Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности темпоральной организации художественного текста : на материале современных немецкоязычных коротких рассказов Жукова Светлана Александровна

Особенности темпоральной организации художественного текста : на материале современных немецкоязычных коротких рассказов
<
Особенности темпоральной организации художественного текста : на материале современных немецкоязычных коротких рассказов Особенности темпоральной организации художественного текста : на материале современных немецкоязычных коротких рассказов Особенности темпоральной организации художественного текста : на материале современных немецкоязычных коротких рассказов Особенности темпоральной организации художественного текста : на материале современных немецкоязычных коротких рассказов Особенности темпоральной организации художественного текста : на материале современных немецкоязычных коротких рассказов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жукова Светлана Александровна. Особенности темпоральной организации художественного текста : на материале современных немецкоязычных коротких рассказов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Жукова Светлана Александровна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта].- Калининград, 2010.- 229 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1084

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 5-9

ГЛАВА 1 Категория времени как объект лингвистических исследо
ваний 10-50

1.1. Время как универсальная единица бытия 10-26

  1. Время в контексте мировой культуры 10-13

  2. Проблема осмысления времени от античности до современности 13-20

  3. Категория времени в аспекте современных междисциплинарных исследований 21-26

1.2. Язык и время 26-42

  1. Языковая репрезентация категории времени 26-36

  2. Семантическое поле времени 36-42

1.3. Роль художественного времени в структурировании тек
стового пространства 42-49

Выводы 50-51

ГЛАВА 2 Языковая специфика темпорального континуума совре
менных немецкоязычных коротких рассказов 52-120

2.1. Особенности жанра короткого рассказа 52-77

  1. К понятию «короткий рассказ» 52-61

  2. История возникновения и эволюция жанра 61-67

  3. Признаки жанра 67-72

  4. Классификации коротких рассказов 72-77

2.2. Классификация СНКР по квантитативному параметру 77-90

  1. «Компрессированные» КР 77-85

  2. «Растянутые» КР 86-90

2.3. Классификация СНКР по квалитативному параметру 90-106

2.3.1. Динамичные КР 91-94

  1. СтатичныеКР 94-98

  2. Псевдодинамичные КР 98-104

  3. Псевдостатичные КР 104-106

2.4. Классификация СНКР по хронологическим параметрам... 106-120

  1. Хронологически последовательные КР 107-110

  2. КР с нарушенной хронологией 110-120

Выводы 121-123

ГЛАВА 3 Виды и функции темпоральных маркеров в текстах со
временных немецкоязычных коротких рассказов 124-163

3.1. Средства эксплицитной хрононимии 126-147

3.1.1. Хронопунктурные маркеры 126-137

  1. Абсолютные хронопунктурные маркеры 127-129

  2. Относительные хронопунктурные маркеры 129-137

3.1.2. Хронометрические маркеры 137-143

  1. Определенные хронометрические маркеры ... 138-140

  2. Неопределенные хронометрические маркеры 140-143

3.1.3. «Хронологические» маркеры 143-147

  1. Проспективные маркеры времени 143-145

  2. Ретроспективные маркеры времени 145-147

3.2. Средства имплицитной хрононимии 147-163

3.2.1. Исторические маркеры времени 148-151

. 3.2.2. Субъектноцентрированные маркеры времени 151-156

3.2.3. Косвенные маркеры времени 156-158

3.3. Средства интенсификации хрононимии (комбинирован
ные маркеры времени) 158-163

Выводы 164-165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166-167

БИБЛИОГРАФИЯ 168-187

СПИСОК СЛОВАРЕЙ 188

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 189-191

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ 192-228

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 229

Введение к работе

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению специфики структурирования темпорального пространства текстов современных немецкоязычных коротких рассказов.

В качестве объекта исследования в настоящей работе рассматривается категория художественного времени как универсальная составляющая текстового целого, а предметом диссертационного сочинения являются средства, способы и модели формирования темпоральной структуры художественного текста на материале современных немецкоязычных коротких рассказов.

Вопрос времени в наши дни является актуальным предметом изучения в различных областях современного знания, начиная с философии и заканчивая прикладной математикой. Традиционно различают время объективное, представленное как чистая длительность и неоратимая последовательность протекания событий из прошлого в будущее, и время субъективное, связанное с характером переживания человеком событий реального времени.

Известно, что 20 век стал веком смелого экспериментирования со временем, когда писатели начинают порой уходить от традиционной однонаправленности художественного времени, проявляя интерес к смещению и смешению временных пластов. В результате в текстах заметно возрастает прерывистость и дискретность повествования, углубляется тенденция к «остановке», «сжатию» и «растягиванию» времени или даже к акцентуации атемпорально-сти описываемых событий.

В результате актуальность диссертации обусловлена неослабевающим интересом филологов к феномену времени в целом и специальным вниманием лингвистов к особенностям его отражения в конкретных текстотипах. Глубокого теоретического осмысления продолжает заслуживать проблема языковой репрезентации темпоральных параметров, релевантных для организации временного континуума художественного текста. При этом исследова- ние характера и способов реализации категории художественного времени ориентировано на современную антропоцентрическую парадигму научного мышления.

Научная новизна исследования определяется попыткой комплексного рассмотрения специфики функционирования категории художественного времени в условиях литературно-повествовательных текстов, что послужило основанием для осуществления типологии немецкоязычных коротких рассказов с учетом темпоральной составляющей. Предложенный в работе подход сделал возможной разработку классификации темпоральных маркеров, выступающих в роли актуализаторов временного плана упомянутого типа текста.

Цель настоящего исследования состоит в установлении особенностей экспликации категории времени в художественном тексте на основе систематизации и лингвостилистического анализа маркеров темпоральности, функционирующих в текстовой структуре разных видов современного немецкоязычного короткого рассказа.

Достижение цели данного исследования предполагает решение ряда задач: рассмотреть феномен времени в онтологическом аспекте как глобальную составляющую человеческого бытия; осветить характер репрезентации категории темпоральности в языке; выявить доминирующие черты короткого рассказа как отдельного жанра и осуществить его делимитацию от смежных жанров; разработать классификацию немецкоязычных коротких рассказов по характеру отражения в них категории времени; выделить и описать основные виды темпоральных маркеров, формирующих временной континуум текстов короткого рассказа.

В ходе исследования применялись следующие методы: метод лингвости-листической интерпретации текста, методы контекстуального, сравнительно- сопоставительного и семантического анализа, а также метод количественного подсчета.

Теоретическую базу данной работы составили исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме времени в целом (Я.Ф. Аскин, П.П. Гайденко, А.Я. Гуревич, A.M. Жаров, М.С. Каган, А. Эйнштейн, О. Шпенглер и др.), теории художественного времени (М.М. Бахтин, Н.И. Трубников, А.В. Кравченко, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев, НА. Потаенко, З.Я. Тураева и др.), категории темпоральности (М.А. Кронгауз, Б.А. Серебряков, Е.С. Яковлева, Н.Д. Арутюнова, Ю.Н. Караулов, В.Г. Гак, А.Р. Нуреева, Р.Л. Ковалевский, М.А. Подтелкова, А.Н. Павленко, Ю.В. Спицына, Н.В. Андреева, А.А. Новожилова, Ю.А. Иванова, Н. Weber и др.), а также литературоведческие работы, посвященные жанру короткого рассказа (В.А.Кухаренко, Б. Томашевский, Ю. Нагибин, Н.А. Гуляев, Н. Eisenreich, М. Durzak, W. Schnurre, L. Marx, J. Donnerberg, W. Hollerer, K. Kusenberg, K. Do-derer, P. Nentwig, L. Rohner, B. Wiese и др.).

