Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Севастьянова Елена Валерьевна

Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения
<
Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Севастьянова Елена Валерьевна. Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Севастьянова Елена Валерьевна;[Место защиты: Ф Г БОУ ВПО « Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2014.- 166 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы изучения эмотивной интонации как паралингвистического средства общения в психолого-педагогических и специальных исследованиях 16

1.1. Трансдисциплинарный подход к проблеме изучения эмотивной интонации 16

1.2. Онтогенетический аспект проблемы развития эмотивной интонации 32

1.3. Особенности усвоения паралингвистических средств общения детьми со зрительными и речевыми нарушениями. 40

ГЛАВА II. Организация и методы экспериментального исследования особенностей эмотивной интонации у детей с косоглазием и амблиопией старшего дошкольного возраста в период плеоптического лечения 51

2.1. Организация экспериментального исследования 51

2.2. Методы экспериментального исследования 57

ГЛАВА III. Результаты экспериментального исследования развития эмотивной интонации у детей с косоглазием и амблиопией старшего дошкольного возраста в период плеоптического лечения 74

3.1. Характеристика речевого статуса детей с нарушением зрения, принимавших участие в эксперименте 74

3.2. Результаты исследования компонентов эмотивной интонации у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией в период плеоптического лечения и нормально видящих сверстников 78

3.3. Результаты сопоставительного анализа развития эмотивной интонации у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в период плеоптического лечения и нормально видящих сверстников 97

ГЛАВА IV. Комплексный подход к формированию эмотивной интонации у детей старшего дошкольного возраста в период восстановительного лечения 102

4.1. Комплексная модель и программа коррекционного психолого педагогического воздействия, направленного на формирование эмотивной интонации у детей старшего дошкольного возраста в период восстановительного лечения 102

4.2. Описание результатов обучающего эксперимента 127

Заключение 139

Список литературы

Онтогенетический аспект проблемы развития эмотивной интонации

На современном этапе феномен интонации вызывает огромный исследовательский интерес представителей самых разных отраслей научного знания: психологов, лингвистов, психолингвистов, теоретиков коммуникации, физиологов, педагогов, акустиков, музыковедов, математиков, инженеров. Связано это с тем, что интонация является эффективным средством общения, взаимодействия коммуникантов, фонетическим средством оптимизации речевого воздействия, а в экстремальных ситуациях становится инструментом распознавания психических, и прежде всего, эмоциональных состояний человека [14, 18, 73, 85, 133, 163, 183, 212]. Рассмотрим понятия и аспекты, используемые в рамках нашего исследования.

Для понимания феномена эмотивной интонации в рамках нашего исследования важным является положение Л.С. Выготского об органичном единстве эмоциональных и интеллектуальных процессов в речевом мышлении, получившее дальнейшее развитие в трудах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Я. Рейковского, С.Л. Рубинштейна [35, 92, 148, 153]. В соответствии с этим положением эмоции рассматриваются как одна из форм отражения, познания и оценки объективной действительности; связаны с потребностями человека, лежащими в основе мотивов его деятельности, в том числе и речевой. Традиционно в отечественной психологии под эмоциями понимается такой вид психических процессов, которые протекают в форме непосредственных переживаний и выражающих отношение человека к объективной действительности и к самому себе. Процессы отражения, познания и оценки действительности и эмоции взаимообусловлены. С одной стороны, эмоции детерминируют другие психические процессы и деятельность человека. С другой стороны, познавательная активность индивидуума во многом определяет возникновение и течение эмоций. С.Л. Рубинштейн утверждал, что «эмоции никак не сводимы к голой эмоциональности, или аффективности, как таковой……Эмоциональные процессы никак не могут противопоставляться процессам познавательным……Сами эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство эмоционального и интеллектуального» [153, с. 552].

Важным выводом для нас является и тот факт, что эмоциональное развитие ребенка находится в непосредственной зависимости от речи, и наоборот. Одной из форм выражения эмоций является речь. Это, прежде всего, отражается в эмоциональной окраске слов и предложений, таком их подборе, который обеспечивает сильное воздействие на других, позволяет «раскрыть внутренний мир человека не только для других, но и для самого себя» [155, с. 17].

