Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900 - 1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского : опыт реконструкции Серебрякова Наталья Юрьевна

Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900 - 1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского : опыт реконструкции
<
Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900 - 1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского : опыт реконструкции Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900 - 1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского : опыт реконструкции Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900 - 1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского : опыт реконструкции Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900 - 1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского : опыт реконструкции Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900 - 1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского : опыт реконструкции
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Серебрякова Наталья Юрьевна. Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900 - 1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского : опыт реконструкции : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Серебрякова Наталья Юрьевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2007.- 300 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-17/41

Введение к работе

Диссертация посвящена реконструкции и исследованию петербургских коллекций русского искусства Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского, рассмотренных в контексте проблемы частного коллекционирования произведений изобразительного искусства как составляющей художественной жизни России 1900 - 1910-х гг.

Актуальность исследования определяется необходимостью

всестороннего изучения богатейшего художественного наследия, представленного в государственных и частных собраниях России. Известно, что основу фондов большинства современных художественных музеев составляют национализированные советской властью произведения искусства из разукомплектованных дореволюционных коллекций. Имена их собирателей, о которых Н.К. Рерих отзывался как о людях, «горевших искусством», в силу идеологических причин долгие годы замалчивались, а коллекции не изучались, или почти не изучались. Благодаря искусствоведческим и культурологическим исследованиям последних десятилетий имена коллекционеров постепенно стали возвращаться в историю отечественной культуры.

Накопленный коллекционерами опыт сохранения, изучения и представления обществу художественных произведений сегодня востребован и имеет научное и нравственно-патриотическое значение, поэтому исследование проблемы частного художественного коллекционирования и изучение дореволюционных коллекций и истории бытования входивших в них произведений имеют огромное значение для музейной и научно-исследовательской работы, для более полного представления о творческом наследии художников и развитии отечественного изобразительного искусства. Однако тема частного художественного коллекционирования все еще остается малоизученной как в историко-теоретическом плане, так и в плане выявления и научного описания отдельных коллекций, особенно коллекций двух предреволюционных десятилетий. Предпринятое в диссертации исследование призвано внести свою лепту в изучение этого вопроса, а опыт реконструкции двух петербургских коллекций русского искусства - показать методику поиска входивших в них произведений.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование коллекций Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского в свете изучения проблемы частного коллекционирования как составляющей художественной жизни России 1900 -1910-х гг. никогда ранее не являлось предметом специального научного рассмотрения, хотя вопрос о частном коллекционировании произведений изобразительного искусства неоднократно затрагивался в трудах по истории художественной жизни России и отечественного коллекционирования, в исследованиях отдельных коллекций и творческих биографий художников.

Исследовательский интерес к вопросу художественного

коллекционирования проявился уже в XVIII в., о чем свидетельствуют «Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России». В XIX в. этому вопросу уделял внимание историк и краевед Е.П. Карнович (1874). К началу

1900-х гг. собирательство художественных произведений стало одной из характерных особенностей русской культуры, вызывавшей интерес историков искусства, однако обобщающих трудов по данной проблематике создано не было.

В советский период к изучению дореволюционного частного собирательства произведений изобразительного искусства впервые обратилась С.А. Овсянникова (1960). Собрав, обобщив и систематизировав разнообразные сведения о российских частных коллекциях XVIII - начала XX в., она выделила в истории отечественного собирательства два основных периода: дворянский (XVIII - первая половина XIX в.) и буржуазный (вторая половина XIX - начало XX в., или 1861 - 1917). Согласно этой периодизации исследуемый в диссертации материал относится к «буржуазному» периоду истории российского собирательства.

Более подробную периодизацию разработала И.В. Саверкина (2004), выделившая следующие этапы в истории российского частного коллекционирования: петровское время, послепетровское время, эпоха Просвещения, александровская эпоха (первая четверть XIX в.), николаевская эпоха (вторая четверть XIX в.), пореформенная эпоха (вторая половина XIX в. и коллекционирование Серебряного века (конец XIX - начало XX в.). Исследуемый материал относится к последнему из перечисленных этапов. Соглашаясь с автором по многим позициям и с уважением относясь к ее глубокому и методологически четко построенному труду - учебному пособию «История частного коллекционирования в России», мы не можем принять название последнего этапа, поскольку исследуемый в диссертации материал объединяет период с начала 1900-х до конца 1910-х гг., а Саверкина ограничивает его началом Первой мировой войны, т. е. 1914 г., когда художественная жизнь в столице и культурных центрах страны не только не замирала, но становилась еще более активной.

