Введение к работе
Актуальность исследования. Необходимость внимательного и
подробного изучения творчества Розановой объясняется, во-первых,
высочайшей 'художественной ценностью исследуемого материала и
его мвлоизученностью ; и во-вторых, той актуальностью, которую
приобрело исследование искусства этого периода.
Зсестороннее рассмотрение произведений Розановой, наряду с привлечением важнейших работ ее соратников и современников, дает возможность подробного анализа ее творчества.
Особый интерес представляет аспект темы, затрагивающий проблему "универсализма", взаимодействия литературы, поэзии и живописи в русском кубовутуризме. В данной работе этот вопрос рассматривается с привлечением ранее.неопубликованных архивных материалов во второй главе, посвященной сотрудничеству Розановой и поотов-"гилейцев" Крученых и Хлебникова.
Степень изученности темы. Круг привлеченной к работе литературы очень широк. Это, в первую очередь, монографии и статьи, посвященные оби;еГ: проблематике русского и западного живописного и литературного авангарда 1910-х гг.
В хронологически последовательном изложении материала I главы бнло бы трудно обойтись без опоры на содержательную статью Н.Хардеиева "Поэзия и живопись", включенную в сборник: К.Малевич, М.Матичин, Н.Хард>лиев."К истории русского авангарда" /Стокгольм, 1976/. Здесь нельзя не упомянуть и труды известные зарубежных специалистов в области русского авангарда - К.Грей, Д.Боулта, Ш.Дуглас, Ж.І/ІаркадеД.Флакера.
Вал-ной методологической основой для всего исследования стали теоретические статьи Л.Сарабьянова: "Новейшие течения в русской живописи предреволюционного десятилетия" / в сб."Советское искусствознание 60/1", М.,1910, с.117-160/ и "К своеобразию живописи русского авангарда" /"Советское искусствознание",25 М. ,'K69,c. Трудно переоценить значение работы Е.Ковтуна "Русская футуристическая книга" /!'.!., ItG9/. сиаатываюцеП очень широкий материал по это;; теме: в не; дан, в частности, тонкий анализ печатной графики Розановой. Проблематике русской футуристической книги посвящены такг.е интересные исследования С.Комптон и Д.Яначека. Все &ти работы во многом определили и обогатили подход к теме и направление данного исследования. Несмотря на то, что творчество Розановой не привлекало до сих пор серьезного и пристального внимания искусствоведов, тем но менее, почти в каждой монографии, затрагивающей проблемы, так или иначе связанные с историей авангарда 1910-х гг., имя художницы часто упоминается. Порой ее творчеству посвящается несколько строк, порой - несколько страниц. Публикации, посвященные непосредственно творчеству Розановой, крайне немногочисленны. Ото в основном короткие статьи и газетное рецензии ; особенно важными являются две заметки о посмертной выставке художницы зимой I9I6-I9I9 гг.: рецензия В.Степановой,помеченная в газете "Искусство" за 1GI9, W 4, и предисловие к каталогу етой выставки, написанное И.Клюном. 5 ти редкие краткие свидетельства непосредственно отражают восприятие искусства Розановой современниками и соратниками по левому художественному лагерю. К этому ряду молшо добавить и критическое эссе А.Эфроса о Розановой, впервые опубликованное в ьуриале "Москва" в том х;е году, а затем, в 1930 вошедшее в известный сборник "Профили". Вплоть, до последних двух десятилетий это эссе оставалось,единственной искусствоведческой, работой, посвященной удойнице. . Появление работ Розановой на западных выставках русского авангарда в 1970 - 1980-е гг. вызвало определенный резонанс и способствовало появлению статей З.Ракитина, Х.Гасснера, ІІІ.Бойко в каталоге "Художницы русского авангарда" /Кельн, галерея Гмуриинской, 1979, на немецком и английском яз./. После отого вновь наступил значительный перерыв, и лишь в 1&о9 году была Важнейшим аспектом исследования представляется конкретный анализ супрематических и цветовых композиций Розановой,изучение ее собственного подхода к проблеме абстракции в искусстве. В 1915 -16 гг. художница окончательно приходит к беспредметности. Это, пожалуй, сашн значительный период в ее творчестве, так как он связан с формированием нового восприятия и понимания роли искусства, одной из стер.шевых проблем авангарда. .Ь самом конце 1916 года Розанова вошла в организованное Малевичем в Москве общество "Супремус". Последние два года ее жизни били посвящены теоретическим и практическим изысканиям в области цвета в иівопиеи и созданию "цветописи". Основные принципи ее теории цвета нашли свое продолжение в последующие годи,' в творчестве Л.Родченно и И.іілюна, а так*в в разработке программ по цвету для Вхутемаса в начале Iv20-x гг. Проблематика темы позволила привлечь для сггоставления обширный западный материал, и поставить своей целью также исследовании связей и взаимовлияний различных направлений нового искусства 1910-х гг. русской и западной школ. Метод исследования. Творчество Разановой раскрывается мотодом монографического исследования в контексте оби;ей стадиальной эволюции русского авангарда, последовательности его новаторских поисков. Это дает возможность исследователю на частном, казалось бы, примере, выявить общие закономерности перехода к беспредметности в русском искусстве XX века, от нео.