Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пореформенная Балкария в отечественной историографии Сабанчиев Хаджи-Мурат Алексеевич

Пореформенная Балкария в отечественной историографии
<
Пореформенная Балкария в отечественной историографии Пореформенная Балкария в отечественной историографии Пореформенная Балкария в отечественной историографии Пореформенная Балкария в отечественной историографии Пореформенная Балкария в отечественной историографии Пореформенная Балкария в отечественной историографии Пореформенная Балкария в отечественной историографии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сабанчиев Хаджи-Мурат Алексеевич. Пореформенная Балкария в отечественной историографии : ил РГБ ОД 61:85-7/94

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ БАЛКАРИИ В РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 12

1. Землевладение и землепользование 12

2. Скотоводство 34

3. Земледелие 54

4. Промыслы 76

5. Торговля 95

6. Капиталистическое освоение. Северного Кавказа и его влияние на хозяйственные занятия балкарцев 106

ГЛАВА II. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА БАЛКАРЦЕВ В ОТРАЖЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 116

1. Фольклор и его историко-культурное значение 116

2. Общественно-политическая мысль 143

3. Религиозная жизнь 168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 188

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 194

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 225

Введение к работе

Современный этап советской исторической науки характеризуется возрастающим интересом к ее истории. В последние годы важным направлением историографической работы явились исследования регионального характера как органической части исторической науки страны, которые позволяют глубже раскрыть и полнее воссоздать ее общую картину.

Исследовательский интерес к Северному Кавказу с давних времен был оживленным во многих странах, включая и Россию. Фундамент кавказоведения, следовательно, закладывался двумя историографическими традициями - зарубежной и русской. Однако наибольший вклад в изучение Кавказа внесли русские служилые люди, послы, путешественники и исследователи. Русская историография Кавказа зародилась из практической потребности и с самого начала отражала интересы господствующего класса. Характер ее развития в значительной мере определялся историческими этапами русско-кавказских отношений, а также общей эволюцией гуманитарных отраслей знания и общественной мысли в дореволюционной России.

Государственная деятельность Петра I подвела научно-организационную основу под русское кавказоведение, которое с з'чрежде-нием Петербургской Академии наук начинает складываться в самостоятельный историографический комплекс (2І2), в состав которого вошло и описание общественных процессов в Балкарии.

Х1Х-начало XX в. - это период интенсивного изучения Кавказа как составной части Российской империи. Оно сопровождалось зарождением и развитием русской периодической печати в крае, организацией здесь филиалов Всероссийских научных обществ, сы-гравших свою роль в общественно-политической и культурной жизни кавказского общества.

Эти факторы обеспечили крупные успехи буржуазно-дворянской историографии и обусловили возможность появления специальных кавказоведческих трудов, публикации в центральной научно-популярной и кавказской периодике сотен статей, очерков и пугевых заметок. В них сосредоточен значительный фактический материал по хозяйственному быту и общественным отношениям, духовной культуре и верованиям балкарцев и других народов Кавказа, "в духе времени" высказаны и обоснованы различные мнения, гипотезы и теории: некоторые из таких обзоров были использованы Ф.Энгельсом и В.И.Лениным.

Развитие и все достижения марксистской концепции исторического процесса на территории Кавказа с конца XIX в.непосредственно связаны с именем В.И.Ленина. Труды и высказывания В.И.Ленина о Кавказе, вся совокупность марксистско-ленинского учения и научная методология, разработанная основоположниками марксизма-ленинизма, легли в основу советской историографии Кавказа.

Значительное влияние на ее развитие в Кабардино-Балкарии оказало формирование научно-исследовательских учреждений. Уже в 1921 г. был организован Нальчикский краеведческий музей, а через два года - Кабардино-Балкарское общество изучения местного края, которые явились популяризаторами научных знаний среди широких масс. Одновременно создаются Архивное бюро и местное бюро Ист-парта, занимавшиеся выявлением и сбором документальных материалов по истории областной парторганизации, гражданской войны и т.д.

Партийные и советские органы активно содействовали становлению науки, созданию новых научных организаций и учреждений в области. По их инициативе открываются Кабардино-Балкарский НИИ (1926 г.) и пединститут (1932 г.), превратившиеся в основные центры изучения и написания научной истории народов края.

В предвоенные десятилетия республика не располагала кадрами профессиональных историков, и вопросам дореволюционной истории Балкарии уделялось мало внимания, а отдельные попытки не обходились без недостатков и пробелов.

В ранних трудах советских авторов преобладал аспект изучения истории революционно-освободительного движения и пропаганды успехов социалистического строительства, развернувшегося в Кабардино-Балкарии. Зачинателями этих исследований стали партийные журналисты, кадровые работники партии и государственных учреждений, которые сами являлись участниками недавних революционных событий. Шенно они сделали первые шаги в осмыслении истории горцев с марксистско-ленинских позиций.

В 20-30-е годы многое было сделано по изучению фольклора, языка и искусства балкарского народа.

Прерванная в годы Великой Отечественной войны исследовательская работа в области истории и культуры балкарского народа по хорошо известным причинам затянулась до второй половины 50-х годов.

Период после XX съезда партии отмечен важными сдвигами во всей советской историографии. С восстановлением в 1957 г.автономии балкарского народа было положено начало серьезному кізучению его истории. В конце 50-х-начале 60-х годов выходят в спет две ценные публикации документальных материалов и "Очерки истории балкарского народа" - первый в советской историографии труд на основе марксистско-ленинской методологии, освещающий важнейшие этапы истории Балкарии до 1917 г. Тогда же сведения о Балкарии и балкарцах были систематизированы и включены в фундаментальные обобщающие исследования по истории и этнографии Кавказа,, подготовленные академическими учреждениями. Своеобразным итогом работы в области изучения народов республики явилась двухтомная "История Кабардино-Балкарской АССР. С древнейших времен до середины 60-х годов", изданная в Москве. Коллективная монография стала не только крупным событием в культурной жизни народов Кабардино-Балкарии, но и свидетельством значительных достижений исторической науки республики: большинство глав и параграфов были написаны, главным образом, местными историками.

Следует подчеркнуть, что академические учреждения, университетские центры РСФСР, а также Баку и Тбилиси активно помогали формированию национальных кадров, становлению и развитию социалистической культуры народов Кабардино-Балкарии. Благотворное влияние на развитие исторической науки республики оказала научная и научно-организационная деятельность известных советских ученых - Г.А.Кокиева, Ё.И.Крупнова, Е.Н. Куше вой, В.К.Гарданова, Н.А.Смирнова, С.К.Бушуева, Б.Н.Студенецкой, Л.И.Лаврова, З.В.Ан-чабадзе, А.В.Фадеева и др.

Организационное и научное укрепление Кабардино-Балкарского НИИ и государственного университета привело к значительному расширению масштаба научно-исследовательской работы во второй половине 60-х-начале 80-х годов. Это время характерно появлением литературы, отражающей практически все периоды балкарской истории, и особенно нового и новейшего времени. Так возникла инте])есная по содержанию наука об истории Балкарии.

Самопознание любой науки является одним из признаков ее зрелости. Примечательно, что глубокую озабоченность судьбами отечественного кавказоведения проявляли еще дореволюционные исследователи. Их усилиями в конце Х1Х-начале XX вв. были подготовлены и изданы несколько библиографических пособий (363; 364; 365),, не потерявшие своего значения и по сей день. Тогда же появляются работы о крупных русских ученых, оставивших заметный след в историографии Кавказа (80; 153; 303; 316 и др.). Довольно часто публико-* - 7 вались некрологи, содержащие фактические данные о жизни и творчестве лиц, которым они были посвящены и отражающие понимание некоторыми современниками роли того или иного исследователя в развитии науки и культуры Кавказа.

Выпуск справочной литературы по истории исторической науки было продолжено в советское время. Уже в 20-30-х годах появились ценные пособия по библиографии Северного Кавказа (360; 367; 366), которые систематически пополнялись в последующие годы (368; 361 и др.).

Вся эта литература значительно облегчила исследовательскую работу, проводимую советскими учеными на протяжении ряда лет по изучению истории отечественного кавказоведения.

