Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Этапы формирования общественно-политических взглядов Садри Максуди 16
1.1. Жизненный путь Садри Максуди 16
1.2. Российский опыт политика: на базе либерализма к унитаристским взглядам 23
Глава 2. Научно-преподавательская деятельность Садри Максуди в Турции 31
2.1. Вклад ученого в изучении тюркской и турецкой истории 31
2.2. Садри Максуди как ученый-правовед 54
2.3. Взгляды Садри Максуди на реформы турецкого языкознания 71
Глава 3. Садри Максуди в политической жизни Турецкой республики 92
3.1. Корпоративизм и кемалистская Турция 92
3.2. Деятельность Садри Максуди в парламенте Турции 98
3.3. Ататюрк и Садри Максуди 115
3.4. Взгляды Садри Максуди на вопросы нации и нациестроительства 125
Заключение 142
Список использованных источников и литературы 147
Список сокращений 170
Приложения 171
- Российский опыт политика: на базе либерализма к унитаристским взглядам
- Садри Максуди как ученый-правовед
- Деятельность Садри Максуди в парламенте Турции
- Взгляды Садри Максуди на вопросы нации и нациестроительства
Российский опыт политика: на базе либерализма к унитаристским взглядам
Анализ этапов деятельности С.Максуди помогает понять его основные идеи.
Общественно-политические взгляды С.Максуди формируются во время учебы в Париже в Сорбонском университете. Близким для него идейным течением становится либерализм.
Либерализм - идеология (набор политических, экономических, религиозных и др. убеждений), в основе которой лежат идеи равенства, рациональности, свободы и частной собственности. Либерализм признает необходимость демократии, принцип верховенства права, свободу индивида, терпимость к инакомыслию, веру в прогресс общества1. Либерализм в среду татарской интеллигенции проник через русскую общественно-политическую мысль.
Либерализм обязан своим появлением эпохе Великих географических открытий и Реформации. Он стал ответом на потребности формирования нового общественного строя в период становления новой системы координат во всех областях жизни европейской (а затем и глобальной) цивилизации.
Либерализм на заре своего существования сформировался в лоне протестантской англосаксонской традиции (Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Мандевил, Д. Юм, А. Смит) и получил дальнейшее распространение в политической мысли и практике континентальной Европы (И. Кант, Б. Констан, А. де Токвиль и др.) уже в XVIII - XIX вв. В процессе становления индустриального общества либерализм стал стержневой политической идеологией западной цивилизации, общественного консенсуса, и остается таковым с определенными изменениями по сей день1.
Как отмечают российские ученые, в целом «либеральный век», то есть конец XIX - начало XX вв., был необычайно динамичным периодом для всего мира. Это была эпоха политических реформ, экономического бума, важнейших открытий, расцвета научных школ, формирования национальных государств. Россия переживала период реформ, направленных на преодоление отсталости от Европы. Для этого она обладала государственными институтами, промышленностью, банковской системой, высшими учебными и научными заведениями. Татарское общество не имело такого рода институтов Нового времени, поэтому преодоление этого разрыва было для него еще более сложной задачей»2.
Либералы стремились ввести в Российской империи правовой порядок, добивались от правительства свободы печати, слова. Татарские либералы выступали еще и за равноправие всех религий и наций в Российской империи, за равноправие мусульман. С.Максуди указывал, что, постоянно расширяя права общества, увеличивая степень равенства, либералы являются защитниками интересов не одной группы населения, а всех слоев нации. По мнению татарского ученого А.Ю. Хабутдинова, С.Максуди был первым татарским либералом российского масштаба. Он получил не только членство в ЦК «Иттифака», но и через год кресло в Думе и ее президиуме. Одновременно Максуди стал рупором мусульманских либералов на общероссийской арене, и уже его первая речь на съезде показала, что он может достойно выполнить свой нелегкий долг1. Активность С.Максуди во II и III Государственной думе Российской империи можно назвать деятельностью по защите прав всех мусульман, проживающих на территории страны. Его выступления на заседаниях Думы были посвящены разным проблемам. Вот некоторые из них:
1) Во время рассмотрения законопроекта «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», С.Максуди выступает за обязательное образование на родном языке во всех школах, где учатся мусульмане. Он не отклоняет факт необходимости знания русского языка, но при этом подчеркивает, что все предметы, кроме русского языка и русской литературы, должны преподаваться на родном языке2.