іри-митивиэма к супрематизму. Б построении работы соблюдается хронологический принцип, что позволяет исследовать данную лишш преемственности "внутри" одного из направлений русского авангарда IWO-x, а именно - кубоірутуризма, и попытаться открыть новый круг проблем в области изучения іітого периода. опубликована статья Б.Терехиной "Начало >изни цветочно алой..." / в сб.: Панорама искусств 12, 'М.,IS89 /, к сожалению, не выходящая за рамки биографического очерка, изобилующего фактическими неточностями. К пуоликациям последних лет относится и глава о Розановой, включенная в книгу М.Яблонской "Художницы новой русской ары. 1900 - 1925." Лондон, 1990, на английском языке/. Работа над диссертацией складывалась из разных компонентов: критическое освоение вышеперечисленных работ основывалось в первую очередь на непосредственном изучении автором произведений Розановой, в большинстве своем малоизвестных и ныне находящихся в частных и музейных собраниях России, Италии, США, Швейцарии. Могло сказать, что главными источниками в разработке темы были программные документы и манифесты авангардистов, в том числе самой художницы, и сборники и периодические издания того времени. А также архивные материалы, воспоминания современников и переписка, большая часть которых не опубликована. Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы явилось создание первого монографического исследования творчества Розановой, раскрытие специфики ее творческого метода и художественного языка, выявление этапов ее творческого пути в контексте развития русского авангарда 1910-х гг. Эта тема пракк чески не исследована, поэтому одной из первых задач, возникших в процессе работы над диссертацией, стала реконструкция точной фактической, бш-хронологической канвы, описание неопубликованных архивных материалов, связанных с ее именем, выявление, атрибуция и датировка неизвестных работ Розановой, и как следствие этого - создание первого научного" каталога ее живописных и графических произведение. Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые представлена задача во всей полноте исследовать творчество Розановой, дать периодизацию ее искусства, детально проанализировать рад важнейших произведений. Это позволяет определить истинное значение ее вклада в развитие русского искусства и ввести в научный обиход целый ряд неизвестных данных, в частности, в области изучения таких направлений, как кубофутуриэм и супрематизм. Сравнительный анализ произведений Розановой с современными ей русскими и западными живописцами дает возможность лучше оценить характерные свойства и уникальность ее таланта Практическая ценность работы. Результаты научного исследования могут быть использованы в музейной и педагогической практике, при создании словарэй, энциклопедий и обилие рао'от по истоіии искусства XX века, при подготовке лекционных курсов и выставок, при каталогизации музейных собраний Практическое значение разработки данной темы, помимо историко-теоретического смысла, заключается во введении в искусствоведческую науку нового материала. Апдабация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории русского и советского искусства Исторического факультета МГУ. Основные положения исследования изложены в статьях, опубликованных в журналах и научных сборниках, а также в монографии, принятой к печати издательством "Советский художник". Материалы диссертации были использованы в докладах, прочитанных на научной конференции молодых сотрудников ГМШ /1988/, на Родченковских чтениях /ВНИИТЭ, 1989,1990,1991/, на Федорово-Давыдовских чтениях /МТУ,1992/, в. также легли в основу лекционного курса и докладов, прочитанных в Италии / Университеты Салерно, Витербо, Бергамо, Мария С.Ассунта в Риме - 1990, I9S2 /, Хорватии / Ежегодный семинар по русскому авангарду. Загреб, 1989, 1990/, США /Университет Ікной Калифорнии, Лос Андхелес - 1991/. Практическая апробация работы состоялась также при подготовке проекта выставки Вэзановой, прошедшей в Москве и Петербурге зимой 1991/92 гг. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Работа снабжена примечаниями и библиографией, а така.е приложением,- в которое входят каталог произведений художницы и список выставок. Порядок глав обусловлен последовательностью этапов творческого развития Вэзаново.., рассмотренных в контексте общей стадиальной эволюции художественного авангарда 1910-х гг. Б построении работы, таким образом, сочетаются . хронологический и проблемный подходы.Похожие диссертации на Творчество О. В. Розановой и проблемы развития русского художественного авангарда 1910-х годов