Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Галкина Татьяна Геннадьевна

Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова
<
Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Галкина Татьяна Геннадьевна. Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Галкина Татьяна Геннадьевна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Омск, 2008.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/255

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1.; Структура образа сознания как проблема современной психолингвистики: основные вопросы и направления исследования 16-81.

1.1 Сознание как проблема современных психологических исследований. Деятельностный подход в изучении сознания 16-24.

1.2 Деятельностный подход в психолингвистике. Особенности художественного текста как продукта речевой деятельности 24-28.

1.3 Понятие образа сознания. Структура образа сознания. Чувственная ткань образа сознания 28-52.

1.3.1. Понятие и определение образа сознания в современной психологии 28-36.

1.3.2 Структура образа сознания. Характеристика компонентов структуры сознания 36-41.

1.4 Модель структуры образа, включающая пять измерений 41-58.

1.5. Психологическое и психолингвистическое понимание восприятия действительности и ее отражения в художественном тексте 5 8-68.

I. 5. 1. Психологическое понятие восприятия 58-61.

I. 5. 2. Зрительное восприятие 61-63.

I. 5. 3. Понятие репрезентативной системы в НЛП. Модальность. Субмодус 63-68.

I. 6. Методология анализа образа сознания, репрезентированного в художественном тексте, основанная на модели структуры образа, включающей пять измерений 68-79.

1.7. Выводы 79-81.

ГЛАВА II. Анализ образов сознания, репрезентированных в текстах рассказов В.Набокова 82-167.

II. 1. Анализ образа авторского сознания красавица, репрезентированного в тексте рассказа Красавица 82-90.

II.2. Анализ образа авторского сознания музыка, репрезентированного в тексте рассказа «Музыка» 92-103.

П.З. Анализ образа авторского сознания эмигрант, репрезентированного в тексте рассказа «Встреча» 103-123.

II.4. Особенности вербальной репрезентации содержания образов сознания в текстах рассказов В. Набокова 123-181.

П. 5. Выводы 181-186.

Заключение 187-192.

Список использованной литературы 193-216.

Введение к работе

Проблема человеческого начала в языке в последние десятилетия стала одной из центральных проблем языкознания. В этой связи можно говорить о том, что в последней четверти 20-го столетия произошло изменение лингвистической парадигмы в целом, вызванное осознанием того, что язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем. «Имеющее место в гуманитарных науках возрастание роли субъекта познания (что находит отражение в принятом лингвистикой принципе антропоцентризма) требует максимального фокусирования на языке как достоянии пользующегося им человека, включенного в определенное физическое и социальное окружение и переживающего процесс познания и его продукты при постоянном взаимодействии чувственного, рационального и эмоционального аспектов функционирования индивида как целостности, которую нельзя «препарировать», что, к сожалению, делается при отрыве языка от других психических процессов и при игнорировании постоянного взаимодействия тела, разума, природы и общества. Это ведет к необходимости перенесения фокуса внимания на психологический статус знаний (в том числе - знания языка) как достояния индивидуального сознания и подсознания, базу для которого обеспечивает взаимодействие чувственного, рационального и эмоционального переживания многогранного опыта человека как представителя вида и как личности» [Залевская 2007, С. 20].

Антропоцентрическая направленность лингвистических исследований реализуется в научном интересе к когнитивным и психологическим аспектам изучения речевой деятельности и художественного текста. Одно из направлений подобного изучения -исследование «способов вербальной репрезентации авторского сознания как организующего центра текста» [Бутакова 2001, С. 4], в русле которого и выполнена данная работа.

В данном исследовании сознание рассматривается с позиций теории деятельности, постулирующей идею основополагающего значения предметной деятельности в развитии сознания [Леонтьев А.Н.]. Важными для нашего исследования являются положения о том, что, во-первых, сознание формируется в процессе деятельности (в работах А.Н. Леонтьева сознание определено как «отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий» [Леонтьев А.Н. 1999, С. 232], во-вторых, сознание непосредственно не наблюдаемо и изучению доступны лишь образы сознания, овнешняемые языковыми средствами. Е.Ф. Тарасов отмечает, что средствами выражения сознания являются, в первую очередь, вербальные овнешнения, обеспечивающие опосредованный доступ к сознанию [Тарасов 2000, С. 15]. Следовательно, образ мира, существующий как объективная психическая реальность [Петухов, Артемьева] отражается в речи и языке. В современной психолингвистике и психологии образ мира понимается как «отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» [Леонтьев А.А. 1997, С. 268]. Образы реального мира фиксированы в значении слова. Язык «является системой ориентиров в предметном мире» [Леонтьев А.А. 1997, С. 272]. Образ мира (который внемодален по Е. Ю. Артемьевой) - интегральное субъективное представление мира - образуется в процессе всей психической жизни субъекта. Ведь всякий психический акт, всякое «душевное движение, как бы просто оно ни было, представляет собой результат всего предшествующего и настоящего развития человека» [Сеченов 1952, С. 90]. Картина мира [Артемьева 1999] представляет собой семантический слой субъективного опыта, структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам. Она тесно связана с восприятием, в том числе с модальными его аспектами, в то время как образ мира представляет собой самую глубокую структуру, внемодальную и относительно статичную, так как перестраивается этот слой только в результате осуществлении действия, сдвигающего смыслы после достижения или недостижения цели, если цель признается фильтрующими системами достаточно значимой. Картина мира же более подвижна: она управляется из глубины образом мира, а строительный материал ей поставляет «перцептивный мир», и, возможно, непосредственно восприятие. Картина мира находится в своеобразном отношении гомоморфизма с образом мира: образ мира управляет ею, отражаясь частью своих отношений, а картина мира «передает» ему синтезированные по разномодальным свойствам отношения к объектам, связанным с предметом текущей деятельности. Общим для этих двух образований является то, что их элементы - не образы объектов, а образы отношения к ним (=отраженная связь) [Артемьева 1999, С. 21]. Следовательно, изучая индивидуально-личностную специфику отражения и познания объективного мира разными субъектами, мы анализируем их систему личностных смыслов, так как «функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них себя личностного смысла» [Леонтьев А.Н. 1979, С. 11]. Напротив, на изучение значения направлено исследование всеобщих норм и эталонов познавательной деятельности и отражения действительности в человеческом сознании (при относительной независимости от личностных особенностей конкретного носителя языка). Личностный смысл и значения исследуются в рамках данной работы как компоненты структуры образов сознания. Образ в нашем понимании выступает как образ авторского сознания, мысленный образ. Мысленный образ — сложное, подвижное, многокомпонентное образование, складывающееся из различных составляющих сознания.

Это сенсорно-телесные ощущения, цепочка ассоциаций, выстроенных на различных основаниях, - эмоции, абстрактные значения, звукосмысловая ткань слов и т.д. В качестве модели описания образов сознания мы прибегли к научной модели «психосемиотического тетраэдра структуры образа сознания» Ф.Е. Василюка, в которой выделяются полюса, между которыми может быть распределена «подвижная плазма образа». Специфика образов авторского сознания, репрезентированных в художественном тексте, определяется:

- во-первых, природой самого текста. В психолингвистике (В.А. Пищальникова, А.А. Залевская, Н.А. Рубакин, В.К. Вилюнас, Ю.А. Сорокин, В.П. Белянин и др.) текст рассматривается как опредмеченное в телах вербальных знаков содержание определенной совокупности образов сознания индивида, но при этом, художественный текст - это совокупность эстетических речевых актов. Понимая эстетическую речевую деятельность в традиции деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, В.А. Пищальникова говорит о том, что акты представления смыслов языковыми выражениями выступают в качестве действий.

- Во-вторых, тем, что они раскрываются в рамках сюжета исследуемого текста и связаны с определенными языковыми единицами, находящимися в зависимости от жанра, стиля и т.д. Поэтому образы авторского сознания, репрезентированные в художественном тексте, как правило, более абстрактны по сравнению с образами сознания, выявляемыми в психологических экспериментах, где имеется возможность дополнительного исследования. Более того, при исследовании образа сознания, репрезентированного в художественном тексте, исключается возможность обратной связи с продуцентом, следовательно, образ исследуется как «разом данный».

Исходя из вышеизложенного, особое внимание в данной работе обращается не на доминирование определенных компонентов различных образов сознания в разные моменты творчества автора, а на описание содержания этих полюсов и выявление закономерностей их вербальной репрезентации. Вербальные репрезентации представляют собой экстериоризированные при помощи лингвистических средств ментальные репрезентации. Под ментальной репрезентацией понимаются внутренние структуры, формирующиеся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся картина мира, социума и самого себя.

Актуальность исследования определяется следующими активно происходящими в современной лингвистике процессами:

- распространенным в языкознании последних лет взглядом «на язык как достояние пользующегося им индивида со всеми вытекающими отсюда характеристиками и следствиями», на языковой знак (слово) - как на средство фиксации процессов переработки индивидом «его разностороннего опыта взаимодействия с окружающим миром» для самого себя и для общения с окружающими [Залевская 2005, СП];

- разносторонностью изучения проблем сознания в разных научных парадигмах и разделах науки о языке (Е.Ю. Артемьева, А.В. Ахутин, В.П. Белянин, Л.О. Бутакова, А.А. Залевская, В.П. Зинченко, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М. Мамардашвили, В.А. Пищальникова, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, P.M. Фрумкина и др.);

- онтологической непроясненностью сознания индивида как когнитивного и психофизического феномена, многообразием моделей его описания, недостаточной приближенностью моделей к сущности феномена (А.В. Ахутин, М. Вартофский, Ф.Е. Василюк, Т. ван Дейк, В.З. Демьянков, В.П. Зинченко, В. Кинч, А.В. Кравченко, Дж. Лакофф, М. Мамардашвили, М. Минский и др.);

распространенностью психолингвистических исследований языкового сознания как «образов сознания, формируемых и овнешняемых при помощи языковых средств — слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей» [Тарасов 2000, С.26];

интерпретационной направленностью применения категории «языковое сознание» и связанных с ней категорий «образ сознания», «структура образа сознания», с помощью которых анализируются содержание высказываний, когнитивные структуры продуцента текста, включающие ментальные и вербальные компоненты, способы и механизмы их соединения и т.п. (В.П. Зинченко, В.Ф. Петренко), а также чувственная ткань образа сознания (А.Н. Леонтьев, Ф.Е. Василюк); - отношением к тексту как продукту целенаправленной речевой деятельности индивида, отражающей сознание его создателя и потому выступающей основой для моделирования структуры сознания продуцента (В.П. Белянин, Л.О. Бутакова, А.А. Залевская, В.А. Пищальникова, Ю.А. Сорокин и др.);

- потребностью разработки психолингвистической теории и практики анализа речевого произведения (художественного текста) в аспекте установления роли субъективного фактора в его смысловой и структурной организации (Н.С. Болотнова, Л.О. Бутакова, В. А. Пищальникова);

методологическим потенциалом психолингвистического моделирования образов авторского сознания по тексту, использующего в качестве основания модель образа сознания Ф.Е. Василюка.

Объектом нашего исследования являются образы сознания автора, репрезентированные в художественном тексте через свои составляющие: предмет, слово, значение, личностный смысл, чувственную ткань; предметом - методология психолингвистического анализа компонентов образов сознания автора в художественном тексте по их вербальным репрезентантам.

Цель исследования — разработать методологию анализа вербальной репрезентации компонентов образов сознания автора, репрезентированного в художественном тексте. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- проанализировать и систематизировать результаты теоретических исследований по проблеме образа сознания, художественного текста и средств вербальной фиксации образов авторского сознания в художественном тексте;

- выработать и апробировать адекватную исследуемому материалу (художественный текст) методологию анализа содержания образов сознания и применить ее на практике к анализу образов авторского сознания, репрезентированных в текстах рассказов В.Набокова.

описать используемые писателем языковые единицы, репрезентирующие содержание образов авторского сознания.

- определить эмоционально-смысловую доминанту текстов В. Набокова, опираясь на теорию личностных смыслов и доминантной эмоции художественного текста.

- по вербальным маркерам определить ведущую репрезентативную систему в текстах В. Набокова.

- описать вербальные маркеры доминирования визуальной репрезентативной системы в чувственной ткани образов авторского сознания, репрезентированных в текстах рассказов В.Набокова сб. «Соглядатай».

- Установить и описать взаимосвязь ведущей репрезентативной системы с эмоционально-смысловой доминантой.

Материалом для исследования послужили прозаические тексты В. Набокова из сборника «Соглядатай», который состоит из 13 рассказов, написанных в разное время с 1930 по 1938 годы: повесть «Соглядатай» -1930 г., рассказы «Обида», «Лебеда», «Terra incognita», «Встреча», «Хват», «Занятой человек», «Музыка», «Пильграм», «Совершенство», «Случай из жизни», «Красавица», «Оповещение». Выбор материала обусловлен, во-первых, тем, что именно в художественных текстах репрезентированного в художественном тексте. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- проанализировать и систематизировать результаты теоретических исследований по проблеме образа сознания, художественного текста и средств вербальной фиксации образов авторского сознания в художественном тексте;

- выработать и апробировать адекватную исследуемому материалу (художественный текст) методологию анализа содержания образов сознания и применить ее на практике к анализу образов авторского сознания, репрезентированных в текстах рассказов В.Набокова.

описать используемые писателем языковые единицы, репрезентирующие содержание образов авторского сознания.

- определить эмоционально-смысловую доминанту текстов В. Набокова, опираясь на теорию личностных смыслов и доминантной эмоции художественного текста.

- по вербальным маркерам определить ведущую репрезентативную систему в текстах В. Набокова.

- описать вербальные маркеры доминирования визуальной репрезентативной системы в чувственной ткани образов авторского сознания, репрезентированных в текстах рассказов В.Набокова сб. «Соглядатай».

- Установить и описать взаимосвязь ведущей репрезентативной системы с эмоционально-смысловой доминантой.

Материалом для исследования послужили прозаические тексты В. Набокова из сборника «Соглядатай», который состоит из 13 рассказов, написанных в разное время с 1930 по 1938 годы: повесть «Соглядатай» -1930 г., рассказы «Обида», «Лебеда», «Terra incognita», «Встреча», «Хват», «Занятой человек», «Музыка», «Пильграм», «Совершенство», «Случай из жизни», «Красавица», «Оповещение». Выбор материала обусловлен, во-первых, тем, что именно в художественных текстах особую роль приобретает аспект представления личностного смысла, осознанно или неосознанно структурируемого в соответствии с эмоционально-смысловой доминантой, во-вторых, тем, что в текстах В. Набокова представлены образы, чувственная ткань которых разнообразна как с точки зрения плана содержания, так и сточки зрения плана выражения, она включает маркеры всех репрезентативных систем: зрительной, слуховой, осязательной и обонятельной,

В работе были использованы следующие методы и приемы:

- общенаучный метод наблюдения и обобщения;

методика выявления доминантных личностных смыслов (Пищальникова В. А.);

- описательный метод, включающий приемы наблюдения, интерпретации, обобщения;

сравнительно-сопоставительный метод для установления специфики каждого из исследуемых образов, а также выявления своеобразия их содержания;

- семантико-функциональный метод, предполагающий изучение языковых единиц с точки зрения их роли в процессе формирования и выражения мысли;