Первым, весьма удачным, опытом обобщения кавказской историко-этнографической литературы явились труды М.О.Косвена (362; 186; 187). Автор выявил, систематизировал и ввел в научный оборот массу новых источников, а также проанализировал большой фактический материал о жизни, деятельности и заслугах многих дореволюционных исследователей Кавказа. Из работ, специально посвященных видным представителям русского кавказоведения, выделяются монографии Б.А.Калоева (164; 168). В них жизненный и творческий путь В.Ф. Миллера и М.М.Ковалевского показан на широком историческом и историографическом фоне, приведена обширная библиография печатных трудов ученых и литературы о них.

Советские историки сделали немало в раскрытии ленинской концепции истории Кавказа. Большой вклад в разработку этой темы внес Х.Г.Берикетов (93; 94; 95). Его исследования позволяют глубже понять теоретическое и методологическое значение ленинского наследия для изучения важнейших вопросов истории народов Кавказа. Следует назвать также статью Т.Х.Кумыкова, посвященную ленинскому анализу особенностей социально-экономического развития Кавка-

8 за (196).

Другой примечательной чертой советской историографии явилось изучение истории отдельных научных учреждений, начатое в связи с их юбилеями. Роль Российской Академии наук в развитии кавказоведения показана в статье Л.И.Лаврова (212).Труды Р.Х.Гугова (129), Х.Г.Берикетова (96), Г.Х.Мамбетова (228) отмечены анализом деятельности КЕНИИ по изучению истории Кабарды и Балкарии, характеристикой кадров научных работников, оценкой наиболее значительных изданий института. Предметом исследований стало и другое научное учреждение республики - КБГУ (175). Важное значение, с точки зрения воссоздания общей картины становления и развития исторической науки в Кабардино-Балкарии имеют публикации Т.Х.Кумыко-ва (199), Г.Х.Мамбетова (232) и Х.И.Хутуева (340; 342). Они знакомят с главными направлениями исследований историков республики. Кроме того, Г.Х.Мамбетовым и Х.И.Хутуевым выработана периодизация истории развития советской историографии Кабардино-Балкарии.

Возрастающие интерес и внимание к истории исторической науки Северного Кавказа способствовало постановке ряда методологических проблем историографии народов региона на Всероссийских историографических конференциях в г.Грозном (116, вып.1; вып.2). Как положительный момент отмечалось появление критико-библиогріафических обзоров и обобщений, характеризующих состояние современного этапа развития исторической науки в отдельных республиках края;, а также плодотворная разработка историографии Осетии (92; 104; 2:61; 286; 343). Намеченные на этих конференциях задачи дальнейшего изучения историографии Северного Кавказа в полной мере относятся и к истории Балкарии.

Специальная историографическая литература по Балкарии представлена статьей И.М.Шаманова и А.И.Мусукаева "Балкария и Кара-чай в русской литературе 70-90-х гг. XIX в.и и соответствующей - 9 -главой монографии последнего "О Балкарии и балкарцах", в которых русским дореволюционным исследователям справедливо отведено важное место в развитии исторической мысли конца XIX в. (351; 250). Этим публикациям предшествовали небольшие заметки К.Г.Аза-матова и А.И.ЭДусукаева о творчестве М.М.Ковалевского и Е.З.Баранова с осмыслением историографического значения их произведений для истории Балкарии (71; 248).

Как видно, советские историки не располагают целостной характеристикой дореволюционных и советских исследований по истории Балкарии, сложившихся в систему определенных направлений и концепций. Между тем, отсутствие специальных историографических работ и, как результат этого, недостаточно активное использование историографического наследства, является, пожалуй, одной из причин общей слабой разработанности дореволюционной истории Балкарии. Мировоззренческая и политическая значимость решения проблем историографии Балкарии актуализируется и задачами современной идеологической борьбы.

Первый опыт комплексного исследования историографии Балкарии неизбежно сопряжен с определенными ограничениями. В данном случае ставится цель изучить русскую дореволюционную и советскую историографию пореформенной Балкарии в лице ее главных представителей. Имеется в виду выработка на уровне конкретно-исторического исследования более или менее четких концепционных представлений по нескольким, относительно самостоятельным сторонам бытия и сознания балкарского народа, представленных в их реальном единстве и взаимообусловленности.

