Введение к работе
Актуальность темы. Интерес к социальной проблематике, так востребованной в последнее время, не в состоянии все же отвлечь исследователя и от истории политических учений И протестные настроения, присущие различным слоям общества, и отношения последних к государству, и обратная связь, и всевозможные теоретические аспекты государственного устройства остаются актуальными, пока существует само государство
В наше время, когда коренным образом пересматриваются существовавшие не один год общественно-государственные взаимоотношения, необходимо внимательно подойти ко всему спектру идей как этатистского, так и анархистского плана. Идеи анархизма набирают силу во время социальных смут, привлекая к себе огромные массы населения, часть которых воспринимала анархизм, как вседозволенность Появляется необходимость объяснить, в чем настоящее содержание анархизма, где он вступает в противоречие с идеями государственности, почему ему никогда не удавалось реализовать свои идеи на практике, в чем его достоинства и недостатки Все это определяет и сегодня интерес к этому не только политическому, но и философскому учению, история которого насчитывает уже более сотни лет
В этом плане важно учитывать и саму эволюцию анархистской мысли, в том числе и в условиях эмиграции, когда политическая борьба получает развитие в новых, необычных (как правило, эволюционных) для себя условиях Особый интерес представляют идеи анархо-синдикализма, набиравшего силы в условиях относительной стабилизации политической обстановки
Анархо-синдикализм - общественное и политическое течение, которое находятся под воздействием анархистской теории, считающие наивысшей формой организации рабочего класса синдикаты (профсоюзы), которые, по их мнению, должны распоряжаться средствами производства Цель анархо-синдикалистов - социальный переворот и создание общества, руководимого федерацией синдикатов, ведающей производством и распределением продуктов Переворот, однако, предусматривается осуществить тактикой «прямого действия» (экономическая забастовка, саботаж, бойкот и др ) Основным методом достижения своих целей анархо-синдикалисты считали всеобщую экономическую стачку
Однако анархо-синдикализм не являл собой догму, а, как и иные течения общественно-политической мысли развивался, находясь в зависимости от множества факторов, в первую очередь от политической ситуации (для России - результат революционных потрясений 1917-го, заставивших многих из противников большевиков покинуть страну и продолжать свою деятельность в эмиграции)
Предмет исследования эволюция анархо-синдикалистской мысли и действия ее последователей во время «первой волны» русской эмиграции Именно 1920-е - конец 1930-х гг (период «первой волны») оказались самыми «продуктивными» для всевозможных политических партий, ушедших в эмиграцию Не составили исключения и анархо-синдикалисты, сумевшие пересмотреть и переосмыслить свои позиции по ряду целому ряду основополагающих моментов
Объект исследования одно из направлений анархистского учения - анархо-синдикализм, его российский аналог
Хронологические рамки исследования
Нижняя граница - начало 1918 гг., предопределена Октябрьской революцией 1917-го, разочарованием в достигнутых успехах, противостоянием с Советской властью, вынужденной эмиграцией
Верхняя - конец 1930-х гг серьезные сдвиги, происходившие в кругах русских эмигрантов под влиянием событий на мировой политической арене за прошедшие 20 лет после русской революции, начало II мировой войны, подведшей итоговую черту под «первой волной» русской эмиграции Однако чтобы быть как можно более объективным в обобщениях и оценках анархистского течения, чтобы понять, в чем первопричина эволю-
ции анархистской мысли нам приходилось, по мере необходимости, отступать от заявленных рамок
Историография.
Работы, в которых интересующая нас тема рассматривается, как основополагающая появились только в начале 1990-х гг., но для того, чтобы разобраться в том, что собой представляет российский вариант анархо-синдикализма, необходимо обратится к учету и анализу всего, что было о нем написано в научной литературе. А потому необходимо начинать историографический обзор с литературы начала 1920-х гт
Уже первые русские анархисты, оказавшиеся после 1917 г зарубежем обратились к необходимости переосмысления своего учения применительно к действительности1 Не оставались в стороне те, кто еще оставался в России, но, не имея возможности публиковаться на родине, издавали свои работы за границей^ И в этих статьях и книгах доминантной оставалась мысль о пересмотре ряда положений теории и практики политической деятельности
Наибольшее количество раоот, появившихся в эмиграции, пришлось на первую половину 1920-х гт, тк их авторы их - непосредственные участники анархо-синдикалистского движения, вынужденные по политическим причинам покинуть Россию3 В своих работах, носивших скорее публицистический характер, они стремились разобраться в причинах неудач движения, понять, почему не удалось привлечь на свою сторону российского обывателя, в чем проявились преимущества большевиков, обозначить задачи российских анархо-синдикалистов на перспективу4 Анархисты воспринимали эмиграцию как временное явление (Это, правда, было свойственно не только анархистам, но и практически всем политическим объединениям, проигравшим большевикам )
Эмигранты, на протяжении 1920-х гг считали, что большевики не смогут удержаться у власти, поскольку «будут сметены народными массами» Подобные оценки - результат поверхностного анализа и внутриполитической ситуации, и умения большевистской партии в случаи необходимости менять свой социально-экономический курс, что удерживало в ее рядах большую часть союзников Рассуждения об ожидаемом крахе Советской власти подменяли собой, т о . реальную оценку что грозило обернуться в будущем большими разочарованиями в возможностях теоретиков анархистов осмыслять политическую ситуацию
Своеобразной финальной работой 1920-х гг можно по праву считать работу П Аршинова «Новое в анархизме» , в которой автор предпринял попытку обобщить анархистский опыт политической деятельности в России за первую четверть XX в , а также вывести исходные моменты для борьбы в новых условиях миропорядка.
Для эмигрантской литературы анархо-синдикалистского плана 1930-х гг характерна умеренность - на возможные дальнейшие действия (Последние даже чередовались с отказом ряда теоретиков от прежних убеждений и переход их в стан недавних противников) Полностью исчезли надежды на возможно скорее возвращение в Россию, стало ясно, что Советская власть - надолго Это понимание послужило причиной отхода от анархистского движения рядовых участников А значит, вновь актуальной стала потребность поиска возможных путей и сохранения интеллектуального багажа, и эволюции теоретических
1 См. Раевский М Анархо-синдикализм и критический синдикализм Нью-Йорк, 1919
См Максимов Г П Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и наше к ним отношение Нью-Йорк, 1918
3 См Горелик А Анархисты в российской революции Буэнос-Айрес, 1922, Максимов
Г.П. За что и как большевики изгнали анархистов из России К освещению положения
анархистов в России Штеттин, 1922, Аршинов П На переломе // Анархический вестник
Берлин, 1923 Jfe 1
4 См Новомирский Я Лавров на пути к анархизму Пт, 1922
5 См.. Аршинов П Новое в анархизме Париж, 1928
идей6. Взгляд на действительность в работах анархистов-эмигрантов становился все более взвешенным, обобщения и выводы - осторожными, и уже не такими категоричными
Еще задолго до постсталинской «оттепели» один из участников анархо-синдикалистского движения писал, что «анархо-синдикализм не может быть концепцией чисто философской или исключительно социальной Поэтому мы не можем ограничиться формулой исключительно наших философско-этическях идеалов; мы не можем также воспринимать какую-нибудь определенную политическую доктрину, ни ограничиться негативной позицией отрицания политики, и, наконец, мы не можем осудить себя на тред-юнионистское вырождение через реформистский синдикализм»7
Для советской исследовательской литературы этого периода была свойственна ничем не прикрытая агрессивность8 Определяющую роль играла идея усиления классовой борьбы в условиях «приближения к социализму» С анархизмом в России к тому времени было покончено, не было большой необходимости вступать в дискуссию и с эмигрантами-анархистами Взамен предлагались выработанные идеологические штампы, изначально характеризующие анархистские течения, как нечто, вступавшее в противоречие с требованиями «диктатуры пролетариата»9
Общественная «оттепель», начавшаяся в Советском Союзе во второй половине 1950-х гг предопределила стремление переосмыслить деятельность «непролетарских» партий начала XX в, и, особенно, в условиях русских революций Конечно, не стоило ожидать кардинального пересмотра историографической схемы, однако сам факт интереса к ранее «закрытым» темам был серьезным шагом вперед
