практических работников системы специального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: использованием комплекса методов, адекватных задачам исследования (в первую очередь анализ архивных источников); широкой базой исследования (источниковой, управленческой, практической); ведением поискового исследования в единстве с практической деятельностью (результаты исследования включены в учебный процесс Читинского института повышения квалификации работников образования, Читинского представительства БГГГИ, использовались при подготовке энциклопедии Забайкалья).

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы рассматривались и обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики Биробиджанского Государственного педагогического института, Центра коррекционной педагогики Читинского института повышения квалификации работников образования. Материалы дис

сертации докладывались на региональных научно - практических конференциях «45 лет логопедической службе Забайкалья» (Чита 1998 г.), «Непрерывное образование Забайкалья: итоги, перспективы: к 60-летию ЧИПКРО» (Чита 1998 г.), «Специалист в области коррекционной педагогики: каким ему быть в 21 веке» (Чита 1999 г.), «Дети - сироты. Проблемы их реабилитации» (Чита 2000 г.), «Аксиологическая направленность в специальном образовании» (Биробиджан 2001г.), «Специальное образование: итоги, перспективы» (Красноярск 2002 г.), «Реабилитация инвалидов: проблемы и пути решения» (Чита 2002 г.), «Забайкальский регион: диалог культур» (Чита 2003 г.). Результаты исследования отражены в ряде статей, опубликованных в сборниках научных трудов, информационно - педагогических вестниках и материалах научно -практических конференций. Материалы исследования используются при чтении лекций, проведении семинарских занятий для студентов факультета коррекционной педагогики БГПИ, слушателей курсов повышения квалификации Читинского ИПКРО.

На защиту выносятся следующие положения:

Национально - региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья обусловлены этническим компонентом, в котором аккумулированы архетипические идеи и ценности населения региона, определяющие его отношение к лицам с отклонениями в развитии;

Наиболее существенные идеи и ценности, формирующие мировоззрение этносов и передающиеся из поколения в поколение формализуются в системообразующие принципы, которые определяют аксиологическую направленность развития системы специального образования Забайкалья;

Выступая в качестве внутренних ресурсов национально - региональной системы специального образования Забайкалья, аксиологические ориентиры являются необходимым общественным механизмом ее са моразвития и самоорганизации, обеспечивая при этом непрерывное самообновление, жизнеспособность и действенность. Структура диссертации представлена введением, тремя главами, за-,ключением.

Теория и методология исследования особенностей развития национально - региональной системы специального образования Забайкалья

Для разработки методологии исследования считаем необходимым выделить ряд концептуальных идей, которые позволят нам определить собственные тенденции развития системы специального образования Забайкалья, ее национально - региональную специфику. Стратегия нашего исследования строится на основе взаимодополняющих подходов, которые мы выделяем в качестве таких идей: идеи системного подхода, идеи аксиологического подхода и идеи синер-гетического подхода. Необходимо подчеркнуть, что из данного диапазона подходов доминирующим в нашем исследовании является аксиологический подход, благодаря которому определяется качественное своеобразие развития национально-региональной системы специального образования. Наш интерес к ценностному отношению объясняется тем, что оно является психологическим регулятором социального процесса на различных его уровнях, оно обеспечивает необходимую «психоэнергетику», эмоциональную заряженность различных идиологем, через которые осуществляется эта регуляция. Сами же идеологемы могут выполнять свою функцию в том случае, если они способны мобилизовать соответствующее ценностное отношение его участников. Именно оно в значительной степени определяет, как складывается у них относительно единое представление о целях действия, средствах их достижения, своих функциях, правах и обязанностях, как этот образ будет соотнесен с аналогичными идеоло-гемами, выработанными другими социальными субъектами, группами, институтами.

Главными составляющими подхода являются основные понятия, которые выступают в качестве ведущего инструмента исследования. Понятийная составляющая представляет собой совокупность понятий, одно из которых является ключевым. В системном подходе такую роль играет понятие «система», в аксиологическом - «ценность», в синергетическом - «самоорганизация и саморазвитие».