Цель исследования и исходные расчленения предопреде;ішли круг проблем, подлежащих анализу, ракурс рассмотрения и структуру работы: в ее двух главах внимание сосредоточено на исторической литературе по узловым вопросам социально-экономического - 10 и культурного развития Балкарии.

Диссертационная работа посвящена решению двуединой задачи: во-первых, показать в историографическом плане результаты изучения отечественными авторами характерную для одного из периодов истории Балкарии проблематику исследований и соответствующие ей исторические концепции, проанализировать отдельные труды и определить теоретико-методологические принципы, присущие различным эпохам и направлениям; во-вторых, синтезировать накопленные исторические факты и обобщения с тем, чтобы выявить их значение в научной интерпретации содержания исторического развития и определения перспектив дальнейшего изучения пореформенной истории Балкарии.

При выполнении этих задач автор исходил из методологических принципов марксистской историографической науки как они сформулированы в произведениях классиков марксизма-ленинизма, важнейших партийных документах и в ряде работ наших историков и придерживается ленинского указания о том, что на каждый вопрос надо смотреть с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы оно проходило в своем развитии и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная пещь стала теперь (16; 67).

Избранный объектом историографического исследования период -своеобразный и интересный отрезок времени в истории северокавказского общества, характер экономического развития которого определен Б.И.Лениным в высказывании: "Русский капитализм втягивал... Северный Кавказ в мировое товарное обращение, нивелировал его местные особенности - остаток старинной патриархальной замкнутости - создавал себе рынок для своих фабрик" (9.594).

Вторая половина Х1Х-начало XX в. - период весьма примечательный с точки зрения исследования возможностей развития русской историографии Балкарии. С начала этого периода значительно обновляется историческая тематика, повышается интерес к этнографии и фольклору, в результате чего был составлен полезный и необходимый фонд для советской исторической науки.

Привлекаемый материал охватывает широкие хронологические рамки - с 60-х годов XIX в. до начала 80-х годов нашего столетия. Имеющиеся специальные монографии, научные статьи, материалы периодической печати (газеты и журналы), общая литература по истории Кавказа, отдельные труды по общесоюзной тематике составили источниковую базу исследования.

Комплексный анализ дореволюционной и советской литературы создает предпосылки для многосторонней исторической характеристики Балкарии и дает возможность показать характер движения исторической мысли, раскрыть источниковую основу тех или иных сочинений, углубить и уточнить трактовку ряда дискуссионных проблем, выявить пробелы и наметить наиболее актуальные направления дальнейшего изучения балкарской истории.

В работе показан реальный творческий вклад русских дореволюционных исследователей в разработку социально-экономических и историко-культурных проблем балкарского народа. Одновременно вычленено то новое, что внесла в их научную трактовку марксистская историография, ее достижения в этой области и прежде всего в выявлении общих закономерностей социально-экономического развития Балкарии в рассматриваемое время, а также принципиальное отличие советских работ - в смысле методологии, определения цели и задач исследования - от буржуазного кавказоведения..

Основанная на обширном опубликованном материале, диссертация может быть пособием для исследователей дореволюционной истории Балкарии и интересующихся кавказской историографией нового времени. - гг -

Землевладение и землепользование

В пореформенный период главным занятием населения Балкарии было сельское хозяйство. Как известно, в основе аграрных отношений лежат отношения собственности на землю и поэтому одной из важнейших черт аграрного строя является характер землевладения.

Поземельные отношения в Балкарии отличались сложностью и многообразием поземельных связей, спецификой землевладения и землепользования. Эти факты определили интерес к проблеме как дореволюционных русских, так и советских исследователей.

Столоначальник Кавказского горского управления П.А.Гаврилов был первым среди русских дореволюционных исследователей, занявшимся проблемой землевладения на Северном Кавказе в пореформенный период и положившим начало исследованию аграрных отношений края в целом. Он сообщает, что в Балкарии земля "составляет собственность или целого общества, или частного лица. К первой категории земель, т.е. к общественной собственности, относятся преимущественно пастбищные и сенокосные места, а ко второй - пахотные поля и усадебные оседлости" (117.13). Автор отмечает малочисленность удобных земель в Балкарии, составляющих частную собственность 720 владельцев, каждый из которых владеет участком от 60 кв.саженей до нескольких десятин.

Статья его содержит краткую историю и сжатый перечень правительственных мероприятий по аграрному вопросу на Северном Кавказе. В раскрытии сущности и значения этих мер и видит свою задачу П.А.Гаврилов. Он пишет, что поземельное устройство кгівказеких горцев приводится к окончанию, но в Балкарии "отложено до окон ІЗ чения более важных работ по поземельному устройству горцев в других частях края" (117.13).

Об этом же писал выдающийся русский ученый М.М.Ковалевский, подчеркивавший, что в Балкарии "поземельная реформа до сих пор еще не окончена. Но общие начала, по которым она должна совершиться, уже установлены" (181.153). При этом он исходил из решения поземельной комиссии о наделении 400 безземельных крестьянских дворов землею в новом месте, в размере от 4 до 8 десятин.

Что же касается устройства поземельного быта горских народов в пореформенный период, то здесь М.М.Ковалевский в панегирических тонах описывает деятельность председателя комиссии графа Лорис-Меликова и его помощника Кондукова, которые, как пишет автор, "сумели решить наисложнейшие вопросы земельного права к обоюдному согласию как всего населения, так и прежних его правителей" (181.151).

М.М.Ковалевский показал расслоение в среде общинников, приведшее к образованию феодальных землевладельцев, создавших сословную иерархию и закабаливших остальное население. Сословную организацию и характер землевладения в балкарских обществах, по его мнению, определило внешнее влияние.

Точка зрения М.М.Ковалевского подверглась критике современных ему авторов и советских исследователей (62; 168). Критики справедливо указывали на ограниченность сведений автора по аграрным отношениям и на необходимость конкретно-исторического изучения предмета исследования.

Скотоводство

Несмотря на наличие в Балкарии основных видов сельскохозяйственной деятельности, многие дореволюционные авторы в своих сочинениях отмечали, что первостепенное значение имело скотоводство, а другие отрасли имели лишь подсобное значение. Как считают П.А.Гаврилов, Н.А.Караулов, Н.П.Тульчинський, Е.З.Баранов и др. (117; 173; 315; 86), это было тесно связано с естественно-географическими условиями Балкарии, благоприятными для развития скотоводства. Относительно высокое расположение поселений над уровнем моря, суровый климат, по мнению Н.А.Кара-улова, ограничивали разведение земледельческих культур. Вместе с тем обширные пастбища и сочные луга "способствовали развитию скотоводства в самых широких размерах" (173.141-142). В горах все пространство, за исключением скал и снеговых вершин, было пригодным для пастьбы скота.

На протяжении всего дореволюционного периода скотоводство являлось основой жизни балкарцев, "могучим двигателем экономического благосостояния" народа (127.8). Оно, как отмечал А.И. Дроздовский, доставляет им пищу, одежду и денежную выручку, достаточную удовлетворить все неприхотливые запросы крестьян (139. 22). Аналогичного мнения придерживались И.Иванюков и М.Ковалевский (154.99). По Н.П.Тульчинскому, скот был эквивалентом стоимости, им уплачивался калым, давалась ссуда. Он и Н.Ф.Грабов-ский обратил внимание на важную роль скотоводства в общем компоненте крестьянского хозяйства, как источник благосостояния.

Подобно другим скотоводческим народам, у балкарцев в качестве критерия экономического богатства того или иного хозяйства было принято количество скота. Н.П.Тульчинский также отметил значительное место домашних животных в балкарском фольклоре: они "воспеваются в песнях и при поздравительных импровизациях первое и самое почетное пожелание иметь побольше скота (315. 186).

Перечисляя домашних животных, Н.А.Караулов упоминает волов, коров, лошадей, овец, мулов, ослов и т.д. (173.141). Однако в Балкарии преимущественно разводили овец, крупный рогатый скот и лошадей. Исследователями выделены породы скота, разводимые горцами. В статье "Задачи и способы исследования скотоводства? обобщая кавказский материал, А.А.Кал антар писал: "Порода скота на Кавказе преимущественно своего, т.е. местного происхождения. Но при этом следует заметить и скот, привезенный из местностей, имеющих сходство с данной, но более или менее отдаленных" (I62.I3I).

Специфика местных природных условий, пишет Н.Ф.Грабовский, способствовала известной локализации видов разводимых животных (127.9). В Балкарии скот был главным образом местной породы. Согласно Г.Н.Казбеку и П.П.Надеждину, в горной полосе выработался особый тип малорослой, "но сильной горской лошади", хорошо приспособленной к местным условиям (21.168; 253.320). "Сорт балкарской лошади очень хороший,-писал Н.А.Караулов, - она неприхотлива и вынослива... Крепкое небольшое копыто очень цепко, и лошади эти незаменимы в горах" (173.142). Кроме того, в Терской области были распространены ногайская и казачья породы лошадей, однако, как свидетельствует И.Леонтьев, балкарцы отдавали предпочтение знаменитой кабардинской породе. Некоторое место отводилось разведению вьючных животных - ослов и мулов (217.140). СДавидо-вич считал мул драгоценным животным в горах, который "не знает усталости и свободно идет по таким тропинкам, по каким...лошадь идти не может. К тому же ход его чрезвычайно покоен" (132.48).

Фольклор и его историко-культурное значение

В истории духовной жизни Балкарии значительное место принадлежит фольклору. В нем сконцентрирован эстетический и этический опыт народа, в своеобразной форме нашли отражение распространенные среди масс стихийно-материалистические и антиклерикальные идеи. Опираясь на них, балкарские просветители выступили преемниками и продолжателями прогрессивного наследия, развили дальше балкарскую общественно-философскую мысль и подняли ее на новую ступень. Просветительство, несомненно, оказало заметное влияние на все стороны жизни горцев. Однако в целом степень развития северокавказского общества характеризовалась, говоря словами Ф.Энгельса, как сознание повседневное, обыденное и было опутано религиозными предрассудками, суевериями и приметами.

Эти важные элементы духовной культурі балкарского народа, прежде всего, и привлекли внимание отечественных исследователей.

В литературе по устному народному творчеству балкарцев и карачаевцев принято считать, что общность происхождения, глубокое этническое родство и единство традиционной культуры делает фольклор двух тюрко-язычных народов Северного Кавказа их общим достоянием. Исследователями также установлено, что центральное место в фольклорном наследии балкарцев и карачаевцев занимают нартские сказания.

Нартский эпос - цикл богатырских поэм и сказаний и героических свершениях и могуществе нартов - поистине уникальное явление в истории кавказской культуры. Он возник на основе фольклорных традиций Северо-Западного Кавказа и существовал в течение многих веков, пользуясь необыкновенной популярностью у различных народов Кавказа.

Фиксация балкаро-карачаевских нартских сказаний относится к 1879 году. В четвертом томе "Вестника Европы" П.Остряков со слов Сафар-Али и Науруза Урусбиевых, сопровождавших его в путешествии по Баксанскому ущелью, приводит содержание нескольким сказаний (49.697-710). Статья осталась незамеченной и только с повышением интереса к эпосу кавказских горцев привлекла внимание исследователей. Своим названием "Народная литература кабардинцев и ее образцы" она ввела в заблуждение нартоведов: тексты долгое время рассматривались как кабардинские. Сравнительно недавно критика обнаружила их принадлежность к балкаро-карачаевским сказаниям и близость к урусбиевским текстам, опубликованным двумя годами позднее (336.285-287).

Балкарский просветитель Сафар-Али Урусбиев был первым, кто записал некоторые сказания и попытался дать им научное объяснение. В 1881 году он издал переводы четырех нартских сказаний балкарцев - "Урызмек", "Шауай", "Рачикау", "Сосруко" (56.1-42). Публикация имеет небольшое предисловие - "Несколько слов от собирателя и переводчика", - из которого видно, что С.Урусбиев хорошо знал кавказский фольклор своего времени. Там же были сообщены сведения о нартских сказаниях и имелось указание на то, что они "сохранились у всех горских племен, живущих на Кавказе, составляя общее их наследство от времен самой глубокой древности".Записанное им сказание "Рачикау" дополняет галерею героев нартско-го эпоса народов Северного Кавказа новыми именами - Ала;уганом и Рачикау. Тексты снабжены комментариями и паспортными данными.

Похожие диссертации на Пореформенная Балкария в отечественной историографии