Однако, эмоция не является предметом речи, а выражением отношения говорящего к этому предмету и к ситуации. Эмоция, по определению И.Ю. Абелевой, «вылезает» наружу, прежде всего, в интонации – неотъемлемой составляющей живой человеческой речи. И хотя в конкретной ситуации интонация возникает сама собой, усваивается она в коммуникативном опыте [2, с. 113-114]. Г.А. Цукерман, характеризуя интонационную сторону речи, говорит о ней как об одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, значительно облегчающей общение, способствующей успешному взаимодействию ребенка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей [192]. По исследованиям G. Kundrotas, в современном образовательном пространстве интерес педагогов к интонации связан с преподаванием не только грамматически и стилистически правильной речи, но и отвечающей законам речевого общения, реализующей коммуникативные намерения говорящих [216].

Существует множество подходов к рассмотрению понятия интонация. Связано это не только с тем, что данный феномен исследуется разными науками, но и внутри каждой из них взгляды исследователей разнятся. Неизменным и объединяющим фактором в этих подходах остаётся высказанное Н.И. Жинкиным предположение о двуаспектности (двухуровневости) в системе речевой интонации. Первый уровень – логический: интонация создаёт членораздельность речи, также как и логически членораздельна высказываемая мысль. Второй уровень – эмоциональный: интонация является отражением внутреннего состояния человека, является «индикатором экспрессии», одним из важнейших способов самоидентификации и самовыражения человека [57, с. 128-154].

Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова дают следующее определение термину: «Интонация (от лат. intonare — громко произносить) – это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски» [152, с. 90]. Как отмечает Н.В. Черемисина-Ениколопова, интонация является важнейшим признаком звучащей речи и одновременно средством выражения определённого содержания речи и эмоционального состояния участников коммуникации [193].

Методы экспериментального исследования

Речь не является врожденной способностью человека. Она развивается параллельно с физическими и умственными качествами ребенка и имеет определённую возрастную периодизацию. Исследователи Н.М. Аксарина, Г.М. Богомазов, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, М.И. Кольцова связывают речевое развитие с процессом овладения интонационной системой языка в процессе онтогенеза [5, 30, 55, 77].

В онтогенезе паралингвистический «интонационный язык», зарождаясь в мотивационной эмоциональной сфере и служа средством общения и выражения потребностей и эмоций ребенка, а также способность к восприятию и распознанию эмоционального контекста речи формируются в периоды наибольшей чувствительности к внешним воздействиям. Данное явление в отечественной психологии определятся как возрастная сензитивность [35, 58]. Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова считают весь период речевого развития дошкольников сензитивным. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствуют формированию высокоразвитой речи [12, 20].

В психологической науке в соответствии с сензитивными периодами развития детей выделяют три условно-усреднённые возрастные этапа: младенчество – от рождения до 1 года; раннее (или преддошкольное) детство – от 1 года до 3 лет; дошкольное детство – от 3 до 7 лет. Для каждого этапа характерным является тот или иной ведущий вид деятельности: для младенцев – эмоциональное общение со взрослыми, для ребенка раннего возраста – предметная деятельность, для дошкольника – игра [117]. Условные возрастные периоды характеризуются чёткой преемственностью, которая отражается в специфике освоения общественных ценностей, в мотивационном и целевом поведении ребёнка.

Педагогическая периодизация от рождения до поступления ребёнка в школу включает пять возрастных этапов: ранний возраст – от рождения до 2 лет, младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет, средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет, в котором выделяют подготовительный к школе период – от 6 до 7 дет [135].

В период раннего и младшего дошкольного возраста основными достижениями в речевом развитии детей являются два аспекта – совершенствование понимания речи взрослых, выходящей за пределы конкретной ситуации коммуникации, и формирование собственной активной речи. Это позволяет использовать речь в качестве средства познания действительности, недоступной непосредственному опыту ребенка. В этот период одной из основных функций речи является функция общения, осуществляемая посредством ситуативной речи.