Вслед за другими исследователями вполне обоснованно Саверкина касается вопроса о размежевании понятий «собирательство» («создание свободной совокупности предметов») и «коллекционирование» («создание систематизированной группы предметов, однотипных или объединенных общим признаком»), считая их идентичными. Придерживаясь той же точки зрения и употребляя эти слова и производные от них как синонимы, мы все же находим различие в этих понятиях, когда речь идет о собрании, включающем несколько коллекций.

Начиная с 1980-х гг., к вопросам дореволюционного художественного собирательства в той или иной степени и под разными углами обращались искусствоведы Я.В. Брук (1981), Б. Бродский (1989), Л.Ю. Савинская (1991) и др. Полезными для нашего исследования стали публикации К.А. Акинши, связанные с разработкой типологии частных собраний второй половины XIX -начала XX в. (1988, 1990), диссертация М.Л. Хрипко о роли частного собирательства в формировании дореволюционных коллекций Исторического музея (1991), культурологические труды А.И. Фролова по различным вопросам частного коллекционирования (1993, 1997), а также биографический словарь

российских дореволюционных коллекционеров, составленный Н.М. Полуниной (2003).

В значительной мере расширили наше представление о произведениях, входивших в дореволюционные коллекции, альбомы О.Я. Неверова и М.Б. Пиотровского (1997), О.Я. Неверова (2004), И.А. Соколовой (2007), книга И.И. Сальниковой об истории государственного и частного собирательства произведений русского искусства в XVIII - XIX вв. (2003) и т. д.

Вопросам собирательства, знаточества и художественной жизни России во все времена уделяли внимание периодические издания. Среди них столичные дореволюционные иллюстрированные журналы «Художественные сокровища России» (1901-1907), «Мир искусства» (1898-1904), «Старые годы» (1907-1916), «Аполлон» (1909-1917), «Столица и усадьба» (1913-1917) и др. На их страницах печатались статьи А.Н. Бенуа, П.П. Вейнера, В.В. Воинова, Н.Н. Врангеля, И.И. Лазаревского, С.К. Маковского, А.В. Прахова, А. А. Ростиславова, П.И. Столпянского, А.А. Трубникова, В.А. Щавинского, СР. Эрнста, П.Д. Эттингера и других искусствоведов и художников, многие из которых сами являлись коллекционерами произведений изобразительного искусства. В значительной степени благодаря их публикациям сегодня известно, что представляли собой и как оценивались современниками художественные коллекции рубежа XIX - XX столетий: П.В. Деларова, А.А. Коровина, Ф.Ф. Нотгафта, Ю.Э. Озаровского, Ф.М. Плюшкина, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Д.В. Хвощинского, С.С. Хрулева, Е.Г. Шварца и др.

Вопрос о собирателях и антикварах прошлого поднимался также в советском журнале «Среди коллекционеров» (Москва, 1921-1924), уделявшем внимание проблемам охраны и учета художественных коллекций в Петрограде в 1917 - 1922 гг. и связанному с ними музейному строительству.

В советский период материалы о частных художественных коллекциях появлялись в журналах «Искусство», «Наше наследие», «Советский музей» и т.д., но посвящались они, главным образом, коллекциям, сформированным в СССР в середине XX в.

Постсоветские российские журналы «Музей», «Наше наследие», «Антик-Respekt», «Антикварное обозрение», «Русское искусство», «Третьяковская галерея» постоянно уделяют внимание вопросам художественного коллекционирования, но обобщающих научных трудов о петербургских коллекциях произведений русского искусства двух последних десятилетий Российской империи и о коллекциях, национализированных советской властью и существенно пополнивших государственный музейный фонд, до сих пор нет.