- метод смыслового анализа (Бутакова Л.О., Залевская А.А.). Теоретико-методологической базой исследования является деятельностный подход к анализу реалий действительности, представленный в психолингвистической теории речевой деятельности (А.А. Леонтьев); деятельностная интерпретация теории образа сознания (Ф.Е. Василюк).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом и практическом обосновывании применения психологической модели структуры образа сознания Ф.Е. Василюка к анализу художественного текста; в разработке методологии выявления и описания компонентов структуры образов авторского сознания, репрезентированных в художественном тексте, на основе психологической модели структуры образа сознания Ф.Е. Василюка; в выделении в чувственной ткани образов сознания двух взаимозависимых сторон, первая из которых связана с предметным содержанием исследуемого образа и с эмоционально-смысловой доминантой, вторая -с системой восприятия автора.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что в ней осуществляется попытка применения психологической теории образа сознания к исследованию художественного текста, и на основе достижений как лингвистической, так и психологической науки разрабатывается методология описания и реконструкции образов авторского сознания, репрезентированных в художественном тексте. Работа вносит определенный вклад в решение проблемных вопросов современной лингвистики: применения теоретических принципов теории сознания к анализу структурной и смысловой организации художественного текста; экспликации, описания и моделирования образов авторского сознания; выявления закономерностей вербальной репрезентации образов авторского сознания в художественном тексте. Исследование расширяет и уточняет представления современной теории текста о сущности художественного текста и о способах реализации в нем авторского сознания.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования результатов диссертации в практике преподавания стилистики текста и психолингвистики, специальных курсах по художественной речи, анализу художественного и иного текста, разделах, отражающих проблемы общей и частной теории текста, теории языка и теории сознания. Предлагаемая психолингвистическая методология анализа образов сознания автора в художественном тексте имеет самостоятельное прикладное значение. Она может быть применена при обучении профессиональному филологическому анализу текста, а также при построении компонентов сознания автора в процессе текстового моделирования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методология психолингвистического анализа содержания образа сознания, репрезентированного в художественном тексте, базируется на подходе к тексту как воплощению системы взаимосвязанных и взаимозависимых образов сознания. Она выстраивается как последовательная цепь лингвистических операций:

a) Определение в смысловом пространстве текста персонажа, в сознании которого локализован исследуемый образ.

b) Определение пространственно-временной локализации образа и анализ сюжетного уровня текста, позволяющий проследить динамическое развитие исследуемого образа.

c) Описание вербальных средств актуализации полюсов образа.

d) Определение доминантной репрезентативной системы по текстовым маркерам и установление взаимосвязи и взаимозависимости репрезентативных систем и эмоционально-смысловой доминанты.

2. Применение предложенной психолингвистической методологии анализа к конкретным художественным текстам делает возможным вычленение в массиве произведений одного автора частотных / малочастотных компонентов художественных образов, установление степени интенсивности их выраженности, определение эмотивно- смысловой доминанты периода творчества и качества ее репрезентации, обнаружение «активированных полюсов образа сознания» и по ним — очерчивание целостного образа сознания автора.

3. Основу образов сознания автора, репрезентированных в художественном тексте, составляет чувственная ткань, которая проявляется в двух направлениях и может быть охарактеризована дву планово. Первый «слой» чувственной ткани образа сознания отражает специфику эмоционально-смысловой сферы сознания автора, его творческий замысел, что репрезентируется в тех компонентах художественного текста, которые несут смысловую нагрузку: заглавие, сюжет, композиция и эмоционально-смысловая доминанта. Второй «слой» — физиологический, проявляющийся в художественном тексте через вербальные маркеры отражения репрезентативных систем автора и отражающий особенности авторского восприятия и речетворчества, обусловленные не ментальными, а скорее психофизиологическими характеристиками личности автора.

4. Анализ чувственной ткани образов авторского сознания, репрезентированных в художественном тексте, показывает, что между физиологическим «слоем» и «слоем», обусловленным эмоционально-смысловой сферой сознания автора, существует взаимосвязь и взаимозависимость, что проявляется через влияние эмоциональных личностных смыслов на выбор используемой репрезентативной системы. Следовательно, между репрезентативными системами автора и эмоционально-смысловой доминантой текстов существует взаимосвязь и взаимозависимость.

Апробация работы. Тема диссертационного исследования разрабатывалась в соответствии с планом научно-исследовательской работы Омского государственного университета. Основные разделы и наиболее значимые положения диссертации были представлены на международной научной конференции «Язык. Время. Личность», Омск, 3-5 декабря 2002; межвузовской научно-практической конференции «Основные направления совершенствования профессионального образования в условиях глобализации», Омск, 4-5 февраля 2004; международной научно-технической конференции «Качество. Инновации. Наука. Образование», Омск, 15-17 ноября 2005; всероссийской научно-технической конференции «Роль механики в создании эффективных материалов, конструкций и машин XXI века», Омск, 2006; четвертой международной научной конференции «Язык, культура, общество», Москва, 27-30 сентября 2007.

По теме исследования имеется 12 публикаций.

Цель и задачи исследования обусловили структуру работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 231 источник.

В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки настоящего исследования, выявляются основные тенденции в изучении понимания образа сознания и художественного текста; затрагиваются вопросы теории восприятия и репрезентативных систем, исследуются психолингвистические и психологические аспекты проблемы образа сознания с целью разработки методологии психолингвистического описания и реконструкции образов сознания автора, репрезентированных в художественном тексте. Во второй главе предпринята попытка практического применения методологии психолингвистического описания и реконструкции образов сознания автора, репрезентированных в художественном тексте, на материале анализа прозы В.В. Набокова и выявления ведущей репрезентативной системы по вербальным маркерам в текстах В. Набокова. В заключении подводятся основные итоги работы и намечаются некоторые перспективы исследования.

Сознание как проблема современных психологических исследований. Деятельностный подход в изучении сознания

Начало психологическому изучению сознания было положено представителями интроспективной психологии В. Вундтом, Э. Титченером, У. Джемсом, Ф. Брентано и другими психологами. В.Вундт впервые использовал для изучения сознания метроном, изучая произвольные и непроизвольные процессы и объем сознания, и пришел к выводу, что сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. В ходе данных экспериментов Вундт обнаружил, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. При этом он подчеркивал, что способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт называл «актами апперцепции». Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Также он предположил наличие неких субъективных элементов, или чувств.

Основоположником метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк. Он считал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума (мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание, желания), которая познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Рефлексия, по Локку, - это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» [Лопатин 1980, С. 129]. Но метод интроспекции не смог выступать научным методом изучения сознания в силу своей крайней субъективности. Альтернативой интроспективной психологии выступил бихевиоризм. Джон Уотсон, один из его представителей, заявил, что наука может изучать только то, что объективно наблюдаемо и регистрируемо, в силу чего психология должна изучать поведение человека и животных, под которым следует понимать совокупность внешне наблюдаемых и регистрируемых объективно реакций на определенные воздействия (стимулы) из внешней среды. Основной вопрос, который решали бихевиористы: какой стимул вызывает ту или иную реакцию. Представители Вюрцбургской школы занималась изучением мышления человека методом «систематической интроспекции» и экспериментально исследовали активность сознания, его процессуальность. Яркий представитель этой школы, О. Кюльпе, говорил о том, что он и его последователи «заговорили на языке жизни», попытавшись посмотреть на сознание не через призму его абстрактных «элементов», а обратившись к его процессуальной, действенной стороне, и попытались понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание общего смысла и пр.

Понимание сознания Францем Брентано восходит к Аристотелю, говорившему о том, что душа есть совокупность наиболее существенных функций живого тела. Для Брентано душа была субстанциональным носителем психических процессов, или актов, но он призывал изучать не ее, а эти акты, причем также интроспективно.

Третий вариант метода интроспекции - метод феноменологического наблюдения. Этот метод использовался в гештальтпсихологии. Один из основателей гештальтпсихологии, немецкий исследователь Курт Коффка, говорил о том, что психолог должен встать в позицию «наивного наблюдателя» и описывать возникающие у него впечатления без искусственного членения их на отдельные элементы, которые могут быть выделены только в абстракции, а реально их свойства определяются законами целого, в которое они входят.

Итак, в рамках интроспективного направления были выделены и описаны различные характеристики сознания, к которым, прежде всего, следует отнести следующие: в сознании человеку представлена объективная и субъективная реальность; благодаря сознанию человек воспринимает образы, мысли, чувства как принадлежащие лично ему, отделяет "Я" от "не-Я"; сознание целостно и непрерывно; оно наполнено определенным содержанием, которое может перемещаться с периферии сознания в его фокус и наоборот. Также исследователями были предприняты попытки описать структуру сознания. В. Вундт и Э. Титченер выделяли простейшие элементы сознания (ощущения, образы, аффекты) и законы их соединения, а Ф. Брентано и его последователи обращали внимание, прежде всего, на акты сознания, умственные действия, которые совершает человек, подчеркивая тем самым активность сознания.

В отечественной психологии наиболее активное и продуктивное изучение сознания начинается с работ Л. С. Выготского. Он считал, что человеческое поведение отлично от поведения животных, оно опосредствовано орудиями и социально по происхождению. Психическая деятельность тоже опосредствована орудиями, и это орудие - речь. У животных нет речи, которая регулирует психические процессы, и, следовательно, нет психической деятельности. Сознание и психика не возникают в деятельности, а скорее предшествуют ей. «Сознание не внутри нас, а вне нас», оно опирается на внешние знаковые системы. И только потом внешнее становится внутренним: происходит процесс так называемой интериоризации. Одной из существенных особенностей сознания является характеристика процессов обобщения. Концепцию Л.С. Выготского называют «культурно - исторической» вследствие того, что, согласно автору, во-первых, невозможно понять имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, т. е. качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию и развертывание того, что заранее дано. Во-вторых, Л.С. Выготский полагал, что сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций, - под которыми он понимал произвольную память, произвольное внимание и другие психические функции, - формируются у ребенка в общении с взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка. Более того, Л.С. Выготский считал, что слово играет центральную роль в сознании в целом, а речь есть знак для общения сознаний. Сознание человека, по Л.С. Выготскому, формируется в общении.

Методология анализа образа сознания, репрезентированного в художественном тексте, основанная на модели структуры образа, включающей пять измерений

Модель структуры образа сознания Ф.Е. Василюка предоставляет плодотворные возможности описания и анализа различных феноменов сознания. Для лингвистов и психолингвистов эта модель может быть интересна с точки зрения применения ее для структуризации отраженного в языке и речи образа сознания и его анализа. В данной работе представлена попытка анализа чувственной ткани образа сознания, репрезентированного в художественном тексте. Для выделения компонентов, репрезентирующих чувственную ткань в образе сознания, использовано теоретическое описание модели Ф.Е. Василюка. С опорой на данную модель может быть выработана модель описания средств выражения различных полюсов художественного образа. При изучении образов сознания, репрезентированных в художественном тексте, также применима модель структуры сознания Ф.Е. Василюка. На базе данной модели может быть предложена методология анализа образа авторского сознания, репрезентированного в художественном тексте, которая базируется на подходе к тексту как воплощению системы взаимосвязанных и взаимозависимых образов сознания. Поскольку образ авторского сознания, репрезентированный в художественном тексте, представляет собой объемное, многокомпонентное комплексное образование, при анализе его составляющих в зависимости от цели и материала исследования применяются различные методы и методики (метод смыслового анализа, описательный, сравнительно-сопоставительный, семантико функциональный методы, методика выявления доминантных личностных смыслов и др.). Методология здесь понимается как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Она выстраивается как последовательная цепь лингвистических операций:

1. Определение в смысловом пространстве текста персонажа, в сознании которого локализован исследуемый образ. Таких персонажей может быть один или несколько. Образ авторского сознания, репрезентированный в художественном тексте, может быть локализован как в сознании повествователя, так и любого из героев произведения. Дж. Нарине отмечает, что «...необходимо разобраться в том, кому принадлежат слова, значение которых исследователь старается понять. Ибо слова несут в себе разное значение в зависимости от того, чьим голосом они до нас донесены» [Нарине 2001, С. 922]. То есть адекватное постижение текста включает в себя задачу разъяснения его субъектной структуры. На данном этапе внимание обращено главным образом на анализ повествования: вычленяется говорящий, описывается его точка зрения, его пространственно-временная локализация посредством анализа синтаксических структур, указательных частиц, местоимений и наречий, с семантикой положения в пространстве и во времени. 2. Определение пространственно-временной локализации образа. Антропоцентризм текста обусловлен эгоцентрической позицией человека (в облике автора и обликах персонажей) в семантическом пространстве текста. Человек - центр литературного произведения и как субъект повествования, и как объект эстетического художественного познания. Наряду с текстовой универсалией «человек» в литературном произведении присутствуют категории «время» и «пространство», взаимосвязь и взаимопроникновение которых отражено в термине М.М. Бахтина «хронотоп».

Е.А. Гончарова отмечает, что «в отношении хронотопа и категории персонажа существенны два направления. С одной стороны, категории художественного времени и пространства так же, как и категория персонажа, связаны когнитивными объективными отношениями с категорией автора, представляя собой существенную часть авторского концепта мира; реализованного в тексте. С другой стороны, хронотоп служит для пространственно-временной конкретизации образов персонажей во вторичном по своей сути мире художественных событий и действий и выполняет наряду с координирующей функцией... и характерологическую функцию» [Категоризация мира 1997, С.42].

Итак, текстовые категории «пространство» и «время» тесно связаны, с одной стороны, с реальной действительностью, а с другой стороны - с категорией образа автора, так как через эти категории репрезентированы фрагменты авторской картины мира. Таким образом «пространство» и «время» художественного текста выполняют координирующую и моделирующую функции, а в соотнесении с образами персонажей, они выполняют конкретизирующую и характерологическую функции. Место и время определяют многое в образе персонажа.

Категории «пространство», «время» и «человек» являются необходимыми атрибутами семантического пространства художественного текста, они его организуют, т.е. выполняют текстообразующую функцию, которая обнаруживается в пространственно-временной организации художественной реальности как условной, вымышленной или близкой реальному миру, в организации системы образов персонажей, в установлении позиции автора по отношении к изображаемому миру. Универсальные смыслы «человек», «пространство», «время» являются доминантами семантического пространства текста, а репрезентирующие их текстовые категории выполняют общие текстообразующие функции. К ним относятся моделирующая, координирующая и характерологическая функции. Пространство и время образа может совпадать с пространством и временем героев, в чьем сознании он локализован, а может частично или полностью разниться. Исходя из этого, важно проанализировать структуру пространства в тексте (монотопическая - политопическая), тип пространства (динамичность \ статичность, тип времени (линейное, циклическое, разом данное), выявить имеющиеся ахронии. При анализе особое внимание обращается на слова с пространственным и темпоральным значением (видовременные формы глаголов и наречия, описывающие нахождение и передвижение во времени и пространстве) и их текстовые функции, а также грамматические средства.

3. Определение и анализ сюжетного уровня текста, позволяющий проследить динамическое развитие исследуемого образа. При анализе сюжетного уровня текста определяется и анализируется событийная структура текста, ситуация и логико-семантические отношения участников ситуации. 4. Анализ вербальных средств актуализации полюсов образа.

Анализ предметного содержания образа, репрезентированного в художественном тексте, осуществляется через анализ наименований предмета, метафор и метонимий. Лингвистическое описание предметного содержания образа включает в себя анализ личных номинаций образа в тексте, включающих имена нарицательные, имена собственные, местоимения, метафорические и метонимические номинации. Для этого необходимо выявить именующего субъекта (им может быть повествователь или любой персонаж) посредством изучения фрагментов прямой, несобственно-прямой, чужой речи и речи повествователя. Далее сама номинация анализируется с точки зрения социальных и психологических характеристик, которые она отражает, а также эмоциональности и оценочности, которую она несет. Важно обратить внимание на то, что данные номинации отражают социально-психологические характеристики не только именуемого, но и именующего, и могут актуализировать отношение говорящего к именуемому посредством- выбора \ невыбора оценочной номинации.

Анализ образа авторского сознания красавица, репрезентированного в тексте рассказа Красавица

Предметный полюс образа авторского сознания «красавица» представляет русская женщина, попадающая вместе с семьей в эмиграцию. С точки зрения содержания компонентов образа авторского сознания, рассказ может быть условно разделен на две части: период благосостояния, напрямую связанный с Россией и молодостью, и период бедной жизни, связанный с эмиграцией и зрелостью. В первой части рассказа индивидуально-авторское содержание полюса предмета и чувственной ткани предмета образа главной героини совпадают с общекультурным представлением о красавице, отраженным в значении слова. Чувственная ткань предметного содержания образа тоже представлена с доминированием зрительной репрезентативной системы и имеет положительную оценку. Личностный смысл «красота» в первой части включает смыслы «благосостояние», «Родина», «беспечность», которые всегда в прозе В.В. Набокова сопряжены с положительной эмоцией. Ольга Алексеевна, о которой сейчас будет идти речь, родилась в 1900 году в богатой, беспечной, дворянской семье.

Повествователь, от лица которого ведется рассказ о жизни героини, Ольги Алексеевны, описывает ее детство, юность и зрелость очень кратко, в основном обращая внимание на ее внешний вид:

...она с детства слыла красавицей: чистота профиля, выражение сложенных губ, шелковистость косы, доходившей до спинной впадинки, - все это и в самом деле было очаровательно. Употребление наречия «очаровательно» указывает не только на объективную красоту героини, сколько на субъективную положительную оценку ее повествователем.

Полюс значения и чувственная ткань значения. В современной психологии [Петренко В.Ф, Артемьева Е.Ю.] значение понимается как обобщенная идеальная модель объекта в сознании субъекта, отражающая существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности. Значение слова «красавица», представленное в словаре СИ. Ожегова - «человек с красивой внешностью», отсылает нас к значению слова «красивый» «доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный». [Ожегов, С. 303.] Очевидно, что доминирование зрительной репрезентативной системы и положительная оценочность заложены уже в названии рассказа, в чувственной ткани значения слова «красавица».

Полюс личностного смысла и чувственная ткань личностного смысла. Как уже было отмечено, что в рассказе противопоставлены два периода жизни героини - В России и в эмиграции. В то же время - это противопоставление смыслов «богатство» и «бедность», а на уровне чувственной ткани эти смыслы связаны с положительными и отрицательными эмоциями соответственно. В описании периода до эмиграции, в смысл «красота» включаются смыслы «богатство», «беспечность», «обаяние», «Родина», вся жизнь героини приятна взгляду.

Положительные эмоции вербально выражены с помощью эмоционально окрашенной лексики, реализующей зрительную репрезентативную систему:

Нарядно, покойно и весело прошло это детство: луч усадебного соліща на обложке Bibliotheque Rose, классический иней петербургских скверов. Повествователь описывает все видимые характеристики жизни героини. Нет противопоставления между внутренним миром героини, ее внешностью и ее окружением. Описание детства имеет светлый фон. На уровне грамматических компонентов текста это достигается не прилагательными, а существительными, называющими источники света и цвета, например «луч солнца, иней».

Несмотря на явное доминирование зрительной репрезентативной системы в чувственной ткани образа красавицы, этот образ все же полимодален. Наряду со зрительно-воспринимаемыми характеристиками, в тексте есть и кинестетические, и аудиальные: шелковистость косы (к.), мягкая грудь (к.), свободно говорила по-французски, очень убедительно картавя (ау.), «Хамы», грудью выпевала она, лениво и ласково (ау.).

Как в большинстве текстов с доминированием зрительной модальности, большое внимание уделяется органам зрения: глазам, поэтому в образе красавицы глаза играют очень важную роль:

...такими веселыми глазами, что ее все целовали в глаза..., -повествователь дает и собственное мнение, собственную положительную эмоциональную оценку {«веселые»), и оценку окружающих, проявляющуюся через их действия, - «все целовали».

... и как сочувственно при этом улыбались ее чистые глаза, с едва заметными веснушками на тонкой сизоватой коже под ними и вокруг них. Прилагательное «чистые», помимо визуальной характеристики содержит еще и оценочный компонент, передает положительное отношение говорящего к предмету речи, то же самое можно сказать и о прилагательном «очаровательный» в следующем высказывании:

...красавица с очаровательным разрезом широко расставленных глаз...

Таким образом, мы можем говорить о том, что в первой части рассказа повествователь «любуется» героиней, смысл «красота» неразрывно связана со смыслами «богатство» и «Родина». Образ красавицы полимодален, но доминирует зрительная модальность. На уровне чувственной ткани личностного смысла «красавица» -положительная эмоция, которая выражается общей эмоциональной окрашенностью этого отрезка текста (главным образом, использование эмоционально-окрашенной лексики: весело, очаровательно, лениво и ласково, нарядно; цвета - светлые и солнечные). Таким образом, в данной части текста репрезентирован образ жизни-праздника.

Во второй части рассказа образ Родины превращается в утраченный образ, образ-воспоминание.

...запас таких воспоминаний и составил то единственное приданное, которое оказалось у нее при выходе из России весной 1919 года. Посредством идентификации воспоминаний как запаса, приданного актуализируется смысл «бедность», пересекающийся со смыслом «замена материальных ценностей ментальными».

Особенности вербальной репрезентации содержания образов сознания в текстах рассказов В. Набокова

Слово, вынесенное в сильную позицию текста — заглавие, можно считать ключевым, и, следовательно, оно несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Все заглавия, представленные в сборнике «Соглядатай», можно разделить на четыре группы в зависимости от типа номинации.

Первая группа включает в себя названия, описывающие эмоционально-психологическое состояние персонажа. В рассказе «Обида» эмоционально-смысловой доминантой, формирующей эмотивное пространство текста, является сложная комплексная эмоция, обозначенная ключевым словом, вынесенным в название. Обида в данном рассказе - комплексная эмоция, которая включает в качестве составляющих частные эмоциональные смыслы «непонимание», «недостаток внимания», «нежелание общаться», «неразделенная симпатия», «жестокость», «неуверенность в себе», «осмеяние», «равнодушие», «одиночество». В заглавии рассказа «Лебеда» актуализируется чувственная ткань слова: личностный смысл «беда» сопряжен с фонетической оболочкой слова, универсально абсолютно не связанного с ним. Заглавие же само по себе мало что говорит о содержании рассказа, не несет нагрузки в информативном отношении. Его смысл расшифровывается только после прочтения самого текста.

Вторая группа включает названия, представляющие собой конкретно-предметные номинации персонажей, образ которых будет раскрыт в тексте: «Соглядатай», «Хват», «Занятой человек», «Красавица», «Пильграм». В этой группе рассказов образ персонажа раскрывается с точки зрения личностных характеристик. Для них свойственно включение подробного описания внешности, социального положения персонажа на разных этапах его жизни. Для данной группы характерно включение эмоциональной оценки в заглавие. Например, слово красавица в своем значении содержит оценочный компонент, поскольку, как правило, номинация «красавица» подразумевает положительную оценку говорящего. Номинация «соглядатай», вынесенная в заглавие, предположительно относится к главному герою и является в этом смысле характеризующей. Значение слова уже включает смысл «тайно, украдкой», что определяет некоторые смыслы, репрезентированные в связи с сознанием главного героя. Дальнейший анализ текста показывает, что основная деятельность героя, организующая сюжет, — наблюдение, соотнесена с неузуальным смыслом и выражена уже в заглавие, так как это наблюдение, прежде всего, за самим собой.

К третьей группе относятся заглавия-номинации ситуации, описанию которой посвящен рассказ: «Встреча», «Оповещение», «Случай из жизни». Особенность рассказов с подобным заглавием заключается в том, что в них образ персонажа раскрывается через типичное /нетипичное поведение в определенных условиях.

Заглавие рассказа «Оповещение» обозначено отглагольным существительным оповещение, и именно заглавие является основным сигналом ситуации, описанию которой будет посвящен рассказ. Сильная позиция заглавия занимается существительным, семантика которого содержит в свернутом виде изображаемую ситуацию: ожидание существования активного лица, каким-либо образом сообщающего кому-либо определенную информацию. Ситуация оповещения, именование которой вынесено в заглавие, является организующей структурой, задающей количество участников, связанных определенными отношениями. В данном рассказе круг участников ситуации очерчен сразу в первом текстовом фрагменте. Это Евгения Исааковна, старенькая дама, у которой накануне умер сын Миша, но она еще ничего об этом не знала, и Чернобыльские, старые друзья Евгении Исааковны, которые получили сообщение о смерти Миши и должны ей об этом сообщить. Участники охарактеризованы с разной степенью глубины и детализации. Наиболее детализированный образ - образ Евгении Исааковны. Чернобыльские и другие друзья героини индивидуализируются только указанием имен и описанием внешности некоторых из них, они представляют собой группу взаимосвязанных людей, которые должны сообщить Евгении Исааковне о смерти сына.

К четвертой группе можно отнести абстрактные номинации, вынесенные в позицию заглавия: «Совершенство» и «Terra incognita». Например, в рассказе «Terra incognita» реализовано метафорическое обобщающее название, в информативном отношении предсказывающее смысловое содержание текста.

Особняком стоит заглавие рассказа «Музыка», которое по форме относится к конкретно-предметным номинациям, а по содержанию должно быть включено в группу заглавий-номинаций ситуаций.

Следует отметить, что все заглавия сборника являются сигналами ситуации, описываемой в тексте, хотя могут называть эту ситуацию не прямо, а посредством называния участников и результатов.

Похожие диссертации на Психолингвистическое обоснование методологии исследования образов авторского сознания в художественном тексте : на материале прозы В.В. Набокова