Этот факт, однако, с сегодняшних позиций знаний об анархизме остается в стороне от основных исследований Современные историки, считают, что одним из стереотипов восприятия анархизма в советской литературе на протяжении нескольких десятилетий было представление о нем, как об учении, находящимся в неизменном статическом состоянии Отчасти отрицание возможности развития теории анархизма было связано с ее идеологизированным восприятием, продиктованным политическими соображениями без выяснения глубинной природы и роли этого явления в общественном сознании1
Этот подход представляется нам несколько поверхностным, тк научный анализ проблемы имеет длительную традицию Последняя - относительно заданной нами темы -восходит к начальному периоду формирования анархизма как самостоятельной мировоззренческой системы и его институционализации в качестве отдельного компонента общественного движения Для исследователей, т о, важен учет последовательности в процессе изучения и самого анархо-синдикализма и его историографии Это предопределялось особенностью развития и советской государственности в целом, и науки - в частности, двигавшейся, начиная со второй половины 1950-х гг. в сторону объективности исключительно посредством отдельных и разовых шагов Первый шаг был сделан в сторону изучения
6 Большевистская диктатура в свете анархизма Париж, 1930, Аршинов П Анархизм и
диктатура пролетариата Париж, 1931, Максимов Г Кропоткин и синдикализм //
П А Кропоткин и его учение Чикаго, 1931
7 Давьщов А Поворотный пункт в истории русской революции и пропаганда анархо-
синдикалистов в ближайший период//Анархисты Документы и материалы М, 1999 Т2
С 314-319
Залежский В Н Анархисты в России М, 1930, Ярославский Е М Анархизм в России М,1939
9 Ярославский Е М Указ соч С 12, 58
10 Ударцев С.Ф Политическая и правовая теория анархизма в России история и совре
менность М,1994
истории западноевропейского синдикализма, который воспринимали, как одну из реальных возможность противостояния капиталистическим тенденциям11
Противовесом «оттепельским новациям» служило появление традиционных для советской историографии работ, в которых стержневым моментом выступала критика анархизма - как правило, безаппеляционная12 Такой подход, особенно в условиях ограниченной информации, недоступности значительной части материалов, идеологической тенденциозности, фактически исключал возможность объективного рассмотрения структуры анархического сознания и его эволюции в XX в 13 Подобные оценки мы вправе распространить на подавляющую массу исследовательской литературы начала 1970-х - первую половину 1980-х гг, когда определяющим в работах историков, в том числе и при анализе особенностей анархического учения оставался классовый подход14
Рецидив сталинизма в исторической науке, произошедший в начале 1970-х лишь усугубил ситуацию15, анархо-синдикализм же изначально обрекался на поражения из-за своей «скудости идей» и действий16
Особняком стоят работы С Н Канева17 Конечно, с точки зрения обобщений, они мало, чем отличаются от работ создаваемых чуть ранее или в те же годы Но Канев знает не только работы своих предшественников, но и архивные материалы, содержание анархистской периодической печати, приводит различные точки зрения на эволюцию анархо-синдикализма его различных представителей18 Эмигрантский период российских анархистов Канев лишь упоминает, считая, как и другие авторы, что в то время анархисты «скатились» на позиции «контрреволюции» И причина того - их отношение к диктатуре пролетариата, установленной после Октября 1917-го
Социально-политические потрясения, произошедшие в России за последние пятнадцать - двадцать лет не только породили интерес к истории различных политических учений, но и создали почву для возрождения различных политических течений (в том числе и анархо-синдикалистского толка) Вновь, как и в начале XX в, в центре внимания оказались политические дискуссии И здесь уже не обходилось дело без привлечения наработок представителей русской эмиграции Справедливости ради надо отметить, что сам факт переиздания важнейших работ подзабытых уже политиков-эмигрантов19, не означал крити-
Эггерт К Даниэль де Леон - идеолог анархо-синдикализма в американском рабочем движении // Из истории социально-политических идей М, 1955, Майданик К Л Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936-1939 гг // Из истории освободительной борьбы испанского народа М, 1959
12 Лейбзон БМ Мелкобуржуазный революционаризм М, 1967, Лаздовский Б Б Борьба
большевистской партии против анархо-сектантского уклона в союзе рабочей молодежи
Петрограда (январь-март 1918 г) // Актуальные проблемы современного молодежного
движения Критика антимарксистских и антикоммунистических концепций М, 1971
13 Косичев А Д Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность
М,1964
14 Позняк Г А Критика В И Лениным троцкистов и анархо-синдикалистов по вопросам
диктатуры пролетариата//Тр Всесоюз, юридичес заоч ин-та 1971 Т 18; Ильин В И, О
социально-классовых корнях анархо-синдикалистских воззрений // Вест МГУ Сер 13
Науч коммунизм. 1974. №4 С 89-96
15 Пономарев НВ Критика анархистской концепции власти ж современность Казань,
1978
16 Корноухов Е М Борьба партии большевиков против анархизма в России М, 1981
17 Канев СН Борьба партии против анархо-синдикалистского уклона М, 1979 Его же
Революция и анархизм Из истории борьбы революционных демократов и большевиков
против анархизма (1840-1917 гг ) М, 1987, и др
Канев С Н Октябрьская революция и крах анархизма М, 1974 19 Боровой А Анархистский манифест//Родина. 1992 №3