Материалом исследования послужили тексты 408 современных немецкоязычных коротких рассказов таких авторов, как И. Айхингер, И.Бахман,, П. Биксель, Г. Бёлль, Г. Грасс, П. Хандке, В. Хильдесхаймер, М.Л. Кашниц, К. Марти, В. Шнурре, Г. Воманн, М. Фриш, М. Вальзер, Б. Штраус, К. Вольф, X. Кёнигсдорф и др., общим объемом 2548 страниц.

В ходе исследования были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

1. Темпоральная организация текстового пространства современного немецкоязычного короткого рассказа (СНКР) представляет собой совокупность языковых средств, с помощью которых происходит упорядочивание описываемых событий на временной оси повествования. В ее основе лежит метонимическая модель времени, реализующаяся в событийности и обладающая количественными и качественными признаками.

Структурирование темпорального текстового континуума СНКР осуществляется на основе трех субстанциальных параметров, подразумевающих величину зафиксированного временного интервала, т.е. квантитативный параметр, отражающий временную протяженность описываемых событий; характер соотношения степени насыщенности текста значимыми событиями и уровня концентрации в тексте темпоральных маркеров, т.е. квалитативный параметр, определяющий специфику движения времени в коротком рассказе; характер хронологичности, отражающийся в упорядочивании или нарушение временного хода событий, т.е. параметр хронологичности.

С учетом каждого отдельно взятого темпоралъно обусловленного субстанциального параметра представляется возможным осуществить следующую типологию СНКР: - «компрессированные» и «растянутые» короткие рассказы (квантитативный параметр); - динамичные, статичные, псевдодинамичные, псевдостатичные короткие рассказы (квалитативный параметр); - хронологически последовательные короткие рассказы и короткие рассказы с нарушенной хронологией (параметр хронологичности).

4. Основными средствами языковой репрезентации категории времени в текстах СНКР служат лексические темпоральные маркеры, представляющие собой средства эксплицитной хрононимии (хронопунктурные абсолютные и хронопунктурные относительные, хронометрические определенные и хроно метрические неопределенные, хронологические проспективные и хронологи ческие ретроспективные маркеры), средства имплицитной хрононимии (ис торические маркеры, т.е. слова-реалии, субъектноцентрированные маркеры, косвенные, или опосредованные маркеры), средства интенсификации хроно нимии, или комбинированные маркеры (собственно комбинированные, двой ные, амбивалентные).

5. При общей тенденции к функционированию темпоральных маркеров в роли фиксаторов и актуализаторов отдельных моментов и периодов, формирующих событийный фон повествования в СНКР, наибольшим прагматическим потенциалом обладают средства имплицитной хрононимии, выполняющие роль индикаторов прямой связи между полюсами литературной коммуникации на оси «автор-повествователь-персонаж-читатель».

Теоретическая значимость работы состоит в обращении к категории времени и ее языковым маркерам в русле актуальных междисциплинарных исследований с учетом интересов лингвостилистики, лингвистики текста, литературоведения, психологии и философии. В подобном смысле данное диссертационное исследование вносит определенный вклад в разработку общей теории темпоральности.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования предложенной методики при исследовании текстов коротких рассказов на материале других языков. Результаты настоящего диссертационного исследования могут найти применение при чтении спецкурсов по стилистике и лингвистике текста, современной литературе Германии, использоваться на практических занятиях по лингвостилистическому анализу художественных текстов, а также служить материалом для написания курсовых и дипломных работ.

Апробация материалов диссертации проводилась в виде докладов на международной научной конференции КГТУ «Инновации в науке и образовании» (Калининград 2007), на межвузовской научно-практической конференции «Текст в лингвистической теории и методике преподавания лингвистических дисциплин» (КЮИ МВД России, Калининград 2008), на международной научной конференции «Пелевинские чтения» (Калининград 2009). Основные положения диссертации изложены в 6 публикациях, одна из которых опубликована в издании, рекомендованном ВАК Российской Федерации.

Похожие диссертации на Особенности темпоральной организации художественного текста : на материале современных немецкоязычных коротких рассказов