В настоящее время в научной литературе можно найти несколько сотен дефиниций понятия «система». В нашем исследовании под понятием системы мы понимаем совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенное единство [41;347]. Каждая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой проявляет свою целостность. В теории систем разной сложности системы условно подразделяются на технические, биологические, социальные и смешанные.

К социальным относятся образовательные системы, в том числе и система специального образования. Образовательными называют такие разновидности социальных систем, в которых, вследствие целенаправленного взаимодействия отдельных личностей или социальных групп, происходят их изменения, соответствующие целям образования. Цели образования определяются социальным заказом общества и реализуются образовательными системами. Образовательные системы - это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе [162;53]. Они открыты влиянию социума, в них происходит образование личности, обретение ею того или иного образа, соответствующего потребностям самой личности и общества. В качестве составляющих образовательных систем могут рассматриваться различные социальные институты, которые в той или иной мере выполняют образовательную функцию, в том числе семья, образовательные и культурно-образовательные учреждения, средства массовой информации, общественные организации и объединения, различные трудовые коллективы. По определению В.Н. Никитенко, под образовательными системами понимается совокупность педагогических и социокультурных составляющих, целенаправленное взаимодействие которых способствует развитию личности и социальных групп в соответствии с их собственными и общественными потребностями и возможностями [162; 12].

Система специального образования представляет собой особый социальный институт, развитие которого обусловлено «цивилизационными трансформациями» [196;28]. Понятие «система специального образования» имеет существенные различия в зависимости от сложившихся традиций, социокультурного развития общества и отдельных групп населения, региональных представлений о единстве образовательного пространства [130;8]. Под системой специального образования мы понимаем совокупность специальных образовательных условий: специальные (коррекционные) учреждения, специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среду жизнедеятельности, педагогические, медицинские, социальные и иные услуги.

Многообразие элементов, отношений, внутренних и внешних факторов развития и функционирования образовательной системы определяет необходимость ее системного изучения. В основе системного подхода лежит изучение объектов как систем: раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход выступает как одно из связующих звеньев между общефилософской методологией и методологией специальных наук. Он, по определению Д.М.Гвишиани, представляет собой «междисциплинарную методологию особого типа, обеспечивающую такую интеграцию знаний, при которой специальные науки сохраняют свою самостоятельность и специфичность, не сводятся одна к другой, но их фактические данные и теоретические построения объединяются вокруг системных методов исследования как общего способа, интегрирующего научное знание в целях повышения его практической эффективности» [82;54].

Для своего обоснования и развития системный подход нуждается в использовании философского знания, в частности, принципа системности. Под принципом системности понимается принцип, согласно которому «явление объективной действительности, рассмотренное с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия составляющих его частей, образует особую гносеологическую призму, или особое «измерение реальности». В содержание принципа системности входят философские представления о целостности объектов мира, о соотношении целого и его частей, о взаимодействии системы со средой в тесной связи с социальным развитием и запросами общества, являющимися одним из условий существования системы [101 ;98].

Этнические и этнопедагогические основы развития национально - региональной системы специального образования Забайкалья

Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности сегодня рассматривается не только как объект социально - педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающий условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество [196;33-34]. Гуманистическая социокультурная концепция, принятая Россией в отношении лиц с ограниченными возможностями, - признание безусловной ценности каждой человеческой личности и ее прав на достойное существование - требует критического переосмысления традиционных ценностных оснований системы специального образования.

В условиях смены парадигмы специальной педагогики, определения новых подходов и перспектив развития специального образования возникает острая потребность в обращении к этническим ценностям, представляющимися вечными и незыблемыми в изменчивом настоящем.

По утверждению К.Г. Юнга, нет ни одной существенной идеи, либо воззрения без их исторических прообразов. Все они восходят к лежащим в основании архетипическим праформам, образы которых возникли в то время, когда сознание еще не думало, а воспринимало [316;47].