ческого осмысления всего написанного ими20 К объективному, непредвзятому пониманию того, чем был анархизм на самом деле исследователи пришли не сразу^1 Стоит отметить работы С Ф Ударцева, в которых была представлена классификация течений анархизма, которая, на наш взгляд, приемлема применительно к эмигрантскому периоду^2 Подход Ударцева очень дополняют работы, в которых представлен целый комплекс аспектов, раскрывающих практическую деятельность российских анархистов Это относиться к исследованиям В Д Ермакова, который постарался воссоздать социально-психологический портрет русского анархиста начала XX в, обосновать основные проблемные узлы эволюции анархистского движения, объективно подойти к оценки роли анархистов в русских революциях23. Очень важны и его историографические статьи, в которых он стремиться представить - скрупулезно- исследовательское поле24 Но и в работах Ермакова мы найдем лишь краткий очерк событий, развивавшихся в объединениях российских анархо-синдикалистов, перенесших свою деятельность в эмиграцию25
Едва ли не самыми серьезными и скрупулезными можно считать исследования А В Шубина и В В Дамье26 Шубин одним из первых не просто «вскользь» упомянул о деятельности русских анархистских групп в антибольшевистской эмиграции, но и подробно проанализировал дискуссии, развернувшиеся на страницах эмигрантских изданий в начале 1920-х гг. Он проанализировал содержание споров, вокруг т наз «переходного периода», выступавшего центром преткновения для деятельности многих анархистских групп того времени Интерес представляют и параллели, проводимые автором между анархистским движением в России во время Гражданской войны 1918-1920 гг и анархистами, действовавшими в 1930-е годы.
Дамье ставит своей целью сравнить общее и особенное в развитии российского и западноевропейского анархо-синдикализма, в первую очередь - в условиях социального кризиса, когда происходит не просто смена власти, но и смена общественно-политических ориентиров
Идеи анархо-синдикализма оказались востребованными и политиками Так, А.К Исаев, в свое время много писавший об анархо-синдикализме и считавший, что генезис идей синдикализма в России связан с попыткой «найти примирение между анархо-
Игнатьева О А Взгляды анархистов на проблемы экономического переустройства общества после Октябрьской революции//Социс 1991 №3
21 Пронякин Д И Анархизм «Исторические» претензии и уроки истории Л, 1990, Арефьев М А Исторические судьбы политических доктрин русского анархизма // Политическая утопия история и современность Ростов н/Д, 1992
Ударцев С Ф Власть и государство в теории анархизма в России (XIX - начало XX в ) // Анархия и власть М, 1992
3 Ермаков В Д Анархистские группы и организации России в 1917 г. история и современность // Великий Октябрь Политические партии России и СССР Социалистические преобразования в стране Владимир, 1991 Ч 2, Его же Портрет российского анархиста начала века // Социс 1992 Xs3, Его же Российские анархисты в первый год гражданской войны (1918) // Происхождение и начальный этап гражданской войны 1918 год М, 1993 Ч 1, Его же Российские анархисты в политических событиях 1917 г // Россия в 1917 г Новые подходы и взгляды СПб, 1995 Выл 3, Его же. Российский анархизм и анархисты (вторая половина ХГХ-конец XX веков) СПб, 1996, Его же Анархистское движение в России история и современность СПб, 1997
24 Ермаков В Д Российская историография об отечественном анархизме (конец 80-х - 90-е
гг ) // Науч респуб конференция «Полит партии История Современность». Орел, 1994
25 Ермаков В Д Российский анархизм и анархисты (вт пол ХІХ-конец XX вв) СПб, 1996
26 Шубин А В Проблема «переходного периода» в российской эмигрантской мысли 20-30-
х гг // Анархия и власть. М., 1992; Дамье В В Анархо-синдикализм в XX веке М, 2003
коммунистическими схемами и идеями анархо-синдикализма» , избрал в последствии анархо-синдикализм платформой для своей политической деятельности
В исторической литературе тема особенностей эволюции русской анархо-синдикалистской мысли, т о, не обойдена вниманием, однако специальных работ до сих пор нет, а те вопросы, которые все же находят место в исследованиях, представляют собой екорее перечисление имен, названий групп и изданий, а также общие выводы (исключение представляют работы А В Шубина) Эволюция русской анархо-синдикалистской мысли в эмиграции не стала еще предметом обобщающего исследования нет специальных монографий, посвященных исключительно данной тематике, нет серьезного анализа литературы, выпущенной анархистами-эмигрантами, не введены в оборот важнейшие документальные свидетельства, не проанализированы дискуссионные материалы эмигрантской периодики, не уделено внимания сопоставлению деятельности групп и центров российских анархо-синдикалистов, раскиданных по Западной Европе и США, и, наконец, не прослежено, как, в зависимости от российской и международной ситуаций эволюционировала анархистская мысль в эмиграции
Задачи исследования поэтому сводятся к следующим пунктам
-
Осмыслить особенности анархо-синдикалистских идей в условиях русских революций 1917 г
-
Проанализированы причины разногласий, выявившихся во взаимоотношениях с Советской властью в 1918 г
-
Дать картину структурирования российского анархо-синдикализма в эмиграции
-
Проследить основные направления и охарактеризовать основные проблемы эволюции анархо-синдикализма в эмиграции.
