Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) Осипов Игорь Дмитриевич

Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века)
<
Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Осипов Игорь Дмитриевич. Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века) : ил РГБ ОД 71:0-9/90

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Парадигмы раннего русского либерализма.

1 .Социальное христианство М.М.Сперанского 21

2 Моральная философия М.М.Сперанского 40

3.Учение об истинной монархии: М.М.Сперанский и А.П.Куницын 55

4. Философия истории западничества. Т.Н.Грановский 80

Глава 2. Философия классического русского либерализма.

1 Метафизика свободы Б.Н.Чичерина 105

2.Философия права Б.Н.Чичерина 138

3. Антропология истории К.Д.Кавелина 159

4. Консервативный либерализм П.Б.Струве 181

Глава 3. Концепции социального либерализма.

1. Свободный универсализм П. И.Новгородцева 190

2. Правовая солидарность М.М.Ковалевского 215

З.Историология культуры Н.И.Кареева 224

4 .Соборный либерализм: Е.Н.Трубецкой и С.Л.Франк 235

Заключение 260.

Список использованной литературы 266

Введение к работе

В развитии русской социальной философии XIX века четко выделяются три основных направления: радикализм, либерализм и консерватизм. Из них наименее изучен либерализм ввиду его специфической структуры и теоретической формы. В 1995 - 1997 гг. прошли конференции и симпозиумы в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде и Тамбове, где обсуждались вопросы дальнейшего исследования отечественного и европейского либерализма, рассматривались концепции Н.И.Кареева, М.М.Ковалевского, П.Б.Струве и Б.Н.Чичерина. Следует выделить конференцию, организованную Институтом философии РАН «Либерализм в России» в 1995 году, по итогам работы которой опубликованы материала, где определены актуальные проблемы изучения истории и философии русского либерализма.]

Историография русского либерализма обширна, и первые отклики о либералах встречаются уже в начале XIX века. О русских «либералистах» писали Н.М.Карамзин, П.А.Вяземский, Ф.П.Лубяновский и М.М.Сперанский, понимая под ними выразителей идей личной свободы и права. Однако содержательное исследование русского либерализма началось только со второй половины XIX века, и историография русского либерализма этого периода представлена статьями и работами К.К.Арсеньева, В.В.Водовозова, А.И.Герцена, В.А.Гольцева А.Д.Градовского, Н.Я.Данилевского, Н.И.Иорданского, П.Н.Линицкого, М.М.Стасюлевича, Л.З. Слонимского, А.Н.Пыпина, Д.Н.Цертелева, К.Д.Кавелина,

Б.Н.Чичерина. В это же время выходят либеральные журналы «Московский наблюдатель», «Русский вестник», «Атеней», «Отечественные записки», «Юридический вестник», «Вестник Европы», «Русская мысль». Полемика русских либералов с народниками, консерваторами и марксистами сыграла важную роль в развитии общественной мысли России. В дореволюционной историографии 1 Либерализм в России. Отв. рея. В.Ф.Пустарнаков, И.Ф.Худушииа. М., 1996. отмечены такие важные признаки отечественного либерализма, как реформизм, конституционализм и легализм, выявлены классовые и социально - политические детерминанты либеральной идеологии.

Советская историография 30-50-х годов в русском либерализме и « во взглядах К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина не усматривала ничего другого, кроме теоретического обоснования контрреволюционных позиций русской буржуазии, ее пресмыкательства перед царизмом. В лучшем случае либерализм XIX века квалифицировался как замаскированная форма реакционных сил. Философская концепция либерализма объявлялась наиболее опасной для революционно-демократического лагеря».2

С 60-х годов начался новый этап изучения русского либерализма. Появились интересные публикации Н.А.Балашевой, Н.И.Бочкарева, А.А.Галактионова, В.Д.Зорькина, В.А.Китаева, Я.Я.Кожурина,

В.А.Кувакина, Ш.Л.Левина, В.А.Малинина, П.Ф.Никандрова, А.И.Новикова, Н.А.Пирумовой, В.Н.Розенталя, В.А.Твардовской, В.П.Федотова, А.Н.Цамутали, И.П. Чуевой, В.П.Шкоринова, К.Ф.Щацилло. «В 60-е годы под лозунгом возврата к ленинским оценкам русского либерализма было сделано немало не только отдельными учеными, но и целыми научными коллективами...О либерализме стало возможно писать серьезно», - отмечает В.Ф.Пустарнаков. Акцентирование внимания на отдельных концепциях русских либеральных мыслителей в контексте исторических и культурных реалий эпохи, содержательный анализ широкого круга идей либералов создавали научную базу для дальнейшего объективного и предметного анализа отечественного либерализма во всем многообразии его теоретических форм, расширяли проблемное поле для творческого поиска ученых.

В настоящее время ученые всесторонне изучают историю русского либерализма и открывают имена новых представителей «семейства» либералов. В исследованиях А.С.Ахиезера, М.А. Абрамова, А.А.Ермичева, 2 История философии в СССР. Под. ред. ВБ.Евграфова. В 5 -та. т. T.3. М, 1968. С. 237. 3 Либерализм в России. М., 1996. С 17.

А.Ф.Замалеева, В.К.Кантора, В.В.Козловского, В.С.Никоненко, А.И.Новикова, Л.С.Новиковой, И.К.Пантина, В.И.Приленского,

В.Ф.Пустарнакова, И.Н.Сиземской, А.В.Соболева, А.Д.Сухова, А.И.Уткина, В.Г.Федотовой, И.Ф.Худушиной, Л.Е.Шапошникова рассматриваются особенности российского либерального мировоззрения. Работы В.А.Гуторова, И.А.Голосенко, В.В.Шелохаева, А.В.Гоголевского,

А.Н.Медушевского, С.С.Секиринского, В.И.Шамшурина,

М.Г.Вандалковской, О.Л.Гнатюк, Н.Г.Думовой, А.Н.Ерыгина,

В.П.Золотарева, З.А.Каменского, А.А.Левандовского, С.Н.Погодина, С.А.Чибиряева, Г.И.Щетининой посвящены анализу историко-социологических проблем русского либерализма и социологических концепций отдельных либеральных мыслителей России. К.С.Гаджиев, Б.Г.Капустин, А.А.Кара-Мурза, А.С.Панарин, А.М.Салмин, В.В.Согрин, Э.Ю.Соловьев, и А.И. Улюкаев исследуют современный российский и европейский либерализм.

Вместе с тем, либерализм пока в большей мере изучается с политико-социологической стороны и недостаточное внимание обращается на философские аспекты развития русского либерализма XIX - начала XX века. Целью диссертации является: - историко-философский концептуальный анализ отечественного либерализма как структурно - организованного феномена и выявление философско- теоретической формы либерализма в России. изучение философских оснований отечественного либерализма: философии права и философии истории. анализ концепций христианского либерализма, западничества, классического и социального либерализма. раскрытие особенностей генезиса и эволюции либерализма в России от раннего либерализма к социальному либерализму. компаративный анализ либерализма и консерватизма. компаративное исследование русского и западноевропейского либерализма.

В целях конкретного выявления философско - теоретического содержания либерализма в диссертации исследуются концепции отечественных мыслителей, наиболее полно выражающих либеральную парадигму, и в то же время не рассматриваются те концепции либерализма(либеральное народничество), либеральный марксизм(легальный марксизм), где либерализм выступает дополнительным признаком основной концепции

Важнейшей источниковедческой базой диссертации являются философские сочинения главных представителей отечественного либерализма: М.М.Сперанского, Т.Н.Грановского, К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина, П.И.Новгородцева, Е.Н.Трубецкого, М.М.Ковалевского, П.Б.Струве, Н.И.Кареева, С.Л.Франка. В диссертации использована также зарубежная дореволюционная и современная историография русского либерализма: монографии М.Вебера, В.В.Леонтовича, А.Валицкого, Т.Г.Масарика, Д.Оффорда, Р.Пайпса, Д.Патнэма, М.Раева, П.Рузвельт, Г.Хамбурга, а также работы Д.Актона, И.Берлина, Р.Дарендорфа, Д.Дьюи, К.Мангейма, К.Маркса, X. Ортеги-и-Гассета, К.Поппера, Б.Рассела, Г.Рормозера, Г. де- Руджеро, Г.Самюэля, Г.Сормана, А. де- Токвиля, Ф.Фукуямы, Л.Харца, посвященные истории и теории европейского либерализма. В диссертации использованы и работы классиков европейского либерализма А.Смита, Д.Локка, Т.Гоббса, И.Канта, Ш.Л.Монтескье, Г.В. Гегеля.

Осмысление либерализма оказывается сложной задачей ввиду многозначности этого понятия. Еще классик отечественного «охранительного» либерализма Б.Н.Чичерин писал о бытующих в русском обществе середины XIX века псевдолиберализмах: «уличном», своевольном, неуважающем мысль, труд и талант а также об оппозиционном, который понимает свободу лишь с отрицательной стороны. «Вся общественная жизнь для этого либерализма разбивается на два противоположных полюса, между которыми проводится непреходящая и неизменная черта». Очевидно, что 4 Чичерин Б.Н. Философия права. Сост. И.Д. Осипов. СПб., 1998. С.467. такой либерализм является обыденным сознанием и не обладает философско - теоретической формой.

Либерализм является сложным культурно - философским феноменом и может быть представлен в широком и узком смыслах. В широком смысле либерализм образует сплав ценностно -нормативного, рационально-философского и политико-правового сознания европейского общества, формирующегося с античности и обретающего свою зрелую форму в Новое время. «В целом для западноевропейской культуры Нового времени характерно утверждение принципов индивидуальной свободы и индивидуального равенства»5,- пишут В.В.Козловский, А.И.Уткин и В.Г.Федотова. На мировоззренческом уровне либерализм выражен в духовно-религиозной интенции личной свободы, которая во многом стала ценностной основой европейской культуры. По мнению С.С.Секиринского и В.В.Шелохаева: «Либерализм как бы растворен в крови западного человека»6. Свобода мысли, совести, действия, свобода личная и социальная являются в либерализме ценностью и идеей, условием бытия человеческого духа и социальным идеалом.

На философском уровне мировоззренческая интенция свободы находит свое рационально-метафизическое выражение в философии права и историологии. Гносеология либерализма отражает сферу практического разума, и либеральное теоретическое мышление проявилось в политэкономии ( А.Смит, физиократы), этике (И.Кант), философии права (Ф.М.Вольтер, Ф.В.Шеллинг, Г.В. Гегель), политической науке (Т.Гоббс, Д.Локк, Б.Франклин, Т.Джефферсон, Ш.Л.Монтескье), философии истории (Г.Гердер, М. Кондорсе, Д.Юм). Широкое (философское) понимание либерализма включает такие его концептуальные формы, которые отражают процессы становления в Западной Европе гражданского общества, утверждения частной собственности, рыночной экономики и «среднего класса». Философский (культур - философский) анализ либерализма 5 Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПбГУ, 19%, С.63. 6 Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории (середина XIX - начало XX в.). М, 1995. С. 3. наиболее перспективен и представлен в работах А.С.Ахиезера, А.Валицкого, А.А.Кара-Мурзы, Б.Г.Капустина, В.В.Козловского, Л. И. Новиковой, И.Н.Сиземской и В.И.Шамшурина.

В узком смысле либерализм является политической идеологией буржуазного общества и ассоциируется с принципами разделения властей, конституционализмом, парламентаризмом и концепцией правового государства. «Требования либерально -демократической политической философии: свобода для всех форм проявления индивидуального и общественного мнения и зависимость власти от непосредственного изъявления воли всех членов общества» , -писал С.Л.Франк. Важнейшими атрибутами либерального сообщества признаются гарантированные государством субъективные и объективные права личности. С европейской либеральной культурой связана постановка в теоретической и практической форме проблемы прав человека, а также разработка принципов, которые определяют меру индивидуальной свободы, сохраняющую необходимый уровень общественного порядка. Тем самым в либерализме свобода и порядок обретают правовой (юридический) характер. «Гражданская философия Гоббса, Спинозы и Локка в полной мере может быть отнесена к «юридической» именно потому, что общество (порой прямо отождествляемое с государством) представало в ней как правовой порядок, система законодательства и форм правления, общественное состояние индивидов -как гражданско-юридическое. А сам человек в его общественных качествах -как правосубъект, гражданин, носитель прав и обязанностей»,8-отмечает Ю.В.Перов. Правовое определение свободы и государства отличает философию либерализма как от радикальных концепций, придающих свободе неправовой смысл, так и от консервативных теорий, абсолютизирующих властный (неправовой) порядок.

Либеральная концепция правового разума исходит из принципа разумной воли, который требует от человека умения управлять своими

5. Франк С. Л. Проблема власти // Философия и жизнь. Этюды и наброски по фнлащфии культуры. СПб.,

1910. С. 122. 8 Очерки социальной философии. Под ред. КС.Пигрова. СП6ТУ, 1998. С.23. физическими, духовными силами и своей собственностью. Правомочность личности предполагает также воспитание у нее способности к признанию аналогичных прав за другими лицами. Правовой разум -сознание нормативное, ориентированное на соблюдение закона в самом широком смысле этого слова, и отсюда его тесная связь с моральным сознанием.

Существенной особенностью правового поведения является способность к осуществлению индивидом самостоятельного выбора между разными системами ценностей, а, не только подчиняясь требованиям закона. Различение права и закона -характерный признак либерального правосознания. «Право состоит в том, что мы имеем возможность свободно распоряжаться какой -либо вещью, тогда как закон есть то, что повелевает или запрещает нам делать нечто»,9- писал классик европейского либерализма Д.Локк. В либерализме критерии реализации свободы находятся в праве и государстве, там свобода опредмечивается и там рождается личность. «Личность получает действительное, примечательное значение в обществе, когда она возводится на степень лица, а лицо образуется через совокупность законных прав, обеспечивающих материальную и духовную жизнь человека...Если закон не обеспечивает возможность правильного выражения духовных способностей человека, его мыслей, веры, художественного творчества -он не существует в качестве элемента «духовной жизни» народа»,10-писал известный русский либеральный мыслитель А.Д.Градовский. Правовой человек отличается от человека политического тем, что он связан с обществом единым правовым пространством, которое нормативно -идеально детерминирует его поведение. Эта форма регулирования общественного поведения и соответствующая ей идейно -философская концепция создана в Западной Европе в ходе длительной культурной эволюции и, как показывают исследования Л.И.Петражицкого, ориентирована на формирование глубинных психологических мотиваций индивида. 9 Локк Д. Опыты о законе природы // Соч. в 3 -х т. Т.З. М., 1983. С.4. 10 Градожжий А.Д. Собр. соч.: В 8 т. СПб., 1901. Т.6. С.419.

Либеральной философии права присущи антиномии, которые следуют из принципа онтологического индивидуализма. Некритическое принятия потребностей человека в качестве критерия истинности социального развития по существу противопоставляет человеческие страсти закону, а уважение к человеку как цели общественного развития онтологически не совпадает с эгоизмом потребностей индивида. Кроме того, упор на необходимость законодательного регулирования общественного порядка, выдвигает на первый план проблему оправдания самого закона. Все эти антиномии проявились на определенном этапе развития либерализма и были осмыслены в отечественной философии.

Другим философским основанием либерализма является философия истории. Понятие историологии, введенное Н.И.Кареевым, отличает, на наш взгляд, историческую концепцию либерализма от религиозной историософии, с одной стороны, и спекулятивной философии истории, с другой. Историология либерализма является эволюционным прогрессизмом и процессуальна по своей сути. Она строится на представлении о постепенной эволюции самоорганизующегося индивидуальными усилиями граждан общества. Личное самодеятельное начало в либерализме включено в абстрактные социальные связи, зависит от них и образует социальный порядок. Специфика либерального мировоззрения заключается в том, что непрерывное приближение к общественному идеалу является критерием верности социального прогресса, а все реализованное теряет свою значимость, ибо не имеет дальнейших перспектив своего существования.

Эволюционный динамизм либерального менталитета совпадает с линейной перспективой христианской философии истории и концепциями прогресса эпохи Просвещения. Согласно Н.И.Карееву: «Цель прогресса -развитие личности как очеловечивание людьми природы, объединение человечества высшей культурой и мирная кооперация народов»11. Исходной базой для построения либеральной историологии является категория исторического разума и понятие всеобщей истории, в рамках которой 11 Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. М, 1883. T.1.C.399. создается универсальная духовная и материальная культура человечества. Из историологии либерализма следует принцип культурно-национального универсализма, синтезирующий концепцию общечеловеческой культуры с правом каждой нацией на сохранение культурной уникальности.

Резюмируя, можно определить либерализм, как «интеллектуальную и нравственную установку на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей» . Общие свойства либерального мировоззрения проявились и в русском либерализме, но со спецификой, обусловленной культурной и политической условиями его формирования и стремлением отечественных либералов разрешить антиномии европейского либерального индивидуализма. Своеобразие восприятия свободы в России заключается в «конкретном сочетании социальной правды и социальной воли у разных общественных групп и слоев».13 Универсальная модель европейской либеральной философии выразилась в концептуальном многообразии русского либерализма и тем самым приобрела национальную форму. Историческое своеобразие философии русского либерализма заключалось в том, что она вырабатывалось с учетом последствий Великой французской революции 1789г., приведшей к якобинскому террору. Как писал В.В.Леонтович: «Либерализм знает, что насильственная революционная акция чаще всего разрушает как раз наиболее ценные элементы старого строя, не затрагивая при этом первобытной сущности любой государственной власти, - т.е. силы в чистом виде, а тем самым создаются предпосылки для того, чтобы государственная власть в дальнейшем проявляла себя еще более грубо, не будучи уже ограничиваема и сдерживаема вообще ничем после отпадения даже древних традиций»14. Поэтому на разных этапах российской истории отечественные либералы 12 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993, С. 154. 13 Козловский В.В.. Уткин А.И. Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПбГУ, 1995, С.58. 14 Леонтович В.В. История либерализма в России (1762 - 1914). М., 1995. С.21 -22. стремились рационально сформулировать законы эволюционного развития общества, пытаясь подчинить социально -политическому контролю стихийные общественные процессы. «Любые революционные потрясения в государстве либералы осуждали».15 Реформизм и легализм следовали из неприятия революционного способа преобразования существующего строя.

Понимание того, что в переходный период будет необходимо сосуществование и взаимопроникновение новых и прежних социальных институтов, было присуще разным направлениям отечественного либерализма. «Российская конституция, - писал граф М.М.Сперанский, -одолжена будет своим бытием не воспаленным страстям и крайностям обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устроив политическое бытие своего народа, может и иметь все способы дать ему самые правильные формы».16 В этой связи становится ясен и скепсис русских либералов в отношении конституционного самодержавия, ибо в конкретных российских условиях оно могло только усилить местную бюрократию.

Специфика русского либерализма заключается в особой « сборке» отечественного либерализма из внешне однотипных с европейским либерализмом ценностей и концепций. Если классический европейский либерализм выступал философско-мировоззренческой и политико-правовой антитезой феодализма, то отечественный либерализм практически все время развивался в контексте феодализма, стремясь рационально обосновать необходимость постепенной трансформации традиционного уклада жизни, конвергенции самодержавия и демократии. Западноевропейский либерализм противопоставил феодальным ценностям традиции, религиозной веры, социальной иерархии, сословно-общинного коллективизма буржуазные ценности разумного прогресса и естественного права, социального равенства и личной свободы. А российский либерализм изначально стремился к 15 Бенедиктов Н.А., Пушкин С.Н., Шапошников Л.Е.,ШаталинЕ.Н Философия истории в России. Нижний Новгород 1994. С. 24. 16 Сперанский М.М. План государственного преобразования (Введение к Уложению государственных законов 1809 г.). М., 1905. С. 15. гармонии нового порядка со старым, традиционного общества с буржуазным. Суть социальной философии русского либерализма определяло ясное понимание состояния российского общества, в котором были сильны традиционные формы культуры, сохранившиеся в «бессознательных инстинктах народных масс» (Б.Н.Чичерин)

О консервативности, как существенной черте отечественного либерализма, пишут В.В.Козловский, В.В.Леонтович, А.И.Новиков, В.И.Шамшурин, П.Рузвельт, С.С.Секиринский, В.В.Шелохаев, Р.Пайпс. О возможности сочетания либерализма и консерватизма писали Б.Н.Чичерин, А.Д.Градовский и П.Б.Струве. По нашему мнению, за понятием консервативный либерализм (либеральный консерватизм) скрывается общая тенденция отечественного либерализма к универсализму, всесторонности. Эта же тенденция, как отмечает Г. Де - Руджеро в «Истории европейского либерализма» (1927), стала проявляться в европейском либерализме XX века. Универсальный смысл консервативного либерализма состоит в соизмерении понятия свободы и власти, веры и разума, прогресса и традиции, персонального и социального. Идея меры и синтеза противоположных « элементов»- категорий бытия преобладала в социальной онтологии и гносеологии отечественного либерализма. Для русских либералов особо значимой была проблема с одной стороны активизации индивидуальной и общественной самодеятельности, а с другой преодоления дилеммы анархической вольницы и закрепощения в русской истории. Истинная монархия М.М.Сперанского, равное общество А.П. Куницына, самодержавная республика К.Д.Кавелина, правовая монархия Б.Н.Чичерина - являют собой теоретический результат подобных стремлений русских либералов.

Своеобразие социальной философии русского либерализма проявилось и в том, что отечественный либерализм, связанный с ценностями гражданского общества, личных прав и свобод выступил против крепостного права с позиции широко понятых народных интересов. В то же время русские либералы, сближаясь с социализмом (А.И.Герцен) и марксизмом (Н.И.Кареев, легальные марксизм), выступили и критиками социализма и марксизма (Б.Н.Чичерин, Н.И.Кареев, П.Б.Струве).

Можно выделить два главных этапа формирования русского либерализма: ценностно-мировоззренческий и философско-теоретический. Ценностно-мировоззренческий этап определялся эпохой Просвещения и европеизации России. Проблема формирования либерального просветительства всесторонне разработана в трудах А.Ф.Замалеева, В.С.Никоненко, А.И.Новикова, Т.В.Артемьевой, Н.И.Морякова, А.Д.Сухова, П.С. Шкуринова. Эпоха европеизации активизировала контакты русской интеллигенции с Европой, а петровские реформы усилили приток идей европейских мыслителей в Россию.17 В последующем Екатерина 11, внесла весомый идейный и практический вклад в политику правительственного либерализма. « Либерально - правовое направление относится к наиболее светлой поре екатерининского царствования -времени составления «Наказа» и бурных законодательных дебатов 1767 - 1768 гг.»18, -отмечает А.Ф.Замалеев. На «своеобразие русского просвещения, выдвигавшего на первый план принцип гуманизма», указывает А.А.Ермичев.19 В философии появились мыслители, доказывающие необходимость гуманизации общественных отношений, отмены крепостного права, развития коммерции и создания среднего «чина» общества,. А.Я.Поленов, Д.С.Аничков, И.А.Третьяков, Н.И.Панин, И.И.Бецкой, С.Е.Десницкий, Я.П.Козельский, Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков обсуждали правовые вопросы и на философско-мировоззренческом уровне подготавливали грядущие политические реформы, борьбу за права личности и «вольности народа». По мнению диссертанта, широкий ценностно -мировоззренческий фон просветительства второй половины ХУШв. способствовал последующему формированию концепций революционаризма (АН.Радищев, декабризм), традиционализма (Н.М.Карамзин, доктрина официальной народности, славянофильство) и либерализма (М.М.Сперанский, западничество).

См. по этой проблеме А.Ф.Замалеев. Курс истории русской философии. М, 19%.

Замалеев А.Ф., Осипов И. Д Русская политология: обзор основных направлений. СП6ГУ. 1994. С.42. 19 Русская в европейская философия: пути схождения. СПб., 1997. С.75.

Следует подчеркнуть, что многие философские идеи эпохи европеизации России имели свои предпосылки в ХУ11 веке, и были обусловлены как формированием национальной культуры и государственности, так и влиянием западной образованности. «Когда мы говорим о коренном значении ХУ11 в. для последующих процессов русской философии, мы должны иметь в виду, прежде всего это столкновение различных тенденции ценностного отношении к русской жизни», -справедливо отмечает В.С.Никоненко.

Свою оригинальную теоретическую форму ранний либерализм получил в первой половине XIX века в социальном христианстве М.М.Сперанского и западничестве С.М.Соловьева, Т.Н.Грановского, А.В.Дружинина, П.Г.Редкина, В.П.Боткина, К.Д. Кавелина и П.В.Анненкова, А.И.Герцена, В.Г.Белинского. В идейном комплексе прогрессивно -освободительного движения в России этого периода следует выделить и связанную с декабризмом философию демократического либерализма -естественно-правовые воззрения А.П.Куницына и конституционализм Н.М.Муравьева.

Идеи М.М.Сперанского имеют особое значение для понимания специфики отечественного либерализма, так как им впервые были теоретически обоснованы главные парадигмы русского либерализма: нравственно-правового разума, единства прогресса и традиции, веры и разума, социальной этики и личной пользы, индивидуальной свободы и государственных интересов. Философско - теоретическое творчество М.М. Сперанского идейно - культурно опосредуется религиозным просветительством ХУ111 века и либеральным традиционализмом XIX столетия (славянофильство, либеральный консерватизм В.С.Соловъева), прослеживается и определенная связь идей М.М.Сперанского с проблематикой религиозного либерализма в духовно- академических школах (И.Л.Янышев, М.М.Тареев) и с естественно - правовыми воззрениями

Никоненко B.C. Русская философия накануне петровских преобразований. СПбГУ, 19%, С. 8.

А.П.Куницына и А.Н.Радищева. Философия права Сперанского предваряла и некоторые концептуальные идеи П.Я.Чаадаева.

Второй - философско- теоретический(пореформенный) этап развития либерализма - определен созданием Б.Н.Чичериным, К.Д.Кавелиным, А.Д.Градовским, М.М.Стасюлевичем, В.А.Гольцевым ряда оригинальных работ. При этом «основное содержание либеральной модели было одновек -торным, отражавшим основную тенденцию общемирового прогресса» (В.В.Шелохаев) и сфокусированной вокруг проблематики философии права и историологии социального прогресса.

Завершается второй этап развития отечественного либерализма теоретической и практической деятельностью русских либералов начала XX века, реализовавших парадигму социального либерализма. В этот период наблюдается эволюция части русской интеллигенции «от марксизма к либерализму». «Именно концепция либерализма обосновала и конкретизировала сущность полной свободы индивида -реализовать свои способности и возможности в условиях своеобразного соревнования и конкурентной борьбы» , - отмечает А.И.Новиков. Из либеральных мыслителей и политиков этой поры следует назвать В.И.Вернадского, П.Н.Милюкова, П.И.Новгородцева, П.Б.Струве и С.Н. и Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка, М.М.Ковалевского, Н.И.Кареева, Б.А.Кистяковского, В.М.Гессена, С.А.Котляревского, Л.И.Петражицкого.

Общефилософские предпосылки русского либерализма различались и включали концепцию естественного права, социальное христианство, і просветительство, гегельянство, позитивизм, социализм и неокантианство, но сохранялось теоретическое и мировоззренческое единство, определяемое философией права и историологией прогресса. Конституирующим признаком либеральной социальной философии является мера, удерживающая свободный человеческий дух в общественных рамках и культурных формах, выявляющих самоценность и значимость нравственно-правовой и культурно -цивилизационной сферы социальной жизни, личных политических и 21 Новиков А.И. История русской философии. X-XX веков. СПб., 1998. С.269. гражданских прав. Синкретизм религиозной и рационалистической философии привел к созданию оригинальных концепций христианского либерализма, а синтез основной парадигмы либерализма равенства и свободы с методологией научного идеализма обусловил появление ряда концепций социального либерализма.

В диссертации впервые проведен системный концептуальный историко - философский анализ теоретических оснований русского либерализма XIX - начала XX века и исследуются основные этапы его идейной эволюции от социального христианства и западничества к классическому русскому либерализму и социальному либерализму. уточнены исходные понятия и категории философского мировоззрения русского либерализма: естественный закон, нравственный мир, метафизика права, номология прогресса, личность, свобода, истинная монархия, историология культуры, впервые на основе выделенных теоретических оснований осуществлена идейно - философская периодизация российского либерализма XIX - начала XX века. выявлены основные парадигмы либерализма в контексте отечественной философии, а также определены культурные детерминанты либеральной идеи, обоснована ее связь с проблемой поиска национальной идентичности в русской мысли. обосновано концептуальное ядро либерализма, вскрыты его культурно —философские основания и антиномии. осуществлена типологизация либеральных концепций в Росси, показана их своеобразная неклассическая форма. определены главные ценностно - теоретические особенности русского либерализма: духовность, историчность, этичность, соборность и универсализм. осмыслен феномен христианского либерализма в России и изучено его отношение к русскому гуманизму и Просвещению. - На защиту выносятся следующие положения, обладающие научной новизной и подтверждающие основные выводы диссертации. 1. Культурно - цивилизационные условия, в которых развивался отечественный либерализм, обусловили синтез в рамках социальной философии русского либерализма рациональной аргументации либерально-демократических идей с духовными феноменами традиционной и религиозной культуры, а индивидуализма и легализма философии естественного права с соборно - коллективистским сознанием.

2. Главными философскими основаниями русского либерализма XIX -начала XX в. были философия права с выражавшимся идеалом нравственно - правового разума и философия истории, в которой обоснована идея исторического разума.

3.Философия русского либерализма в своей критике действительности исходила из принципа справедливости, выступая по существу «правовым протестантизмом». В отличие от Западной Европы, где в XIX столетии в значительной мере нравственная апология власти и права прерывается, в России усилиями либеральных ученых разрабатывается государственная и хозяйственная этика, моральная философия народно-правового капитализма.

4. Важнейшими в отечественном либерализме были парадигмы единства человека и гражданина, внутреннего преображения и внешнего созидания. Развиваемая А.Смитом, Т.Гоббсом, Д.Локком и И.Кантом традиция западного либерализма, стремившаяся удержать антиномию частного человека и гражданина, для русских либералов была неприемлема и находила свое религиозно-нравственное, рационально-философское и политическое разрешение в концепции нравственно- правовой личности, живущей в условиях правовой монархии, в которой реализованы идеалы единства «правды и выгоды» (К.Д.Кавелин), свободы и власти (Б.Н.Чичерин), личного, национального и государственного начал социальной жизни (П.Б.Струве).

5. Философия русского либерализма теоретически реализовала принцип универсализма. Социальное христианство М.М.Сперанского, демократический либерализм Т.Н.Грановского и А.П.Куницына, «консервативный либерализм» Б.Н.Чичерина и К.Д.Кавелина, свободный универсализм П.И.Новгородцева, либеральный консерватизм В.С.Соловьева, соборный либерализм (соборный универсализм) С.Л.Франка и Е.Н.Трубецкого, сингулярный универсализм П.Б.Струве, правовой солидаризм М.М.Ковалевского и Б.А.Кистяковского, социокультурный либерализм Н.И.Кареева, развивались на основе методологического синтеза либерализма и консерватизма (социального универсализма). Разрешая ряд антиномий европейской социальной философии: равенства и свободы, традиции и прогресса, личности и гражданина, нормы и ценности русский либерализм выявил универсальную (либерально-консервативную), нормативно-ценностную тенденцию социальной философии XX века.

6. Отечественными либералами, как правило, отвергались принципы негарантированности человеческого бытия и невмешательства государства в социально-экономическую политику. Напротив, в отечественном либерализме было философски обосновано и практически отстаивалось положение о необходимости государственных гарантий в реализации права на достойное человеческое существование. (К.Д.Кавелин, В.С.Соловьев, Н.И.Кареев, П.И.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой, С.Л.Франк,

М.М.Ковалевский).

7. Либерализм в России в значительной мере был этатистским, и в этом проявилась его «охранительная» сущность. В то же время либеральные ученые, теоретически утверждая принципы правового государство, серьезное внимание уделяли и критике «административного произвола» (К.Д.Кавелин).

8.История русского либерализма показала закономерность: сумма идей последовательно сменялась от концепций естественного права, общественного договора и социального христианства в конце ХУШ-начале XIX века к формулированию теоретических положений философии консервативного (универсального) либерализма в пореформенный период и «возрождению» философии естественного права в начале XX столетия.

9. В идеологии русского либерализма, во многом инициированной процессами модернизации российской экономики, обращалось серьезное внимание на проблему активизации личной самодеятельности, «личных польз» (М.М.Сперанский), развития «личной годности» (П.Б.Струве) и борьбе с естественной пассивностью человеческой натуры (Б.Н.Чичерин). Философия хозяйства отечественного либерализма выразила идею единства «собственности и государства». В данном случае логика частного присвоения была реализована в контексте политической и социальной логики.

10. В русском либерализме проявился феномен «опережающего мышления», который обусловил определенное несоответствие социальной философии либерализма конкретным социокультурным реалиям России начала XX века. Драма русского либерализма заключалась в отсутствии широкой социальной базы для реализации либеральных идей. «Русские либералы в целом так и остались утопистами - мечтателями, пытавшимися переустроить Россию мирным, парламентским путем».22

Выводы и научные результаты диссертации позволяют лучше понять такое сложное духовно-культурное явление как либерализм и уяснить специфику и философское многообразие отечественного либерализма. По нашему мнению, русские либералы внесли существенный научный вклад в процессы демократизации, гуманизации и просвещения российского общества. Отечественные либеральные мыслители разрабатывали «гражданскую философию», ими были сформулированы кардинальные проблемы культурного взаимодействия России и Запада.

Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М.,1996, С.262.

.Социальное христианство М.М.Сперанского

У истоков отечественного либерализма стоял человек, которого А.С.Пушкин назвал «гением блага». Это был ближайший сотрудник Александра I, философ, выдающийся правовед и политический деятель граф Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839). Образованнейший человек своего времени, Сперанский великолепно знал русскую и европейскую философию, труды писателей просветителей - Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, Ф.В.Ушакова и оставил после себя помимо государственных проектов и корпуса российских законов интересные исследования по философии, праву, истории. Его перу принадлежат близкие по своему нравственно-экзистенциальному духу «Максимам» Ларошфуко, «Опытам» Монтеня и «Мыслям» Паскаля философские афоризмы и оригинальная работа по риторике «Правила высшего красноречия», а также религиозно-философские статьи, труды по математике и физике. Значительная часть этого богатейшего творческого наследия еще не опубликована, бережно хранится в рукописном отделе Российской национальной библиотеки и ждет серьезного исследования.

Следует заметить, что в последние годы личность русского реформатора привлекла внимание ученых-историков, вышло несколько книг о Сперанском,1 но они раскрывают преимущественно политико-правовые воззрения мыслителя. Собственно же онтология, этика и философия права, имеющие самостоятельное значение, рассматриваются лишь в контексте политико-правовых проблем. В этой связи стоит привести авторитетное суждение А. И. Введенского, который писал: «Ломоносов, Сковорода,

Радищев и Сперанский — вот родоначальники русской философии. Хотя они и оперируют материалом, заимствованным с Запада, но в них видна и оригинальная мысль, характеризующая различные стороны русского духа».2

Имеется обширная дореволюционная литература о Сперанском, из которой, прежде всего, следует назвать фундаментальную монографию видного историка, библиографа барона М. А. Корфа, работавшего вместе с М.М. Сперанским. После выхода в свет эта книга привлекла внимание критиков и читателей и вызвала разнообразные отклики на страницах периодической печати. Интересными являются: исследование И. В. Катетова о религиозных взглядах Сперанского, труд А. Н. Пыпина, в .котором содержится анализ воззрений мыслителя, работа М. В. Довнар-Запольского о политических идеалах русского реформатора и др. Тогда же был издан ряд брошюр и статей, приуроченных к юбилейным датам мыслителя, в которых предпринималась попытка дать общую характеристику творческого пути М.М.Сперанского и оценивались его начинания в разных сферах российского общества. Оценки эти иногда определялись политическими убеждениями авторов, но при этом, как правило, не ставилась под сомнение плодотворная научная и общественно - политическая деятельность Сперанского, признавалась ее значимость для Российского государства, отмечалась универсальность научных интересов мыслителя. «Позволительно, без всякого преувеличения, утверждать, — писал М. А. Корф, — что по таланту, по массе глубоких и многосторонних знаний, ученых и, что называется, деловых, по силе воображения, по всеобъемлющей производительности, наконец, и по духу и цели своих стремлений, когда они не преклонялись перед сторонними влияниями, едва ли кто-либо из предшественников у нас Сперанского более его соединял в себе качества истинно государственного человека».4

Метафизика свободы Б.Н.Чичерина

Следующий этап развития русского либерализма связан с отменой крепостного права, проведенной учеником М. М. Сперанского Александром II, и рядом крупных социальных реформ, создавших в России предпосылки гражданского общества и правового государства. Среди них следует назвать земскую реформу 1864 г., результатом которой была новая система местного самоуправления, судебную, военную и городскую реформы. Были также расширены права высших учебных заведений и предоставлена им автономия в решении ряда вопросов, касающихся учебного процесса; появилась значительная свобода в издании журналов и газет с либеральной ориентацией. И хотя по-прежнему понятия «правовое государство» и «конституция» были запрещены для использования в органах печати,1 все же эзоповым языком данные темы можно было обсуждать в журналах «Вестник Европы» (1866—1918), «Русская мысль» (1880—1918), «Юридический вестник» (1879 - 1892), «Исторический вестник» (1880—1917), газете «Голос». Интересные публикации по философии права и философии истории появились в журнале «Вопросы философии и психологии».

Классический русский либерализм отличается от раннего русского либерализма систематизированной философской формой, теоретической оригинальностью и содержательностью. Концепции Б.Н.Чичерина и К.Д.Кавелина, наиболее полно представляют классический либерализм в двух главных его основаниях: философии права и философии истории.

Политическим девизом классического - консервативного либерализма (либерального консерватизма) является «либеральные меры и сильная власть» (Б. Н.Чичерин). «В отличие от чистого либерализма, подрывающего идею сильной власти и заменяющего ее идеей власти сугубо функциональной, служебной, либеральный консерватизм признавал за традициями государственности, крепкой власти, национальной культуры значение самоценных общественных явлений» , - пишут В.В.Козловский, А.И.Уткин и В.Г.Федотова. В философии консервативного либерализма реализован принцип универсализма, разносторонности, поиска меры в общественном развитии, равновесия между разными сторонами политической жизни и духовной культуры. Как отмечает А.И.Новиков,: «В формуле «либеральный консерватизм», таким образом, сплетаются две тенденции - утверждение действительной свободы личности и в то же время поиск границ этой свободы, с тем, чтобы она не перешла в разрушительную вседозволенность».3 Принцип универсализма, характерный для социальной философии консервативного либерализма, был экстраполирован Чичериным и Кавелиным и на решение проблемы взаимоотношения науки, философии и религии, власти и права и по существу определял специфику классического русского либерализма, его подхода к анализу социокультурных явлений.

Свободный универсализм П. И.Новгородцева

Рубеж XIX - XX века был отмечен процессами дальнейшего развития отечественного капитализма. Ф.Энгельс писал Н.Ф. Даниельсону в марте 1892г.: «С 1861 г. в России начала развиваться промышленность в масштабе, достойном великого народа». Вместе с тем, нерешенный аграрный вопрос, конфликты между рабочим классом и буржуазией крайне осложнили внутриполитическую ситуацию в стране. В трудных условиях царское правительство не справилось с государственным управлением, и консервативный путь к правовому государству, воплощенный в фигуре П. А. Столыпина, так и не состоялся. До последних своих дней царизм цеплялся за неограниченность своей власти и не давал сформироваться в стране традициям конституционализма и правового государства, образоваться заинтересованному в частной собственности классу самостоятельного крестьянства, и в экстремальной ситуации ни призыв уважать закон, ни призыв уважать собственность не могли быть услышаны всколыхнувшейся массой. По словам Ф. А. Степуна: «Несчастье канунной России заключалось в том, что в общественности и культуре цвела весна, в то время как в политике стояла злая осень. Власть лихорадило: она то нерешительно отпускала поводья, то в страхе бессмысленно затягивала их. Не только революционерам, но и умеренным либеральным деятелям приходилось туго: всякого народного учителя поинтеллигентнее, всякого священника, не водившего дружбы с урядником, норовили перевести в город без железной дороги. Ясно, что трупный запах заживо разлагающейся власти, отнюдь не столь злой и жестокой, как в те времена казалось, но уж очень беспомощной в делах государственного управления и окончательно безвольной, не мог не отравлять самых светлых начинаний предвоенных лет».2

Политическое движение либерально-мыслящей интеллигенции в это время объединилось в партии конституционных демократов, демократических реформ и мирного обновления, что выглядело явным прогрессом, по сравнению с первым кружком земских либералов «Беседа», действовавшим в 1899—1905 гг. в Москве. В него входили Ф. А. Головин, кн. Г. Е. Львов, Ф. Ф. Кокошкин, Н. А. Маклаков, кн. Е. Н. Трубецкой и др. Другим союзом либеральных конституционалистов был «Союз Освобождения», в котором состояли С. А. Котляревский, Ф. Ф. Кокошкин, С. А. Муромцев, Д. И. Шаховский, П. Б. Струве и др.3 В начале XX в. выходили либеральные периодические издания «Московский еженедельник», «Вестник партии Народной Свободы», «Вопросы жизни», «Русская мысль», «Свобода и культура», «Полярная звезда», газеты «Биржевые ведомости», «Голос Москвы», «Дума», «Речь», «Утро России» и др. Социальная философия либерализма этой поры включала комплекс новых идей. Философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и С. Л. Франк, Е.Н.Трубецкой, историки Н. И Кареев и М. М. Ковалевский, юристы Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев и Л. И. Петражицкий развивали новые направления науки: политическую социологию, психологию политики и права.

Эти многообещающие и плодотворные исследования ставили своей целью защитить идею правового государства в условиях надвигающегося революционного кризиса, показать возможности правового общества в решении проблемы социальной справедливости с учетом той критики противоречий капитализма, которая давалась русским марксизмом и социализмом. В свою очередь и либерализм повлиял на концепции социалистов - народников, о чем свидетельствует возникновение либерального народничества Н.К.Михайловского, С.Н.Кривенко, С.Н.Южакова, В.П.Воронцова. Влияние идей либерализма сказалось и в легальном марксизме.

Похожие диссертации на Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века)