В памяти человека есть область, в которой хранится опыт предшествующих поколений, передающийся по наследству, так называемое «коллективное бессознательное». «Коллективное бессознательное» населяют архаичные или первоначальные образы, существующие с древних времен.

В современной науке большое внимание уделяется устойчивым стереотипам этнического образа жизни того или иного народа, своего рода этнокуль турным архетипам, определяющим особенности его мировоззрения. Понятие «архетип» было развито К.Г. Юнгом в работах по аналитической психологии [315]. Согласно его теории, «коллективное бессознательное», выражением которого являются архетипы, включает в себя память всего человеческого рода, передающуюся по наследству. Это совокупность эталонов поведения, на которые человек опирается в определенных ситуациях.

Л.В. Блинов отмечает, что «с аксиологической точки зрения архетипы -это изначальные ценностные ориентиры, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления в ответ на какой - либо объект или событие» [28;26]. В отличие от инстинктов, врожденных программ поведения, архетипы являются биологически передающимися формами психического регулирования. Они не являются творением культуры. Еще И. Кант заметил, что мертвые управляют живыми. Эту мысль К. Маркс воспроизвел в следующих словах: «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых...».

В высказываниях Г. Лебона отмечается, что судьбой народа в гораздо большей степени руководят умершие поколения. «Столетия за столетиями они творили идеи и чувства и, следовательно, все побудительные причины нашего поведения. Умершие поколения передают нам также свои мысли. Мы несем тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели» [137;313].

Идеи гетерогенности человеческого мышления, объясняющие сохранность архаического, встречаются в работах Л.С. Выготского. В исследовании о формировании понятий он писал: «Формы поведения, которые возникли очень недавно в человеческой истории, обитают среди самых древних» [61; 168].

Отечественный этнолог СВ. Лурье называет архетипические представления «этническими константами», которые закладывают незыблемость ценностных параметров сознания человека этнической культуры [142; 61-74].

Согласно его концепции, у каждого этноса есть некий центр общества -средоточие ценностей и верований, определяющих природу сакрального, священного для каждой культуры. Этнос обладает неким внутренним, не осознаваемым ни его членами, ни внешними наблюдателями культурным стержнем, который определяет согласованность действий его членов, является выражением некоего общего содержания, определенных норм морали, нравственности, этики социальных отношений. Б.С. Гершунский отмечает, что набор этих ценностей обусловлен особенностями территории проживания, историческими традициями, верованиями, национально - этническими особенностями. Он представляет собой гармоничное единство, систему, вбирающую в себя опыт чувственного, интеллектуального и духовного освоения человеком окружающего мира [85;29].

У каждого народа свой менталитет, свои ценности. В чертах его характера проявляется коллективное бессознательное как совокупность мировоззренческих установок, превратившихся в принципы и привычки, как система укоренившихся способов, форм и норм жизнедеятельности, отражающихся в традициях, стереотипах поведения [297;28]. В своем хозяйственном, бытовом, духовном обиходе он руководствуется, подчас того и не подозревая, багажом этнически-универсальных, национальных идей, стереотипов, смыслов, полученных в наследство. Каждый этнос выступает творцом самобытной культуры, уникального способа жизнедеятельности, который и служит его отличительным признаком.

В исследовании Ю.В. Ивановой отмечается, что в каждой этнической культуре существуют устойчивые стереотипы поведения, способы жизнедеятельности, придающие целостность и устойчивость социуму. Они закладывают основы этнически выраженного мировоззрения. Согласно теории Юнга, актуализация архетипа есть возвращение к архаическим качествам духовности. Вместе с тем, актуализация прошлого - это проективное моделирование будущего. Активное присутствие архетипических традиций является условием сохранения самобытности и целостности этнической культуры.

Своеобразие мировоззрения народов обусловлено национально - этническими особенностями, жизненными приоритетами, традициями и религиозными верованиями. На ранних этапах формирования этносов одним из решающих факторов был конфессиональный. Сегодня этот признак существует преимущественно в виде основных мировых религий.

Этнические особенности населения Забайкалья и их проявление в развитии национально-региональной системы специального образования.

Исторически сложившийся региональный опыт обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии формируется на основе аксиологических ориентиров, которые заложены в сознании народа и передаются им из поколения в поколение. Принципы, определяющие развитие национально-региональной системы специального образования, являются выражением определенных норм морали, нравственности, этики социальных отношений к лицам с отклонениями в развитии. Отражая мировоззрение народа, они впоследствии адаптируются и влияют на выбор вариантов саморазвития и самоорганизации системы обучения и воспитания данной категории детей.

Важной характеристикой системы специального образования Забайкалья, объясняющей ее региональные черты, являются этнические особенности населения, выражающиеся в принятии данной категории людей, терпеливого и гуманного к ним отношения, осознания самоценности «не такого как все» человека, необходимости включения его в социальную жизнь рода и общества.

При анализе данного феномена необходимо учитывать своеобразие формирования населения региона. Для обеспечения Нерчинских заводов, являющихся собственностью царствующей семьи, рабочей силой правительство приняло ряд соответствующих указов. В 1722 году был издан указ «О ссылке преступников в Дауры на серебряные заводы» [192;47], в 1739 году - указ «Об отсылке мастеровых и рабочих людей за пьянство и игру в карты и в кости в Сибирь» [192; 104]. В 1760 году издается указ об отправлении на Нерчинские заводы колодников обоего пола, солдат и матросов, ненадежных к исправлению. В 1769 году смертная казнь заменяется ссылкой на Нерчинские заводы [222;51]. В 1780 году на каторгу в Нерчинские рудники прибыло значительное число ссыльных, лишенных дворянства и воинских чинов, так называемых "секретных". 13 сентября 1797 года вышел царский указ, в котором говорилось: «Смертоубийц ... произносителей дерзких слов противу Императорского Величества, равно возмутителей народа ... осужденных на каторгу вместо смертной казни, по наказании кнутом, отправлять на работы в Нерчинск» [45; 12-13]. Для обеспечения Нерчинских заводов продовольствием, царское правительство переселяло в Забайкалье пашенных крестьян. Так, в 1750 году в Забайкалье переводилось до 4 тыс. душ крестьянского и посадского населения, в 1799 году указом «О заселении земель полуденного края» переправлялось 10 тысяч душ с семьями и одинокие не старше 45 лет. В 1801 году для отправки в Забайкалье было назначено 2000 душ помещичьих крестьян [45;47]. К 1810 году в южное Забайкалье было выдворено более 1 тысячи душ. По исчислениям В.К. Андриевича, в 1818 году население Забайкалья составляло 194904 души обоего пола, из которых 112676 было русских. Уже к середине XIX века население Забайкалья исчислялось в 327908 душ, при этом число коренных жителей составляло 111580, семей старообрядцев - 17880 человек [45;53].

Поток ссылаемых в Забайкалье значительно увеличил количество людей с отклонениями в развитии. Этому способствовали тяжелые условия, в которых проходило заселение «полуденного края». Прибывающие в Забайкалье из центральной части России после изнуряющего перехода испытывали сильное воздействие на человеческий организм неблагоприятных субэкстремальных факторов, вызывающих адаптационные реакции и патологические процессы. Из-за резкоконтинентального климата, длительного холодного периода, глубокого сезонного промерзания почвы степень зависимости человека от природы была необыкновенно высока. Кроме того, изнурительный труд на Нерчинских Заводах, недостаток питания приводили к болезням и быстрому истощению организма, к преждевременной старости или ранней инвалидизации. Подтверждением этому может служить рапорт лесничего Александровского лесничества

Главному управлению Нерчинского горного округа. «...Эти люди в буквальном смысле слова - едва ноги таскают от постоянного недоедания, массы необходимых работ по устройству и для пропитания, и недостатку рабочих рук; живут в тесноте самой крайней при обстановке самой нездоровой, во временных избушках и землянках, от сырости мокрых от пола и до потолка, буквально полунагие, сплошь и рядом имеющих одну пару дырявой обуви на несколько душ семьи» [222;51].

