Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Шестакова Татьяна Геннадьевна

Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун)
<
Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шестакова Татьяна Геннадьевна. Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) : ил РГБ ОД 61:85-9/537

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Традиционная конфуцианская концепция исторического развития 13

I. Философские воззрения Цзоу Яня 18

2. Концепция исторического развития Дун Чжуншу и его вклад в создание новой конфуцианской доктрины 23

3. Философские воззрения Шао Юна и его концепция исторического развития 43

Глава 2. Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во 2-ой половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань) 56

I. Китайское общество в конце XIX - начале XX веков . 56

2. Философско-исторические воззрения Цзэн Гофаня -идеолога китайского феодального консерватизма второй половины XIX века 73

3. Философско-исторические воззрения Чжан Чжидуна... 91

Заключение 116

Литература

Введение к работе

В речи на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко, говоря о задачах дальнейшего развития идеологической работы, отметил: "Научным работникам надо действовать с большей ориентацией на будущее, своевременно "улавливать" назревающие тенденции. Я имею в виду научное прогнозирование, которое позволило бы лучше видеть завтрашний день, принимать обоснованные решения".1

Проблемы, поднятые на июньском Пленуме, имеют прямое отношение и к деятельности специалистов, занимающихся проблемами Китая. Одним из путей решения поставленной задачи является анализ концепций исторического развития в конфуцианском направлении философской и общественно-политической мысли Китая на рубеже 2-ой половины XIX и начала XX веков, когда "мирный"период (1872-1904) общественного развития, по выражению В.И.Ленина, "отошел бесповорот-но в вечность". Вопросы взаимоотношения между государственной властью в централизованном китайском обществе и частнособственническими интересами далеко не исчерпаны. Поэтому возникает необходимость проанализировать идейно-теоретические истоки концепций исторического развития, традиционные для китайской общественно-политической мысли, сконцентрировать внимание на огромной роли конфуцианской традиции, в течение многих веков доминировавшей при определении путей и конкретных форм общественного развития.

Актуальность взятой диссертантом для исследования проблемы

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы партии.- Партийная жизнь, 1983, № 13, с.18. р

Ленин В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса.- Поли.собр.

соч., т.23, сЛ.

обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, опыт исторического развития Китая свидетельствует о тесной взаимосвязи между отвлеченными философскими воззрениями теоретиков конфуцианского толка и практикой государственных деятелей того времени. Во-вторых, не всегда удается установить и научно определить действительные теоретические посылки реальных политических программ. Поэтому обращение к этой малоразработанной теме представляется в какой-то мере ответом на комплекс вопросов, возникающих при соотнесении истории общественной мысли с реальной практикой государственного строительства в Китае не только того времени, но и в позднейшие периоды.

Реальная практика свидетельствует о том, что в настоящее время пекинское руководство проводит политику "открытых дверей" в отношении капиталистического Запада. Этот курс нынешнего руководства Китая вырос отнюдь не на пустом месте. Он имеет прецедент (с учетом, разумеется, особенностей исторических эпох) в китайской истории 2-ой половины XIX в. Этим прецедентом является политика "самоусиления" ("цзыцян"). Поборниками проведения политики "самоусиления" путем технической модернизации Китая, опираясь на техническую мощь капиталистического Запада, были наиболее дальновидные представители китайской феодальной элиты (Цзэн Гофань, Цзо Цзунтан, Ли Хунчжан, Чжан Чжидун), стремившиеся восстановить пошатнувшуюся под ударами капиталистических держав Запада былую мощь Китая и сохранить, а по возможности даже усилить его влияние по крайней мере на страны дальневосточного региона.

Цзэн Гофань и Чжан Чжидун были не только крупными политическими деятелями во второй половине XIX века, но и видными мыслителями из правящего лагеря. Они придерживались националистической концепции китайской исключительности и отстаивали идею о том,что

только китайская наука может служить целям внутренней мощи страны, а западная наука и особенно техника - исключительно для внешнего, практического применения. Соединение этих двух частей обновленного Китая мыслилось исключительно на основе философской концепции "ти-юн" - "сущность и ее функция".

Политика "самоусиления", взгляды, идеи ее сторонников еще недостаточно исследованы. В многочисленных работах содержатся лишь разрозненные материалы об отдельных событиях и личностях рассматриваемого периода. Так, в вышедшей в I960 году монографии Моу Аньши "Движение за усвоение заморских дел" , основное внимание уделяется автором изложению фактических данных о создании тех или иных промышленных предприятий и компаний.

В 1961 году в КНР был издан восьмитомный сборник документов

и материалов, относящихся к указанному периоду, под названием

2 "Движение за усвоение заморских дел". В сборнике широко представлены документы и материалы, касающиеся мероприятий в области образования, по созданию флота, подготовке войск, по созданию машиностроительных предприятий, образованию пароходных компаний, сооружению железных дорог и так далее. В то же время политическая жизнь страны, идеи последователей "новой" политики по существу не нашли отражения ни на страницах этой монографии, ни на страницах сборника.

Среди работ современных западных авторов следует назвать ис-

Моу Аньши. Янъу юньдун.- Шанхай, I960. 2 Янъу юньдун. Т.І-УШ.- Шанхай, 1961.

- б -

Т 2 3 4

следования Д.Фейербэнка1, Д.Левенсона , К.Чана , К.Биггерстафа ,

М.Райт , С.Спектора", Д.Бая , У.Сутхилла , касающиеся отдельных аспектов политической истории цинской империи 60-90-х годов ХІХв. и частично рассматривающие взгляды, идеи сторонников политики "самоусиления". Д.Фейербэнк утверждает, что политика "самоусиления" проводилась в направлении создания общности интересов китайского правительства и иностранных завоевателей. К.Чан считает, что целью этой новой политики было "свести Восток и Запад под крышу одного здания". К.Чан рассматривает взгляды сторонника по-

Pairbank J.K. Chinese thought and institutions.- University of

Chicago press, 1957. Pairbank J.K. and Teng Ssu-yu. Ching administration. Three studies.- Cambridge,I960. Pairbank J.K. Ching

documents. Vol.1-2, 1970.

Levenson J.R. Confucian China and its modern fate. The problem

of intellectual continuity.- Berkeley and Los Angeles, 1958.

J Chang C. Development of Heoconfucian thought.- Hew York, 1962.

Biggerstaff K. The earliest modern government schools in China.

- Ithaca - ITew York, 1961.

J Wright M.C. The last stand of Chinese Conservatism. The T'ung chin Restoration, 1862-1874.- Stanford, 1957.

Spector S. Li Hung Chang and the Huai army. A study in 19-th

century Chinese regionalism.- University of Washington press,1964.

Bays D.H. China enters the twentieth century: Chang Chin-tung

and the issues of a new age,1895-1909.- University of Michigan press, 1978.

Soothill W.E. China and the west: A sketch of their intercourse.

- Curson press, 1974.

J Chang C. Development of Heoconfucian thought.-New York,1962,

p.408.

- 7 -литики "самоусиления" Цзэн Гофаня и представляет его "исключительно либеральным, прогрессивным и дальновидным" , что не соответствовало действительности. С.Спектор дает подробную характеристику военных способностей Цзэн Гофаня, Ли Хунчжана, а также характеристику деятельности хуайской группировки. М.Райт рассматривает вопросы, связанные с реконструкцией китайской экономики, модернизацией армии, а также вопросы, связанные с подавлением восстаний в Китае. Однако ни в одной из названных работ нет удовлетворительного анализа взглядов, воззрений государственных деятелей, осуществлявших политику "самоусиления".

В буржуазной литературе (китайской и западной) наблюдается выраженная тенденция идеализации китайских политических и военных деятелей, сторонников политики "самоусиления". Американский историк конца 20-х годов У.Хейль , например, считает Цзэн Гофаня фигурой, равнозначной Джорджу Вашингтону. К.Чан сравнивает Цзэн

Гофаня с вершиной Эверест, стоящей выше других вершин Гималай-

3 ских гор.

Таким образом, политика "самоусиления" сводится западными учеными к заимствованию западной технологии, причем ими не говорится о ее классовых, социальных целях и задачах. Они считают, что "самоусиление" было направлено на решение лишь внешнеполитических задач, а не являлось также курсом и внутренней политики.

В настоящее время в КНР развернута полемика по вопросу о ро-

Chang С. Development of Neoconfucian thought.- New York, 1962,

p.408.

Haxl W.J. Tseng Kuo-fan and the Taiping rebellion with a short

sketch of his later career.- Hew Haven, Yale University press,

1927.

* CM.:Chang C. Ibidem, p.408.

- 8 -ли политики "самоусиления". В I960 г. в "Лиши яньцзю" была опубликована статья Ли Шиюя "От движения за заимствование заморских дел и движения за реформы 1898 г. к буржуазной революции". Автор считает, что "движение за заимствование заморских дел было в основном реакционным". Однако Ли Шиюй признает и прогрессивную сторону движения, что нашло отражение в строительстве фабрик, заводов, судоверфей, телеграфа, переводах на китайский язык западных книг, посылке китайских учащихся за границу и т.д.

В том же году в "Лиши яньцзю" вышла статья Сюй Тайлая "Мой взгляд на движение за заимствование заморских дел". Автор считает, что "движение за заимствование заморских дел" было прогрессивным.

В последующие годы полемика по вопросу о политике "самоусиления" перешла на страницы органа ЦК КПК газеты "Жэньминь жибао".

В 1981 году была опубликована статья Ли Шиюя и Ху Биня "О движе-

нии за заимствование заморских дел". В статье дается положитель
ная оценка политики "самоусиления". Ли Шиюй и Ху Бинь говорят о
том, что лидеры, которые осуществляли политику "самоусиления",
учились у Запада с целью превращения Китая в богатое и могущест
венное государство. Авторы статьи считают, что Цзэн Гофань, Чжан
Чжидун и другие творцы политики "самоусиления" заслуживают положи
тельной оценки. По их мнению, движение за заимствование заморских
дел выражало "неодолимую тенденцию китайского общества к прогрес
су".4

Лиши яньцзю, 1980, № I, с.33.

Лиши яньцзю, 1980, № 4, с.36

Жэньминь жибао, 1981, 12 марта.

Там же.

_ 9 -

В нынешнем политическом курсе Пекина есть элементы в какой-то мере напоминающие политику "самоусиления". Руководство Китая ставит своей целью превратить Китай в могущественную державу с помощью иностранного капитала. Здесь вновь популяризируется националистический лозунг "опоры на собственные силы", вновь выдвинут призыв: "Ставить историю на службу современности", "ставить иностранное на службу Китаю". Зот почему курс пекинского руководства на сближение с капиталистическими странами Запада использует прецедент в китайской истории - политику "самоусиления".

В советской исторической и философской литературе вопросы политической истории Китая периода "самоусиления", а также вопросы, касающиеся философских воззрений государственных деятелей, проводивших эту политику, изучены еще далеко недостаточно. Нет специальных исследований по этой теме, на что указывает один из ведущих советских китаеведов С.Л.Тихвинский, который является пионером в деле научной разработки проблем, связанных с политикой "самоусиления".

С.Л.Тихвинский в политике "самоусиления" прослеживает и дает характеристику трем крупным периодам: I) 1360-1870 гг., когда ос-

Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ювэй.- М., 1959; его же: Два различных подхода к вопросу о целях реформы в Китае в конце XIX в. - Проблемы востоковедения, I960, №3; его же: Маньчжурское господство в Китае в конце XIX века и партия реформ. - Тр. ХХУ Межд.конгресса востоковедов, т.У, М.,1963; его же: Политика самоусиления правящих кругов Китая (1860-1895).- Вопросы истории, 1969, }$А; его же: Политика самоусиления - средство подавления народного недовольства в Цинском Китае.- В кн.:Страны и народы Востока, вып.XI, М.,1971; его же: История Китая и современность.- М.,1976.

- 10 -новное внимание правящих кругов империи было направлено на быстрейшее подавление крестьянских войн тайпинов и няньцзюней и восстаний неханьских народов империи; 2) 1870-1885 гг., когда развернулась борьба за влияние на цинское правительство между хуай-ской и сянской китайскими феодально-помещичьими кликами, начавшими заниматься предпринимательской деятельностью; 3) 1885-1894 гг., когда после поражения в войне с Францией усилилась группировка Ли Хунчжана. Поражение китайских войск и флота в войне с молодой, империалистической Японией привело к полному провалу политики "самоусиления". С.Л.Тихвинский считает, что политика "самоусиле-ния",проводившаяся на протяжении 35 лет, была неспособной укрепить суверенитет страны и упрочить феодальный общественный строй цинской империи. Основная причина поражения политики "самоусиления", по его мнению, заключалась в том, что она преследовала реакционную цель искусственной консервации в неизменном виде об-

I щественных отношении в стране.