В среднем дошкольном возрасте круг общения детей расширяется, совершенствуются познавательные интересы, и ребёнок овладевает контекстной речью, позволяющей описывать ситуацию без её непосредственного восприятия.

В старшем дошкольном возрасте с появлением потребности объяснить правила и содержание игры у ребенка возникает новый тип речи – объяснительный. И функция общения, которую выполняет речь в раннем, младшем и частично в среднем дошкольном возрасте, дополняется планирующей и регулирующей поведение функциями.

В психолингвистической и психофизиологической литературе, касающейся вопросов возрастной периодизации речевого онтогенеза (Г.М. Богомазов, Н.И. Лепская, E.H. Винарская), условно выделяют три периода, распадающиеся на отдельные фазы: доречевой, предречевой и речевой. Исследователи соотносят их с условно-усреднёнными периодами детского развития: Кроме того, Г.М. Богомазов и E.H. Винарская предлагают возрастной подход к периодизации фонетики (к чему относится и феномен интонации). Авторы обозначают следующую последовательность: период дофонетических универсалий (крики новорожденных, гуление, лепет); период фонетических образов и жестов (паралингвистические средства эмоциональной выразительности); период фонетических представлений (номинативная и предметно-ситуационная речь); период фонематических обобщений языка (фонематически структурированная контекстная устная речь) [30].

На этапе дофонетических универсалий в период новорожденности (0-10 дней) в продолжительных и энергетически выраженных безусловно-рефлекторных криках ребёнка отражаются его элементарные состояния эмоционального напряжения, которые вызваны прежде всего физическим дискомфортом, голодом, болью и другими раздражающими факторами. Основу таких вокализаций составляет унаследованная, врождённая программа голосовой активности младенца, которая в дальнейшем будет использована для становления речи [20, 197].

Удовлетворяя физические потребности, ласково и приветливо разговаривая с ребёнком, взрослый возбуждает в моменты эмоционального спокойствия умеренные по интенсивности комплексы ощущений. Младенец, стремясь продлить положительную эмоцию, начинает прислушиваться к звукам голоса взрослого, следит взором и тянет ручки к взрослому, а затем подражает – улыбается и издаёт звуки умеренной интенсивности. Отмечен тот факт, что шёпот вызывает наиболее длительное сосредоточение и наиболее устойчивое, чем громкие сигналы. В период со второго по третий месяцы жизни слуховое и зрительное сосредоточения начинают взаимодействовать. Таким образом, подготавливается перцептивная сторона речи (восприятие и понимание), однако, она полностью формируется только к концу периода лепета [173].

Результаты исследования компонентов эмотивной интонации у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией в период плеоптического лечения и нормально видящих сверстников

Результаты выполнения задания были распределены по трём условным уровням, при выделении которых учитывались следующие критерии: количество правильно определённых звуковых стимулов, потребность в повторе инструкции, время выполнения.

Высокий уровень – правильно определена интенсивность всех предъявляемых звуков, задание выполняется самостоятельно сразу же после инструкции экспериментатора – 2 балла. Средний уровень – правильно определена интенсивность звука в 8-11 случаях, требуется повторная инструкция, задание выполняет после инструкции экспериментатора с паузой – 1 балл. Низкий уровень – правильно определена интенсивность звука в менее, чем 8 случаях, без повторной инструкции не справляется с заданием или отсутствует реакция на инструкцию, отказы от выполнения задания – 0 баллов. Задание 3. Узнавание темпа звучания музыкального инструмента. Цель: изучить возможность восприятия темпа воспроизведения неречевого звука.

Процедура исследования: ребёнку предлагается назвать темп звучания барабана, находящегося за ширмой. Предъявляется 12 звуковых отрезков (по 4 отрезка каждого темпа) в случайном порядке. Инструкция: «Назови, как я стучу в барабан быстро, медленно или в нормальном темпе» Результаты выполнения задания были распределены по трём условным уровням, при выделении которых учитывались следующие критерии: количество правильно определённых звуковых отрезков, потребность в повторе инструкции, время выполнения. Высокий уровень – правильно определён темп всех предъявляемых звуковых отрезков, задание выполняется самостоятельно сразу же после инструкции экспериментатора – 2 балла. Средний уровень – правильно определён темп звучания в 8-11 случаях, требуется повторная инструкция, задание выполняет после инструкции экспериментатора с паузой – 1 балл. Низкий уровень – правильно определён темп звучания в менее, чем 8 случаях, без повторной инструкции не справляется с заданием или отсутствует реакция на инструкцию, отказы от выполнения задания – 0 баллов. Задание 4. Узнавание тона речевого звука. Цель: изучить возможность восприятия высоты речевого звука. Процедура исследования: ребёнку предлагается прослушать аудиозапись одного и того же предложения, произнесённого одним и тем же диктором, в трёх вариантах: низким, средним и высоким голосом. Предъявляется 12 вариантов (по 4 варианта каждого тона) в случайном порядке.

Инструкция: «Послушай диктора и назови, каким голосом он говорил: высоким, тонким, как медвежонок; низким, грубым, как медведь; или средним, как медведица?» Результаты выполнения задания были распределены по трём условным уровням, при выделении которых учитывались следующие критерии: количество правильно определённых вариантов тона произнесения фразы, потребность в повторе инструкции, время выполнения. Высокий уровень – правильно определена высота всех предъявляемых вариантов, задание выполняется самостоятельно сразу же после инструкции экспериментатора – 2 балла.

Средний уровень – правильно определена высота произнесения фразы в 8-11 случаях, требуется повторная инструкция, задание выполняет после инструкции экспериментатора с паузой – 1 балл. Низкий уровень – правильно определена высота произнесения фразы в менее, чем 8 случаях, без повторной инструкции не справляется с заданием или отсутствует реакция на инструкцию, отказы от выполнения задания – 0 баллов.

Задание 5. Узнавание силы речевого звука. Цель: изучить возможность восприятия интенсивности речевого звука. Процедура исследования: ребёнку предлагается прослушать аудиозапись одного и того же предложения, произнесённого одним и тем же диктором, в трёх вариантах: тихим, средним и громким голосом. Предъявляется 12 вариантов (по 4 варианта каждой интенсивности) в случайном порядке.

Инструкция: «Послушай диктора и назови, каким голосом он говорил: громким, тихим или нормальной громкости?»

Результаты выполнения задания были распределены по трём условным уровням, при выделении которых учитывались следующие критерии: количество правильно определённых вариантов интенсивности произнесения фразы, потребность в повторе инструкции, время выполнения.

Высокий уровень – правильно определена интенсивность всех предъявляемых вариантов, задание выполняется самостоятельно сразу же после инструкции экспериментатора – 2 балла. Средний уровень – правильно определена интенсивность произнесения фразы в 8-11 случаях, требуется повторная инструкция, задание выполняет после инструкции экспериментатора с паузой – 1 балл. Низкий уровень – правильно определена интенсивность произнесения фразы в менее, чем 8 случаях, без повторной инструкции не справляется с заданием или отсутствует реакция на инструкцию, отказы от выполнения задания – 0 баллов.

Комплексная модель и программа коррекционного психолого педагогического воздействия, направленного на формирование эмотивной интонации у детей старшего дошкольного возраста в период восстановительного лечения

Анализ данных, полученных в результате проведения логопедического обследования дошкольников с функциональными нарушениями зрения, позволил констатировать следующие результаты.

При изучении анамнестических сведений выяснилось, что в разные периоды развития на детей экспериментальной группы оказывали воздействие патогенные полифакторы. Так, в перинатальном периоде зафиксирована гипоксия плода у 61% (35 детей). У 26% (15 матерей) возраст превышал 35 лет; 47% (27 матерей испытуемых) имели токсикоз первой либо второй половины беременности; 11% (6 матерей) – острые и хронические заболевания (гипотония, пиелонефрит, анемия, грипп, маловодие); у 21% (12 матерей) – угроза выкидыша; 5% (3 случая) – резус-конфликтные ситуации матери и плода.

В натальном периоде отмечены: кесарево сечение – у 10% (17 матрей); преждевременные – роды у 8% (5 матерй); затяжные роды –у 13% (8 матерей).

В постнатальном периоде у 100% обследуемых детей (57 человек) отмечались частые респираторные заболевания. В развитии навыков удержания головы, сидения, ходьбы, а также в раннем доречевом и речевом развитии (со слов родителей) зафиксированы отставания от возрастной нормы у 57% (33 дошкольников). Согласно офтальмологическому исследованию основными нарушениями у детей экспериментальной группы явились сходящееся и расходящееся содружественное косоглазие с разной структурой дефекта - при гиперметропии, миопии, при гиперметропическом, миопическом и смешанном астигматизме, и амблиопия различной степени. Поскольку испытуемые находились на этапе плеоптического лечения, лучше видящий глаз с остротой зрения от 0,5 до 0,8 был «выключен» из работы, а острота зрения амблиопичного глаза находилась в пределах от 0,05 до 0,4, дошкольники экспериментальной группы были отнесены к категории слабовидящих в соответствии с усовершенствованной педагогической классификацией детей с нарушением зрения В.З. Денискиной [50, с. 56-57]. При обследовании строения артикуляционного аппарата у дошкольников выявлены незначительные нарушения (готическое нёбо, неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка, географический язык, диастемы) у 75% (43 испытуемых). Двигательные функции мимической и артикуляционной мускулатуры в 100% случаев (57 детей) имели особенности, выражавшиеся в разной степени в таких проявлениях как: амимия, затруднения при нахождении предложенной позиции, невозможность удержания позиции в течение заданного времени, напряжённость при выполнении проб, синкинезии, тремор, девиация кончика языка, в ряде случаев наблюдались гиперкинезы. У обследуемых отмечались: замедленность включения в движения; нарушения плавности переключения с одной мимической или артикуляционной позиции к другой; истощаемость движений. У 40% (23 дошкольников) наблюдалась саливация разной степени выраженности.

Результаты проведённого обследования звукопроизношения позволили констатировать, что у старших дошкольников исследуемой группы наблюдались: мономорфный характер нарушения звукопроизношения у 61% (22 ребёнка) и полиморфный у 39% (35 детей). При мономорфном характере типичными нарушениями явились ротацизмы (велярные и увулярные), ламбдацизмы, в одном случае наблюдалось межзубное произнесение группы свистящих звуков – сигматизм. При полиморфном характере наблюдалась вариативность нарушений, выражающаяся в свистящих и шипящих сигматизмах и парасигматизмах, ротацизмах и параротацизмах, ламбдцизмах и параламбдацизмах, практически в 25% случаев (15 детей) констатировалось нарушение звонкости и глухости звуков, у 2% (3 детей) – смягчение твёрдых согласных, у 9% (5 детей) – каппа- и гаммацизмы.

Недостаточная сформированность фонематических представлений, слуховой и произносительной дифференциации оппозиционных фонем, простейших форм фонематического анализа и синтеза в разной степени выраженности констатировалась в 100% случаев (у 57 детей).

Анализ результатов обследования импрессивной речи показал следующее: в обиходной ситуации дети ориентируются в названиях хорошо знакомых предметов, действий, признаков. У 100% обследуемых (57 дошкольников) диагностировались трудности понимания (в разной степени выраженности) омонимов и многозначных слов в незнакомом ребёнку контексте, например: существительных (ласка (зверек) — ласка (нежность), косяк (двери) — косяк (птиц)), глаголов (Дети играют. — Артисты играют спектакль. — Солнечные блики играют на воде). и прилагательных (Глухой старик. –Глухой переулок. – Глухой лес . – Глухая стена). Многозначные понятия дети привязывали к знакомым единичным предметам либо явлениям, наблюдалась однозначность и односложность их толкования. Кроме того, всем испытуемым в разной степени проявления были присущи трудности понимания пространственных предлогов и наречий; сложных логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

Похожие диссертации на Формирование эмотивной интонации у старших дошкольников с нарушениями зрения