Значительному росту числа людей с отклонениями в развитии способствовала ссылка помещиками в Забайкалье вместо здоровых крепостных крестьян, по указу от 17 января 1765 года, пожилых людей, калек и больных. Об этом свидетельствует донесение сибирского губернатора Чичерина на имя императрицы, в котором он писал: «Помещики шлют своих дряхлых и больных крепостных, покупая их по дешевой цене и выгодно используя рекрутские квитанции» [45].

Наибольшие проблемы у местных властей возникали с лицами, имеющими психические заболевания. Поэтому в 1768 году был издан царский указ, предписывающий оказывающихся в Сибири сумасшедших людей, «не имеющих своего пропитания, отсылать в монастыри, где имелось не полное по штату число монахов» [192; 104].

Тем не менее, согласно историческим источникам, у царского правительства не было планомерной и четкой политики по заселению Забайкалья. От этого в первую очередь страдали старые, больные и увечные люди. Так, например, в 1750 году значительное количество поселенцев было направлено в Колывано-Воскресенский завод. Однако вскоре правительство по ходатайству Нерчинского начальства решило переправить их в другие места Сибири: «за старостью и разными болезнями выслать, не оставляя никого...». Часть из них определялась на поселение в Забайкалье, но местное воеводское и горное начальство усмотрело, что «за незаведением от новопоселенных пашен от иных дряхлых и увечных и престарелых бродяг...вместо пользы, в хлебе и харчевых припасах последует пуще ныняшнего дороговизь, а паче опасно и недостатку...». Больных людей, стариков и детей гоняли по Сибири, усугубляя их положение. В донесениях сибирского административного переселения отмечалось: «...много престарелых и увечных, не имеющих жен и детей, и сущих бродящих по миру и к поселению ни по каким обстоятельствам негодных, а многие из таких дорогою, а другие по прибытию туда и померли...» [305; 17].

Факторами, определяющими высокую смертность, инвалидизацию населения и увеличение количества лиц с отклонениями в развитии являлись повторяющиеся эпидемии оспы, чумы, брюшного тифа. В июне 1746 года Нерчин-ский воевода доносил Иркутской канцелярии, что в «минувших 1743, 1744, 1745 божеским попущением, тяжкими болезнями, а именно, горячкою, а наипаче оспою, во всем Нерчинском воеводстве российского народу и верноподан-ных ясачных инородцев мужика и женска полу померло много число» [160;268].

Дети с отклонениями в развитии в советском Забайкалье: отношение общества и государства

Ценностные ориентации населения Забайкалья в отношении детей с отклонениями в развитии обеспечивали эмоциональную заряженность идиологем, основой которых выступало признание самоценности аномального ребенка, его прав на достойное существование через включение в социальную жизнь наравне с нормальными сверстниками. Ценностное отношение, являясь психологическим регулятором социального процесса, определяло направления развития системы обучения и воспитания данной категории детей. В дореволюционный период в развитии национально - региональной системы специального образования Забайкалья наметилось несколько путей эволюции. В зависимости от условий реализовывалась одна из возможных форм ее организации, одна из потенциальных структур, которая была адекватна одной из форм самоструктура-лизации системы. Сама система специального образования в дореволюционном Забайкалье так и не была оформлена. Тем не менее, в рамках анализа развития национально - региональной системы специального образования, опираясь на синергетический подход, мы позволим себе сделать некоторые предположения:

в случае введения всеобщего обучения в Забайкальской области, проект сети и финансовый план которого интенсивно разрабатывался директором народных училищ П.А. Олевинским в 1916 году, возможно, возникла бы необходимость в структурном оформлении национально - региональной системы специального образования.

система, очевидно, выбрала бы ту структуру функционирования, которая сочеталась с мировоззренческими ценностями населения Забайкалья, основывалась на исторически выработанных принципах гуманизации, социализа ции и интеграции, что, на наш взгляд, несомненно, поставило бы ее в один ряд с передовыми системами специального образования стран Западной Европы.

Однако революция 1917 года, принесшая с собой смену государственного строя, идеологии, ценностных ориентации, морально-этических и культурных норм, изменила и вектор развития национально - региональной системы специального образования. Идеи и мировоззренческие ценности, веками вырабатываемые этносом, в одночасье были обесценены и разрушены. Лишенная цементирующей основы система замерла в ожидании, обескровленная голодом и разрухой, гражданской войной и ожесточенной борьбой за власть в Забайкалье.

Наиболее страшным последствием гражданской войны, по мнению исследователя психологии российского крестьянства В.Г. Короленко, явился «развязанный ею красный и белый террор, определивший тотальное разрушение личности» [129;191]. Внимание к детям, больным, старикам, убогим отошло на задний план: по сути, об этой категории населения долгое время в Забайкалье некому было заботиться. После принятия Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (1918г.) изменилось положение церкви, которая лишилась возможности оказывать прежнюю социальную помощь тому, кому она была необходима. Чуждая самой идеологии социалистического строя филантропически благотворительная деятельность была запрещена, упразднены все благотворительные общества, братства, ведомства.

Функцию социально-педагогической помощи в Забайкалье взяли на себя органы государственной власти, однако справиться с ней были не в состоянии. Наиболее беспомощной и незащищенной частью населения являлись дети и инвалиды. В апреле 1922 года из-за бедственного положения своих подопечных забастовали служащие инвалидного дома. «...Неспособным двигаться, грозит голодная смерть, остальные ходят, побираются» [286; 16]. Архивные материалы свидетельствуют о бедственном положении детей детского дома №2 г.Читы: «из 45 детей от 3-х до 8-лет, 3 мальчика больны туберкулезом, 14 - экземой и чесоткой. Температура в комнатах значительно ниже комнатной, что объясняется недостаточным отпуском топлива учреждению, окна промерзли, и от них веет холодом. Совершенно не отпускается продуктов, предназначенных для детского питания, не получается молоко, масло, какао, манные и овсяные крупы, рис и прочее. Дети более трех недель остаются без молока и сахара» [279;64].

В январе 1922 года был подписан протокол о передаче Дома Трудолюбия в городское самоуправление «в виду отсутствия у Облуправления средств для нормального содержания дома» [279; 12]. На это решение городское самоуправление ответило, что «принимает к сведению, но само обеспечение призреваемых начать может лишь с того времени, когда Правительством ДВР будут отпущены средства» [279]. Передача дела социального обеспечения местным органам самоуправления значительно ухудшила положение не способных к труду людей и, в первую очередь, незащищенную часть детского населения. В архивных документах за 1923 год, касающихся вопросов социального обеспечения, отмечается: "...Пайковое пособие за неимением средств не выдается, и лишь в некоторых местах области, где средства еще не все израсходованы, производится выдача пособий в отдельных случаях, как исключение. В виду необходимости сократить количество обеспечиваемых, производится переобследование состоящих на социальном обеспечении» [286;5]. Таким образом, принцип гуманизации, на котором основывалась вся система социальной помощи в дореволюционном Забайкалье, был обесценен.

У новой власти в Забайкалье отмечалось отсутствие четко выработанной социальной политики. В истории края 20-годы отмечены частой реорганизацией структуры органов власти, несогласованностью действий различных ведомств, отсутствием четкого и квалифицированного руководства деятельностью учреждений. Как отмечается в отчете о деятельности Дальневосточного отдела народного образования за 1920-1923г.: «...Детские дома до последнего времени работали в условиях непрерывного колебания сети, реорганизации, частого изменения состава детей» [279; 14]. Это приводило к бедственному положению их воспитанников.

Похожие диссертации на Национально-региональные особенности развития системы специального образования Забайкалья (Аксиологический подход)