Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

М. В. Ле-Дантю-живописец и теоретик русского художественного авангарда I половины 1910-х годов Юдина, Екатерина Львовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юдина, Екатерина Львовна. М. В. Ле-Дантю-живописец и теоретик русского художественного авангарда I половины 1910-х годов : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.00;07.00.12 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1993.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/296-x

Введение к работе

Актуальность исследования. Необходимость всестороннего рассмотрения творчества Михаила Лэ-дант» определяется как несомненной художественной ценностью материала, так и его практической неизучеяностыо. ; Кроме того, подобный.подход к нас'ле- : див отдельного мастера.ведет к обогащению наших представлений об авангардном контексте 1910-х годов в целом.

Особый интерес представляет привлечение для сравнительного анализа живописных и теоретических работ современников Ле-Дантю и, прежде всего, представителей группы "Ослиный хвост" -крупнейшего, объединения русского авангарда десятых годов XX столетия наряду с "Бубновым валетом" и "Союзом молодежи", но, в отличие от них, до сих пор не имеющего самостоятельного исследования, посвященного ему.

Степень изученности темы. Библиография, по творчеству ыихаи-
ла Ле-Дантю немногочисленна к весьма немногословна, поскольку
до последнего времени художник оставался обойденным вниманием
искусствоведов. Доклады А. А. Стригалева "Как на самом деле про
исходило открытие живописи Пиросмани" и А. С. ПЬтских "Некоторые
уточнения к истории открытия Нико Пиросманашвили (ЬІ В. Ле-Дантю
на Кавказе)" на конференции в ЭДузее искусства народов Востока
С1986 г.) могут расцениваться только как первое приближение к
теме, поскольку затрагивают лишь один короткий временной пери
од - весну-лето 1912 г. и рассматривают один аспект (Пиросмани
и Ле-Дантю), впрочем, обусловленный монографической темой кон-
Іеренции. -.'.

Статья А. А. Стригалева в "Панораме искусств - 12" "Кем, ког-ца и как была открыта живопись Н. А. Пиросманашвили" является дальнейшей разработкой этого же материала и содержит множество шервые опубликованных архивных документов.

Обзор деятельности возглавляемого Ле-Дантю камерного издательства "Безкровное Убийство" дан в статьях RГурьяновой "Безкровное Убийство" ("Искусство", 1989, N ІО, с.54-56) и М. Марцадури "Создание и первая постановка драмы "Янко Круль Албанскай" И. М. Зданевича" (В сб.: Русский литературный авангард. Материалы и.исследования. Под ,ред. М. Марцадури, ДРицци и М. Евзлина Университет Тренто. Тексты и исследования. 1990, С.21-32).

Кроме того, краткие биографические сведения приведены в каталоге выставки "Москва - Париж" (М., 1981, т. 1, с.365), в ежегоднике "Сто памятных дат" на 1991 г,'. (Ы., 1990, с. 52-55), а также в альбомах "Авангард, остановленный на бегу" (Л., 1989, страницы не нумерованы) и "Неизвестный русский авангард" (М., 1992, с. 146). В последнем альбоме воспроизводится текст программкой статьи Jfe-Дантю "ЗНивопись всеков", уже опубликованной да. Э. Боудтом несколько ранее в парижском альманахе "Минувшее" (Париж, 1988, N 5, с. 183-202).

В сущности этим и ограничивается список трудов, посЕященных Михаилу Ле-Дантю. Вместе с тем, методологическую базу исследования составили статьи и монографии общего характера, посвященные проблематике авангарда 1910-х годов, как отечественных, так и' зарубежных ученых - К Харджиева, Д. Сарабьянова, Г. Поспелова, Е. Ковтуна, Е Маркова, К. Грей, Дх Э. Боулта и др.

Поэтому работа над диссертацией основывалась на непосредственном изучении произведений художника, чему предшествовало собирание воедино всего, что сохранилось от его наследия. Так, к уже известным собраниям Русского музея и Третьяковки, Самарского, Ярославского и Нукусского музеев, а также Орловской картинной галереи, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина и ЦГАЛИ добавились

Томский художественный музей, Государственная картинная галерея Армении, частное собрание в Тбилиси, Музей изобразительных искусств Татарстана, Музей Е В. Маяковского в Москве и ЦГИА в Петербурге.

Важнейшими источниками, помимо архивных материалов, являлись книги, статьи и манифесты художников и теоретиков круга "Ослиного хвоста", к числу которых принадлежал и Михаил Ле-Дантю, а также многочисленные , газетные отклики на те или иные события художественной жизни I половины 1910-х гг.

Дели и задачи исследования. Целью данной работы стало создание первого монографического исследования творчества Ле-Дантю, определение своеобразия его художественного метода и стиля, теоретических взглядов и той роли,' которую играл Михаил Ле -Дантю в авангардном искусстве.

В силу практической неизученности темы в число задач, поставленных и разрешенных в процессе работы над диссертацией, вошло воссоздание на основе архивных источников биографии художника, атрибуция и описание его произведений и составление первого научного каталога живописных и графических. работ Ле-Дантю.

Теоретическому наследию художника, по счастью, повезло больше: в ЦГАЛИ находятся ценнейшие материалы, связанные с разрабатываемой в I половине 1910-х гг. идеологами "Ослиного хвоста" - и Ле-Дантю в первую очередь - концепцией "всечест-ва". Но в одну из главных задач исследования входило структурирование теоретических взглядов Ле-Дантю и сравнение их с остальными "ослинохвостовскими" текстами и выступлениями.

хЧаконец, еще ' одной, наиболее общей целью, поставленной в данном исследовании, было восстановление внутри художественно-

го процесса очередного звена, от которого тянутся новые цепочки взаимосвязей и ранее скрытых от глаз импульсов.

Метод исследования. Творчество Михаила Ле-Дантю раскрывает
ся методом монографического исследования, в основу построения
которого положен проблемно-хронологический принцип. Одной из '
причин того, что при выборе построения работы был отвергнут
традиционный, "эволюционный" подход, является относительная
дискретность линии творчества художника в силу многих утрат в
его наследии. С другой стороны, личность Ле-Дантю представля
ется весьма характерной для авангарда, так как являет нам все
три "ипостаси", присущие художнику-авангардисту/'- собственно
живописца, теоретика и участника того процесса, который можно
было бы условно назвать "артификацией жизни". Рассмотрение
этих трех граней, творчества Jfe-Дантю при соблюдении хронологи
ческой канвы и положено в основу структуры данного исследова
ния. . '.'""

. Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации
впервые в полном объеме исследуется творчество Михаила Ле-Дан
тю, производится детальный разбор его произведений и реконс-
труируются теоретические взгляды, а сравнительный анализ поз
воляет увидеть своеобразие стиля Jfe-Дантю и позиции, им
занимаемой в искусстве русского авангарда 1910-х годов. Помимо
"идентификации" и атрибуции многих неизвестных работ художни
ка, в научный обиход вводится целый ряд новых данных - и преж
де всего, в области изучения концепции "всечества" и элементов
"игрового начала" в русском авангарде. .

Практическая ценность работы состоит во введении в искусствоведческую науку нового материала. Результаты научного исследования могут быть использованы в музейной и педагогической

практике, при создании словарей, энциклопедий и общих работ по истории искусства XX века, при подготовке лекционных курсов и выставок, при каталогизации музейных собраний. Так, уже в процессе работы над диссертацией была выявлена и устранена неправильность атрибуции одной из картин Ле-Дантю. Речь идет о "Гу-ляньи в парке" (1913),'значившемся в каталоге казанского Музея изобразительных искусств Татарстана под названием "Рыбы".

Апробация работа Диссертация обсуждена на заседании кафедры русского искусства Исторического факультета МГУ. Основные положения исследования изложены в статьях, готовящихся к печати в журналах и научных сборниках. Материалы диссертации были использованы в докладе, прочитанном на 'їедорово-Давыдовских чтениях 1992 года в МГУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Работа снабжена примечаниями, библиографией и блоком приложений, в который вошли список картин и рисунков Ле-Дантю,, составленный невестой художника 0. И. Лешковой, перечень .выставок и каталог сохранившихся произведений Михаила Ле-Дантю, насчитывающий свыше 400 номеров.

Похожие диссертации на М. В. Ле-Дантю-живописец и теоретик русского художественного авангарда I половины 1910-х годов