2) Прошение об объявлении пятницы выходным днем .
3) Критика переселенческой политики, при которой земли киргизов и казахов передавались русским переселенцам4.
4) Политические отношения с Османской империей и ее защита от агрессивных планов Российской империи5.
5) О проблемах в Туркестане, борьба против продажи водки в Туркестане. Также С.Максуди поднимает проблему туркестанских и киргизских земель. По мнению депутата, отнимать земли этих народов является беззаконным и безнравственным, т.к. земля - это собственность народа6.
По мнению С.Максуди, сохранив культуру, язык, религию, татары смогут сохранить свою нацию и идентичность, и развиваться в экономическом плане наравне с русским народом.
Наставник С.Максуди И.Гаспринский утверждал, что мусульмане России должны максимально воспользоваться либерализацией российского общества1. Во время своей работы в Думе, С.Максуди выступает с речью о защите прав мусульман, за преподавание национального языка в школах, за сохранение земель тюркских мусульман.
В 1912 году III Государственная дума прекращает свою деятельность и С.Максуди возвращается в Казань, где начинает заниматься адвокатской практикой.
После Февральской революции в 1917 году, С.Максуди является одним из организаторов и участников I и II Всероссийских мусульманских съездов. На I съезде он выступает с речью в защиту образования национально-культурной автономии мусульман России. С.Максуди становится лидером унитаристов. На базе либерализма он принимает унитарную форму государства, в котором видит развитие и сохранение языка, религии, культуры в рамках национально-культурной автономии мусульман.
Известно, что в унитарном государстве только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти2.
Впоследствии Февральской революции 1917 года радикально изменилась общественно-политическая ситуация в России, что привело к усилению национальных движений тех народов, которые имели интеллектуальный потенциал и прошли определенный путь политической организации. При обсуждении вопроса о государственном устройстве России, мусульманское движение, а именно поволжских татар, раскололось на два течения: федералистов и унитаристов.
Унитаристы считали, что при наличии либерализма и демократии в будущей России, унитарный характер государства не будет для татар препятствием в развитии их культуры и языка. Они считали национально-культурную форму автономии более приемлемой для мусульман России.
Федералисты (Г.Исхаки, Ф.Туктаров, З.Валиди) выступали за территориальную автономию мусульманских народов.
Башкирский ученый A.M. Юлдашбаев в своей работе пишет: «Ведущие татарские деятели во главе с членом кадетской партии С.Максуди выступают за унитарное, демократическое государственное устройство России, отрицают необходимость борьбы за территориальную автономную государственность как татарского народа, так и других мусульман России. Против унитаристов резко выступали федералисты, считавшие, что тюркские народы должны добиться своей государственности и выступать за федеративное устройство России. Полемика между федералистами и унитаристами приобретает острый характер. Русские партии, начиная с кадетов и кончая большевиками, были против федеративного устройства России. Среднеазиатские и казахские деятели постепенно склонялись к федерализму. Упорно защищала унитаристские идеи значительная часть татарской интеллигенции» . Далее в своей работе ученый утверждает, что из всех национальных движений среди мусульманских народов России самым глубоким и в то же время самым противоречивым было движение казанских татар.
Садри Максуди как ученый-правовед
Крупный общественно-политический деятель, правовед, историк, философ татарского происхождения С.Максуди занимает особое место в истории турецкого народа первой половины XX века. На сегодняшний день С.Максуди знают как политика, депутата, общественного деятеля. В Турции он становится известным историком и правоведом. Его монографии, многочисленные статьи - яркое тому подтверждение.
