Введение к работе
Языкознание сегодня все чаще рассматривается в контексте общей науки о передаче знаковой информации. Расширение объема исследования значений языковых единиц за счет обращения к внеязыковой сфере отвечает как собственно научным задачам более глубокого проникновения в сущность изучаемого объекта, так и практическим задачам интерпретации текстов, переводческой деятельности, создания машинных программ и коммуникативных методик. Современное состояние лингвистической науки, обогащенной новыми знаниями, благодаря сближению лингвистики с психологией, литературоведением, герменевшкой, поэтикой, рецептивной эстетикой, позволяет по-новому подойти к изучению функциональных свойств номинативных единиц.
Объект исследования - номинативные единицы, обозначающие лицо, в художественном тексте. Номинация персонажей - одна из наиболее показательных категорий языкового уровня художественного текста: субъекты действия в большей степени, чем другие лексические единицы, являются участниками создания сюжета, поддерживают основные темы произведения, отражают авторскую идею.
Современный уровень исследования требует изучения функционирования номинативной единицы в контексте проблем коммуникативной лингвистики, психолингвистики, лингвистики текста, законов его декодирования, динамики построения.
Предмет исследования - особенности семантической, структурной и функциональной организации номинаций лица при передаче смысла художественного целого.
Актуальность работы определяется тем, что подход к семантике художественного текста, при котором смысл структурируется как многоуровневая система, позволяет расширить рамки изучения роли номинативных единиц при организации смысла художественного произведения.
Вопрос о роли номинативной единицы, обозначающей персонаж, в создании образного и содержательного смыслов целого художественного текста до сих пор не был предметом лингвистического исследования. Примененная нами полевая модель для определения иерархической значимости различных видов номинации в организации смысловых уровней не только расширила представления о функциональной значимости в тексте единиц различной семантической сложности, но и позволила увидеть особенности организации языкового материала конкретным автором.
Цель исследовании - выявление иерархической значимости и системных взаимосвязей номинативных единиц, обозначающих персонаж, при передаче художественного смысла целого текста.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Составить лексический инвентарь номинаций персонажей в сюжетных
рассказах В.Маканина 80-х годов, произведя их структурно-семантическое
описание.
2. Определить степень участия различных тематических групп
наименований лица в строительстве текста по частотным показателям:
3. Определить специфику авторского использования языковых средств в
области номинации лица: а) при именовании персонажа именем собственным
?
(ИС); 6) при именовании персонажа апеллятивом; в) при именовании персонажа неоднословнымн конструкциями.
4. Выявить образные наименования лица в рассказах В.Маканина и дать их
типологическое описание.
5. Используя модель поля, определить значимость номинаций лица на
различных уровнях смысла текста и проследить их функциональные системные
связи.
6. Определить структуру тематического поля персонажа (ТПП) на
различных уровнях смысла текста.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью приема лингвистического инвентаря, позволяющего описывать номинативные единицы с заданной глубиной и подробностью. Впервые на модели с экстралингвнетическими параметрами была использована полевая методика, успешно применяемая при исследованиях функционального аспекта языка. В работе был произведен сравнительно-сопоставительный анализ номинативных единиц, обозначающих лицо в произведениях Маканина. Для сравнения была составлена картотека номинаций лица (1000 единиц) в рассказах других современных писателей (Р.Киреева, Л.Петрушевской, В.ПЬецуха, Т.Толстой). Значимость номинативных единиц в строительстве текста определялась в работе методом статистического анализа [Г.В.Ермоленко, 1996].
Материалом исследования стали номинации персонажей в произведениях В.Маканина 80-х г.г.(3 романа, 3 повести, 16 рассказов; картотека составляет приблизительно 14000 единиц). Главная тема произведений 80-х г.г. "человек посредственный, человек середины - нравственной, эмоциональной, интеллектуальной - и его бытие" [Левина-Паркер, 1995]. Структурно-семантический, статистический и функциональный анализ номинаций лица проводился только на материале 10 сюжетных рассказов, написанных в единой манере повествования (от 3-го лица), отличающихся жанровым и стилевым единством. (Рассказы-притчи и рассказы-эссе не вошли в исследования в связи с их особой жанровой спецификой.)