Настоящая работа ставит целью исследование исторической концепции идеологов конфуцианства и двух видных государственных деятелей 2-ой половины XIX века Цзэн Гофаня и Чжан Чжидуна. Для реализации поставленной цели ставятся и последовательно решаются следующие задачи:

рассмотреть традиционные конфуцианские теории исторического развития, а именно теорию "золотого века" в Китае и теорию циклического развития;

показать воззрения первого представителя идеи циклического развития Цзоу Яня (конец ІУ - начало Ш в. до н.э.) с его системой "начала и завершения пяти проявлений";

См.: Тихвинский С.Л. История Китая и современность.- М.,1976, с.149,174.

- II -

- раскрыть взгляды мыслителя Дун Чжуншу (179-104 гг. до н.э.),
внесшего важнейший вклад в создание новой конфуцианской доктрины

и создавшего теорию круговорота взаимопреодолевающихся и чередующихся трех состояний жизни Поднебесной;

дать характеристику космологической теории циклического развития Шао Юна (I0II-I077 гг.);

провести анализ характера китайского общества в конце XIX -начале XX веков;

выяснить взгляды последних столпов конфуцианства - Цзэн Гофаня (I8II-I872 гг.) и Чжан Чжидуна (1837-1909 гг.), ставивших перед собой задачу не только сохранения, но и "самоусиления" страны перед лицом чужеземной культурной, экономической и военной экспансии;

проанализировать концепцию "ти-юн" - идейную основу исторических взглядов Цзэн Гофаня и Чжан Чжидуна;

выявить тенденцию к преемственности некоторых сторон концепций "самоусиления" в политике нынешнего китайского руководства.

Изучение концепции исторического развития в конфуцианстве Китая во 2-ой половине XIX - начале XX веков представляет собой новые постановку и подход к разрешению проблемы, поскольку в научной литературе данный вопрос специально не исследовался. Автором обобщены и проанализированы традиционные конфуцианские концепции исторического развития. В работе отражена огромная роль конфуцианской традиции, доминирующей при определении путей и конкретных форм общественного развития. Проведен критический анализ философских воззрений Цзэн Гофаня, Чжан Чжидуна - сторонников политики "самоусиления". Дана характеристика концепции "ти-юн" Цзэн Гофаня и Чжан Чжидуна, целью которой была защита государства на

- 12 -основе конфуцианства, защита расы всеми средствами, в том числе средствами новой промышленной техники и сильного вооружения. В работе прослеживается связь "самоусиления" с политикой нынешнего китайского руководства.

Диссертационная работа содержит ряд положений и выводов, которые могут быть использованы специалистами, занимающимися проблемами современного Китая. Исследование может послужить ответом на комплекс вопросов, возникающих при соотнесении истории общественной мысли с реальной практикой государственного строительства в Китае. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций по курсу истории философии в высших учебных заведениях, в сети партийного просвещения, университетах марксизма-ленинизма, в пропагандистской практике общества "Знание".

По теме диссертации опубликованы три статьи. Диссертация обсуждалась на заседании сектора философии и социологии стран Востока Института философии Академии наук СССР (декабрь 1979 г.), а также на заседании кафедры истории философии Ленинградского государственного университета имени А.А.Жданова (июнь 1934 г.).

— ІЗ —

Философские воззрения Цзоу Яня

В эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) существовало несколько теорий объяснения исторического развития в природе, обществе и государстве. По мнению некоторых древнекитайских авторов, общество все более удаляется от "золотого века" прошлого Китая. "Золотой век" изображается как время деятельности упоминавшихся выше легендарных правителей Яо, Шуня, Юя, которые якобы жили в третьем тысячелетии до нашей эры. Именно подвиги, деятельность этих мифологических личностей имеет в виду призыв "возвратиться к древности".

Видную роль в аналогии таких идей связывают также с именем родоначальника натурфилософии древнего Китая Цзоу Яня, который жил приблизительно в конце ІУ в. - начале Ш в. до н.э. Цзоу Яня занимали проблемы натурфилософии. Он проявлял также глубокий интерес к изучению географии и истории.

Известные ученые - историки древности Сыма Цянь и Бань Гу указывают, что Цзоу Янь являлся автором ряда сочинений, в которых обстоятельно изложены основоположения его учения (Сыма Цянь, 1959; Бань Гу, 1962).

Произведения Цзоу Яня были утеряны еще в древности. До нашего времени дошли фрагменты его высказываний, представленные в текстах книг "Люйши Чуньцю", в "Исторических записках" Сымя Цяня и в "Истории династии Хань" Бань Гу. Кроме того, мнения касающиеся суждений Цзоу Яня, а также его последователей, отражены в трактате "Хунфань" ("Великий план") "Книги истории" ("Шуцзин") и главах "Юэлин" и "Лиюнь" книги "Лицзи".

Все названные источники позволяют говорить об основных положениях мировоззрения древнего мыслителя и его последователей. Сыма Цянь отзывался о рассуждениях Цзоу Яня как об обширных и необыкновенных (Сыма Цянь, 1959).

Цзоу Янь изучал сведения о горных хребтах и вершинах, реках и потоках, о птицах и животных, обитающих в воде и на суше, о других странах. Благодаря обобщениям этих фактов, он заключил, что Китай отнюдь не представляет собой всю Поднебесную и даже построил версию о существовании девяти больших материков, омываемых "большими водами" океана. На основании размышления о картине горизонта на суше и на воде он сделал вывод, что земля имеет форму круга. Подобные выводы Цзоу Янь делал, благодаря любопытным познавательным посылкам. Так, в изучении вещей окружающего мира он придерживался принципа отправления от наблюдения малого, единичных фактов, чтобы затем на основании добытых результатов делать выводы о более значительном и общем.

Применительно к его натурфилософским наблюдениям такой познавательный подход основывался на господствовавшем в китайской древности представлении о непререкаемой истинности существования взаимосталкивающихся и взаимопорождающихся пяти первоэлементов в качестве вещественного склада вселенной. У Цзоу Яня учение о первоосновах бытия посредством сочетания понятий сил ян, инь и пятью первоначалаим, стихиями - усин было сведено в единую систему и приобрело характер своеобразной космогонической системы. Согласно Цзоу Яню, первоначально мир существует как единое (ци). Затем благодаря "сгущению" ци происходит процесс, при котором светлые и легкие ци (янци) поднимаются вверх и образуют небо, а мутные и тяжелые ци (инь-ци) опускаются и образуют землю.

Взаимодействие сил ян и инь лежит в основе взаимопорождения и взаимопреодоления пяти первоначал, составляющих материальную субстанцию земли. В представлении Цзоу Яня, взаимостолкновение и взаимопреодоление, возрастание и убывание сил ян и инь и связанное с этим движение (смена одного цикла взаимопорождения и взаимопреодоления другим и т.д.) первоначал являлись причиной возникновения вещей, закономерностью, определяющей "изменения и перемены" в мире. Расцвет и гибель ян-инь и пяти первоначал проходили в смене времен года. Такой познавательный подход Цзоу Яня к изучению окружающего мира носил материалистический характер.

Сыма Цянь характеризует рассуждения мыслителя таким образом, что тот пришел к умозаключению о возникновении многообразия вещей благодаря изучению вещей и их изменений, вызванных комбинациями и движением первоэлементов. Абстрагируясь от любого данного состояния первоэлементов, выраженных в явлениях, событиях, можно-де в конечном счете безошибочно достигать знаний о прошлом, вплоть до того, что сознание может определить даже первоначальное состояние вселенной, когда еще не возникли видимые наверху небо, а внизу - земля.

Концепция исторического развития Дун Чжуншу и его вклад в создание новой конфуцианской доктрины

После падения Циньской империи объединенное централизованное государство нуждалось в единой господствующей идеологии, а в Китае по-прежнему бытовали разные культы и философские учения. В этот период произошло сближение конфуцианства с легизмом. Конфуцианство приняло тезисы легизма, призванные оправдать авторитарную власть и создать жизнеспособную государственную структуру. Дун Чжуншу был свидетелем длительных кровопролитных общественных потрясений не только в Гуанчуань (провинция Хэбэй), откуда был родом или в огромном районе Янду, правителем которого одно время являлся, но и в других местностях и уездах. О нем говорили, что он сочувствовал обездоленным. Он признавал, что "у богатеев поля тянутся в одну линию, а у бедняков земли столько, что и шило воткнуть негде".

Передаются даже такие драматические описания, сделанные Дун Чжуншу: "Бедные люди одеваются так, как прикрывают лошадей и скот, а едят пищу, которой кормят собак и свиней".

Однако отнюдь не само сострадание к "маленьким людям" составило лейтмотив его учения. Главная цель Дун Чжуншу состояла в утверждении в сознании множества враждующих местных правителей и их окружения, значительная часть которых создавала угрожающее политическое центробежное движение, идею о недопустимости нарушения воли неба, теорию об умелых приемах использования "рук и ног народа", как единственный залог укрепления власти "сына неба". Классические канонические книги и их вершина "Чуньцю" представляют якобы единственное средство избавления от неправильных представлений о вселенной и губительных социально-политических и этических мыслей. Дун Чжуншу говорит: "Благородный муж, даже если он занимает высокий пост (сына неба), должен знать, что невозможно посредством зла подчинять людей. Поэтому и созданы шесть мастерских творений, чтобы содействовать его воспитанию. Шицзин создан для того, чтобы упорядочить его (сына неба) волю и намерения; Лицзи и Юэцзин созданы для того, чтобы сделать чистыми его воспитанность и манеры, а Ицзин и Чуньцю созданы для того, чтобы сделать ясным его знание. Все эти шесть наук велики и каждая имеет свои превосходные стороны. Шицзин упорядочивает принципы воли и намерений, поэтому главным здесь являются "вещественные предметы"; Лицзи имеет своим предметом систему установлений, обряды и этикет, поэтому здесь играют главную роль наука, искусство, культура; Юэцзин воспевает моральные качества, поэтому главным здесь являются обычаи и нравы; Шуцзин освещает подвиги в делах, поэтому главную роль здесь играют дела; Ицзин имеет основой небо и землю, поэтому главным здесь является число; Чуньцю устанавливает правильное и неправильное, поэтому управление людьми здесь является главенствующим".

Особо выделяя "Чуньцю", Дун Чжуншу говорит: "Благодаря установлениям "Чуньцю" люди следуют правителю, правитель следует небу. Как было сказано, в сознании народа и подданных вассалов должно укорениться, что и одного дня нельзя прожить без правителя, подчинение народа лежит в развертывании способности правителя, подчинение правителя лежит в развертывании силы неба".

Дун Чжуншу построил свои рассуждения по традиционной схеме: сперва излагаются этико-политические и политико-юридические идеи (вплоть до самых подробных схем административного устройства сверху донизу и связанной с ним титулованной иерархии), а затем излагаются метафизические, религиозные и мистические воззрения.

Только начиная с беглого упоминания в 3-ем цзюане и затем в тексте h цзюаня, по существу впервые в "Чуньцю фаньлу" встреча/ ется важная категория рассуждений Дун Чжуншу "юань" - "изначальное" ( 7D ) Речь идет о понятии, которое многие историки китайской философии затрудняются истолковать, или, напротив, многословно объясняют как мистическое начало, стоящее над всем сущим и занимающее особое место в суждениях Дун Чжуншу. В нашей востоковедной историко-философской литературе вносится ясность в этот вопрос. По-видимому идентичность понятия "единого изначального", или просто "изначального", как часто говорится в тексте, не требует специальных оговорок. В главе "Принципы управления Поднебесной", утверждается, что их божественная сущность и политическое значение состоит в "продвижении справедливости и устранении зла" на основе того, что именно "Чуньцю" освещает, что означает для "тянь вана", монарха, законно получившего власть от неба, потерять основы различения, что такое благородное и что такое низкое".

Китайское общество в конце XIX - начале XX веков

Период от начала 60-х годов XIX в. до японо-китайской войны 1894-1895 гг. занимает важное место в политической истории Китая. Эти годы представляют собой особый период в мировой истории, период перехода от домонополистического капитализма к монополистическому, период становления империализма. Эти огромной важности явления не могли не сказаться на положении Китая. Уже в 70-х годах натиск капиталистических держав на Китай усиливается (захват Японией островов Люцю /Рюкю/, нападение на Тайвань). В 80-х годах Китай лишается "защитного пояса" дружественных государств (франко-китайская война, утрата контроля над Вьетнамом и Бирмой и т.д.). В следующее десятилетие развернулась прямая борьба держав за раздел Китая, начало которой было положено войной Японии против Китая.

Систематически осложнявшееся международное положение, создававшее угрозу самому существованию государства, и глубочайшее потрясение основ Цинской феодальной монархии в результате революционной крестьянской войны третьей четверти XIX столетия были исходными явлениями, на фоне которых происходили процессы, характерные для 70-90-х годов (Ефимов Г.В., I960).

Переломным моментом в истории Китая явилось иностранное вторжение. "Открытие" Китая и вторжение иностранного капитала означали коренные изменения в условиях экономического развития Китая. "Перед британским оружием авторитет маньчжурской династии в прах; суеверному представлению о вечности Небесной империи был нанесен смертельный удар; варварская герметическая изоляция от цивилизованного мира была нарушена и было положено начало тем связям, которые с тех пор так быстро развивались..."1 Прорвавшийся в страну иностранный капитал истощил национальную экономику, подорвал простейшие формы производства, разрушил незыблемое ранее единство земледелия и домашней промышленности. "Китайская промышленность, покоящаяся на ручном труде, не выдержала конкуренции с машиной. Непоколебимая Срединная империя пережила социальный кризис. Налоги перестали поступать, государство оказалось на о грани банкротства". Традиционный китайский деспотизм по-своему попытался приспособиться к новым условиям, проводя так называемую политику "самоусиления". Один из важнейших аспектов этой политики - строительство цинским правительством военных заводов, арсеналов, мастерских, верфей, для перевооружения императорской армии и флота - главной опоры деспотического режима в обстановке нарастания антиманьчжурской борьбы и иностранной агрессии - по современному западному образцу.

Доктрина о необходимости для цинского Китая заимствовать и усвоить военно-технические достижения заморских стран - "ян у" -стала своеобразной теоретической платформой политики "самоусиления" правящих кругов цинской империи. На основе этой доктрины проводились некоторые половинчатые реформы в области административного управления, организации и вооружения армии и флота, про свещения, финаневв, транспорта и связи, т

После подписания Пекинских конвенций I860 г. среди видных представителей группы цинских сановников при дворе, придерживавшихся доктрины усвоения "заморских дел", были великий князь Гун, его тесть - член императорского секретариата маньчжур Гуй Лян, член военного совета маньчжур Вэнь Сян. Из видных китайских сановников в провинциях эти взгляды разделяли императорский наместник Цзэн Гофань, фактический главнокомандующий операциями против тай-пинов в бассейне Янцзы, лидер хунаньской Ссяньской) феодально-помещичьей клики; Ли Хунчжан, руководитель аньхойской (хуайской) группировки, Цзо Цзунтан, видный представитель хунаньской клики; Чжан Чжидун, наместник Хугуана и другие.

Доктрина о необходимости усвоения правящими кругами цинской империи "заморских дел" встречала сильное сопротивление ультраконсервативных кругов, ярых противников любых заимствований из-за границы, видевших даже в технических новшествах Запада "измену" заветам предков, угрозу маньчжурскому господству в Китае.

Один из теоретиков доктрины заимствования и усвоения "заморских дел" и методов - видный китайский ученый и политический деятель Вэй Юань (1794-1865 гг.). Наибольшую известность получила его энциклопедическая работа "Хайго тучжи", выдержавшая при его жизни три издания. В "Хайго тучжи" содержатся сведения об иностранных государствах, заимствованные из различных иностранных и китайских источников, касавшиеся географии, экономики, политики и культуры. Книга была написана Вэй Юанем под впечатлением от поражения цинской империи в первой "опиумной войне" с капиталистической Англией. Вэй Юань в предисловии к книге указывал на необходимость "бить варваров, используя самих варваров" , "использовать варваров для проникновения в их же стан" и "изучать технические достижения варваров, чтобы использовать их против самих варваров" (Тихвинский С.Л., 1976).

Одним из видных защитников доктрины о необходимости заимствования технических и военных новшеств Запада.выступал также крупный шеныпи из Сучжоу Фэн Гуйфэнь (1809-1874 гг.), активный участник борьбы с тайпинами, советник и доверенное лицо Ли Хунчжана. Фэн Гуйфэнь считал необходимым укрепить идеологическое воздействие класса феодалов на народ, активизировать пропаганду конфуцианских порядков, а из западных наук перенимать лишь те прикладные дисциплины, которые, по его мнению, увеличивают силу и могущество стран Запада.

Философско-исторические воззрения Цзэн Гофаня -идеолога китайского феодального консерватизма второй половины XIX века

В 1843 году стал помощником толкователя (помощником ученого, помогающего император ру в объяснении книг) придворной академии, а также главным экзаменатором провинции Чжэцзян. В 1844 году он назначается помощником чтеца (помощником ученого, помогающего императору в чтении). В 1845 году Цзэн Гофань занимает должность ученого, помогающего императору в объяснении книг. В 1847 году он назначается помощником статс-секретаря императорского государственного кабинета. В 1849 году Цзэн Гофань служит в министерстве церемоний в качестве советника министра. Впоследствии он занимает должность советника министра в военном министерстве, в министерстве уголовных дел, в министерстве публичных работ и ряде других. В 1852 году Цзэн Гофань стал главным экзаменатором в провинции Гуанси. Затем возвращается домой на период соблюдения траура по умершей матери. В этом же году Цзэн Гофань занят набором и обучением хунаньской армии.

С 1552 по 1864 годы Цзэн Гофанем проводятся военные кампании против тайпинов. В 1857 году он возвращается домой на период соблюдения траура по отцу. В I860 году Цзэн Гофань назначается наместником Лянцзяна (провинции Цзянсу, Аньхуй и Цзянси) и специальным уполномоченным по подавлению тайпинов в Чаннане. В 1861 году он зачисляется в приказ наследника престола на должность младшего смотрителя. Под его руководством проводятся военные кампании в Цзянсу, Аньхуэе, в Цзянси и Чжэцзяне. В 1865 году переводится в Шаньдун, руководит военными действиями в Шаньдуне, Чжили и Хэна-ни с целью подавления восстаний няньцзюней. В 1868 году Цзэн Гофань занимает пост генерал-губернатора провинции Чжили. В 1870 го ду он вновь на посту наместника Лянцзяна, позднее в 1871 году назначается генеральным инспектором по международной торговле. После смерти (1872 г.) ему был присвоен титул Вэньчжэна ( Г TF ). Собрание его сочинений "Цзэн Вэньчжэн гун вэныдзи ( э X. & А І 7 - ) впервые было издано Ли Ханчжаном, братом Ли Хунчжа-на в 1876 году (Цзэн Вэньчжэн, 1936; Forke А.,1938; Chang Chung-li, Spector S.,1955).

Цзэн Гофань принадлежит к числу ученых, которые объединяют учения ханьской школы и учения сунской школы и стремятся освободить их от недостатков. Он стоял на позициях эклектизма на основе неоконфуцианства. Цзэн Гофань писал одобрительно и о сунском учении, и об его более позднем противнике ханьском учении, которое отбрасывало традицию пяти сунских философов, как склонную к фантастике. Ученые, придерживавшиеся ханьского учения, напротив, подвергались нападкам как "отступники" и обвинялись в том, что раскалывали классическую традицию и причиняли истинному пути ущерб, как никогда до них. Цзэн Гофань писал: "Мне кажется, что утверждения пяти философов в общем и целом согласуются с тем, что изучалось (на территории) между реками Чжу и Сы и что здесь нет основания для критики. Если при объяснении классических книг имели место маленькие неправильности, то их надо исправить с помощью интерпретаций нового времени, но как можно быть столь бездушным и от вергать все объяснения философов?"-1 Близкую примирительную позицию он занимает также в споре между сторонниками Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, Лу Дэмина и Ван Янмином.

Он говорит: "Если оставить дух блуждать в пустоте и покое, подобно Лао-цзы и Чжуан-цзы, если управлять собой подобно Мо Ди с его тщательностью и чувством меры, если управлять народом как Гуань-цзы и Шанян строгими нормами и при этом не проявлять высокомерия, и если устранить все подобные односторонности и недостатки,. то все философы могут служить наставниками и нет надобности их отвергать". Цзэн Гофань был сторонником философии "ли-сюэ" (-22 -V ) _ учение о сущности. По мнению Цзэн Гофаня, китайские философы разделились на группы, из которых каждая отстаивает одну какую-либо часть или сторону конфуцианского учения. В противовес этому как раз "ли сюэ", учение о сущности, не может не объединять их всех по той причине, что учение о сущности обязательно требует размышления о целом.

Цзэн Гофань рассуждает об этом целом таким образом, что противопоставляет его западным идеям (независимо от того, выражены ли они самими европейцами или передаются китайскими крестьянами -тайпинами). Он называет учение о сущности, учением мудрецов -"минцзяо" - которое является специфической китайской культурой в самом широком ее смысле.

Цзэн Гофань находился под влиянием сунекого философа Чжан Цзая (1020-1070). Он усвоил целый ряд идей Чжан Цзая, идущих по линии материализма. Он разделял мнени Чжан Цзая о том, что субстратом вселенной является не идеальное начало ли, а материальное ци. Из рассуждений Чжан Цзая видно, что понятие "великой пустоты" (тайсюй), с которым имеют дело многие китайские мыслители, трактуется им материалистически. В отличие от философского даосизма Чжан Цзай рассматривает "тайсюй" как вместилище ци. Ци едино и многообразно. Оно проявляется "разными путями" благодаря непрерывному взаимодействию и взаимопреодолению противоположных сил ян и инь. Таким образом, сама вселенная есть ци, которое проявляется в многообразии (Буров В.Г.,1976).

Похожие диссертации на Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун)