Введение к работе
Актуальность темы исследования. В эпоху глобализации, охватившей весь мир, в том. числе ^ Таджикистан и другие постсоветские государства, в условиях усиленного поиска национальной идентичности и духовного возрождения народов этих стран обращение к философской и религиозной мысли прошлого и новое ее осмысление с учетом требований реалий современности может стать важной опорой для создания нового общества и нового человека Для Таджикистана в этом плане важную роль может сыграть изучение и использование сокровищ таджикско-персидской культуры, ибо в ходе многовековой истории развития в ней возникли такие течения и школы мысли, которые имеют непреходящее значение Одним из них является суфизм, который по единодушному признанию и восточных и западных исследователей, является феноменом средневековья
Научный анализ суфизма требует усилий в двух направлениях -изучение наследия отдельных его представителей и исследование суфийских орденов В первой части в истории философии проведено множество заметных исследований, и, хотя до сих пор наследие многих суфиев не подвергнуто научному анализу, можно отметить, что задача исследования суфизма в этом направлении в некоторой степени выполнено. Что касается суфийских орденов, то множество из них все еще не стало предметом обобщающих * исследований Мавлавия. которая связана с именем великого таджикско-персидского мыслителя Джалаледдина Руми (1207-1273), относится к числу таких орденов, исследование истории развития и эволюции которых может стать еще одним шагом в более полном изучении истории суфизма в целом
Вышесказанное подтверждает важность изучения проблемы, поставленной в данной работе Актуальность исследования также вытекает из следующего-
- Мавлавия охватывает длительный исторический период развития - ХШ - первая половина XX вв и обширный географический регион распространения Этот орден в течение восьми веков своего существования объединял многочисленных представителей, которые оставили богатое духовное наследие Анализ и обобщение этого наследия освещает не только ход развития философии иранских народов, но и ее связи и отношения
с философской мыслью соседних арабских, тюркских и индийских народов
Орден мавлавия имеет своеобразную мистико-философскую (или метафизическую) антропологию и цельную суфийскую практику В этих направлениях у него много общего с другими школами суфизма Однако представителями ордена высказано также множество идей, аналогов которых не наблюдается у других мыслителей и школ Поэтому изучение мавлавии дает возможность дополнить философию новыми оригинальными идеями
Более детальное изучение мавлавии может способствовать также решению таких проблем, вокруг которых в историко-философской науке идут споры - почему Руми не считал свое учение суфийским? Почему единство бытия мавлавийцев, которое по своей сути является продолжением того же учения Мансура Халладжа, не стало предметом сопротивления со стороны религиозных деятелей9 Находится ли мавлавия на позициях шиизма7 Почему большинство мыслителей Востока в конце своей деятельности обращаются к мистицизму9 Сможет ли мистицизм, при всем своем принципиальном отличии от рационализма, расширить пределы человеческого знания9 Таковы некоторые проблемы, которые должны быть решены при изучении мавлавии или суфизма в целом
Одним из важных аспектов учения мавлавии является теория веротерпимости В этом направлении мавлавийцы не только выражали свои теоретические идеи, но и применяли их в своих отношениях с немусульманским населением Малой Азии Изучение идей мавлавийцев относительно этой темы и использование их в современном таджикском обществе, которое по религиозному составу населения похоже, в некоторой степени, на среду представителей мавлавии, будет иметь большое практическое значение
- Среди других философских и суфийских школ учение
мавлавии занимает видное место благодаря своей гуманистической
направленности Человек в этом ордене находится в центре круга
вселенной и при решении большинства вопросов мавлавийцы тем
или иным образом размышляют над проблемами человека
Исследование подобных идей ордена может стать полезным в
начавшемся процессе обращения современной философии в сторону человека и его потребностей
- В последние годы в отечественной науке проведено несколько
исследований по учению Руми, которые, несомненно, внесли
важный вклад в дело изучения наследия мавлавии Однако в этих
исследованиях, в особенности в тех, которые были проведены в
советские годы, наблюдается влияние господствующей в то время
идеологии, и по этой, а также по другим методологическим
причинам, в них вынуждено допущены некоторые искажения
сущности учения Руми Поэтому сегодня возникла необходимость
устранения этих искажений
- Исследуя учение Руми, отечественные исследователи
сравнивают его в основном с учением Г Гегеля Однако в нем
имеется большой материал, сравнимый с учениями многих других
восточных и западных философов По этой причине необходимо
выявить ценность идей Руми с помощью таких сравнений в более
полном объеме
Степень разработанности проблемы. Всю доступную по исследуемой проблеме литературу можно подразделить на две группы 1) исследования, которые специально посвящены истории мавлавии, 2) исследования, которые посвящены отдельным представителям ордена или в которых даются какие-либо сведения о мавлавийцах
Среди трудов первой группы, прежде всего, необходимо отметить исследование А Гулпинарли1. В этом произведении дана история формирования и развития мавлавии с конца ХШ в до начала XX в , исследованы истоки ордена, его ритуалы и обряды Исследование А Гулпинарли, несомненно, является важным вкладом в изучение мавлавии, и в нашей работе оно использовано в качестве наиболее аргументированного анализа Кроме того, в диссертации рассматриваются некоторые аспекты жизни и творчества этого ученого как представителя ордена Но, наряду с этим, следует отметить, что упомянутое произведение является литературоведческим исследованием и поэтому многие вопросы, которые касаются философской доктрины мавлавии, остаются вне поля зрения его автора
1 Гулпинорли А Мавлавия баъд аз Мав лоно - Тегеран, 1366 х
Новейшим исследованием по истории ордена является работа Ф Д Льюиса2. В ней имеется специальная глава, которая посвящена истории мавлавии после Руми Автором также приводятся ценные сведения о духовных предшественниках Руми, о фактах биографии мыслителя и его семьи Ф Д. Льюис исследует поэзию Руми и некоторые аспекты его учения, в том числе проблемы, связанные с суфизмом и его философией В исследовании на достаточно хорошем уровне показана степень популярности Руми на Востоке и Западе Однако и данное исследование имеет литературоведческий характер и в нем не рассмотрены основные аспекты философского учения мавлавии
Из исследований, которые посвящены отдельным представителям мавлавии или в которых даются какие-либо сведения о них, необходимо отметить труды следующих авторов -Акимушкина О.Ф , Арбери А., Багоутдинова А.М, Бертельса Е Э., Брагинского И С , Гавхарина С , Гарбузовой В. С , Гордлевского В А, Дашти А., Джавелидзе Э.Д, Джа'фари М , Зарринкуба А, Инайят Хана, Кныша А Д, Лавского В , Махмаджоновой М Т., Никольсона А, Одилова Н, Оташа А , Рипки Я, Сирадж М, Сахиб-ул-джавахира, Степанянц М Т , Султонзоды М, Фиша Р., Фурузонфара Б , Халифы Х.А, Хадизоды Р , Хумаи Ч, Читтика У К , Шиммель А.3 и др
2 Lewis D F Rumi Past & Present, East & West The Life, Teaching & Poetry of Jalal al-Din Rumi - Oxford, 2000
J Акимушкин О Ф Вдохновенный из Рума // Руми Джалалидцин Поэма о скрытом смысле Избранные притчи -М, 1986, Бертельс Е Э Избранные труды История литературы и культуры Ирана - М, 1988, Богоутдинов А М Очерки по истории таджикской философии -Сталинабад, 1961, Джавелидзе Э Д У истоков турецкой литературы 1 Джелаль-ед-дин Руми (вопросы мировоззрения) - Тбилиси, 1979 -Т 1, Брагинский И С 12 миниатюр От Рудаки до Джами - М , 1976, Гавхарин С Лугот ва таъбироти «Маснави»-и Чалолуддини Балхи - Тегеран, 1337-1339 х - Ч 1-3, Гарбузова В С Поэты средневековой Турции - Л , 1963, Гордлевский В А Избранные сочинения Государство сельджукидов Малой Азии -М, 1960 - Т 1, Дашти А Сайре дар девони Шамс - Тегеран, 1337 х , Зарринкуб А Бахр дар куза Накд ва тафсири казияхо ва тамсилоти «Маснави» - Тегеран, без года изд , Его же Чустучу дар тасаввуфи Эрон - Душанбе, 1992, Инайят Хан X Учение суфиев - М , 1998, Кныш А Д Мусульманский мистицизм - М, Спб, 2004, Лавский В Введение // Суфийская мудрость - Минск, 1998, Махмадчонова М Т Мулохизоте чанд рочеъ ба ачлоки Чалолуддини Руми //Известия АН Республики Таджикистан - Серия философия и право - Душанбе, 1992 - № 1-2, Ее же
Среди исследований вышеупомянутых авторов особо выделяются работы, в которых дается общая оценка мировоззрения Руми Учение, отраженное в «Маснави», к примеру, И Брагинский считает последовательным с точки зрения формы, а в содержательном плане - эклектичным Он выделяет в нем онтологию, теорию познания и социологию, в которую входит и этика. Европейский востоковед Ю Балдик считает, что первая и вторая тетради «Маснави» охватывают проблемы, связанные с чувственной душой, третья и четвертая тетради - тематику соотношения Абсолютного Разума, разума и познания, а пятая и шестая тетради являются учением об Абсолютной Душе и Изначальном Свете Профессор Одилов Н характеризует учение Руми в целом как объективный идеализм, содержащий в себе элементы диалектики Льюис Ф Д отмечает, что Руми не имеет четко систематизированной философии, но его учение находится под сильным влиянием теософии Ибна Араби В работе Махмаджоновой МТ опровергается сугубо мистико-религиозная направленность учения мыслителя Кныш А Д считает, что воззрения Руми по основополагающим вопросам философии не поддаются однозначному определению В настоящей работе
Этические взгляды Джалолуддина Руми - Душанбе, 2001, Одилов Н Мировоззрение Джалолиддина Руми - Душанбе, 1974, Его же Чахонбинии Чалолуддини Руми - Душанбе, 1964, Оштиени С Ч Дебоча // Шиммел А Шукухи Шамс - Тегеран, 1375 х, Сохиб-ул-чавохир Чавохир-ул-осор фи тарчамати «Маснави»- Тегеран, без года изд - Ч 1, Степанянц МТ Философские аспекты суфизма - М, 1987, Ее же Восточная философия - М, 2001, Сироч М Мавлонои Балхи ва падараш Таъсири «Маориф» бар «Маснавии маънави» -Кабул, 1340 х , Султонзода М Назми орифонаи Шохиди Мавлави // Баррасихо аз таърихи фалсафаи точику форс - Душанбе, 2002, Фурузонфар Б Аходиси «Маснави» -Тегеран, 1344 х, Его же Мукаддима // Мухаккик Бурхонуддин Маориф -Тегеран, без года изд , Хумои Ч Газалиети девони Шамс // Газалиети Шамси Табрези - Тегеран, 1335 х , Ча фари М Тафсир ва накд ва тахлили «Маснави»-и Мавлоно Чалолуддин Мухаммади Балхи - Тегеран, без года изд - Ч 1-15 Фиш Р Джалаледдин Руми -М,1985 Хадизаде Р Джалаледдин Руми//Руми Притчи, газели - Душанбе, 1988, Его же Мукаддима// Хикоятхои халки дар «Маснави»-и Руми - Душанбе, 1963, Шиммел А Шукухи Шамс - Тегеран, 1375 х , Читтик УК В поисках скрытого смысла- М, 1995, Arberry A J Classical Persian Literature -London, 1958, Khahfah H A Jalal-ad-Din Rumi II A History of Muslim Philosophy-V 2Pakistan, 1966, Nicholson A Poet & Mystic - London, 1956 Chittick W С The Sufi Path ot Love The Spiritual Teachings of Rumi - Albany, 1983 и т д
показано, что, хотя учение мыслителя по форме является
эклектичным, однако по содержанию представляет собой попытку
систематизации идеалистической мистико-философской
(метафизической) антропологии
Несмотря на огромную работу, проделанную исследователями, множество аспектов теоретического учения и суфийской практики мавлавии - такие, как социально-исторические и идейно-теоретические ее истоки, мистико-философская антропология Руми в ее целостности, особенности эволюции теоретической и практической философии ордена после Руми и т д, - до сих пор остаются неисследованными Изучению основных вопросов этого ряда посвящено настоящее исследование
Цели и задачи исследования. Основной целью нашего исследования является системная реконструкция теоретической и практической философии мавлавии в ее исторической эволюции Для достижения данной цели, прежде всего, необходимо выполнение следующих задач
определение социально-исторических и идейно-теоретических истоков ордена,
- выявление основных идей мавлавийцев по вопросам
человекознания или мистико-философской (метафизической)
антропологии,
- анализ идей мавлавии о равенстве религий и ее теории
веротерпимости;
- раскрытие особенностей эволюции ордена и его исторических
судеб,
восстановление суфийской практики и основных обрядов и ритуалов мавлавии,
выявление роли мавлавии и мавлавийцев в истории культуры Востока и Запада,
- привлечение и введение в научный оборот неизученных
источников ордена
Основные источники исследования. Для достижения вышепоставленных целей анализ учения мавлавии проведен на основе следующих произведений ее представителей- полное наследие Бахауддина Валада, Бурхануддина Мухаккика, Шамса Табрези и Джалалледдина Руми, стихи Султанвалада и Улу Орифа Чалаби, «Поэтический трактат или маснави о мавлавийском сама'»
и некоторые стихи Девоны Мухаммада, сохранившиеся стихи Юсуфа Синачока, Фахри, Самти, Худой, Гунохи, Содика, Асрара Мухаммада, Шейха Талиба и Шейха Назифа, «Трактат о бритье», «Цветник единства» и некоторые стихи Шахиди, письма и высказывания некоторых глав ордена, биография и научные исследования А Гулпинарли и т д
В целях показа эволюции ордена не только по его основным философским проблемам, но и по учению отдельных его представителей, большинство положений данных источников в диссертации подвергнуто анализу. В ней также использованы средневековые антологии, произведения восточных и западных философов, исследования отечественных и зарубежных авторов по истории философии и суфизма
Теоретические и методологические основы диссертации. Теоретическими и методологическими принципами исследования явились логический, объективный, исторический и сравнительный методы анализа поставленных проблем и рассматриваемых тем, а также методология, разработанная в трудах восточных и западных исследователей по истории суфизма и философии в целом
Научная новизна и основные положения диссертации, выносимые на защиту. В работе впервые в историко-философской науке воссоздана система теоретической и практической философии суфийского ордена мавлавия в ее эволюции, а также восстановлена генеалогия ордена в полном объеме, предложена периодизация ее истории на основе возникновения и эволюции ее идей и практики, проанализированы и обобщены вопросы онтологии, гносеологии, этики и социального учения Руми как неотделимой части его мистико-философской (метафизической) антропологии, реконструирована суфийская практика мавлавии в ее окончательной версии, поставлены и освещены некоторые вопросы и проблемы, касающиеся современного состояния исламской религии и ее правовых школ, диалога Восток-Запад и тд На основе этого впервые обосновываются следующие идеи, которые характеризуют новизну диссертационной работы и выносятся на защиту
- Руми является лишь идейным основоположником мавлавии, действительным основателем ее как суфийского ордена, со всеми необходимыми атрибутами, был его сын Султанвалад,
в «Маснави» Руми нельзя искать цельную философскую систему, на его основе можно вести речь лишь о попытках мыслителя систематизировать собственную философию и философию своих предшественников Идеи Руми по вопросам бытия в этом произведении имеют, в основном, гносеологическую направленность и связаны с человеком. Поэтому учение мыслителя в целом является идеалистической мистико-философской (или метафизической) антропологией,
мавлавия является суфийским орденом, онтологическое учение которого по проблемам Бога, мира и человека в отличие от других суфийских школ, например, от накшбандизма, всецело опирается на пантеизме,
- в гносеологии представители мавлавии не отрицают
чувственную и рациональную формы познания бытия, однако
миропознание и самопознание в их учении в целом подчинены
иррациональному Богопознанию,
- этическое учение мавлавийцев является своеобразной теорией
морали, направленной, в основном, на воспитание совершенного
человека для познания Бога,
в социальной философии представители мавлавии проповедуют общественный характер человека и отрицают аскетический образ жизни Поэтому их идеи об индивидуализме имеют лишь духовную направленность,
интерпретируя высказывания Руми об Али, некоторые последователи ордена считают его шиитом В действительности, Руми признает Али как халифа, однако он не говорит о его превосходстве перед другими праведными халифами В мировоззрении некоторых последователей Руми также сильны влияния шиизма Причины этого заключаются в более интенсивном распространении шиизма в Малой Азии в Х1У -начале ХУ1 вв, в принадлежности некоторых идейных основателей этого ордена к шиизму и в интерпретации внутреннего смысла Корана как одного из основных принципов учения мавлавии Но идеология мавлавии, в целом, до конца своего существования осталась вполне суннитской,
- после Руми можно вести речь только о комментировании его
идей и частичной эволюции и трансформации идеологии мавлавии
Если Султанвалад и Улу Ориф Чалаби комментируют основные
положения учения Руми, то Девона Мухаммад, Шахиди, Юсуф Синачок, Шейх Галиб и другие мыслители развивают некоторые стороны идей своего учителя по проблемам онтологии, гносеологии и этики Но в процессе их деятельности полностью формируется суфийская практика мавлавии,
теория и практика поздней мавлавии формировалось под влиянием некоторых идей бекташии, каландарии, накшбандии и футуввата В свою очередь она в дальнейшем повлияла на такие суфийские ордены как ша'бания, карабашия, чиштия, кадирия и тд Однако в целом мавлавия имела свои особенности, среди которых выделяются полное признание единства бытия всеми его последователями, наличие оригинальных идей по проблеме противоположностей, принципам отрицания бытия и теории веротерпимости Практика ордена также являлась оригинальной и, хотя в принципе не соответствовала основным положениям ислама, совершалась как мусульманский религиозный ритуал,
мавлавия в связи с европеизацией культуры Турции и по причине общего процесса секуляризации, проходившего в восточной культуре под давлением западных стран-колонизаторов, как суфийский орден ушла с исторической арены Однако официальные запреты не смогли остановить отдельных представителей мавлавии и именно благодаря им до сих пор идеи и практика ордена живы в разных регионах мира,
противоречие веры и разума, наличие проблем, которые разум не способен решать в рамках рационализма, а также сложные социальные вопросы были основными причинами возникновения мистицизма С этой точки зрения идеология мавлавии и суфизма в целом представляют собой труднопостижимые направления, которые возникли в результате потребностей человеческого познания и реальности. Рационализм не является последней границей познавательной потенции человека, а под разумом и над разумом также возможны другие пути познания бытия Поэтому научный синтез наиболее глубинных аспектов рационализма и иррационализма сегодня все еще остается одним из наиболее перспективных путей в раскрытии познавательной способности человека
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют теоретико-методологическое и
научно-практическое значение, так как дают возможность всесторонне понять теоретическую и практическую направленность и мировоззренческую сущность философских и мистико-религиозных взглядов представителей ордена мавлавия, с одной стороны, и суфизма в целом - с другой Основные положения и выводы диссертации, а также собранный и проанализированный в ней материал могут быть использованы при дальнейшем исследовании мистико-религиозной философии, при изучении и написании истории философской мысли мусульманских народов Ближнего и Среднего Востока Они могут также быть полезны при чтении лекций и специальных курсов по истории суфизма и суфийской литературы
Апробация работы. Работа над темой диссертационной работы была начата в 1993 г в Отделе истории философии Института философии имени академика AM Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на заседаниях упомянутого Отдела и кафедры философии и политологии Таджикского государственного института языков, где работает автор Результаты исследования изложены автором в виде докладов на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного института языков (Душанбе, 1994-2006 гг), республиканских (Душанбе, 1989, Ленинабад, 1990, Душанбе, 2001) и международных конференциях (Фрунзе, 1989, Бишкек, 1999) Основные концепции и выводы автора по исследуемой тематике опубликованы в двух монографиях и 18 статьях Материалы диссертационной работы использованы автором при написании экспериментального учебного пособия «Человековедение» для студентов вузов Центральной Азии (1998-2003 гг.) и при преподавании философии, культурологии и человековедения в Таджикском государственном институте языков (1993-2006)
Диссертация обсуждена на заседании Отдела истории философии Института философии имени академика AM Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан (протокол № 9 от 9 июня 2006 г ) и рекомендована к защите
Структура работы. Структура и объем работы подчинены основным целям и задачам исследования Она состоит из введения,
четырех глав, двенадцати параграфов и четырех подпараграфов, заключения и списка литературы