Вопросы художественной жизни России конца XIX - начала XX в. поднимались в трудах искусствоведов (Г.Ю. Стернин, В.П. Лапшин, Д.Я. Северюхин, И.А. Золотинкина), культурологов (И.А. Соколова, Л.Л. Савицкая, А.И. Фролов), философов (М.С. Каган), историков (Е.В. Логутова, И.Г. Девятьярова, Ю.П. Лыхин), социологов (Ю.В. Перов), с разных сторон рассматривавших отношения между обществом и художником, между произведением искусства и его потребителем.

Впервые в искусствоведении к масштабному и системному исследованию истории художественной жизни России середины XIX - начала XX в. обратился Г.Ю. Стернин (1970, 1976, 1988, 1991). В своих трудах, включающих краткую летопись художественной жизни России, он всесторонне осветил такие составляющие понятия «художественная жизнь» как распространение и популяризация художественных и эстетических ценностей, значимые моменты творческой деятельности художников и архитекторов, художественное образование и музейное строительство, деятельность художественных обществ, выставок, аукционов, театральные постановки, выход в свет периодических изданий, освещающих художественную жизнь обеих столиц и других культурных центров России и мира.

Хронологически исследование Г.Ю. Стернина ограничено 1914 г., т.е. началом Первой мировой войны, хотя действительным завершением дореволюционного периода российской художественной жизни является октябрь 1917 г., точнее - конец 1918-го, когда советское правительство приняло ряд законодательных актов по борьбе с частной собственностью и капиталом. На протяжении первых лет советской власти коллекции продолжали расформировываться, постепенно заполняя хранилища Государственного музейного фонда. Именно этим обстоятельством объясняется вторая граница нашего исследования - 1910-е гг.

Сложный в социально-политическом отношении период с февраля по октябрь 1917 г., оказавшийся вне поля исследования Г.Ю. Стернина, подробнейшим образом проанализировал В.П. Лапшин (1983). Ранее искусствовед издал не менее ценную монографию, связанную с художественной жизнью России 1900 - 1910-х гг. (1974), а именно - с деятельностью одного из наиболее активных художественно-выставочных объединений - Союза русских художников, выставки которого регулярно посещались российскими коллекционерами, в том числе Н.Д. Ермаковым и СП. Крачковским. В статье «Художественный рынок в России конца XIX -начала XX века» (1996) В.П. Лапшин впервые в искусствоведении проанализировал эволюцию взаимоотношений художника и покупателя, в том числе покупателя-коллекционера.

Истории развития петербургского художественного рынка XVIII - первых двух десятилетий XX века посвятил свое диссертационное исследование Д.Я. Северюхин (2005), один из авторов справочного издания «Золотой век художественных объединений в России и СССР» (1992) - чрезвычайно важного в контексте нашего исследования. Диссертация Северюхина позволила разобраться в механизме петербургского свободного художественного рынка и его формах, в практике и функциях художественных магазинов, в аукционной и выставочной форме продажи произведений искусства - во всем том, что самым непосредственным образом связано с процессом коллекционирования художественных произведений и с художественной жизнью Петербурга-Петрограда.

Изучению художественной жизни различных культурных центров России посвящали свои исследования искусствоведы, историки, культурологи и

краеведы, проживающие в этих регионах. Так, художественную жизнь Украины изучала Л.Л. Савицкая (2003), Харькова - А.С. Пивненко (1990), Омска - Т.В. Еременко (1992) и И.Г. Девятьярова (2000), Томска - И.П. Тюрина (2000), Иркутска - Ю.П. Лыхин (2000) и т.д. Эти исследования позволили расширить представление о художественной жизни и процессе коллекционирования в России в рассматриваемый период.

Большое значение для работы над диссертацией имели каталоги дореволюционных и советских художественных выставок, проходивших в разных культурных центрах России. Необходимо отметить позитивную практику советских музеев, которые, начиная с 1970-х гг., устраивали выставки произведений из частных коллекций, передаваемых владельцами в дар государству, и сопровождали их научными каталогами.

Особый интерес представили для нас каталоги собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Владивостока, Казани, Костромы, Пензы, Перми, Петрозаводска, Пскова, Рыбинска, Саратова, Ташкента, Хабаровска, Уфы и других городов России и бывшего Советского Союза, а также каталоги международных аукционов художественных произведений, благодаря которым удалось выявить современное местонахождение ряда произведений из бывших коллекций Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского. Отметим, что далеко не всем современным владельцам этих произведений была известна история их бытования, что еще раз подчеркивает необходимость в исследованиях дореволюционных частных коллекций.