Научная новизна полученных результатов. Впервые объектом научного исследования стало изучение системной организации наименований лица как средства передачи смысла художественного целого ( с учетом его поуровневого строения) .
В диссертационной работе на материале современной художественной прозы, имеющей тенденцию к скрытое глубинного смысла, усложнению кода передачи содержания, нами предложена модель системного функционирования номинаций лица при передаче смысла художественного целого с учетом его поуровневого строения.
Полевая методика, успешно применяемая при исследовании функционального аспекта языка, была впервые использована на модели с экстралингвистическими параметрами. В работе' смоделирована системная организация номинативных единиц при передаче различных уровней смысла художественного целого, что дало возможность проследить участие единиц языковой системы в текстовой организации, действующей по иным законам.
Язык Маканина, выразительный и емкий, с его своеобразной стилистикой, не изучался лингвистами.(Единственное известное нам исследование языка рассказа Маканина "Человек свиты" было сделано в книге Ю.Н.Караулова
"Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности" [1992]). В диссертационной работе впервые составлена типология тех образных наименований персонажей рассказов В.Маканиш, которые являются яркими показателями идиостиля писателя.
Практическая значимость. Материалы исследования, основные выводы и факты могут быть использованы в курсах современного русского языка, стилистики, лингвистического анализа художественного текста, так как изучение системной организации элементов художественного воплощения сюжета и идеи произведения позволяет проникнуть в глубины содержания и способствует адекватному восприятию произведения в целом. Эти положения представляют интерес для любой читательской практики и особенно для практики перевода.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Номинации лица, являясь важнейшими компонентами как отдельного высказывания, так и всего текста в целом, через тематическую и структурную представленность, а также семантическую осложнешюсть могут сигнализировать о направлениях художественных исследований автора уже на уровне словаря.
-
Образы-знаки, архетипы, встречающиеся в рассказах Макашша, имеют свое словесное воплощение и наряду с другими языковыми средствами представлены номинативными единицами, обозначающими лицо. Образные наименования персонажей Макашша составляют особую черту идиостиля.
3. Наименования персонажей связаны друг с другом иерархически, в
зависимости от значимости персонажа в тексте и степени участия заложенного в
номинативной единице признака в развитии темы и идеи произведения.
4. Иерархические отношения исследуемых номинативных единиц
представлены в виде функционально-тематических полей, отражающих
значимость номинаций лица в создании смысла художественного целого.
5. Функциональные тематические поля номинаций лица на сюжетном и
образно-идейном уровнях смысла текста имеют различное строение, что связано,
на наш взгляд, со стратегией и тактикой передачи авторской идеи в конкретном
произведении.
Апробация результатов диссертации. Результаты исследований докладывались на следующих научных конференциях:
-
Четвертые Карские чтения. Шануючы спадчыпу Карскага. Гродно, 14-15 декабря 1993 г.;
-
Пятые международные Карские чтения." Функцыяпальны аспект апісання моуныхештэм", Гродно, 14-15 декабря, 1994г.;
-
Международная конференция "Styl a Tekst". 26-28 сентября, Ополе, Польша, сентябрь, 1995г.;
-
Шестые международные Карские чтения. "Е.Карский и современное языкознание". Гродно, 25-26 января, 1996г.
-
Пятая республиканская научная конференция "Словообразование и номинативная деривация в славянских языках". Гродно, 21-22 мая, 1996г.
-
Вторая международная конференция "Язык и социум", Минск, 5-6 декабря, 1996г.
Структура н объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав основной части, заключения, списка литературы, списка источников материала исследования и приложений, содержащих таблицы, диаграммы. Во введении и разделе, посвященном общей