С.Максуди - яркий представитель плеяды блистательных татарских просветителей, политиков начала XX века, боровшихся против самодержавия императорской власти, за права мусульман, проживающих на территории Российской империи. В 20-е гг. XX века он начинает изучать историю тюркских народов, историю тюркского права, пишет труды, учебники, по которым учатся его студенты на юридических факультетах в университетах Анкары и Стамбула.
Научная, педагогическая и общественная деятельность Садретдина Низаметдин оглу Максуди Ареала в Турции приходится на время правления Мустафы Кемаля Ататюрка (1923-1938), Исмета Иненю (1938— 1950) и Махмуда Джеляля Баяра (1950-1960).
Важным этапом в научном развитии С.Н. Максуди становится турецкий период его жизни (1925-1957). Научные традиции, приобретенные им за время проживания в России и во Франции, определяют его исследовательское направление. Деятельность С.Максуди в Турции и его наследие позволяют сказать, что он осваивает совершенно новую научную тему. В этот период С.Максуди создает ряд капитальных трудов, занявших достойное место в истории тюркского права. Он был автором учебных курсов, книг, статей, посвященных изучению и изложению истории тюркского права.
Труды С.Максуди «Лекции по истории тюркского права» («Turk Hukuk Tarihi Dersleri», 1928), «Общие основы права» («Hukukun Umumi Esaslari», 1937), «Философия права» («Hukukun Pozitif Felsefesi», 1937), «Общая история права» («Umumi Hukuk tarihi», 1941), «История философии права» («Hukuk Felsefesi Tarihi», 1946) говорят об оригинальности, глубоком уме, знании истории тюрков. В перечисленных работах представлены факты, знакомящие нас с историей тюркского права, эти труды обязательны для ознакомления с ними правоведов1.
20-е гг. XX века - это время построения нового государства для турецкого общества. С.Максуди приезжает в Турцию в годы не только политических изменений в стране, но и создания новой республики. После окончания войны за независимость 13 октября 1922 г. Анкара была официально провозглашена столицей Турции. И с этого времени на месте маленькой деревни Ангора начинается строительство нового города. По приезду в Турцию С.Максуди в своей статье «Новая Анкара» («Yeni Ankara») сравнивает строительство нового города с символическим явлением. Ученый пишет: «Великие личности, обладающие сильной волей, и нации с сильным духом всегда стремились к созиданию. Такие люди сильны духом, они целеустремленны, а нации - здоровые и крепкие. Строительство нового города для турецкой истории стало очень важным событием. Еще 15 лет назад больное турецкое общество, которое жило под гнетом и давлением Европы, сейчас строит новые города. Это событие очень значительно, оно подает надежды на светлое будущее. В истории существуют часто повторяющиеся события, которые условно можно назвать закономерностью. Одна из таких закономерностей - в период своего апогея, нации оставляют для мира великие города. Такие города -памятники времени. Например, у римлян такой город - Рим, у греков Афины, у арабов - Багдад, у французов - Версаль, у немцев Берлин и Потсдам, если взять османский период, то это город Бурса, а во время правления Тамерлана, таким городом являлся Самарканд.
Каждый построенный новый город - это отражение материального состояния и всей мощи нации, прошедший эпоху великих изменений, которые сконцентрировались в одной точке»1.
Таким образом, Анкара считалась символом новой республики. Строительство большого города Анкара на месте старой деревни Ангора символизирует построение национального турецкого государства по «европейскому образцу» на руинах османской империи.
В 1925 году в Анкаре открывается Анкарская юридическая школа. Открытие данной школы имеет важное значение для столицы новой республики, так как Анкара находилась на малозаселенной территории, где не было ни одного высшего учебного заведения. Начало работы первого учебного заведения было отмечено торжеством. На мероприятии, посвященном открытию школы, Ататюрк произносит речь, в которой говорит, что «турецкая революция, продолжающаяся в течение ряда лет, сочла нужным закрепить и зафиксировать свою сущность и идеологию в новых правовых установлениях, которые составляют основу нашей социальной жизни» .
Начало работы Анкарской юридической школы С.Максуди встречает с восхищением, в газете «Национальный суверенитет» («Hakimiyet Milliye»), печатается его статья, посвященная этому событию, в которой он указывает на значимость этой школы. С.Максуди считает, что право в жизни государства и народа занимает свою, особенную нишу, без которой у государства нет истории. По мнению профессора, у каждого народа, у каждой цивилизации, государства должна быть своя история, правовая система, и только тогда государства, страны смогут долго существовать. Ученый в статье разъясняет, что «Право - это собрание, свод жизненных правил в сформированном человеческом обществе. Открытие такой школы имеет очень большое историческое значение для новообразованной республики. Анкарская юридическая школа - высшее учебное заведение, которое взяло на себя задачу на научной базе разработать основы республики. И главная обязанность заключается в определении системы управления, в обучении интеллигентных, сознательных правоведов, вооруженных научной методологией»1.
Юридическая школа в Анкаре готовила юристов, адвокатов и судебных работников специально для органов государственного управления. Основное внимание в программе школы уделялось изучению законодательных актов турецкого меджлиса (парламента). Для преподавания в Высшей юридической школе были привлечены 16 квалифицированных юристов страны. В первый год обучения в школу поступил 301 учащийся. К концу 1929 г. число учащихся возросло до 586, в том числе 12 девушек2.
Сразу после приезда в Турцию, С.Максуди назначается преподавателем в Анкарскую юридическую школу для чтения лекций по «Истории тюркского права». Этот курс становится новшеством не только для Турции, но и для всего тюркского мира, так как до С.Максуди данный курс никто не читал, поэтому можно сказать, что Максуди заложил основу новой дисциплины. Главной особенностью данного курса была оценка не только тюркской истории и истории тюркского права доисламского периода, но и их связь с современностью. Раньше же «История турецкого права» тоже преподавалась, и была наукой сложившейся, но в рамках ислама1. Позже, наряду с предметом «История тюркского права», преподаватель с 1926 до 1930 гг. также читал лекции по Римскому праву.
1930 гг. можно считать переломным моментом в турецкой историографии. Именно с этого времени фактически начинается научная разработка архивных фондов, и с 1940 гг. увеличивается численность публикаций монографий, учебных пособий и научных статей о Турции. В 1940 году выпускается первый, наиболее объемный труд - сборник под названием «Танзимат», посвященный 100-летию обнародования основного акта танзимата - Гюльханейского хатт-и шерифа (1839 г.). «В создании сборника приняли участие такие ученые современной Турции, как профессор Ихсан Сюнгю, Онгюнсю, О.Л. Барлан, Э.З. Карал, правоведы СМ. Ареал, Р. Окандан, X. Велдей, М.Р. Бельгысай, Т. Танер и др. В их статьях исследуются вопросы танзимата, государства и права Турции данного периода» . Работа С.Максуди в этом сборнике называется «Теократическое и секуляризованное государства» («Teokratik devlet ve laik devlet»). Публикация посвящена вопросам религии, государства, независимости и истории древних тюрков. Сочинение состоит из 14 параграфов, и в каждом из них подробно излагаются основные тезисы.
Деятельность Садри Максуди в парламенте Турции
С.Максуди был очень активным, грамотным деятелем своей эпохи. На протяжении своей работы в Государственной думе Российской империи (1907-1912) один из самых активных депутатов из казанских татар был С. Максуди, что отмечается его современниками. В своих выступлениях Максуди всегда обращался к проблемам религии, культуры, языка тюркских народов, проживающих на территории Российской империи1. После февральской революции 1917 года в Казани на Объединенном съезде мусульман, военных и религиозных деятелей объявляется Национально-культурная автономия мусульман внутренней России и Сибири. С.Максуди избирается председателем Милли Идарэ (Национальное правительство).
С 1925 г. политик участвует в культурной и общественной жизни, принимает активное участие во всех реформах новой Турецкой республики. Кемаль Ататюрк приближает его к себе, Максуди становится частым гостем в резиденции президента в Чанкае, где всегда обсуждались вопросы и проблемы, касающиеся процесса образования нового государства и нового общества. Реформы Ататюрка ознаменовали и обусловили важнейшие политические, экономические, социальные, культурные преобразования в жизни Турции, для которой XX век стал веком реформ. Ататюрк вступает в военную и политическую жизнь Турции в драматическо-критический период ее истории. Это было время, когда в результате поражения Османской империи в Первой мировой войне встал вопрос о самом существовании турецкого государства, которому удалось сохранить свой государственный суверенитет. Большая историческая заслуга Ататюрка заключается в том, что он возглавил турецкий народ в освободительной войны против блока Антанты. В результате чего создалась современная Турецкая республика, получившая дипломатическое признание по Лозаннскому договору 24 июля 1923 года1.
С момента провозглашения республиканского правления буквально во всех сферах были осуществлены принципиальные изменения. Для становления новой Турецкой республики, для создания государства нового типа, для претворения в жизнь своих преобразований Ататюрку нужны были по-европейски образованные люди. В этот период в Турцию были приглашены иностранные специалисты, среди которых был и С.Максуди. Татарский эмигрант, несмотря на свою налаженную жизнь во Франции, переезжает в Турцию, чтобы трудиться и продвигать свои идеи по национальному строительству Турции. Страна, ослабленная после Первой мировой войны и имеющая многочисленные внутренние проблемы, нуждалась в таких деятелях, как С.Максуди. Некоторые историки называют Максуди советником Кемаля, так как все значимые законы, такие, как закон о фамилиях или решения ВНСТ (Великое Национальное Собрание Турции), касающиеся внешней политики, сначала обсуждались на собраниях, где присутствовал и высказывал свое мнение С.Максуди1.
После приезда в Турцию, татарский деятель на своей новой родине до конца жизни занимается политическими и общественными делами. Он трижды избирается в Великое Турецкое Народное Собрание: с 1931 по 1939 год два раза избирается депутатом от Народно-республиканской партии; с 1950 по 1954 год от Демократической партии.
В 1931 году С.Максуди был избран в парламент, т.е. в Великое Национальное Собрание Турции как представитель Народно-республиканской партии от провинции Шебинкахисар, которую представлял до 1934 года.
С момента образования Турецкой республики в 1923 г., президент Кемаль осуществлял реформирование страны силами Народно-республиканской партии, которая была создана не как партия определенного класса, а как народная партия. Несмотря на то, что в стране дважды, в 1925 и в 1931 гг., предпринимались попытки создать двухпартийную систему, новые партии, продержавшись менее года, были распущены по причине своей враждебности к официальной идеологии. Поэтому до 1945 года в стране действовала однопартийная система.
В 1931 году была принята новая программа Народно-республиканской партии. В основу ее было положено толкование эмблемы партии - шести стрел, символизирующих Турцию как республиканское, националистическое, народное, этатистское, светское, революционное государство. Республиканизм означал верность республиканской форме правления, национализм - идею турецкой нации, народность -непризнание классов и классовой борьбы, лаицизм - отделение религии от государства, революционность - верность принципам борьбы за независимость, реализация народного суверенитета на основе демократизма.
Националистическое движение назвали кемализмом (по имени Мустафы Кемаля), который представляет классическую модель реформаторского национализма. М.Кемаль умело сочетал турецкий национализм с вестернизацией. Ставка на национализм выражалась в резком отмежевании от имперского прошлого Турции и противодействии европейскому империализму. Во время Первой мировой войны наряду с антизападными лозунгами, выдвигался лозунг «Турция для турок!». В этот период М.Кемаль, как и большинство представителей движения «младотурков», стоял на позициях пантюркизма. Однако, придя к власти, он сосредоточился на коренном преобразовании турецкого общества. Это преобразование включало в себя три основных компонента: секуляризацию, массовое образование и экономическую модернизацию. Религия полностью отделяется от государства. Строятся школы для преодоления неграмотности. Развивается промышленность, что приводит к формированию национальной буржуазии, т.к. в Османской империи турецкое население почти полностью состояла из крестьян, военных и чиновников. Свои реформы Ататюрк навязывал силой, методично искореняя те формы жизни, которые препятствовали модернизации общества. Арабская графика заменяется латиницей, традиционная одежда - европейской, в сферу права вводятся западные, основанные на римском праве кодексы . В такое непростое время новообразованная республика нуждалась в образованных, компетентных специалистах (политиках, экономистах, ученых).
В 1931 г. С.Максуди избирается депутатом правящей Народно-республиканской партии. Его дочь А.Айда пишет, что С.Максуди был удивлен, увидев в газетах свое имя в списке кандидатов в депутаты и узнав, что список кандидатов был составлен председателем партии -М.К. Ататюрком2.
В период своей деятельности в парламенте С.Максуди выступает с предложениями бороться с чуждыми идеологиями, такими как фашизм и коммунизм, с помощью прессы. Именно неприятие коммунистических идей вынудило его эмигрировать за границу. Он не принимал марксистских идей и очень боялся повторения истории Российской империи в Турции, поэтому С. Максуди предлагает внести дополнение в закон о печати. «С целью борьбы с противоречащими течениями, которые могут воспрепятствовать распространению в нашей стране национальных и демократических основ, необходимо использовать прессу и печатные издания» .
В 1923 г. Ататюрк начинает говорить об эмансипации женщин. Одной из важных задач президента была реализация законов, направленных на обеспечение равноправия между мужчинами и женщинами. С объявления Турции республикой, на каждом своем выступлении он подчеркивает важную роль женщин в истории и человечества, и страны. «В жизни преобразований, нового строительства очень важно возвысить роль анатолийской женщины...» . Как считает один из турецких ученых X. Тунджер (H.Tuncer) «Признание прав женщин - это одно из самых важных достижений Ататюрка» .
С.Максуди отмечал в своих выступлениях высокий статус женщины у древних тюрков: так в Орхонских надписях статус женщин был высок, их там называют «королевами, знающими государство», «с приказом хана и его жены», такие выражения показывали высокий статус и равенство женщин у тюрков. Известный турецкий социолог Зия Гёкалп (1876-1924) в своей книге «Основы тюркизма» предлагает равенство между соотношениями женского рода и мужского рода3.
Взгляды Садри Максуди на вопросы нации и нациестроительства
После блистательной работы в парламенте Турции, уже пожилой С.Максуди оставляет политическую карьеру и занимается написанием главного труда всей своей жизни. В 1955 году выходит его книга «Milliyet duygusunun sosyolojik esaslan» («Социологические основы национального самосознания»). Этот объемный философский труд С.Максуди считается одной из лучших его работ, в которой автор размышляет о нации, о национализме. После смерти ученого эта работа переиздается еще два раза -в 1957 и в 1974 годах.
Прежде чем перейти к анализу произведения, мы представим обзор понятий «нация» и «национализм» на примере научных трудов известных ученых.
Нация - это сложный феномен. Она сложилась в ходе длительного культурного развития народа, как результат творения культурных ценностей. Нация - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности территории, языка, культуры, экономических связей.
Слово «нация» произошло от латинского слова «natio» - племя, народ. Можно сказать, что нация - это историческая общность людей, складывающаяся в процесс формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Слово «нация» первоначально использовалось для обозначения группы людей, относящихся к общности, сформировавшейся по их происхождению. В этом смысле, термин был использован в средневековье для того, чтобы различать группы людей. Свое современное значение это слово получило после французской революции. Согласно идеологам французской революции, нацией стала группа людей -«союзников, живущих под одним общим законом, и которые представлены одним общим законодательством» .
Определение термина «нация» выражалась разными формулировками. Одним из первых кто дал определение и попытался рассмотреть понятие «нация», был знаменитый французский историк и писатель Жозеф Эрнест Ренан (1823-1892). В 1882 году в Сорбонне Эрнест Ренан выступает с докладом на тему «Что такое нация?» Историк сформулировал одно из первых определений нации таким образом: «Нация - это душа, духовный принцип. Две вещи, являющиеся в сущности одною, составляют эту душу, этот духовный принцип. Одна - в прошлом, другая - в будущем. Одна -это общее обладание богатым наследием воспоминаний, другая - общее соглашение, желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся неразделенным наследством... Нация, как и индивидуумы, это результат продолжительных усилий, жертв и самоотречения. Культ предков - самый законный из всех; предки сделали нас такими, какими мы являемся в настоящее время. Героическое прошлое, великие люди, слава -вот главный капитал, на котором основывается национальная идея. Иметь общую славу в прошлом, общие желания в будущем, совершить вместе великие поступки, желать их и в будущем - вот главные условия для того, чтобы быть народом» . Итак, согласно Ренану, нация - это великая солидарность, устанавливаемая чувством жертв, которые уже сделаны и которые расположены сделать в будущем .