В ходе рассмотрения различных проблем художественного коллекционирования были изучены общие труды по истории и теории изобразительного искусства, монографии о творчестве художников, чьи произведения входили в коллекции Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского, статьи в периодической печати, переписка и воспоминания художников, коллекционеров и их современников. Особо отметим мемуары и письма художников И.Е. Репина, А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, М.В. Добужинского, Н.Э. Грабаря, искусствоведа СК. Маковского.

Искусствоведческие исследования частного коллекционирования в России нашли отражение в материалах научных конференций различных тематик, а с начала 1990-х гг. - специальных конференций по проблемам частного художественного коллекционирования. Они проходили в Самаре (1998), Москве («XVII-e Випперовские чтения», 1994 и «Первые Третьяковские чтения "Меценат. Коллекционер. Музей". Меценатство как явление мировой культуры XIX - XX веков», 2000), Санкт-Петербурге (1995), Саратове (1999), Одессе (2000), Царском Селе (2001), Харькове (2005) и т. д.

Проблема изучения коллекций из дореволюционных усадебных музеев освещалась в издании «Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI - XX веков» (2001), в альбоме-каталоге Н.Г. Пресновой «Портретное собрание графов Шереметевых в усадьбе Кусково» (2002), а также в диссертациях культурологов М.В. Зверевой, исследовавшей художественное собрание князей Горчаковых из калужской усадьбы Барятино (2004), и В.Л. Мельникова, рассмотревшего усадебный музей князя П.А. Путятина в Бологом (2006).

В докладах на научных конференциях поднималась темы, связанные с петербургскими частными художественными коллекциями, в том числе с коллекциями П.П. Семенова-Тян-Шанского, П.В. Деларова, П.П. Вейнера, М.П. Боткина и т.д. Петербургским коллекциям М.П. Боткина, С.С. Боткина, С.Н. Казнакова, А.В. Руманова, Д.И. Толстого посвящали свои изыскания сотрудники Государственного Русского музея, в фондах которого хранятся произведения из расформированных дореволюционных коллекций перечисленных владельцев.

Интерес к проблеме частного художественного коллекционирования последних десятилетий инициировал организацию российскими музеями выставок-реконструкций, посвященных дореволюционным собирателям СИ. Щукину и И.А. Морозову (ГМИИ, ГЭ, 1994), A.M. Горчакову (ГЭ, 1998), А.В. Руманову (Омск, 2001), Н.Б. Юсупову (ГЭ, 2002), И.С. Остроухову (ГТГ, 2001), Строгановым (ГЭ, 2003), «Голицынскому музею на Волхонке» (ГМИИ, 2004), «Европейской коллекции» Д.Г. Бурылина (Иваново, 2005), собраниям П.П. Семенова-Тян-Шанского (ГЭ, 2006), братьев П.М. и СМ. Третьяковых (ГТГ, 2006) и т.д. Успех этих выставок-реконструкций наглядно показал необходимость в научных исследованиях утраченных коллекций.

О масштабе частного коллекционирования в дореволюционной России свидетельствует энциклопедический словарь А.П. Банникова и СА. Сапожникова «Собиратели и хранители прекрасного» (2007), насчитывающий свыше двух тысяч имен. Однако опубликованные сведения о ряде коллекций и их владельцах, в том числе таких как Н.Д. Ермаков и СП. Крачковский, отличаются приблизительностью.

Незначительная и не всегда точная информация об этих коллекционерах содержится в комментариях к опубликованным письмам художников И.Э. Грабаря, Г.Г. Мясоедова, И.Е. Репина, Н.К. Рериха, В.А. Серова, а также в письмах и дневниках К.И. Чуковского.

Обобщая, можно констатировать, что коллекции СП. Крачковского, до последнего времени известной в основном благодаря Н.К. Рериху, неоднократно упоминавшему о ней в «Листах дневника», посвящено несколько строк в труде СА. Овсянниковой (1960), а единственной публикацией о коллекции Н.Д. Ермакова, повторенной в справочнике Н.М. Полуниной (2003), до недавнего времени оставался краткий и не во всем точный очерк в сборнике Государственного Русского музея (1995).

Все перечисленное свидетельствует о неослабевающем интересе современной науки к проблеме изучения частного художественного коллекционирования как одной из важных составляющих художественной жизни России последних предреволюционных десятилетий XX века. Особую значимость этот интерес имеет для музеев России и других стран, изучающих историю бытования произведений, до 1918 г. входивших в художественные коллекции Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского.

Объект исследования - история и теория частного художественного коллекционирования в России.

Предмет исследования - частное российское коллекционирование произведений изобразительного искусства 1900 - 1910-х гг. как составляющая художественной жизни общества и дореволюционные петербургские коллекции русского искусства Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского.

Цель диссертации состоит в исследовании петербургских коллекций русского искусства Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского в контексте проблемы частного коллекционирования как составляющей художественной жизни России 1900-1910-х гг.

Задачи исследования:

освоить фактологическую, источниковую и историографическую базу исследования;

проанализировать петербургское коллекционирование русского искусства 1900 - 1910-х гг. в контексте истории развития художественного собирательства России XVIII - начала XX в.;

определить место и роль частного художественного коллекционирования в художественной жизни России 1900 - 1910-х гг.;

выявить и рассмотреть основные типы и особенности российских частных художественных коллекций;

определить место коллекций Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского среди петербургских частных художественных коллекций 1900 - 1910-х гг.;

на основании документальных и литературных источников воссоздать биографии Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского, изучить материалы, связанные с их собирательской, общественно-культурной и благотворительной деятельностью;

реконструировать состав и охарактеризовать особенности коллекций русского искусства Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского;

исследовать историю расформирования коллекций Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского и выявить современное местонахождение произведений, входивших в эти коллекции;

составить каталоги коллекций Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского. Теоретико-методологическая основа исследования определяется

основными идеями, разработанными в таких гуманитарных науках, как искусствоведение, музееведение, культурология, история России, философия, эстетика, социология.

Методологическим основанием исследования является понимание того, что частное коллекционирование произведений искусства в России 1900 -1910-х гг. представляет собой важное культурно-художественное явление.

В основу методологии исследования положен принцип комплексного
подхода к проблеме, заявленной в диссертации. Он включает исторические и
эмпирические методы исследования, междисциплинарный анализ и
сравнительное изучение искусствоведческой, исторической,

культурологической литературы и архивных источников.

Историко-проблемный метод позволил обозначить поле исследования, определить его структуру и очертить круг источников; сравнительно-исторический метод - выявить общее и особенное в историческом развитии

российского коллекционирования и в художественной жизни России разных периодов; историко-типологический метод - выделить типы частных российских коллекций и определить их место в художественной жизни России и Петербурга. Метод художественно-стилистического анализа применялся при детальном изучении произведений искусства, входивших в анализируемые коллекции, персонологический метод - при исследовании биографий коллекционеров. На основе собранного материала был применен метод реконструкции художественных коллекций, для чего проведен поиск входивших в эти коллекции произведений, архивных документов, публикаций в дореволюционной периодической печати, каталогов выставок и коллекций, записей регистрации поступления произведений из частных коллекций в музеи России.

Источниками исследования явились труды по общим вопросам истории русской культуры и изобразительного искусства, частного художественного коллекционирования, монографии о творчестве русских художников; материалы российской периодической печати 1900-1910-х гг.; каталоги художественных коллекций, музеев, выставок и аукционов, отечественные и зарубежные каталоги по антиквариату; справочные издания по таким городам, как Петербург, Житомир, Кишинев, Варшава; списки офицерских чинов русской армии; опубликованные мемуары и письма художественных деятелей. В ходе работы над диссертацией были изучены документальные материалы (в том числе неопубликованные письма русских художников и художественных деятелей) из фондов Сектора рукописей Государственного Русского музея (Ф. 10; 25; 26; 34; 42; 70; 95; 115; 121; 133; 134; 137; 184; 222), Государственной Третьяковской галереи (Ф. 2; 10; 14; 31; 44; 50; 54; 65; 69; 104.), Российского государственного архива литературы и искусства (Ф. 402; 725; 803; 842; 912; 914; 938; 1694; 2094; 2338), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (Ф. 19; 202; 448; 458), Архива Государственного Эрмитажа (Ф. 4; 7), Института русской литературы Российской Академии наук (Ф. 123; 352), Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (Ф. 124; 404), Научно-библиографического архива Российской Академии художеств (Ф. 25), Российского государственного военно-исторического архива (Ф. 409), Ведомственного архива Государственного Русского музея (Д. 22), Центрального государственного архива литературы и искусства (Ф. 36). Всего 162 единицы хранения.

Научная новизна исследования: диссертация является первым монографическим исследованием,

посвященным изучению петербургских коллекций русского искусства Н.Д.

Ермакова и СП. Крачковского в контексте рассмотрения проблемы частного

коллекционирования как составляющей художественной жизни России 1900 -

1910-х гг.; - впервые реконструированы, описаны и проанализированы дореволюционные

художественные коллекции Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского;

- впервые в научный оборот введено 162 документальных источника,
связанных с формированием, расформированием и составом коллекций Н.Д.
Ермакова и СП. Крачковского;

- впервые составлены биографические справки о полковниках русской армии,
коллекционерах Н.Д. Ермакове и СП. Крачковском, включающие сведения об
их собирательской, общественно-культурной и благотворительной
деятельности;

- впервые установлена принадлежность 194 произведений из 32 современных
российских и зарубежных собраний дореволюционным коллекциям Н.Д.
Ермакова и СП. Крачковского и внесены уточнения в их описания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Частное коллекционирование произведений искусства - важная
составляющая социокультурной и художественной жизни России 1900 -
1910-х гг.

  1. Петербургские коллекции русского искусства Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского и собирательская, общественно-культурная и благотворительная деятельность этих коллекционеров - сущностная часть художественной жизни России первых двух десятилетий XX в.

  2. Реконструкция и исследование коллекций Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского способствуют восполнению лакун в общей картине дореволюционного российского художественного собирательства.

4. Выявленные в современных художественных собраниях произведения из
бывших коллекций Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского показывают их
значение в формировании государственного музейного фонда России.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут способствовать лучшему пониманию проблемы частного коллекционирования и его роли в социокультурной и художественной жизни России первых двух десятилетий XX в. и открывают перспективы для дальнейших исследований в области истории изобразительного искусства, отечественной культуры, художественной жизни и музейного дела страны. Выводы и обобщения, сформулированные в результате исследования, могут стать основой для изучения других частных коллекций.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при организации художественных выставок, проведении экспертизы и атрибуции произведений искусства, их научной каталогизации, в образовательном процессе при составлении курса лекций по истории российского художественного коллекционирования, в использовании методики выявления произведений из дореволюционных коллекций в современных художественных собраниях.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертации могут быть применены в научных исследованиях и практической деятельности искусствоведов, сотрудников музеев и антикварных салонов, историков русской культуры, коллекционеров, а также при разработке лекционных курсов, учебных программ, специальных семинаров, экскурсий,

при составлении научных каталогов музейных собраний и организации выставок.

Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается полнотой собранного материала, включающего значительное число художественных произведений, архивных документов и опубликованных трудов, их тщательным и многоаспектным анализом, осуществленным в соответствии с выбранными методами исследования.

Апробация исследования. Результаты исследования изложены в статьях диссертанта 2003-2007 гг. (объем публикаций составляет 3,5 п.л.), в докладах на научных и научно-практических конференциях «История музыки в рукописях и документах» (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2003); Репинские чтения (НИМ PAX, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», 2004); «Военное дело России и ее соседей в прошлом, настоящем и будущем» (Санкт-Петербург, 2005); «Рериховское наследие» (Санкт-Петербург, 2005); «Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры» (Одесса, 2005); Научная конференция Государственного Русского музея по итогам работы за 2005 г. (Санкт-Петербург, ГРМ, 2006). Диссертация обсуждалась на кафедре рисунка РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, перечня использованных архивных источников и библиографии, включающей 350 наименований. Диссертацию сопровождают два приложения, которые представляют собой иллюстрированные каталоги коллекций Н.Д. Ермакова и СП. Крачковского. Основной текст исследования с постраничными примечаниями - 167 с. Общий объем диссертации - 300 с.

Похожие диссертации на Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900 - 1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского : опыт реконструкции