-
Обосновать особенности общественно-политической ситуации и ее воздействие на русские анархические круги в эмиграции
6) Обобщить результаты развития русского анархо-синдикализма в эмиграции
Источники.
Особое внимание автор уделяет периодической печати, выходившей за рубежом На ее страницах шли дискуссии не только о том как в целом должен идти ход событий в России или в мировом рабочем движении, но и, самое главное, прекрасно видно, как проблемы и вопросы считались первостепенными, а какие - отходили на второй план, вокруг каких идей складывались группы, что вызывало наибольшие дискуссии, и что оставалось в «сухом остатке» Особое внимание уделялось содержанию ведущих анархистских изданий, выходящих в Западной Европе, США и Канаде, в 1920-1940-х гг м На страницах этих изданий представлены всевозможные оттенки анархистского учения В этих изданиях обосновывали свою точку зрения не только теоретики, но рядовые анархисты Последнее позволяет понять, насколько идеи воспринимались, как оценивались, и существовала ли «обратная связь»
Для освещения задач, стоящих в диссертации, привлечен ряд материалов из московских архивов - ГАРФ, РГАСПИ, Центра хранения историко-документальных коллекций (филиал РГВА), РГАЛИ Это материалы личных коллекций, документы агитационно-пропагандистского плана, переписка
Исаев А К Второй призыв // Община 1988 №6 С 3-8 28 Американские известия Нью-Йорк 1920-1924, Анархический вестник Париж 1921-1924, Анархия Буэнос-Айрес 1930-1932, Буревестник Нью-Йорк, 1921-1922, Бюллетень русских анархистов Берлин 1923, Вольная мысль Буэнос-Айрес 1932, Голос труда Буэнос-Айрес 1919-1930, Голос труженика Нью-Йорк 1918-1924, Дело труда-Пробуждение Нью-Йорк 1940-1963, Клич анархистов Нью-Йорк 1921, Колокол Нью-Йорк 1918, Освобождение профсоюзов Париж 1928, Правда. Нью-Йорк 1917, Пробуждение Детройт 1927-1939, Рабочий путь Берлин 1923, Рассвет Нью-Йорк Чикаго, Хлеб и воля Нью-Йорк 1919, и др изд
Из опубликованных архивных документов отметим те, что вошли в двухтомник «Анархисты. Документы и материалы»29, без обращения, к которому невозможно представить изучение анархистской мысли.
Методологической основой диссертации послужил принцип историзма. Для решения поставленных задач диссертант использовал широкий спектр научных (системный, структурно-функциональный и факторный) подходов, получивших развитие в работах современных отечественных и западных ученых
Научная новизна.
Впервые в отечественной историографии тема «Российские анархо-синдикалисты в эмиграция, эволюция идей и тенденции политического развития (1918-1930-е гг)» является объектом л предметом исследования Синдикалистская мысль, получившая импульс к дальнейшему развитию в эмиграции 1920-1930-х гг., и последовавшие благодаря этому изменения в анархистской среде, перераставшие в тенденции, дают возможность говорить о том, что синдикализм рассматривался, как «идеология организованного пролетариата»30, стремящегося решать самостоятельно, как текущие вопросы повседневной жизни, так и глобальные вопросы взаимоотношения с обществом и государством Синдикализм, по мнению русских анархистов-эмигрантов это идеология рабочего самоуправления, это идейное течение, отрицающее все формы эксплуатации человека, это идеология организованных коллективов, которые без «паразитирующих посредников» могли организовать обмен продуктами -труда. Синдикализм, т.о , социалистическая идеология Но синдикализм есть мировоззрение, отрицающее все формы власти и его носителя - государства, т к власть - это привилегия чиновников Синдикализм, таким образом, еще и анархистская идеология31.
«Русский» анархо-синдикализм 1920-1930-х гг это мировоззрение, отрицающее за какими-либо партиями право навязывать свою волю обществу, это отрицание той системы, при которой власть сосредоточена в руках профессиональных политиков, принадлежащих к даум-трем поочередно сменяющим друг друга партийным группам, а народу отведена роль статиста. Синдикализм, т.о., антипартийная идеология. Это система взглядов, отрицающая милитаризм и национализм, т к военная пропаганда способствует усилению государственности, росту налогов и оборонных отраслей экономики, а межнациональная рознь отвлекает от борьбы за свои права. Синдикализм, т.о, антимилитаристская и интернациональная идеология.
Эволюция русского анархо-синдикализма в эмиграции продемонстрировала, по крайней мере, теоретически, различие между традиционными профсоюзами и синдикатами Во-первых, цель традиционного профсоюза - обеспечить его членам наилучшие условия продажи рабочей силы нанимателю. Деятельность традиционного профсоюза сводится к борьбе за небольшие уступки в деле отстаивания экономических интересов и организации социального страхования. Цель синдиката - перевод средств производства в коллективную собствеввость. Во-вторых, синдикат отличается от традиционного профсоюза в отношениях к государству, как к таковому. В том случае, если государство и работодатель - не одно лицо, а существуют раздельно, профсоюз рассчитывает использовать государство как средство давления на работодателя Профсоюз, т.о., должен оставаться лояльным к государству. Синдикат отрицательно относится к государству: пока оно существует, не может быть и речи о собственности работников на средства производства. Синдикат добивается своих целей путем вытеснения государства из различных сфер жизни общества. Поэтому синдикат - порождение анархистской теории В-третьих, различия синдиката
29 Анархисты Документы и материалы М, 1998-1999 Т.1-2
30 Исаев А Синдикализм (принципы организации и деятельности независимых профсою
зов) [Электронная версия]
31 Горелик А Анархизм и революционное правительство // Пробуждение Детройт, 1933
№38-39 С 24-25.
с традиционным профсоюзом кроются во взглядах на роль и место в политической борьбе партии Традиционный профсоюз поддерживает ту партию, которая лоббирует его в парламенте Синдикат рассматривает партии, как центры сосредоточения политической бюрократии Для того чтобы достичь своих целей - самоуправляющегося общества - синдикалисты стремятся «пробудить активность большинства населения» Этого нельзя достичь, передавая власть политикам, все различия которых сводятся к критике своих конкурентов. Поэтому синдикат в отличие от традиционного профсоюза не поддерживает никаких партий
Синдикализм, т о., выступает уже не просто как идеология, а скорее как определенная тенденция развития революционного движений, которая охватывает в первую очередь наемных рабочих Синдикализм, в итоге, - удивительный мировоззренческий гибрид, в котором представлены элементы и анархизма, и марксизма Синдикализм, кроме того, подвержен известным общественным колебаниям, его характерная черта состоит в том, что синдикалисты неизбежно эволюционируют в сторону одной из взаимоисключающих идеологий, на которые он опирается, синдикализм унаследовал от марксизма ряд ключевых положений, таких, как теория классовой борьбы, разделение общества на группы в зависимости от вида выполняемого труда, синдикализм не отрицает капиталистический способ производства, сохраняет систему крупных производств, разделение труда, а также способ экономической организации, который является основой самого производства Иными словами, система синдикатов вырастает и создает движение, организация которого является зеркальным отражением индустриальных структур, созданных при капитализме Вот почему система синдикатов не в состоянии разрешить коренные проблемы капитализма, - к этому выводу пришли российские анархисты, осевшие в эмиграции, - а капитализм и синдикализм (равно как и большевистский «коммунизм») - составные одной системы - материальное производство
Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что ее результа
ты и научные выводы могут быть использованы при выработке государственной политики
в отношении различных политических объединений Материалы диссертации могут ис
пользоваться для подготовки научных и учебно-методологических трудов, привлекаться в
процессе преподавания в учебных заведениях '
Апробация работы Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора, в сообщениях на научных конференциях
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников