Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантические признаки абстрактного образа : на материале немецких и русских искусствоведческих текстов Глушкова Ирина Сергеевна

Семантические признаки абстрактного образа : на материале немецких и русских искусствоведческих текстов
<
Семантические признаки абстрактного образа : на материале немецких и русских искусствоведческих текстов Семантические признаки абстрактного образа : на материале немецких и русских искусствоведческих текстов Семантические признаки абстрактного образа : на материале немецких и русских искусствоведческих текстов Семантические признаки абстрактного образа : на материале немецких и русских искусствоведческих текстов Семантические признаки абстрактного образа : на материале немецких и русских искусствоведческих текстов
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Глушкова Ирина Сергеевна. Семантические признаки абстрактного образа : на материале немецких и русских искусствоведческих текстов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Глушкова Ирина Сергеевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2008.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/31

Введение к работе

з Исследование семантики абстрактного образа является актуальным в аспекте проблематики целого ряда современных научных направлений когнитивистики, психолингвистики, философии языка, прикладного языкознания и представляет особую значимость в рамках разработки общей теории образа, вопросов соотношения языка и мышления, эмпирического и теоретического, конкретного и абстрактного в языке.

В данной работе мы исследуем семантику абстрактного образа на основе анализа особенностей языковой репрезентации ключевых понятий точки, линии и формы, занимающих важнейшее место в искусствоведческих текстах, посвященных немецкой и русской абстрактной живописи первой четверти 20-го века.

Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена обращением к пространственным категориям, составляющим важный предмет когнитивно ориентированного направления современной лингвистики. Пространственные модели нередко служат источником для метафорических и метонимических переносов, и их исследование позволяет делать выводы о менее наглядных и более абстрактных сущностях во временной, ментальной, эмоциональной, социальной и прочих сферах. Изучение пространственных концептов, реализуемых в абстрактной живописи, является актуальным как с точки зрения расширения лингвокогнитивной проблематики в целом, так и ввиду того, что данные концепты сравнительно редко становились до сих пор объектом внимания лингвистов.

Научная новизна работы определяется поставленными задачами и самим объектом исследования. Впервые проведен анализ языковой репрезентации пространственных концептов из сферы абстрактной живописи на основе когнитивных метафор. Новизна работы заключается также в комплексном, междисциплинарном подходе к исследованию специфики искусствоведческой концептуализации пространства абстрактной живописи.

4 Целью данной работы является семантико-когнитивное моделирование искусствоведческого концепта абстрактной формы на основе выявления и концептуального обобщения семантических характеристик геометрических образов, выступающих объектом описания в немецких и русских искусствоведческих текстах по абстрактной живописи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. провести контекстуально-семантический анализ средств языковой репрезентации понятий «точка», «линия», «замкнутые формы» в искусствоведческих текстах;

  2. установить виды семантических характеристик геометризованных графических образов, описываемых в искусствоведческих текстах, проанализировать основания их метафорической актуализации;

  3. провести ассоциативный психолингвистический эксперимент по исследованию семантических корреляций ассоциативной базы рассматриваемых пространственных понятий «форма, точка, линия» в обыденном и искусствоведческом дискурсах с учетом возрастного и профессионального критериев;

4) на основе проведенного анализа выявить особенности искусствоведческого концепта абстрактно-геометрического образа.

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы: семно-семемный анализ, концептуальный анализ, сопоставительный метод, метод ассоциативного психолингвистического эксперимента.

Объектом исследования являются немецкие и русские средства описания абстрактной формы в искусствоведческих текстах, содержащих высказывания художников-абстракционистов.

Предметом исследования являются семантические характеристики основных геометрических составляющих «языка абстрактной живописи» -точки, линии и замкнутых геометрических форм, которые выражают

5 особенности индивидуально-авторского восприятия абстрактных форм и их содержательной трактовки.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в развитии основных положений когнитивной лингвистики и психолингвистики в рамках междисциплинарных исследований применительно к пространственным искусствоведческим концептам.

Выявление механизмов концептуализации пространственного образа на основе изучения особенностей языковой репрезентации искусствоведческого концепта абстрактной формы выявляет механизмы языковой концептуализации пространственной картины мира в целом.

Практическая ценность диссертации определяется возможностью применения полученных результатов как в лексикографических описаниях, так и в практике преподавания теоретических дисциплин (лексикологии, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, стилистики, теории и практики перевода, страноведения), а также в практике преподавания русского и немецкого языков как иностранных.

В качестве материала исследования послужили опубликованные профессиональные искусствоведческие произведения по русской и немецкой абстрактной живописи первой четверти 20-го века, в годы создания движений «Мост» - «die Briicke» и «Синий всадник» - «der blaue Reiter» (монографии, пособия, энциклопедии, альбомы, письма, мемуары), а также русские и немецкие тексты по иконописи средневековья; толковые словари современного русского и немецкого языков, специальные терминологические искусствоведческие словари и справочники по технике рисунка абстрактной живописи и иконописи, справочники по физике, математике, музыкальной терминологии. К исследованию привлекались этимологические словари. Корпус сплошной выборки составил около 6000 примеров и 1675 ассоциатов, полученных в результате проведения психолингвистического эксперимента.

В качестве методологической основы исследования следует рассматривать базовые положения семного и семемного анализа

6 (М.Н.Копыленко, З.Д.Попова), концепции «языковой картины мира» и «языкового сознания» (Ю.Д. Апресян, Г.В. Колшанский, Е.С.Кубрякова, И.А.Стернин, В.Н. Телия), лингвокультурологической концептологии (Д.С.Лихачев, Ю.С.Степанов, В.И.Карасик), работы по общей теории метафоры (Г.Н.Скляревская, В.Н.Телия, Н.Д.Арутюнова), концептуальной метафоре и метонимии (Дж. Лакофф, М.Джонсон), концепции лингвистики эмоций (В.И.Шаховский, И.Изард, Н.А.Красавский), отечественные и зарубежные работы по концептуализации пространства (Ю.С. Степанов, Е.С. Яковлева, В.М. Топорова, Е.С. Кубрякова, И.М. Кобозева, К.А. Гилярова, Ю.В. Гринкевич, A. Lessmollmann), концепции вербальной интерпретации произведений живописи (Е.А. Елина).

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В искусствоведческих текстах номинации ключевых понятий абстрактной живописи {точка, линия, форма) получают дополнительную семантическую нагрузку, воплощающую как общие черты авангардистского стиля, так и индивидуальные особенности эмоционально-оценочного восприятия формы художником.

  2. Языковая концептуализация абстрактной формы базируется на метафорической актуализации эмоциональных и динамических характеристик пространственно-геометрического образа, определяющих когнитивную структуру искусствоведческого концепта абстрактной формы.

  3. Наибольший удельный вес в процессах языковой репрезентации данных понятий занимает метафора, реализуемая на основе синестезии.

4. Важное место при репрезентации абстрактного образа принадлежит физикалистской метафоре, реализуемой на основе физико-механических определений формы, в том числе на основе актуализации признака трансформации пространственно-геометрической конфигурации.

7 Апробация.

Основные положения диссертации отражены в десяти научных публикациях. Результаты исследования докладывались на ежегодных конференциях факультета РГФ Воронежского государственного университета (Воронеж, 2005, 2006, 2007г.г.), на 9-ой и 6-ой международных научных конференциях «Филология и культура» ТГУ им. Г.Р. Державина (19-21 октября 2005г., г.Тамбов; 17-19 октября 2007г., г.Тамбов), на научной конференции докторантов и аспирантов ЕГУ им. И.А. Бунина (23 мая 2006г., г.Елец). Работа обсуждалась на кафедре немецкой филологии ВГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, описания психолингвистического эксперимента, заключения, списка процитированных источников (43 наименований), библиографического перечня (280 наименований) и двух приложений.

Во введении обосновывается актуальность и новизна темы диссертации, ее цели, задачи, теоретическая и практическая ценность, дается представление о структуре работы, определяются источники материала и методы его анализа, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В главе I «Теоретические основы исследования» проводится обзор научной литературы по проблеме исследования; уточняется понимание таких категорий, как, например, «пространство» абстрактной живописи. Предметом рассмотрения также являются особенности восприятия пространственных, в том числе художественных, образов. В аспекте когнитивного моделирования проблема репрезентации образа получает новое теоретическое осмысление.

В главе II «Контекстуально-семантический анализ немецких и русских средств языковой репрезентации концептов из сферы абстрактной живописи {точка, линия, форма)» представлена классификация актуализируемых в текстах признаков геометрических фигур, включающая следующие семантические группы: «физические характеристики», «динамические

8 характеристики», «музыкальные характеристики», «эмоционально-эстетические характеристики».

Русские и немецкие обозначения элементарных геометрических фигур (точка, линия, в том числе спираль, дуга, прямая, кривая; фигуры на плоскости: круг, квадрат, треугольник, овал; объемные фигуры: шар, куб и т.д.) выступают в функции имен пространственных концептов, актуализируемых и характеризуемых в искусствоведческих текстах по абстрактной живописи. В качестве средств семантической характеристики данных концептов выступают языковые средства различной частеречнои представленности (существительные, прилагательные, глаголы) и стилистической маркированности.

В главе III «Анализ данных психолингвистического эксперимента» представлены результаты опроса русских и немецких информантов, выявляющие особенности ассоциативно-смысловой базы «бытовых» понятий точки, линии и формы на различных возрастных уровнях, реализуемых в обыденном сознании в виде геометрической интуиции, занимающей важное место в процессах языковой концептуализации мира.

Обращение к детской аудитории обусловлено также бессознательной стилевой общностью наивного детского рисунка с концептуально-осознанно выстраиваемой композицией художника-абстракциониста.

В заключении обобщаются результаты исследования и формулируются основные выводы.

В приложении №1 предложен список немецких и русских ассоциатов, выявленных по данным психолингвистического эксперимента.

В приложении №2 представлена когнитивная модель концептов абстрактных форм (точка, линия, форма).

Библиографический список использованной литературы включает источники на русском и иностранных языках.

Похожие диссертации на Семантические признаки абстрактного образа : на материале немецких и русских искусствоведческих текстов