Макс Вебер рассматривал нацию как «авторитетное сообщество», которое снабжается чувством культурной миссии. В этом смысле, он присоединяет нации к этническим сообществам, тогда как население было объединено мифом об общем происхождении .
Эли Кедур отмечал, что нация - это «тело совместной жизни под одним общим законом и представленное одним общим законодательством» . Карл Дойч (1912-1992) сформулировал определение нации, как «выравнивание большого числа личностей из среднего и низшего классов, объединенных региональными центрами и главными социальными группами путем общественных связей и экономическим взаимодействием с центром» . Английский исследователь Бенедикт Андерсон (1936) считает, что нация - «воображаемое политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное» . Согласно Бенедикту Андерсону, нация является сообществом, которое создается и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств. Английский философ и социальный антрополог, профессор философии Эрнест Андре Геллнер (1925-1995) в своем известном труде «Нация и национализм» анализирует термины «нация» и «национализм». По мнению Геллнера, определение нации связано с гораздо более серьезными трудностями, чем определение государства. На примере романа французского писателя Шамиссо, философ выразил точку зрения, что у человека должна быть национальность, как у него должны быть нос и два уха . Э.Геллнер считает, что понятие «нация» определяется следующими факторами:
1. Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения.
2. Два человека принадлежат к одной нации только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нацию создает человек; нация - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие общие качества какими бы они не были, - которые отделяют эту группу от всех, стоящих вне ее .
По теории Э.Г еллнера, нация и государство предназначены друг для друга, что одно без другого неполно, и их несоответствие оборачивается трагедией.
Российский историк СМ. Сергеев представляет нацию как этническую общность, главная ценность которой - политическое и культурное единство.
Что же касается мнения татарских деятелей о термине «нация», то оно начало появляться в конце XIX - начале XX веков. Х.Фаизхан, Ш. Марджани, К.Насыри впервые упоминали термин «нация» и связывали ее с татарским этногенезом. Ш.Марджани был историком, человеком, обладавшим обширным кругозором. Он был первым татарским деятелем, обратившимся к проблеме этногенеза татарского народа. В своем известном труде «Мустафад ал-ахбар», посвященном истории Волжской Булгарии и Казанского края, Ш.Марджани, на основании письменных источников, археологических и этнографических материалов, научно доказал происхождение татар от волжских булгар. И первым выступил идеологом зарождения татарской нации.
К.Насыри тоже использует термин «нация» по отношению к татарам. К признакам татарской нации относит следующее: происхождение («народ тюркского племени»), общность территории («татары, живущие в Сибири, Оренбургской, Казанской и других губерниях правой стороны Волги, и в Астраханской губернии»), общность государства («живущие в России»), культуры («имеют свою литературу») и языка (наречие «среднее или татарское, на котором говорят народы тюркского племени, мы обычно называем татарским языком») .
Что же касается татарских деятелей начала XX века, то они в своих работах и статьях, посвященных теме «нации и национализма», начинают употреблять слово «миллият» как важный элемент понятийного аппарата для данной сферы . Представители татарской интеллигенции Г.Исхаки, Г. Ибрагимов, Д.Валиди называли татар «татарским миллетом», Ю.Акчура видел казанских татар в составе «тюркского миллета», С.Максуди считал, что казанские татары являются частью «тюрко-татарского миллета».
Национализм - одна из самых влиятельных политических идеологий новейшего времени. Национализм - (фр. nationalisme), идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и ее первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью .